Из Иерусалима – в Москву
Рассказывает епископ Сергий (Соколов), 1992 г.
На Масленицу позвонил владыка Арсений Истринский и сказал, что есть благословение Святейшего Патриарха Алексия участвовать мне, инспектору Московской Духовной Академии архимандриту Сергию, и эконому Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Панкратию в паломнической группе, которая должна побывать на Пасху в Иерусалиме, в Великую Субботу. То есть быть свидетелями чудесного возгорания Огня на Гробе Господнем и с этим Огнем пройти по местам проповеди святых братьев, равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Храм святой Марии Магдалины в Иерусалиме
На меня возлагалась обязанность духовного окормления группы, состоящей из людей разных профессий и не одинакового духовного уровня, но которые все объединены одной идеей: пронеся Благодатный Огонь по славянским странам, засвидетельствовать этим единство всех православных народов и верность их некогда принятому спасительному учению. Инициатором этого паломничества выступил Международный фонд славянской письменности и культуры, включив его в программу празднования Дней славянской письменности, начало которых полагалось праздничным богослужением в Московском Успенском соборе Кремля 24 мая, торжественным крестным ходом на Славянскую площадь к открываемому в этот день памятнику равноапостольным братьям – просветителям славян. В нише постамента памятника перед образом Нерукотворенного Спаса должна быть возжжена неугасимая лампада от привезенного нами Благодатного Огня.
Летим самолетом «Аэрофлота» в Каир (в Тель-Авив билетов нет). Салон полон, места у всех разные. Светильник пришлось поставить под сиденье. В Каир прилетели в два часа дня. Встречают работники посольства и частной туристической фирмы, предоставляющей нам гостиницу и автобус до Иерусалима. Отсюда еще 10 часов езды по Синайской пустыне. Но проблема в том, что граница между Египтом и Израилем ночью закрыта. Решаем осмотреть Каир, ночью выехать к границе, чтобы утром ее пересечь как можно быстрее. От границы до Иерусалима 2 часа езды. Если учитывать, что чудесное сошествие Огня происходит где-то около часу дня в Великую Субботу, то можно успеть.
В два часа ночи мы выехали на автобусе в сторону Палестины. Нам предстояло проделать путь, по которому некогда путешествовал израильский народ, возвращаясь из египетского плена с Моисеем. Этим же путем путешествовало и Святое Семейство с Младенцем Иисусом. Около пяти часов утра мы подъехали к паромной переправе через Суэцкий канал. Быстро переправившись на пароме, мы помчались по Синайскому полуострову. Солнце уже припекало, когда мы подъехали к еще закрытой границе. Израильские пограничные службы работают четко и слаженно.
Прошло несколько времени; не знаю, много или мало, ибо были все вне себя от какого-то страха; только вдруг около Божия гроба воссиял свет; вскоре свет показался и из алтаря, в царские врата, в отверстие. И текли яко две огненные реки: одна от запада, от Божия гроба, а другая с востока, от алтаря. О, какие тогда в храме сделались радость и ликование!…Свет же святой не так, как огонь земной, но чудесно, иначе светится, необычно; и пламя его красно, как киноварь; и совершенно несказанно светится.
Внезапно замечаем, что окружающая нас пустыня сменилась цветами и зеленью. Ухожен каждый клочок земли. За пограничным пунктом нас ждут три темно-синих «мерседеса», предусмотрительно заказанных для нас частной египетской турфирмой. Но как мы ни спешили, и эта граница отняла у нас час времени. Шел уже двенадцатый час, когда мы стали садиться в машины.
Благодатный Огонь возгорелся за час до нашего приезда, но даже если бы мы приехали несколькими часами раньше, все равно вряд ли смогли попасть в храм на богослужение из-за многотысячной толпы, перекрывающей подход ко Гробу Господню. В Русской духовной миссии мы отслужили традиционный благодарственный молебен, после чего пошли поклониться Гробу Господню.
