Вы здесь

Бизнес-план на практике. Глава 2.. Составление бизнес-плана (Д. А. Рябых, 2008)

Глава 2.

Составление бизнес-плана

Изучение представленного в первой главе книги материала помогло вам узнать, что представляет собой типовой современный бизнес-план и каковы его основные компоненты. В данной главе будет рассказано, с чего начинается и из каких этапов состоит процесс написания бизнес-плана. Для практического представления основных моментов к книге прилагается компакт-диск с готовыми бизнес-планами.

Последовательность работы над бизнес-планом

В настоящее время ни в России, ни за рубежом не существует универсальной последовательности составления бизнес-плана, так как многое зависит от специфики конкретного проекта (вид деятельности предприятия, его географическое расположение, опыт работы на рынке, обеспеченность производственными мощностями, ассортимент выпускаемой продукции, особенности налогообложения и др.).

Тем не менее основные этапы составления бизнес-плана выделить можно.

При формировании структуры документа нужно исходить из того, что имеет наибольшее значение для обоснования инвестиционной привлекательности проекта. Для этого следует конкретно обозначить поставленные цели, а также выяснить, что представляет собой потенциальный инвестор (деловой партнер) и что бы он хотел знать о предлагаемом проекте и предприятии, его инициирующем. Затем следует определить, совпадает ли это с представлением компании – инициатора проекта о том, что важно знать потенциальному инвестору о проекте; если нет – в чем именно заключаются расхождения и насколько они принципиальны.

Например, если компания по итогам первого года работы (реализации предлагаемого проекта) предполагает выйти на уровень рентабельности производства 12–14 %, а инвестора интересуют проекты с рентабельностью не менее 15–17 % за аналогичный период, то «к общему знаменателю» прийти возможно. Однако если в качестве главного результата первого года работы предприятие рассматривает стабильность и непрерывность производства, надежность поставок и сбыта и т. п., то есть устойчивость, а рентабельность на данном этапе его устроит нулевая (выход на положительный уровень рентабельности предполагается со второго года работы), то подобное расхождение во взглядах критично.

Здесь же необходимо определить, на какие сферы и направления деятельности предприятия желательно обратить особое внимание потенциального инвестора (делового партнера), а о чем предпочтительно не распространяться.

Например, основным направлением деятельности предприятия является производство мебели; кроме этого, предприятие занимается оказанием услуг по перевозке грузов, а также оптовой торговлей стройматериалами. О дополнительных видах деятельности в бизнес-плане можно только упомянуть, если они не оказывают серьезного влияния на финансовое состояние компании, если они играют значимую роль в работе предприятия, то следует рассказать о них подробнее – это послужит дополнительным подтверждением финансового благополучия компании.

Далее можно переходить к следующему этапу составления бизнес-плана.

Сначала составляется предварительная структура (схема): нужно набросать шаблон («скелет») предлагаемого проекта с учетом имеющихся требований. Обычно в начале документа делается оглавление, в соответствии с которым формируется структура разделов и подразделов. Уровень детализации схемы бизнес-плана зависит от его специфики и желания составителя. Однако следует отметить, что чем более подробно будет составлен «скелет», тем проще впоследствии будет процесс написания документа.

На рис. 2.1 показан фрагмент предварительной структуры бизнес-плана супермаркета «Ваш магазин», который находится на прилагаемом к книге компакт-диске.

После составления предварительную схему рекомендуется проверить. Принимая во внимание вероятное мнение потенциального инвестора (делового партнера), а также руководствуясь собственными целями и задачами, следует определить, о чем следует рассказать подробнее, а о чем – кратко. Любые дополнительные сведения рекомендуется вынести в приложения; часть информации можно вообще опустить, а по требованию представить отдельно.


Рис. 2.1. Фрагмент структуры бизнес-плана супермаркета «Ваш магазин»


Следующим этапом составления бизнес-плана является проведение маркетинговых исследований и сбор исходных данных. Более подробно подобные процессы рассматриваются далее в соответствующем разделе этой главы. Собранные данные впоследствии будут использованы для выработки стратегии и основных предположений, которые планируется включить в бизнес-план.

Параллельно со сбором исходных данных можно приступать к написанию некоторых разделов бизнес-плана, выполнению расчетов и составлению первых финансовых отчетов. Большинство из них на данном этапе будут черновыми вариантами, однако с их помощью можно быстро определить направления и перспективы деятельности, оправданные с финансовой точки зрения.

На следующем этапе пишутся оставшиеся разделы бизнес-плана, и составляется резюме. Резюме бизнес-плана расположено в его начале, это первый раздел, с которым будет знакомиться потенциальный инвестор (деловой партнер), однако составляется резюме в последнюю очередь, поскольку представленная в нем информация базируется на данных других разделов бизнес-плана.

На заключительном этапе следует отобрать тот материал, который будет включен в чистовой вариант бизнес-плана, а также соответствующим образом оформить документ в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями (подробно они были описаны в разделе «Требования, предъявляемые к бизнес-плану» главы 1).

Конец ознакомительного фрагмента.