Рамка, сколько лет тебе, скажи!
Не меньше четырех тысяч
Можно не сомневаться, что даже самому продвинутому профессионалу рамка, подобно любой даме в возрасте, не ответит на такой не вполне деликатный вопрос. Тем более что на заре своей туманной юности рамка была вовсе и не рамкой, а лозой, прутиком, жезлом, рогаткой… Это уже позже, повзрослев, она решила сменить и внешний облик, и название. Но и теперь, несмотря на новый внешний вид, рамка, как в былые времена, является помощником, советчиком и верным другом знающих и заинтересованных людей.
Однако не только сам «исследовательский прибор», но и серьезные, заслуженные ученые не могут точно указать время его возникновения. Единственное, в чем они сходятся, что возраст рамки составляет никак не менее 4 тысяч лет. Более того, не все знатоки по этому вопросу единогласны в таком мнении. Так, советник ООН по вопросам геологии, голландский профессор С. Тромп уверен, что лозоискательством люди занимались уже 7 тысяч лет назад! Некоторые другие специалисты увеличивают возраст первой рамки еще на тысячу лет.
Читателям, серьезно заинтересовавшимся историей лозоходства, можно порекомендовать разыскать книгу американского ученого Кристофера Бэрда. Его фундаментальный труд вышел в США в конце 70-х гг. прошлого века. Переводы этого издания увидели читатели в 14 странах мира. Немало интересных и полезных сведений приводится в работах исследователей из России, например О. Красавина «Маятник и рамка – инструменты здоровья».
Но давайте обратимся от современных всемирных исследований к памятникам архитектуры глубокой старины. Они могут открыть нам много нового, поскольку письменных источников информации почти не сохранилось. На барельефах Древнего Египта неоднократно встречаются мужские фигуры, держащие в руках пруты, напоминающие по форме вилы. Бесценной находкой стала и статуя китайского императора Ку-анч Цу (XXIII в. до н. э.), в руке у которого была лоза.
На другом памятнике архитектуры Китая обнаружена фигура императора Юе, жившего примерно тогда же. Несмотря на то что прошедшие тысячелетия несколько смазали изображение, лоза в его руке осталась заметна. Этот правитель славился тем, что с ее помощью мог отыскивать грунтовые воды и сокровища, спрятанные в земле.
Вообще, китайцы и другие восточные народы широко использовали биолокацию (которая такое свое название приобрела много позже) не только для поиска воды, но для бытовых, повседневных нужд. Сохранились свидетельства того, что еще за 2 тысячи лет до н. э. люди, прежде чем начать строительство дома, тщательно выбирали подходящее место. Что значило для них «подходящее»? Да то же самое, что и сейчас: свободное от негативных излучений, от водных подземных потоков и георазломов. Наряду с лозой широко применялся и такой биолокационный атрибут, как маятник – волшебная палочка или грузик, подвешенный на веревочке. Эти «приборы» указывали не только на благоприятные для проживания места, но также и на то, где можно найти воду, полезные ископаемые, помогали в поиске пропавших людей и предметов. Интересно отметить, что в стародавние времена в странах Востока одинаково искусны в деле лозоходства были и представители самых высоких сословий, и простолюдины.
А вот в Древнем Риме привилегией носить при себе и открыто пользоваться подобными предметами обладали только императоры, представители высшей знати, ну и, конечно, авгуры. Кто они такие? Если заглянуть в книгу «Римская религия от времени Августа до Антонинов», то можно увидеть следующее:
Авгуры (лат. augur, от avis – птица) – древнеримские предсказатели будущего по полету и крику птиц, внутренностям жертвенных животных и людей. Публичные гадания в Древнем Риме разрешалось проводить лишь членам коллегии авгуров. Она была учреждена первым римским царем Ромулом для ауспиций – птицегадания. Должность авгуров являлась пожизненной… Принадлежность к авгурам рассматривалась как признак знатности, поэтому далеко не все из членов коллегии обладали способностями к предсказаниям.
