Начнем?
Первая глава книги дает ответы на основные вопросы: почему нужно быть экспертом и как им все-таки стать. Но ты первым делом должен сам понять, зачем тебе это нужно. Быть экспертом, построить личный бренд – все это нельзя определять как конечную цель. Потому что ее достичь на самом деле очень легко. А все остальное время после построения бренда, до конца жизни, будет идти его укрепление. Личный бренд помогает в достижении любой цели, даже самой глобальной, и значительно ускоряет процесс ее достижения. Если ты еще не купил эту книгу, то, прочитав эту главу, поймешь, нужно тебе быть экспертом или нет. Если ты купил ее, то поздравляю тебя – обратного пути теперь нет!
Кто такой бизнес-эксперт и зачем им нужно быть?
Мир – сумасшедший дом. Известность означает всё.
В последнее время часто встречаются упоминания о бизнес-экспертах. Объяснить, кто они такие, в двух словах довольно сложно. Но представь такую ситуацию: ты идешь устраиваться на работу, заходишь в офис и видишь еще нескольких претендентов на вакантную должность. Ты уверен в себе, у тебя есть опыт и необходимые знания. И осматривая других претендентов, ты замечаешь одного человека, которого ты где-то видел, но не можешь вспомнить где. Тут открывается дверь кабинета, выходит сотрудник отдела персонала и вызывает по фамилии первого претендента, а им оказывается тот самый человек. После собеседования с ним выходит сотрудник и говорит, что собеседование закончено, всем спасибо.
Как же так! Почему они не выслушали всех? У тебя же и опыт есть необходимый, и образование, и знания!
В итоге ты приходишь домой огорченный, пытаясь понять, почему так несправедливо получилось. Открываешь Google и вводишь в поисковую строку фамилию человека, который смог заинтересовать работодателя так, чтобы потребность выслушивать других сразу отпала.
И ты неожиданно вспоминаешь, где видел этого человека: «А ведь я смотрел его ролики на YouTube и пару раз его показывали по региональному телевидению». А теперь вдобавок узнаешь, что он является автором популярных статей. Какой у него опыт работы, какое образование, уже становится не важно. Все, что ты увидел, уже характеризует его как эксперта.
Теперь разберем другой пример. Ты работаешь в очень престижной компании на должности менеджера по маркетингу. На этой же должности работает твой коллега. И неожиданно в ваш отдел заходит генеральный директор со словами, что директор по маркетингу увольняется в связи с семейными обстоятельствами, поэтому кто-то из вас двоих пойдет на повышение. Удачное стечение обстоятельств, не правда ли? И должность выше, и зарплата! Но только есть одно «но» – твой коллега каждый месяц публикует на известном портале статьи на тему маркетинга и готовится написать собственную книгу, а ты все планируешь свое продвижение, но откладываешь в долгий ящик. Как ты думаешь, кто займет должность директора по маркетингу? Ответ очевиден (если, конечно же, ты не брат брата твоего начальника).
Давай разберем еще один пример для закрепления. Ты увольняешься с работы и решаешь открыть свой собственный бизнес в сфере услуг, например тренинговое обучение или индивидуальные консультации. А почему бы и нет? У тебя есть опыт, знания, и ты можешь помочь другим людям реализовать свой потенциал или увеличить продажи в бизнесе. И вот ты размещаешь информацию о себе на сайтах, создаешь личный сайт, где указываешь, что ты такой вот профессионал, который поможет реализовать необходимые цели. И начинаешь ждать клиентов, но их почему-то нет… А у конкурента, который тоже работает в твоей нише, есть клиенты не только из вашего города, но даже из других стран. Почему так? Как клиенты о нем узнают и почему приходят именно к нему? Причин может быть довольно много, но остановимся на той, что у него есть своя книга по этой теме, выпущенная в издательстве, и поэтому люди его воспринимают как эксперта, профессионала.
20 % рынка (самые платежеспособные и не проблематичные потребители) покупают у десяти специалистов, самых лучших в своей нише. Они не хотят думать и гадать, им нужно качество и гарантия. А когда ты входишь в ТОП-10, тебе не нужно доказывать качество своих услуг. Это и так всем понятно. Если ты не входишь в список лучших, то тебе остается только одно: бегать и искать клиентов.
