Вы здесь

Бисерная вышивка: Практическое руководство. Подготовка к работе (Г. Н. Капитонова, 2009)

Подготовка к работе

Прежде чем приступать к работе, познакомимся с тем, что нам понадобится, и освоим основы композиции.

Материалы и инструменты

Основой для вышивки бисером служат разные ткани: лен, шелк, бархат, атлас, шерсть, сукно.


Нитки следует брать прочные, в тон ткани изделия. Вид ниток зависит от материала, по которому выполняют вышивку. Если это тонкая ткань, такая как шелк, шифон, то используют шелковые нитки не толще № 35. Если ткань более плотная, например трикотаж или бархат, то выбирают лавсановые нитки № 33Л—35Л или капроновые.


Основным материалом для этого искусства является бисер. Наиболее дешев тайваньский бисер, но он не слишком качественный. У японского бисера высокое качество, но и цена тоже высокая. Оптимален по соотношению цена/качество чешский бисер – Чехия известна самыми древними традициями по производству стекла. К тому же у чешского бисера самый широкий ассортимент.


Бисер очень различается по размерам, форме и цвету. Он может быть мелким или крупным, граненым как изнутри, так и снаружи, вытянутой формы, круглым или плоским, как колечки. Разнообразны и способы окраски бисера: он может быть прозрачным или цветным, матовым или блестящим, покрашенным целиком или только изнутри. Особенно интересен бисер металлического цвета и бисер с эффектом «бензинового пятна на воде».

Для вышивки подходит мелкий бисер № 10 или № 11, а также еще более мелкий монастырский бисер – для вышивки по контуру рисунка.

Наряду с бисером в работе можно использовать бусины – объемные и граненые, граненый и витой стеклярус – трубочки длиной от 3 до 7 мм, а также рубленый стеклярус, так называемая рубка, «рис» – вытянутые, округлые бусинки.

Для вышивки в технике «шитье по счету» нужна канва – специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нитей.

Канва бывает плотная (хлопковая или льняная) и редкая (синтетическая). Синтетическую канву приметывают к ткани перед началом вышивания и удаляют после вышивки рисунка. Синтетическая канва с редким переплетением нитей подходит для нанесения вышивки на одежду. Нити такой канвы после окончания работы выдергивают, а бисерная вышивка остается.

Кроме бисера, канвы и ткани – основы будущего изделия – для вышивания бисером вам понадобятся:

– подрамник – для вышивки методом «шитье по счету»;

– иглы для бисера № 11, 12, 13 – лучшими считаются японские или английские иглы;

– маленькие острые ножницы;

– калька, плотная бумага – для вышивки по контуру рисунка.

Основы композиции

Термин композиция в переводе с латинского языка обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке в соответствии с какой-либо идеей. Иными словами, композиция – это правильное распределение объектов. На плоскости это выделение главного объекта, заполнение всей плоскости листа, уравновешенность правого и левого края, наличие общего замысла или идеи.

Формат листа, а в нашем случае – вышиваемой работы (будь то платье, косметичка или чехол для очков), может быть вертикальным, горизонтальным, квадратным или овальным (например, футляр для очков со скругленными краями сверху и внизу).

Правильное положение картинной плоскости помогает лучше скомпоновать на ней рисунок, избежать пустот на работе. В процессе расположения рисунка между краями работы и рисунком образуется расстояние – своеобразная рама в виде полей. Надо всякий раз размеры рисунка согласовывать с форматом и размером работы. В этой зоне рекомендуется располагать главный элемент композиции, а второстепенные – рядом.

При компоновке рисунка нужно помнить несколько простых правил.

Рисунок не должен касаться боковых и верхнего краев работы.

Рисунок не должен быть слишком мелким или очень крупным относительно размеров вышиваемой работы.

Помните о законах перспективы: предмет, который находится ближе к нам в пространстве, изображается на плоскости листа ниже, а тот, что дальше от нас, – выше.

Работая в цвете, думайте о законах воздушной перспективы. Выделяйте пятном и цветом центр композиции. Все должно быть подчинено центру композиции.

Композиционные средства выражения – это ритм, симметрия, равновесие, контраст и нюанс.