Бюджетные бдения
За годы депутатской деятельности в Законодательном собрании Краснодарского края и в городской Думе Краснодара я убедился в том, что каждый год новый бюджет пишется на ином языке, нежели предыдущий. Если его сейчас напишут по-китайски, то в следующий раз – по-английски, а затем – по-итальянски. И методика составления бюджета и подведения его итогов каждый раз выходит совершенно иная. Для чего это делается? Для того, чтобы нельзя было практически сопоставить один год с другим. Как приходит время отчитываться за прошлогодний бюджет, то выясняется, что всегда и везде самым простым является метод сравнительного анализа. Но сравнить как раз и невозможно. Появляются новые строчки доходной части бюджета. Появляются совершенно новые строчки расходной части бюджета. И выходит, что никаким образом проверить этот бюджет нельзя.
У меня опыт работы с восемью бюджетами. Сравнить их методики практически невозможно. Следовательно, можно каждый раз убеждать депутатов в необходимости принятия тех или иных направлений деятельности. И здесь наступает самая сложная вещь – это контроль за бюджетом. Сколько раз я ни пытался провести анализ, то есть проконтролировать исполнение бюджета, выясняется, что контролировать нечего. К примеру, сначала он дефицитный. Потом – бездефицитный. И выходят сплошные убытки. Всего год назад создали контрольносчетную палату. Контрольно-счетная палата пошла проверять казаков. И выяснилось, что там только три десятых процента средств было использовано по целевому назначению. А остальное – на покупку и перекупку векселей, двести пятьдесят миллионов потратили на закупку шампанского, еще столько же – для того, чтобы его конфетками закусить. Я понимаю, что все это казачеству нужно. Но при чем здесь бюджет?
Контрольно-счетная палата стала работать, и выяснилось, что на хорошие должности многие устроили кума, свата, брата. Поэтому контролировать бюджет практически невозможно. Но все-таки хотя бы минимальный контроль стал появляться, контрольно-счетная палата как дамоклов меч висит над теми, кто пользуется бюджетом. Тогда они, чтобы обойти контроль, стали применять другую методику. Новая методика заключается в том, чтобы предоставлять бюджетные гарантии и брать кредиты в банках.
При надлежащем контроле за использованием бюджетных денег будет очень много скандалов. Сейчас, когда я работаю над этой книгой, разгорается скандал по поводу «Южводопроводстроя» и денег, выделенных краевым «министерством» по чрезвычайным ситуациям, которым руководит Николай Федорович Кряжевских. Был не менее грандиозный скандал, когда выгнали все руководство в нашем краевом департаменте образования, когда тоже бюджетные средства потратили таким образом, что процентов тридцать – сорок из них якобы исчезло в неизвестном направлении. Чем хуже экономика, тем строже надо контролировать бюджет. Почему? Потому что на сегодня остался единственный источник финансовых средств для развития экономики, строительства, инвестиций – бюджет. Оттуда и воруют. А воровать, если воды в кране нет, можно только из колодца.
Поэтому я пришел к выводу: бюджет нужно защищать. Есть такие в нем статьи, которые должны быть неприкосновенными. И в основном это касается социальной сферы.