Нужны ли еще примеры?
Думаю, что нет, поэтому подведем итоги.
Бизнес-эксперт – это специалист, обладающий экспертизой в определенной сфере и оказывающий услуги от собственного имени. Он зарабатывает больше денег, чем его коллеги. Он известен, о нем пишут в журналах, приглашают на радио, ТВ, он получает лучших клиентов безо всяких усилий. Он не ходит по компаниям, предлагая свои услуги, компании сами записываются к нему на консультации.
Эксперт, одним словом, это востребованный профессионал.
Нравится тебе такое определение? Уверен, что да. Но есть еще одно интересное определение:
Эксперт – это человек, который знает больше, чем его целевая аудитория.
И тоже верное, так как знать все невозможно. Всегда будут люди, которые знают больше, чем ты. И это совершенно нормально. Мой товарищ из другого города рассказывал, что его мама хотела заняться репетиторством, но не решилась на этот шаг из-за того, что она «не имеет достаточных знаний». И это при 20-летнем опыте работы преподавателем! Никогда не наступит тот момент, когда ты скажешь: «Ну все, теперь я точно знаю все по своей теме и могу заявить о себе».
Прогресс не стоит на месте. Каждый месяц появляются новые книги, методики, системы. Старое вытесняется новым. Появляются новые кумиры. И этот процесс не остановить.
Так почему же не заниматься продвижением себя, одновременно шагая в ногу со временем, как это делают успешные люди? Потому давай с тобой сделаем первый шаг прямо сейчас!
Но немного
Притча
Захотел Ванька иметь личный бренд, и чтобы время не терять, пошел его создавать. Идет он, идет и видит развилку дорог, а посередине указатель: пойдешь направо – быстро бренд создашь, пойдешь налево – долго, но надолго. Не думал Ванька долго и пошел направо. И пришел он на реалити-шоу. Быстро бренд создал, да вот только не тот, который хотел.
Мораль: не ищите коротких путей, чтобы стать экспертом. Нужно прикладывать усилия и выделять время.
Говард Бехар (экс-президент Starbucks International) в книге «Дело не в кофе» говорил, что если выбирать работу из-за должности, то можно ничего не получить, кроме должности. А если любить свое дело и стремится к высшей цели, результаты будут более значительными. Можно выбрать профессию бизнес-тренера или коуча только из-за того, что везде говорят, что это престижно, модно и много денег можно заработать, но ничего из этого не получить. А можно выбрать эти профессии, исходя из своих побуждений сделать мир лучше, помогая людям, и действительно добиться этой цели.
Бехар пишет: «Чтобы стать великим, требуется много энергии, и ее необходимо правильно приложить. Тот, кого в первую очередь беспокоят должности, звания или даже самосохранение, не станет вкладывать душу в работу. Такой человек обречен трудиться над послужным списком, а не вести себя вперед. (…) С одной стороны, мы можем упустить подходящую работу из-за того, что должность не была правильно названа, с другой – согласиться занять должность, для которой не годимся (или которая не подходит нам в силу наших убеждений), только ради записи в резюме. Всегда существует соблазн адаптироваться к окружающей среде. Учитывая темп сегодняшней жизни, гибкость и способность быстро учиться, следовало бы считать благословением, но они превращаются в проклятие, когда мы начинаем слишком легко терять свои цели и свою единственную шляпу. Нам становится скучно, у нас пропадает вдохновение и интерес к делу, мы чувствуем, что выдохлись. От этого страдаем и мы сами, и наша работа, и работодатели, и вообще все вокруг. И руководители, и подчиненные должны знать: карьерист подрывает общий успех, он навязывает компании культуру, ориентированную на «я», а не на «мы».
Твой путь как эксперта уже начался. У тебя есть цель, понимание, зачем и для чего тебе это нужно. И я не хочу, чтобы ты от нее отступал под гнетом социума и укоренившихся принципов! Во всех компаниях есть клиенты, но в Starbucks клиентов нет… В Starbucks есть люди, для которых трудятся другие люди. Так и в нашем деле должны быть люди, а не клиенты.
Но нет ничего плохого в том, что вначале своего пути ты будешь думать только о том, как стать экспертом, как стать известным и востребованным. Это совершенно нормально. Главное – вовремя сменить акцент со своего «я» на людей, для которых ты становишься экспертом.
