Сирия при мамлюках
В середине XIII века Сирия вошла в состав государства мамлюков. Мамлюками (белыми рабами) на Ближнем Востоке называли отряды половцев, состоявших на службе в Египте и Сирии.
Монголы, пленившие половцев в причерноморских степях, обращали их в рабство, а генуэзские и венецианские купцы большими партиями привозили их на Ближний Восток. Согласно ряду источников, в Египте и Сирии среди мамлюков было много и русских. Дело в том, что в 1237–1240 гг. татары захватили на Руси десятки тысяч пленных и увели их с собой. Далее через генуэзские порты Черного моря их перевозили на Ближний Восток.
Для комплектования мамлюкских частей использовались купленные на невольничьих рынках мальчики. Их отправляли в специальные военные школы, где учили арабскому языку, чтению, письму, основам мусульманской религии и шариата.
По своему общественному строю мамлюкское государство не отличалось от других государств, образованных в бывших владениях Аббасидского халифата. Земля находилась в собственности государства и облагалась поземельным налогом. Султаны наделяли мамлюков землями икта[13] на условиях несения военной службы.
Постепенно сложилась мамлюкская феодальная иерархия. Во главе государства стоял султан, который владел огромными земельными наделами, многочисленными ремесленными предприятиями, доходом от таможен. Крупнейшими феодалами были беи и эмиры тысяч, им подчинялись эмиры сотен. На самой низкой ступени феодальной лестницы стояли мелкие феодалы – эмиры десятков или пяти воинов. В феодальных землевладениях большое место занимали вакфы – владения мусульманских духовных учреждений.
В конце 50-х гг. XIII века в Сирию вторглась орда татаро-монгол под предводительством хана Хулагу. Поход Хулагу затевался как общемонгольское дело и в 1246 г. по приказу великого хана «каждый улус должен был поставить в армию Хулагу по два человека из каждого десятка воинов».
К сожалению, нет данных, сколько воинов Хулагу поставил улус великого князя владимирского Александра Ярославовича.
Любопытно, что сам Хулагу был тенгрианцем, то есть язычником, исповедовавшим культ Тенгри – обожествленного неба, а вот его старшая жена Докуз-хатун была христианкой. Активное участие в походе Хулагу принял вассал монголов царь армянской Киликии Хетум I.
Армянский историк Хэйтон считает, что план военной кампании монголов, видимо, решался на встрече между Хулагу и его верным вассалом – царем Армении Хетумом I. «Хан предложил Хетуму присоединиться со всей армянской армией на высоте Эдеса, так как он намеревался дойти до Иерусалима, чтобы очистить Святую землю от мусульман и передать ее христианам. Царь Хетум, вне себя от радости от подобной новости, собрал внушительную армию и соединился с войсками Хулагу». Со своей стороны армянский патриарх благословил хана.
К монголам примкнул и зять Хетума князь Антиохии и граф Триполи Боэмунд VI.
Хулагу покинул Монголию в октябре 1253 г., но двигался крайне медленно. Завоевав ряд областей в Средней Азии, Хулагу потребовал покорности от багдадского халифа аль-Мустасима. Тот проигнорировал ультиматум монгольского командующего, хоть и не располагал силами, чтобы ему противостоять. Среди сановников, окружавших аль-Мустасима, не было единства по поводу мер, которые нужно предпринять для обороны страны. К тому же аль-Мустасим перестал выплачивать жалованье наемному войску, и его пришлось распустить.
Армия Аббасидов под командованием Фатх ад-дина ибн Керра потерпела поражение на берегу Тигра от войск Байджу. В начале 1258 г. Хулагу, его полководцы Байджу и Кит-бука завершили окружение Багдада. После нескольких дней обстрела города из баллист и катапульт начался штурм. В середине февраля Багдад был взят. По просьбе старшей жены Хулагу Докуз-хатун при избиении жителей были пощажены христиане, а также евреи, которых монголы считали своими союзниками. Сдавшийся в плен аль-Мустасим, запуганный воинами Хулагу, показал тайные казнохранилища Аббасидских правителей, но уже 20 февраля был казнен.
