Глава 3
Деловая одежда
В этой главе:
По одежке встречают, но не всегда провожают
Мелочи решают всё
Одежда – отражение вас
По одежке встречают, но не всегда провожают
Экономя на деловом костюме, вы теряете в зарплате и теряете клиентов.
Деловой статусный костюм. Искусство хорошо одеваться. Положительный внешний имидж. Успех в бизнесе. Насколько эти понятия связаны друг с другом? Давайте рассмотрим.
Хорошая новость – статусные различия рядовых менеджеров и менеджеров высшего звена, как правило, не находят отражения в одежде. Успешные бизнесмены и политики в ситуациях делового общения обычно носят классические костюмы и черные ботинки со шнуровкой, галстуки некричащих расцветок. Они аккуратно пострижены, имеют соответствующие аксессуары. Если вы похожи на них, то люди ассоциируют вас с ними. Они вам больше доверяют и, возможно, хотят иметь с вами дело. Для них вы человек успеха.
Для успешного выполнения рабочих функций созданы специальные костюмы, так называемая униформа. Деловой костюм – та же униформа, наиболее удобная для выполнения деловых функций. Это форма одежды банкиров, управленцев, юристов, коммерческих агентов, бизнесменов, менеджеров, в структуру деятельности которых входит общение с другими людьми и влияние на них.
Следует учитывать, что костюм на своем языке информирует окружающих о вашем ранге, достатке, социальном положении, сфере вашего бизнеса и даже о близости или принадлежности к определенным кругам. Безусловно, есть люди, которым совершенно не обязательно прибегать к «говорящей» одежде, – они самодостаточны и чувствуют себя умными и обаятельными в любом виде. Тем не менее одежда говорит о нас куда больше, чем мы о ней.
Выберите стиль и одевайтесь соответственно.
Некоторые «простые истины»:
♦ нет такой одежды, которая была бы нейтральной;
♦ все, что вы надеваете, представляет ваш выбор и говорит о вас;
♦ хорошие манеры нуждаются в подходящем наряде.
Большинство компаний имеет свой стиль одежды. Если этот стиль четко обозначен как элемент корпоративной культуры, то при приеме на работу вам об этом скажут. Даже в тех компаниях, где нет официальных требований к стилю одежды, на самом деле негласные требования существуют. В этом случае внимательно приглядитесь, во что одеты сотрудники фирмы. Главное – почувствовать нечто общее, что используется каждым. Смотрите на ведущих специалистов либо на тех, кто занимает ключевые позиции, и… оденьтесь под них.
Преуспевающие люди одеваются по-разному для разных деловых ситуаций. Надеть одно и то же на обычное совещание и на важную встречу – все равно, что прийти в Большой театр в сандалиях.
Чтобы понять, как одеться, надо задать себе всего два вопроса:
1. Кто я в данной ситуации и как я хочу, чтобы меня воспринимали?
2. Где я и на каких именно людей я хочу произвести впечатление?
Три альтернативы выбора деловой одежды
Консервативный стиль, или классическая одежда. Подходит юристам, банкирам, государственным служащим. Функция: придает авторитет и подчеркивает компетенцию. Стиль основательно проверен временем.
♦ Классический костюм (униформа).
♦ Максимальный или приближенный к нему контраст между сорочкой и костюмом.
♦ Аксессуары комплектные и находятся в согласии с костюмом.
♦ Хорошие золотые или серебряные часы, серьги классической формы.
♦ Макияж для женщин легкий, не всегда обязателен (если в этот день не ожидается совещаний и посетителей).
♦ Обувь на среднем или низком каблуке.
♦ Юбка длиной до середины колена + 5-10 см.
♦ Мужчинам – никаких аксессуаров, кроме хороших механических часов, обручального кольца и подходящих запонок.
Ваша одежда должна говорить о вас прежде, чем заговорите вы.
Идеально подходит для первой встречи.
Коммуникативный стиль, или одежда взаимодействия. Подходит сотрудникам фирм, которые заняты коммуникативным (в том числе информационным) бизнесом, установлением отношений и торговлей. Функция – как можно быстрее вызвать расположение к вам.