3 шага, чтобы создать продающий личный бренд
Великих людей питает труд.
Большинство людей, которые хотят стать успешными, задумываются над вопросом, как быстрее можно построить свой личный бренд, стать бизнес-экспертом и в скором времени начать получать хорошие дивиденды. Достичь такого результата на самом деле не представляет большой сложности. Тебе нужно будет сделать всего три шага. Но перед тем, как я их озвучу и дам алгоритм действий (делай раз, делай два, и получи нужный результат), мы рассмотрим основные преимущества бизнес-эксперта, чтобы дать тебе мощный толчок к действиям.
Я всегда была популярна. Правда, не все об этом знали.
Когда ты эксперт, твое имя становится более популярным и узнаваемым. К твоей личности возникает больше доверия и внимания. Ты можешь построить успешный бизнес или быстро продвинуться по карьерной лестнице. Начнешь успешно продавать свои товары или услуги, а люди будут выстраиваться в очередь, чтобы лично получить консультацию у настоящего эксперта, а это помогает открывать все нужные двери. Как только появляется статус эксперта в определенной области, важные люди и потенциальные партнеры сами проявляют инициативу знакомства. Будут предлагать совместные проекты, приглашать на конференции, форумы и брать интервью. А главное – ты увеличишь средний чек и количество клиентов.
А теперь маленький сюрприз!
Бизнес-экспертом может стать практически каждый разумный человек, и ты не исключение! Я верю в твой потенциал и знаю, что построить мощный личный бренд и стать бизнес-экспертом ты точно сможешь. Но этот успех зависит в первую очередь от тебя и твоего желания. Если ты просто изучишь эти шаги и не выполнишь упражнения, то результата не будет. Поэтому лить воду больше не буду – перейдем к самому главному.
1. Получить понимание, кто такой бизнес-эксперт и зачем им быть
2. Создать свой бренд и определиться с тем, для чего он нужен
3. Сформировать прочный фундамент успеха (миссия + цель)
4. Получить все необходимые знания и навыки для быстрого старта
5. Избавиться от всех барьеров, которые могут возникнуть на пути
6. Сформировать свой имидж и стиль
7. Стать высокоэффективным человеком с помощью методики личной эффективности О.К.О.
1. Определить свою нишу. Изучить все книги, которые ты сможешь найти по этой теме
2. Определить целевую аудиторию
3. Составить портрет идеального клиента
4. Составить персональное УТП
5. Поставить цель и составить план развития
6. Поставить финансовую цель
7. Создать собственные программы и услуги
1. Создать личный сайт/блог
2. Оформить страницы в социальных сетях
3. Создать канал на YouTube
4. Начать писать статьи
5. Начать писать книгу
6. Добавить информацию о себе в интернете (цитаты, отзывы)
7. Начать проводить офлайн- и онлайн-события
Действия этих шагов можно расширить, но на данном этапе остановимся на таком алгоритме, поскольку каждые действия нужно рассматривать в отдельном аспекте. И для каждого действия есть свой эффективный алгоритм. С этими алгоритмами ты познакомишься при дальнейшем чтении в соответствующих главах. А пока сделаем акцент на первом шаге.
Как и сколько зарабатывают бизнес-эксперты?
Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету.
Эксперты зарабатывают семью основными способами:
1. Коучинг. Коуч – это личный тренер по достижению целей. Он поддерживает клиента, помогает создать план действий и дает хороший пинок.
• Профессию коуча выбирают люди, которые любят развитие и не представляют свою жизнь без него. Добившись хороших результатов в своей нише, они помогают другим достичь того же.
• Если говорить проще, то коуч – это человек, который задает вопросы и не дает советы. Вместо советов он пытается вытянуть из человека посредством вопросов нужные ответы.
• Но мое мнение заключается в том, что коучинг не так эффективен без определенных знаний коуча. Например, если мне вдруг понадобится коуч-сессия для того, чтобы достичь какой-нибудь финансовой цели, то я бы выбирал коуча, у которого есть знания и опыт в достижении этой цели. От которого я могу услышать не только вопросы, но и ответы на мои вопросы.
• Коучинг и консалтинг должны быть объединены. В отдельности они не так эффективны.
