Вы здесь

Биология и экология диких копытных Ставрополья и их влияние на экосистемы особо охраняемых природных территорий при вольном и полувольном содержании и разведении. 2. Особенности экологии копытных (И. О. Лысенко, 2013)

2. Особенности экологии копытных

Знание экологии диких животных, а также факторов, определяющих колебания их численности, – непременное условие для развития прогнозных исследований в области их сохранения и восстановления, а также снижения их воздействия на природные экосистемы.

Численность диких животных должна поддерживаться на таком уровне, чтобы вред от них был незначительным. Для этого нужно знать кормовые возможности угодий, объемы искусственной подкормки и соответствующую им плотность животных – оптимальную численность, при которой отрицательный пресс животных на рост и развитие биогеоценозов сводится до минимума. Для достижения поставленной цели необходимы учеты диких животных, данные о динамике их численности.

2.1. Экология косули

Среда обитания (биотоп). Занимаемые стации

Косули весьма пластичные в экологическом отношении животные. Они предпочитает светлые леса с большими травянистыми полянами и лесостепь. Вероятно, в прошлом лесостепь была типичным ландшафтом этого копытного. Однако лесостепь в Европе и в большинстве районов Азии в первую очередь осваивалась человеком под сельскохозяйственные угодья и косуля отступила в леса. Обычно, косуля избегает темнохвойную тайгу и тяготеют к закустаренным угодьям с богатой растительностью, с ручьями или небольшими речками.

В лиственных и смешанных лесах плотность достигает 13–18 особей на 100 га в лиственных с преобладанием хвойных 10–15 в хвойных – от 2 до 6 особей. Максимальные плотности в 40–60 особей на 100 га отмечаются сезонно на небольших площадях.

Встречается косуля в кустарниковых и тростниковых зарослях по берегам степных рек и озер, поднимается по горным склонам до субальпийских и альпийских лугов до высоты 3500 м над уровнем моря. В Западной Европе держится в небольших лесах, откуда выходит на поля. В 50-х годах в Чехословакии и ГДР в связи с появлением крупных массивов полей возникли популяции полевых косуль, которые круглый год живя на полях, потеряли связь с лесом. При этом у косуль основной формой ориентации и сигнализации стала – зрительная. Это явление очень интересно биологически и подтверждает лесостепное происхождение косули. Важно оно и в практическом отношении, так как позволяет использовать поля как охотничьи угодья.

В горных местностях косули избегают открытых склонов и скал, но вверх заходят до пределов лесной растительности до высоты 3000 м над уровнем моря. Косули концентрируются там, где меньше снега и доступнее корма. На севере граница ареала пульсирует по сезонам: летние стации находятся севернее зимние – южнее, а в горах летние выше, чем зимой, что связано с сезонными миграциями. Сибирская косуля более приспособлена к суровым климатическим условиям и живет в областях, где зимой температура достигает -60° С (Якутия), а летом до +40° С.

Весной, после таяния снега взрослые самцы из года в год занимают одни и те же территории (нередко остаются на ней в течение всей жизни), которые маркируют запахово-оптическими метками. Размер родового участка взрослой самки, где она из года в год живет одиночно 3–4 недели, занимает 1–7 га, который она активно защищает от других самок и от 7 до 180 га – в конце летнего сезона. Размер территории самцов обычно обратно пропорционален плотности населения в популяции и составляет от 2 до 200 га. При умеренной плотности соседние участки не перекрываются или перекрываются незначительно.

Косули хорошо плавают и во время миграций свободно переплывают такие реки, как Енисей и Амур. Плохо переносят высокий снеговой покров. Европейские косули уже с трудом передвигаются по снегу выше 25–30 см, а сибирские – выше 40–50 см. В снежный период года косули любят ходить по своим тропам, тропам других копытных, по лыжне или дороге.

В Европе косули относительно оседлы и лишь сменяют пастбища, выбирая зимой менее снежные участки, богатые кустарниками и подростом. Однако в горах косули совершают сезонные вертикальные миграции. Зимой косули спускаются в нижние, менее снежные пояса гор. В некоторых случаях косули проходят лишь на другие склоны гор, где ниже снеговой покров и образуются выдувы.

