Вы здесь

Биоэтика и социология: институциональный диалог. Введение (М. А. Никулина, 2015)

© Южный федеральный университет, 2015

© Никулина М. А., 2015

© Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2015

* * *

Светлой памяти моих родителей,

Никулина Алексея Гавриловича и Никулиной Валентины Николаевны, посвящается


Введение

В современной науке наблюдаются ярко выраженные реальные основания междисциплинарного синтеза знания. Это связано прежде всего с теми поворотами, которые произошли в науке в последние десятилетия прошлого века. Дело в том, что по сравнению с предыдущим этапом в орбиту научного исследования попадают сложноорганизованные, саморазвивающиеся («человекоразмерные») объекты, которые невозможно изучить в рамках одной научной дисциплины, только ее методами, изолированно, вне целостной системы научного знания. Сохранение таких систем, в которые включен сам человек, зависит от манипулирования с ее отдельными компонентами. При изучении «человекоразмерных» объектов, которые становятся доминирующими в современной науке, поиск истины освящается гуманистическими ценностями и моральными ориентирами, предполагается включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений и устанавливаются связи между этическими ценностями науки и нормами общесоциального характера. Аксиологические и гуманистические ориентации, внутренне присущие социально-гуманитарному знанию, в современной науке приобретают универсальный характер.

Новая тенденция взаимосвязи отдельных наук выражается в интеграции естественно-научного, социогуманитарного и технического знания, взаимодействии, например, биологического и гуманитарного знания, которое существенно влияет на изменение стратегии научного поиска в целом и способствует становлению новых научных направлений: биосоциологии как науки, изучающей необходимые связи между биологическими и социальными явлениями, процессами и закономерности, проявляющиеся и реализующиеся в органических системах сообществ животных, человека, общества; биополитики, ставящей задачи выяснения эволюционно-биологических корней человеческого общества и государственности, исследования биологических основ и ограничения поведения индивидов и групп в политически важных ситуациях (бунт, уличные шествия, избирательные кампании и др.); синергетики как науки о сложноразвивающихся системах и т. д.

В процессе взаимодействия биологии, медицины и этики формируется и биоэтика как междисциплинарное научное направление, академическая дисциплина и социальный институт. Биоэтика опредмечивается в контексте общей стилистики, характерной для постнеклассической науки последней трети XX в., когда в ткань науки входят непривычные для классической науки идеалы блага человека и человечества, морали и добра, долга и ответственности за результаты, полученные в процессе научного изучения человекоразмерных объектов.

В середине XX столетия произошел крутой переворот не только в научном мире, но и в мышлении, общественном сознании и психологии масс. В связи с этим традиционная этика, существующая тысячелетия, столкнулась с достаточно сложной этико-аксиологической, научно-технической и общественной ситуацией, в которой многие традиционные моральные ценности подверглись радикальной модификации. Гуманные начала прежней этики, на которых ранее во многом держались морально-нравственные принципы совместной жизни и деятельности людей, сегодня оказались несостоятельными. Они потеряли свое былое значение в связи с новыми глобальными процессами, развивающимися в мире человеческих взаимоотношений, и возрастанием личной профессиональной ответственности за результаты своего научно-творческого созидания. Такое необычное явление связано с невиданными ранее высокими темпами научного, технического и технологического прогресса, который явно повлиял на характер и сознание людей, образ их общественного поведения.

Это сделало крайне востребованной тему возрастания прав и одновременно обязанностей специалистов, что привело ученых, медиков, философов и обществоведов к мысли о создании принципиально новой этики, которая бы встала на защиту всего живущего на Земле. В результате родилась наука о поиске путей сохранения естественной жизни и сбережения физического, психического, социального и ментального здоровья людей. С середины XX в. она стала называться биоэтикой.

Основное предназначение биоэтики как интегративного междисциплинарного направления в современной науке заключается в систематическом анализе действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов, в разработке новых гуманистических и моральных принципов научного исследования в таких деликатных сферах, как клонирование человека, генная инженерия, защита прав и достоинства человека при проведении биомедицинских исследований с его участием, экспериментальной деятельности с животными, в формировании морально-правовых и социально-этических основ решений в области трансплантации органов, эвтаназии, психиатрии и др.