«Огромная монгольская армия вышла из Азербайджана в Сирию в сентябре 1259 г. Найон Китбука, найманский несторианец, отличившийся при завоевании Багдада, находился в авангарде армии. Правым крылом армии командовал старый Байджу с Сокором, левым крылом – Сугунджак или Сунджак, в центре находился лично Хулагу в сопровождении христианской супруги Докуз-хатун.
Спустившись через Курдистан в Джезире, хан захватил Ничибин, подчинил себе Харран и Едессу, уничтожил жителей Саруджа, которые оказали ему сопротивление. Оккупировав аль-Биру, он пересек Евфрат, разграбил Менбиджу и взял в осаду Алеппо. Султан ан-Насир, вместо того, чтобы находиться в этом городе, оставался в Дамаске. Якобитский митрополит Алеппо – историк Бар Хебраюс – явился к монголам и нанес визит признания Хулагу.
18 января 1260 г. монгольская армия под командованием самого Хулагу с вспомогательными отрядами армян царя Хетума и франков Боэмунда VI, начала штурм Алеппо, которую защищал старый айюбидский принц по имени Тураншах.
Они выставили батарею из 28 катапульт и 24 января вошли в город и быстро захватили его, кроме цитадели, которая держалась до 25 февраля. Массовая и педантичная кровавая расправа продолжалась по всем канонам Чингисханидской тактики в течение всех шести дней до 30 февраля и была внезапно прекращена по велению Хулагу. Армянский царь Хетум поджег самую большую мечеть. Естественно, якобитская церковь осталась в неприкосновенности. Хулагу дал царю Хетуму часть трофеев и вернул многие уезды и дворцы, которые мусульмане Алеппо забрали у армянского царства. Он также вернул Боэмунду VI земли княжества Антиохии, которые были завоеваны мусульманами еще в эпоху Саладина.
Вся мусульманская Сирия была охвачена невообразимой паникой. Не дожидаясь прихода монголов, многие мусульманские принцы объявили себя вассалами. Под Алеппо сам Хулагу принял айюбида аль-Ашрафа Мусу, бывшего правителя Хомса, которого лишили власти свои же и который был восстановлен в правах монголами. За падением Алеппо последовала сдача без боя Хамы. Султан ан-Насир Юсуф не защищал также Алеппо, как он не защищал Дамаск. Узнав, что Алеппо пал, он бежал в Египет. Дамаск, покинутый своими защитниками, не смог долго устоять. 1 марта 1260 г. Китбука вошел в город с монгольским оккупационным корпусом в сопровождении царя Армении и Боэмунда VI. Управление Дамаском было возложено на монгольского правителя и трех его персидских помощников. Крепость, которая оказывала упорное сопротивление, капитулировала 6 апреля. По приказу Хулагу, Китбука лично отрубил голову правителю города.
В последующие три недели Китбука завершил завоевание Сирии. Монголы вошли в Самарию и жестоко расправились с гарнизоном Наплуза, оказавшим сильное сопротивление. Они беспрепятственно заняли Газу. Султан ан-Насир Юсуф был взят в плен в Белке. Китбука использовал его, чтобы заставить капитулировать Аджлуну, а затем выслал его к Хулагу. Младший из айюбидов, который правил в Баниасе, присоединился к победителю.
Взятие монголами Дамаска явилось для местных христиан сирийско-якобитской или греческой общин настоящим реваншем за шестивековое угнетение. Они организовали на улицах массовые шествия, исполняя псалмы и неся с собой кресты, вынуждая мусульман вставать перед ними. Они осмелились даже “забить в колокола и оросить вином дорогу до самой мечети омейадов”.
Тамплиер из Тира сообщает, что царь Армении Хетум и его зять принц Антиохии Боэмунд VI, после того как оказали содействие монголам во взятии Дамаска, добились от Китабуки упразднения мечети или, вернее, восстановления христианского храма, бывшей византийской церкви, которую мусульмане превратили в мечеть. Мусульмане обратились с жалобой к Китбуке. Но тот, давая свободу своей набожности, посещая церкви и встречаясь с церковнослужителями различных христианских конфессий, никоим образом не отреагировал на просьбы мусульман»[14].
