Что такое блог?
Ты слышала, Петровна,
говорят премьер Медведев
блох завел – в свитере?
Для начала разговора попробуем разобраться с терминами: что означает слово «блог»?
Рождение термина
Википедия так определяет этот термин:
Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Автором термина считается американский программист Джорн Бэргер (Jorn Barger), который в 1997 году впервые использовал слово Weblog для обозначения записей сетевого дневника.
Через два года в 1999 году создатель блога «Peterme» Питер Мерхольц (Peter Merholz) в шутку разложил термин weblog на две части – we blog (можно перевести, как «МЫ ведем дневник»).
А вскоре сооснователь «Blogger», «Twitter» и «Medium» Эван Уильямс (Evan Williams) стал использовать слова blog, blogger, blogging.
Такая вот языковая трансформация:
«web log» – «Weblog» – «we blog» – «blog»!
В итоге мы имеем набор терминов.
Блог – сетевой дневник.
Блоггер – человек, ведущий блог.
Блоггинг – процесс ведения блога.
Блогосфера – совокупность всех блогов.
Что за термином стоит
Определившись с терминами, попытаемся разобраться с понятиями.
Блог – это сетевой дневник, в котором автор (блоггер) делится с читателями своими мыслями и чаяньями, своими впечатлениями, своим опытом.
Чем блог отличается от обычного сайта?
Динамикой, ритмом, жизненной позицией!
Обязательным условием существования блога является постоянное обновление, добавление новых статей (постов), появление комментариев к статьям, которые могут вылиться в дискуссии, споры и даже перепалки.
Блог читают, советуют другим (делятся ссылками).
Результатом такого общения является доверие читателей, да и поисковые системы доверяют сайтам с блогами больше, чем другим, поэтому ранжируют их выше.
Содержание – контент – можно назвать ключевым элементом блога, который позволяет блоггеру выделиться «лица необщим выраженьем», завоевать доверие читателя, угодить поисковым роботам, заслужить признание в блогосфере.
Разумеется, блоггинг – это творчество ХХI века и требует от автора владения определенным набором технических навыков, без которых самый хороший контент не будет достойно воспринят читателем, если вообще до него (до читателя) доберется.
О некоторых основных организационно-технических вопросах ведения блога мы еще вкратце поговорим.
Но главные мои фишки-рецепты касаются творческой составляющей ведения блога. По существу речь пойдет о навыках копирайтинга, полезных каждому блоггеру.
А пока продолжим разбираться с понятием блоггинга.
Какие бывают блоги?
Формально утвержденных типов блогов не существует. В Интернете можно найти десятки разных классификаций.
Многие авторы, обратившиеся к этой теме предлагают свои критерии, свои типы, свои подходы.
В задачу этой книги не входит разбор всевозможных классификаций.
Мне представляется, что читателю для начало полезней увидеть самый поверхностный обзор типов блогов.
Я решил привести пару неформальных классификаций, руководствуясь не столько их «правильностью» и полнотой, сколько образностью, запоминаемостью.
Но сначала несколько характеристик понятных и бесспорных.
простые классификации блогов
С технической точки зрения блоги делятся на 2 типа по видам платформы, на которой они размещаются: блогохостинги и автономные блоги.
а) Блогохостинги – платформы на которых можно бесплатно зарегистрировать блог и вести его не утруждая себя техническими вопросами.
Наиболее популярные у нас платформы это LiveJournal; Blogger.com; LiveInternet («ЛиРу»); «Я.ру»; «Дайри.ру» и т. д.
Особенность этого типа – отсутствие возможности полного контроля над блогом, а также трудности с монетизацией бренда.
б) автономные блоги – те, которые размещены на отдельном хостинге и домене и находится под полным контролем и управлением владельца.
Наиболее универсальной платформой для автономных блогов считается CMS WordPress.
Кроме того, блоги различаются по типу публикаций – тематические; авторские; авторско-тематические.
Можно разделять блоги по количеству авторов – индивидуальные и коллективные.
Различаются блоги по целям создания – личные; коммерческие; общественные.
Следует отдельно сказать о различных формиатах блогов:
– видеоблоги (на канале YouTube и др.);
– текстовые (основной контент – статьи);
– фотоблоги (преимущественно картинки);
– музыкальные (для представления аудиозаписей).
