Вы здесь

Бизнес-план за 30 дней. Пошаговое руководство по успешному бизнес-планированию и началу собственного дела. Часть II. План компании (П. Д. Патсула, 2010)

Часть II

План компании

Дольше остальных сохраняют жизнеспособность те компании, для которых характерно нечто уникальное – и это не только рост и деньги, но также непревзойденное мастерство, уважительное отношение к окружающим или умение сделать людей счастливыми, некоторые называют это душой бизнеса.

Чарльз Хэнди

В этой части:

Описание компании

План продаж

Операционный план

Организационный план

День 5

Перечислите цели, задачи, стратегии. Выберите организационно-правовую форму бизнеса

СОСТАВИТЬ СПИСОК

II. План компании

ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ

Результаты деятельности компании к настоящем, моменту

Недвижимость и оборудование, находящиеся в собственности

История компании

Философия компании

Цели и задачи

Факторы успеха

Юридический статус фирмы

План компании

Обобщите все аспекты бизнеса в составленном вами Плане компании. Включите сюда столько тематических подзаголовков, сколько необходимо для описания деятельности вашего предприятия, и разместите их в логической последовательности. Будьте готовы к тому, что вам придется обосновать свои заявления и защитить проекты, представив данные в разделе Дополнительные документы.

Описание компании

Прежде всего воздержитесь от преувеличений и попыток показать компанию более крупной и успешной, чем она есть на самом деле. Придерживайтесь только фактов.

Пример описания компании

Компания [название компании] образована в [месяц, год] с целью [производства/распределения/ предоставления/розничной продажи и т. д.] инновационных [продуктов/услуг] для [название рынка]. Компания расположена в [город/штат]. [Я/мы] учредили [название компании] как [частную фирму/совместное предприятие/корпорацию]. В бизнесе также принимают участие [перечислите имена].

Основная цель компании заключается в том, чтобы [объясните].

Начальное финансирование было обеспечено за счет [собственного капитала/сбережений/рискового капитала/помощи друзей и родственников]. [Укажите время и возможности возвращения кредита и приемлемые для вас процентные ставки].

Большинство компаний, занимающих сейчас лидирующие позиции на рынке, смогли в свое время предвидеть будущие изменения в мире бизнеса. Новые предприятия приложили немало сил к тому, чтобы вытеснить из бизнеса конкурентов, не сумевших эффективно использовать информационные технологии

ИСТОЧНИК: Futurevisionweb.com

Наше предприятие добилось значительных успехов в генерации и повышении продаж и получении прибыли благодаря

• [Причина 1]

• [Причина 2]

• [Причина 3]

Текущее состояние – [Название компании] была учреждена совсем недавно и все еще находится на начальной стадии развития. В этом контексте мы можем представить следующие результаты корпоративной деятельности:

• Формирование команды менеджеров [список имен менеджеров и их обязанности; например, Билл Смит, производство].

• Составление списка потенциальных [потребителей/клиентов].

• Проведение по вторникам собраний, посвященных стратегическому планированию.

• Проведение рыночных исследований [укажите сферы исследований].

Результаты деятельности компании к настоящему моменту

Результаты деятельности компании помогают кредиторам и инвесторам понять суть вашего делового предложения. Укажите объемы продаж, методы продвижения, размеры прибыли, продукты, которые разрабатывает и выпускает компания. Перечислите также соглашения и действующие контракты, в том числе договоры, заключенные с менеджерами, акционерами или партнерами, а также франчайзинговые сервисные соглашения и договоры об обслуживании. Назовите те из контрактов, которые включены в раздел «Дополнительные документы».

Недвижимость и оборудование, находящиеся в собственности

Перечислите и опишите объекты недвижимости, которые принадлежат компании. Здесь нужно указать, в каком состоянии они находятся, был ли проведен ремонт и требуется ли реконструкция. Опишите также интерьерный и внешний дизайн. Перечислите активы компании и ее запасы, определив их размер, стоимость, оборачиваемость, ликвидность.

История компании

Расскажите об этапах развития компании и перечислите другие предприятия, в работе которых принимали участие вы и ваши коллеги.

Поймайте рыбу, и вы сможете продать ее людям. Научите людей ловить рыбу, и вы лишитесь возможности вести выгодный бизнес.

КАРЛ МАРКС

Всегда имейте план, в который вы верите. Ничто не происходит случайно.

ЧАК НОКС

Философия компании

Определение философии дается после того, как вы сформулировали Миссию компании. Оно содержит описания особенностей вашего бизнеса, основных ценностей корпоративной культуры. Здесь нужно указать, что вы хотите делать, как планируете взаимодействовать с сотрудниками и представителями общественности, как вы относитесь к проблемам окружающей среды. Попытайтесь передать дух компании, избегая при этом высокопарности.

Единственным производственным активом Microsoft является человеческое воображение.

ФРЕД МОДИ

Как показывают многочисленные исследования, лидерство всегда рождает последователей Нет таких лидеров, которые не имели бы своих последователей.

ДОКТОР ШЕУ СЕУ ВАН. «Китайское лидерство»

Цели и задачи

Цели компании определяются ее миссией и философией. Долгосрочные цели можно выразить с помощью более ощутимых краткосрочных целей или задач, которые имеют количественное выражение в категориях времени, финансовых результатов и/или прогнозируемого роста. Здесь можно также рассказать, каким образом вы собираетесь достичь указанных целей.

Определение долгосрочных целей и задач

Чтобы определить долгосрочные цели (охватывающие период более одного года), нужно пристально рассмотреть внешние факторы, которые влияли, влияют и будут влиять на вашу компанию. Весьма эффективным инструментом в данном случае является SWOT-анализ. В его рамках оцениваются сильные и слабые стороны компании, а также внешние возможности и угрозы.

Определение сильных и слабых сторон компании

1. Проанализируйте, как ваша компания будет осуществлять операции. Рассмотрите такие факторы, как месторасположение, оборудование, обработка заказов, складирование и другие функции, влияющие на продажи и эффективность работы.

2. Опишите ваше финансовое положение. Рассмотрите следующие факторы: методы бухгалтерского учета, денежные потоки, выручка, прибыль.

3. Оцените ваш персонал. Рассмотрите такие факторы, как текучесть рабочих кадров, профессионализм продавцов, качество обслуживания потребителей. Определите сферы (маркетинг, разработка продуктов, взаимодействие с клиентами, менеджмент), в которых сотрудники добиваются наибольшей эффективности.

Сильные и слабые стороны компании Bonachell's Bakery.

Bonachell's Bakery специализируется в области производства свежей выпечки из пшеничной муки для местных розничных и оптовых клиентов.

Сильные стороны: Мы осуществляем строгий контроль, обеспечивая превосходное качество всех выпускаемых нами продуктов за счет установления высоких производственных норм и использования новейшего оборудования. Мы имеем эффективную систему ведения бухгалтерского учета, которая помогает нам следить за производством и принимать быстрые решения.

Слабые стороны: Некоторым из наших сотрудников требуется дополнительное обучение. Торговым представителям необходимо повысить профессиональный уровень и результаты труда. Иногда мы не укладываемся в сроки поставок. Колебания рыночного спроса не позволяют нам всегда точно знать, в каком объеме нужно производить мучную выпечку.

Мы осуществляем менеджмент, думая не столько о следующем квартале, сколько о будущем поколении людей.

САМУЭЛЬ ДЖОНСОН, председатель совета директоров компании S. C Johnson and Sons

Определение возможностей и угроз

1. Оцените вашу конкурентоспособность. Рассмотрите такие факторы, как месторасположение, рыночная доля, производственные мощности, оборудование, услуги, продукты. С какими угрозами вы можете столкнуться?

