Глава 1.
Азбука бизнес-планирования
Что представляет собой типовой бизнес-план, какова его экономическая сущность, из каких основных компонентов он состоит? Об этом, а также о многом другом рассказывается в данной главе.
Требования, предъявляемые к бизнес-плану
Экономическая сущность каждого бизнес-плана заключается в том, чтобы ознакомить потенциального инвестора, делового партнера и т. п. с сутью предлагаемого проекта и заинтересовать им его, поэтому бизнес-план должен содержать ключевые элементы, на которых будет базироваться представленная информация.
Первым таким элементом является краткое описание. В нем излагаются цели и миссия компании, ее положение на рынке, содержится информация об инициаторах проекта, а также о сути и перспективах предлагаемой идеи.
С помощью нового проекта предполагается решить существующие проблемы, например поставку товаров туда, где наблюдается их недостаток, построение здания там, где оно необходимо, конструирование и создание нужного потребителям агрегата или устройства и т. п. Описание существующей проблемы, а также способов ее решения в настоящее время является одним из ключевых элементов любого бизнес-плана. Именно с него начинается обоснование необходимости, полезности, а главное – актуальности предлагаемого проекта.
Следующий ключевой элемент бизнес-плана – описание предлагаемого пути (путей) решения имеющейся проблемы, то есть каким образом вы предлагаете удовлетворить запросы потребителя, желательно – с демонстрацией конкретных примеров.
Каждый бизнес-план должен включать в себя описание потенциального потребителя предлагаемых товаров (работ, услуг), а также четкую характеристику рыночного сегмента. В нем должны быть представлены тенденции настоящего времени, которые делают возможной немедленную реализацию предлагаемых решений.
Особое внимание в бизнес-плане уделяется анализу конкурентов, перечисляются их сильные стороны, а также собственные конкурентные преимущества.
Важным моментом является подробное описание главного объекта предлагаемого проекта (товара, работы, услуги и т. п.). Необходимо рассмотреть его вид, функциональность, отличительные особенности, а также перспективы дальнейшего развития.
Фундаментальное значение имеет грамотное представление бизнес-модели предлагаемого проекта. Особое внимание уделяется следующим аспектам: источникам предполагаемого дохода, принципам ценообразования, направлениям дистрибуции и каналам продаж, а также группам потенциальных потребителей.
В каждом бизнес-плане необходимо уделить внимание представлению основателей и руководителей компании, выступающей инициатором и реализатором предлагаемого проекта. Не имеет смысла подробно расписывать путь «от рядового токаря до директора завода», пройденный руководителем компании; следует упомянуть об основных достижениях (докторской или кандидатской диссертации, собственных книгах или публикациях, программных разработках и т. п.).
Реализация любого проекта всегда подразумевает определенную степень риска, поэтому одним из ключевых элементов бизнес-плана является описание и оценка возможных рисков.
Еще один важный элемент – финансовая часть. Необходимо проанализировать финансовое состояние предприятия (рассматриваются основные формы отчетности: отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс предприятия, отчет о движении денежных средств), а также привести финансовый план. Здесь же формируется предложение для потенциальных инвесторов и деловых партнеров.
Перечисленные ключевые элементы объединены в структуре бизнес-плана, с которой вы ознакомитесь далее в соответствующем разделе.
Любой бизнес-план, вне зависимости от конкретного проекта, его отраслевой направленности или иных факторов, должен отвечать стандартным требованиям, о которых также будет рассказано далее.
Одним из важнейших условий бизнес-плана является полнота представления информации. Это означает, что он должен содержать все данные, которые могут быть необходимы потенциальному инвестору или деловому партнеру для принятия решения.
Однако важно, чтобы информация была не только полной, но и полезной: не следует включать в бизнес-план то, что не повлияет на принятие потенциальным инвестором (деловым партнером) положительного решения. Например, данные о среднесписочной численности работников предприятия-инициатора проекта могут быть полезными и интересными, а вот подробное описание социальной структуры персонала (сколько работает мужчин и женщин, сколько работников имеют высшее или среднее образование, у скольких стаж работы превышает пять лет и т. п.) может оказаться лишним. Еще один пример: если реализация проекта подразумевает наличие у предприятия лицензий на определенные виды деятельности, то перечень этих лицензий с указанием сроков действия каждой из них необходимо включить в бизнес-план; подробно же рассматривать законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятия, не рекомендуется: достаточно кратко перечислить подобные документы с указанием даты, номера и названия органа, их издавшего.
Каждый бизнес-план должен охватывать период времени, достаточный для завершения предлагаемого проекта или выхода на запланированный уровень производства, реализации, строительства и др.: никого не заинтересует проект, не представленный в бизнес-плане полностью – от начала до получения конкретного результата.
Важнейшей чертой любого бизнес-плана является реальность и достоверность его реализации. Все выводы и предложения, содержащиеся в нем, должны опираться на доказательства, подкрепленные конкретными фактами и примерами. Должна также прослеживаться аналогия между представленными в бизнес-плане данными и текущим состоянием дел либо сложившейся рыночной тенденцией. Все значительные расхождения следует прокомментировать с приведением конкретных аргументов; в противном случае бизнес-план будет выглядеть авантюрным и вызовет отрицательную реакцию у потенциального инвестора (делового партнера). В частности, если в течение последних нескольких лет ежегодный прирост прибыли компании составлял 5 %, а согласно прогнозным показателям бизнес-плана по завершении проекта он составит 20 %, следует подробно объяснить, за счет чего именно произойдет такое существенное увеличение. Например, внедрение новой технологии (необходимость финансирования которой аргументируется в представленном бизнес-плане) приведет к экономии рабочей силы на 8 %, энергозатрат – на 3 %, а сырья – на 2 %, в то же время объем реализации продукции увеличится на 15 % за счет улучшения ее потребительских свойств. Все цифры должны подтверждаться соответствующими расчетами, желательно представленными динамически, то есть в сравнении с прошлыми периодами.
Отсюда вытекает еще одно требование, предъявляемое к бизнес-плану: он должен быть объективным, без преувеличений. Опытный инвестор даже после краткого знакомства с предлагаемым планом поймет, реален он или нет, и в последнем случае потеряет интерес не только к данному проекту, но и к компании как потенциальному партнеру. Необъективность и недостоверность представленной информации может отрицательно сказаться на деловой репутации предприятия-инициатора проекта.
Все характерные особенности, присущие данному проекту, необходимо тщательно проанализировать и детально рассмотреть. Например, важно грамотно оценить точку безубыточности, если предполагаемый спрос на продукцию будет носить сезонный характер. Если же реализация проекта подразумевает существенную модернизацию производства и, как следствие, сокращение работников, то в бизнес-плане необходимо уделить внимание возникающим в связи с этим социальным вопросам.
Любой план должен быть комплексным, то есть включать в себя систему взаимосвязанных и согласованных мер в различных областях и направлениях деятельности субъекта хозяйствования. Кроме того, бизнес-план должен представлять возможности и направления его дальнейшего развития, то есть быть перспективным.