Любопытна история создания знаменитой мечети Омейядов, которая и по сей день украшает Дамаск, – о ней и упоминал армянский историк.
На месте мечети в III веке н. э. римляне воздвигли большой храм Юпитера. В правление императора Феодосия (379–395) храм был частично разрушен, а на его месте воздвигнут собор Св. Иоанна Крестителя. При строительстве собора использовались элементы конструкции и материалы храма Юпитера. В центре собора находилась гробница с головой Иоанна Крестителя.
Халиф Аль-Валиде купил церковь у христиан и немедленно начал разбирать ее. Якобы халиф лично забивал стальные клинья. В 706–715 гг. на месте собора и с использованием его материалов была построена огромная мечеть. При этом гробница с головой Иоанна Крестителя осталась в центре мечети. Мусульмане чтут его как пророка Яхью. Замечу, что еще три головы Иоанна Крестителя (возможно, фрагменты ее) находятся на греческом Афоне, во французском Амьене и в Риме, в церкви папы Сильвестра.
Любопытно, что минарет мечети в ее юго-восточном углу носит имя пророка Исы (то есть Иисуса Христа).
В перспективе Сирия и Палестина должны были стать одним из улусов монгольского хана.
11 августа 1259 г. в Китае умер великий хан Мунке и началась война за престол между его двумя братьями – Хубилаем и Арикбогой. Хулагу, который был четвертым братом, находился в тот момент далеко от Монголии и поэтому не входил в число кандидатов на трон.
Монголы оставили Боэмунду VI большую часть его земель. По их совету он выгнал из Антиохии католического патриарха, подчинявшегося папе, и призвал православного антиохийского патриарха Евфимия.
За союз с монголами папа Александр IV, а затем сменивший его Урбан IV предали князя Боэмунда VI анафеме.
«Китбука, который стал правителем Сирии и Палестины, завоеванных монголами, имел самые благоприятные намерения относительно христиан, не только потому, что сам был несторианцем, но по причине того, что он понимал значимость для двух сторон поддержания франко-монгольского союза.
К сожалению, если принц Антиохии – Триполи – Боэмунд понимал и разделял эту точку зрения, то бароны Акры продолжали видеть в монголах только варваров, которым они предпочли даже мусульман.
Один из этих баронов – граф Жюльен из Садона, напал на монгольский отряд и убил племянника Китбуки. Приведенные в ярость монголы разрушили Садон. Так был положен конец очевидному или молчаливому альянсу между франками и монголами.
Благодаря этому роковому инциденту мусульмане воспряли духом. Несмотря на то, что айюбидский султанат Алепы и Дамаска был в руках монголов, оставалась непокоренной мощная мусульманская держава мамлюков (мамалюков), властителей султаната Египта. Как уже говорилось, мамлюки были наемниками, обычно тюркского происхождения, которые пополняли армию айюбидских султанов Египта. В 1250 г. они свергли эту династию и стали единственными правителями страны.
Мамелюкский султан Кутуз, правивший в то время в Каире (1259–1260), понял, что сложились благоприятные обстоятельства. Хулагу отбыл в Персию с крупной монгольской армией, Китбука, у которого максимум оставалось 20 000 воинов, не имел возможности сохранить завоевания на побережье без альянса с франками. А так как франки порвали отношения с монголами, у мамлюков появилась возможность влиять на события. 26 июля 1260 г. передовые отряды под командованием эмира Бейбарса выступили из Египта в направлении Палестины. Небольшой монгольский отряд под командованием Байдара, оккупировавший Газу, не мог устоять перед численно превосходящим противником.
Франки Акры, вместо того, чтобы помириться с Китбукой, позволили мамлюкам пересечь их территорию и обеспечить себя провиантом и снаряжением у самых стен Акры.
Разрешение на продвижение вдоль Франкского побережья и временного размещения войск, а также обеспечение снабжением, подготовленного франками, явилось серьезным вначале преимуществом мамлюков. Их численное превосходство доделало остальное. Китбука, веря в несокрушимость закаленных в боях Чингизханидских отрядов, мужественно принял вызов. Мамелюки, проведя перегруппировку войск у стен Акры благодаря содействию франков, направились в сторону франкской Галилеи к Журдену. Китбука со своей кавалерией и несколькими отрядами грузин и армян неожиданно возник перед ними.
