Глава 5
Поведение в типичных ситуациях бизнес-общения
В этой главе:
Деловые визиты
Все о визитной карточке
Поведение с коллегами и подчиненными
Деловая вечеринка и вы
Бизнес-этикет и лицевая экспрессия
Секреты делового общения, или Основные отличия гражданского и бизнес-этикета
Деловые визиты
Не зная ритуала, не сможешь утвердиться.
Прием посетителей или клиентов является типичной ситуацией делового общения, в которой вы можете выступать в качестве принимающего либо наносящего визит. Самые первые моменты ритуала встречи нередко оказываются самыми важными.
Наилучший путь быстро узнать, знает ли сотрудник бизнес-этикет и умеет ли его применять, – это посмотреть, как он встречает клиентов и каков он сам в роли посетителя. Обычно в роли посетителя мы ведем себя так, как будто приходим в гости, а на своем рабочем месте – как будто охраняем границу. То и другое по меньшей мере ошибочно.
Как принимать клиентов или посетителей
Если вы находитесь за рабочим столом:
♦ встаньте;
♦ обойдите стол;
♦ протяните руку для рукопожатия;
♦ предложите посетителю сесть.
Если вы встречаете клиента (гостя) в холле:
♦ будьте на месте встречи вовремя;
♦ подойдите, поздоровайтесь и представьтесь;
♦ проведите клиента в офис;
♦ время разговаривать настанет, когда вы оба сядете.
Помните, что вы как посетитель или клиент вторгаетесь в чужое личное пространство. Вас подсознательно воспринимают как… интервента.
Когда вы наносите деловые визиты
Тем не менее вам всегда будут рады, если вы будете создавать у хозяина кабинета чувство значимости и помещать на первое место вашего «визави».
Правила, которые нужно соблюдать:
♦ не входите, если интересующий вас человек говорит с кем-то или отсутствует в кабинете;
♦ подождите, пока на вас посмотрят;
♦ не садитесь, если ваш визит непродолжителен;
♦ вешайте свой плащ на спинку стула или общую вешалку;
♦ дожидайтесь предложения сесть;
♦ если не предлагают, то можно сесть самому, но не стоять;
♦ оговорите продолжительность визита, если предполагаете, что пришли надолго;
♦ не трогайте то, что на столе (это касается и тех предметов, которые вы, допустим, подарили ранее);
♦ держите сначала бумаги в руках, на стол кладите с разрешения, а портфель ставьте около себя на пол (дамскую сумку можно поставить на стул, сбоку от себя).
Многие опасаются спрашивать о наличии времени для разговора, чтобы не получить ответ «времени нет». Практика показывает, что все зависит от того, как вы зададите вопрос. Если спросить как полицейский, то вероятность отрицательного ответа весьма велика. Или замените прямой вопрос косвенным утверждением: «Спасибо, что пригласили меня», «Спасибо, что нашли для меня время». Спрашивайте с уважением и почтением – и вам ответят, что время есть или его мало. И то и другое вас устраивает.
В определенных ситуациях необходимо четко соблюдать бизнес– этикет. Например: вы пришли в фирму на первое собеседование, вам предстоит знакомство с руководством, к вам пришел официальный гость, вам предстоит провести деловую презентацию, вас включили в состав группы, принимающей делегацию, вас пригласили в ресторан на деловой обед, на выездном семинаре будет шведский стол, у вас нет времени – и звонит клиент…
Конец ознакомительного фрагмента.