Глава 2
Основы бильярдной техники
Нельзя сказать, чтобы к сегодняшнему дню теория движения бильярдных шаров была разработана детально и исчерпывающе.
При изучении физики все сталкивались с рассмотрением действия сил при столкновении упругих тел на плоскости; известны и соотношения силы удара тел, их скорости после удара. Однако все это многообразие физических законов применительно к технике бильярдных ударов учитывается лишь в единственном частном случае – для шаров с поступательным движением вперед.
При игре в бильярд наряду с прямолинейным движением существует также несколько видов вращения, а чаще всего поступательное движение шаров сочетается с их вращением. Подобное вращение может происходить вокруг параллельной плоскости стола горизонтальной оси, а также вокруг осей, наклонных плоскости стола. Поэтому объяснение движения бильярдных шаров при разных ударах возникает только в результате многолетней практики лучших мастеров, профессионалов бильярда.
В XIX столетии Гюстав Гаспар Кориолис выпустил книгу «Математическая теория явлений бильярдной игры». Этот ученый-механик прославился в истории науки как основоположник теории относительного движения тел в связи с силами и ускорениями, которые способны действовать во вращающейся системе отсчета.
Кориолис смотрел на бильярд глазами математика и механика. Используя примеры из бильярда, он составил задачи о движении шаров по шероховатой плоскости и сам же дал решения этих задач. Он обосновал вероятность возвратного движения шара, которое позднее применили на практике профессионалы высокого класса.
Это был любимый труд Кориолиса, академика Парижской академии наук. В предисловии к книге он писал: «Я думал, что люди, знающие теоретическую механику… с интересом познакомятся с объяснениями всех оригинальных явлений, которые можно наблюдать во время движения бильярдных шаров. После того как я наблюдал эти явления в игре знаменитого Манго, я постарался дать для них математический расчет».
Кориолиса более всего увлекали изящество и остроумие анализа и графических способов расчета сил, ускорений и скоростей, которые получаются в результате удара кием по шару, а также при взаимном столкновении шаров друг с другом и в момент отражения шара от борта бильярда. Книга буквально пестрит формулами из теории вероятности и теории пределов, дифференциального и интегрального исчислений. Естественно, что Кориолис даже не ставил своей задачей дать какие-либо практические рекомендации поклонникам бильярда, поэтому его произведение может быть интересно лишь ученым, занимающимся динамикой твердого тела.
Теория бильярдной игры необходима для того, чтобы правильно научиться играть. Талант, опыт, природная наблюдательность и даже интуиция могут подсказать, как правильно повести игру, и все же даже с такими умудренными опытом профессионалами вполне могут не только успешно соперничать, но и побеждать менее одаренные от природы игроки, которые реже упражняются на бильярде, однако знают основополагающие теоретические основы, объясняющие последствие того или иного удара. Конечно, можно вспомнить знаменитую фразу: «Мертва теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», но тем не менее теория способна компенсировать отсутствие регулярных тренировок, мгновенно оценивать ситуацию на столе в промежутках между ударами и действовать, опираясь на точный расчет. Таким образом, шансы чистого теоретика и чистого практика оказываются практически равными.
Между прочим, осмысленное, а потому утонченное искусство выглядит более зрелищно в противовес прямолинейной ставке на выигрыш. Самыми интересными всегда считались игры, где встречались два соперника с разными темпераментами и игровыми почерками.
Прежде чем излагать основы бильярдной игры, следует определиться: шар, по которому бьют кием, называется «биток», или «свой» шар; шары, в которые направляется биток, – «чужие», прицельные, или играемые.
Техника игры на лузном бильярде предполагает умение верно ударять кием по битку, а также делать точные прямые и резаные удары битком по «чужим» шарам, сыгрывать бортовые шары, владеть дуплетом, отыгрышем и выходом.
Знание основ техники должно идти прежде практики игры, поскольку усвоение особенностей и элементов теории для игрока необходимо. Наоборот, при плохом знании технических приемов удар становится неровным и даже неустойчивым, что ведет к проигрышу или к порче дорогого бильярдного сукна.
Каждый бильярдист, несомненно, обладает собственным неповторимым почерком, и здесь не имеют ровно никакого значения его квалификация, опыт и класс. Индивидуальная манера бильярдиста называется «свой удар». И даже несмотря на то, что существует огромное количество ударов, по старинной традиции их делят на красивые и коммерческие.