2. Консалтинг. Консалтинг – это деятельность по консультированию руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов. Цель консалтинга – помочь системе управления в достижении заявленных целей.
• Направления консалтинга могут быть различными:
– Бизнес-консалтинг (консультация и помощь в бизнес-сфере)
– Инвестиционный консалтинг (решение проблем с использованием активов и привлечение сторонних инвестиций)
– Кадровый консалтинг (подбор квалифицированных лиц, формирование команды, внедрение системы обучения)
– Консалтинг в области образования (изучение, оценка и решение вопросов)
– Юридический консалтинг (помощь в решении юридических вопросов)
3. Тренинги (мастер-классы, публичные выступления, курсы, семинары). Тренинг – это технология активного обучения, направленная на формирование или развитие у человека определенного навыка. Спецификой тренинга является использование социального обучения – когда в группе люди обучаются эффективнее за счет обмена опытом, соревнования и эмоциональной поддержки.
• Тренинги бывают:
– Навыковые (тренировка конкретного навыка)
– Психотерапевтические (решение психологических проблем)
– Социально-психологические (формирование межличностных отношений, адаптация человека в обществе и т. п.)
– Бизнесовые (улучшение знаний, умений и навыков у людей, которые занимаются бизнесом)
– Смешанные
4. Онлайн-обучение (вебинары, обучающие курсы, семинары). Вебинары используются для проведения семинаров, курсов повышения квалификации и прочих обучающих мероприятий в режиме реального времени через интернет. Преимущества вебинаров перед живым выступлением заключаются в:
• существенной экономии времени и средств
• интерактивном участии
• отсутствии границ и расстояний
5. Книги и статьи. Книги, как принято сейчас говорить, для эксперта является пассивным источником дохода, который приводит клиентов. Можно писать статьи и книги как для собственного продвижения, так и на заказ для других экспертов.
6. Общественная деятельность. Общественная деятельность подразумевает под собой работу в общественных организациях (политических, благотворительных, профессиональной направленности, по вопросам семьи и детей, физкультурно-спортивные, молодежные).
7. Работа в компании. Эксперты в компаниях зарабатывают больше и быстрее продвигаются по карьерной лестнице. Если не хочешь брать на себя большую ответственность, имея свой бизнес, или не хочешь уходить из любимой организации, то этот вариант заработка будет самым оптимальным.
Способов заработка на самом деле больше, чем семь, но это не так важно. Важнее, как ни крути, сколько в среднем зарабатывают бизнес-эксперты:
• Личный коучинг – от $2000
• Консультация – от $5000
• Онлайн-тренинг – от $30 000
• Живой тренинг – от $15 000
А гонорары самых известных тренеров в СНГ составляют от $10 000 в день!
Кстати, сколько стоит личный коучинг Энтони Робинса?
Каждый человек для своей собаки – Наполеон. Отсюда популярность собак.
У тебя есть два пути: либо ты сам становишься бизнес-экспертом и продаешь свои знания, либо становишься бизнес-продюсером и занимаешься продвижением других экспертов.
В этой книге есть все необходимые знания для того, чтобы помочь другим людям стать экспертами. Если ты выберешь этот путь, то потрать время на то, чтобы создать свой бренд и стать экспертом. Без громкого имени доверия к тебе не будет. Представь ситуацию: ты выходишь из парадной, тянешься руками к солнцу, немного жмурясь, и тут к тебе подходит сосед со словами: «Хочешь, я сделаю тебя известным?» А ты ему отвечаешь, что если он обладает такими способностями, то почему до сих пор работает токарем и каждую неделю уходит в запой? То-то же!
Бизнес-продюсирование экспертов начинается с создания интернет-портала, на котором будет происходить их продвижение. Можно пойти другим путем – стать партнером какого-нибудь ресурса, на котором публикуется познавательный контент, и продвигать экспертов через него. Но первый вариант более выигрышный, так как ты будешь иметь полный контроль над порталом, рекламой, экспертами и публикуемым контентом.