Было около шести вечера. В храме довольно много паломников, так что в Кувуклию мы не попали. Поклонились Камню Помазания, подножию Креста на Голгофе, прошли Крестным путем по Старому городу. После пасхальной полунощницы мы направились на ночное пасхальное богослужение ко Гробу Господню, намереваясь до этого представиться Его Святейшеству Патриарху Иерусалимскому Диодору. В Иерусалимской патриархии празднично и оживленно. Кавасы – представители службы порядка – в специальных золотом расшитых мундирах с кривыми саблями в филигранных ножнах и специальным жезлом (который иногда используется как дубинка). Передаю официальное письмо от Святейшего Патриарха Алексия.
После Литургии поздравили Его Святейшество, преподнеся ему расписанное красное яйцо, и поблагодарили за благословение молиться у Гроба Господня.
Ночью снова были в этом храме. Народу мало. Тишина. Можно неспешно помолиться и приложиться ко всем святыням.
В эту ночь мы возжгли свои светильники от Благодатного Огня.
Едем в аэропорт Тель-Авива. Огонь везем в двух светильниках. Приехали за два часа до отлета. Выхожу из автобуса, у меня гаснет светильник – расплавилась пластмассовая пробка и провалился фитиль. Пришлось буквально зубами выдирать расплавленную пластмассу, оставлять один металл. Ремонт занял минут пятнадцать. Вновь горят оба фонаря.
…В Константинополе нас встретили сотрудник российского консульства и гид «Интуриста». Созвонившись с Прагой, узнали, что автобус, который должен нас везти дальше, сломался в дороге и что срочно посылают другой. Пришлось пробыть в Константинополе на двое суток дольше запланированного.
С особым благоговением мы посетили Влахернский храм, где в X веке было явление знамения Покрова Богоматери. Храм бедный, нас встретил лишь привратник и напоил водой из источника, находящегося внутри храма. Мы пропели величание и тропарь праздника Покрова. При посещении древних храмов-музеев с бесценными фресками и мозаиками постоянно возникала проблема с нашей телекамерой. Снимать разрешается только на любительскую аппаратуру, нашу же камеру не пускали, чем доставляли нам немалое огорчение. Так было и при посещении Великой Софии. Посещение музеев – дорогое удовольствие.
На третий день нашего путешествия был назначен прием у Вселенского Патриарха Варфоломея, он принял нас в 11 часов в своем кабинете. Предварительно мы прошли по патриархии и осмотрели залы. Представив Его Святейшеству членов паломнической группы и пропев «Христос Воскресе», мы вручили Патриарху сувенирное яйцо с Огнем от Гроба Господня и памятные медали. Рассказав о нашем путешествии, попросили благословения на посещение Святой Горы Афон.
Четвертый день мы посвятили посещению могил русских воинов в Гелиболу (или Гелиополь). Местечко это находится на берегу Мраморного моря примерно в 250 километрах от Константинополя и печально известно как последняя стоянка войск Врангеля. Когда волна беженцев и отступающих белогвардейских войск достигла Турции, то в Царьграде разрешили сойти с кораблей только женщинам и детям, а военных отправили дальше. Их высадили здесь, на пустынном берегу, где был разбит лагерь. Это поселение стало для многих последним пристанищем в этой жизни. Некоторое время до Второй мировой войны здесь было русское кладбище, но сейчас мы не увидели ни одного креста, ни даже холмика.
Мы довольно быстро нашли место возможного захоронения наших воинов – рядом с мусульманским кладбищем. Местные жители привели нас к девяностолетней старушке, которая оказалась очень бодрой и с прекрасной памятью. Она рассказала нам о русских поселенцах, мирно живших здесь в дни ее юности. На месте бывшего кладбища, где сейчас разбит яблоневый сад и земля постепенно застраивается домами, мы отслужили панихиду по пасхальному чину.
Вечером прибыл автобус. Прежде чем покинуть Стамбул, заезжаем в русскоязычный приход. Окормляется он болгарским священником, находится в юрисдикции Вселенского Патриарха. Нас встречают ветхие старички и сотрудники консульства. Славим Воскресение Христа – поем Пасху, возжигаем от Огня свечи, раздаем иконочки, освященные на Гробе Господнем. Помолившись, направляемся в сторону греческой границы.