Битва состоялась в Эн-Джалуде около Зерина 3 сентября 1260 г. Китбука не мог противостоять численно превосходящему противнику, но, проявляя храбрость, спас честь и достоинство Чингизханидского знамени: “Одержимый в своей энергии и храбрости, – пишет Рашид ад-Дин, – он метался справа налево, нанося страшной силы удары. Напрасно отговаривали его отступить. Он отверг эти советы, воскликнув: “Во что бы то ни стало мы должны умереть здесь! Кто-то из воинов предстанет перед ханом и скажет ему, что Китбука презрел бесславное отступление и что пожертвовал жизнью, чтобы исполнить свой долг. Вовсе нет необходимости, чтобы потеря части монгольской армии причинила хану столько печали. Пусть он просто считает, что в течение года жены солдат не забеременели от своих мужей, что не пополнились жеребятами конюшни хана. Благодатной жизни хану!”
“Несмотря на то, что он остался в меньшинстве, – писал Рашид ад-Дин, – Китбука героически сражался с тысячами врагов, но, в конце концов, когда его лошадь была убита, он попал в плен”. Ему связали руки, привели к Кутузу, который обошелся оскорбительно с поверженным завоевателем: “Свергнувший столько династий, ты сам наконец попался в ловушку!” Ответ монгольского несторианца явился достойным славе Чингизханидской династии: “Если я умру от твоих рук, я утверждаю, что это воля господня, а не твоя. Не упивайся так быстротечным успехом. Как только молва о моей смерти дойдет до ушей Хулагу-хана, его гнев взбурлит, подобно бушующему морю. Начиная от Азербайджана до самых врат Египта все будет растоптано под копытами монгольской конницы!” Испуская предсмертные крики от имени верных и преданных монголов, Чингизханидских законов и величия, он нанес оскорбления мамлюкским султанам, этим правителям по случаю, для которых убийство своих предшественников является обычным путем к достижению власти: “С тех пор, как я существую, я раб хана; и в отличие от вас я не убийца своего хозяина!” – как только он произнес эти слова, ему отрубили голову.
Султан Кутуз с триумфом возвратился в Дамаск. Христиане города дорого заплатили за их лояльность к монголам. Вся мусульманская Сирия до Евфрата была присоединена к мамлюкскому султанату Египта. Хулагу предпринял еще одну попытку вернуться. В конце ноября 1260 года монгольский отряд вновь проник в Сирию и во второй раз разграбил Алеп, но был оттеснен мусульманами около Хомса (10 декабря) и отброшен вновь к востоку от Евфрата»[15].
Успех мамлюков в борьбе с монголами во многом объясняется войной между Хулагу и ханом Золотой Орды[16] Берке. Берке принял ислам еще в 1240-х гг., до вступления на ханский престол. В 1261–1262 гг. Берке вступил в союз с мамлюками.
13 января 1263 г. на берегу реки Терек состоялась грандиозная битва между армиями Берке и Хулагу. Хулагу был разбит, но и Берке понес тяжелые потери и был вынужден отступить в Дербент.
В 1266 г. мамлюки разгромили армянское войско. Один из сыновей царя Хетума I был убит, а другой взят в плен. В 1268 г. мамлюки овладели Антиохией, а Боэмунд VI бежал в Триполи.
Вторжение монголов и их христианских союзников в Сирию и Палестину ряд историков называют «желтым крестовым походом». Если бы монголы остались на Ближнем Востоке, вполне реально стало бы утверждение христианства если не во всей Монгольской империи, то, по крайней мере, в государстве Хулагидов. Можно сказать без преувеличения, что ход истории в этом случае пошел бы в ином направлении.
В 1277 г. мамлюкский султан Бейбарс собрал многочисленное войско, перешел через Тавр и нанес новое поражение монголам. Но он не сумел закрепить свою победу и был вынужден отступить. Во время отступления султан умер.