Эта монография – не изложение философии смысла жизни и деятельности людей нашей эпохи в традиционном академическом стиле, а стремление систематизировать и упорядочить те научные идеи, идеалы гуманизма и социологические размышления, которые составляют сегодня содержание биоэтики. Само собой разумеется, что внимание ученых и социологов, всех творческих общественных организаций к каждой отдельной личности связано с желанием сделать жизнь людей счастливее, помочь им преодолеть те возрастающие сложности, с которыми всем приходится сталкиваться в жизни и научно-творческой деятельности. Их внимание сосредоточено не только на вопросе, каким должно быть само общество, но и на вопросе о том, каким должен быть сам человек. Решение этих, по сути, ключевых проблем человеческой жизни и деятельности потребовало утверждения новых гуманных ценностей в обществе. Эти ценности отражаются в современном гуманизме, направленном на объединение людей, преодоление ими социокультурной самоизоляции и на этих началах обеспечение дальнейшего бесконфликтного развития всего человечества.

В то же время неправомерно отождествлять традиционный гуманизм с некоторыми идеями совершенного общества и полагать, что именно в нем заложен смысл прогрессивного исторического развития. Перед людьми всегда вставали сложные проблемы самобытного нравственного поведения человека, разрешение которых связано с его собственными усилиями, а не только с заботой о нем со стороны определенных общественных структур.

Было бы неверным утверждать однонаправленный интерес социологии к биоэтике как к объекту исследований. Внимание современных теоретиков биоэтики к социологической науке связано с тем, что теоретические и научно-методические средства социологии существенно расширяют спектр научного анализа. Это подтверждает и не случайное формирование в корпусе современных социальных наук такой отрасли социологии, как биосоциология, с ее широким видением проблемного поля и межпредметным характером исследовательских подходов. Вместе с тем данный процесс неизбежно приводит ученых и практиков медицинской сферы к признанию гораздо большей, чем прежде, социальной ответственности за результаты своей деятельности, поскольку в этих результатах не только оценка сегодняшнего состояния человека как биовида, но и основа для формирования социальной модели системы сохранения человечества в будущем.

В силу названных обстоятельств последнее десятилетие XX в. отмечено и в нашей стране всплеском интереса к биоэтике, ее академическим признанием в качестве одного из необходимых направлений научных исследований и вузовской профессиональной подготовки, формированием молодых научных школ. Однако биоэтика как новая отрасль науки долгое время интересовала в первую очередь только медиков и философов.

Биоэтика как новый социальный институт в контексте глобальных противоречивых тенденций и факторов своего формирования и развития актуализирует взаимодействие с социологией. Институциональный анализ биоэтики сегодня вряд ли может обойтись без глубокого анализа взаимосвязи биоэтики с другими подсистемами общества – экономикой, социальной структурой, культурой и политикой, а здесь нужны и совместимые социально-научные концепции, и единый категориальный аппарат, и универсальные методы исследования. Биоэтические ценности служат одним из оснований идентификации и самоидентификации людей в системе социального неравенства, а значит, и предпосылкой их социальных взаимодействий, социальной интеграции (сплоченности) или дезинтеграции и, кроме того, существенным фактором общественно-психологического климата в социальных группах и обществе в целом.

Всестороннее изучение биоэтики предполагает не только овладение арсеналом современных методов социального контроля современного научного знания, но и постепенное формирование соответствующей отраслевой концепции. Эти задачи решаются все еще недостаточно динамично как в сфере научных исследований и академической жизни, так и в сфере профессионального медицинского образования. Именно поэтому вклад, вносимый в развитие данной научно-практической области плеядой современных российских исследователей (Л. П. Киященко[1], В. И. Моисеев[2], П. Д. Тищенко[3], Б. Г. Юдин[4] и др.), является особенно важным и полезным.

Изучение биоэтики с позиции социологии имеет значительный теоретический и научно-практический потенциал. С помощью социологического анализа может быть вскрыта сложная система факторов в масштабе региональных сообществ и отдельных групп населения, могут быть лучше поняты социальная обусловленность биоэтики и ее функции.