Игроков с коммерческими ударами в дореволюционное время называли промышленниками. Их удару была свойственна ровность и правильность. Это удар наверняка по подставленным в лузы шарам. По характеру подобный игрок не любит риска, использует все возможные подставки, а сам может сделать ее чисто случайно. Это рациональная и предельно расчетливая манера игры. Она результативна, но, без сомнения, излишне суха. Здесь нет ни смелых действий, ни красоты, ни динамизма.
Игроков другого плана называли артистами. Они использовали при игре красивые удары, сыгрывали трудные шары наряду с подставками и не боялись при этом рисковать. Однако каждый верный удар такого игрока дарил зрителям истинное наслаждение.
Что же касается начинающего игрока, то для него наилучшим вариантом будет объединить точный расчет с элементами артистизма. Это наиболее гармоничная тактика.
Теория ударов
Очень трудно сделать совершенным точный и красивый удар. Некоторые годами осваивают технику обращения с кием. Каждому начинающему игроку следует знать, что единовременный удар кием на самом деле включает в себя два удара: кием по битку и битка по «чужим» шарам.
Удары кием по битку
Удар кия по битку может быть различным. Это зависит от точки, находящейся на поверхности шара, по которой игрок хочет нанести удар. На самом деле на шаре находится множество подобных точек, однако важнейшими считаются лишь девять из них. Они находятся на стороне битка, обращенной к игроку, причем удар в каждую из этих точек обладает своим наименованием.
Из всего вышесказанного вовсе не следует, что наносить удары нужно исключительно в одну из девяти названных точек. Если на доске, к примеру, возникает ситуация, что перед накатом биток располагается от прицельного шара на расстоянии от 0,5 до 2,5 см, то бить следует в точку, находящуюся приблизительно посередине, между центром битка и его верхним краем. Ударившись об играемый шар, биток непременно утратит часть полученной им энергии, однако приобретет вращение вокруг горизонтальной оси, и в результате его движение будет длиться гораздо дольше, нежели если бы он такое вращение не получил.
В том случае, если биток находится на расстоянии 0,2–0,5 см от прицельного шара, то, сделав описанный выше удар кием, игрок не сможет сделать наката, потому что расстояние настолько незначительно, что шар просто не успеет получить вращение требуемой силы.
Необходимо тщательно изучить обстановку на доске, прежде чем окончательно выбрать точку удара. Всегда следует учитывать, как располагается биток относительно играемого шара, особенно если игрок хочет сделать оттяжку или боковые удары.
Клапштос
Клапштос – это удар кием по центру битка. Данный удар считается основным и дает возможность положить шар наверняка. Если шар ударить точно в центр в плоскости, параллельной плоскости стола, то в этом случае биток получит только поступательное движение вперед. Если биток в этом случае столкнется с другим шаром, то обязательно остановится на месте. Чужой шар отлетит в направлении, задуманном игроком. Подобный удар не только полезен, но и сам по себе красив. Клапштос следует выполнять на близком расстоянии от играемого шара; на дальнем расстоянии он слишком труден и потому теряет смысл.
Однако еще труднее сделать клапштос, если биток встает, плотно прижавшись к борту, со стороны которого спортсмен собирается играть. Если на столе сложилась такая ситуация, то удар будет выглядеть необычно: игрок поднимает вверх толстый конец кия так, чтобы тот своей наклейкой коснулся точки, максимально близкой к центру шара.
Клапштос – важнейший удар в бильярдной технике. Прежде всего игроку следует освоить удар в центр шара и уже потом переходить к отработке более сложных ударов.
Помимо клапштоса, существуют еще восемь ударов кием по битку, которые называются эффе, или, иными словами, крученые удары. При таком типе удара шар одновременно с поступательным движением еще и вращается.
При этом благодаря боковому вращению шар несколько отклоняется в сторону от прямой линии.