2. Проанализируйте локальные и национальные экономические условия. Рассмотрите следующие показатели: закладка новых домов, продажи автомобилей, реальный доход на душу населения, уровень безработицы, а также другие факторы, которые способны определить спрос на ваши товары и услуги в будущем. Какие возможности перед вами открываются?

3. Оцените современные тенденции. Рассмотрите такие факторы, как передовые технологии, новые рынки, изменение потребительских расходов.

Возможности компании Bonachell's Bakery и стоящие перед нею угрозы.

Возможности: Недавно пекарня Jasper's Bakery, располагавшаяся на той же улице, что и наша компания, переехала в другое место. В результате мы можем привлечь на свою сторону некоторых потребителей нашего бывшего конкурента.

Угрозы: Открытие поблизости ресторана быстрого питания способно сократить объемы продаж наших пончиков. За последние два года снизились урожаи пшеницы, что привело к сокращению ее запасов. В результате нам придется повысить цены на мучную выпечку.

СОВЕТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Основывая новое предприятие или выходя на новый рынок, задайте себе 4 вопроса:

1. Кто входит в круг моих потребителей?

2. Что я могу продать им?

3. Как я могу заставить их делать покупки?

4 Как я могу сделать небольшие, но продуманные затраты, чтобы минимизировать риск и максимизировать прибыль?

Определение долгосрочных целей

Оценив сильные и слабые стороны компании, имеющиеся у нее возможности и возникающие перед нею угрозы, вы можете более точно определить, каких результатов и какого роста вам удастся достичь. Долгосрочные цели должны быть реалистичными и сложными. Вам следует сказать о том, в каком направлении будет двигаться компания ближайшие 3–5 лет, чтобы выполнить свою миссию. Долгосрочные цели выполняют функцию отправных и организационных точек, ви́дение которых помогает правильно распределить ресурсы и соотнести с ними краткосрочные цели и задачи.

Количественное выражение долгосрочных целей

После общего определения долгосрочных целей их нужно выразить в количественных категориях, чтобы они были более понятными. Это означает, что вам следует дать описания, ориентированные на конкретные результаты, как это делается в трех примерах, приводящихся ниже:

Пример 1. Цель «стимулирования повторных покупок» можно более точно определить следующим образом: «Мы стимулируем повторные покупки путем усиления ориентации на потребителей и удовлетворения их запросов, установления более конкурентных цен и обучения персонала, что позволит расширить круг покупателей и повысить прибыль».

Пример 2. Цель «улучшения финансового положения» можно определить более точно следующим образом: «Мы улучшим наше финансовое положение, найдя новые способы повышения ликвидности, кредитоспособности и прибыльности. К 31 декабря 2004 г. мы хотим увеличить оборотный капитал до $____, собственный капитал до $____, прибыль без учета налогов до $____».

Пример 3. Цель «увеличения доходов» можно определить следующим образом: «Мы увеличим доходы путем расширения круга потребителей, повышения продаж, приобретения других предприятий, ведущих аналогичный бизнес, открытия дополнительных филиалов, продажи новых продуктов и услуг, инвестиций. Это позволит нам достичь доходов размером $____к 31 декабря 2003 г.».

Удача сопутствует тому, кто планирует свои действия, исходя из имеющихся возможностей.

ЭЛМЕР Г ЛЕТЕРМАН

Секрет бизнеса заключается в том, чтобы знать нечто такое, что неизвестно больше никому.

АРИСТОТЕЛЬ ОНАССИС

Краткосрочные цели, задачи и планы

После определения и количественного выражения долгосрочных целей вы можете установить краткосрочные цели и задачи, охватывающие годовой период. Последние выражаются в «плане действий», который позволяет достичь долгосрочных целей. Здесь следует ответить на вопросы как, когда и что вам нужно сделать, чтобы решить стоящие перед вами задачи. Эти ответы помогут вам сделать долгосрочные цели более реалистичными за счет указания сроков, количественных показателей и специфических результатов (см. раздел «День 13. Операционный график»). Если, например, долгосрочная цель заключается в том, чтобы «увеличить объемы продаж на 50 % в течение ближайших трех лет», то некоторые краткосрочные задачи, стоящие перед компанией, можно сформулировать следующим образом:

Факторы успеха

Факторы успеха выражаются в четко продуманном заявлении о стратегии, которая связана с целями и миссией компании. Эти факторы помогают вам подчеркнуть идентификационные характеристики вашего бизнеса и сконцентрировать деятельность на достоинствах и недостатках предприятия и возможностях рынка. Они определяют, чего именно должна достичь компания, чтобы преуспеть в данной индустрии, и каковы сильные стороны вашего бизнеса.

Человеку, начинающему новый бизнес, приходится каждые три недели отказываться от своих основных предположений.

УИЛЛИАМ ЛАЙОН ФЕЛПС

Быть великим, значит, быть непонятым.

ЭМЕРСОН

Пример целей, задач и заявления о стратегии

Мы, сотрудники [название компании], считаем, что нашей сильной стороной является [финансирование, маркетинг, операционная сфера]. Исходя из этого, мы формулируем следующие цели:

1. Мы хотим занять лидирующие позиции на рынке, поэтому стремимся


получить признание в данной отрасли достичь солидных финансовых результатов иметь большую рыночную долю.

2. Нынешний рынок [продукта или услуги] составляет $ [XX]. Наша цель заключается в том, чтобы увеличить долю рынка с $ [XX] до $ [XX] в течение [X] лет. Мы предполагаем, что рыночная доля возрастет на [XX]% через год, на [XX]% через 2 года, на [XX]% через 3 года, на [XX]% через 4 года.

3. Чтобы [название компании] закрепила свои лидирующие позиции на рынке, мы также планируем: проводить агрессивную политику привлечения в штат лучших технических специалистов в отрасли наладить компьютерное обучение новых сотрудников проводить необходимые семинары и специальное обучение на рабочем месте [снизить, сохранить на прежнем уровне] расходы на приобретение новых производств и оборудования повысить производительность путем финансирования обучения персонала разработать новую систему оценки труда, чтобы выявлять талантливые кадры сохранить превосходную систему бухгалтерской отчетности [разработать, продолжать проводить] программу предоставления льгот сотрудникам для получения высшего образования продолжать участвовать в благотворительных акциях на локальном и национальном уровне.

Юридический статус фирмы

Организационно-правовая форма вашей компании определяет налоговую ставку, личную ответственность и, кроме всего прочего, желание финансовых институтов предоставлять вам кредиты. При установлении партнерства указываются имена и адреса владельцев и их процентные доли владения бизнесом. При учреждении корпорации фиксируется дата ее основания и юридические права ее членов. Здесь также перечисляются основные акционеры и их доли собственности. Если вы планируете изменить юридический статус фирмы, вам нужно указать причины и преимущества изменения.

Факторы нашего успеха связаны с четырьмя приоритетами, которые определяют принимаемые нами решения: радовать людей, создавать для них ценности, эффективно сокращать расходы, рационально распределять ресурсы.

Нефтяная компания BAKER HUGHES INC

Индивидуальные предприятия

Индивидуальное предприятие представляет форму бизнеса, когда один человек несет на себе полную ответственность за деятельность компании. В эту категорию входит 70 % американских компаний с активами более $20 млн (источник: www.census.gov). Однако в Японии лишь чуть больше 50 % от всех предприятий составляют индивидуальные предприятия и товарищества.

ЗА: ♦ абсолютный контроль над процессом принятия решений – над вами нет боссов, которые диктуют вам приказы, следят за всеми вашими действиями, подвергают сомнению ваши решения и постоянно критикуют вас легкость формирования легкость увольнений гибкость менеджмента небольшой начальный капитал возможные налоговые льготы относительная свобода от правительственного регулирования полная собственность и получение всей прибыли (владелец фирмы получает всю прибыль, и он же платит все налоги).