Существуют свидетельства того, что каста авгуров помимо всего перечисленного пользовалась для предсказаний еще и маятником. Специально для такого действа использовался круг с нарисованными на нем буквами. Он был достаточно большого размера, чтобы в центре было место для авгура. Последний становился в круг, держа в руке толстую нить, конец которой был привязан к массивному грузу. Такой способ несколько напоминает спиритизм: ответ на поставленный вопрос давали колебания маятника возле определенных букв, которые затем складывались в слова.
История сохранила для потомков описание нескольких разновидностей такого гадания. Вот одно из них. Греческие маги пытались узнать имя наследника римского императора, жившего в IV в. до н. э. На маленький столик из лаврового дерева они поместили специальную, состоящую из смеси металлов чашу, по окружности которой были выгравированы 24 буквы. Один из колдунов, облаченный в белые одежды, обратившись к богам с просьбой о помощи, водил привязанным на ниточке кольцом над чашей и смотрел, в какую сторону оно отклоняется. Так сложилось слово «Вален», раскрывшее имя следующего императора. Предание гласит, что после этого действующий император приказал обезглавить соперника.
В XIII в. до н. э. пророк Моисей с помощью прута также искал воду, об этом даже говорится в Библии. Немало внимания уделяли освещению вопросов биолокации и древние философы Плиний Старший, Аристотель, Плутарх и многие другие. Найденные археологами фрески, наскальные рисунки, письменные документы и работы ученых дают нам неопровержимое доказательство того, что феномен лозоходства был не только известен во все эпохи, но и широко применялся во благо человечества.
Вехи истории
Шло время… В период Средневековья многие страны Западной Европы вступили в пору расцвета. Толчком к этому послужило открытие природных запасов полезных ископаемых, обнаруженных с помощью лозы.
Так же как и сегодня, тогда среди огромной массы людей, применяющих радиметрию, выделялись особо одаренные личности. Например, француз Жак Эймар, который прославился умением отыскивать преступников, – тем самым он оказывал неоценимую помощь криминалистам. Вот показательная история, описанная аббатом де Валлемоном в книге «Оккультная физика, или Трактат о волшебной палочке».
Дело было в Лионе, в конце Средневековья. Поздно вечером пришедшие в погребок одного виноторговца покупатели застали страшную картину: в углу лежали тела хозяина и его жены, деньги и ценности пропали… Никто из опрошенных соседей ничего не слышал, никаких следов злоумышленников не обнаружилось. Как начать поиск преступников, детективы не знали, но тут кто-то предложил обратиться к Жаку Эймару. Он подошел к трупам, вооружившись ореховым прутом, с помощью него в течение нескольких минут обследовал место преступления, а затем уверенным шагом направился к городским воротам. Но поскольку стояла глубокая ночь, ворота уже были закрыты, так что поиски отложили до утра.
Ранним утром Эймар, не выпуская из рук рогатки, в сопровождении детективов вышел на берег Роны. Вскоре показался домик садовника. «Туда», – приказал лозоходец, и все вошли в домик. Их взору предстали два столика, на которых стояло несколько бутылок… Над одной из них прутик покачнулся – это, по мнению Эймара было прямым указанием на то, что именно из этой бутылки пил убийца. «Кто ночью приходил к вам? Кто пил вино?» – но на эти вопросы хозяева ответили отрицательно: никто, мол, не приходил. Но Эймар продолжал настаивать, и тогда дети хозяев признались, что они забыли закрыть на ночь дверь, а ночью в дом вошли три незнакомца. Эти люди по очереди прикладывались к бутылке. Один из «гостей» был горбуном.
Преследователи во главе с Эймаром направились к причалу и обнаружили, что на месте нет одной из лодок. Переправившись на другой берег, они, направляемые прутиком, вошли в харчевню. «Вот здесь сидели убийцы, вот из этих мисок и этими ложками они ели», – безапелляционно заявил лозоходец. Хозяин все это подтвердил. Далее все направились к зданию тюрьмы, где на тот момент содержалось полтора десятка узников. По распоряжению королевского прокурора каждого из них по очереди подводили к Эймару, который ни на миг не выпускал из рук «инструмента». Когда очередь дошла до горбуна, сомнения развеялись: именно этот человек причастен к злодеянию. Но почему он оказался в тюрьме? Оказывается, несколько часов назад его поймали с поличным за мелкой кражей.
