Вы здесь

Бизнес-план за 30 дней. Пошаговое руководство по успешному бизнес-планированию и началу собственного дела. Часть I. Обзор бизнеса (П. Д. Патсула, 2010)

Часть I

Обзор бизнеса

Изменяйте свои действия, а не цель, когда становится ясно, что она недостижима.

Конфуций

В этой части:

Титульный лист

Оглавление

Резюме руководства

Фактический материал

День 1

Дайте название своей компании. в письменном виде сформулируйте ее миссию. Составьте бизнес-план 1-го дня

СОСТАВИТЬ СПИСОК

I. Обзор бизнеса

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Название компании

Заявление о миссии компании

Бизнес-план 1-го дня

Обзор бизнеса

В разделе «Обзор бизнеса» необходимо сказать:

кто вы

♦ что вы собой представляете

♦ чего вы хотите.

Используйте этот раздел бизнес-плана, чтобы привлечь к себе внимание и показать адресату, каким образом вы сумеете добиться успеха. Здесь очень важно, чтобы потенциальные инвесторы увидели, в чем могут состоять их интересы и как они могут удовлетворить их.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Бизнес-план часто выполняет функцию инструмента продажи идеи. Но он не должен уподобляться рекламному проспекту. Избегайте художественных метафор, профессионального жаргона и неуемного самовосхваления. Самыми сильными убеждающими аргументами должны быть ваши идеи и представленные результаты исследований. Чрезмерное подчеркивание малосущественных деталей или преувеличение продаж и прибыли только помешает читателю оценить по достоинству ваш бизнес-план.

Титульный лист

Титульный лист бизнес-плана должен привлечь внимание адресата и заставить его ознакомиться с документом. Желательно, чтобы оформление титульного листа было простым, но информативным. Сюда можно включить некоторые описательные элементы, которые придают документу профессиональный вид и облегчают чтение (обратите внимание на примеры, приводящиеся в этом разделе и в разделе «День 2»).




Рис. 1.1. Образец титульного листа

Название компании

На титульном листе необходимо указать название компании и сделать заголовок «Бизнес-план» (рис. 1.1). Здесь обязательно указываются: адрес предприятия, его телефон, факс, e-mail, URL-адрес, имена, адреса и телефоны людей, с которыми заинтересованное лицо может наладить контакт для получения ответов на возникшие вопросы.

Выбор названия компании

Возьмите ручку, лист бумаги и расположитесь в уединенном месте, где вы можете спокойно поразмышлять. Запишите на листке приходящие вам на ум названия (чем больше их будет, тем лучше). Выберите из полученного списка 10–12 названий для тщательного анализа. Предложите друзьям, коллегам и потенциальным потребителям оценить ваш выбор. Стремитесь к тому, чтобы название было оригинальным, но понятным, кратким, но наполненным смыслом, простым, но информативным и при этом легко набиралось на компьютере при создании электронного адреса. Воспользуйтесь поисковыми системами, например Google.com, и обратитесь в службы регистрации доменов. Вам также следует провести исследование торговых марок, чтобы исключить возможность нарушения авторских прав (более подробно этот вопрос рассматривается в разделе «Защита идей, продуктов, услуг»).

Чтобы генерировать идеи, используйте следующие стратегии:

Свяжите название с…

Известной улицей, городом, мегаполисом, государством, регионом. Например: булочная Бурбон стрит, Парижские меха, Швейцарская международная авиакомпания, Азиатские гравировщики, Тихоокеанские интерьеры, Дальневосточные импортеры, Amazon.

Животными, птицами, рыбами: лесная авиаразведка Ворон, промышленная техника Лев, системы безопасности Овчарка, клуб Акула, прокат автомобилей Сокол, строительное оборудование Кардинал[3], детская клиника Медвежонок, Пума.

Удачно выбранное название компании… легко запомнить, легко произнести, легко написать, легко воспроизвести на рекламных щитах. Оно информативно, точно отражает суть бизнеса, не зарегистрировано другой фирмой, оригинально, ассоциируется с позитивными образами, охватывает сферу, которая шире рамок обыденной жизни Используйте краткое название, особенно если планируете давать печатную рекламу.

Удачно выбранное название компании… указывает на качество, вселяет уверенность и создает положительный имидж Оно благозвучно, графически привлекательно, приятно для языка, как глоток хорошего вина.

Удачно подобранное название продукта созвучно названию компании. Например, Ford Taurus («Форд Таурус»), запоминается лучше, чем Ford Pisces («Форд Пискес»), потому что «Таурус» хорошо сочетается со словом «Форд».

Человек с неулыбчивым лицом не должен открывать собственный магазин.

КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА

Известными компаниями и организациями: сервисный центр Xerox, графика Oxford, ремонт автомобилей Ford, Сингапурское отделение Christian Dior. Используйте репутацию крупных компаний или институтов, чтобы повысить собственную (но не забудьте получить разрешение).