ПРОТИВ: ♦ сложности, связанные с долгосрочным финансированием и накоплением начального капитала – банки расценивают индивидуальное предприятие как более рискованного клиента по сравнению с товариществами и корпорациями значительный субъективизм принимаемых решений – ограничения, связанные с индивидуальным опытом, личными знаниями и навыками менеджмента меньшая доступность капитала недостаток логичности в ведении бизнеса личные интересы часто смешиваются с интересами бизнеса неограниченная личная ответственность – если ваше предприятие обанкротится, кредиторы могут наложить арест на ваш дом, автомобиль, банковские счета и другие личные активы до тех пор, пока все долги не будут выплачены нестабильность бизнеса – что произойдет с предприятием, если вы, например, надолго заболеете?

Товарищества

Товарищество возникает, когда двое и более человек или партнеров решают объединить свои финансовые и интеллектуальные ресурсы, чтобы учредить новую компанию. Разнообразие и количество партнеров здесь не ограничивается. Основное преимущество предприятия данного типа связано с объединением талантов, опыта и капиталов. Однако сложная форма собственности приводит к серьезным трудностям, когда отношения между партнерами ухудшаются. Поэтому довольно часто корабль под названием «Товарищество», плавающий в бурных водах бизнеса, дает течь и идет на дно.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА

Начните с резюме объемом в полстраницы. Укажите в нем наиболее важные аспекты вашего бизнеса.

Не стоит использовать раздел «Описание компании» для рекламы. Расскажите здесь о том, КТО вы, ЧТО вы планируете делать, ЧЕГО вам уже удалось добиться к настоящему времени

Раздел «История компании» не должен превышать по объему двух страниц Инвесторов заинтересует нынешнее состояние вашего бизнеса только в том случае, если оно позволяет понять, к чему вы стремитесь

Одна из целей менеджмента заключается в том, чтобы разъяснить и сформулировать миссию компании в контексте ее философии.

ЗА: ♦ возможность уйти от двойного налогообложения – в отличие от корпораций, в товариществах прибыль не облагается двойным налогом, поскольку делится между партнерами, каждый из которых индивидуально платит налоги широкий спектр талантов и навыков позволяет эффективно решать проблемы и создавать новые возможности разделение прибыли на доли, пропорциональные собственности каждого партнера, избавляет от необходимости выплачивать дивиденды доступность инвестиционного капитала – инвесторы и организации, совершающие операции с рисковым капиталом, более склонны иметь дело с командой бизнесменов, чем с индивидуальными предпринимателями в трудные моменты партнеры оказывают друг другу эмоциональную поддержку гибкость – товарищество гибче корпорации, но жестче индивидуального предприятия.

ПРОТИВ: ♦ необходимость заключения сложных договоров о партнерстве – соглашение о партнерстве должно определять цели товарищества и дату его учреждения, объемы инвестиций, требуемых от каждого партнера, доли прибылей и убытков, условия использования резервов в случае банкротства, обязанности и ответственность каждого партнера, принципы принятия решений, срок действия и условия расторжения договора, процедуры перераспределения собственности и другие вопросы сложность в обнаружении подходящего партнера сложность обеспечения долгосрочного финансирования – товарищества не могут получать долгосрочные и краткосрочные кредиты так же легко, как корпорации разделение власти – нет ситуации хуже, когда трое человек пытаются одновременно управлять одним автомобилем интересы генерального партнера часто не совпадают с интересами остальных партнеров.

Корпорации[7]

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА

В раздел «Дополнительные документы» могут быть включены копии лицензий, соглашения о создании товарищества, учредительные документы корпорации, уставы и договоры в зависимости от того, является ли ваша компания частной фирмой, товариществом или корпорацией

Прежде чем упряжь двойную накинуть, взгляни хорошенько, нет ли других лошадей.

ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН. «Средства от любви»

Одним из главных источников неудач является несоблюдение или игнорирование принципов партнерства Именно этому риску подвергают себя многие люди, создающие товарищества

СЭР Р.МАЛИНС

Корпорация, которую иногда называют также корпорацией типа С (C-corporation), «акционерной компанией» («Incorporated Company») или «компанией с ограниченной ответственностью» («Limited Company») – это юридическая форма бизнеса, которая подпадает под федеральные или местные законы, отделяющие предприятие от его владельцев. Владельцы корпорации (это акционеры или долевые участники) не несут личной ответственности за убытки бизнеса. Корпорация может владеть собственностью, иметь денежные активы и долги, заключать контракты и привлекаться к суду. Иными словами, чем выше риски и ответственность, тем больше денег вкладывается в бизнес, тем крупнее он становится, и тем больше необходима корпоративная структура.

ЗА: ♦ передача власти менеджменту – ответственность за принятие решений берет на себя совет директоров ♦ легкость получения финансирования – корпорациям гораздо легче привлечь инвесторов и получить крупный капитал от банков и физических лиц ♦ гибкость должностных назначений ♦ учредители могут легко устраняться от дел ♦ ограниченная ответственность – акционеры в основном избавлены от ответственности и рискуют только теми деньгами, которые они вложили в корпорацию ♦ собственность может легко передаваться из рук в руки ♦ возможность налоговых льгот ♦ стабильность – корпорация отделена от людей, которые владеют ею; она продолжает существование, несмотря на изменения менеджмента или прав собственности, или даже в случае смерти основных акционеров либо основателей.

Корпорация – хитроумный механизм получения прибыли без индивидуальной ответственности.

АМБРОСИЙ БИРС. «Словарь дьявола»

ПРОТИВ: ♦ сложная структура менеджмента требует избрания совета директоров, написания устава, включающего многочисленные статьи и параграфы, назначения главного исполнительного директора, вице-президента и финансового директора ♦ угроза двойного налогообложения, когда и корпорация, и физические лица, ею владеющие, платят налоги с доходов ♦ более крупные расходы на формирование предприятия и поддержание его деятельности ♦ более строгие регламентированные государством правила ведения бухгалтерского учета и отчетности. На рис. 5.1 суммированы результаты сравнения юридических статусов.


Рис. 5.1. Сравнение юридических статусов

Бизнес-план за 30 дней

Рабочие листы 5-го дня

Перечислите цели, задачи и стратегии. Выберите юридический статус предприятия.

Описание компании

Мозговой штурм. Перечислите пять ключевых пунктов, которые вы можете обобщить, чтобы описать свою компанию.




Результаты деятельности компании к настоящему моменту

Перечислите и опишите успехи, достигнутые вашим предприятием к настоящему моменту. Включите сюда удачные проекты, соглашения о партнерстве, укажите методы продвижения, продаваемые продукты, крупных клиентов, общие объемы продаж и прибыли, опишите исследования рынка, разработку новых продуктов и т. д.




Действующие контракты. Опишите важные детали основных контрактов и соглашений (включенных в «Дополнительные документы»).




Недвижимость и оборудование, находящиеся в собственности

Перечислите объекты недвижимости, находящиеся в собственности. Укажите их стоимость, состояние, характеристики и условия аренды.




Используя ключевые слова, опишите основные активы компании. Укажите их стоимость, состояние, характеристики, тип (модель, марку), соглашение о лизинге или кредитовании (если это актуально). Объясните, какие преимущества дает компании каждый актив.




История компании

Укажите дату основания или регистрации предприятия.




Укажите даты главных событий, происходивших в компании. Опишите, что происходило, что производилось.