Теоретическим продуктом социологического изучения биоэтики в перспективе могут стать ценные разделы теории, в числе которых:

– изучение биоэтики, ее структуры, детерминации (управляемых переменных) и динамики на уровне общества, региона, локального сообщества и конкретных социальных групп;

– определение роли биоэтики в функционировании общества и его отдельных сфер (экономической, политической, культурной, социально-правовой, рекреативной и др.);

– типология моделей поведения врачей, ученых в сфере здоровья;

– уточнение функциональных взаимосвязей биоэтики с другими подсистемами социума и их ответственности (СМИ, право и др.);

– конструирование социально ориентированной биоэтической модели в условиях рыночной экономики.


Обозначенная перспектива предполагает длительную и многоплановую научно-исследовательскую деятельность, скоординированные усилия специалистов разных профилей, накопление обширных, разнообразных баз данных и разработку эффективного арсенала методик в области теории и практики проведения социологических исследований в поле биоэтической теории, методологии и практики.

Многие параметры предпринятого в монографии анализа являются новыми для социально-научных исследований биоэтики в России. Поэтому они могут представлять интерес при сравнительном анализе социальной динамики различных аспектов и факторов биоэтики в прикладном плане для последующего формирования более полного понимания детерминации биоэтики в теоретическом плане.

Некоторые сюжеты предлагаемой книги носят характер самостоятельных теоретических очерков. Отчасти это связано с неравномерным развитием теоретических и комплексных эмпирических исследований. Опыт теоретического конструирования в общей социологии и отдельных отраслях современной социологической науки оказывается в подобной ситуации весьма полезным. Выдвижение некоторых гипотез и определение возможных концептуальных рамок для будущего изучения таких «белых пятен» в проблемном поле социологических исследований биоэтики представляется нам совершенно необходимым. Такой подход может активизировать теоретическую дискуссию в отрасли и давать новые ориентиры эмпирических поисков в социологическом изучении биоэтики.

В данной монографии биоэтика излагается как на историческом, так и на современном материале. Автор стремится отойти от сложившейся традиции замыкать вопросы биоэтики на традиционной этике, рассматривая ее сюжеты вокруг гуманистических концепций. Новизна и оригинальность этой работы состоит в особом взгляде на биоэтику «как наведение моста между естественнонаучной и гуманитарной составляющими» (В. Поттер)[5]. Накопленный философами, учеными и медиками опыт осмысления проблем биоэтики не может быть отброшен. Однако уже необходимо принципиально иное осознание роли и значения современной сущности научного творчества и его воздействия на судьбу людей.

Сегодня человечество живет под все более интенсивным воздействием достижений науки, техники и новейших технологий, в том числе и биомедицинских. Это радикально меняет условия существования человека, его сознание и образ жизни, значительно расширяет стоящие перед ним задачи самосовершенствования и возможности их реализации. Нашему современнику стало доступно очень многое, о чем лет 50 назад нельзя было даже помыслить. Вместе с тем все эти колоссальные возможности удовлетворения материальных потребностей и интеллектуальных интересов, саморазвития человека порождают новые источники риска для его индивидуальной жизни, новые источники угрозы для существования самого человечества, сохранения человеческой идентичности. Чтобы разумно и высоконравственно использовать фактически революционные научно-технические и технологические возможности, необходимо всем специалистам сформулировать принципиально новые требования к интеллектуальному развитию человеческой личности, ее морально-правовому сознанию и биоэтическому мышлению.

Проблемы осознания биоэтики в науке и медицине становятся важнейшими и в системе образования и воспитания не только кадров здравоохранения, но и ученых-исследователей. Все медицинские и научные кадры должны отвечать двум основополагающим критериям современной профессиональной пригодности. Первый – это обладание новейшими естественно-научными и медицинскими знаниями для компетентного лечения и укрепления здоровья людей. Второй – умение правильно общаться с людьми, и не только со своими коллегами, а и с пациентами, их родственниками. Поэтому среди главных требований новой этики, биоэтики, к медикам и ученым – формирование высокого уровня коммуникативной компетентности.

«Открытые проблемы» биоэтики предполагают столь же открытый, заинтересованный диалог представителей различных областей знания – медиков, философов, этиков, социологов, юристов и других специалистов – при обсуждении дискуссионных вопросов современной биоэтики. Надеемся, что актуальность, многообразие рассматриваемых в монографии вопросов, инновационность и междисциплинарность исследовательского поиска будут способствовать живому интересу и желанию быть сопричастным к обсуждаемым темам со стороны читателей, интересующихся моральными проблемами современной биоэтики.