Глава 1
Праведность
Итак, мы находимся в 586 году до нашей эры. Жители Иерусалима готовятся к жестокой битве. За городской стеной гигантская армия вавилонских солдат окружила город. Это уже второй раз, когда армия вавилонян расположилась на каменистых холмах вокруг города Давида. Они были здесь десять лет назад. В тот раз они захватили город, но не разрушили его, заключив договор с иудейским народом. Если иудеи подчинятся правлению вавилонского царя Навуходоносора, город не будет разрушен, и его жители останутся в живых.
Так продолжалось одиннадцать лет. Но последний царь Иудеи, Седекия, восстал против Навуходоносора и объявил царство Иудеи независимым от вавилонян. От Навуходоносора последовал совершенно ясный ответ. Он послал свою великую армию, чтобы подавить бунт и захватить все главные иудейские города: Лахис был разрушен, а также Мегиддон и Хеврон. Только Иерусалим уцелел. Вавилоняне были настроены решительно и готовы были сражаться до конца, пока город не окажется полностью в их власти.
Внутри стен точили мечи, готовили копья, тренировались воины. В храме также царило оживление, священники молили Бога об избавлении. Он так много раз в истории спасал город, они были убеждены, что и на этот раз Он снова избавит их. Священники и пророки провозглашали, что Бог в очередной раз принесет победу над их врагом!
Но так ли произошло на самом деле?
Был один человек, который говорил иначе, чем все остальные. Его звали Иеремия. Он заявлял, что Бог призвал его быть пророком, но говорил не то, что говорили другие пророки, обещая победу, триумф и избавление. Он говорил царю, священникам и всему населению Иудеи, что, как бы они не молились, город окажется в руках вавилонян. Бог провел черту, грехи народа были настолько велики, что приближающаяся армия врага была судом Божьим. Существовал только один способ спасти свои жизни – подчиниться Навуходоносору, не вступая в сражение.
Люди ненавидели Иеремию. Они думали о нем, что он предатель и трус, были среди них такие, кто страстно хотел его смерти, но Иеремия не переставал проповедовать свое послание. Он знал, что Бог поместил его в такие угнетающие обстоятельства, чтобы предостеречь всех жителей города. Пока длилась осада города, пророку становилось все труднее и труднее.
Чем больше ухудшались условия жизни, тем сильнее становилось давление на пророка. Пищи было все меньше и меньше, в городе царил голод, и люди приходили в отчаяние, вымещая свой гнев и ярость на Иеремии. Его послание никто не хотел слушать, а самого пророка никто не хотел видеть.
В такое время жил Иеремия. Снова и снова ему приходилось принимать трудное решение – говорить ли правду или угождать толпе? Жизнь Иеремии состоит из множества примеров, которые мы рассмотрим в этой книге. Его битвы запечатлены в истории яркими иллюстрациями борьбы между праведностью и личной выгодой. Несмотря на то, что на него обрушивались бесчисленные испытания, оставляя в его душе раны, Иеремия проходил через эти битвы победителем. Все они записаны в Божьем Слове, поэтому мы с вами можем учиться у него, чтобы поступать так же.
Бог святой
Прежде чем продолжить рассказ о жизни Иеремии, я хотел бы сказать о том, что мотивировало его действия. Давайте посмотрим на то, как используется в Библии слово «святость».
«…но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Что значит быть святым? Библия говорит, что Бог свят, и мы должны быть, как Он. Но что это значит? Могу ли я быть, как Бог?
Одно известно наверняка. Ни один человек, никто, не будет знать всего о Боге. Бог бесконечный, неисследимый, превосходящий всякое понимание о Нем. Если бы Он решил не открывать Себя человечеству, то мы никогда ничего не узнали бы о Нем. Благая весть в том и заключается, что Бог открыл Себя нам. Через Свое Слово и Свой Дух Он открыл Себя людям. Мы не можем знать о Нем все, но можем понять, что Он хочет, чтобы мы знали. Библия говорит нам о силе и могуществе Бога, о том, как Он сотворил мир и дал жизнь человеку, о Его любви к Своему творению, о милости к грешнику и Его желании пострадать, чтобы спасти потерянное.
Но Библия также много говорит о святости Бога. Люди в Библии, пережившие встречу с Богом, также переживали Его святость. Пророк Исаия рассказывает в шестой главе в своей книге о том, как он был в храме в Иерусалиме, чтобы поклоняться Богу. Может быть, он много раз до того дня был в храме, но этот день был совершенно иным. Внезапно все вокруг него изменилось. Стены и потолок исчезли, как и голоса людей вокруг. Вместо привычной обстановки храма он увидел Самого Бога, сидящего на престоле. Края риз Его наполнили весь храм. Ангелы окружили престол, они восклицали так громко, что поколебались верхи врат, и дом наполнился курениями. Ангелы восклицали славу Божью. Исаия так описывает картину, увиденную им:
«Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
Исаия думал, что настал его последний час. Увидев Божью славу, он мгновенно осознал, насколько он сам был грешен, и как велики были грехи его народа. Но Бог провозгласил, что его грехи искуплены, таким образом предвозвещая то, что Иисус позже сделает для всего человечества, и затем Он призвал Исаию в служение.