Мифическими персонажами: школа вождения Единорог, боксерские перчатки и груши Атлант, шарфы Персей, системы связи Либра, верхняя одежда Одиссей, модная одежда Нептун, строительная компания Дракон, зарубежные товары Хануман, кафе Зита.

Качеством и высокими нормами производства: шарфы Профи, строительное оборудование Премия, чистка ковров Профессионал, гольф-клуб Плюс, тормозные диски Quality.

Королевской атрибутикой и высшим сословием: леди Минг, технические инструменты Корона, погрузочный сервис Монарх, Королевский банк Канады, химчистка Виконт, кафе Гранд, цветочный магазин Принцесса, ювелирные украшения Прекрасная леди, Верховная астрология.

Историческими личностями, благородными металлами и драгоценными камнями, природными феноменами или известными объектами: страховая компания Линкольн, отель Король Сейонг, игровые автоматы Сунь-цзы, золотые ковровые покрытия, автобусный сервис Прибой, двери Восход.

Создайте сложное сокращение из слов, передающих суть вашего бизнеса. Например: моющие системы Промзона, Сварочно-шлифовальное строительное оборудование, Тепловентиляционные камины, Safeway[4], Универсалперевозка, Срочный медсервис, Азиафармацевт.

Сложите из букв, входящих в ваше имя и имена ваших партнеров, отдельное слово. Например: черепичные покрытия Алко (владельцы бизнеса Алан и Коллинз), воздушные шары Баклис (владельцы Боб, Жаклин и Алиса), дизайн интерьера Кили (владельцы Моника Ким и Оксун Ли).

Используйте имя выдуманного персонажа. Например: офисная техника Даки, ресторанный сервис Джек Обворожитель, чистка дымоходов Мистер Трубочист, продукция Саулмен, чистка мебели Тетушка Джина.

Яркие символы обладают большой силой, однако они не всегда бывают нужны. Microsoft, Ben & Jerry's, Google создали запомина ющиеся, эффектные логотипы, правильно выбрав цвета и шрифтовую гарнитуру Когда словесный товарный знак, имеющий хороший дизайн, все время находится на всеобщем обозрении, он становится символом компании, выражающим ее характеристики.

БОБ КАДРИ, президент дизайнерской группы Point of Vision

Используйте название мифического или несуществующего места. Например: перекресток Такседо, Шервудский лес[5], Папи-айленд, рестораны Дрэгон-сити, мясной ресторан Территория Джека, площадь Пэти.

Подчеркните существенное преимущество вашего продукта или услуги. Например: подвесные алюминиевые конструкции, надувные шары Экспресс, тесты пищевых продуктов Свежесть, клуб Стройный силуэт, чистка печей Легкое дыхание, средство для мытья окон Кристалл, Скоростные струйные принтеры, выпечка Эконом, транспортные перевозки Комфорт, оптика Единица.

Вселите в потребителей уверенность и гарантируйте надежность. Например: обувной магазин Честнейшая Эбигейл, безотказные электроприборы, курьерская служба Надежность, страховая компания Доверие.

Выберите короткое название. Короткие названия запомнить гораздо легче, чем длинные. Они удобны для создания логотипа. Например: Sony, Nike, Ford, Dell, Ikea, Avis, Fuji, AOL, Best, Intel, Adobe, Acer, NEC.

Просмотрите алфавитные указатели, журналы, справочники «Желтые страницы». Составьте список фирм, которые ведут интересующий вас бизнес. Отметьте понравившиеся вам названия. Попытайтесь понять, почему эти названия выделяются на общем фоне. Используйте аналогичный формат, чтобы придумать название для собственной компании.

Сделайте название более солидным, чем ваш реальный бизнес. Пусть никто не узнает, что вы работаете в гараже или подвале. Например: типография Миллениум, Мега-газ, рекламное агентство XXI век, ресторан морепродуктов Китайской императорской кухни.

Выберите запоминающееся название. Название компании будет запоминающимся, если оно благозвучное, короткое, легкое для произнесения и написания, вызывает ассоциации. Например: Bilders First («Лучшие строители»), Wired for Sound («Звуковое прослушивание»), Furry Affairs («Меховые изделия»).

Если вы не сформулировали общей задачи, цели, амбиции и мечты не стоят той бумаги, на которой они записываются Без ясного направления бизнес-план, вне зависимости от того, насколько тщательно он составлен, превращается просто в набор слов, размещенных на правильно разграфленных страницах

Доброе имя нужно желать больше великих богатств

Мф. 16:26

Бизнес-план заставляет вас обдумать каждый аспект деятельности и помогает вам оценить возможности роста и прибыли.

Сделайте название персонифицированным, а не описательным. Например: рыболовное и охотничье снаряжение Лосось, дизайнерская компания Пикассо, Бобровый жир, водопроводные системы Ньюмен, Дом моды Сюпанг, Поставки Инда Раса.