Накат
Накат – это удар кием в верхнюю точку шара, которая находится строго над его центром. Часто в игре возникает такая ситуация, когда игроку нужно послать «свой» шар вперед после столкновения с игральным шаром. Чтобы сделать накат, нужно нанести протяжный длинный удар в верхнюю часть «своего» шара, причем биток получает не только направление от игрока, но и вращение. После столкновения с «чужим» шаром биток на секунду приостановится, а затем проследует вперед. Накат особенно нравится новичкам, поскольку он несложен. Игроки считают, что при выполнении наката удар и прицел особенно точны.
Оттяжка
Оттяжка – это удар кием в нижнюю точку шара, расположенную строго под центром. Иногда нужно, чтобы, столкнувшись с «чужим» шаром, «свой» отошел назад, и для этого следует бить кием в нижнюю часть «своего» шара. Тогда вместе с поступательным движением вперед в противовес накатному удару биток начнет вращаться в обратную сторону вокруг горизонтальной оси и, на секунду задержавшись на месте после удара, покатится назад.
Оттяжка – это самый трудный, но и самый красивый удар. При нем большое значение имеют мягкость удара и его мгновенность. Кроме того, немаловажное значение приобретает состояние наклейки. Ее шероховатая поверхность должна быть закругленной, эластичной и при этом хорошо намеленной. Именно такая поверхность даст возможность правильно и точно выполнить удар.
Боковые удары
В результате названных выше трех ударов происходит либо остановка битка, либо его движение вперед или назад после столкновения с чужим шаром. Клапштос, накат и оттяжка – это относительно простые удары. Если требуется, чтобы биток после столкновения с играемым шаром покатился влево или вправо, в этом случае применяют удары повышенной сложности – боковые, или французские.
Впервые такие удары стали применять в карамбольных партиях на безлузных французских бильярдах, а широко распространились они после того, как на киях появились кожаные наклейки. Боковые удары дают возможность выполнять отыгрыш и выход – в этом заключается их главное достоинство.
Правый боковик
Правый боковик – это удар в среднюю точку, расположенную на правой стороне битка. В результате исполнения правого боковика «свой» шар, кроме поступательного движения вперед, начинает вращение вокруг вертикальной оси, которая проходит через центр шара. Шар вращается против часовой стрелки, а после столкновения с чужим шаром вертится наподобие волчка и, увлекаемый этим вращением, пойдет лишь вправо.
Левый боковик
Левый боковик – это удар кием в среднюю точку, расположенную на левой стороне «своего» шара. Этот удар действует подобно описанному выше. Отличие лишь в том, что «свой» шар начинает вращаться по часовой стрелке. После столкновения с играемым шаром биток пойдет исключительно влево.
Комбинированные удары
Далее вкратце рассмотрим комбинированные удары, в которых имеются элементы боковых ударов и, кроме того, оттяжки и наката. Некоторые игроки называют подобные удары боковым накатом или боковой оттяжкой.
Верхний правый боковик
Верхний правый боковик – это удар кием в верхнюю точку, которая располагается на правой стороне «своего» шара. Обычно подобные удары выполняют игроки, которые планируют, чтобы биток, столкнувшись с играемым шаром, покатился вперед и вправо.
Удар следует наносить очень плавно и протяжно. В результате исполнения верхнего правого боковика шар получает три вида движения: поступательное движение вперед, движение с ускорением, или накат, и еле заметное невооруженному глазу отклонение вправо из-за бокового вращения шара вокруг вертикальной оси, называемое эффе.
Верхний левый боковик
Верхний левый боковик – это удар кием в верхнюю точку, расположенную на левой стороне «своего» шара. В этом случае биток ведет себя аналогично описанному выше варианту, однако уходит вперед и влево.
Нижний правый боковик
Нижний правый боковик – удар кием в нижнюю точку, которая находится на правой стороне битка. Этот удар дает возможность битку после столкновения с «чужим» шаром уйти назад и вправо.
Нижний левый боковик
Нижний левый боковик – удар кием в нижнюю точку, которая находится на левой стороне битка. Этот удар дает возможность битку после столкновения с «чужим» шаром уйти назад и влево.
Удары «своим» шаром по прицельным шарам
Когда исполняются удары по прицельным шарам, то прежде всего необходимо определить для себя истинную точку прицела.
Вообразим линию, которая проходит через середину лузы до центра прицельного шара. Точка, находящаяся на обратной от лузы стороне, считается истинной точкой прицеливания, поскольку как раз в ней должно произойти столкновение шаров, для того чтобы играемый шар оказался в лузе.
