Мозг – 50 оттенков серого
[brain]
Что на самом деле происходит, когда мы думаем? То есть, когда мы считаем, что думаем, и что происходит тогда, когда мы считаем, что мы думаем о том, как мы думаем. Как мы пришли к этой замечательной способности в конце эволюционного туннеля? Как происходило перевоплощение инстинктов в разумные, казалось бы, действия? Может, когда самые любопытные слезли с деревьев и начали ходить на двух конечностях, что освободило остальные конечности и хвост? Предположение о значимости локальной независимости пары конечностей заставило обратить на себя внимание сторонников теории эволюции, которые стали доказывать, что именно этот факт и способствовал возможности вести активную трудовую деятельность без участия рудимента – хвоста. Труд, якобы, сделал из обезьяны человека. Сегодня это выглядит уже несколько странно, поскольку наличие рук у современного человека совершенно не способствует высокой, по сравнению с первобытной, трудовой деятельности. И наоборот, освободившиеся конечности используются так, как нашим предкам и не снилось.
Но есть ещё мнение. На мой взгляд, не менее убедительное. Передвижение на двух конечностях способствовало увеличению притока крови к мозгу. Так как передвижение на четырех лапах, ладошках или копытах забирает много энергии, требующей особого усиленного кровотока, то передвижение на двух конечностях позволило максимально перераспределить его и в разы увеличить возможность снабжения мозга энергией для совершения разного рода мыслительных действий. Мозг использует энергию в потрясающих объемах, подобно кондиционеру в жаркий день. Помимо энергетической составляющей, постоянный и достаточный приток крови и, соответственно, биологических строительных материалов способствовал чисто анатомическому развитию этого органа. Из млекопитающих самый большой вес мозга по отношению к весу тела – у человека. Вся жизнь первобытного человека (рассматриваемого как человека, имеющего первичный быт и всё самое необходимое для поддержания вида) состояла из постоянного передвижения, направленного на поиск и снабжение энергетическим материалом для обеспечения жизни и работы его мыслительного органа. Что человек мог противопоставить дикому миру, как он мог избежать того, чтобы не стать устойчивым звеном в пищевой цепочке окружающих живых существ? Зубы, когти, скорость разгона до 30 км в час, сверх-прочный панцирь, возможность вертикального взлета и посадки. Особенный слух, возможность ночного видения, ультрасенсорика, обоняние, которое за километр чует хищника? Ничего этого не было. Был только мозг. Мозг с набором постоянных целеустремлённых действий и движений – стратегических, зависящих от времени года; тактических, сочетающихся с законом и боевым порядком охоты; оперативных, бег от опасности или к мечте.
Физическая активность, как основа жизнедеятельности, сопровождает человека несколько десятков тысяч лет, за исключением последних двух столетий. А движение способствует функционированию общего кровотока, в том числе и того, который доставляет энергию к мозгу. А если взять последние полсотни лет нашего образа жизни, то в свете вышесказанного эпидемия гиподинамии просто катастрофична. Автомобиль, лифт, эскалатор. Кабинет, водитель, диван. Стул, кресло, кровать. Теперь представьте себе, что вся наша система десятки тысяч лет настраивалась на передвижение приблизительно в 15 километров в день. Этот параметр сочетался со всеми нашими органами – от мышц до сосудов. И мозг – не последний орган в этой выстраданной структуре.
Что происходит с цветком, если его не поливать, какой урожай вы получите при скудном орошении полей, что будет с органом, если кровь будет поступать все меньше и меньше? Нет, конечно, это не так маргинально, как в том анекдоте: высохнет и отпадет.
Современный мир – это тотальная гиподинамия. Представьте себе, каково нашим мышцам, да и всему организму, который веками оттачивал и совершенствовал такие качества, как скорость, выносливость, и далее – находчивость и интеллект. Как тяжёл был хлеб или, скорее, зверь насущный, какие простые риски и понятные действия, сколько калорий приходилось тратить! Одним словом, вот так просто, в течение последних неполных двух столетий бóльшая часть человечества, коренным образом поменяв свой образ жизни, привела свой эволюционирующий организм к сомнительным перспективам. Интеллектуальный труд практически вытеснил физический, а физический максимально вооружился техническими помощниками. Это не могло не сказаться на распространении всех тех болячек, которые приобрели масштабы пандемии, в частности, сердечно-сосудистые заболевания, осложнения с позвоночником, болезни, вызванные нарушением обмена веществ в результате минимальной физической нагрузки и несопоставимого формата и объема питания. И если мы прежде думали, что выиграл мозг, то теперь это кажется спорным.
[brain], [health]
«В нашей жизни не столько важно положение, котором мы находимся, сколько направление, котором мы движемся».