Укажите тип предприятия с помощью соответствующих терминов. Например: «Джим Бург и Партнеры», «Бутик париков», «Центр панельного домостроения», рыболовная компания «Биллингейт», строительное управление «Бали» (полный список описательных терминов представлен ниже, в этом разделе).

Адресуйте название компании целевым потребителям. Например: «Средство от полноты», «Шампунь для собак», «Магазин дешевой мебели».

Укажите в названии компании место, где она расположена. Например: «Глазной центр Студенческого городка», торговое оборудование Речная долина, «Клиника Бойл стрит», рефрижераторный сервис Бикет Тимах, бар и гриль Орчард, Сингапурская финансовая компания, отель Бульвар Роксас.

Используйте аллитерацию. Например: Drayden Development, Icarus Industries, Hamilton Hause, Sunshine Secretary Services, Bishan Baby & Child Care.

Используйте привлекательное написание. Удачно выбранное название компании само по себе выглядит графически привлекательно. Его легко представить в форме логотипа в визуальной рекламе.

Используйте выдуманные слова. Добавляйте к названию компании неологизмы. Например: трубопроводная арматура Атко, производственная компания Натрон, «Феско Индия».

Используйте собственное имя. Это позволит избежать дорогостоящих и длительных исследований торговых марок. Например: обувь Ол Банди, парикмахерская Анжела, страховая компания Кумар, дамские шляпы Кумбо, фабрика зонтов Петров, корпорация Ривера, продуктовая фабрика Сатоу, дистрибьюторская корпорация Тай Во, цветочный магазин Виржиния Ли.

Составьте название компании из начальных букв. Аббревиатуры могут быть весьма эффективны. Например: IBM (Integrated Business Mashine), JAL (Japan Air Lines).

Типы заявлений о миссии

Заявление о миссии КОМПАНИИ

используется для того, чтобы сообщить потребителям, сотрудникам, поставщикам и инвесторам, что представляет собой предприятие Заявление о миссии, адресованное ПОТРЕБИТЕЛЯМ, более сосредоточено на преимуществах продукта или услуги Оно может стать основой для маркетингового плана Этот тип обычно короче заявления о миссии компании ДРУГИЕ типы заявлений о миссии могут адресоваться сотрудникам, филиалам или касаться личных целей.

Заявление о миссии компании

Заявление о миссии компании – это попытка трансформировать ваши цели и мечты в целостную картину. Она помогает направить усилия всех членов организации в единое русло и объяснить им общие задачи, философию компании и ее будущее. Это способно принести большую пользу: поддержать идентичность предприятия и усилить его позиции на рынке. Заявление о миссии не должно представлять собой несколько случайно соединенных друг с другом идей, либо длинный список заданий, или письменно зафиксированных мыслей, которые пришли вам в голову, когда вы смотрели футбольный матч. Предполагается, что в этом документе будут четко и кратко сформулированы цели вашего предприятия, которые позволяют понять, что именно являет собой ваш бизнес.

Каждой организации необходимо иметь заявление о миссии; в некоторых случаях для каждого рынка и филиала формулируется отдельная миссия. Некоторые эксперты утверждают, что все решения, принимаемые в компании, должны, так или иначе, соотноситься с ее миссией. Чтобы более четко позиционировать компанию в сознании адресатов бизнес-плана, вы можете разместить заявление о миссии на титульном листе.

Какой объем должно иметь заявление о миссии вашей компании?

Если план действий или формулировка политики обслуживания потребителей может занимать много страниц, то заявление о миссии компании не должно содержать более 80 слов, которые упорядочиваются в двух-трех предложениях. Такая краткость требует творческого подхода и больших затрат времени. Здесь необходимо четко сформулировать свою мысль и найти афористичную форму ее выражения. Заявление о миссии, адресованное потребителям, не должно содержать более 20 слов.

Написание заявления о миссии в четыре этапа

Чтобы написать заявление о миссии, нужно провести мозговой штурм и четко сформулировать: кто вы, куда направляетесь, как собираетесь попасть в «пункт назначения» и зачем вам это нужно. Более конкретно: укажите, какой бизнес вы планируете вести, кому вы намерены продавать продукты или услуги. Обоснуйте свои намерения (см. пример, приводящийся на полях).

Заявление о миссии компании Pure Passion Pasta Shop

Pure Passion Pasta Shop будет производить высококачественные натуральные макаронные изделия без пищевых добавок и консервантов для индивидуальных потребителей, организаций и ресторанов, которые отдают предпочтение питательным, вкусным и свежим продуктам.

Шаг первый: объясните, КТО вы. Какой бизнес вы планируете вести? Укажите: ♦ название вашей компании ♦ сферу деятельности ♦ название других компаний, с которыми налажено партнерство.

