Вы здесь

Ближневосточный фронтир. Израильское поселенчество: история и современность. Предисловие президента Института Ближнего Востока (Велвл Чернин, 2010)

©Институт Ближнего Востока, 2010

©Мосты культуры/Гешарим, 2010

©В. Чернин, 2010


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие президента Института Ближнего Востока

Предлагаемая вниманию читателя книга известного израильского ученого д-ра Владимира (Велвла) Чернина, одного из последних в мире поэтов, пишущих на языке идиш, и общественного деятеля, прошедшего путь от неформальных организаций, стоявших у истоков возрождения еврейской культуры в СССР 80-х гг. до исполнительного вице-президента Российского еврейского конгресса, – в высшей мере необычна. Это не просто книга об израильских поселениях, но настоящая энциклопедия поселенческого движения, написанная человеком, глубоко знающим вопрос изнутри. Она содержит уникальную информацию о еврейских поселениях в Палестине, часть которых в разные годы была ликвидирована израильскими правительствами, другая является предметом спора между Израилем и палестинской администрацией, а большинство – войдут в состав Израиля в рамках окончательного размежевания еврейского и арабского государств, если последнее, разумеется, в конце концов будет создано.

Значительная часть книги посвящена историческому и религиозному аспектам, основываясь на которых были построены еврейские поселения в новейшее время. Без понимания этих краеугольных камней, лежащих в фундаменте не только поселенческой деятельности, но и создания Государства Израиль, бессмысленно пытаться разобраться в психологии не только религиозных израильтян или представителей национально-патриотического лагеря, который в отечественной литературе часто называют «правым», но и в том, на чем стояла деятельность отцов-основателей еврейского государства. Давид Бен-Гурион и его соратники не просто следовали левосоциалистической идеологии своего времени, но являлись ярыми атеистами, зачастую воинствующими, при этом оставаясь частью своего народа и наследниками его религиозно-исторической традиции. Написанная ученым-этнографом, выпускником Истфака МГУ, при этом человеком верующим, глубоко знающим еврейские религиозные традиции и следующим им в собственной жизни, эта часть работы д-ра Чернина имеет особую ценность для российских специалистов, в первую очередь дипломатов, занимающихся проблемами Ближнего Востока. Особенно она важна для работников МИД РФ, занимающихся российско-израильскими отношениями и арабо-израильским урегулированием, студентов и аспирантов востоковедных вузов, сотрудников академических институтов, частных и государственных корпораций, а также учреждений и ведомств, работа которых связана с Государством Израиль.

Советская и современная российская востоковедная школы по объективным причинам до самого последнего времени не располагали ни соответствующей информацией, ни специалистами достаточной квалификации, которые могли бы учесть факторы, описываемые д-ром Черниным. Не приходится удивляться тому, насколько далеки от региональных реалий были и остаются различные варианты «мирного процесса», на протяжении многих лет вырабатываемые его «коспонсорами», в число которых входит Россия. Работа В.Чернина позволяет понять и учесть многое из того, что до сих пор находилось вне поля зрения отечественных специалистов, а причастность автора к литературному, академическому, религиозному и общественно-политическому сообществам облегчает русскоязычному читателю знакомство с его всеобъемлющим трудом.

Не только широкая публика, но и специалисты, говоря об израильских поселениях, оказываются в плену догм и стереотипов, не имеющих отношения к реальности. Мало кто знает, что начало еврейским поселениям в Иудее, Самарии, Газе и на Голанах положили отнюдь не правые партии, а израильские левые, во главе с сегодняшним президентом Израиля Шимоном Пересом. Что поселения эти не строились и не вели хозяйственную деятельность на частных землях, имеющих хозяев-арабов, чье право на владение землей было подтверждено документами, а редкие случаи, когда это происходило, были обоснованы международным правом. Еще меньшее число представляет себе, что немалая их часть возведена на месте разрушенных в ходе арабо-израильских войн кибуцев, мошавов и ферм, принадлежавших в начале ХХ века еврейскому ишуву. Что отношения между еврейскими поселенцами и жителями арабских городов и деревень являются примером типичного для всего Ближнего и Среднего Востока сосуществования старожилов и новоселов, включая хозяйственные отношения с теми, кто готов жить с соседями в мире, и вражду с теми, кто к миру не готов. Именно так на протяжении столетий складывались отношения жителей Западного берега с курдами, выходцами из Сирии, Египта, Ирака, Хиджаза и более отдаленных стран, селившимися по соседству или проходившими через их земли, вплоть до бедуинских племен Заиорданья, значительно потеснивших их в годы, когда эта территория была аннексирована Хашимитской династией.

