Вы здесь

Бизнес – это просто!. С чего начать (Андрей Артёменко)

С чего начать

Начинать, конечно же, надо с выбора направления, т.е. ниши. В интернете можно найти много материала на тему выбора ниши, и в основном все говорят либо размыто ни о чём, либо просто приводят примеры различных проектов, но никто не говорит, как начинающему предпринимателю выбрать нужное направление. В этой книге (не только в этой главе) я расскажу, как выбрать нишу. Именно не «что» выбрать, а «как». Что выбрать, должен решить сам предприниматель, а я расскажу, как лучше подойти к выбору ниши.


Заниматься тем, что вам нравится

Скорее всего вы уже это где-то слышали. И неспроста, об этом говорят многие крупные предприниматели. Успех в бизнесе на основе вашего хобби имеет гораздо больше шансов, чем в бизнесе, который вам не нравится, но вы считаете, что так можно заработать, потому что у других это получается. Занимаясь не своим делом, вы будете работать без интереса, без энтузиазма, без желания совершенствовать свой продукт, услуги и сервис. О каком будущем бизнеса может идти речь? А теперь представьте, что вы начали монетизировать своё хобби и стали получать за это деньги. Разве не прекрасно? Вы каждый день ходите на работу с оптимизмом и улыбкой на лице, вы заряжены энергией, вы уверены в себе, вы знаете, куда и как двигаться дальше. В такой ситуации это даже работой сложно назвать, это любимое дело.

Почему вы делаете то, что вы делаете? Вам нравится то, что вы делаете? Если бы вам осталось жить месяц, вы бы ходили на эту же работу? Если да, то отлично. Если нет, то поменяйте работу. Если вам нравится то, что вы делаете – это и есть жизнь. Найдите себя в том, что вам нравится.

Важно учесть один нюанс: ваше любимое занятие должно приносить пользу людям, т.е. ваш товар или услуга должны быть востребованы людьми. Если вам нравится лежать на диване, вряд ли кто-то начнёт вам за это платить.


Заниматься тем, что умеете делать

Предположим, вы работаете клерком на дядю несколько лет, у вас есть компетенция и навыки в определённой области. Почему бы не начать заниматься тем же самым, но только самому? Вы можете начать развиваться как индивидуальный предприниматель или организовать небольшую компанию, к примеру, с друзьями. Есть большая вероятность, что вначале вы будете зарабатывать существенно меньше той зарплаты, которую вы получали в качестве клерка, но это будет временно.


Помогать людям и решать их проблемы

На мой взгляд, это самый верный способ построить большой бизнес как с точки зрения развития бизнеса, так и с точки зрения моральных жизненных принципов. Подробнее о решении проблем людей при построении своего бизнеса вы прочитаете далее в разных главах.


Случайный поставщик

Вы обязательно сталкивались в своей жизни со случайными знакомствами или с рассказами про друзей и знакомых, вы знаете, чем занимается большинство из них. Раньше вы не обращали внимания на такую информацию, но сейчас, когда вы решили заняться бизнесом, попробуйте слышать собеседника и направлять диалог в нужное вам русло, узнавайте, чем занимается собеседник и какое у него окружение. Именно так появляются нужные мысли и идеи для бизнеса.


Свежие тренды

При появлении нового товара на рынке не всегда можно угадать, выстрелит он или нет, каков будет спрос. Но если угадать, то можно озолотиться. Тренды можно найти где угодно, например, в рекламе: на билбордах, по радио, по телевизору, в журналах; в мультфильмах или играх – товары с Angry Birds до сих пор пользуются спросом. Если вы увидели рекламу какого-то нового товара, то таким же новым он может оказаться и для всех остальных. А это значит, что спрос на этот товар может вырасти в ближайшее время. Так почему вам не стать одним из продавцов этого товара, и, что немаловажно, одним из первых.

Пример с ягодами годжи: по статистике запросов в 2013 году их почти никто не искал, в 2014 интерес к ягодам резко возрос, количество запросов увеличилось в несколько раз. Те, кто прочувствовал этот тренд, хорошо заработали. Правда в 2015 интерес к этой продукции постепенно угас.


Западные стартапы

Не секрет, что многое приходит в Россию с Запада. То, что мы сегодня считаем инновационным, уже многие годы используют на Западе. Опередите время, найдите в интернете сайты западных стартапов (например, kickstarter), которые ещё не запустились, а только собирают деньги на пилотную версию. Вы можете стать одним из первых партнёров и их официальных представителей в своей стране.