Для соответствия этому стилю ваша одежда должна содержать два послания человечеству:
♦ показывать некоторый творческий потенциал обладателя;
♦ указывать на то, что вы занимаете солидную позицию в фирме.
Этот стиль основан на уменьшении цветового контраста между сорочкой или блузкой и костюмом. Но ничего яркого.
Одежда этого стиля не должна радикально отличаться от классического костюма. Мужчинам полный (то есть одинаковые по материалу и цвету пиджак и брюки) костюм можно не надевать. В этом стиле предполагается большее разнообразие в галстуках.
Женщинам следует выбрать что-нибудь одно – либо эффектную блузку или жакет, либо особенный материал – дорогой и изысканный по цвету. Брюки допустимы только в элегантном брючном костюме. Удачное сочетание – юбка из того же материала, что и блузка, – чтобы костюм получился похожим на платье.
Легкий макияж для женщин обязателен. И помните, если первое, что бросается в глаза, – ваши аксессуары, то вы зашли слишком далеко.
Этот стиль, как правило, подходит для первой встречи.
Креативный стиль, или творческая одежда. Подходит сотрудникам фирм таких сфер деятельности, как мода, дизайн, реклама, косметика, шоу-бизнес.
Функция – показать наличие творческого потенциала.
Вы должны стараться выглядеть лучше и постоянно идти в ногу с модой. Новинки моды. Некоторые «писки». Авангард.
♦ Асимметричные вырезы. Джемпера с необычной горловиной или жакеты с неправильными линиями – вот то, на чем вы можете сделать акцент.
♦ Так называемые «оборванные» края не входят в деловой творческий стиль.
♦ Приближенные к классическим формы брюк для женщин. Мужчинам галстук можно не надевать.
♦ Цвет – хороший способ показать себя. Необычные оттенки обычных цветов материи. Дизайнерские аксессуары. И помните, что порой маленькое яркое пятно в ансамбле лучше, чем ярко– оранжевый переливающийся костюм.
Общая идея состоит в том, что люди должны выделить вас, а не то, что вы носите.
Как правило, этот стиль не годится для первой встречи.
В 1986 году в США было проведено исследование, посвященное связи стиля одежды человека с зарплатой, которую готова была ему платить компания при приеме на работу. Исследование показало, что кандидатам, одетым по всем правилам, компания изначально платила на 5-20 % больше, чем небрежно или скромно одетым.
Подведем итоги: «3к» деловой одежды
Консервативный стиль, или «одежда влияния», вызывает уважение, обеспечивает запоминание, позволяет держать дистанцию.
Коммуникативный стиль, или «одежда взаимодействия и налаживания отношений», уменьшает дистанцию, но уменьшает и вашу «влиятельность».
Креативный стиль, или «творческая одежда», «выделяет из толпы», но неприемлем для серьезного бизнеса.
Вечерняя одежда может прекрасно совмещать понятия влияния и установления отношений. Самая практичная модель, ставшая униформой для всех ужинов, – это маленькое черное платье. Такое платье, с небольшим декольте и без рукавов, идеально подходит для мероприятия, где мужчины одеты в темные костюмы, а не в смокинги. Советую выбрать изысканный дизайн или нестандартно надеть аксессуары или драгоценности. Объемные золотые браслеты с вставками и камнями выглядят достойно при условии, что вы сняли все остальные украшения.
Помните, что с вечерним нарядным платьем часы не надевают.
Черное шелковое платье замечательно смотрится с белым пальто. А маленькое платье из темно-синего шелка выделит вас.
Одежда для обычных развлечений тут не рассматривается!
Принципы подбора и ношения одежды, которые экономят силы и… деньги
Для начала прочитайте шуточные принципы.
♦ Избегайте «высокой» моды, если не хотите быть похожим на человека нетрадиционной ориентации.
♦ Если хотите сэкономить, покупайте меньше, а платите больше.
♦ Чувствуйте себя удобно, одежда должна создавать ощущение комфорта и неги.
♦ Составьте свой костюм сами, иначе потеряете свою индивидуальность.
А теперь серьезно.
Элементарные вещи, которые вы должны знать:
♦ Ваш внешний вид должен отражать ваше положение на работе;
♦ все, что вы носите, говорит о вас, даже если вы об этом не догадываетесь;
♦ в каждой компании есть свой «код» или стиль одежды, соблюдения которого ожидают и от вас;
♦ когда вы не можете понять, чего ждут от вашей деловой одежды, – не бойтесь спрашивать.