Мало кто из «борцов с израильской оккупацией» представляет себе, насколько разрушительной являлась и является для палестинских христиан, вне зависимости от их принадлежности к той или иной церкви, попытка создания палестинского государства, и насколько важную роль в сохранении осколков христианства в Палестине играют еврейские поселения и военное присутствие Израиля на Западном берегу. Неизвестным для публики является то, что за исключением расположенного в оазисе Иерихона, в долине реки Иордан нет арабских населенных пунктов, поскольку ведение хозяйства на пустынном безводном обрыве, высотой несколько сотен метров, возможно только с применением современных агротехнологий, которые привнесли в этот район израильтяне.

В конечном счете, не случайно палестинскими властями активно применяется смертная казнь в отношении местных жителей, пытающихся продать свою землю – или часть ее – израильтянам. Иудея и Самария – единственная в мире пустыня, не обладающая запасами углеводородов, где существует рынок земли. Единственными покупателями ее являются евреи, и тех, кому эта земля принадлежит, пока что сдерживает от продажи ее только страх смерти. Сколько официальная Рамалла сможет сдерживать их – неизвестно, тем более, что единственные дивиденды «процесса Осло», полученные большинством жителей Западного берега – это потеря работы в Израиле и возможности торговать с ним. Небольшая потеря для тех, кто годами разворовывал многомиллиардные дотации международных организаций, но достаточная причина для беспокойства тех лидеров ПНА, кто готов заглянуть в будущее.

Не случайно на Западном берегу участились неподконтрольные официальным палестинским властям «сульхи» – перемирия, заключаемые местными шейхами с лидерами поселенцев в присутствии руководства израильских военных частей. Это подчеркивает: поселения не проблема на пути мирного урегулирования, а часть его решения. Они являются следствием естественных интеграционных процессов, итогом объективных демографических, социальных и общественно-политических тенденций, не замечать которые бессмысленно. Поселения предлагают реальный механизм арабо-еврейской хозяйственной интеграции и эффективного сосуществования двух народов на одной земле. Борьба с поселениями в попытках реализовать замшелые теории Лиги Наций и ООН, «дорожную карту», «арабскую инициативу» и другие мертворожденные планы «мирового сообщества», тем активнее, чем яснее: вопросы Иерусалима, границ и беженцев этому «сообществу» решить не удастся. Поселения же еще недавно казались «слабым звеном» в списке приоритетов официального Иерусалима – и «коспонсорам мирного процесса», и израильским левым, пытавшимся решить за счет поселенцев свои собственные проблемы. Как оказалось – это не так, и книга д-ра Чернина убедительно объясняет почему.

Попытка выселить сколь бы то ни было значимые поселения Западного берега или эвакуировать Голаны может поставить Израиль на грань гражданской войны, как это уже было в дни «итнаткута», когда в августе 2005 г. были выселены поселения Газы. Уход израильтян из Южного Ливана привел на их место «Хизбаллу». Уход из Газы – ХАМАС. Итогом стали не только гражданская война в Ливане и Палестине, но и две кровопролитные внешние войны, которые Израиль не выиграл, значительно ослабившие его безопасность. Симпатии большинства израильтян сегодня на стороне поселенцев, а израильская армия вряд ли захочет повторить «итнаткут», что бы ей ни приказывали политики. Замораживание строительства в поселениях, предложенное кабинетом Б. Нетаньяху как основа для возобновления мирного процесса, отвергнуто палестинским руководством, требующим включить в этот процесс Восточный Иерусалим, не являющийся с точки зрения Израиля предметом переговоров. В конечном счете, жесткое давление на Израиль по вопросу поселений президента Барака Обамы и раиса Махмуда Аббаса (Абу-Мазена) оказалось контрпродуктивным и вряд ли выдержит испытание временем – в отличие от самих поселений.

Значительная часть городов сегодняшнего мира – это поселения, построенные кем-то когда-то на чьей-то земле. Майнц и Трир, Лондон и Париж, Милан и Будапешт основали римляне. Марсель и Измир, Александрию и Сиракузы – греки. Тунис – финикийцы. Не чем иным, как поселениями были когда-то Москва и Хабаровск, Нижний Новгород и Санкт-Петербург, Тобольск и Грозный, Алма-Аты и Владивосток. Жители Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло, Сантьяго, Каракаса, Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелеса, Буэнос-Айреса, Гаваны, Найроби, Кейптауна, Сиднея, Окленда, Гонконга и Сингапура такие же потомки поселенцев, как жители Тель-Авива, Нагарии и Хайфы. Их право жить там, где стоят сегодня их дома не больше, чем у жителей Гуш-Катифа, Маале-Адумим или Кфар-Эльдада. Вообще-то говоря, во многих случаях, судя по книге д-ра Чернина, оно куда меньше…

Евгений Сатановский