Массовые кочевки косуль на 100–200 км и более бывают в Южном Зауралье, Забайкалье, Приамурье и в некоторых других местах. Эти кочевки – осенью в менее снежные районы, весной на летние пастбища – характерны для лесостепи и в прошлом носили массовый характер.

Питание. Особенности поведения и размножения в природе

Питание и трофическое поведение. Косули питаются травянистой и древесно-кустарниковой растительностью. В рационе европейской косули выявлено 915 видов растений, сибирской – 599. В пределах локальных территорий рацион косуль состоит из 85-130 видов растений. Во многих районах наибольшую долю в кормовом рационе косули имеют травянистые растения, которыми она кормится как в бесснежный период, так и зимой, отыскивает зеленые части, доставая их из-под снега, а также возвышающуюся над снегом ветошь. Особенно охотно косуля поедает такие зимнезеленые растения, как хвощи, листья ежевики, плюща и т. п. Весной и в начале лета любит злаки, луки, лилии, сон-траву, медуницу, примулу и др. Летом в питании косули велико значение зонтичных, бобовых, лютиковых, сложноцветных. Любит водные растения, за которыми приходит в болота и к озерам.

Летом у древесно-кустарниковых растений косуля поедает листья и зеленые побеги, зимой – побеги, тонкие ветви, почки и сухие листья. Реже косуля кормится хвоей молодых сосенок и можжевельника. В отличие от оленя и лося не ест кору. Чаще других из деревьев и кустарников она использует осину, иву, рябину, липу, березу, дуб, ясень.

Косуля охотно поедает грибы, но в небольшом количестве. Любит ягоды: чернику, бруснику, землянику, голубику, облепиху, а также каштаны, желуди, плоды бука и диких фруктовых деревьев. В поисках желудей, а также осиновых листьев косули копытят снег высотой 10–15 см и более. Летом косули пасутся утром, вечером и первую половину ночи. Днем, особенно в жару, лежат в густой траве или кустах. В пасмурную и дождливую погоду нередко кормятся и днем. Зимой пасутся в любое время суток, но во время сильных снегопадов и особенно метелей уходят в лесную чащу.

Охотно поедают сельскохозяйственные культуры: рапс, люцерну, козлятник, эспарцет, кукурузу и др.

Как и все копытные, косули нуждаются в минеральном питании, которое получают с естественным кормом. Потребность в минеральном питании усиливается во время линьки, роста рогов, беременности и лактации, истощении, болезнях и травмах. Для полноценного кормового рациона косулям необходимо около 1500 г воды в день.

Репродуктивное поведение. Гон. Размножение. Гон у европейской косули проходит с середины июля до середины августа. У сибирской – примерно на месяц позже. Самцы принимают участие в размножении на третьем или четвертом году жизни, а самки – на третьем, редко – на втором.

У годовалых самок течка начинается несколько раньше, чем у взрослых. Непокрытые летом взрослые и молодые самки приходят в течку позднее, вплоть до декабря.

Во время гона самцы очень возбуждены, издают «чуфыкающие» звуки. Между самцами часто возникают драки, которые нередко оканчиваются ранением соперника. При одном самце бывает 2–3 самки или весь период гона самец держится с одной и той же самкой. Очевидно, косулям свойственна частичная полигамия.

Косули – единственные парнокопытные с латентным периодом беременности. Беременность у косуль длится около 9 месяцев, однако из этого срока 4–4,5 месяца попадают на так называемый латентный период, в течение которого яйцо, пройдя первые этапы дробления, задерживается в развитии до декабря. Вновь развитие яйца начинается в декабре и заканчивается в конце апреля – мае. Начало активного развития зародыша иногда сопровождается возбужденным поведением косуль. Бывают случаи, что самки, не участвовавшие в гоне летом, оплодотворяются в это время. У них развитие зародыша начинается без латентной стадии и они приносят потомство в те же сроки, что и косули, гонявшиеся летом, т. е. продолжительность беременности у них оказывается равной около 5,5 месяца.

В целом беременность европейской косули колеблется от 264 до 318, в среднем 294–300 дней, при позднеосеннем гоне эти сроки сокращаются до 5 месяцев. У сибирской косули в связи с более поздним сроком течки продолжительность беременности несколько меньше – 279–296 дней.

Обычно самки приносят 2-х детенышей, редко 1-го или 3-х. Известны случаи, когда у самки находили 4 и 5 зародышей, но, видимо, часть их впоследствии рассасывается или же молодые рождаются нежизнеспособными.