Невозможно все предусмотреть заранее: текущие обстоятельства так или иначе вносят коррективы в созданные ранее планы, поэтому бизнес-план не должен быть набором законсервированных мероприятий. Напротив, он обязан предусматривать при необходимости возможность изменений в процессе его реализации, то есть быть гибким. Разумеется, эта гибкость должна иметь разумные рамки, в противном случае бизнес-план вообще не имеет смысла.
Бизнес-план должен также быть надежным и достоверным инструментом контроля, то есть с помощью системы конкретных показателей позволять отслеживать соблюдение сроков выполнения работ, объемов производства (строительства), поставок и реализации, а также соответствие фактических показателей плановым данным.
Одно из существенных требований, предъявляемых к бизнес-плану, – он должен быть написан доступным языком с использованием принятой терминологии и четких, недвусмысленных формулировок: потенциальный партнер вряд ли будет разбираться в неконкретных определениях и изучать малопонятные показатели.
Еще одно важное требование, которое соблюдается далеко не всегда, – это компактность. Оптимальный объем стандартного бизнес-плана – не более 30 печатных листов формата А4: всю необходимую информацию вполне возможно вместить в такой объем. Потенциальный инвестор (деловой партнер), увидев толстую папку бумаг, может сразу потерять интерес к проекту, возможно, перспективному и взаимовыгодному.
Не следует забывать о требованиях, предъявляемых к оформлению бизнес-плана. Содержащаяся в нем информация должна быть представлена удобно и понятно, чтобы читатель мог легко ориентироваться в ней. Для этого каждый раздел бизнес-плана, кроме разделов «Введение» и «Резюме» (более подробно типовая структура разделов стандартного бизнес-плана рассматривается далее), должен иметь соответствующие выводы в конце или перечень основных положений в начале. Благодаря такому подходу потенциальный инвестор (деловой партнер) сможет быстро получить полное представление о проекте, ознакомившись с выводами каждого раздела.
Все разделы бизнес-плана, а также включенные в него другие объекты (таблицы, иллюстрации, графики и т. п.) должны быть пронумерованы. Желательно сделать это в «связанном» виде (например, в разделе 1 рисунки имеют нумерацию рис. 1.1, рис. 1.2 и т. д., а таблицы – табл. 1.1, табл. 1.2 и т. д.).
Основной текст бизнес-плана должен содержать только информацию, относящуюся к сути проекта. Все объемные элементы документа (формы бухгалтерской и финансовой отчетности, результаты исследований и т. п.) должны быть оформлены в виде приложений и расположены в конце документа.
В общих чертах вы ознакомились с ключевыми моментами, которые должны быть освещены в бизнес-плане, и требованиями, предъявляемыми к нему. Можно переходить к рассмотрению типовой структуры стандартного бизнес-плана.
Типовая структура бизнес-плана
В общем случае типовая структура бизнес-плана – это порядок представления содержащейся в нем информации, например вначале следует резюме бизнес-плана, затем – представление компании-инициатора проекта, после этого – описание предлагаемого товара (работы, услуги) и т. д. Соблюдение порядка представления информации необходимо, чтобы потенциальный инвестор (деловой партнер) быстро и правильно понял суть предлагаемого проекта и принял оптимальное решение.
В настоящее время нет универсальной структуры бизнес-плана или его законодательно утвержденных форм, так как они не имеют смысла: у всех реализуемых пусть даже в одной области проектов множество особенностей, обусловленных спецификой предприятия, видом деятельности, климатическими факторами и др.
Существуют общепринятые нормы и правила, которыми следует руководствоваться при составлении бизнес-плана, чтобы говорить с потенциальным инвестором (деловым партнером) на одном языке. Придерживаясь определенной последовательности изложения, можно быть уверенным в том, что документ будет понятным.
Стандартный бизнес-план включает в себя следующие разделы:
■ введение;
■ резюме;
■ представление компании-инициатора проекта, ее текущего положения на рынке;
■ представление предлагаемого товара (работы, услуги);
■ описание соответствующего сегмента рынка и имеющихся конкурентов;
■ производственный план проекта;
■ план сбыта;
■ финансовый план проекта.
Более подробно содержимое каждого из перечисленных разделов бизнес-плана приводится в следующем разделе данной главы.
Содержание отдельных разделов бизнес-плана
Далее вы узнаете, что и каким образом должно быть представлено в каждом разделе бизнес-плана.
Введение
Введение – это первое, что увидит потенциальный инвестор (деловой партнер), открыв представленный ему бизнес-план, поэтому основная задача данного раздела – ознакомление с предпосылками предлагаемого проекта и главными характеристиками самого бизнес-плана. Введение не должно быть слишком объемным, в большинстве случаев для него достаточно выделить страницу.
В первую очередь введение четко определяет цели проекта. Оно должно содержать ответы на следующие вопросы: действительно ли нужен этот проект, чем обусловлена его необходимость, за счет чего он будет реализован и что изменится по его окончании. Отдельно необходимо упомянуть о решениях, которые являются основанием для разработки проекта.
Во введении должна содержаться информация об инициаторе (инициаторах) предлагаемого проекта: название и дата создания предприятия, вид деятельности, форма собственности, должностные лица и др. (в зависимости от конкретного предприятия и проекта). Все это описывается в общих чертах, поскольку для представления более подробной информации предназначен отдельный раздел бизнес-плана, который будет рассмотрен далее.
В заключительной части введения рассказывается о том, какими конкретными документами регламентируется структура и содержание данного бизнес-плана. Это могут быть как внутренние документы предприятия, так и законодательные и нормативно-правовые акты.
Резюме
После информации общего характера, содержащейся во введении бизнес-плана, читатель переходит к изучению следующего раздела – резюме.
Резюме представляет собой как бы бизнес-план в миниатюре: в нем содержится вся основная информация, позволяющая потенциальному инвестору (деловому партнеру) сформировать мнение о предлагаемом проекте и целесообразности участия в нем. Объем резюме в большинстве случаев не должен превышать двух-трех страниц. Цель резюме – помочь читателю в течение одной-двух минут получить ответы на следующие вопросы.
■ Что именно необходимо сделать для реализации предложенного проекта?
■ За счет каких ресурсов предполагается реализовать проект?
■ Что требуется от инвесторов (деловых партнеров) для реализации данного проекта (каков их финансовый или иной вклад и т. п.)?
■ Какие результаты ожидаются от реализации данного проекта и в каком виде они будут получены?
Иначе говоря, резюме должно содержать основные выводы, сделанные при изучении предлагаемого проекта. В нем должно быть представлено краткое определение сути создаваемого проекта: вид деятельности, объем производства (строительства, реализации, оказания услуг), описание стандартного потребителя. Если к участию в проекте предполагается привлечь одного или нескольких партнеров, то в резюме бизнес-плана следует дать их краткую характеристику и рассказать о преимуществах привлечения сторонних участников перед самостоятельной реализацией проекта.
В резюме следует отметить, на какой стадии находится проект в данный момент: его предполагается реализовать «с нуля» либо в качестве расширения имеющегося бизнеса.