Исаия никогда не забывал этот момент. На протяжении многих лет своего пророческого служения он постоянно говорил о праведности Божьей. Он видел Господа, пережил Его святость и Его прощение. Всю оставшуюся жизнь он предостерегал израильтян против греха и говорил о прощении и примирении с теми, кто обращался к Богу.
Знать Бога
Вряд ли какой-либо служитель Божий может иметь лучшее начало своего служения, чем Исаия. Тот, кто пережил святость и милость Божью, имеет основание проповедовать Евангелие миру. Из того, что Исаия пережил в храме, он знал, что Бог не просто добрый дедушка, позволяющий нам делать все, что мы захотим. Он почувствовал, насколько грех отвратителен для Бога, он знал, насколько грех несовместим с небесами, полными славы и света. Эта встреча заставила его возненавидеть грех, в то же время он получил послание о прощении, благодати и спасении, которое передал всему миру. Таким же образом мы все, служащие Богу, нуждаемся в откровении не только о Божьей милости, но также о Его святости. То, что Бог свят, значит, что в Нем нет тьмы и неправедности. Он не противоречит Себе и не изменяется. Он чистый, незапятнанный и праведный во всем, Кто Он есть, и во всем, что Он делает. Каждое Божье слово справедливо и истинно. Он ненавидит грех, ничто нечистое не устоит перед Ним, никакой грех не выдержит Его присутствия.
Итак, когда Библия говорит о том, что мы должны быть святыми как Он свят, она имеет в виду не только конкретный образ жизни, но также говорит об отношении к греху и праведности. Настоящее дитя Божье будет всегда искать то, что справедливо и чисто, потому что такова природа Бога. Вопрос не в том, чтобы быть совершенным, – из всех живущих на земле только Иисус был без греха. Но вопрос в том, чтобы иметь такое же отношение к греху, какое есть у Бога. Послание к Евреям (1:9) говорит так об Иисусе: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие». О нас должны быть сказаны такие же слова.
Святая жизнь
Когда человек принимает спасение, он не только получает Божье прощение, но также новую природу своего духа. Дух Божий теперь живет внутри него, дает ему желание и силу исполнять Божью волю. Чем больше мы открываем свое сердце перед Ним, тем больше Он может преображать нас в образ Иисуса. Павел говорит в Послании к Ефесянам (5:1): «…подражайте Богу, как чада возлюбленные». В этом утверждении цель нашей жизни. Наша конечная цель не в том, чтобы стать успешным или знаменитым, но в том, чтобы становиться похожим на Иисуса в словах, делах и мотивах.
Итак, призвание к святости не средство, а результат спасения. Наши грехи прощены не из-за добрых дел, а из-за искупительной смерти Иисуса на кресте. Быть последователем Христа – это следствие нового рождения. Несмотря на то, что мы спасаемся по благодати, у нас не может быть двух господ. Мы не можем служить Богу и мамоне, мы не можем любить Бога и мир одновременно. Посвящение нравственному закону Бога – это наш ответ на то, что Иисус сделал для нас.
Мы показываем нашу любовь к Богу не только в поклонении и служении, но также в посвящении Его праведности. Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Посвященность освящению и желанию жертвовать ради праведности – есть истинные весы, измеряющие нашу любовь к Господу.
Десять заповедей и другие законы нравственности, данные в Библии, отражают святость Бога. Слова, записанные в Библии, не могут изменяться, потому что Бог никогда не меняется. Позволительно ли христианину красть, лгать, прелюбодействовать – это вопросы не для дискуссии. У нас есть Библия и Дух Святой, помогающие нам различать добро и зло. Наша задача заключается не в том, чтобы спорить, актуальны ли сегодня заповеди, но в том, чтобы искать правильно то, что мы знаем сердцем.
Битва
Выбор между тем, что правильно и что неправильно, приведет христианина к разным дилеммам, потому что если бы Божьи пути всегда были легкими и выгодными, тогда и выбор всегда был бы легким. Но вы наверняка уже давно узнали, что Божий путь может иногда быть узким и неудобным. Мы часто знаем, как правильно поступить, но тем не менее думаем, что для нас будет выгоднее не послушаться.