Переезд до Салоников был утомительным. K гостинице подъехали в час ночи. Нас встретил сотрудник посольства и предложил четкую программу. Рано утром выехали на Афон. Сели на катер: плыли сугубо мужской компанией, много монахов, насельников монастырей, их здесь возят бесплатно. Для женщин и прочих туристов, желающих хоть издалека посмотреть Святую Гору, курсирует специальный катер, который шел рядом с нами, не приставая к берегу. Около часу дня сошли на пристани Русского Пантелеймонова монастыря.
Нас радушно встретил старец-игумен архимандрит Иеремия. Братия устроила торжественную встречу у святых ворот обители. Почти все лица знакомые, это бывшие насельники Троице-Сергиевой Лавры, Данилова и Псково-Печерского монастырей. Есть что вспомнить, о чем поговорить. Осматривая монастырь, возжигаем свечи от Огня у святых мощей и чудотворных икон. После трапезы садимся в монастырский «газик», и отец Корнилий везет нас в управление Святой Афонской Горы. Поклоняемся чудотворной иконе «Достойно есть». Едем к Иверской иконе Богоматери. Правда, сказать «едем» можно лишь условно. Передвижение это запомнится на многие годы. Дороги, в нашем европейском смысле, на Афоне нет, это горная каменистая тропа.
Как ни странно, Огонь в светильниках на Афоне ни разу не погас, хотя кидало нас из стороны в сторону довольно изрядно. На ужин нас пригласил иеромонах Николай – представитель Пантелеимонова монастыря в Протате. Во время ужина позвонили из посольства в Афинах и сообщили, что архимандрит Сергий должен быть 6 мая, то есть через два дня, в Риме с Благодатным Огнем на открытии мемориальной доски у места погребения святого равноапостольного Кирилла.
Русский Пантелеймонов монастырь на Святой Горе Афон
На следующий день мы служили Литургию. Богослужение началось в 3 часа ночи. Уставное афонское богослужение, без сокращений, неспешно поет братия на два клироса. Утром за трапезой мы рассказали братии о новостях на Родине, попросили молитв. Осмотрели библиотеку, колокольню. В 12 часов отплыли назад.
В Салониках, приготовив все необходимое для поездки в Рим, я остался в номере – был сильно простужен и поэтому не мог участвовать в местной программе.
Шестого мая рано утром предстояло два перелета: до Афин, а уж оттуда в Рим. Первый перелет – внутренний рейс, и строгого контроля не было. Огонь я пронес в руках, никому ничего не говоря.
В Афинах меня ждал работник посольства, который, вручая мне билет до Рима, сказал, что до отлета остается еще четыре часа и можно проехаться по городу и ознакомиться с древним Акрополем. Вернувшись в аэропорт за полтора часа до вылета, начал оформлять документы. Снова проблема. У меня нет визы в Италию. Пытались было оформить транзитную, но ничего не вышло. Запросили «добро» на мой прилет у итальянской полиции и получили через факс отказ. Позвонили в посольство и подключили к нашей проблеме высокие инстанции. Не знаю, что предпринималось, но только за одну минуту до вылета (рейс, естественно, был задержан) меня спешным порядком провели без всякой проверки в самолет.
Город Афины
Лечу в первом салоне рядом с дипломатами. Большинство кресел пустует. Замечаю, что Огонь начинает меркнуть и вот-вот погаснет. Придется рисковать. Достаю из дипломата свечки, зажигаю, закрепляю перед собой на столике, доливаю масла, оправляю фитиль. Только успел спрятать Огонь в светильник, как подбегает стюардесса, что-то говорит, жестикулирует. Пригласила командира корабля, но я показал им на икону и дал понять, что все, что я делал, необходимая для меня молитва. Кажется, их убедил.