Здесь также должны быть приведены основные отличия товара (работы, услуги) компании от аналогичных, предлагаемых конкурентами; отдельно следует упомянуть о гарантиях потребительского спроса на предлагаемые товары (работы, услуги). Например, если данный товар дешевле имеющихся аналогов на 15 % и в то же время имеет более привлекательный внешний вид, более надежен в эксплуатации (то есть гарантийный срок его использования больше) и будет представлен в торговой сети шире, нежели продукция конкурентов, это следует отметить в резюме.
В резюме бизнес-плана указывается также объем денежных и неденежных инвестиций, необходимых для реализации проекта. Это один из главных вопросов: многие потенциальные инвесторы (деловые партнеры) интересуются этим в первую очередь и только потом приступают (или не приступают) к изучению остальных разделов бизнес-плана.
В заключительной части резюме приводятся основные технико-экономические и финансовые показатели, которые ожидаются от реализации предлагаемого проекта. Их перечень может быть различным: в зависимости от вида деятельности предприятия, специфики реализуемого проекта и других факторов, но в большинстве случаев используются перечисленные ниже показатели.
■ Суммы выручки от реализации в ближайшей перспективе. При этом показатели реализации должны быть выражены четко и недвусмысленно, например, указывая сумму выручки, необходимо пояснить, приведена она с учетом налогов или без него.
■ Предполагаемый объем продаж в натуральных показателях в ближайшей перспективе.
■ Сумма затрат на производство продукции (работ, услуг), причем если сумма выручки от реализации и объем продаж указываются за, например, год, то и сумма затрат должна быть показана за такой же период, то есть тоже за год.
■ Объем полученной прибыли с указанием уровня прибыльности вложенных инвестиций.
■ Срок гарантированного возврата вложенных инвестиций (не планируемого, не предполагаемого, а именно гарантированного возврата).
Отдельно в резюме бизнес-плана следует остановиться на предполагаемых последствиях реализации проекта для его инициатора, а также для соответствующего сегмента рынка. Например, реализация проекта может повлечь за собой повышение прибыльности предприятия, укрепление его позиций на рынке, а также убытки у конкурентов (что в свою очередь может привести к перепрофилированию конкурирующего предприятия), возрастание потребительского спроса на данный вид товаров, решение существующей проблемы нехватки данного товара (работы, услуги) и т. п.
Представление инициатора проекта
После ознакомления с введением бизнес-плана и его кратким резюме потенциального инвестора (делового партнера) наверняка заинтересует информация о компании-инициаторе проекта, поэтому после резюме в бизнес-плане должен следовать раздел, посвященный описанию деятельности компании и ее текущего положения на рынке.
ВНИМАНИЕПри описании компании и ее деятельности следует руководствоваться следующим правилом: вся представленная информация должна быть максимально приближена к дате рассмотрения бизнес-плана потенциальным инвестором (партнером). Например, если рассмотрение бизнес-плана предполагается в марте-апреле, то желательно представить данные отчетности по состоянию не ранее чем на 1 января. При отсутствии возможности привести последние данные следует пояснять, на какую дату приведена информация.
В начале раздела приводится общая информация о компании-инициаторе предлагаемого проекта. Обычно это следующие данные:
■ юридический статус и полное наименование субъекта хозяйствования;
■ юридический адрес в соответствии с регистрационными данными и фактический адрес местонахождения (если эти адреса различаются, рекомендуется дать соответствующее пояснение);
■ адреса наиболее значимых структурных подразделений предприятия (производственных цехов, складских помещений, филиалов и т. п.);
■ информация о владельцах (собственниках) компании и роли каждого из них в ее основании и деятельности;
■ информация о руководителе и главном бухгалтере предприятия: фамилия, имя и отчество, стаж работы по специальности (всего и на данном предприятии) и др.;
■ индивидуальный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и другие коды, присваиваемые предприятию в порядке, установленном действующим законодательством;
■ банковские реквизиты предприятия (номер расчетного и корреспондентского счетов, валютного счета, название, адрес и код обслуживающего банка);
■ перечень видов деятельности, осуществляемых предприятием;
■ при наличии лицензий на определенные виды деятельности – перечень этих лицензий с указанием срока действия каждой из них и названия органа, ее выдавшего;
■ организационная структура предприятия, информация о персонале;
■ основные проблемы, с которыми сталкивается компания в процессе осуществления своей деятельности, и пути их решения.
В некоторых случаях общая информация может включать в себя и другие сведения о субъекте хозяйствования в зависимости от специфики конкретного предприятия.
Реализация многих проектов может подразумевать привлечение к участию в них сторонних партнеров. В таком случае необходимо включить информацию о них в рассматриваемый раздел бизнес-плана (обычно это те же данные, что и для компании, являющейся инициатором проекта).
ПРИМЕЧАНИЕСведения о партнерах, привлекаемых для участия в проекте, приводятся только в случае, если это конкретные организации; если же они не определены, можно ограничиться упоминанием о том, что для реализации проекта будут привлечены сторонние участники.
После общей информации о компании рекомендуется привести показатели, характеризующие объем реализации товаров (работ, услуг). Эти показатели рекомендуется приводить в динамике, например за последние три года, квартала или месяца (конкретный период определяется спецификой ситуации). Напомним, что данные за последний период должны быть максимально актуальными (можно даже привести не реально полученный результат, который еще не подсчитан, а ожидаемый).
Показатели выручки от реализации следует четко разделить по видам и направлениям деятельности предприятия. Если компания занимается производством, оптовой торговлей и грузоперевозками, то объем выручки необходимо показать и общей суммой, и отдельной по каждому виду деятельности, обязательно уточнив, какой из них является основным. В случае если предприятие занимается, например, оптовой торговлей товарами народного потребления, то объем реализации можно детализировать по следующим направлениям: реализация бытовой техники, реализация мебели, реализация лакокрасочных изделий и т. д.
Предприятие может осуществлять деятельность не в одном, а в нескольких регионах, тогда показатели выручки следует детализировать в региональном разрезе, например выручка от реализации в Москве и Московской области, в Самарской области и т. д.
В некоторых случаях удобно детализировать показатели выручки по другим признакам, например по видам потребителей, валюте выручки, ставке НДС, по которой облагаются реализуемые товары (работы, услуги) и др.
В данном разделе рекомендуется провести краткий анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Это могут быть качество выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и ее эксклюзивность на рынке, возможность сбыта, уровень производственных затрат и тенденций их изменения, квалификация и опыт персонала, качество менеджмента, условия поставки сырья, материалов и комплектующих изделий, уровень используемых технологий и т. п. Если компания является лауреатом каких-либо конкурсов, это также можно отнести к дополнительным ее достоинствам.
В некоторых случаях полезно дать подробную характеристику географического расположения предприятия и имеющейся инфраструктуры (наличие проходящих рядом магистралей, железнодорожных путей и т. п.), а также рассмотреть территориальное расположение основных покупателей и заказчиков.