Перечислите учредителей и ведущих сотрудников (поместите резюме их биографии в раздел «Дополнительные документы»). Перечислите другие предприятия, которые они основали или на которых они работали (см. «Пример описания компании», помещенный в разделе «День 5. План компании. Описание компании»).


Философия компании

Мозговой штурм. Используя ключевые слова и фразы, опишите философию вашей компании в следующих терминах:




Добавьте некоторые существенные детали к заявлению о миссии вашей компании.




Цели и задачи

SWOT-анализ. Перечислите сильные и слабые стороны вашей компании, возникающие перед нею возможности и угрозы.






На основе SWOT-анализа сформулируйте три долгосрочные цели. Выразите их количественно (см. пример в разделе «Рабочие листы 1-го дня. Маркетинговые стратегии»).




Другие долгосрочные цели. Отметьте цели, которые отражают ваши долгосрочные планы.




Факторы успеха

Опишите три ключевые стратегии, которые делают вашу компанию успешной (см. пример в разделе «Рабочие листы 1-го дня. Маркетинговые стратегии»).




Определите наиболее важные факторы, обеспечивающие успешность стратегии:




Юридический статус фирмы

Опишите юридический статус вашей фирмы, который она имеет в настоящий момент, и укажите причины, по которым вы его выбрали. Измените ли вы статус своей фирмы в будущем?


День 6

Найдите место расположения компании и сравните его с местами, которые занимают конкуренты. перечислите все «за» и «против»

СОСТАВИТЬ СПИСОК

II. План компании

ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ

♦ Анализ размещения

Анализ размещения

Найти хорошее место для компании не очень легко. Зачастую бизнес расцветает или наоборот чахнет только по причине удачного или неудачного местоположения. Прежде чем брать на себя долгосрочные финансовые обязательства и тратить много времени и сил на оформление интерьера, засучите рукава и проведите всестороннее исследование факторов, определяющих удачную дислокацию. Немного вспотев, вы избавите себя от серьезной головной боли в будущем.

Город подобен магниту – чем он крупнее, тем сильнее притягивает

С. ТЕНЕНБАУМ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Включите в раздел «Дополнительные документы» фотографии мест, где расположена компания, ее штаб-квартира, производственное оборудование и т. д.

Пример описания местоположения

[Название компании] будет проводить операции в [опишите место, например, торговый пассаж ЛВС]. Это место является весьма привлекательным по следующим причинам:

♦ Наш целевой рынок в этом районе активно растет.

♦ Рядом находятся пересечения важных транспортных путей.

♦ Здесь отсутствуют прямые конкуренты.

♦ Это место находится в центре города [опишите район], где проживают успешные представители поколения «бума рождаемости»[8] и пожилые люди (примеры других причин см. в «Рабочих листах» этого дня). Мы заключили договор об аренде этого помещения на [XX] лет и провели в нем ремонт, который стоил $ [XX]. Здание находится в коммерческом фонде. [Филиалы и их штаб-квартиры] расположены [опишите места и причины их выбора].


АКСИОМА НЕДВИЖИМОСТИ

Дислокация, дислокация, дислокация.

СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ

Чем хуже место, тем больше вам придется потратить денег на рекламу и продвижение.

Бизнес-план за 30 дней

Рабочие листы 6-го дня

Найдите место расположения компании и сравните его с местами, которые занимают конкуренты. Перечислите все «за» и «против».

Анализ размещения

Мозговой штурм. Выберите для себя подходящее местоположение. Укажите его основные достоинства и недостатки.




Подчеркните приводящиеся ниже наиболее важные факторы, которые влияют на выбор района и места для предприятия. Опишите также другие факторы.




Используя ключевые слова и фразы, обобщите характеристики возможных мест для открытия компании (сделайте нескольких копий данного формата, чтобы сравнить различные места).




Рабочие листы для детального анализа размещения. Лучшее будущее. Суммируйте причины, по которым вы выбрали нынешнее или идеальное для вас место (см. пример в начале этого раздела).




Издержки размещения. Оцените издержки размещения, указав будет ли помещение арендовано, куплено или построено.






Район. Опишите выбранный вами район (тихий, оживленный, соседство колледжа, доступность рабочих кадров, уровень преступности).




Оцените доступность района с точки зрения потребителей (близость станций метро, удобный общественный транспорт).




Оцените доступность района с точки зрения поставщиков (этот фактор имеет жизненно важное значение для производственных предприятий).




Оцените район с точки зрения удобства транспорта и транспортировки (этот фактор важен для производителей и оптовых торговцев).




Опишите другие предприятия, расположенные в данном районе. Выглядят ли они процветающими (особенно те, которые предлагают аналогичный сервис)?


Место. Укажите уникальные характеристики места (солнечная сторона улицы, хорошее обозрение для посетителей ближайших кафе).




Опишите транспортные паттерны и заметность помещения (т. е. близость крупных перекрестков, интенсивность пешеходного потока).




Опишите места для парковок. Если нужно, начертите диаграмму (например, количество свободных мест в течение года).




Помещения. Укажите характеристики торговых залов/площадь офиса (например, 600 м2, 11 крупных уличных витрин).




Опишите полки, оборудование, складские помещения и т. д. (например, имеются шкафы и электрические розетки).




Опишите состояние помещения и укажите, какой ремонт требуется (например, паркет уложен пять лет назад, необходима покраска стен, кондиционеры отсутствуют, система освещения требует обновления, пол у входа несколько просел, раковины протекают).




Возможности расширения. Укажите характеристики помещения, которые позволяют расширить бизнес (например, просторные склады, пустующие верхние этажи).




Укажите, нужно ли вам будет переезжать в будущем, и если да, то как это отразится на операционных расходах.




Планы развития территорий. Укажите планы развития территории, которые ограничивают расширение и ваши повседневные операции.




Сравнение с конкурентами. Сравните выбранное вами место с местами, которые занимают конкуренты. Каково ваше конкурентное преимущество?




Укажите основные недостатки местоположения вашего предприятия и объясните, как они способны повлиять на его операции и прибыль.


День 7

Опишите стратегии роста, поскольку главные цели и задачи уже определены. Уделите внимание планам научных исследований и разработки новых продуктов

СОСТАВИТЬ СПИСОК

II. План компании

ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ

♦ Планируемое расширение

♦ Научные исследования и разработка новых продуктов

Планируемое расширение

Предложите рынку лучший из продуктов, которые способны создать, и ваша компания станет стремительно расти.

КЕННЕТ ОЛСЕН

Если вы планируете в будущем расширить свой бизнес, тщательно обдумайте, как вам лучше это сделать. Помните, что размер вашей компании определяется действием рыночных сил. Повышение продаж обеспечивает естественный рост, который не нужно форсировать. И напротив, снижение продаж заставляет компанию снижать расходы, чтобы не потерять прибыль.

Периоды, в которые нужно активно добиваться роста

Прежде чем осуществлять расширение, удостоверьтесь в том, что ваше предприятие готово к экспансии. Рассмотрите следующие советы.

Расширяйте свой бизнес, если он уже приносит прибыль. Прибыльность бизнеса имеет большое значение, поскольку помогает получить необходимое для расширения финансирование. Однако все это противоречит распространенной практике финансовой отчетности, цель которой уйти от налогов. Чтобы снизить налоги, бухгалтеры и владельцы предприятий стараются показать убытки или на худой конец минимальную прибыль, что позволяет бизнесу сохранить больше наличных денег. И все же, если вы хотите получить финансирование, ваше предприятие должно быть прибыльным в течение нескольких лет. Только после этого вы можете инициировать рост.