В Риме меня встречают работники посольства и сразу, без пограничных формальностей, проводят к машине. Как потом выяснилось, мне сделали пропуск в Рим на 46 часов. Сразу по приезде на территорию нашего посольства, в самом центре Рима, в десяти минутах ходьбы от Ватикана, я встретился с послом России при Ватикане Юрием Карповым. Мы обговорили с ним программу открытия и освящения памятной доски, выполненной нашим талантливым скульптором Вячеславом Клыковым. Доска представляла собой прекрасный барельефный образ святых братьев, установленный в крипте храма святого Климента Римского, где была могила святого Кирилла. Там мы увидели много мемориальных досок почти от всех славянских народов.
За то время, что я был в Риме, наша группа добралась до Софии и осуществила запланированную болгарскую программу. Поздно вечером 8 мая в аэропорту Софии я присоединился к группе, и мы поехали в Югославию. В Белград прибыли, когда уже рассвело. На отдых оставалось часа два, так как 9 мая с утра начиналась югославская программа. Был День Победы, и первое, что было в программе, возложение цветов на могилах павших воинов и посещение Белградского кладбища. В торжественной церемонии участвовали российский посол, белградские власти, настоятель нашего подворья протоиерей Василий Тарасьев. Играл военный оркестр. На кладбище мы пропели заупокойную литию на могилах митрополита Антония (Храповицкого) и деда епископа Василия (Родзянко).
В одиннадцать утра состоялся прием у Сербского Патриарха Павла. Патриарх принял нас с любовью, пригласил послужить с ним на следующий воскресный день Литургию. Очень благодарил за привезенный Огонь. Мы уже собирались уходить, когда он вновь вышел к нам с лампадой из келии и попросил снова возжечь ее. Было видно, как дорога ему эта святыня.
После пресс-конференции в российском посольстве, которую потом многократно передавали по телевидению, мы провели субботний вечер в подворье у отца Василия, где нас угостили пасхальным куличом, и молились за всенощным бдением. Литургию мы служили в храме святого Саввы в центре Белграда. Рядом возводится грандиозный собор в честь этого же святого, покровителя Сербии. Ровно четыреста лет назад в этот день здесь были сожжены его святые мощи турецкими властями. Но этот акт вандализма только увеличил почитание святого Саввы в Сербии, и с тех пор национальное самосознание сербского народа неразрывно связано с православной верой и именем святого Саввы. После Литургии был совершен крестный ход в строящийся собор, где состоялся особый молебен с чином освящения калача.
Трифон Корабейников, московский купец с товарищами, по особому соизволению Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, путешествовавший в Иерусалиме, Египте и на Синайскую гору, повествует о явлении св. Огня следующее:
…Патриарх же отверзе двери гробницы и узревше вси людие благодать Божию, сошедшую с небес на Гроб Господень в огненном образе, огню ходящу по Гробу Господню по деке мраморне и всякими цвети, что молния с небеси, а кандилом всем стоящим вверху Гроба без огня, и видевше вси людие таковое человеколюбие Божие, возрадовашася радостию великою зело, испущаху многия слезы от радости (1593–1594 гг.).
Братислава – древняя столица Словакии. Здесь в епископском сане подвизался святой Мефодий, проповедовал Слово Божие, насаждал славянскую грамоту. Точного места его погребения никто не знает, но тут свято чтут память равноапостольных братьев. В этом мы убедились на следующий день, посетив местного католического епископа в г. Нитра, где видели замечательный памятник равноапостольным просветителям славян, возжгли лампаду перед мощами св. Кирилла. Весьма трогательной была встреча с местным православным приходом. У некоторых членов прихода получение Благодатного Огня вызвало слезы радости, от волнения они не могли ничего сказать и плакали.
Хотя святые братья не были в Польше, мы решили посетить и эту славянскую страну. 16 мая днем прибыли в Краков. Возложив венок к памятнику русским воинам и пропев «Вечную память», молились за всенощным бдением в православном храме. На воскресную Литургию 17 мая собралось довольно много народа: о нашем путешествии здесь знали и ждали Благодатный Огонь. Запомнились нарядные дети, впервые проходившие Таинство Исповеди. В верующих семьях Польши этот день стараются отметить так, чтобы он запомнился детишкам надолго.