Новорожденные пятнистые косулята неделю остаются там, где появились на свет, затаившись в траве, причем, если у матери два малыша, они всегда лежат поодаль друг от друга. Через 7–8 дней они начинают ходить за матерью. Самка кормит косулят 2–3 месяца, но в месячном возрасте молодые начинают поедать траву. В августе пятнистый наряд молодых сменяется на однотонную окраску взрослых.

Рога у молодых в виде небольших выступов – «дудок» – появляются уже осенью первого года, но полного развития достигают только к апрелю следующего года. Чаще первые рога имеют вид простого стержня, иногда на них появляются небольшие отростки. Эти рога сбрасываются в декабре, и к весне вырастают вторые рога с 2–3 концами. На третьем году рога достигают полного развития. У взрослых самцов в мае – июне рога окостеневают и очищаются от кожи. В 9-10-летнем возрасте у косули появляются признаки старения – предельный возраст жизни их 11–12 лет, отдельные самцы доживали до 16 лет.

Половозрастная и этологическая структура популяции. Летом косули держатся маленькими группами: самки с молодыми, самцы поодиночке или редко 2–3 вместе. Осенью, после окончания гона, обычно в сентябре – октябре, образуются смешанные стада до 20–30 голов, чаще меньше. Там, где косули предпринимают миграции, они объединяются в стада по 50-100, а иногда по нескольку сотен голов. После окончания кочевий стада распадаются и косули опять держатся поодиночке или группами по 2–3 головы. Весной, перед рождением молодняка, эти группы распадаются.

Вне периода кочевок косули придерживаются определенного участка. Летом индивидуальный участок животного обычно не превышает 2–3 км в диаметре, а часто и много меньше. Зимой косули ходят еще меньше.

Площадь участка обитания косули колеблется от 25 до 125 га. чаще он бывает 50–80 га. Несмотря на то что косуля может образовывать большие скопления во время кочевок, она «индивидуалист» и избегает как себе подобных, так и других копытных зверей. Нормальную плотность популяции косули можно считать от 3 до 100 голов на 1000 га, в зависимости от характера угодий. Чаще всего косуля образует плотности от 25 до 40 животных на ту же площадь.

Стадность косуль ярче выражена зимой и осенью. Она пропорциональна осенней численности зверей и наличию снега зимой. В летний период большинство животных ведет одиночный и семейный образ жизни, в зимний – преимущественно семейно-групповой и стадный. Одиночки и стада косуль в течение зимы живут в пределах района площадью 1–6 км2.

В отличие от некоторых других оленей косули не образуют больших стад. Зимой косули, живущие небольшими табунами (в среднем по России 3,9 особи), а летом -1,1 (одиночных особей до 60–90 %). Структура оседлой популяции косуль: одиночки – семьи – группы – стада характерна для всего зимнего периода. Семья косуль служит ядром большинства группировок. Взрослые самки-матери в 86 % случаев являются лидерами (вожаками) групп.

В открытых биотопах группировки обычно больше, чем в лесу, и нередко достигают 100 и более особей. В особенно многоснежные годы происходит снижение стадности.

Существуют оседлые и сезонно мигрирующие популяции. Благодаря сезонному миграционному поведению популяции вида могут процветать там, где отрицательные факторы, казалось бы, на пределе экологических возможностей вида.

Структура мигрирующих группировок почти такая же, как и у оседлых. Кочуют на десятки, а в некоторых случаях и на сотни километров. Переходы совершаются обычно ночью и утром.

Половой и возрастной состав популяций европейской и сибирской косули не имеет существенных различий (Данилкин А. А., 1992). Соотношение полов у детенышей близко 1:1, но оно может сдвигаться в ту или иную сторону в соответствии с адекватно изменившимися условиями среды.

При благоприятных условиях обитания у европейской косули рождается в три раза больше самочек, при неблагоприятных – в три раза больше самцов. У сибирской косули в Курганской области после суровой зимы 1998 г., вызвавшей массовую гибель животных от истощения, зарегистрирован резкий сдвиг соотношения полов у телят – осенью на одного самца приходилось 2,08 самочек (Данилкин А. А., 1999).

Конец ознакомительного фрагмента.