Мы относимся к картелям как к детям Они раздражают нас, пока у нас не появляются свои собственные

ЛОРД МЭНКРОФТ

Расширяйтесь, если вы прогнозируете получение прибыли. Чтобы повысить общую прибыль, нужно либо увеличить объемы продаж, либо прибыль с одной продажи. Если вы обеспечите и то, и другое одновременно, расширение будет более эффективным.

СОВЕТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

На стадии роста будьте готовы к тому, что вам придется испытать усиление личной ответственности, дополнительные трудности и сокращение денежного потока

Многие менеджеры убыточных предприятий полагают, что смогут решить свои проблемы, если увеличат постоянные издержки большего числа единиц бизнеса Это заблуждение Прежде всего нужно зафиксировать проблему и не расширять прореху, в которой исчезают деньги.

Расширяйте свой бизнес, если имеющиеся производственные мощности исчерпали свой ресурс или не позволяют в полной мере удовлетворить спрос. Оцените, насколько расширится круг ваших потребителей, если вы построите еще одно помещение или переедете в новое. Сравните прибыль, которую вы сумеете получить от дополнительных продаж, с издержками расширения. Например, если вы заметили, что в вашем магазине увеличилось количество не использующихся корзин и тележек на колесиках, значит, покупатели отказываются заходить в отдел, видя длинную очередь в кассу. Чтобы решить эту проблему, установите дополнительные кассовые аппараты.

Расширяйтесь, если сможете сохранить постоянные издержки на прежнем уровне, увеличив при этом объемы продаж. Когда увеличение объемов продаж не повышает постоянные издержки, решение о расширении вполне оправданно. Однако если затраты должны возрасти, сравните их с дополнительными поступлениями, которые даст увеличение объемов продаж. И только после этого инициируйте расширение.

Защитите свою компанию от взрывного роста

Контролируемый рост предполагает тщательную подготовку, регулярное планирование, прогнозирование и модификацию программ. Взрывной рост, напротив, включает в себя опасные элементы, которые способны полностью разрушить начинающее предприятие. Не подкрепленный увеличением продаж, он отпугивает банкиров и инвесторов, что может привести к серьезным трудностям (см. раздел «Симптомы опасного роста»).

Примеры описания стратегии роста

После успешной презентации [название продукта] на [канадском] рынке мы продолжим расширение в следующих районах:


Пример 1. Чтобы увеличить продажи на [канадском] рынке, мы будем проводить более агрессивную рекламу на национальном уровне, адресуя ее мелким розничным торговцам и специализированным магазинам. Достигнув финансовых целей первого года, мы планируем предоставить возможность нашим торговым представителям войти в штат компании и продавать продукты только от ее имени. Те же, которые захотят остаться независимыми, будут заменены нашими собственными сотрудниками.

Пример 2. После успешного завершения стадии выхода на рынок [Ванкувера], мы будем осуществлять экспансию путем

a) расширения службы телемаркетинга с 8 до 15 человек; б) удвоения числа собственных торговых представителей; в) финансирования продаж в соседних городах, включая [Сиэтл, Викторию и Портленд].

БОЛЬШОЕ – не значит хорошее, если вы подводите под него зыбкий фундамент Колосс на глиняных ногах обязательно рухнет.

Чтобы получать прибыль во время расширения, необходимо сохранять баланс между операционными статьями вашего отчета о прибылях и убытках и статьями активов и обязательств в балансе вашего предприятия Например, если в среднем ваши годовые продажи составляют $500 000, а дебиторская задолженность – $50 000, существует 10 %-й баланс Когда же рост обеспечивается улучшением кредитного состояния, баланс может быть изменен Например, если продажи возрастают до $1 млн, а дебиторская задолженность до $150 000, то в этом случае баланс составляет 15 %

Пример заявления о расширении круга целевых потребителей

Чтобы стимулировать дальнейший рост, мы будем использовать следующие методы расширения базы потребителей и увеличения объемов продаж: ♦ проведение региональных рыночных исследований ♦ установление личных контактов с клиентами с целью обнаружения новых идей ♦ предложение сопутствующих [продуктов, услуг] потенциальным потребителям в данном регионе [описание региона] ♦ участие в местных и национальных торговых выставках, включая [перечисление выставок] ♦ отслеживание правительственных постановлений, касающихся розничной торговли ♦ создание сети деловых связей с [перечисление организаций] ♦ установление партнерских отношений с корпорациями ABC и XYZ ♦ внедрение системы поощрения потребителей, рекомендующих нашу компанию третьим лицам ♦ финансирование в размере $[XX] научных исследований и разработки новых продуктов.

Научные исследования и разработка новых продуктов

Чтобы сохранить конкурентоспособность, вы должны идти в ногу с передовыми технологиями и новейшими методами маркетинга, которые способны оказать влияние на успешность вашего предприятия.

Усилия, потраченные на проведение научных исследований и разработку новых продуктов, способны принести пользу не только высокотехнологичным фирмам, но и производственным и сервисным компаниям.

Примеры описания научных исследований и разработок

[Название компании] уже потратила значительное количество времени на научные исследования и разработку [собственного] [продукта] в рамках отпущенного бюджета, составившего $ [XX].[9]


[Я, мы] сумели обнаружить [опишите открытие или разработку метода], что позволило [сократить расходы, увеличить продажи]. Крупнейшим достижением к настоящему времени является [опишите открытие]. Однако сейчас [мои, наши] исследования становятся более [экспериментальными, интенсивными, глубокими], поэтому для получения окончательных результатов [мне, нам] понадобится дополнительное время. Бюджет научных исследований на ближайшие годы составляет [X % доходов или $XX].

[Мой, наш] следующий исследовательский проект посвящен [опишите проект].

В настоящее время [я, мы] проводим научно-исследовательскую программу совместно с [название университета или института]. Эффективность этой программы получила самые высокие оценки. [Я, мы] также используем некоторые источники правительственного финансирования, включая [опишите правительственные программы].

Капитал не столь важен в бизнесе Не имеет большого значения и опыт И то, и другое вы можете приобрести Самое главное – это идеи. Они составляют ваш главный актив Если у вас есть идеи, ваша деятельность в жизни и в бизнесе не будет иметь границ.

ХАРВИ С. ФАЙЕРСТОУН

[Название компании] продолжает изучать возможности новых [продуктов, услуг], которые стимулируют дальнейший рост бизнеса. Для поддержания этого процесса менеджерами были [разработаны, приняты] [критерии оценки прогресса].

Преуспевающие фирмы отказываются от слепой веры в свое превосходство Они полагаются только на непрерывные улучшения и изменения.

ТОМ ПИТЕРС

Бизнес-план за 30 дней

Рабочие листы 7-го дня

Опишите стратегии роста, поскольку главные цели и задачи уже определены. Уделите внимание планам проведения научных исследований и разработок.

Планируемое расширение

Мозговой штурм. Опишите, как вы будете расширять свой бизнес («Начните с малого, думая о крупном!»).




Первый метод расширения




Второй метод расширения




Перечислите и опишите другие стратегии, которые вы планируете использовать с целью расширения бизнеса и увеличения рыночной доли.




Укажите три причины, объясняющие, почему ваша компания готова к расширению. Применительно к начинающим предприятиям нужно определить, какие цели компания должна достичь или какие рыночные условия будут поддерживать расширение.

Пример. Если канадское правительство снизит ограничение на присутствие иностранных компаний в телекоммуникационной индустрии, открыв рынок для американских провайдеров, мы сумеем выйти на рынок Торонто, поскольку достаточно хорошо позиционированы для подобного расширения.




Укажите проблемы, с которыми ваша компания может столкнуться в период роста, и объясните, как вы намерены решать их.




Научные исследования и разработка новых продуктов

Мозговой штурм. Опишите использующиеся вами стратегии научных исследований и разработок.