Шаг второй: объясните, КУДА вы направляетесь. Кому вы планируете продавать продукты или услуги? Укажите: ♦ рынки, на которые вы хотите выйти, и вашу рыночную нишу ♦ клиентов, частных лиц или предприятия, которые вы собираетесь обслуживать ♦ географическое расположение рынков ♦ долгосрочные цели; результаты, которых, как планируется, достигнет компания через пять или десять лет.

Шаг третий: объясните, КАК вы намерены достичь намеченных целей. Что вы намерены продавать? Укажите: ♦ продукты или услуги, которые вы будете предлагать ♦ ключевые преимущества ваших продуктов или услуг; ♦ факторы успеха компании; ♦ что вы в действительности продаете; ♦ какие запросы потребителей вы будете удовлетворять ♦ ваши навыки и таланты, которые позволят вам опередить конкурентов.

Шаг четвертый: объясните, ЗАЧЕМ вам это нужно. Обоснуйте свои намерения. Как гласит старая пословица, «если для вас важно, зачем, вы без труда найдете, как». Рассмотрим следующий пример: немногие из нас согласятся за деньги прыгнуть с парашютом с Эмпайр-стейт-билдинг[6], но если это будет необходимо для спасения наших близких, найдется немало смельчаков. Ни цели, ни тщательно прописанная политика компании, ни точно выбранные рынки, а мистическое, великое вдохновение, приходящее к вам по ночам, превращает ваш обычный бизнес-план в нечто такое, что заставляет вас бесстрашно двигаться вперед и стремиться к успехам. Сделайте обобщение, указав: ♦ ценности или убеждения ♦ принципы обслуживания потребителей ♦ правила принятия повседневных решений. Ответьте на вопрос: ♦ Зачем существует ваш бизнес? (см. форматы, приводящиеся ниже).

ЧТОБЫ НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О МИССИИ, ОБЪЯСНИТЕ:

кто вы.

Компания Pure Passion Pasta Shop

какие Рынки вы собираетесь обслуживать

частные лица, организации, рестораны, отдающие предпочтения свежим, высококачественным макаронным изделиям

какие продукты вы будете продавать

макаронные изделия без пищевых добавок и консервантов

зачем вы собираетесь это делать

чтобы предоставить потребителям больше высококачественной макаронной продукции

Бизнес-план за 30 дней

Рабочие листы 1-го дня

Придумайте название для своей компании. Напишите заявление о миссии. Составьте бизнес-план 1-го дня.

Название компании

Мозговой штурм. Перечислите важнейшие аспекты и стратегические цели, которые вы будете учитывать при выборе названия для компании.




Мозговой штурм. Используйте некоторые из указанных ниже стратегий, чтобы придумать названия (просмотрите еще раз предыдущие разделы).


Напишите 10 названий. Проконсультируйтесь с друзьями и экспертами. Выберите наилучший вариант.




Заявление о миссии компании


Сделайте набросок заявления о миссии, используя ключевые слова: кто вы?




Перепишите собственными словами (проявите креативность, будьте кратки, сконцентрируйте внимание на потребителях или компании).




Примеры заявлений о миссии




Бизнес-план 1-го дня, помещенный ниже, является дополнением к рабочим листам. Помните, что видение, миссия, собственно цели, стратегии, планы и обещания бренда представляют разновидности целей. Однако каждая связана с определенной сферой деятельности. Ознакомившись с помещенными ниже описаниями и примерами, вы получите более ясное представление о каждой разновидности целей. Корпорации тратят значительные суммы на изучение методов достижения целей. Если цели оказываются слишком легкими, их достижение, вероятно, не будет иметь большого успеха.

Бизнес-план 1-го дня. Рабочие листы

Видение, миссия, цели, стратегии, задачи и планы действий являются взаимосвязанными «навигаторами» компании, которые направляют и определяют ваш бизнес.

Часть I: Ви́дение бизнеса. Каким вы видите будущее вашей компании?

Почему вы считаете, что настало время начинать бизнес?


Видение бизнеса. Видение создает оптимистичную картину будущего. Эта картина наполняется эмоциональными красками. Она не должна быть скучной и аналитической. Каждая деталь связана с тенденцией или потребностью рынка, который обусловливает видение бизнеса.

Мозговой штурм. Ответьте на помещенные ниже вопросы, используя ключевые слова и короткие фразы.


Набросок. Заполните помещенный ниже бланк, используя ключевые слова и фразы. При заполнении резюме в конце раздела перепишите набросок своими словами (см. примеры видения в конце раздела и в разделе «Заключение»).




Часть II: Цели компании. Как вы будете воплощать в жизнь картину будущего? Что вы обещаете своим потребителям?

Какова главная цель или миссия вашей компании?