Помните, что попытка сэкономить на одежде приведет лишь к тому, что на вас попытаются сэкономить все остальные.
Подбор одежды. Истины, проверенные временем:
♦ качество всегда и везде узнаваемо;
♦ стоит избегать авангарда и «писка» моды.
Первые вопросы, которые нужно задать себе перед покупкой одежды:
♦ Что подходит к стилю моей работы?
♦ Какой я сам – мой статус и тип внешности?
♦ Буду ли я работать с клиентами или один?
Только ответив на эти вопросы, приступайте к покупкам. Выгодной и удачной покупкой можно считать лишь то, что можно будет одеть больше, чем один раз, плюс бонус за удовольствие, уверенность в себе и элегантность!
Серьезная и качественная инвестиция в будущее – сшитый на заказ костюм или классическая сумочка из дорогой кожи, кашемировый свитер или кардиган. Если же вы можете приобрести лишь одну дорогую вещь, то пусть это будет пальто, которое в 100 % случаев обеспечит вам неизгладимое первое впечатление!
Внимание: рекомендации!
Деловой (консервативный) костюм мужчины:
• Современный покрой.
• Темные тона.
• Сорочка с длинным рукавом.
• Галстук обязателен.
• Только необходимые аксессуары.
Деловой (консервативный) костюм женщины:
• Однотонное платье или блузка с юбкой.
• Идеально – костюм современного покроя.
• Тона – серые, синие, черные, темно-красные, бежево-коричневые.
• Длина юбки на уровне середины колена плюс 5-10 см.
• Брюки допустимы только костюмные, классического покроя.
• Предпочтение натуральным немнущимся тканям.
• Украшения – комплектные и в умеренном количестве.
Внешний вид – «смертельное» оружие, может наповал «сразить» окружающих как в позитивном, так и в негативном смысле.
У делового мужчины сорочка всегда безупречна, обувь сияет, волосы не должны свешиваться на воротник, подбородок тщательно выбрит, а собственный запах ощущается только при очень сильном приближении. Он никогда не говорит громко на публике, также никогда не курит, если разговаривает.
Мужчина должен выглядеть так, будто он тщательно выбирал свой костюм, бережно его надевал, а потом о нем забыл.
Вы никогда не задумывались, почему мужчины в бизнесе выглядят более деловыми, чем женщины? Ответ прост, все дело в костюме, который всегда связан с понятием респектабельности. Полный костюм (одинаковый цвет и материал для пиджака и брюк) создает цветовую вертикаль и делает облик более гармоничным. Галстук дополняет эту цветовую вертикаль и структурирует облик. Длина пиджака всегда закрывает сакраментальную линию перехода от туловища к ногам. Дамам, работающим в приличном бизнесе, рекомендую применить вышеперечисленное, за исключением галстука, который можно заменить подходящим шарфом или недлинной ниткой бус, выполненной из более-менее однотонного и матового камня, и пододящих по цвету к жакету. А если вы привержены коротким жакетам, то носите их только с юбками или с брюками, свободными или расклешенными (в зависимости от моды) от бедра.
Костюм является фундаментом женского гардероба, идеальной одеждой на каждый день и на все сезоны. Твидовый, льняной или шерстяной, единственное требование – он должен быть безупречно скроен, причем самый тонкий момент – рукава и пройма. Выбирайте костюмы, соответствующие длительной модной тенденции, которая меняет длины, объемы и линии. Всплески моды сосредоточены на деталях. Костюм – строгая одежда, тем не менее его можно украшать. Костюм из вышитого шелка в сочетании с длинной юбкой будет идеальным нарядом для официальных вечерних приемов. Дневной шерстяной костюм не сочетается с такой нарядной обувью, как атласные лодочки. Шляпа всегда будет изысканным дополнением для дневного времени и зимой и летом, особенно с добавлением светлых перчаток из лайки, светлой блузы, с простыми серьгами и жемчужным ожерельем.
Что вас делает успешным профессионалом? Знание и ощущение того, что вы одеты хорошо, придает вам уверенности, следовательно, отражается и на карьере. Отнеситесь к этому серьезно. Обратитесь к профессионалам за консультацией. Ваша одежда представляет вас.