Оливия Холмс
Мы отвыкли от ощущений мышечной радости и от приятной усталости от физических занятий. Со временем наш организм при таком образе жизни не сможет поддерживать функционирование нашего мозга на привычном для него десятки тысяч лет уровне. И тогда все аргументы и оправдания станут ненужными. И, может, только тогда работа мозга полностью мобилизуется на поддержание физического здоровья. Вот и всё.
Но радует то, что за последние 20—30 лет многие стали осознавать зависимость своих жизненных успехов не только от своей изворотливости, интриганства или, что сложнее, интеллекта, но и от «бронзы мускулов и свежести кожи». Приятная и надёжная мускулистость торса, плавность движений, свежее дыхание – всё это стало частью образа жизненного успеха.
Практика подтверждает теорию. Проведём эксперимент. Попробуйте для начала каждое утро выполнять минут 15 комплекс из самых простых гимнастических упражнений и обратите внимание, как начнёт меняться ваша осанка, ваша походка, насколько дольше вы будете оставаться трудоспособным и активным. Правильное использование и техническое обслуживание своей биологической оболочки – вопрос культуры жизни и её качества.
Конечно, у вас есть и такие возражения: сегодня человечество достигло многого, а за последние 100 лет куда больше, чем за все предыдущие тысячи лет. Оно перестало двигаться и стало развиваться. Но это далеко не так. Во-первых, мы не знаем, скольких открытий и достижений добилось бы человечество, если бы оно продолжало вести активный физический образ жизни. Во-вторых, что такого революционного было совершено за последние 50 лет без помощи высокотехнологичных средств? Какие значимые открытия сделаны исключительно благодаря абстрактно практической работе мозга? Последнее и действительно значимое – это теория относительности. Может, вы ещё вспомните Перельмана? Или десяток других нобелевских лауреатов? Это на 7 миллиардов человек. Но не об этом речь. Всё же задумайтесь о факторе гиподинамии.
«Хотя, что действительно имеет значение, так это то, что происходит в нас, а не с нами».
Но есть место и для оптимизма, особенно в развитых странах, где в связи с ростом пессимистических установок трудового активного слоя общества и, соответственно, уменьшением их потребительских настроений вовсю пропагандируются простые физические упражнения, которые способствуют борьбе с депрессией и увеличению притока протеинов и кислорода к мозгу, уменьшению риска всех сердечных и сосудистых заболеваний. Та же аэробика, хотя бы два раза в неделю, уменьшает риск деменции вдвое. Впрочем, человечество действительно задумалось об этом, о чём свидетельствует гигантский рынок фитнес-клубов, бытового спортивного инвентаря, велосипедов, диет, органических продуктов.
[brain]
Мозг – это целый комплекс структур для поддержания жизни. Наиболее общее и понятное представление его структуры – это схематичное разделение его на три этажа: мозг рептилий, мозг млекопитающих и самый главный, третий, уровень, пентхаус мыслей и идей, присущий только человеку. Но что такое есть на этом третьем этаже, какие опции, которые позволили нам так распространиться по нашей планете? Какое такое особенное качество присуще этому пентхаусу, позволившее нам узурпировать планету?
Мы можем приспосабливаться. Мы имеем такую возможность. Возможность, данная нам третьим этажом. Приспосабливаться к по-годе, дикому окружению, начальнику, любовнице, правительству, продавцу и покупателю, курсу валют и таможенным правилам. Это некий постоянный процесс – адаптация, обучение и память. Па-мять, кстати, самый важный элемент нашего «творчества». Пусть это не кажется вам странным. Креатив, творчество, инновация – всё это процессы, направленные на разработку прототипа. Вы всегда всё создаете по подобию, даже то, что называете совершенно новым и необычным. Такова природа нашего мышления.
Кстати, согласно древнееврейским поверьям, наш мозг содержит: Гипоталамус – Раух – отвечает потребностям для выживания. Лимбическую систему – Нефеш – формирует уровень чувств, эмоции, желания, страх. Кору – Нешама – это интеллект, стратегия, философия и контроль двух остальных уровней. Данное поверье полностью совпадает с современным представлением о строении головного мозга, которое схематически и функционально принято делить на мозг рептилий, эмоциональный мозг и кору мозга, соответственно с тем предназначением, которое описывали древние евреи.
Что ещё нам помогает адаптироваться? Наше знаменитое абстрактное мышление. Наш символизм – возможность восприятия одного как другого. Это позволяет нам понимать мотивы, а, следовательно, делать предположения о возможных действиях другого индивидуума. В рамках активностей целого отряда себе подобных помогает координировать работу в группах – от охоты на мамонта до разработки проекта корабля. Символизм – хороший источник для инноваций. Это встряска для нейронных связок и контактов, переоценка библиотек памяти и хранящихся в них образов.