Поначалу подозреваемый всячески отрицал свою вину, но его провели по всем местам, на которые указывал прутик, – и везде его опознавали. Тогда несчастному ничего не оставалось, как признать причастность к преступлению. Правда, он сам не убивал: это сделали два провансальца, у которых горбун был слугой.
Этот уникальный случай дал простым обывателям пищу для многочисленных пересудов, а специалистам и того и нашего времени – для размышлений. Некоторые объясняли столь высокий эффект наличием у Эймара ясновидения, другие считали, что причина всему – его феноменальное обоняние. Сам Валлемон был уверен, что тонкие материи окружающего нас мира улавливаются ореховым прутиком и передаются особо чувствительным людям. Тем не менее природа этого явления по-прежнему была скрыта завесой тайны. Скажу более: и в наше время к однозначному мнению на этот счет пока не пришли…
Не только Эймар был способен получать нужную информацию с помощью деревянной ветки. Например, супруги де Боссолей, жившие также во Франции в XVII в., пользовались большой популярностью у правителей Европы и Америки. Им поручали поиск рудников, который почти всегда был успешным. Коллега супругов итальянец Ренет (конец XVIII в.), хорошо изучил «характер» своей рогатки в форме буквы Y: если под землей находились запасы воды или угля, она поворачивалась вверх, а если медь или свинец – вниз.
Несмотря на явные успехи лозоходцев, некоторые ученые, как мы уже говорили, отрицали этот феномен. Но особенно явным неприятием отличались церковники, считавшие людей с рогаткой в руках орудием дьявола или прочей нечистой силы. Тем не менее научная и общественная мысль не переставала искать ответы на вопрос, почему вращаются маятник или лоза. Чтобы не перегружать вас сейчас названиями многочисленных книг и фамилиями авторов, скажу лишь, что во времена Средневековья трудов по этой теме стало появляться все больше.
Один из них все же заслуживает, чтобы о нем поговорили отдельно. Это работа «О горном деле» известного тогда исследователя Агриколы. Интересна она не только потому, что в ней предпринимается попытка ответить на вопрос: «А почему ОНО вертится?», но и в связи с большой заинтересованностью ею М. В. Ломоносова. Однако сказать, что наш гениальный соотечественник принял на «ура» выкладки Агриколы, – значит погрешить против истины, хотя он и признавал значимость этой работы для металлургов и изыскателей. Вот что пишет Ломоносов в книге «О рудоискательных вилках»:
К поиску рудных жил употребляют некоторые горные люди прут… Некоторые сие почитают за натуральное действие и приписывают металлам силу, которою будто бы они рудоискательный прутик к себе тянули. Но повседневное искусство и здравый разум учат, что такой притягивающей силы в металлах быть нельзя: ибо помянутые вилки не у всякого человека и не на каждом месте к металлам и рудам наклоняются… Способом развилистого прута руд ищущие никогда не найдут, если тому вышепоказанных признаков прежде не применят. Немало людей сие за волшебство признают и тех, что при искании жил вилки употребляют, чернокнижниками называют. По моему рассуждению, лучше на такие забобоны, или, как прямо сказать, притворство не смотреть, но вышепоказанных признаков держаться, и ежели где один или многие купно окажутся, тут искать прилежно.
Прорываясь сквозь заросли витиеватого слога, принятого в то время, мы все же можем уловить мысль М. Ломоносова: не стоит особо восторгаться феноменом лозоходства, но и огульно отрицать его также не следует.
В литературе, посвященной лозоходству, часто встречается пример великого Гете, который интересовался «волшебным прутиком» и признавал его могущество. По его мнению, этот предмет отображает и генерирует в виде колебаний палочки те процессы, которые происходят в организме человека. Причем распознать и правильно интерпретировать эти сигналы может далеко не каждый: «Только в чувствительной руке магическая палочка действует».