Нахождение истинной точки можно облегчить. Опытные игроки «прикидывают кием», то есть сначала целятся в лузу одним из играемых шаров, после чего начинают целить «своего» в определенную ими истинную точку. Именно так обычно поступают новички. Профессионалы с первого взгляда могут определить точку прицеливания и нанести верный удар.
Однако для того, чтобы положить шар в лузу, недостаточно только верного определения точки прицела. По шару еще нужно правильно нанести удар. Игрок концентрируется, думая лишь о предстоящем ударе, представляя все возможные траектории движения битка и играемого шара, после чего делает несколько прицельных взмахов, а потом наносит удар кием в выбранную точку.
Однако не следует забывать: прицельных взмахов не должно быть чересчур много – хватит 2–4. Если долго целиться, то вероятность того, что шар попадет в лузу, значительно уменьшается. Подобный эффект по своей сути чисто психологический: игрок может довести свое внимание до максимума лишь в течение нескольких секунд. Это кульминационный момент в прицеливании, и если его искусственно затянуть, то расслабление мышц и зрения наступит еще до того, как последует удар. В результате промашка обеспечена.
Самыми распространенными разновидностями ударов битком по прицельным шарам считаются прямой удар, резаный удар, удар по бортовым шарам, удар по шарам, которые отражаются бортами, среди них дуплет, триплет, труабан, катрбан, оборотний, удар карамболь, удар шаром, удар вразрез.
Прямой удар
Прямой удар – это удар, при котором происходит сыгрывание прямого шара, то есть шара, который стоит на линии, соединяющей лузу и биток. Одним из самых трудных считается совершенно прямой удар, производящийся на значительном расстоянии между шарами.
Выполняя прямой удар, следует обращать особое внимание на силу и вид удара кием. При этом надо учитывать ряд обстоятельств.
Прямой шар легче всего сыграть накатом. Труднее выполнить его клапштосом и еще труднее – оттяжкой. Вид и сила удара кием в каждом конкретном случае зависят от взаимного расположения шаров и от необходимости выполнить отыгрыш или выход.
Обычно в угловые лузы прямые удары наносятся сильно и энергично, а в средние лузы – ударом несильным и мягким. При таком мягком ударе даже незначительная ошибка в прицеле не мешает шару, отразившись от губок средней лузы один или два раза, тем не менее упасть в сетку.
Самым сложным видом прямого удара является удар от борта в угол. Удар кием в биток в этом случае целесообразнее всего выполнять накатом.
Резаный удар
Резка – это сыгрывание шаров, расположенных вне линии, которая соединяет центры битка и лузы. При резке прицел определить легче, чем у прямых шаров, тем более что на бильярде всегда бывает гораздо больше шаров, которых лучше резать, чем играть прямо. Тем не менее при резке труднее определить место остановки битка после удара.
Считается, что резать стоит в тех случаях, когда хорошо видна точка прицеливания. Если же шары находятся под углом 90°, то для резки это уже предел. Она так и называется – предельной.
Но и в том случае, если угол чуть меньше 90° и точка прицеливания не видна, все равно можно сыграть резаный шар. Еще в XIX веке при разборе бокового французского удара сделали вывод, что битком, получившим два вида движения, вполне можно выполнить чрезмерную резку, которая, на первый взгляд, не представляется возможной. Однако, если биток ударить крутым «левым боковиком», он вместе с поступательным движением получит еще и вращение по часовой стрелке, ударит в чужой шар и «ввинтит» его в лузу. Это происходит оттого, что играемый шар в момент соприкосновения с битком получает от него, кроме поступательного, еще и такое вращательное движение, которое позволяет ему свернуть к лузе и «ввинтиться» в нее.
При необходимости выполнить чрезмерную резку в лузу по правому борту от игрока биток следует ударять крутым правым эффе. Результат удара в этом случае будет аналогичен предыдущему.
Удары по бортовым шарам
Бортовым называют шар, стоящий плотно к борту стола. Таким шаром трудно играть, хотя, казалось бы, прицел никакой сложности не представляет. Существуют самые различные варианты расположения бортовых шаров, а потому, как поступить в каждом конкретном случае, игрок должен решать сам.
