Вы здесь

Блоги ведут не боги. 5 рецептов копирайтинга. Значение слова блог? ( Бизнес-лекарь)

Что такое блог?

Ты слышала, Петровна,

говорят премьер Медведев

блох завел – в свитере?

Из разговора на лавочке

Для начала разговора попробуем разобраться с терминами: что означает слово «блог»?

Рождение термина

Википедия так определяет этот термин:

Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

Автором термина считается американский программист Джорн Бэргер (Jorn Barger), который в 1997 году впервые использовал слово Weblog для обозначения записей сетевого дневника.

Через два года в 1999 году создатель блога «Peterme» Питер Мерхольц (Peter Merholz) в шутку разложил термин weblog на две части – we blog (можно перевести, как «МЫ ведем дневник»).

А вскоре сооснователь «Blogger», «Twitter» и «Medium» Эван Уильямс (Evan Williams) стал использовать слова blog, blogger, blogging.

Такая вот языковая трансформация:

«web log» – «Weblog» – «we blog» – «blog»!

В итоге мы имеем набор терминов.

Блог – сетевой дневник.

Блоггер – человек, ведущий блог.

Блоггинг – процесс ведения блога.

Блогосфера – совокупность всех блогов.

Что за термином стоит

Определившись с терминами, попытаемся разобраться с понятиями.

Блог – это сетевой дневник, в котором автор (блоггер) делится с читателями своими мыслями и чаяньями, своими впечатлениями, своим опытом.

Чем блог отличается от обычного сайта?

Динамикой, ритмом, жизненной позицией!

Обязательным условием существования блога является постоянное обновление, добавление новых статей (постов), появление комментариев к статьям, которые могут вылиться в дискуссии, споры и даже перепалки.

Блог читают, советуют другим (делятся ссылками).

Результатом такого общения является доверие читателей, да и поисковые системы доверяют сайтам с блогами больше, чем другим, поэтому ранжируют их выше.

Содержание – контент – можно назвать ключевым элементом блога, который позволяет блоггеру выделиться «лица необщим выраженьем», завоевать доверие читателя, угодить поисковым роботам, заслужить признание в блогосфере.

Разумеется, блоггинг – это творчество ХХI века и требует от автора владения определенным набором технических навыков, без которых самый хороший контент не будет достойно воспринят читателем, если вообще до него (до читателя) доберется.

О некоторых основных организационно-технических вопросах ведения блога мы еще вкратце поговорим.

Но главные мои фишки-рецепты касаются творческой составляющей ведения блога. По существу речь пойдет о навыках копирайтинга, полезных каждому блоггеру.

А пока продолжим разбираться с понятием блоггинга.

Какие бывают блоги?

Формально утвержденных типов блогов не существует. В Интернете можно найти десятки разных классификаций.

Многие авторы, обратившиеся к этой теме предлагают свои критерии, свои типы, свои подходы.

В задачу этой книги не входит разбор всевозможных классификаций.

Мне представляется, что читателю для начало полезней увидеть самый поверхностный обзор типов блогов.

Я решил привести пару неформальных классификаций, руководствуясь не столько их «правильностью» и полнотой, сколько образностью, запоминаемостью.

Но сначала несколько характеристик понятных и бесспорных.

простые классификации блогов

С технической точки зрения блоги делятся на 2 типа по видам платформы, на которой они размещаются: блогохостинги и автономные блоги.

а) Блогохостинги – платформы на которых можно бесплатно зарегистрировать блог и вести его не утруждая себя техническими вопросами.

Наиболее популярные у нас платформы это LiveJournal; Blogger.com; LiveInternet («ЛиРу»); «Я.ру»; «Дайри.ру» и т. д.

Особенность этого типа – отсутствие возможности полного контроля над блогом, а также трудности с монетизацией бренда.

б) автономные блоги – те, которые размещены на отдельном хостинге и домене и находится под полным контролем и управлением владельца.

Наиболее универсальной платформой для автономных блогов считается CMS WordPress.

Кроме того, блоги различаются по типу публикаций – тематические; авторские; авторско-тематические.

Можно разделять блоги по количеству авторов – индивидуальные и коллективные.

Различаются блоги по целям создания – личные; коммерческие; общественные.

Следует отдельно сказать о различных формиатах блогов:

– видеоблоги (на канале YouTube и др.);

– текстовые (основной контент – статьи);

– фотоблоги (преимущественно картинки);

– музыкальные (для представления аудиозаписей).