Мелочи решают все
Если вы выглядите как президент компании, то при равенстве прочих условий вы им станете.
Иной раз доверие партнеров и клиентов может быть подорвано таким пустяком, как невычищенная обувь, невыглаженные брюки или старомодный фасон. Контракт, который мог принести десятки тысяч долларов, достанется другому, может быть, менее умному, но одетому более профессионально.
Представьте, что вы приходите на переговоры по подписанию крупного контракта. Достаете ручку «Bic», дешевый блокнот. Ваши ботинки не чищены, а галстук торчит из портфеля. Партнеры подумают, что это ваш последний шанс. И скорее всего, если вы так выглядите, это действительно будет вашим последним шансом.
Ваш внешний вид должен внушать доверие. В Европе и Америке вы должны выглядеть дороже, чем ваше самое выгодное предложение. В России – скорее скромнее и формальнее, особенно в провинции. Большинство клиентов не хотят исполнять роль сестры милосердия, и только преуспевающие бизнесмены вызывают у них доверие. А досадное несоответствие внешнего вида, манеры поведения и ситуации при прочих равных условиях может стоить выгодного контракта и карьерного успеха.
V.I.Z., или Особо важные зоны в вашем облике
Особое внимание при формировании и создании первого (а также последующего) впечатления люди уделяют трем зонам. Эти зоны являются ключевыми точками построения вашего имиджа и местами повышенного внимания окружающих.
Верхняя зона – ваша прическа.
Волосы всегда должны быть чистыми и причесанными. Самое главное – имеющая четкие очертания, ухоженная прическа.
Для бизнесменов-мужчин длина волос – 3–7 см. Усы не должны закрывать верхнюю губу. Борода не рекомендуется, но допускается определенная форма. Крашеные волосы непозволительны.
Для бизнес-леди длина прически с распущенными волосами может быть максимум до плеч. Волосы длиннее убираются назад или вверх. Никаких длинных локонов, ниспадающих с плеч. Цвет – приближенный к естественному, одного тона, возможны мягкие оттенки и переходы. Настоятельно рекомендуется закрашивание седых волос. При этом следует учитывать, что прическа деловой и элегантной женщины не слишком эксцентрична и почти не меняется со временем. В молодости прически могут быть достаточно разнообразны: и хвостики, и распущенные прямые волосы, и взбитые пучки, а после сорока лет лучше перейти на простые прически – короткие (каре) стрижки или длинные волосы, заколотые в овальный пучок.
Центральная зона – основание шеи, где мужчинам рекомендовано носить соответствующий галстук, а женщинам – украшения или аксессуары.
Длина галстука – либо до середины, либо до нижней линии пряжки, на цвет с каждым годом все меньше ограничений. Тем не менее очень яркие тона исключаются. Черные, лиловые, яично-желтые, оранжевые, нахально-алые – не для серьезного бизнеса. Характер рисунка также важен – для деловых людей не рекомендуются «тропические» панорамы и расцветки, газетная либо астрологическая символика. У бизнес-леди, конечно, должны быть украшения, но в небольшом количестве и обязательно выполненные из одного материала (золотые и серебряные украшения вместе не надевают, кроме изделий, выполненных намеренно из 2–3 металлов). Достаточно дорогие, но «отпускные» украшения, например из редких ракушек или цветного перламутра, даже в летнее время на работу носить не стоит. В течение дня можно носить по кольцу на пальцах обеих рук, часы на запястье, подходящее серебряное или золотое украшение на шее (или сочетающиеся бусы), а если платье простое – приколите брошь. Если на вас брошь, кольцо, часы и ожерелье – то сережки будут лишними!
Брошь, ожерелье, серьги и браслеты надеваются вместе только с вечерним и очень официальным платьем, не имеющим вышивки или других украшающих элементов.
Нижняя зона – ваша обувь, ее состояние и ухоженность.
Классические деловые ботинки для мужчины, как правило, черные, со шнурками, на тонкой подошве и… начищенные до блеска. Если вас притягивает коричневая обувь, то выбирайте благородный цвет горького шоколада, который наиболее выигрышно смотрится с бежевыми или светло-серыми костюмами (а значит, только летом!) и никогда – с черными.