Предположим, вы выбрали одну или несколько ниш для себя, но не знаете, на какой остановиться. Самый простой способ определиться – узнать, нужны ли вы в этой нише потребителям. Для этого воспользуйтесь сервисом подбора слов, например, в Яндекс. Директе, проанализируйте, какое количество запросов осуществляется ежемесячно по той или иной фразе, связанной с вашим товаром или услугой. Посмотрите динамику спроса по месяцам.


Гонка за лидером

Это такая модель бизнеса, согласно которой вы, как начинающий мелкий бизнес, повторяете все бизнес-шаги самого крупного игрока в вашей нише. Не обязательно торговать всем ассортиментом продукции, которая есть у лидера, вы можете выбрать одно направление из множества. Вам не обязательно задумываться о ценах, о конкурентном анализе, о постоянном мониторинге рынка, о скидках и акциях, об упаковке товара и т.д., всё придумывает лидер, а вы лишь повторяете его действия.

Есть один нюанс. Если вы планируете офлайн-бизнес, то вам нужно выбирать точку подальше от такого лидера, иначе он небольшой хитростью сможет устранить вас, чтобы вы не мешались. Хитрость заключается в том, что крупный игрок может позволить себе снизить цену до предела и торговать какое-то время «в ноль» (без маржи, по закупочным ценам поставщика) теми товарами, что есть у вас, а зарабатывать на других. Вы себе такого позволить не сможете. Потребители, естественно, будут покупать там, где дешевле, а вы из-за отсутствия продаж в скором времени закроетесь.

По этой модели мало шансов занять лидирующую позицию, но свою долю рынка получить можно.


Франчайзинг

Франчайзинг – это такой вид договора, при котором владелец бренда (франчайзер) предоставляет лицензионное право (франшизу) своему партнёру (франчайзи) торговать товарами или услугами от имени своего бренда. Иначе говоря, франчайзинг – это способ открыть филиал готового бизнеса. Франчайзи обязан платить франчайзеру лицензионные отчисления (роялти), а франчайзер, как правило, снабжает франчайзи своей продукцией, занимается рекламой, проводит обучение сотрудников, обеспечивает поддержку. К сожалению, пока в России далеко не все франчайзеры предоставляют полноценное обеспечение для ведения бизнеса.

При такой схеме взаимодействия вам не нужно тратить время и деньги на раскрутку, на то, чтобы ваш бренд стал узнаваемым, и люди признали его качественным. Вы получаете готовую модель бизнеса со всеми расчётами, с доверием покупателей, с работающими рекламными кампаниями. Главное, что вам нужно сделать, – это правильно подобрать территориальную точку для такого бизнеса (как правило, это офлайн-бизнес). Франчайзеры должны помогать вам с правильным выбором точки, т.к. в их интересах получать с вашей точки прибыль, а не закрыть её через полгода.

Пример: сеть фастфуда (франчайзер) предоставляет начинающему предпринимателю (франчайзи) право открыть точку фастфуда и торговать под своим брендом. Точки фастфуда часто располагаются все сразу в одном месте – в фудкорте торговых центров. В этом случае вам нужно понять, насколько востребован выбранный вами бренд фастфуда голодными посетителями торгового центра. Достаточно просто пойти в какой-нибудь ТЦ, где уже работает его точка, оценить размер очереди, сравнить с очередями других фастфудов и сделать соответствующие выводы о вашей выручке. Если очередь небольшая, если посетители предпочитают другую еду, то вы рискуете не только не заработать, но и закрыть бизнес с большими долгами.

«Я не знаю, как это делать, я никогда этим не занимался»

После того, как вы выбрали нишу, вопрос «с чего начать» не перестаёт мучать вас и приобретает другие формулировки. Я много раз за свою жизнь слышал от людей «я не знаю, как это делать, я никогда этим не занимался», и не всегда это касалось бизнеса. Это одна из основных причин, по которым мы боимся начать свой бизнес.

Покажите хоть одного человека, который родился профессионалом в той или иной области. Все знания и навыки приобретаются по жизни посредством обучения и практики. Вы, читатель, сейчас наверняка работаете где-нибудь в офисе, у вас есть профессия, а стали вы специалистом в этой области не от рождения, а в процессе работы, которая позволила вам изучить эту область и приобрести необходимые знания.

Предпринимателем тоже не рождаются, им становятся. Совершенно не нужно быть специалистом во всех сферах жизни, достаточно познать одну небольшую область и, будучи уверенным в своих знаниях, можно смело открывать бизнес.

Если вы чего-то не знаете, но хотите открыть бизнес в интересующем вас направлении, познайте! Для этого есть разные варианты:

Найдите литературу. Это несложно, у нас у всех есть интернет, есть масса бесплатных материалов и советов.