Описание продукции (работ, услуг)
Потенциальный инвестор (деловой партнер) уже изучил, участие в каком проекте ему предлагают и кто является его инициатором (инициаторами). Теперь необходимо подробно представить товар (работу, услугу), который является предметом проекта: что он из себя представляет, для чего предназначен, какими особенностями обладает и т. п. Описанию товара (работы, услуги) в бизнес-плане посвящается следующий раздел.
Описание предлагаемого товара (работы, услуги) удобно представлять в виде ответов на перечисленные ниже вопросы.
1. Для удовлетворения каких потребностей (как текущих, так и будущих) предназначена продукция предприятия?
2. Какие конкурентные преимущества имеет продукция данной компании по сравнению с имеющимися на рынке аналогами, то есть чем она лучше имеющейся на рынке сегодня?
3. Чем данное направление (выпуск и реализация именно этой продукции, работ, услуг) привлекло предприятие-инициатора проекта?
4. Насколько перспективно выбранное направление, то есть через какое время предлагаемые предприятием товары (работы, услуги) устареют и будут нуждаться в доработке либо вообще покинут рынок?
5. Защищен ли предлагаемый товар патентами или авторскими свидетельствами либо предполагается сделать это в будущем?
6. Каковы особенности дизайна и упаковки предлагаемой продукции?
7. Организовано ли (или как предполагается организовать) послепродажное сопровождение продукции (ремонт, сервисное обслуживание и т. п.)?
8. Каковы будут цена товара (работы, услуги), затраты на производство, а также размер прибыли от реализации одной единицы товара?
Подробные и аргументированные ответы на данные вопросы позволяют детально представить продукцию предприятия потенциальному инвестору (деловому партнеру).
Для ответа на первые два вопроса следует подробно рассмотреть основные характеристики товара (работы, услуги): функциональное назначение, конкретные примеры использования, чем обусловлена необходимость данного товара (работы, услуги) и т. п. Например, если предприятие планирует выпуск металлического профиля, нужно перечислить его виды, объяснить назначение, указать основные технические характеристики и конкурентные преимущества.
Ответ на третий вопрос зависит от конкретного предприятия и предмета рассматриваемого проекта (товара, работы или услуги). Например, если взять тот же металлический профиль, то ответ на этот вопрос может выглядеть так: оба учредителя предприятия имеют высшее строительное образование, в прошлом работали прорабами и главными инженерами в строительных организациях, хорошо знают тенденции и потребности рынка строительных услуг и убеждены, что необходимость открытия производства металлического профиля назрела давно. Знания и опыт учредителей и руководства компании позволяют быть уверенными, что новая продукция будет пользоваться большим спросом на рынке, что подтверждается согласием многих организаций приобретать ее в больших объемах.
Можно рассмотреть ответ на третий вопрос в более узком аспекте: если речь идет о строительной отрасли, почему именно металлический профиль?
Здесь можно ответить примерно так: потому что в настоящее время именно профиль, а не другая продукция является дефицитной на рынке, поэтому ее производство будет обеспечено гарантированным сбытом.
На четвертый вопрос можно также ответить по-разному. Есть виды товаров (работ, услуг), которые производятся чуть ли не однократно ввиду особенностей их применения. Здесь ответ однозначен: выпускается партия продукции, после чего производство сворачивается ввиду утраты актуальности, поэтому нужно быстро окупить все затраты и получить причитающуюся прибыль. Об этом нужно сказать прямо.
Возможно, у читателя данной книги возникнет вопрос, что это за товар, необходимость в котором отпадает так быстро?
Подобные товары, равно как и услуги или работы, обычно имеют узкую сферу применения.
Вот характерный пример: некая коммерческая фирма привезла в провинциальный российский город стиральные машины производства Италии, или просто подделку. Продав всю партию (предположим, 20 тыс. штук) по цене «намного ниже рыночной», фирма закрылась.
Любые электроприборы (особенно не фирменные) рано или поздно ломаются. Человек, купивший такую стиральную машину, не может ее отремонтировать: сервисного центра, обслуживающего подобную технику, в городе нет, найти нужную запчасть невозможно. Машину можно выбросить.
Для решения подобных проблем и создаются краткосрочные (разовые) проекты. В рассмотренном примере со стиральными машинами какая-нибудь фирма может наладить производство нужных запчастей. Очевидно, что они будут обязательно пользоваться спросом, но только в этом регионе и до того момента, пока обладатели этих машин не отремонтируют их. Кстати, такое производство вполне могут наладить те же предприниматели, которые ранее продали машины в регионе. Для них все просто: они знают, сколько машин было продано, какие запчасти нужны и в каком количестве.
Для такого проекта составляют бизнес-план, в котором в описании продукции указывают, что ее производство и последующая реализация носят разовый характер. Выпускаемая партия составит 20 тыс. единиц (по числу проданных машин), что позволяет высчитать предполагаемый доход. Реализация запчастей предполагает оказание сопутствующих услуг по их установке, что означает дополнительный доход и делает проект еще более привлекательным.
В примере с металлическим профилем проект выглядит намного перспективнее и ответ на четвертый вопрос можно сформулировать так: учитывая ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке, а также на основании имеющихся прогнозов можно сделать вывод, что металлический профиль будет пользоваться спросом продолжительное время.
Ответ на пятый вопрос обычно приводят в том случае, если предметом бизнес-плана является высокотехнологичное изделие или принципиально новая разработка. При положительном ответе на вопрос следует перечислить патенты (авторские свидетельства), которыми защищено само изделие, либо его составляющие, либо используемые при его производстве (послепродажном сопровождении) новые технологии и т. д. Сегодня подобная информация имеет большое значение для продукции, реализуемой на внешнем рынке, однако вскоре она будет актуальна и внутри Российской Федерации.
В настоящее время завоеванию и укреплению позиций на рынке способствуют не только потребительские качества товара и потребность в нем, но и особенности его дизайна и упаковки, поэтому не следует подробно рассматривать ответ на шестой вопрос. Достаточно вспомнить, в какой упаковке продавался в советское время, например, сахар, и сравнить ее с сегодняшним внешним видом. В бизнес-плане уместно отметить, что упаковка предлагаемого товара выглядит красиво, современно и оригинально, привлекает внимание покупателей, а разработка дизайна упаковки выполнялась с привлечением сторонних специалистов: психологов, маркетологов, художников и др. с согласованием каждого этапа разработки. То же касается и дизайна: следует отметить все оригинальные решения, реализованные в изделии.
Производство и реализация многих товаров технического назначения предполагает их послепродажное сопровождение и обслуживание, в частности ремонт. К таким товарам относится, например, бытовая техника, автомобили, компьютеры и т. д. Если предлагаемая компанией продукция требует послепродажного обслуживания, то при описании товара следует разъяснить, каким образом налажен или будет налажен данный процесс. Это принципиальный момент: один из первых вопросов, которые люди задают при покупке технического изделия, это их действия в случае поломки изделия, поэтому, если предприятие предполагает открыть собственную сеть послепродажного сопровождения и обслуживания, следует подробно рассказать, где будут расположены сервисные центры и чем обусловлено именно такое их местоположение. В случае если компания не создает собственную сеть, а заключает договор на послепродажное сопровождение и обслуживание с уже имеющимися организациями, это также следует отметить.