Классические деловые туфли для женщины – темные (черные, синие, серые, коричневые, бордовые), однотонные, закрытые, высота каблука 5–6 см. Фирменные туфли-лодочки из тонкой кожи выглядят шикарно в любое время суток! Раньше – обязательно в комплекте с сумкой, теперь не обязательно. Но в таком случае ваша сумка должна сочетаться или соответствовать цвету костюма или иметь два цвета – костюма и обуви. Бежевые туфли в цвет колгот всегда будут идеальным решением для светлого платья, а белая обувь является ритуальной или надевается с отпускными нарядами. Туфли ярких цветов сочетаются лишь с вечерними нарядами. Балетки подходят только к одежде из хлопка или брюкам.
Двуцветная обувь может быть изящной, если два цвета темные – коричневый и черный, серый и черный, красный и черный и т. п. Бело-черные туфли хотя и периодически популярны, подходят больше для игры в гольф!
Черные лодочки из лакированной кожи можно носить почти со всеми нарядами, кроме очень свободных или спортивных костюмов, в комплекте с сумкой сочетаются с любым цветом костюма. Можно с черной сумкой из крокодила, но лучше крокодиловые туфли и крокодиловая сумочка и только с повседневной одеждой.
Внимание! Этим стилям обуви нет места в элегантном деловом гардеробе:
Слишком высокие каблуки (более 8 см) разрушают силуэт и выглядят вульгарно.
Туфли с открытым носком. Для лета выберите закрытые лодочки, в большей или меньшей степени открытые сзади, при условии закрывающих пятку брюк.
Туфли на значительной платформе создают неловкую походку и очень утяжеляют ногу.
Туфли на подвязках годятся лишь к нарядам для отдыха, мало кому идут и выглядят просто.
Туфли с чрезмерно заостренным носком.
Туфли, украшенные гигантскими розами или бантами.
Это три зоны, которым вы должны уделить особое внимание. По их ухоженности и соответствию случаю люди составляют о вас первое впечатление.
А по каким «точкам» создается первое впечатление об офисе, которому можно доверять? Вот что считают знатоки – страховые агенты.
♦ Во главе фирмы стоит человек средних лет – не слишком старый и не слишком молодой.
♦ Секретарь отличается больше деловыми, чем внешними качествами.
♦ Сотрудники беседуют с клиентами тактично и приветливо, не смотрят по сторонам.
♦ Офис в достаточной степени оснащен оргтехникой.
♦ Меблировка офиса ориентирована прежде всего на работу, а не на приятное времяпрепровождение.
♦ В кабинете стоит хороший новый фирменный сейф.
♦ Помещение не требует ремонта.
Главные признаки благополучия – не только дорогие иномарки у подъезда и обилие рекламы. Главное – приятный офис и одновременно деловой и довольный вид сотрудников. И то и другое можно уловить практически с первых моментов визита.
С какими людьми легче возникают деловые отношения? С теми, которые нравятся и с первого взгляда вызывают доверие. Примените данные рекомендации, и вы добьетесь доверия!
Составляющие вашего имиджа
Имидж – это первое, что вспоминают люди, когда думают о вас. Это виртуальный образ в сознании людей, который работает на вас, даже если вы спите. Подумайте, соответствует ли ваш имидж вашим целям.
Имидж гуляет сам по себе и работает на вас, даже если вы спите.
Имидж может быть личностным и профессиональным. Он состоит из комплекса частных имиджей, таких как:
♦ средовой (та среда «обитания», что окружает конкретно вас: квартира, кабинет, автомобиль, продукты деятельности);
♦ габитарный (внешний вид, который определяется габаритами вашей конституции и стилем одежды);
♦ вербальный (то, как и что вы говорите);
♦ кинетический (особенности осанки, движений, мимики).
Для габитарного имиджа гармоничный внешний вид и личная гигиена будут лучшей рекомендацией.
Хороший мужской одеколон поможет создать ваш имидж. Но он не может стоить 300 рублей даже на распродаже. В данном случае не думайте о деньгах, думайте о карьере. Духи современной тенденции – с легким запахом. Плохой вкус – если после вашего ухода остается шлейф аромата, пусть и от «Шанель».