Наиболее известным из султанов после Бейбарса стал Калаун (1279–1290). Он продолжал политику централизации Бейбарса, упрочив свое государство. Он создал новый отряд мамлюков из кавказских народностей, получивших название «черкесских мамлюков». Отряд был расквартирован в цитадели в Каире и стал надежной опорой султана.
Египетское влияние распространялось на Нубию и Йемен. Шерифы Мекки также подчинялись Калауну. Все это обеспечивало безопасность торговых путей в Индию, куда стали плавать арабские купцы.
Могущество мамлюкского государства поддерживалось после смерти Калауна более века. Мамлюкские султаны повсеместно вели большие строительные работы, прокладывались новые дороги, вырастали роскошные дворцы и мечети. При них строго соблюдалась налоговая система.
В 1303 г. мамлюки нанесли монголам решительное поражение под Дамаском, и эта битва имела решающее значение. В 1323 г. монголы заключили с мамлюками мирный договор, но затем, во время распада государства Ильханов, мамлюкские султаны пытались извлечь выгоды из внутренних беспорядков и междоусобных войн, раздиравших соседнее государство. Они поддерживали то одного, то другого наместника или правителя, принимали посольства, договаривались о практической помощи, но реально не помогли никому.
С 40-х гг. XIV века стали усиливаться раздоры между сирийскими и египетскими мамлюками, что значительно ослабило мамлюкское государство, хотя оно и оставалось единым. К 90-м гг. XIV века на первый план в Каире выдвигаются черкесские мамлюки. Они сумели устранить своих соперников и основали новую мамлюкскую династию.
Первым султаном из черкесских мамлюков был Баркук (1390–1399), захвативший власть как в Египте, так и в Сирии.
В 1400 г. в Сирию вторгся татарский завоеватель Тимур, которого в Европе именовали Тамерланом. Тимур разгромил османского султана Баязида, молниеносно в 1400 г. взял крепость Халед, принадлежавшую египетскому султану, а в 1401 г. занял Дамаск. После захвата Сирии Тимур вернулся в Самарканд, а осенью 1404 г. начал поход в Китай. В феврале 1405 г. в районе озера Иссык-Куль великий полководец умер.
Окончательно Антиохийский патриарх вернулся в Антиохию в 1269 г. Однако из-за разрушений и запустения Антиохии патриарший престол в 1342 г. (а по другим данным, в 1366 г.) был перенесен в Дамаск, где находится и сейчас.
Несколько слов стоит сказать о последних Крестовых походах. Крестоносцы были выброшены из Сирии и Палестины, но их территории, как раковая опухоль, распространились по всему Восточному Средиземноморью.
Так, на Кипре возникло королевство крестоносцев. Рыцари иоаниты захватили остров Родос и ряд других островов в Эгейском море. Венецианцы захватили острова Крит, Эвбею, Лемнос, Фасос, Киферу, Ионические острова и т. д. Генуэзцы захватили острова Хиос и Самос. Все эти острова стали базами европейских пиратов, грабивших как мусульманских, так и христианских купцов.
Во многих отечественных и западных изданиях утверждается, что якобы турки перекрыли «основной поток восточных товаров в Европу». Иначе как наглой ложью назвать это невозможно. Вот я беру в руки «Атлас истории средних веков»[17], на страницах 17–18 «Экономическая карта Европы и Ближнего Востока в XI – начале XIII вв.». Ни одного сухопутного (караванного) пути в западной или центральной части Малой Азии нет. Вся торговля шла только через проливы. Но, увы, не в Аравию и Индию, а лишь в порты Черного моря. Итак, как говаривал незабвенный Кот Бегемот: «Поздравляю вас совравши».
То есть как в XII веке товары с Ближнего и Среднего Востока и из Индии шли через порты Триполи, Бейрут, Акра, Яффа и Александрия, так и шли в начале XVI века, да и позже, после османского завоевания.
Имела ли место переплата в 8—10 раз за сухопутный и морской транзит? Да, имела. Но виноваты тут в первую очередь пираты-рыцари с Кипра и Родоса, а также венецианские пираты с Крита и других островов.