В заключение описания товара (работы, услуги) необходимо рассказать о предполагаемой ценовой политике: из чего складывается цена за единицу товара (работы, услуги), что входит в его себестоимость, какие расходы не включаются в цену и какую прибыль получит предприятие от реализации одной единицы товара.
Характеристика рынка и существующих конкурентов
После подробного изучения предлагаемого товара (работы, услуги) потенциальный инвестор (деловой партнер) захочет ознакомиться с условиями рынка, на котором предполагается реализация продукции, а также с существующими конкурентами. Эта информация излагается в отдельном разделе бизнес-плана.
Знание своих потребителей и конкурентов (то есть собственного рынка) является одним из важнейших условий реализации любого бизнес-проекта. Опытный инвестор, ознакомившись с бизнес-планом, определит, владеет ли инициатор проекта данной информацией. При отрицательном ответе на этот вопрос вероятность принятия им положительного решения относительно участия в проекте невелика.
Важно не просто показать партнеру владение сведениями, но и убедить его, что предлагаемые товары (работы, услуги) будут гарантированно востребованы на рынке как минимум в объеме, достаточном для покрытия затрат, погашения обязательств перед инвесторами и получения прибыли.
ПРИМЕЧАНИЕМногие ошибочно полагают, что окупаемость проекта интересует инвестора только в размере, необходимом для погашения кредитных обязательств. Это неверно: большинство инвесторов не желают принимать участие в таких проектах.
Для характеристики предполагаемого рынка сбыта достаточно ответить на перечисленные ниже вопросы.
1. Каковы основные характеристики предполагаемого рынка сбыта продукции (работ, услуг)?
2. Кто является потенциальными потребителями продукции (работ, услуг), каковы их характерные особенности?
3. Какова стратегия продвижения товаров (работ, услуг) на рынке?
4. Что представляют собой имеющиеся и предполагаемые конкуренты?
При ответе на первый из приведенных выше вопросов необходимо очертить общие размеры рынка. Это может быть город, область, вся Российская Федерация или мировой рынок. Например, произведенные в России стиральная машина или телевизор вряд ли будут востребованы за пределами СНГ, по крайней мере в большом объеме.
Затем необходимо охарактеризовать особенности предполагаемого рынка. Например, отличительной чертой рынка стран СНГ является почти повсеместная низкая покупательская способность населения и недостаточно хорошо развитая сеть розничной торговли во многих регионах. Отдельные страны проводят жесткую протекционистскую политику, не допуская иностранные товары на свой рынок с целью поддержки отечественного производителя. С другой стороны, потребители этого рынка часто нетребовательны к качеству и дизайну товара, а главным критерием при покупке нередко является цена.
В бизнес-плане следует отразить динамику цен на предполагаемом рынке (обычно приводятся показатели за последние пять лет). Рекомендуется также спрогнозировать возможное развитие рынка в ближайшем будущем, понятие которого определяется конкретным проектом: это может быть и год, и три года, и пять лет.
Нужно обязательно указать предполагаемую долю рынка, которую займет продукция предприятия. Эта величина указывается в процентах и зависит от конкретного товара (работы, услуги), инициатора проекта и потенциального инвестора (делового партнера): проект может быть привлекательным и если предполагаемая доля на рынке составит 20 %, и если она составит 90 %.
СОВЕТПри оценке предполагаемого рынка сбыта рекомендуется ответить на следующие вопросы: насколько уверенно будет чувствовать себя предприятие при появлении на рынке новых конкурентов и, как следствие, товаров (работ, услуг) аналогичного назначения; до какого момента предприятие может быть спокойным за состояние своего бизнеса, а когда следует принимать соответствующие меры.
Кроме реализации товаров (работ, услуг) с получением максимальной прибыли, предприятие может преследовать на рынке особые цели, о чем также следует упомянуть в бизнес-плане. Это может быть, например, вытеснение конкурентов с рынка, внедрение сопутствующих товаров (работ, услуг), прокладка коммуникаций с последующей их сдачей в аренду или продажей и т. п.
Далее можно приступать к оценке потенциальных потребителей. Для начала следует охарактеризовать их тип: это могут быть производители, оптовые продавцы, непосредственно конечные потребители и т. д. В первом случае можно описать последующий жизненный цикл продукции: например, компания планирует заняться изготовлением подшипников, которые после приобретения покупателем-производителем будут установлены на автомобили и велосипеды. Если потребители – оптовые продавцы, можно предположить, что продукция будет широко представлена в розничной торговой сети, лежать на видном месте на прилавках магазинов и т. п.
В некоторых случаях полезно упомянуть о географическом расположении потенциальных потребителей (если производство находится, например, в Москве, а продукция предназначена для потребителей, находящихся в другом регионе).
Необходимо также привести мнение потенциальных потребителей о предлагаемой продукции (работах, услугах), это нередко имеет определяющее значение.
Следующий важный информационный блок – это описание стратегии продвижения товара (работы, услуги) на рынок. В первую очередь следует показать подробное обоснование цены и охарактеризовать проводимую ценовую политику: что включается в отпускную цену продукции, какие принципы положены в основу ценовой политики предприятия и т. п. Отдельно приводится расчет отпускной цены с расшифровкой каждого показателя.
Особое место в продвижении товара на рынок занимает реклама. В бизнес-плане должно быть рассказано, каким образом потенциальный потребитель узнает о появлении нового товара: наружная, телевизионная реклама, реклама на радио, в СМИ, в Интернете, рекламные акции и т. д. Вернемся к примеру с металлическим профилем: зная о том, что данная продукция ожидаема на рынке, можно не только дать рекламу на телевидении, в прессе и т. д., но и разослать потенциальным потребителям (в данном случае – строительным организациям) электронные письма о появлении товара на рынке.
Важный момент, касающийся стратегии продвижения товаров (работ, услуг) на рынок, – это стимулирование сбыта продукции. Его способов сегодня существует великое множество. Среди наиболее популярных можно отметить следующие: применение систем скидок, реализация «трех товаров по цене двух», доставка товаров потребителю и т. п. Более подробно о стимулировании продаж рассказывается далее в подразделе «План сбыта продукции» данной главы.
В предыдущем разделе данной главы уже упоминалось, что производство и сбыт целого списка товаров (в первую очередь – технического назначения) подразумевает их послепродажное сопровождение (ремонт, гарантийное и сервисное обслуживание и т. п.). Наличие у предприятия большего количества сервисных центров, чем у конкурентов, будет являться для потребителей стимулом приобретать продукцию именно данной компании. Об этом также нужно упомянуть в бизнес-плане, однако не следует забывать, что содержание сервисных центров может оказаться нерентабельным, поэтому здесь потенциальный инвестор (деловой партнер) может задать пару неожиданных вопросов.