Цели компании. Цель компании характеризует основную деятельность или преимущества, которые определяются видением бизнеса. Цели могут быть соотнесены со стратегиями, основаниями или временными рамками. Заявление о преимуществах обычно бывает ориентировано на удовлетворение нужд потребителей или компании либо других заинтересованных лиц, например, сотрудников и инвесторов. В заявлении о миссии указывается наиболее важная цель. Оно может быть ориентировано на компанию или на потребителей либо и на компанию, и на потребителей. Обещание бренда представляет следующую по значению цель. В нем указываются «особенности ваших взаимоотношений с потребителями, материальные и нематериальные нужды, которые будет удовлетворять бренд, и чувства, которые вы хотите вызвать у потребителей» (М. Пуччи).


Мозговой штурм. Отметьте четыре или более групп целей, которые важны для успеха вашей компании.




Набросок. Напишите заявление о цели компании, используя компоненты А, АВ или АВС. Перепишите заявление, используя формат, помещенный в конце этого раздела (просмотрите также разделы «День 5. Факторы успеха» и «Приложение»).


Набросок. Заполните помещенный ниже бланк, используя ключевые слова и фразы. Сконцентрируйте внимание на преимуществах с точки зрения потребителей (просмотрите примеры в конце этого раздела и в разделе «Заключение»).




Часть III: Маркетинговые стратегии. Как вы сумеете расширить свой бизнес? Что работает в отрасли? Как вы привлечете потребителей? Какие возможности существуют?

Маркетинговые стратегии. Стратегические взгляды на главные источники, основные причины или симптомы проблем определяют методы, способы действий, инновационные подходы или решения. Маркетинговые стратегии определяют направление, философию, ценности, нормы, методы продаж и устойчивое развитие. Они помогают найти решения маркетинговых проблем или подходы к ним путем развития интуиции и накопления опыта. Они отвечают на следующие вопросы: «Какие ключевые факторы позволят добиться успеха в бизнесе?», «Что работает и что не работает в отрасли?», «Что обеспечит процветание бизнеса в будущем?». В частности, эти стратегии позволяют обнаружить внутренние Сильные стороны (Strengths) и Слабые стороны (Weaknesses), а также внешние Возможности (Opportunities) и Угрозы (Threats) (SWOT-анализ). Главная задача маркетинговой стратегии сводится к достижению конкурентного преимущества.

Мозговой штурм. Выберите связанные с маркетингом и SWOT-анализом аспекты, которые помогут сформулировать целевые стратегии.




Набросок. Сформулируйте маркетинговую стратегию, используя компоненты Б или АБ. Перепишите формулировку, используя формат, помещенный в конце этого раздела (просмотрите примеры, помещенные в разделе «День 5. Факторы успеха», а также в конце данного раздела и в конце книги).




Набросок. Сформулируйте стратегию, заполнив помещенный ниже бланк ключевыми словами и фразами.




Часть IV: Финансовые цели. Какие финансовые результаты будут получены через год? Каковы критерии достижения цели? Каковы принципы оценки успеха?

Финансовые цели. Финансовые цели связаны с главными целями компании и ее главными видами деятельности, выражая их в терминах финансовых результатов, проектов, целевых стоимостных показателей и временных периодов.

Они определяют критерии оценки прогресса и тесно связаны с ви́дением бизнеса, миссией, целями и стратегией компании. Финансовые цели позволяют ответить на следующие вопросы: «Какие результаты будут достигнуты к концу года?», «Исходя из каких критериев будет оцениваться эффективность стратегий?». Цели, стоящие перед компанией, и ее маркетинговые стратегии могут трансформироваться в финансовые цели путем добавления фраз: «увеличить объемы продаж на [ХХ]% к концу финансового года» или «снизить расходы на [ХХ]% к концу квартала».

Мозговой штурм. Подчеркните четыре или более финансовые сферы, которые важны для достижения успеха вашей компанией.




Набросок. Сформулируйте финансовые цели, используя компоненты АБ или АБВ. Перепишите этот документ в формате, помещенном в конце данного раздела (просмотрите примеры, помещенные в разделе «День 5. Факторы успеха», а также в конце данного раздела и в конце книги).


Набросок. Чтобы сформулировать финансовые цели, заполните помещенный ниже бланк ключевыми словами и фразами.




Часть V: Дополнительные планы. Какие особые действия вы предпримете, чтобы воплотить в жизнь ваше ви́дение бизнеса? Когда будут завершены основные проекты? Сколько стоит каждый проект?

Дополнительные планы. В дополнительных планах описываются особые действия или проекты, которые соотнесены с ви́дением, миссией компании, ее целями, стратегиями и задачами. Они определяются такими понятиями, как дата выполнения, стоимость, ответственные лица. Планы должны быть ориентированы на результаты. Эти результаты имеют конкретное выражение, например: разработка продуктов, заключение соглашения, реализация стратегии сокращения расходов. План действий отвечает на следующий вопрос: «Какие действия, способные существенно улучшить ваш бизнес, вы до сих пор не предприняли?».


Мозговой штурм. Тщательно выберите шесть целей, картин будущего, стратегий или задач, описанных в частях I–IV.