Аксессуары – это ваши застывшие эмоции
Галстуки, платки, запонки, ремень, зажигалка, авторучка, часы, бумажник – это застывшие эмоции вашего внешнего вида.
Порой такой аксессуар, как часы, может стоить больше, чем вся одежда. Об этом может знать только владелец и все. кто понимает! Молодым деловым людям рекомендуется носить приличные наручные часы (даже теперь – при наличии с собой ноутбука и мобильного телефона), но не самые дорогие.
В какой-то мере это – «лакмусовая бумажка» вашего жизненного успеха.
Рекомендации по аксессуарам. Количество не всегда означает качество. Желательны аксессуары из комплектного материала: для мужчин – ботинки и ремень, для женщин – туфли и сумочка и, возможно, пояс, перчатки и шляпа.
Используйте заменители натуральных материалов только высокого качества.
Аксессуары – только самые необходимые, никаких расчесок, ручек и очков во внешнем кармане пиджака, и, пожалуйста, без перстней и «печаток» на пальцах и цепочек на шее – для бизнесменов. Для бизнес-леди украшения допустимы лишь комплектные и невычурные, никаких висячих длинных сережек и звенящих браслетов. Стоит повторить: золото и серебро вместе не надевают.
Запонки, заколки для галстука, авторучки, блокноты, портмоне – предметы красноречивого безмолвия.
Аксессуары утверждения
Мужчинам:
• Хороший кожаный ремень.
• Накрахмаленный в тонкую четкую клетку носовой платок.
• Золотые или серебряные запонки (в российской деловой одежде рекомендуются к вечернему костюму) в комплекте с зажимом.
• Только обручальное кольцо.
• Хорошие механические часы.
• Портфель тонкий, в комплекте с портмоне, тоже тонким.
• Ремень и ботинки из одинакового материала.
Женщинам:
• Самые важные составляющие деловой элегантности – перчатки, шляпка, обувь и сумочка в комплекте с бумажником, футляром для расчески, футляром для очков и т. п. Украшения комплектные, золотые или серебряные, если с камнями, то не яркими и не сверкающими, в любом случае они не должны быть вульгарными.
• Серьги определенного размера (максимальный диаметр 2,5 см) – они достаточно большие, чтобы быть важными, но не так велики, чтобы казаться разрушительными; миниатюрная женщина выбирает серьги меньшего размера, например из жемчуга.
• Качающиеся серьги/клипсы исключаются.
• На правой руке только обручальное или одно плоское кольцо.
для мужчин и для женщин:
• Очки в тонкой золотой или серебряной оправе, а также на тон темнее волос (и забудьте про черепаховую!). Очки без оправы могут себе позволить только обладатели четко прописанных черт лица.
Конечно, вы любите свой старый деловой портфель или сумку, но мой совет – выкиньте его или увезите на дачу. Купите новый, модный, а желательно – два. Один – для важных встреч и выступлений, другой – для бумаг.
Каждый человек – психолог, который ставит вам диагноз. Можно ли по часам дать психологическую характеристику человеку? Психологи утверждают – да. Так, если на циферблате обычные арабские цифры – перед вами консерватор. Если часы показывают день, месяц и год – перед вами человек, склонный к авантюризму, способный отыскать выгоду в любой ситуации. Часы с будильником принадлежат человеку слабохарактерному, которого постоянно принуждают принимать решения.
Такой аксессуар, как женская сумочка, тоже весьма информативен.
В данном случае – ее содержимое. Кеннет Берд, английский психолог, утверждает, что женщина, в чьей сумочке царит хаос, наверняка мечтательна, у нее доброе и отзывчивое сердце. Если ваша знакомая одним движением руки выхватывает из сумки нужный предмет– у нее сильный характер, она уверена в себе, и даже слишком. Если же сумочка набита косметикой и парфюмерией, то ее хозяйка импульсивна и часто принимает желаемое за действительное.
Посмотрев на стол сотрудника и учитывая то, что говорилось о сумочке, можно сделать некоторые заключения о психологических характеристиках его обладателя.
Кстати, порядок на рабочем столе часто нормируется корпоративной культурой компании (на столе должен находиться лишь один рабочий документ).