Портал может выступать в качестве образовательного проекта или профессиональной ассоциации (академии, сообщества). У меня была идея создания Академии высокоэффективных людей, которая:
• обеспечивает свободное общение
• организовывает образовательные мероприятия
• организовывает совместные выездные семинары
• помогает в монетизации и повышении качества услуг
Для экспертов будут следующие преимущества:
• Стратегические коуч-сессии раз в месяц
• Прохождение бесплатно тренингов других экспертов и руководителей академии
• Выпуск электронной книги
• Запуск и упаковка продуктов для продажи
• Участие в закрытом форуме
• Публикация статей
• Размещение обучающих видеороликов
У каждого эксперта будет персональная страница:
• Фотография
• Имя, фамилия
• Описание (продающая история)
• Ближайшие мероприятия
• Кнопка «Получи бесплатную консультацию»
• Подписаться на новые материалы
• Достижения
• Статьи
• Дополнительные материалы эксперта
Этот проект, как я планировал, развивался бы на ежемесячных или ежегодных взносах экспертов. Главная цель – помощь в реализации потенциала каждого эксперта.
Абрахам Маслоу в книге «Мотивация и личность» писал: «Я уверен, что значительное и резкое увеличение количества групп социально-психологического тренинга, групп развития личности, сообществ, объединенных различными целями, возможно, отчасти мотивировано этой неутоленной жаждой контакта, близости и принадлежности. Такие социальные феномены могут быть результатом стремления справиться с растущими ощущениями отчуждения, холодности и одиночества, которые усугубляются растущей мобильностью, разрушением традиционных форм общности людей, разрушением семей, проблемой отцов и детей и устойчивым характером урбанизации».
И как ты понимаешь, мобильность растет, благодаря интернету границы стираются, традиции забываются и прочее, и прочее. Поэтому люди будут нуждаться в таких группах все больше и больше.
Все очень просто. Я стараюсь писать наиболее полезные, интересные и богатые на идеи книги. Поэтому ради этой книги я пожертвовал реализацией проекта. И если ты захочешь воплотить его в жизнь, то учти, что эту книгу прочитают кроме тебя еще тысячи людей. Но я хочу, чтобы этот проект, если он тебе интересен, смог реализовать именно ты! Когда ты это сделаешь, я буду ждать от тебя приглашения.
Существует другой вариант продюсирования. Ты находишь нужного тебе человека и, оставаясь в тени, начинаешь его самостоятельно обучать и продвигать. Если тебе кажется, что ты не сможешь достичь результата, то на начальном этапе делай это бесплатно. Ты наберешься опыта и обретешь уверенность в своих силах.
Если люди собрались в одном помещении в одно время по одному и тому же поводу, значит, что-то их объединяет. Просто найдите это.
Рецензенты, которым посчастливилось прочитать первую версию книги, дали мне хорошую обратную связь, при этом задав дополнительные вопросы. Вместо того чтобы каждому вопросу посвящать отдельную главу, я отвечу на все предельно кратко и без воды.
Не слишком ли мне рано (поздно) становиться экспертом?
Нет, никогда не рано и никогда не поздно. Если рано начнешь и покажешь результаты, то возраст будет преимуществом. Если поздно начнешь, то благодаря возрасту к тебе будут относиться более уважительно, с доверием.
Стоит ли платить людям, которые занимаются продвижением, чтобы они раскрутили мой бренд?
На начальном этапе лучше этого не делать. Специалисты по продвижению бренда могут помочь связями. Наверное, это единственное, за чем стоит к ним обращаться. Начни самостоятельно двигаться к цели и только потом, если действительно тебе это будет нужно, заказывай услуги профессионала. Но я скажу так: ты сам сможешь всего добиться. В этой книге есть алгоритм, просто следуй ему, выполняй задания, и результат будет. Может быть, не суперрезультат, но он будет в любом случае.
Обязательно ли мне быть привязанным к определенному роду деятельности, профессии?
Скорее да, чем нет. Бренд без рода деятельности – ненужный бренд, бесполезный бренд. В испанском языке, когда кто-то хочет узнать, чем занимается другой человек, кем работает, то спрашивает: «Que eres?», что в переводе означает «что ты?» Твоя сфера деятельности и определяет тебя, кем ты есть на самом деле.