Набросок. Составьте планы действий, используя компоненты АБВ или АБВГ. Перепишите планы в формате, помещенном в конце этого раздела (просмотрите примеры, помещенные в разделе «День 5. Факторы успеха», «День 13. Производственный план», а также данные в конце этого раздела).




Набросок. Чтобы составить план действий, заполните помещенный ниже бланк ключевыми словами и фразами.


Планирование 1-го дня. Пример Usable Web Design Company.




Суммируйте видение, общие цели компании, маркетинговые стратегии, финансовые цели и вспомогательные планы.


День 2

Разработка логотипа. Окончательное определение бизнеса. Заполнение титульного листа


СОСТАВИТЬ СПИСОК

I. Обзор бизнеса

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Логотип компании

Соглашение о сохранении конфиденциальности

Информация о подготовке бизнес-плана и уведомление об авторском праве

Определение основного бизнеса

Резюме делового предложения

Указание адресата бизнес-плана

Логотип компании

Каждой компании необходим логотип. Поместите логотип вашей фирмы на титульном листе на видном месте. Будьте консервативны, ограничив размер логотипа. Также преодолейте соблазн использовать много цветов.

Почему каждой компании необходим логотип?

Существует пять причин, по которым каждой компании необходим логотип.

Логотип обеспечивает непрерывность продвижения бренда. Использование фирменного логотипа на всех печатных документах унифицирует маркетинговую деятельность, создает впечатление четкой самоидентификации и улучшает имидж компании.

Логотип поддерживает идентичность компании. Создание легко узнаваемого логотипа позволяет получить конкурентное преимущество от идентификации компании.

Логотип представляет собой реальный актив, имеющий рыночную стоимость. Компаниям приходится прилагать немало сил к тому, чтобы вызвать доверие у потребителей. И это доверие ценится очень высоко. Зачастую оно ассоциируется с логотипом (или торговой маркой) фирмы, потому что люди любят символы, например, они носят кольца на пальцах и ездят на дорогих автомобилях.

Логотип является очевидным свидетельством того, что вы вложили деньги в свою организацию. Хорошо оформленный логотип показывает, что менеджмент имеет четкую самооценку, что компания определила направления будущего развития и поддерживает высокие нормы профессионализма и качества. Отсутствие логотипа или его неудачный дизайн могут ассоциироваться с недостаточным финансированием, плохой организацией и неопределенностью сроков пребывания в бизнесе.

Логотип позволяет вашим рекламным материалам, фирменным бланкам и конвертам выделяться на общем фоне. Люди склонны оценивать книгу по обложке. Ежегодно на рекламу и оформление упаковок тратятся миллиарды долларов. Удачно созданный логотип делает ваш бренд более запоминающимся. В долгосрочной перспективе он поможет существенно повысить эффективность рекламного бюджета.

Создание логотипа компании в восемь этапов

Шаг первый. Соберите информацию и материалы, которые помогут вам создать дизайн. Сюда включаются: ♦ заявление о миссии ♦ план действий, маркетинговый план и план расширения ♦ формулировка философии и целей компании ♦ справочник торговых марок и логотипов ♦ экземпляры максимально возможного количества логотипов конкурирующих с вами компаний (воспользуйтесь местным изданием «Желтых страниц» и отраслевыми журналами) ♦ графика, фото и различные физические объекты, которые, как вам кажется, символизируют название вашей компании.

Шаг второй. Решите, как будет использоваться ваш логотип. Логотипы, как правило, имеют сложную семантику. Их дизайн должен быть многофункциональным. Представьте, что ваш логотип будет использоваться в следующих медиа: ♦ в журнальной и газетной рекламе♦ на рекламных щитах и афишах ♦ на дисконтных купонах ♦ в брошюрах ♦ на фирменных бланках на значках или пуговицах на карандашах и шариковых ручках на визитных карточках на почтовых открытках в спортивных телепрограммах на календарях и в ежедневниках в конкурсах и других специальных акциях продвижения на эмблемах и ярлыках на гигантских трехмерных скульптурах, стоящих у входа в ваш офис.

Шаг третий. Определите, какие цели преследует ваш логотип. Спросите себя: Какой образ я хочу создать? Нужен ли мне формальный или неформальный логотип? Будет ли он адресован потребителям или деловым людям? Будет ли он символизировать один или несколько аспектов корпоративной деятельности? Будет ли он резко бросаться в глаза людям или незаметно воздействовать на их подсознание?

Шаг четвертый. Напишите название вашей компании в центре листа бумаги. Помните о том, что логотип должен дополнять название компании, но не заслонять его. На первом плане находятся слова и их значения, на втором – графика.

