Неприкосновенными могут быть только статьи бюджета
Практика политической борьбы привела меня к выводу о том, что интересы избирателей нужно не представлять, а защищать. Как отдельного избирателя, так и избирателей всего Краснодарского края.
Защищая интересы избирателей, я столкнулся с тем, что мне, как депутату, стали часто говорить:
– Травников, то нельзя делать, этого нельзя говорить, вот это хороший человек, а тот – добрый, а вот еще один – нужный.
А потом по итогам года получается, что на здравоохранение средств недодали, на образование недодали, на школы денег недодали, на развитие – тоже. И тогда я сделал для себя вывод: неприкосновенными могут быть только статьи бюджета. Когда происходит обсуждение бюджета, можно задавать любые вопросы любому должностному лицу. И депутат не только может, но и должен их задавать и требовать получение на них ответа. Почему? Потому что депутат имеет статус, который позволяет ему беспокоить любое должностное лицо. Очень много вопросов возникает у избирателей. Если депутат не в состоянии задать эти вопросы как от себя, так и от имени своих избирателей и добиться ответа вплоть до того, что заставить какое-то должностное лицо дать соответствующий, надлежащий ответ, если не в состоянии обратиться в прокуратуру, в судебные органы, то это – уже не депутат. Вопрос можно задавать вежливо, спокойным тоном, но при этом обязательно требовать ответа. Не бывает неприкосновенных лиц.
Неприкосновенными могут быть только статьи бюджета. Если приняли решение выделить определенную сумму на больницу, то эти деньги нельзя тратить на иные цели. Деньги должны пойти только на эту больницу, на закупку лекарств. Если выделили деньги на печатание детских книг – только на это и расходовать.
Есть еще одна сторона этого лозунга. Выделяются деньги из бюджета, а потом 10—20 процентов как корова языком слизывает. Но надо помнить, что это деньги налогоплательщиков, а воровать общественные деньги – не просто неприлично, а вдвойне неприлично. Ведь народ отдает самое последнее, притом, что мало зарабатывает, а подчас и вовсе не получает зарплату.
Лозунг, кстати, родился тогда, когда депутаты дрались за свою собственную, депутатскую неприкосновенность. Выяснилось, что часть депутатов имели определенное прошлое, и они хотели стать неприкосновенными, то есть иметь какой-то статус. Другие баллотировались в депутаты, чтобы уйти от преследования закона. Поэтому боролись за статус, чтобы он их пожизненно защитил.
Статус депутатской неприкосновенности, конечно, нужен. Но депутатская неприкосновенность должна быть только во время сессий, при непосредственном исполнении депутатом его депутатских обязанностей. А все, что выходит за пределы этого, должно быть прикосновенно. Баталии вокруг этого были жаркие. Удалось некоторым настоять, чтобы депутаты обладали ограниченной депутатской неприкосновенностью, хотя до полной депутатской неприкосновенности, как во времена Советов, нам еще далеко.
Дело в том, что эта книга пишется по результатам почти четырех лет моей работы в Законодательном собрании, а значит, речь идет и о предстоящих выборах. Появится новая группа претендентов на депутатские мандаты. Избиратель должен десять раз подумать, за кого и каким образом он будет голосовать. И кого он будет избирать депутатом. Зачем тот или иной депутат идет на этот пост. Ведь многие идут в депутаты только для того, чтобы получить статус, получить пресловутую депутатскую неприкосновенность, а вовсе не защищать своих избирателей и неприкосновенность бюджета, а значит – и права налогоплательщиков.