Но немного отойду от вопроса и добавлю, что нужно быть профессионалом в одной сфере и при этом развиваться во всех остальных. Нельзя думать, что если ты продажник, то должен заниматься только продажами. Наиболее продуктивные продажники – те, кто помимо продаж знают и другие сферы. Если ты в какой-нибудь книге встретишь что-то в роде: «Будь профессионалом в одной сфере, а о других даже не думай, они тебе не нужны», то знай – тебе врут для того, чтобы ты не смог обогнать автора книги. Позиционируй себя как профессионала в одной сфере, но развивайся во всех возможных. Чем в большем количестве областей ты разбираешься, тем быстрее двигаешься к цели и меньше денег тратишь.
Игорь Манн в книге «Номер 1» писал, что скептически относится к фразам в мотивирующих книгах, что можно добиться всего с нуля. Что ты думаешь об этом?
Когда я начинал свой путь, у меня ничего не было, кроме мотивирующих книг. Если бы они мне не подарили надежду, то я бы не стал двигаться вперед. И я хороший пример тому, что мотивирующие возгласы все-таки работают. Но одной мотивации мало, нужны действия.
Как быть, если мне не повезло с лицом?
Не переживай, красивым или некрасивым человек может быть только в сравнении. Ты такой, какой ты есть, я такой, какой я есть. У каждого человека уникальные черты лица, и идеальными для всех они быть не могут. Красота, которую мы видим в журналах, на подиумах, по телевизоре, в интернете, слишком стандартизирована. Ты наверняка замечал, что эти люди чем-то похожи друг на друга. И встает вопрос: как им выделяться? Запоминаются те, кто не похож на остальных. Я тоже раньше комплексовал по поводу внешности, но потом, каждый раз проходя мимо зеркала, стал себе говорить, щелкая пальцами: «Красавчик!» Теперь все нормально. Делай так же, и ты себя полюбишь.
Как быть, если я живу в маленьком провинциальном городе?
В мотивационном многосерийном фильме «Москва – Питер. В поисках счастья» в третьей серии Сергей Жуков говорит, что практически все звезды, артисты, певцы и другие выдающиеся люди, которых мы знаем, приезжали из маленьких городов, так как у них мотивация добиться успеха намного выше, чем у тех, кто родился и живет в больших городах. Все в твоих руках!
Без команды тяжело двигаться. Как мне ее создать?
В истории психологии есть интересный эксперимент «Эффект Рингельмана», который впервые был описал М. Рингельманом, французским профессором сельскохозяйственной инженерии, в 1913 году. Эффект Рингельмана – явление сокращения продуктивности индивидуумов по мере возрастания группы, в которой те функционируют.
Рингельман провел ряд экспериментов с подниманием тяжестей и перетягиванием каната, в которых фиксировал максимальные достижения отдельных участников, а также команд разной численности, из них состоящих. Эксперименты показали, что достижения, построенные на индивидуальных усилиях участников, превосходят аналогичные, в которых те функционируют сообща. Согласно Рингельману, это объясняется потерей индивидуальной мотивации и необходимостью в координации между членами группы. Результаты экспериментов были подтверждены дальнейшими исследованиями во второй половине XX века.
Если ты до сих пор один, то тебе повезло. Считай это преимуществом перед командами экспертов.
Каждый ли может стать бизнес-экспертом?
Если постараться, то да. Но все же не каждый сможет добиться превосходных результатов. Не всем суждено быть красивыми, успешными и богатыми. Стремиться к этому надо, но при этом оставаться гармоничным человеком. Если ты действительно несешь пользу, то результаты будут превосходными. Если просто хочешь заработать на компилированных знаниях, то… В общем, я не твой отец, делай то, что считаешь нужным.
Есть ли быстрый способ стать экспертом?
В природе есть все! Быстро вырасти до профессионального и широко известного эксперта можно только в том случае, если есть сильные конкуренты и слабые. Сильных ты будешь догонять и обгонять, прикладывая для этого силы. А слабые нужны для того, чтобы, потеряв мотивацию, посмотреть на них, понять, что они слабее, улыбнуться и двигаться дальше. Но можно быть суперпрофессионалом и оставаться в тени. Поэтому тебе нужно сделать так, чтобы о тебе узнали и начали говорить.
Где найти полезные связи?
Сложный вопрос. Со временем они появятся сами. Самое главное – постоянно знакомиться с новыми людьми и посещать профессиональные мероприятия. Можно, конечно же, двигаться без связей, но все же они играют значительную роль в продвижении. Я раньше сильно ждал их появления, надеялся, что мне кто-нибудь поможет, но никому это было не нужно. А когда я добился приличных результатов, связи стали появляться сами, а вместе с ними выгодные предложения.