Вместе мы посмотрим на ситуации, в которых, я верю, мы все узнаем себя, потому что эти битвы универсальны. Исполнение Божьей воли, конечно, не всегда, является великой жертвой. Часто послушание Божьей воле будет самым естественным и самым радостным делом, которое только можно себе представить. Иисус сказал, что бремя Его «легко…» (см. Мф. 11:30). Бог никогда не просил человека совершать то, что он не в силах сделать. Святость – это естественный путь жизни для рожденного свыше человека, что может быть в жизни больше, чем стремиться быть как Иисус?
Конечно, существует и другая сторона. Будут моменты, когда выбор Божьего пути будет стоить нам многого. Праведность не всегда является самым удобным решением. И наш характер будет испытываться именно тогда, когда выбор будет самым трудным, именно тогда будет проявляться наша истинная вера.
Держи свое обещание!
В Четырнадцатом псалме Давид хвалит человека, который живет праведно. Он говорит о том, что такой человек чтит Господа, говорит правду, не клевещет и не делает зла. В четвертом стихе он особенно подчеркивает:
«…Кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет…»
Он рисует образ человека – это может быть любой из нас, – дающего обещание. Затем через некоторое время этот человек сожалеет о том, что он сделал. Исполнить обещанное, вдруг оказывается, будет стоить ему дороже, чем он думал изначально. Итак, что же ему делать? Отвергнуть ли ему свою клятву и таким образом, нарушив этический устав Бога, получить свою выгоду? Или остаться верным своему слову и таким образом оказать уважение заповедям Божьим, и пострадать, исполнив то, что он уже не хочет исполнять?
Это сражение за праведность. Мы каждый день можем сталкиваться с подобными дилеммами, иногда в самые решающие моменты своей жизни. Сделать ли мне то, что правильно, и пострадать? Или пойти на компромисс со своими собственными убеждениями и получить выгоду?
Давид приходит к ясному заключению, говоря, что человек, который хранит свое обещание, даже несмотря на то, что оно будет стоить ему больше, чем он думал, будет пребывать в жилище Бога и «не поколеблется» (см. Пс. 14:1, 5).
Награды за выбор узкого пути всегда больше, чем выгоды, которые мы думаем получить, избрав компромисс с Божьими заповедями. Давид написал Псалом 14, чтобы вдохновить людей всех поколений твердо стоять и побеждать в битвах за праведность. Он словно обращается к нам:
«Я знаю, что хранить свое обещание дорогого стоит, я знаю, что многого стоит быть честным, следовать Божьим заповедям и сохранить свое сердце! Живи праведно и получишь свою награду! Ты будешь возрастать в познании Бога, Он позаботится о том, чтобы ты мог стоять твердо в победе в конце пути! Бог позаботится о человеке, который предпочтет праведность личной выгоде».
Формирование нашего характера
Мы становимся теми, кем становимся посредством своего выбора. Каждый раз, когда мы намеренно обманываем, наша чувствительность к истине ослабевает и наша совесть ухудшается. Ложь будет становиться все более и более естественной для нас.
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление…».
Но, слава Богу, что каждый раз, когда вы противостоите искушению говорить ложь, особенно если это многого стоит, ваша способность жить по истине усиливается.
«…сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».
Наш характер формируется в столкновении духа и плоти. И никто, кроме вас, не возьмется за руль вашей жизни и не направит его туда, куда вы хотели бы пойти. Бог спас вас, и Он будет с вами и будет помогать вам, но мы не можем избежать битвы, которые нам нужно пройти для Него. Каждое дитя Божье должно принимать решения самостоятельно и проходить через узкие врата, брать свой крест и следовать за Иисусом туда, куда пойдет Он.
Пасторы и лидеры
У каждого, кто занимает позицию лидера в Теле Христа, есть особая ответственность за собственное поведение. Петр говорит, что мы не должны «господствовать над наследием Божиим, но подавать пример стаду» (см. 1 Пет. 5:3).
Человек Божий не просто тот, у кого есть дар проповедовать или харизма привлекать толпы людей. Доказательства духовной зрелости проявляются в духовной жизни человека и в целостности его характера.
Своими видимыми и невидимыми поступками мы утверждаем духовный стандарт в церкви, о котором мы должны знать. Если лидеры только наполовину честны в отношении денег, что тогда мир может ожидать от членов церкви? Если пасторы выбирают то, что для них удобнее, нежели то, что честно и праведно, где же тогда окажется Тело Христа?
Примеры для подражания
В следующей главе мы рассмотрим дальше, что произошло с пророком Иеремией. Это человек, жизнь которого действительно стоит изучить подробнее. Молодым людям в церкви нужны примеры, вдохновляющие их следовать за Иисусом всем сердцем, и Иеремия – один из них, замечательный образ в Библии. Нашим церквям сегодня нужны также живые примеры, сильные ролевые модели. Я молюсь, чтобы по всей России поднялись лидеры, которые будут достойны подражания, восхищения, на которых захотят быть похожими, лидеры, оказывающие сильное и положительное влияние на жизнь нынешнего и будущего поколений.