Если бортовой шар находится у короткого борта, его лучше сыграть накатом или использовать удар «в лоб», но не сильно. Не забывайте о том, что при этом «свой» шар не должен задеть борт.
Труднее положить шар, который стоит вплотную к длинному борту. Обычно игроки бьют накатом «свой» шар, чтобы затем он ударил по играемому шару и по борту.
Пожалуй, легче всего сыграть прямой бортовой шар, расположенный у длинного борта. Во всяком случае, тут очень трудно дать промашку. Игрок бьет «свой» шар легким клапштосом.
Однако профессионалы предпочитают бить бортовые шары через шар или несколько шаров. В такой ситуации почти невозможно сделать подставку, а прицельный шар наверняка окажется в лузе.
При подобной игре действует закон физики, который в применении к бильярдной игре можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, угол падения равен углу отражения. Это касается простых ударов: клапштоса, наката, оттяжки.
А во-вторых, угол падения не всегда может быть равен углу отражения, если исполняется боковой удар.
Удары по шарам с отражением от бортов стола
Все шары, которые отражаются бортами, делятся на несколько видов. Например, удар, при котором происходит отражение прицельного шара от одного борта, носит название дуплет.если отражение шара происходит от двух бортов, то это триплет, от трех бортов – труабан, от четырех – катрбан.
Проще всего выполнить прямой дуплет. В этом случае прицельный шар расположен вплотную к борту; и если мысленно провести линии от битка к прицельному шару, то в результате получится равнобедренный треугольник. Прицельный шар следует бить точно в центр, или, как говорят игроки, «в лоб».
Надо помнить, что если игрок решил исполнить прямой дуплет, то сила удара кием будет различна в зависимости от того, в какую лузу он хочет положить шар – в среднюю или угловую.
Если дуплет идет в среднюю лузу, то не следует бить кием слишком сильно. Нужно учитывать то обстоятельство, что если шар не удастся положить и он лишь ударится о губки лузы, то он откатится недалеко и не случится явной подставки.
Если же дуплет исполняется в угол, то кием следует бить сильно, поскольку при недостатке ускорения, сообщаемого шару, неминуемо произойдет подставка.
Сыгрывание шаров, которые располагаются вплотную к бортам или в небольшом удалении от него, можно делать с помощью резаного дуплета.
Такой удар по технике исполнения гораздо сложнее. Если угол падения не равен углу отражения, то прицельный шар следует резать, но не бить точно в центр. Часто при этом угол отражения увеличивается по сравнению с углом падения.
При помощи резаного дуплета можно сыгрывать шары высочайшей сложности.
Как разновидность дуплета рассматривается круазе, или, иными словами, оборотный удар.
Круазе используется, если прицельный шар встает вплотную к борту или же удален от него не более, чем на половину ширины стола, причем под очень тупым углом.
В результате круазе «свой» шар непременно пересечет линию падения прицельного шара.
Бывает, что на игровом столе складывается такая композиция, когда при круазе привести «свой» шар обратно невозможно, и тогда следует использовать еще одну разновидность дуплета, известную под названием обратный винт. Однако следует учитывать, что если удар идет по правой от игрока стороне бильярдного стола, то «свой» шар в результате получает крутое правое эффе. При этом биток, сталкиваясь с прицельным шаром, рикошетит от него и ударяется в короткий борт. Не следует забывать, что биток к тому же вращается против часовой стрелки и посредством этого движения уходит в обратную сторону, в конце концов возвращаясь в «дом».
Если удар идет по левой от игрока стороне бильярдного стола, то «свой» шар получает удар крутым левым боковиком. У этих ударов существует одно неоспоримое достоинство – они дают хороший отыгрыш.
Дуплеты от двух (триплет) и трех (труабан) бортов играют обычно с целью надежного отыгрыша. В том случае, если заказанный прицельный шар оказывается в лузе, игрок получает большое удовлетворение.
Удар от четырех бортов (катрбан) применяют относительно редко и только на бильярдных столах, борта которых имеют очень мягкую резину.
Дуплеты относятся к числу сложных ударов, но тренированный спортсмен с хорошим глазомером обычно выполняет их легко.