Стоит ли себя самому назвать экспертом?
Да, пока сам себя не назовешь, никто не назовет.
Не эгоистично ли это?
Не, нормально.
Почему ты в книге не рассказываешь про рассылки и e-mail-маркетинг?
Я в этой теме очень слаб, а учить тому, чего сам не знаю, считаю глупым занятием. Лучше прочитай специализированную литературу по этой теме. Но скажу тебе по секрету, email-маркетинг теряет свое влияние и доверие, как и видеореклама. Всем надоели эти рассылки-спамы. Люди научились не обращать внимания на рекламу, которая появляется в социальных сетях, играх, видео. Хочешь посмотреть фильм, находишь его в интернете, включаешь, и тут-те на – реклама. Будет ли эффективная эта реклама? Ничуть! Она только вызовет негативные эмоции, а вместе с ними негативное отношение к рекламируемому товару.
Продвигать себя лучше на федеральном уровне или региональном?
И там, и там. Я начинал с федерального уровня и только потом стал светиться на региональном. Было интересно наблюдать, когда в Москве, непонятно как, меня узнавали, а в родном городе было трудно привлечь людей на выступление.
Лучше выпускать свою книгу через издательство или самостоятельно?
Если есть своя большая аудитория и не хочется делить прибыль с издательством, то тогда логичнее будет самостоятельно вложиться в печать книги. Но пиар будет не такой сильный, как в том случае, если бы книга вышла в издательстве. И придется самостоятельно решать вопросы, связанные с подготовкой, печатью и продажей книг. Я предпочитаю работать совместно с издательством. У меня свои идеи, у них свои, и каждый из нас заинтересован в том, чтобы выпустить качественную книгу. Я не считаю себя единственным автором книги и вместо «моя книга» предпочитаю говорить «наша книга». Это совместный труд, от которого я получаю удовольствие.
Тяжело ли выстроить свою репутацию?
Выстраивание репутации есть нескончаемый путь. Сделать так, чтобы тебе доверяли, очень сложно. А вот потерять репутацию можно очень легко. Бойся ее потерять!
Как я пойму, что добился успеха?
Никак. Человеку всегда чего-то не хватает, даже если у него есть все. Ему всегда всего мало. Успех – это то, что видят другие в тебе, кроме тебя самого.
Подскажи, каким экспертом мне лучше быть? Кто сейчас востребован?
Ох…
Самые частые вопросы, которые задают себе люди, заключается в поиске себя: «Чем мне заниматься в жизни? Как найти свой путь? В чем мое предназначение? Кем мне быть?» Этими вопросами задается не только молодежь, но и совершенно взрослые, состоявшиеся люди. Их задают себе как женщины, так и мужчины. И на самом деле найти ответы довольно просто. Существует множество методик, которые помогают определить свой путь. Психологи советуют отвлечься от этих вопросов, переключившись на какое-либо дело, хобби или заняться чем-то новым.
Читая этот вопрос, я вспомнил, как на одном из форумов участники завели беседу на тему того, как понять, кем быть, кем работать и чем заниматься в жизни. У всех людей была одна и та же проблема: «Не могу себя найти, хочу поговорить с кем-нибудь, чтобы дали совет либо направили в правильное русло. Я в тупике». И все как один не хотели решать эту проблему! Все хотели, чтобы им дали совет, направили и дали пинка: «Ты должен заниматься вот этим…»
Я не буду тебе давать советов, хоть и понимаю, что если бы сказал: «Ты должен быть экспертом в области продаж или маркетинга», то ты бы с облегчением выдохнул: «Точно, это мое призвание, я думал об этом, но не решался в этом себе признаться!» Вместо этого я предложу тебе ответить самостоятельно на следующие вопросы:
• Какие ценности в твоей жизни являются приоритетными?
• Достижение каких целей важно для тебя на данный момент?
• Чем ты любишь заниматься?
• Чем ты любил заниматься раньше?
• Что бы ты хотел успеть сделать, если бы узнал, что тебе осталось жить полгода?
• На реализацию какой мечты ты бы пошел, если бы на сто процентов был уверен в успехе?