Далее необходимо дать описание конкурентов. Некоторые инвесторы переходят к изучению данного блока, даже не полностью ознакомившись с предлагаемым товаром (работой, услугой).
В первую очередь следует привести список основных конкурентов с указанием их наименования и месторасположения. Затем следует подробно и объективно охарактеризовать сильные и слабые стороны каждого из них. Например, предприятие планирует заняться производством и продажей чипсов и имеет двух конкурентов – фирмы А и Б. Рассмотрим плюсы и минусы каждой из них.
Допустим, у фирмы А цены намного демократичнее и она является лауреатом конкурса «Лучшие чипсы года – 2007». В то же время этот конкурент не стимулирует продажу продукции с помощью материальной заинтересованности товароведов (о подобном стимулировании сбыта было рассказано выше), а также не всегда своевременно выполняет заявки клиентов. Следовательно, несмотря на проигрыш в ценовой политике, с этим конкурентом можно бороться, заинтересовав товароведов и своевременно доставляя товар в магазины, где он будет успешно продаваться в отсутствие там товара фирмы А.
Фирмы Б можно вообще не опасаться: ее продукция изначально ориентирована на другую категорию покупателей и потому значительно дороже. С товароведами этот конкурент работает, выплачивая такое же вознаграждение, которое планирует выплачивать и пришедшее на рынок предприятие, и товар поставляет своевременно. При этом его продукция не выглядит предпочтительнее из-за высокой цены, поэтому после нескольких хороших рекламных акций о данном конкуренте можно также забыть.
Это несколько упрощенные примеры, однако их достаточно для уяснения, как следует представлять конкурентов и проводить анализ их возможностей в бизнес-плане.
Производственный план предприятия
Раздел, посвященный описанию производственного плана, следует составлять только тем субъектам хозяйствования, которые собираются заниматься производством продукции. Для торговых или снабженческо-сбытовых предприятий составление данного раздела необязательно.
Основная задача этого блока – убедить потенциального инвестора (делового партнера), что данная компания в состоянии обеспечить производство необходимого количества продукции надлежащего качества и в установленные сроки. Следует ответить на перечисленные далее вопросы.
■ Производитель товара – действующее или вновь создаваемое предприятие?
■ Какой минимальный объем производственных мощностей необходим для выпуска продукции в запланированном объеме, какова предположительная динамика производственных мощностей с течением времени?
■ Каким образом будет организована поставка сырья, материалов и комплектующих (здесь желательно привести перечень поставщиков с краткой характеристикой)?
■ Обеспечено ли предприятие-производитель необходимым оборудованием и прочими основными средствами; если нет – когда и каким образом это произойдет?
■ Как выглядит технологический процесс (желательно продемонстрировать его схематично)?
Любого инвестора интересует, будет он сотрудничать с вновь создаваемым производителем товаров или с уже существующим, поэтому данный вопрос следует прояснить в самом начале. Здесь ситуация может выглядеть следующим образом: компания, которая является инициатором проекта, уже имеет опыт работы, но проект создается под вновь организуемое, дочернее предприятие, которое и будет заниматься производством товаров.
Состав и структуру производственных мощностей можно представить обзорно, а подробные их характеристики вынести в приложение бизнес-плана.
Следует внимательно подойти к описанию вопросов, посвященных снабжению сырьем, материалами и комплектующими, от которого зависит бесперебойность технологического процесса. Следует указать, какими запасами обладает предприятие к моменту начала производства и как поставки будут организованы в дальнейшем. Как уже отмечалось выше, желательно охарактеризовать каждого предполагаемого поставщика, приведя следующие данные: полное наименование и месторасположение, время работы на рынке, опыт сотрудничества с данным поставщиком до настоящего момента (если таковой имел место), деловая репутация поставщика и т. п.
При необходимости определенных условий хранения сырья и материалов (соблюдение температурного режима, влажности и т. д.) следует указать в бизнес-плане, каким образом обеспечиваются эти условия.
Без оснащенности предприятия оборудованием, а также основными средствами невозможно начать производственный процесс, поэтому данному вопросу необходимо уделить особое внимание: если в настоящий момент предприятие-изготовитель не обладает необходимым оборудованием, следует подробно пояснить причины (возможно, это как раз недостаток финансирования), указать пути и предполагаемые сроки решения данной проблемы.
Одним из пунктов рассматриваемого раздела бизнес-плана является описание технологического процесса. Оно должно сопровождаться наглядными схемами и иллюстрациями. Читатель должен наглядно увидеть, откуда и каким образом будут поступать на предприятие, а затем в цеха все виды сырья, материалов и комплектующих, как и где они будут перерабатываться (иначе говоря, необходимо полностью проиллюстрировать маршруты движения сырья и материалов) и куда будет поставляться готовая продукция.
Особое внимание на схемах рекомендуется уделить вопросам контроля качества, то есть пометить те стадии производственного процесса, на которых будет проверяться качество продукции, указав, какими стандартами предприятие при этом руководствуется.
Важное место в производственном плане занимает энергетическое обеспечение, а именно требования к источникам энергии и доступность всех необходимых ее видов. Здесь же следует упомянуть, каким образом предприятие подготовлено к внезапным перебоям энергии.
В производственном плане необходимо привести характеристику персонала предприятия, уделив особое внимание следующим его категориям: административно-управленческому, инженерно-техническому и производственному. При этом рекомендуется подробно рассказать об условиях труда, оплаты и стимулирования работников.
Нужно также рассмотреть повышение квалификации и обучения персонала. Например, раз в три года сотрудников, занимающих определенные должности, предполагается отправлять на курсы повышения квалификации с отрывом от производства.
В процессе осуществления деятельности возможны изменения в структуре персонала предприятия, о чем также желательно упомянуть.
В заключительной части производственного плана приводится информация о предполагаемых производственных затратах (в общем и на единицу продукции), их структуре и возможной динамике в ближайшей и отдаленной перспективе.
План сбыта продукции
План сбыта является одним из основных разделов бизнес-плана, и его составление обязательно для всех субъектов хозяйствования, которые в той или иной форме занимаются реализацией товаров (работ, услуг), то есть практически для всех предприятий и организаций.
План сбыта продукции должен отражать стратегию продаж предприятия, а также подтвердить его возможность реализовать запланированный объем продукции и получить выручку. В нем содержатся характеристики способов управления сбытом и продвижения продукции, предполагаемые методы продаж.
В плане сбыта нужно привести наглядную схему, на которой будет прослеживаться процесс реализации продукции и условия ее отпуска потребителям. Например, 15 % продукции отпускаются только на условиях полной предоплаты и по определенной цене. Еще 10 % реализуются на следующих условиях: предоплата 50 %, на остальную сумму предоставляется отсрочка три банковских дня, но цена за единицу продукции будет на 5 % выше первоначальной. Следующие 40 % отпускаются на условиях предоплаты в размере 30 %, на остальную сумму предоставляется отсрочка семь банковских дней, цена за единицу – на 7 % выше первоначальной. Последние 35 % реализуются без предоплаты с отсрочкой платежа на 10 банковских дней, но цена будет на 10 % выше первоначальной.