Пообщайтесь с людьми, если есть возможность, уже работающими в этой области. Не бойтесь попросить их рассказать вам о своём бизнесе, поверьте, практически каждый бизнесмен будет готов рассказать, как устроен его бизнес, даже если вы потенциально его прямой конкурент. Этот факт проверен неоднократно. Не бойтесь что-либо спросить или попросить, кем бы ни был тот человек.

Б. Березовский: «Никогда не говорите за людей „нет“, пока они сами вам этого не сказали. Иногда человек так зримо воображает предполагаемый отказ в своей просьбе, что спрашивать уже нет смысла, он сам спросил и сам себе отказал, просьба умерла в нём самом».

Поработайте временно наёмным работником. Если знаний и опыта недостаточно, можно устроиться и поработать на дядю, поработать хотя бы год, изучить все детали и подводные камни, а потом с большим багажом знаний и полной уверенностью в себе открыть бизнес.


Как говорится, «лучше день потерять, потом за пять минут долететь».

Если вы уже работаете в качестве наёмного сотрудника и вам действительно нравится ваша работа, то у вас уже есть навыки, и вам ничего не мешает открыть бизнес в этом направлении.

Часто приходится сталкиваться с людьми, которые проработали многие годы в той или иной области, невольно изучили всё вдоль и поперёк, стали при этом прекрасными специалистами, но совершенно не осознают этого и недооценивают себя. При личной встрече с такими людьми я в качестве коуча легко достаю из недр их сущности настоящие навыки и богатейший опыт. Понимая уровень своей компетентности, люди приобретают уверенность в себе и открывают собственное дело.

Тут есть два пути: уволиться и строить бизнес своими собственными руками либо, работая на дядю, параллельно заниматься бизнесом. У каждого из двух путей есть плюсы и минусы.


Уволиться и строить бизнес

В этом случае вы перестаёте получать ежемесячный стабильный доход, но приобретаете полноценную ресурсную свободу во времени и в собственной рабочей силе. Вы сможете целый рабочий день потратить на пользу вашему бизнесу, вам не придется распыляться сразу на два фронта. Вступать на этот путь желательно тогда, когда у вас либо есть капитал, либо есть готовый бизнес-план для старта. Если вы уволитесь, не имея ни того, ни другого, то вы просто останетесь без средств к существованию на неопределённый срок. Имея некий капитал, можно уволиться и спокойно обдумывать бизнес-идеи, посвятив всё свободное время на поглощение информации и посещение семинаров, курсов, тренингов.


Заняться бизнесом, работая на дядю

Будучи клерком можно так же, но с меньшей скоростью, потреблять информацию в свободное от работы время и зачинать свой бизнес. В этом варианте есть очень большое но – у вас остаётся не очень много свободного от основной работы времени. И если мы говорим о микробизнесе, который нужно строить самому, то развитие будет крайне медленным. В этом случае лучше нанять людей, делегировать им все задачи, а себе оставить лишь контролирующую функцию. Вечером после основной работы достаточно уделять 1—2 часа на проверку отчёта выполненных за день задач нанятыми сотрудниками и раздачу новых задач. Схема выглядит привлекательно, но для кого-то может показаться довольно утопичной. Не имея опыта, очень сложно сразу запустить идеальную работающую модель бизнеса, которая будет требовать от вас минимального вовлечения. В реальности обычно это выливается в бессонные ночи, в полноценное участие в проекте в ущерб основной работе, в беспорядок в бизнес-процессах, в отсутствие продаж и т. д.

Работать на дядю и параллельно строить бизнес без рисков реально только при наличии готовой работающей бизнес-модели и хороших исполнителей. Если этого нет, то успех бизнеса под сомнением. Несмотря на весь скептицизм, я знаю людей, которые построили бизнес с нуля и успешно развивают его, работая клерками.

Начинайте без знаний, но с риском. Можно начинать бизнес, не зная ничего. Просто будьте готовы к любому результату и к любым потерям (об этом подробнее ниже). Точно так же, как и в офисной работе, все знания придут с опытом. Да, вы будете набивать себе шишки, сталкиваться с трудностями и неожиданностями. Главное – как вы к ним будете относиться. Если будете называть трудности проблемами, то это действительно будет проблемой, а если каждую новую ситуацию вы будете трактовать как «опыт» и «возможность познать», то бизнес будет строиться гораздо проще.

Обратитесь к ментору (бизнес-тренеру и наставнику). Он подскажет, с чего начать, как сформировать стратегию, как составить бизнес-план, каких ошибок избежать и т. д. О менторстве читайте подробнее ниже в отдельной статье.


Мао Цзэдун: «Если вы думаете, что сможете, – вы сможете, если думаете, что нет, – вы правы».

Мао Цзэдун – китайский государственный и политический деятель ХХ века.


Вывод: главное – не бояться и не сидеть на диване у телевизора. Действуйте!