Мелочи, которыми не стоит пренебрегать, касаются не только наших аксессуаров и рабочей территории. Многое относится к нашим манерам и привычкам. Если вы хотите сделать карьеру, то не позволяйте вашей репутации сопровождаться дымом. Прошли времена, когда трубка была символом мира и даже утонченности. Сейчас все чаще и чаще это символ приспособления, зависимости и слабости. Если у вас здание для некурящих, а вы один из тех, кто в любую погоду стоит и курит у входа, то вы точно будете восприниматься проходящими как человек зависимый, а значит – слабый.
Если курение в здании разрешено, соблюдайте следующие правила:
♦ никогда не курите в комнате, где нет пепельниц;
♦ помните, что запах в помещении, где курят, и от курящего человека может быть неприятным;
♦ воздержитесь от курения во время еды до тех пор, пока все не закончат есть.
Одежда – отражение вас
То, что на вас надето снаружи,
отражает и то, что у вас внутри.
Простой на первый взгляд вопрос: «Зачем мы носим одежду?» – имеет довольно сложный ответ.
Одежда нужна не только для защиты от холода и прикрытия отдельных частей тела. С помощью одежды мы заявляем о себе, своих желаниях, запросах, о своем реальном и желаемом социальном статусе. Люди с детства учатся различать азбуку одежды и составлять из этой азбуки слова.
В выборе вашей одежды отражается то, что вы бессознательно хотите сказать другим людям.
Задумайтесь, в какой мере вы согласны со следующими утверждениями (оцените по 10-балльной шкале):
Возможно, вы отметили для себя, что одежда в той или иной мере является отражением вашего достатка, настроения и культуры. На самом деле одежда отражает каждую из перечисленных характеристик. В манере одеваться проявляются многие личностные черты. По одежде можно судить о степени консервативности человека, о его жизнерадостности, об уровне принимаемого риска.
Одежда может служить невербальным сигналом того, что человек открыт для общения и желает взаимодействовать. Часто встречаются руководители, которым не удается в полной мере влиять на других из-за несоответствующей одежды.
Деловой этикет дает четкие предписания в области «гардеробной инженерии».
В частности цветовая гамма деловых костюмов весьма ограниченна. Предпочтение отдается синему и серому цветам (лидеры). Черный костюм (смягчите его полоской!) хорош, но не всегда. Будьте осторожны с коричневым. Чтобы понять, в чем тут дело, попробуем применить широко известный цветовой тест Люшера, определяющий по предпочитаемой цветовой гамме эмоциональное состояние человека.
Черный – пессимистичность, конфликтность, стресс.
Коричневый – консервативность, стабильность, несгибаемость.
Фиолетовый – депрессивность, неустойчивость и… иррациональность.
Зеленый – потребность в самоутверждении, тяга к знаниям.
Синий – спокойствие, уверенность и взаимопонимание.
Серый – нейтральный, уравновешенность.
Психологическое воздействие цвета
Согласно данным психологов, каждый цвет специфически воздействует и воспринимается. Это надо учитывать, если вы хотите добиться определенного результата.
Красный – усиливает мышечную деятельность, повышает энергетические ресурсы организма (операторам, работающим с компьютером, полезно кратковременно переключать фон дисплея на красный – это подстегивает усталый организм, восстанавливает работоспособность).
Оранжевый – увеличивает секрецию желез пищеварительного тракта.
Желтый – улучшает зрительные функции, поднимает настроение.
Зеленый – способствует расширению бронхов, усилению сердечных сокращений, обостряет слух.
Синий – уменьшает мускульное напряжение, снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует дыхание.
Фиолетовый – угнетает психику, порождает состояние неуравновешенности, тревоги.
Цвета и их символика (Шандерзон, Лансестр)
Что мог бы сказать мэтр психоанализа Фрейд о вас по вашей одежде?
Если человек гармоничен, его одежда не режет глаз окружающим. Значит, с ним все в порядке, он в ладу со своим «внутренним я», уважает прежде всего самого себя и с таким же уважением будет относиться к окружающим. Любая дисгармония в облике – признак изъянов, затаившихся комплексов, о которых человек не догадывается или не хочет признаться даже самому себе.