Удары по шарам, отражаемым шарами
Если игра находится на такой стадии, когда на столе еще много несыгранных шаров, часто появляется возможность отправить «свой» или «чужой» шар в лузу так, чтобы по пути он отразился от других шаров. Такой удар называется карамболь. Существует бесчисленное множество карамбольных ударов. Есть даже такие игры, по правилам которых кладка шаров в лузы осуществляется только карамбольными ударами.
Как правило, каждый удар в карамболе очень красив, эффективность же этих ударов зависит от степени владения игроком «своим» шаром.
Удар шаром
Если два шара находятся на одной линии с центром средней или угловой лузы и при этом стоят вплотную друг к другу, то играемый шар очень легко идет в лузу при помощи удара шаром.
Если два шара находятся на одной линии с лузой и при этом удалены друг от друга, то играть шаром можно, но это труднее. Если два белых шара не находятся в створе с серединой лузы, то такой удар выполнить очень сложно. В этом случае предпочтительнее резка через шар.
Удар вразрез используется в том случае, если два шара стоят так близко, что «свой» ударяет одновременно по обоим. При этом один из играемых шаров может быть сыгран в лузу.
Собираясь нанести такой удар, спортсмен должен произвести довольно тщательный расчет, чтобы биток не ударил сначала по соседнему шару, так как тот в этом случае сомкнет удар, а «свой» изменит направление в незапланированную сторону, и удар не будет успешным.
Особые удары
Существует несколько особых, сложных ударов, применяемых достаточно редко. Но если спортсмен умеет результативно выполнить такой удар, значит, он может вести тактически правильную игру и успешно сыгрывать шары в лузы порой при почти невозможной для этого позиции. Тем самым спортсмен демонстрирует как огромные возможности, так и красоту бильярдной игры.
К числу особых ударов относятся такие удары, как дуговик, перескок, пистолет, абриколь, контртуш и массе.
Дуговик
Дуговик – это одна из разновидностей бокового французского удара, когда играемый шар находится в растворе лузы, а биток – на далеком от него расстоянии и, кроме того, еще и «замазан» другими шарами.
Чтобы в этом случае сыграть шар в лузу, биток следует ударить влево и вниз (или вправо и вниз), при этом придав ему сильное вращение вокруг оси.
В первом случае «свой» шар закрутится слева направо, а получив еще и поступательное движение вправо от линии, которая соединяет центры шаров, направится по параболе, обойдет мешающий ему шар справа и направит в лузу застрявший шар.
Если биток ударяют вправо вниз, то он закрутится справа налево, также пойдет по дуге и обойдет мешающий ему шар, но уже слева. Удар должен быть средней силы для того, чтобы «свой», обойдя шар, потерял бы инерцию, полученную от прямолинейного толчка, и покатился в сторону играемого шара. Кривизна же траектории дуги, по которой пойдет биток, зависит от степени преобладания тангенциальной силы над силой центральной.
Перескок
Перескок – это такой удар, при котором биток, перескочив через лишний шар, который маскирует сыгрываемый, ударяет этот последний и направляет его в лузу. Этот удар можно выполнять двумя способами.
При первом способе сильный и протяжный удар кием производится в низ «своего» под углом 30°. В результате такого удара биток отталкивается от поверхности стола, подскакивает вверх, перелетает через шар-преграду и катится по прямой линии.
При втором способе кий держат в плоскости, параллельной плоскости стола, тонкий конец кия подводят под биток, быстро вскидывают его и перебрасывают через шар. Этот способ менее надежен, чем первый, но очень красив.
Удар пистолетом, или тычком
Удар пистолетом, или тычком, – это разновидность удара кием по битку.
Шары на столе могут располагаться таким образом, что играемый шар-мишень находится вблизи лузы в очень хорошей позиции, а биток стоит около других шаров в таком положении, при котором играть обычным ударом или при помощи машинки нельзя или нецелесообразно из-за опасности стушевать, то есть задеть кием какой-либо из шаров и заработать штраф. В подобных случаях удар наносится одной рукой. Кий берут за турняк и уравновешивают в руке. Затем прицеливаются им и ударяют в биток как бы тычком. Чтобы рука не устала во время прицеливания, перед ударом тонкий конец кия можно положить на сукно. Затем следует хорошо взять прицел, приподнять кий и ударить.
Конец ознакомительного фрагмента.