Анатомия обучения
[brain], [education], [communication]
Недавние исследования показали, что процесс обучения, как оказалось, меняет анатомическую структуру нашего мозга. Давно известно, что разные части мозга у разных людей развиты по-разному. Наш повседневный опыт, тоже являясь обучением, способствует созданию новых нейронных связей. Обучение, приобретение опыта и изменение мышления – это и конкретно материальные изменения. По этому поводу есть отличное высказывание.
«Если вы измените своё мышление, Бог сможет изменить вашу жизнь».
Майлс Монро
Таким образом, получая тот или иной опыт, проходя обучение в любой форме и любом направлении, мы получаем и разное строение нашего мозга. Безусловно, все эти анатомические различия невозможно обнаружить без соответствующего инструментария. Как всегда, вся суть в деталях. В данном случае в микроскопических деталях. Но поскольку жизнь у нас разная, то нет двух людей с одинаковым строением мозга, нет одинакового расположения информации и тем более одинаковых связей между ней. Такое многообразие связей в головном мозге говорит о том, что у нас много путей быть умны-ми. Это необязательно и, скорее всего, не отображается в тестах IQ. У нас есть много других путей быть умными.
Так что же происходит с информацией? Любая информация при поступлении её в мозг дефрагментируется и поступает, как вы уже поняли, у разных людей в разные части мозга. Наш предыдущий опыт регламентирует и новые связи, возникающие при поступлении информации в нашу память.
Надо отметить, что информация не может быть сознательно за-гружена в наш аппарат головного мозга без такого важного фактора, как внимание. Внимание возникает на самой вершине, где пересекаются сознательное и эмоциональное. Люди не обращают внимания на скучные вещи. События, которые не вызывают у вас эмоцию, неважно, положительную или отрицательную, обречены быть не замеченными. Поскольку точка пересечения линий сознательного и эмоционального может быть только одна, мы в со-стоянии фиксировать в текущий момент только одну задачу, одно явление.
Распространённый миф о том, что Цезарь или Наполеон могли одновременно решать несколько задач, действительно лишь миф. Невозможность параллельной работы наш мозг, подобно много-ядерным процессорам, компенсирует быстрым переключение из одного процесса на другой. Таким быстрым, что у нас возникает ощущение, будто он наделён функцией многозадачности. При этом для поддержания высокой скорости восприятия информации мы намного качественнее абстрагируем явления и предметы, чем за-поминаем детали.
Итак, запускающим и поддерживающим механизмом для нашего внимания служат эмоции. А их источником, в свою очередь, индукционным аппаратом для них – наши органы чувств: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Как часто прикасаясь пальцами к чему-либо, мы подсознательно сравниваем это ощущение с чем-то из предыдущего опыта. Такое простое сравнение позволяет нам легче запоминать поступающую информацию, связывая её с существующей номенклатурой нашей памяти, перетряхивая и электризуя плотную сеть нейронов.
Этим элементарным приемом сравнения пользуются не только писатели, но и все те, кому нужно создать у слушателя или читателя представление об естественной картинке, построенной на его уже существующей библиотеке ощущений. Есть некая стандартная номенклатура, основанная на опыте усреднённого человека, на библиотеке, категории стандартов которой зависят от местности и страны, где живёт данная популяция людей. К примеру, если для европейца стандартно сравнение кожи с шелком, то для бушмена естественнее сравнить её с ощущением поглаживания панциря жесткокрылых.
Эмоция создает в нас некое энергетическое возмущение, необходимое для индуцирования внимания. Эту особенность знают и замечательно используют все спикеры, лекторы, политики и эстрадники. После 10—15 минут любая аудитория перестаёт фиксировать своё внимание при монотонном эмоциональном уровне происходящего.
А теперь просмотрите любой классический блокбастер, сходите на известный спектакль, послушайте яркого политика или увлеченного популяризатора науки. Это – профессиональные охотники за вашими эмоциями и, соответственно, за вашим вниманием. Какова их главная цель? В первую очередь, их задача – занять все байты вашей короткой памяти, откуда через кодирование и запоминание информации она попадает в вашу библиотеку. Они прекрасно понимают, что дробление информации на части и её адресная рассылка по разным отделам вашего мозга полностью зависят от уже существующих наработанных нейронных связей, основанных на вашем предыдущем опыте. Поэтому новая информация, имеющая возможность быть связанной с уже существующей, запоминается немедленно. Вам никогда не станут вбивать в голову что-то без сравнений с уже известными явлениями.
Конец ознакомительного фрагмента.