Более того, знаменитый немец в результате размышлений пришел к выводу, что там, где нет подземных вод, где земля спокойна, рогатка также будет пребывать в покое и неподвижности. А вот там, где в ее недрах гуляют темные, патогенные силы, там и прутик поворачивается. Эту мысль он вложил в уста Фауста:
Земля – источник сил глубокий
И свойств таинственных запас,
Из почвы нас пронзают токи,
Неотличимые на глаз.
Более позднее время
Во временя монархического правления в Российском государстве царскому дому также не была чужда идея лозоискательства. Так, заводчики Демидовы, с согласия и покровительства Петра I, активно использовали лозу, обнаружив с ее помощью немало залежей меди. При застройке Москвы Петр сверялся с составленными лозоходцами картами, на которых были отмечены геопатогенные зоны. Екатерина II, видя успехи биолокаторов в Карелии, приказала включить в герб Петрозаводска очертания рамки.
Продолжим наше восхождение по лестнице истории и обратимся к началу прошлого века. Можно подумать, что люди, жившие в это время, забыли о «волшебной ореховой палочке», расценили ее как бесовское наваждение и отбросили как ненужный атрибут? Ничего подобного! Напротив, лозоходство приобрело еще больший размах, все чаще стали проводиться научные исследования, пытающиеся пролить свет на его таинственные возможности.
После Великой Октябрьской революции в России лозоходство перестало быть достоянием широкой общественности, так как новые власти расценивали его как ненаучное и чуждое социалистическим веяниям. Несмотря на это, в стране оставались сотни энтузиастов, продолжавших уделять ему внимание. Писались книги, проводились исследования с выходом на местность… В последние десятилетия, к счастью, феноменом серьезно заинтересовались ученые. Среди них – Н. Н. Сочеванов, организовавший в конце 70-х гг. секцию биолокации при одном известном НИИ. На ее базе в 1996 г. будет году создан центр под говорящим за себя названием «Лозоходец». А незадолго до этого объявляется федеральная Программа «Экологическая безопасность России», которая предусматривает в том числе и изучение биолокационного эффекта.
Но вернемся к более ранним свидетельствам использования лозоходства. Австро-венгерский император Франц-Иосиф, правивший в начале XХ в., заинтересовался биолокацией и возможностью применять ее в военном деле. Он с помощью уже известного нам приспособления отыскивал мины на полях сражений. Несмотря на опасность подобных походов, император ни разу не ошибся и в самом деле обнаружил залежи смертоносных снарядов! Кстати, эту идею приняли на вооружение некоторые другие армии, в частности советская. Специалисты из СССР после окончания Второй мировой войны с помощью лозы успешно разминировали Минское шоссе в Москве.
В 40-х гг. XХ в. в столице Германии было создано особое подразделение – Институт маятника. В его задачу входила проверка с помощью биолокации участков, где были потоплены корабли противника. Разумеется, плавать в течение долгих месяцев по бескрайнему морю с рамкой в руках – занятие нереальное, поэтому специалисты-биолокаторы получали нужные сведения, склонившись над фотографиями искомых судов. Почти всегда эти данные оказывались верными. Также в Германии по случаю открытия ридиметрами крупного серебряного месторождения была выпущена монета с изображением лозы.
А вот и еще один драматический эпизод. Во время Второй мировой войны советская воинская часть, оказавшись в Закавказье, по сути, лишилась всяческого общения с внешним миром. Особенно тяжело было переносить отсутствие воды. Но тут на помощь пришел находящийся в части военный инженер Г. Кевхишвили, который с помощью тонкого прутика сумел указать место, где надо прорыть углубление. Так солдаты получили доступ к запасам живительной влаги.
В настоящее время во многих странах (это Индия, Бельгия, Дания, Россия, и многие другие) созданы государственные и общественные организации, занимающиеся вопросами лозоходства. Только в США их существует около 150. Весьма интенсивно растет число школ по обучению всех желающих освоить это искусство; ежегодно проводятся конференции и конгрессы, на которых освещаются вопросы поиска полезных ископаемых с помощью рабдомантии. Понятие биолокации сейчас значительно расширилось: это уже не только вращение лозы или рамки в руках оператора. Появились и изучаются такие разновидности метода, как дистанционно-полевой, картографический, интуитивный и т. д.