Тем не менее будет интересно отметить, что стремление деловых дам к таким элементам и аксессуарам, как подкладные плечи, зонт-трость и шейный платок, завязанный узлом под мужской галстук, может свидетельствовать, что «эдипов» период формирования личности прошел в пользу идентификации с отцом. Итоговое послание окружающим – «Дело и интеллект – главное в жизни».
С другой стороны, повышенная приверженность дамы к разнообразной бижутерии, оборкам на юбках, рюшкам на блузках и «завитушкам» на голове может свидетельствовать о проблемах становления личности – неуверенности, нестабильности, нереализованности женщины именно как женщины (борьба в «эдиповом» треугольнике завершилась полной победой матери, но дочка так и осталась девочкой на всю жизнь). «Я еще молода и жду любви» – вот итоговое послание окружающим.
Что касается мужского пола, то самое основное – наличие или отсутствие галстука. Это не больше и не меньше как. «мужской» символ и то, что он для вас собой представляет! Большое значение также придается предпочитаемым аксессуарам, например их форме.
Если обратить внимание на тон одежды, то у человека, обычно выбирающего розово-голубые расцветки, очевидна регрессия и инфантилизм, а упорный и внесезонный выбор черно-белой гаммы будет говорить о повышенном уровне тревожности данной личности.
Привычка застегиваться на все пуговицы говорит о том, что человек боится людей, ответственности, всегда в дурном настроении и ждет от жизни гадостей. Одежда для него – защитный панцирь. Он стремится не проявлять чувств и предпочитает вообще их не иметь. Человек, уверенный в своих силах, может позволить себе и не застегиваться. Расстегнутая пуговица на сорочке свидетельствует, что он способен принимать решения, не боится перемен, а порой и сам эти перемены организует.
Как видите, подходы психологов к одежде часто находятся в противоречии с требованиями бизнес-этикета, рекомендации которого не приемлют расстегнутых пуговиц!
Разговоры об одежде
Одно из основных правил в гражданском и деловом этикете – недозволенность давать комментарии на тему «как одеты люди».
Запомните эти требования:
♦ связывайте комплименты одежде только с деловыми качествами человека;
♦ еще лучше на работе делать комплименты людям по поводу их работы, а не по поводу одежды;
♦ не стоит расспрашивать, где покупали одежду и сколько это стоило; если спросили вас, то мягко игнорируйте вопрос или отвечайте, что не помните, и смените тему.
Особые пожелания для деловых дам в зрелом возрасте. Важно учитывать, что стоит избегать чересчур ярких, агрессивных цветов, экстремальных стилей, слишком коротких юбок, очень тонких тканей. Толстый твид, объемный мохер, шелк или атлас с блеском подчеркивают возраст, как и перламутровая помада. Сильный, «пережаренный» загар старит и разрушает элегантный образ, в то время как легкий загар создает приятную видимость здоровья.
Подружитесь со всеми пастельными оттенками, всеми видами кружев, мягким крепом и чистой шерстью. Не носите черное. Откажитесь от лакированной кожи, в том числе и от лакированных сумок. Прекрасно подходят шарфы, шали, накидки и шляпки с полями, чуть затемняющими глаза. Прекрасно освежают жемчужные ожерелья из 3–5 нитей. Цвет и размер жемчужных нитей – индивидуальны. Рукава изделий не обтягивающие, а короткие рукава летом не открывают верхнюю часть рук. Политика сдержанности и ограничения – вот пример хорошего вкуса.
И чтобы разрешить вечные споры о длине юбки (для бизнес-леди в любом возрасте!), позволю себе привести перефразированную известную французскую пословицу «Колени, как и семейное счастье, лучше не демонстрировать окружающим»!
Внимание: опасно для вашей карьеры!!!
Существуют нормы и правила, которые нужно четко соблюдать. Никогда не переходите эти границы.
Недопустимо, когда деловой человек:
• надевает галстук лишь по большим праздникам;
• ходит в кроссовках или ботинках типа «прощай, молодость»;
• не умеет пользоваться столовыми приборами;
• забывает о правилах гигиены; не следит за своей прической и растительностью на лице.
Представьте себе менеджера по продажам, одетого в свитер, старые джинсы, толстые ботинки, с часами для подводного плавания – не хватает только лыж!