Шаг пятый. Сделайте наброски десяти оригинальных логотипов вокруг названия вашей компании. Если вам не удастся создать собственный логотип после того, как вы воспользуетесь техниками, указанными ниже, скопируйте логотипы конкурентов и других фирм, а затем подставьте в них название вашей компании. Если результат вас удовлетворяет, внесите некоторые изменения, чтобы избежать нарушения авторских прав и ошибочной атрибуции, когда вашу фирму будут путать с конкурирующей. Поэкспериментируйте со следующими техниками.


Шаг шестой. Отбракуйте или модифицируйте дизайн, используя следующие стратегии:

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, которые выглядят непривлекательно. Логотип размещается на фирменных бланках и других рекламных материалах в различных позициях (в центре, сверху, снизу, сбоку), поэтому он должен выглядеть привлекательно.

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, которые перегружены деталями. Очень важно, чтобы ваш логотип был несложным для воспроизведения. При изготовлении репродукций детали могут потеряться. К тому же большое количество деталей затемняет содержательные компоненты логотипа.

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, которые имеют слишком жесткую структуру. Удачный логотип можно легко адаптировать к различным медиа, добавляя или убирая некоторые линии, формы, детали, буквы, что не приводит к разрушению целостного образа и не влияет на его привлекательность.

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, которые содержат сложные для воспроизведения буквы. Например, B, d, f, h, k, l, t имеют верхние надстрочные (выносные) элементы, что придает им привлекательность. Напротив, g, j, p, q имеют подстрочные элементы, расположенные ниже базовой линии, что способно вызвать графические проблемы.

Вы должны хорошо знать образы и символы, которые вас окружают. Создание логотипа, который неприемлем для индустрии, слишком похож на торговую марку конкурента или вызывает ассоциации с другой фирмой, способно воспрепятствовать коммуникации Логотип должен быть как отпечаток пальца – единственным в своем роде.

БЕТ БРОДОВСКИ

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, в которых буквы плохо сочетаются с графикой. При совмещении букв и графики возможно возникновение дисгармонии. Чрезмерная стилизация букв, как правило, не дополняет символы, а отвлекает внимание от них. Хаотичный и беспорядочный дизайн логотипа создает неблагоприятное впечатление о предприятии.

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, которые трудно поместить в трехмерном пространстве. Видя логотип на фирменном бланке, люди иногда испытывают желание прикоснуться к нему. Это желание еще более усиливается, когда на основе логотипа изготовляют брелоки или талисманы. Логотип, трансформированный в скульптуру, должен быть достаточно привлекательным для того, чтобы наблюдатель захотел, например, сфотографировать его.

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, буквы которых не соответствуют желательному имиджу. Шрифты, как и люди, наделены типичными характеристиками. Одни связаны с мужским началом, другие – с женским.

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, которые плохо смотрятся в черно-белом изображении. Если ваш логотип сохраняет привлекательность только на многоцветных репродукциях с яркой золотой каймой, значит, вы выбрали не самый лучший дизайн.

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, элементы которых (включая линии, формы, паттерны, буквы) не несут существенной информативной нагрузки. Принцип «лучше меньше, да лучше» является главным при создании дизайна логотипа.

Отбракуйте или модифицируйте все логотипы, в которых буквы плохо соединены между собой. Буквы логотипа должны касаться друг друга, превращаясь в графический символ, который легче защитить законом об авторских правах.

Отбракуйте или модифицируйте все слишком сложные логотипы. Старайтесь создать простой логотип. Лучший из вариантов тот, при котором логотип запоминается с первого взгляда!

Шаг седьмой. Выберите три наиболее перспективных логотипа и подготовьте окончательные экземпляры, используя листы с переводными буквами и художественные техники, а еще лучше – графические компьютерные программы. Листы с переводными буквами можно найти в специализированных магазинах,

Компания без ЛОГОТИПА подобна государству без ФЛАГА.Лучше МЕНЬШЕ, да ЛУЧШЕ – главный принцип создания дизайна логотипа.

Какой логотип оставляет более длительное впечатление?

Nike (символ) 53 % McDonald's (буква) 32 % Coca Cola (слово) 15 %

Источник: Smallbusi-nesspolls.com

предлагающих товары для художников или офисные товары. Буквы на этих листах имеют разные шрифты и размеры. Выберите наиболее подходящие буквы или графические изображения. Прикрепите их к чистому постеру или листу бумаги. Остальные детали добавьте с помощью маркеров и фломастеров. Чтобы добиться наилучшего результата, сделайте экземпляр, имеющий более крупные размеры по сравнению с начальным наброском. При увеличении вы сумеете обнаружить недостатки, которые было трудно заметить раньше. Внеся исправления, сделайте фотографию логотипа, которая может использоваться в дальнейшем для окончательного редактирования (либо сделайте распечатки на ксероксе, которые после внесения корректив и раскрашивания могут быть отправлены в медиа для рекламы).