Первая стратегия научных исследований и разработки новых продуктов. Например: составить анкету по выяснению удовлетворения запросов потребителей провести исследование регистрации посетителей веб-сайта.




Вторая стратегия научных исследований и разработки новых продуктов.

Например: ♦ увеличить количество сотрудников, занимающихся научными исследованиями и разработкой новых продуктов ♦ адаптировать техническую новинку, предложенную инжиниринговой компанией XYZ.




Какую сумму составляет ваш бюджет научных исследований и разработки продуктов? Сколько тратят на эти цели ваши конкуренты? Что вы будете делать, если вашему продукту или услуге будет угрожать новая конкурирующая технология?


День 8

Опишите ваши основные продукты и услуги. Составьте планы будущих продаж

СОСТАВИТЬ СПИСОК

II. План компании

ПЛАН ПРОДАЖ

♦ Описание основных продуктов и услуг

♦ Анализ осуществимости

♦ Будущие продукты и услуги

План продаж

План продаж, который называют также планом сбыта, описывает, какие продукты или услуги вы будете предоставлять либо производить. В нем также указываются необходимые объемы запасов, которые вы будете создавать на основе оценки текущих продаж. В этом плане должна содержаться сравнительная информация о ценах и качестве товаров и услуг, а также кредитных возможностях, предоставляемых различными поставщиками.

Как и Китай, Интернет является новым рынком, имеющим колоссальные размеры. Но вы должны выяснить для себя, что вы будете делать на этом рынке Используйте Интернет как исследовательский инструмент, налаживайте с его помощью контакты с людьми, создавайте ценности для ваших постоянных потребителей

ЛАРРИ ЧЕЙЗ, консультант в области электронного маркетинга

Описание основных продуктов и услуг

Выделив этот подзаголовок в бизнес-плане, опишите ваши основные продукты и услуги и оцените их преимущества, недостатки и ликвидность. Укажите существующие нормативные и сертификационные требования. Если кроме продукта вы предоставляете также сопутствующий сервис (например, гарантийное обслуживание), не забудьте об этом упомянуть. Отметьте также качества и преимущества, характерные для ваших и конкурирующих продуктов, только для конкурирующих и только для ваших продуктов. Дайте ответы на следующие вопросы:

Пример описания продукта и услуги

[Название компании] имеет намерение предложить [продукт, услугу]. Этот [продукт, услуга]

Продукт♦ имеет самую низкую цену ♦ является наиболее совершенным с технической точки зрения ♦ более практичен по сравнению с предложениями конкурентов ♦ позволяет потребителям сэкономить время и деньги оправдывает свою цену представляет альтернативный способ достижения [опишите цель].

МАРКЕТИНГОВАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ

Информация, содержащаяся в вашем плане продаж, может использоваться в буклетах и других рекламных материалах.

Концепция бизнеса определяет стратегии успешной презентации продукта или услуги на рынке, включая установление цены, получение доходов и распределение Она охватывает также ваши деловые предложения, модель бизнеса и его видение В письменном описании концепции могут содержаться описания целевых рынков, характеристик продукта или услуги и уникальных преимуществ предприятия.

Услуга. ♦ До сих пор была недоступна в данном регионе улучшенное качество сервиса обеспечено командой сотрудников, общий опыт работы которых составляет [XX] лет.

Мы имеем [патент, зарегистрированную торговую марку] и обладаем эксклюзивным правом продажи [продукта, услуги] в [географический регион] до [XX] года. После завершения этого срока мы продлим эксклюзивный договор на [XX] лет. Несмотря на использование технологии, мы предполагаем, что другие компании сумеют создать аналогичный [продукт, услугу] в течение [XX] лет. Чтобы сохранить конкурентоспособность, нам необходимо направлять около [XX]% доходов на научные исследования.

Поиск информации для выработки новых идей относительно продуктов и услуг

Чтобы узнать о новейших продуктах и услугах, читайте журналы, публикации периодических изданиях, каталоги конкурентов. Регулярно посещайте библио теки, исследовательские центры, цеха производителей, торговые ярмарки и все те места, где вы можете ознакомиться с тенденциями потребительского рынка. Следите за технологическими и демографическими изменениями, определяйте особенности жизненного стиля людей и направление деятельности конкурентов. Старайтесь получить максимально полную информацию о вашем целевом рынке.

Отчетливое представление о том, что продается в данный момент, позволит вам прогнозировать, что будет продаваться в будущем.

Выписывайте журналы и каталоги, адресованные вашим целевым потребителям. Опрашивайте друзей, родственников, знакомых, прохожих, которые могут интересоваться вашим бизнесом. Пытайтесь узнать, в каких продуктах или услугах они нуждаются. Посетите местную библиотеку и составьте список полезных для вас источников информации.

Новые продукты создаются и поступают на рынок Какова вероятность, что рынок не примет их? (80 %).

А.ДЖЕЙМС ФИКС. «Альманах лишних вещей»

Если бы мы только смогли продавать фары для каждого китайского мотоцикла.

DANSK INDUSTRY. Подзаголовок рабочих планов

Я ничего не изобретал. Я лишь заново открывал.

ОГЮСТ РОДЕН

В прошлую эпоху за использование одной возможности боролись тысячи людей, в наше время перед каждым человеком открыты тысячи возможностей.

ГЕНРИ ФОРД

Когда одна дверь, ведущая к счастью, закрывается, другая дверь тут же открывается Но порою мы так долго смотрим на закрытую дверь, что не видим ту, которая открыта для нас

ЭЛЕН КЕЛЛЕР

Анализ осуществимости

Анализ осуществимости позволяет оценить жизнеспособность специфической концепции бизнеса, продукта или услуги в параметрах 1) рынка, 2) конкуренции и 3) возможностей продаж.

Новаторы консервативны по своей природе Они сосредоточены НЕ СТОЛЬКО на рисках, СКОЛЬКО на использовании открывающихся возможностей.

Почти все достижения в искусстве, кулинарии, медицине, технике и маркетинге рождаются в тех случаях, когда человек подвергает сомнению существующие правила и пытается использовать новый подход

Если вы создали очень хороший продукт, вам не нужно быть выдающимся специалистом по маркетингу.

ЛИ ЯКОККА

Его можно проводить также для того, чтобы определить ошибки и способы их устранения. Начните с определения продуктов и услуг, которые вы планируете продавать, а также укажите нужды, которые они будут удовлетворять. Оцените, насколько удовлетворены эти нужды в настоящее время, можно ли повлиять на спрос с помощью рекламы, в какой степени насыщен рынок. Используйте анкету из 80 пунктов, помещенную в разделе «Рабочие листы 8-го дня», чтобы определить имеющийся потенциал.


Будущие продукты и услуги

Слово enterpreneur (предприниматель) означает «деятель, делец». Предприниматели постоянно ищут новые возможности, пытаясь понять, как будет выглядеть будущее, какие изменения и потребности в нем возникнут. Под данным подзаголовком опишите сферы роста, а также стратегии, которые вы будете использовать для создания новых продуктов и услуг.

Создание новых рыночных возможностей

Ищите неудовлетворенные потребности. Предприимчивые и деловые люди выискивают потребности рынка, которые они смогли бы удовлетворить. Чтобы раньше всех привлечь на свою сторону новую группу потребителей, спросите себя: «Какие неудовлетворенные потребности существуют, и как я могу удовлетворить их раньше, чем это сделает кто-то другой?». Чтобы инициировать поиск, спросите себя: «Как я могу выявить неудовлетворенные потребности людей, о которых они даже не знают?».