Как уже было сказано выше, для лучшей запорминаемости типов блогов хорошо подходят неформальные классификации, предлагаемые разными авторами.
Из множества подобных классификаций я выбрал две: Максима Спиридонова и Дмитрия Шахова – они показались мне не только адекватными, но и занимательными.
10 категорий блогов Максима Спиридонова
Какие блоги получают высокие рейтинги в Рунете?
Несколько лет назад интернет-предприниматель и веб-разработчик Максим Спиридонов написал любопытную статью о Топ-блогерах Рунета.
Поведя анализ Топ-300 рейтинга блогов поисковика Яндекс, он предложил свою классификацию блогов по категориям и типам.
Любая подобная классификация субъективна и может подвергаться обоснованной критике, однако же, она дает неплохую обзорную картинку блогосферы Рунета.
1. Агрегаторы контента – «человеки-оркестры», которые умудряются интересно писать обо всем, что интересует публику. Здесь и тексты, и фото, и видео на любые актуальные темы – от политических новостей до жизни знаменитостей и секса. Пример – Блогбастер
2. Блогожурналы – электронные разновидности традиционных журналов, имеющие четкую специализацию на той или иной теме. Пример – Лайфхакер.
3. Фотоблогеры – их М. Спиридонов подразделяет на фотокомиксы и личные блоги фотохудожников.
4. Политики, общественные деятели – это популярные блоги таких людей как Алексей Навальный, Дмитрий Медведев, Евгений Ройзман и др.
5. Литераторы и публицисты – Борис Акунин, Антон Носик и др.
6. Селебрити – Артемий Лебедев, Тина Канделаки, Ксения Собчак.
7. Интернетчики – специалисты от интернета, которые пишут о своем опыте, предлагают советы, делятся мыслями по поводу отраслевых новостей, к примеру – Михаил Шакин или Дмитрий «KtoNaNovenkogo.ru».
8. Рукодельницы – в первых сотнях рейтинга несколько десятков блогов на темы: кулинария, рецепты, шитье, гадания, советы как приворожить любимого.
9. Корпоративные – блоги крупных компаний. Лучшие, само собой разумеется, это Российский Google и Яндекс.
10. «Талантливые сеошники» – это блоги, появляющиеся и исчезающие из ТОПов рейтингов благодаря «искусственной возгонке и адсорбции».
Как видим, при творческом подходе к ведению блога каждый из нас может так или иначе приспособиться к какой-нибудь востребованной категории.
Неформальная классификафия блогов Дмитрия шахова
А вот какую классификацию предлагает популярный блоггер Дмитрий Шахов, автор блога «Поисковое продвижение сайтов, обучение, заработок с Интернет».
Блогоглупость – эпатажные блоги, провоцирующие дискуссии, позволяющие автору постебаться, порезвиться, похихикать. Самый известный – пожалуй, блог Темы Лебедева.
Блог «Учу жизни» – обо всем: пережитом, ожидаемом, текущем.
Блогохроники и блогоСМИ – новостная лента в виде блога. Пример – блог Е. Ройзмана.
Блоготемы – это так же новостная лента, только состоящая не из новостей, а из обзоров.
Блоготьма – блог ни о чем. Вроде бы слова, но понять зачем их пишут, непонятно.
Блогобздим – этакая школа злословия. Бывает по-доброму, бывает по-злому.
БлогоЯ – любимая блогоформа блондинок. Я слева, я справа, я постригла ногти. Еще в этой блогоформе много блогов знаменитостей: я там был, там пиво пил, там по усам текло…
Надеюсь, читатель получил из этой главы достаточное представление о том, каким по форме может быть личный блог и какой может быть его тематика.
Вывод из информации простой: блоги всякие нужны, блоги всякие важны – выбирай на вкус!
Что ни говори, но каждый блоггер хочет видеть свой блог популярным и посещаемым, независимо от того, собирается ли он на этой популярности зарабатывать.
Исходя из этого можно сделать одну самую общую рекомендацию.
С точки зрения продвижения лучше всего сделать блог тематическим.
Во-первых, так он скорее получит признание поисковых роботов.
А во-вторых, блоггеру, работающему в узкой тематике, проще достичь высокого уровня профессионализма.
Пора, однако, перейти к краткому описанию того, как начать ведения блога.