Вы здесь

Бионическое формообразование в графическом дизайне. 2 Применение в графическом дизайне принципов архитектурной и технической бионики (Т. А. Мазурина, 2009)

2 Применение в графическом дизайне принципов архитектурной и технической бионики

Традиционно бионическое формообразование делится на архитектурную бионику и техническую бионику. Рассмотрим эти классические понятия для наиболее полного осознания современных бионических тенденций в дизайне и, в частности, в графическом дизайне. Законы архитектурной и технической бионики применимы в проектировании товарных знаков, так как составляют их смысловое содержание и разрабатываются для различных направлений деятельности (строительных компаний, фабрик одежды, аэропортов, судостроительных заводов и мн. др.).

Архитектурная бионика исследует законы и принципы формообразования живой природы с целью их применения в архитектуре.

Возникновению архитектурной бионики предшествовали рассуждения философов, зодчих, художников разных времён об использовании принципов создания природных форм: Эсхила, Демокрита, Витрувия (античность); Альберти, Палладио (возрождение); Перро (классицизм); Ф. Каржавина и В. Баженова (Россия XVIII – XIX вв.) и т.д.

Интерпретации форм живой природы в архитектуре ярко выразились в стиле модерн в конце XIX – начале ХХ веков в связи с бурным развитием биологии и строительных технологий. Особой запоминающейся образностью отличаются произведения знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди. Его основная идея заключалась в рассмотрении архитектуры как единого целого с окружающей природой, ландшафтом; в гармоничной связи её внутреннего пространства с внешней средой, в развитии её «изнутри – наружу».

Формы в природе идеально сгармонизированы, поэтому поиски в бионическом формообразовании должны начинаться с максимального использования принципов их строения и функционирования – бионических конструктивных систем [10, илл.]. Виды бионических конструктивных систем в природе разнообразны. Материал природы нас интересует как объект изучения его уникальных свойств с целью создания нового рукотворного материала. Например: стебли растений в разрезе бывают круглые, звёздчатые, овальные, квадратные, многоугольные, с различной фактурой на поверхности, это даёт многообразие форм в объемном и графическом проектировании.

Оболочки-скорлупы ценятся в бионике благодаря их замечательному принципу равномерного распределения нагрузок по всему сечению. Происходят они от формы яйца птиц, панцирей насекомых, раковин. Природа оттачивает каждую свою форму до совершенства, и шар (круг) является, пожалуй, наиболее самодостаточной и рациональной из них. Не зря говорят, что если по склону высокой горы скатить куб, пирамиду и шар, её подножия достигнут три шара. Речная галька или камни на берегу моря имеют шарообразную форму, слегка сплющенную под воздействием гравитации. «Оболочки-скорлупы» используются в строительстве куполов архитектурных сооружений, в проектировании различных кожухов и корпусов промышленных изделий (бытовая техника, транспорт всех видов – от мотоцикла до авиации и космической техники, вооружения и др.). Существуют в природе сетчатые, ребристые и решётчатые конструктивные системы.

Аналоги сетчатых систем в природе – это широкие листья растений, крылья бабочек, стрекоз и других насекомых.

Решётчатые системы в живой природе встречаются во внутренней структуре плоских костей животных и птиц, в черепной коробке человека и животных, коробочке мака и т.д. и представляют собою комбинацию взаимно пересекающихся элементов.

Конец ознакомительного фрагмента.