18 мая мы прибыли на Украину. День был дождливый, но более всего нас удручали дороги. После европейских трасс пришлось резко снизить скорость. Ухабы были такие, что на них начали гаснуть то один, то другой светильник. Приходилось останавливаться и зажигать.
Совершенно случайно вышли к памятнику первопечатнику Ивану Федорову. Возложили цветы.
Около семи вечера подъехали к Почаевской Лавре. О нашем возможном прибытии знали.
Я сразу прошел в алтарь подземного храма, служил владыка Иаков, собирался как раз выходить на акафист преподобному Иову. Был день памяти Иова Многострадального. Поставил Огонь на престол, возжег от него свечи.
По пути в Юиев заехали в г. Кременец к епископу Сергию. Здесь женская обитель. Идут восстановительные работы. Для верующих этого города наше посещение имело, как отметил владыка Сергий, исключительное духовное значение. Я попросил владыку Сергия связаться по телефону с Юиево-Печерской Лаврой и оговорить момент встречи и ужин. Наместником там мой давний знакомый архимандрит Питирим.
Юиево-Печерская Лавра встречала Благодатный Огонь крестным ходом в святых вратах. Изумительно мелодично звучат массивные колокола. Молебен. Говорю слово. Следуем с пением по монастырю в семинарский храм. Везде возжигаем свечи и лампады. В Лавре пробыли до 8 вечера и срочно выехали в сторону Белоруссии. На границе предстоит торжественная встреча.
На территорию Гомельской области Белоруссии въехали в полночь. Темнота. Кругом лес. Нас встречают с хлебом-солью девушки в национальных одеждах, хор в бархатных платьях поет духовные песнопения. Слепят юпитеры. Все фиксируется на пленку. Ночуем в Гомеле.
Утром по программе – богослужение и посещение мэра города.
Еще в Почаеве меня предупредил по телефону митрополит Филарет, что в Минске он готовит нам торжественную встречу, и просил быть точно к шести вечера. Сделать это было просто, так как по Белоруссии нас постоянно сопровождала машина ГАИ и сотрудники все время по рации держали связь с Минском. Нам везде давали «зеленый свет».
В Минске на площади Освобождения тьма народу. На небольшой трибуне председатель Верховного Совета Белоруссии В. Шушкевич с министром культуры в окружении творческой интеллигенции. Обращаюсь с кратким словом. После кратких речей В. Шушкевича и митрополита начинается крестный ход через центр города к кафедральному собору. Впереди духовенства в национальных костюмах идут дети с букетами цветов. На улице у собора служится пасхальная вечерня. Во время пения «Свете тихий…» входим в собор и возжигаем приготовленные лампады и сотни свечей.
После богослужения видно, как народ по улицам города в самодельных светильниках уносит дорогой огонек к себе домой.
На следующее утро митрополит Филарет принял нашу группу в своей резиденции, где мы также возжгли свечи в крестовом храме.
Воспользовавшись возможностью, созвонился с митрополитом Кириллом, договорились о встрече Огня в Смоленске, взял благословение послужить в соборе. Был уже канун святителя Николая. Покидая гостеприимную Белоруссию, сделали остановку в Орше, где встретились с епископом Димитрием, затем в Смоленске.
Впереди – Москва. Подъезжаем к стенам древнего Донского монастыря. В святых вратах многочисленные встречающие с хоругвями, иконами, свечами. Проследовали сразу в Большой собор к раке с мощами святителя Тихона. Зажгли лампады, свечи. Вновь и вновь кратко рассказываю о нашем паломничестве. На следующий день после полудня выехали в Троице-Сергиеву Лавру. По пути посетили село Радонеж. В четыре часа дня была устроена торжественная встреча Благодатного Огня на площади перед Лаврой. После небольшого приветствия проходим сразу в Троицкий собор ко святым мощам преподобного Сергия. Служу молебен и возжигаю одну из лампад у раки преподобного.
24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, рано утром выезжаем в Москву. При въезде в столицу у храма святых мучеников Адриана и Наталии многочисленные молящиеся с причтом вышли встретить Благодатный Огонь. Останавливаемся и зажигаем фонарь во главе крестного хода.
Конец ознакомительного фрагмента.