Ниже описываются две стратегии, которые помогут вам найти неудовлетворенные потребности:

Ищите существующую сеть дистрибьюторов или дилеров, которые не имеют доступа к продукту. Иногда потребители не могут получить продукт только потому, что его нет у местных поставщиков, или потому, что дилеры не могут привезти продукт по непредвиденным обстоятельствам, например, по причине нарушения автомобильного, железнодорожного или авиационного сообщения.

Пытайтесь понять, что именно причиняет людям боль, и устраните ее. Понаблюдайте за повседневными действиями людей и почувствуйте ритм их жизни. Где нарушается ритм и возникает тревога, там открываются новые возможности.


Изучайте изменения. Нет сомнения в том, что завтра будут процветать те предприниматели, которые быстро адаптируются к изменениям сегодня. Весьма интересным представляется тот факт, что большинство по-настоящему успешных бизнесменов составляют те люди, которые ищут и изучают изменения. Здесь нужно иметь зоркие глаза и чуткий слух. Всегда имейте при себе блокнот и заносите в него заинтересовавшие вас детали, которые в определенный момент помогут вам обнаружить никем не замеченную возможность. Посещайте торговые выставки и научные симпозиумы, напрягая свой слух не только в конференц-зале, но и в кабине лифта. Внимательно прочитывайте деловые публикации в газетах, наблюдайте за подписанием контрактов и должностными назначениями. И возможно, с помощью хитрой уловки вам даже удастся попасть на вечеринку, проводящуюся в офисе конкурента.

Чтобы увидеть новые возможности, пытайтесь найти изменения в восприятии людей в отрасли в обмене ценностями между поставщиками и потребителями в демографии. Следите: за технологическими изменениями за регулированием и ослаблением регулирования в отрасли за отсутствием изменений за стремительным ростом за спадом в отрасли за неожиданными успехами и неудачами и не расслабляйтесь.

Инициируйте инновации. Инновация – это хорошо организованная, продуманная, систематическая работа, которая начинается с анализа возможностей. Эти возможности существуют только на рынке. Прибыльные инновации являются результатом воздействия на экономику или общество, изменения поведения потребителей или изменения процесса, т. е. того, как люди работают и осуществляют производство. Прибыльные инновации всегда близки рынку, сконцентрированы на рынке и вдохновляются им. Они начинаются с обнаружения практических потребностей и удовлетворения их.

Приветствуйте новое. Чтобы продвигать инновации и создавать новые возможности, позвольте вашим сотрудникам работать над идеями в небольших унифицированных командах избегайте узости кругозора тщательно анализируйте все необходимые факторы, прежде чем осуществлять инновацию развивайте специальные навыки не пытайтесь добиться отличий только ради самих отличий не распыляйтесь и направляйте усилия в одно русло не создавайте инноваций для будущего – создавайте их для настоящего не делайте копий и стилизаций – улучшайте и усовершенствуйте поощряйте свободный обмен мнениями во время дискуссий концентрируйте внимание на практических действиях, обеспечивающих прогресс, а не на бумажной работе достигайте результатов малыми силами не тратьте лишних денег и ведите строгий учет расходов стремитесь к простоте инноваций смотрите, спрашивайте и слушайте поощряйте экспериментирование формируйте команды инженеров из дополняющих друг друга специалистов ставьте себя на место других, чтобы объективно оценивать свои инновации соблюдайте рыночные стандарты пытайтесь извлечь выгоду из чужих инноваций не старайтесь быть слишком умным поощряйте поиск, даже если подчиненные совершают по 10 ошибок в день п редставляя инновацию, не экспериментируйте с ней.

Выходите на новый рынок со старым продуктом либо представляйте новый продукт старому рынку. Довольно рискованно выходить на новый рынок с новым продуктом или услугой, особенно это касается начинающего предприятия. Вы никогда не сможете точно сказать, будет ли этот продукт совершенным; и если даже он будет таким, вы никогда не сможете точно прогнозировать, удовлетворит ли он нужды ваших потребителей. Не стоит пытаться совершить невозможное: не предлагайте нечто такое, что вы не продавали до сих пор, не навязывайте свое предложение людям, которые не делали у вас покупок. В результате вы можете потерять ваших нынешних потребителей, которые оставят вас, недоумевая, куда подевались ваши традиционные продукты. Выходя на новый рынок или представляя новый продукт, будьте осторожны. На новом рынке выгоднее предлагать старый продукт, продаваемость которого проверена. Напротив, новый продукт имеет смысл предлагать старому рынку целевых потребителей (см. рис. 8.1).


Рис. 8.1. Вход в новые рынки

Бизнес-план за 30 дней

Рабочие листы 8-го дня

Опишите ваши основные продукты и услуги. Составьте планы будущих продаж


Описание основных продуктов и услуг

Прибыльные продукты. Отметьте факторы и характеристики, актуальные для вашего продукта:




Прибыльный сервис. Отметьте факторы и характеристики, актуальные для вашего сервиса:




Опишите линию вашего главного продукта или услуги. Почему она будет прибыльной? (еще раз просмотрите материал, помещенный в начале этого раздела).




Проведите SWOT-анализ вашего основного продукта или услуги (либо линии продукта или услуги).




Используя ключевые слова и фразы, укажите детали и сделайте анализ других значимых продуктов и услуг, которые вы производите.




Опишите преимущества, которые получает потребитель/клиент, пользующийся вашим продуктом или услугой.

Пример описания преимуществ и характеристик: «Наша новая модель шины гарантирует повышенную безопасность водителей и пассажиров (преимущество) благодаря запатентованной конструкции протектора, снабженного скрытыми в его поверхности стальными деталями (характеристика)».




Анализ осуществимости

Мозговой штурм. Выберите наиболее важные пункты, актуальные для концепции вашего бизнеса, продукта или услуги, из «80-пунктовой анкеты» и заполните их. Дайте моментальные ответы, не переспрашивая себя дважды. В конце концов, эти вопросы будут столь близки вам, что станут вашей второй натурой (как бы врастут в вас). Суммируйте наиболее важные факторы, относящиеся к осуществимости вашей концепции бизнеса.




Будущие продукты и услуги

Перечислите стратегии, которые вы будете использовать для создания новых продуктов и услуг (изучите изменения, о которых говорилось в начале этого раздела).




Перечислите возможные будущие продукты и услуги, которые вы планируете предложить вашему целевому рынку. Укажите причины, по которым вы намерены сделать эти предложения.








Источники информации. Рассмотрите приведенные ниже источники информации о новых продуктах и услугах. Отметьте и перечислите те из них, которые актуальны для вашего бизнеса.


День 9

Найдите поставщиков. Примите меры по защите ваших идей

СОСТАВИТЬ СПИСОК

II. План компании

ПЛАН ПРОДАЖ

♦ План закупок

♦ Приобретение прав собственности и эксклюзивных прав

План закупок

Когда кто-то пытается вам что-то продать, не воображайте, что этот человек все время бывает таким вежливым.

ЭДГАР УОТСОН ХОУ

Ничто не удивляет людей больше, чем здравый смысл и откровенность.

РАЛЬФ УОЛДО ЭМЕРСОН

В этом разделе бизнес-плана объясните, какие заказы вы будете размещать, когда будет осуществляться доставка, когда запасы достигнут максимума, когда перестанут размещаться повторные заказы, когда определенные единицы перестанут включаться в запасы. Опишите также, откуда поступают товары и сырье, каковы объемы закупок, проводите ли политику получения скидок, как осуществляется доставка. Укажите названия и адреса основных поставщиков и кратко охарактеризуйте их. Расскажите, где они находятся, и почему вы их выбрали, какими уникальными качествами каждый из них обладает. В конце раздела представьте структуру расходов и прейскуранты. Опишите, какую политику вы проводите по отношению к поставщикам.