• Чем бы ты стал заниматься, если бы на твоем счету был бы миллиард долларов?
Если ли какие-то причины/факторы, из-за которых многие сдаются в самом начале пути?
Существует множество причин, но я хочу обратить твое внимание только на одну – заимствованную модель поведения родителей. Очень хорошо, если кто-то из твоих родителей занимается бизнесом, но, как правило, в большинстве случаев люди являются наемными работниками. Воспитываясь в такой семье, мы копируем модель «как нужно работать, как зарабатывать и как жить». Но как жить по-другому, мы не знаем. Поэтому отход от привычной модели связан с большим количеством стресса, пока полностью не будет освоена новая модель. Будет непривычно, дискомфортно, захочется сдаться, все бросить и вернуться к устоявшейся жизни.
У меня тоже был такой переходный период. Я думал: «Зачем мне все это надо?» У меня ничего не получалось, и я был близок к тому, чтобы плюнуть на все и начать искать обычную работу. Но поскольку к тому моменту у меня уже были хорошие результаты и некоторая доля известности, мои запросы были немного выше. И когда мне нужно было идти на собеседование, я спросил себя: «Чего я хочу на самом деле?» И сам себе ответил: «Я хочу заниматься любимым делом, от которого буду получать удовольствие. Так какого черта я отступаю от этой цели?»
Как избавиться от лени?
Лень возникает, когда фокус внимания направлен либо на множество задач/дел, либо на что-то ненужное. Лень заниматься спортом? Начни думать только о спорте: читать книги, смотреть фильмы, скачивать приложения, ходить в фитнес-клуб. Начав думать только о спорте, ты начнешь им заниматься. Начав заниматься, со временем начнешь получать удовольствие, и остановиться будет трудно. Лень пройдет, но появится лень в других делах. Все дело во внимании.
Нужно ли быть честным по жизни?
Я не смогу точно сказать, да или нет, но посоветую посмотреть фильм 1969 года «Серафино», где главную роль исполнил известный итальянский актер и певец Адриано Челентано. В нем ты найдешь ответ на свой вопрос.
Я считаю, что быть экспертом – это своего рода игра «Я – Бог», который только и думает, как всех превзойти, как над всеми доминировать. Нужно быть нормальным человеком!!!
Отчасти ты правильно считаешь, и называется это властолюбием. Отрицая такое проявление характера, ты мне подсказываешь, что для тебя наиболее свойственно противоположенное проявление – покорность. Покорные люди чувствуют себя комфортно только в том случае, когда выполняют приказ. Им нужны правила и законы, установленные другими людьми. Догадайся, какими? Я не отношусь плохо к властолюбивой роли в жизни и могу с уверенностью сказать, что она очень хорошо помогает в продвижении, как в деловой, так и в общественной сфере. Альфред Адлер писал:
Властолюбивая роль может оказаться в некоторой степени полезной, если она не сопровождается чрезмерной агрессией и враждебностью. Люди, выступающие в этой роли, добиваются таких мест, на которых требуются командиры и управляющие. В смутные времена, например в эпоху революций, подобные характеры выходят на авансцену – и вполне понятно почему: они имеют нужную манеру держаться, соответствующие социальные установки и желания, а также, как правило, необходимую подготовку для того, чтобы взять на себя роль вождя
Властолюбие – это не отклонение от нормы, как и покорность. Но тебя я могу утешить тем, что наша жизнь связана с неким напряжением и потребностью постоянно доказывать всем, что мы номер 1. И по секрету скажу, что никто из нас не будет мириться с тем, что он номер 2 или номер 3. Кто номер 2 в маркетинге, продажах, переговорах? Кто номер 2 в системном развитии личности, бизнеса? Никому из нас не нравится входить в ТОП-10 лучших экспертов, если не занимать первую позицию в этом списке. Если ты услышишь, что кто-то из публичных людей говорит, что он не хочет быть лучше других, сильнее, умнее, не хочет быть первым, то знай: это полная чушь! Только номер 1!
И, кстати, мы боимся смерти больше, чем вы, так как нам есть что терять – статус.
Вот такая у нас постоянная битва. И порой совершенно ненужная и глупая, если смотреть со стороны.
Жизнь – это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.
Конец ознакомительного фрагмента.