Как уже было сказано выше, для лучшей запорминаемости типов блогов хорошо подходят неформальные классификации, предлагаемые разными авторами.

Из множества подобных классификаций я выбрал две: Максима Спиридонова и Дмитрия Шахова – они показались мне не только адекватными, но и занимательными.

10 категорий блогов Максима Спиридонова

Какие блоги получают высокие рейтинги в Рунете?

Несколько лет назад интернет-предприниматель и веб-разработчик Максим Спиридонов написал любопытную статью о Топ-блогерах Рунета.

Поведя анализ Топ-300 рейтинга блогов поисковика Яндекс, он предложил свою классификацию блогов по категориям и типам.

Любая подобная классификация субъективна и может подвергаться обоснованной критике, однако же, она дает неплохую обзорную картинку блогосферы Рунета.


1. Агрегаторы контента – «человеки-оркестры», которые умудряются интересно писать обо всем, что интересует публику. Здесь и тексты, и фото, и видео на любые актуальные темы – от политических новостей до жизни знаменитостей и секса. Пример – Блогбастер

2. Блогожурналы – электронные разновидности традиционных журналов, имеющие четкую специализацию на той или иной теме. Пример – Лайфхакер.

3. Фотоблогеры – их М. Спиридонов подразделяет на фотокомиксы и личные блоги фотохудожников.

4. Политики, общественные деятели – это популярные блоги таких людей как Алексей Навальный, Дмитрий Медведев, Евгений Ройзман и др.

5. Литераторы и публицисты – Борис Акунин, Антон Носик и др.

6. Селебрити – Артемий Лебедев, Тина Канделаки, Ксения Собчак.

7. Интернетчики – специалисты от интернета, которые пишут о своем опыте, предлагают советы, делятся мыслями по поводу отраслевых новостей, к примеру – Михаил Шакин или Дмитрий «KtoNaNovenkogo.ru».

8. Рукодельницы – в первых сотнях рейтинга несколько десятков блогов на темы: кулинария, рецепты, шитье, гадания, советы как приворожить любимого.

9. Корпоративные – блоги крупных компаний. Лучшие, само собой разумеется, это Российский Google и Яндекс.

10. «Талантливые сеошники» – это блоги, появляющиеся и исчезающие из ТОПов рейтингов благодаря «искусственной возгонке и адсорбции».

Как видим, при творческом подходе к ведению блога каждый из нас может так или иначе приспособиться к какой-нибудь востребованной категории.

Неформальная классификафия блогов Дмитрия шахова

А вот какую классификацию предлагает популярный блоггер Дмитрий Шахов, автор блога «Поисковое продвижение сайтов, обучение, заработок с Интернет».


Блогоглупость – эпатажные блоги, провоцирующие дискуссии, позволяющие автору постебаться, порезвиться, похихикать. Самый известный – пожалуй, блог Темы Лебедева.

Блог «Учу жизни» – обо всем: пережитом, ожидаемом, текущем.

Блогохроники и блогоСМИ – новостная лента в виде блога. Пример – блог Е. Ройзмана.

Блоготемы – это так же новостная лента, только состоящая не из новостей, а из обзоров.

Блоготьма – блог ни о чем. Вроде бы слова, но понять зачем их пишут, непонятно.

Блогобздим – этакая школа злословия. Бывает по-доброму, бывает по-злому.

БлогоЯ – любимая блогоформа блондинок. Я слева, я справа, я постригла ногти. Еще в этой блогоформе много блогов знаменитостей: я там был, там пиво пил, там по усам текло…

Надеюсь, читатель получил из этой главы достаточное представление о том, каким по форме может быть личный блог и какой может быть его тематика.

Вывод из информации простой: блоги всякие нужны, блоги всякие важны – выбирай на вкус!

Что ни говори, но каждый блоггер хочет видеть свой блог популярным и посещаемым, независимо от того, собирается ли он на этой популярности зарабатывать.

Исходя из этого можно сделать одну самую общую рекомендацию.

С точки зрения продвижения лучше всего сделать блог тематическим.

Во-первых, так он скорее получит признание поисковых роботов.

А во-вторых, блоггеру, работающему в узкой тематике, проще достичь высокого уровня профессионализма.

Пора, однако, перейти к краткому описанию того, как начать ведения блога.