Условия отпуска продукции могут варьироваться, например, в зависимости от степени надежности оптовых покупателей. Покупателю, который регулярно оплачивает поставки, можно реализовать продукцию без предоплаты с отсрочкой платежа, но по цене как при получении 50 или даже 100 % предоплаты.
В плане сбыта следует также изобразить на схеме механизм распространения продукции (места расположения складских помещений и магазинов, порядок транспортировки товаров) и указать оптимальные размеры заказов. Они могут определяться по разным критериям: удобство транспортировки (вместимость автомобиля и т. д.), комплектность изделий, расстояние до потребителя и др.
Необходимо помнить и о методах стимулирования продаж: проведение рекламных акций, участие в выставках, наличие собственного торгового знака и фирменного стиля, материальное поощрение способствующих сбыту лиц и др.
Одним из действенных способов стимулирования является материальная заинтересованность лиц, которые могут повлиять на реализацию товара (работы, услуги). Например, можно заинтересовать товароведа в продовольственном магазине, выплачивая ему ежемесячное вознаграждение в размере 5 % (данные условны) от суммы реализации. В данном случае сотрудник обязательно постарается положить товар на видное место и будет рекомендовать его покупателям (если, конечно, кто-то другой не предложит большее вознаграждение – здесь уже нужно знать возможности своих конкурентов).
Таким образом можно стимулировать реализацию любой продукции, материально заинтересовывая сотрудников отделов снабжения предприятий-потенциальных потребителей.
При наличии у компании системы скидок ее целесообразно продемонстрировать на схеме, можно по аналогии с условиями отпуска продукции потребителям, рассмотренными выше.
В плане сбыта должно быть показано количество времени, которое предполагается уделять реализации продукции. Кроме этого, необходимо оценить средний и текущий уровни запасов готовой продукции, а также допустимый процент возможных потерь продукции и денежных средств.
Необходимо убедить потенциального инвестора (делового партнера), что товар будет иметь хорошую репутацию и получать положительные отзывы от потребителей. Для этого нужно объяснить, как предприятие планирует этого добиться. В частности, для достижения данной цели рекомендуется использовать современные методы продаж, периодически проводить обучение дистрибуторов и продавцов и информировать их о новшествах, иметь четкую систему послепродажного сопровождения товаров и т. д.
Финансовый план проекта
Ни одно деловое решение не должно приниматься без соответствующего финансового обоснования, которое базируется на конкретных финансовых показателях. Совокупность таких связанных между собой показателей называется финансовым планом проекта.
Основная задача финансового плана проекта – предоставление потенциальному инвестору (деловому партнеру) информации о финансовом состоянии предприятия, а также о предлагаемом проекте в стоимостном выражении. С помощью финансового плана также оценивается способность рассматриваемого проекта обеспечить приток денежных средств как минимум в объеме, достаточном для выплат по кредитным обязательствам (проценты, погашение кредитов, дивиденды и др.).
В финансовый раздел бизнес-плана можно включать законодательно утвержденные формы финансовой и бухгалтерской отчетности: баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств.
Баланс предприятия – это главная форма бухгалтерской отчетности, в которой представлена информация обо всех активах и пассивах предприятия в стоимостном выражении. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. В активе баланса представлена денежная оценка активов предприятия, в пассиве баланса, соответственно, – пассивов. Иначе говоря, в активе бухгалтерского баланса компании представлена информация о ее имуществе и денежных средствах, а в пассиве – данные об источниках возникновения этого имущества и денежных средств.
Итоговые суммы актива и пассива бухгалтерского баланса должны совпадать. В противном случае баланс составлен ошибочно, а потому является недостоверным.
Отчет о прибылях и убытках позволяет узнать, является ли данное предприятие прибыльным и каков будет уровень прибыльности после всех имеющихся расходов. Однако этот отчет не дает представления о стоимости компании на отчетную дату (как баланс предприятия), а также о денежных средствах, которыми располагает предприятие (как отчет о движении денежных средств).
Отчет о движении денежных средств показывает, достаточным ли их количеством располагает предприятие, чтобы оплачивать свои текущие обязательства: своевременно рассчитываться с поставщиками, выплачивать заработную плату работникам, оплачивать налоги и обязательные неналоговые платежи, погашать задолженность по кредитам и займам, рассчитываться с учредителями и т. д. Данный отчет также не показывает реальную стоимость компании (как баланс предприятия) и не дает представления об уровне прибыльности компании (как отчет о прибылях и убытках).
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что три перечисленных отчета следует изучать в комплексе.
ПРИМЕЧАНИЕСуществуют официальные формы отчетности, однако в бизнес-плане финансовую отчетность можно представлять в свободной форме. Она должна соответствовать не столько законам, сколько логике финансового анализа и показать инвестору объективную картину проекта.
Обычно потенциальные инвесторы требуют, чтобы данные финансовой и бухгалтерской отчетности предоставлялись не только за отчетный период, но и за предыдущие несколько лет (например, за один год, три года или пять лет – в зависимости от конкретного проекта и его инициатора). Не исключено, что понадобится представить финансовую и бухгалтерскую отчетность также с прогнозными данными, то есть с учетом того, какие изменения произойдут в ней после реализации рассматриваемого проекта. Прогноз также может составляться на определенный период – как потребует потенциальный инвестор.
Помимо перечисленных форм отчетности, для конкретного проекта может понадобиться представление, например, графика погашения кредитов и займов и уплаты процентов по ним, данных об оборотном капитале предприятия, предполагаемого графика уплаты налогов и обязательных неналоговых платежей и др.
Формы отчетности – это еще не все, что может быть представлено в бизнес-плане. Необходимо также включить в него информацию, которая собственно является предложением для потенциального инвестора. Поскольку его интересует в первую очередь денежная сторона вопроса, то нужно конкретно показать, сколько денег он потратит на финансирование проекта и сколько получит в конечном итоге (здесь как раз может идти речь о графике поступления и расходования денежных средств).
Хороший финансовый план должен включать в себя показатели платежеспособности и ликвидности предприятия, а также прогнозные показатели эффективности проекта, о чем подробно рассказывается в следующем разделе данной главы.
Финансовые расчеты
При составлении бизнес-плана необходимо хорошо представлять себе денежные потоки предприятия, их структуру и цель их анализа.
Виды денежных потоков (кеш-фло) предприятия
Все денежные потоки современных предприятий рассматриваются в разрезе трех видов деятельности: основная деятельность предприятия (она может также называться операционной или производственной деятельностью), инвестиционная деятельность и финансовая деятельность.
Потоки денежных средств компании по основной деятельности представляют собой поступление и использование денежных средств, обеспечивающие выполнение функций предприятия в соответствии с основным видом деятельности (производство, торговля, услуги и др.). Основная деятельность предприятия является главным источником прибыли, поэтому она должна являться и основным источником поступления денежных средств.
Главное поступление денежных средств на предприятие – это выручка от реализации товарно-материальных ценностей (работ, услуг). Если поступление денежных средств в качестве выручки от реализации не является превалирующим в приходном денежном потоке, то, возможно, нужно задуматься, какой вид деятельности предприятия следует считать основным.
