«Исламское государство»: кто виноват и что делать
Ключевые события в настоящее время происходят на территории Ирака и Сирии. Как я уже говорил, общая характеристика всего региона Большого Ближнего Востока – нестабильность. Там везде есть свои конфликты, которые тлеют и периодически взрываются. Но самая большая проблема – террористическая организация «Исламское государство» (ИГ), действующая преимущественно на территории Сирии и Ирака.
Справедливости ради скажу, что многовековая, даже многотысячелетняя история противостояния разнообразных этнорелигиозных групп – не есть какой-то уникальный феномен, характерный только для Ближнего Востока. Люди, интересующиеся европейской историей, знают о бушевавших в Средние века войнах между последователями тех или иных ответвлений христианства. Если мы обратимся к истории буддизма, в которой я не специалист, то тоже найдем множество примеров жесточайшего противостояния. Представители разных народов и религий боролись друг с другом на протяжении всего существования человечества.
Сегодня мы наблюдаем очередной виток, очередное обострение этого противостояния. Радикальные исламисты на Ближнем Востоке стремятся уничтожить всех, кто не похож на них. Они готовы истребить суфиев и сровнять с землей их святые места, потому что те иначе понимают ислам. Собираются уничтожить христиан, потому что у тех другая вера. Собираются уничтожить езидов, потому что их вера тоже какая-то неправильная. Это большая беда. Радикализм – страшная вещь, с ней надо боротся, и бороться жестко. Могу сказать, что в ситуации с «Исламским государством» есть только два исхода. Либо будет уничтожено «Исламское государство», либо будет фактически уничтожена мировая цивилизация на Ближнем Востоке, окончательно истреблено христианство на своей родине и очень сильно подорван как ортодоксальный ислам, так и суфийское направление.
Часто говорят, что в основе движения ИГ лежит ортодоксальный ислам. Это не так. От ортодоксального ислама все это очень далеко. Это ересь – давайте называть вещи своими именами. Да и ваххабитский ислам, который исповедуется на территории Саудовской Аравии, – тоже ересь, разве что чуть более мягкой формы. Когда ислам вышел из Аравии и пришел на территорию современных Сирии, Ирака и других стран, он ведь пришел не на пустое место. Там веками существовали различные течения, то же манихейство или христианство. И ислам вобрал в себя то ценное, что в этом было, – возьмите, например, суфизм. Так что все виды жесткого радикализма – это ересь, идущая вразрез с самим понятием ислама.
Монстр вырвался на свободу
Современный исламский фундаментализм – это не единая система мировоззрения, а конгломерат множества разнообразных теорий, объединенных общностью некоторых взглядов на мир.
Главными для всех течений являются опора непосредственно на Коран, возврат к живительному источнику ислама, борьба с новшествами в исламе (самым страшным, по мнению фундаменталистов, грехом), строжайшее соблюдение единобожия. При этом фундаменталисты исходят из того, что Коран вечен, абсолютно верен и подходит для всех времен и народов.
По мнению многих исследователей, истоки исламского радикализма восходят к 657 году, когда от войска четвертого халифа Али отошли хариджиты (члены мусульманского движения), посчитавшие действия Али в борьбе за ислам недостаточно последовательными и твердыми. Однако основа идей исламского экстремизм заложена известным мусульманским богословом XIV века Таки ад-Дином Таймийей. Согласно его учению, исламское государство должно базироваться на двух вещах: в мусульманской стране править должен глава государства – мусульманин, а основополагающим законом должен быть шариат. При несоблюдении этих двух условий государство не может считаться мусульманским, и следует бороться за реализацию этих двух основных принципов. Таймийя, в частности, считал, что, если правитель руководит страной не по шариату, он должен быть свергнут, против него должен быть объявлен джихад, а в стране установлена власть, придерживающаяся всех основных исламских законов.
Конец ознакомительного фрагмента.