Выбор поставщиков

Не имея надежного поставщика, невозможно достичь успеха в бизнесе. Однако нельзя полагаться только на одного поставщика. Найдите хотя бы двух-трех для каждого из продуктов, которые вы продаете. Пусть они ведут конкуренцию между собой за право подписания контрактов с вашим предприятием.

Закупки с максимальной выгодой

Чтобы ваши поставщики приносили вам максимальную выгоду, используйте следующие стратегии: спросите поставщиков, проводят ли они программы участия в рекламных расходах делайте закупки в сложные для поставщиков периоды, чтобы получать скидки и оговаривать более выгодные условия размещайте крупные заказы, чтобы получать скидки закупайте только такие партии, которые вы способны продать вне зависимости от ценовых и кредитных условий (эта стратегия особенно актуальна для начинающих предприятий) найдите нескольких альтернативных поставщиков сырья не соглашайтесь сразу с той ценой, которую предлагает поставщик, попытайтесь заключить более выгодный для вас контракт подтверждайте свою кредитоспособность, вовремя проводя платежи поддерживайте хорошие отношения со всеми поставщиками предлагайте частичную или авансовую оплату в обмен на скидки составьте письменный документ, в котором изложите свою политику взаимодействия с поставщиками добивайтесь скидок в обмен на предоплату чтобы сохранить больше наличных денег, отправляйте платежи непосредственно перед истечением срока оплаты.

СОВЕТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Чрезмерное количество поставщиков грозит большими тратами времени на торговых представителей, повышением расходов на ведение учетных записей, дублированием функций и хаосом на складе

Если во время летних месяцев продажи падают, вам следует увеличить периоды времени между повторными заказами Если во время зимних месяцев продажи повышаются, вам следует сократить периоды времени между поставками.

Поврежденные товары или материалы не должны использоваться или размещаться без разрешения перевозчика.

Чем дольше товар лежит на полках, тем дороже он стоит и тем меньшую ценность он имеет.

Составление бюджета закупок

Начните составлять бюджет закупок с максимально точного прогноза продаж. Сохраните возможность маневра, выделив в своем бюджете резервный фонд для совершения выгодных текущих сделок и получения скидок.

Одновременное планирование закупок и продаж. При составлении плана закупок нужно соотносить уровень запасов с месячными продажами, чтобы предотвратить затоваривание или недостаток товаров. Для каждого месяца или года нужен свой объем запасов. Учет продаж покажет, когда возникают всплески и спады, и закупки должны проводиться таким образом, чтобы соответствовать потребительскому спросу. Необходимо, чтобы максимум запасов возникал непосредственно перед периодом активных продаж, а минимум предшествовал падению спроса. Неправильное варьирование объемов запасов негативно сказывается на продажах и прибыли.

«В наличии для покупки». Этот термин означает предусмотренную бюджетом сумму, которая резервируется розничным оператором для закупки дополнительных партий товара, если он пользуется повышенным спросом. Такая предусмотрительность обеспечивает гибкость и позволяет совершать выгодные сделки.

Калькуляция объемов прибыльных повторных заказов

В хорошо продуманном плане закупок указывается, когда нужно размещать повторные заказы, чтобы не снизить продажи или, наоборот, не создать затоваривания (которое сопряжено с дополнительными расходами). Для определения точки (момента) возобновления заказа, т. е. той точки, когда объемы запасов достигают минимума и требуются новые поставки, вычислите оптимальный размер заказа и сроки его выполнения (см. раздел «День 12. Контроль запасов»).

Точка повторного заказа, направляемого оптовому торговцу обувью. Сью Смит владеет акционерной компаний XYZ, которая продает 10 000 пар обуви в год. Она определила, что оптимальный размер заказа одной партии – 3162 пары (см. пример калькуляции в разделе «День 12. Контроль запасов»). Согласно подсчетам Смит, оборачиваемость запасов составляет 3,162 раза в год, т. е. каждые 115 дней. Поскольку заказ выполняется в течение 14 дней, ей нужно размещать следующий заказ через 101 день после получения предыдущего. Чтобы избегать затоваривания, Смит отправляет новый заказ, когда учетные записи показывают, что в магазине осталось 385 пар тапочек. Она определяет эту точку путем вычисления процента от запасов, которые должны оставаться в магазине до получения нового заказа (здесь можно использовать стоимость вместо оптимального размера заказа).

Точка повторного заказа = Оптимальный размер заказа × [Количество дней выполнения заказа: Период оборота запасов] = 3162 единицы × [14: 115] = 385 единиц.

Проведение политики приемки или проверки заказа

Критерии и процедуры, использующиеся для поверки поступающих товаров или сырья, должны быть зафиксированы в документах, доступных обоим участникам сделки. При проведении политики проверки заказов необходимо выделить следующие аспекты: 1) что делается после получения заказа (например, каждая упаковка должна быть проверена на предмет сохранности, а весь пришедший товар должен быть пересчитан); 2) что делается, если обнаруживается порча или недостача товара либо сырья (например, в случае обнаружения поврежденной упаковки она сохраняется в том же виде, в каком пришла на склад); 3) какие процедуры проводятся для проверки поврежденной упаковки и находящихся в ней товаров (например, меры, предпринятые для того, чтобы поврежденная упаковка не переносилась на другое место до ее инспектирования); 4) что делается после проведения инспекции (например, поврежденные упаковки хранятся на складе до тех пор, пока от поставщика не будет получено письменное разрешение об их возврате). Чтобы облегчить процедуры приемки и проверки заказов, повсеместно используется следующая стандартная форма «Отчета о получении заказа» (см. рис. 9.1).


Рис. 9.1. Отчет о получении заказа

Политика отказа от размещения заказов

Завершающая часть плана закупок включает руководящие принципы, которые помогают определить, когда нужно прекратить размещать заказы на ту или иную единицу. Эти принципы основываются на следующих критериях: в результате появления новой модели продукта предыдущая модель устаревает продукт не способен генерировать запланированный уровень продаж коэффициент оборачиваемости продукта ниже среднего коэффициента оборачиваемости прибыль, приносимая продуктом, ниже средней прибыли единицы запасов по таким причинам, как повышение стоимости продукта, ценовые войны, спад в индустрии, необходимость значительной скидки, которая является единственным способом привлечь внимание потребителей к продукту упаковка продукта покрыта столь густым слоем пыли, что на ней можно написать ваше имя.


Приобретение прав собственности и эксклюзивных прав

Если у вас есть идея, которая способна принести значительную прибыль, можете не сомневаться в том, что как только она станет общеизвестной, ее попытаются скопировать или даже украсть. Умение внедрить инновацию (один из главнейших навыков для любого предпринимателя) заключается, прежде всего, в том, что человек берет существующую идею и изменяет ее в значительной или незначительной степени таким образом, чтобы принести пользу себе и другим. Поэтому можно утверждать, что защитить новую идею не менее важно, чем родить ее. Однако защита прав интеллектуальной собственности может быть довольно обременительным и дорогим занятием. Ниже указаны типы такой защиты, принятые в США.

ТРАГЕДИИ ТОРГОВЫХ МАРОК

Торговая марка, использующаяся для описания нового типа продукта, может получить столь широкое распространение в результате отсутствия альтернатив, что становится ярлыком для обозначения целой категории продуктов и лишается защищающих ее авторских прав. Примерами таких торговых марок являются АСПИРИН и ТЕРМОС.

ISO 9002[10]

Бизнес-план за 30 дней

Рабочие листы 9-го дня

Найдите поставщиков. Примите меры по защите ваших идей.

План закупок

Обобщите основные положения вашего плана закупок.




Перечислите и сравните поставщиков.

Конец ознакомительного фрагмента.