Среди прочих приходных денежных потоков по основному виду деятельности можно выделить следующие: погашение дебиторской задолженности в денежной форме, выручка от продажи товарно-материальных ценностей, полученных по бартеру, полученные от покупателей и заказчиков авансы и др.
Главное направление расходования денежных средств любого предприятия по основному виду деятельности – оплата поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них товарно-материальные ценности (работы, услуги), так как без сырья и материалов производство невозможно. То же касается торговли: чтобы что-то продать, это нужно вначале купить. Предприятия, выполняющие работы и оказывающие услуги, приобретают у поставщиков оборудование, расходные материалы, инструмент и т. д.
Среди расходных денежных потоков по основному виду деятельности можно выделить следующие: выплата заработной платы работникам предприятия, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в социальный фонд, уплата процентов за пользование кредитными средствами и др.
Денежные потоки предприятия по инвестиционной деятельности представляют собой поступление и расходование денежных средств, связанных с приобретением либо продажей долгосрочных активов, а также с доходами от сделанных ранее инвестиций. Предприятие обычно стремится к увеличению и модернизации производственных мощностей, поэтому его инвестиционная деятельность, как правило, приводит к временному оттоку денежных средств.
Основной приходный денежный поток по данному виду деятельности – это поступления от реализации основных средств и нематериальных активов. Такие операции осуществляются нечасто, однако поступление по ним денежных средств бывает значительным. Среди прочих приходных денежных потоков можно отметить дивиденды, проценты и иные доходы от долгосрочных финансовых вложений предприятия, возврат основных сумм финансовых вложений и др.
Основным расходным денежным потоком по инвестиционной деятельности является приобретение основных средств и нематериальных активов. Для производственного предприятия наличие основных средств – обязательное условие для осуществления деятельности. Основные средства – это оборудование, здания и сооружения, устройства и механизмы, транспортные средства, оргтехника и т. д. К нематериальным активам, приобретаемым за деньги, относятся специальные разрешения (лицензии), авторские права, право пользования земельными ресурсами и т. д. Необходимость наличия у предприятия этих документов зависит от вида его деятельности. Среди прочих расходных денежных потоков по данному виду деятельности можно отметить капитальные вложения (совокупность затрат на воспроизводство основных фондов предприятия, их модернизацию, приобретение оборудования и транспортных средств и др.), а также финансовые вложения (приобретение акций, облигаций, ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других предприятий и др.).
Основное назначение финансовой деятельности предприятия – увеличение суммы денежных средств, имеющихся в его распоряжении, для финансового обеспечения его основной и инвестиционной деятельности.
Главным приходным денежным потоком предприятия по финансовой деятельности является получение кредитов и займов (краткосрочных либо долгосрочных). Привлеченные денежные средства компания может получать в банках либо иных финансово-кредитных организациях, а также у других субъектов хозяйствования. Прочими приходными денежными потоками по данному виду деятельности являются: поступление целевого финансирования, поступления от эмиссии ценных бумаг (если предприятие имеет право осуществлять подобную деятельность) и др.
Основным расходным денежным потоком по финансовой деятельности является возврат полученных ранее кредитов и займов. При грамотном финансовом планировании этот значительный отток денежных средств происходит безболезненно.
Выплата дивидендов от полученной прибыли также относится к расходным денежным потокам по финансовой деятельности предприятия. Характерная особенность этого потока состоит в том, что он бывает регулярно, но, как правило, с большим перерывом (например, раз в квартал или в год).
Чистый денежный поток
Чистый денежный поток является одним из основных показателей, применяемых для оценки финансового состояния. Он характеризует разницу между положительным и отрицательным денежными потоками (поступлением и расходованием денежных средств) и позволяет определить финансовое равновесие и темпы возрастания рыночной стоимости предприятия.
Чистый денежный поток рассчитывается за определенный интервал времени (отчетный период) по приведенной ниже формуле:
ЧДП = ПДП – ОДП,
где ЧДП – чистый денежный поток; ПДП – сумма положительного денежного потока (поступление денежных средств) за отчетный период; ОДП – сумма отрицательного денежного потока (расходование денежных средств) за отчетный период.
Финансовым службам предприятия рекомендуется рассчитывать чистый денежный поток не только при составлении бизнес-планов или в иных обязательных случаях, но и по истечении каждого отчетного периода. Это позволит контролировать ситуацию и своевременно реагировать на изменения.
Показатели эффективности проекта
Одним из основных показателей эффективности любого проекта является чистый дисконтированный доход (ЧДД) (Net Present Value (NPV)); этот показатель иногда называют чистой приведенной стоимостью, или чистым приведенным доходом. Он представляет собой накопленный дисконтированный эффект в отчетном периоде. Для расчета данного показателя используются разные методики. Он может вычисляться по следующей формуле (сумма распространяется на все шаги в отчетном периоде):
ЧДД = ΣФm × Аm,
где ЧДД – чистый дисконтированный доход; Фm – чистый денежный поток на m-м шаге; Аm – коэффициент дисконтирования.
Для расчета чистого дисконтированного дохода может применяться также такая формула:
NPV = ΣNCFi × (1 + r)i,
где NPV – чистый дисконтированный доход; NCFi – чистый поток денежных средств от основной и инвестиционной деятельности (характеристика потоков по видам деятельности приведена выше, в разделе «Виды денежных потоков (кеш-фло) предприятия» данной главы) в i-й период планирования; r – ставка дисконтирования.
Важным показателем эффективности проекта является внутренняя норма доходности (ВНД) (Internal Rate of Return (IRR)). Этот показатель может называться также внутренней нормой дисконта или внутренней нормой рентабельности. ВНД – это такая ставка дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю.
При оценке эффективности проекта используется также такой показатель, как срок окупаемости инвестиций (СОИ) (Payback Period (PBP)). Он представляет собой минимальный период, за пределами которого сумма накопленных дисконтированных доходов превышает размер первоначальных инвестиций. В данном случае чистый дисконтированный доход принимает положительное значение и остается положительным в дальнейшем.
К показателям эффективности проекта относится также коэффициент покрытия долга (КПД) (Debt Service Coverage (DSC)). Он рассчитывается для каждого периода планирования по следующей формуле:
КПД = (ЧП + Ам) / ПОК,
где КПД – коэффициент покрытия долга; ЧП – чистая прибыль предприятия; Ам – сумма амортизационных отчислений; ПОК – платежи по обслуживанию кредита (уплата основного долга и процентов).
Перечисленные показатели целесообразно анализировать не только при исходных условиях, но и прогнозировать их динамику при отклонениях от нормы, в частности – оценивать с их помощью возможные риски. Можно спрогнозировать изменения показателей при наступлении, например, таких условий: подорожание сырья и материалов на 5 %, 15 % и 25 %; рост инфляции на 7 % ежеквартально; увеличение арендной платы за складские и производственные помещения на 4 %; снижение рыночных цен на продукцию на 10 % и т. п.