Шаг восьмой. Рассмотрите критические замечания прежде, чем принимать окончательное решение. Не ограничивайте круг своих критиков. Покажите логотип максимальному количеству людей. Изучите их мнение, особенно обратив внимание на то, как воспримут логотип потенциальные потребители. Выясните, действительно ли логотип оставляет благоприятное впечатление. Считают ли ваши критики, что логотип является привлекательным, информативным и запоминающимся? Если людям неизвестно, какой бизнес вы ведете, способен ли логотип быть подсказкой?

СОВЕТЫ ПО СОЗДАНИЮ ДИЗАЙНА ЛОГОТИПА

Устраните все лишние линии

В примере на рис. 21 образы «льва» и «холма» были упрощены. Если вы хотите использовать сложное изображение (например, тарелку, наполненную салатом), максимально упростите его, чтобы оно состояло лишь из нескольких линий, но при этом было легко распознаваемым

Измените печать

В приведенном примере использовалась «архитектурная» печать Однако буква Л слегка повернута с помощью программы MS Word Art. Аналогичный прием использовали Dell (перевернутая буква e) и Microsoft (деформированная буква о)

Использование компьютерной графики для быстрого создания логотипа

Если вы планируете открыть небольшую консалтинговую или строительную фирму либо круглосуточный гастроном, возможно, вам не придется тратить значительную часть начального капитала на поддержание идентичности бренда. Благодаря правильному выбору гарнитуры шрифта и использованию качественной и бесплатной компьютерной графической программы вам удастся найти экономичное решение. Вы можете создать уникальный логотип путем экспериментирования с разнообразной векторной графикой (например, с программами клипарт, которые позволяют сужать и расширять изображение, не утрачивая детали). Помните, что даже виртуозно созданный логотип с использованием компьютерной графики не всегда может стать торговой маркой. Иногда правильнее выбрать простой логотип и оставить его на первое время, пока компания не окрепнет, а затем заменить на более оригинальный вариант. Ниже приводится пример логотипа, созданного за час с помощью программ MS Word и Photoshop (рис. 2.1).


Рис. 2.2. Пример соглашения о сохранении конфиденциальности

Советы по созданию дизайна логотипа

Избегайте вертикальных логотипов

Вытянутый и узкий логотип требует для размещения дополнительного рекламного пространства.

Упростите цветовую гамму

Если вы создаете разноцветный логотип, убедитесь в том, что он сохраняет привлекательность в черно-белом варианте Черно-белый логотип печатать дешевле и легче Используйте компьютерную палитру CMYK (голубой, сиреневый, желтый, черный), которая лучше передает цвета, чем палитра RGB (зеленый, красный, синий)

Соглашение о сохранении конфиденциальности

Чтобы оградить свой бизнес-план от нежелательных читателей, используется соглашение о сохранении конфиденциальности. Кроме того, такие соглашения возбуждают любопытство у адресата (имеется в виду гриф «частная и конфиденциальная информация»). Для бизнес-планов, в которых описываются открытия, торговые секреты и ценовые данные, Соглашение о неразглашении и конфиденциальности информации бывает просто необходимо. Однако не забывайте о том, что многие профессиональные инвесторы прочитывают сотни бизнес-планов за год и сталкиваются с конфликтами на этой почве, поэтому могут отказываться подписывать подобные соглашения. Чтобы защитить себя, наведите справки о тех людях, которым вы собираетесь предложить свой бизнес-план, а затем отдавайте его только тем, кто заслуживает доверия и обладает высокой репутацией. Подписывайте Соглашение о неразглашении/ конфиденциальности информации с частными инвесторами, потенциальными партнерами и сотрудниками. На рис. 2.2 представлен пример такого соглашения.


Рис. 2.2. Пример соглашения о сохранении конфиденциальности

Вы не поймаете тигренка, пока не войдете в пещеру к тигру. (Без риска нет побед).

КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА

Информация о подготовке бизнес-плана и уведомление об авторском праве

В бизнес-плане необходимо указать, кем он был составлен, а также дату (месяц, год) его окончательной редакции или обновления (это позволит читателю понять, насколько свежей является представленная ему информация). Вы можете также детально описать процесс подготовки бизнес-плана, чтобы сделать ваши результаты более достоверными, особенно если вам оказывали помощь бухгалтеры или деловые консультанты, которые давали критическую оценку вашим проектам и стратегиям. Кроме того, не забудьте об охране авторского права: необходимо защитить свои идеи и не позволить читателю копировать бизнес-план и распространять его без вашего ведома. Здесь можно использовать, например, следующую форму: «Бизнес-план подготовлен Жозефиной Ма © 2005. Все права защищены». Чтобы контролировать все копии, лучше всего указать их общее число и номер каждой: «В пяти экземплярах. Экземпляр 1».

Определение основного бизнеса

Определение основного бизнеса (или Определение бизнеса) подобно Заявлению о миссии за той лишь разницей, что в первом случае дается точное и специфическое описание характера вашего бизнеса, т. е. указывается, что именно он собой представляет и что производит ваше предприятие. Здесь не говорится о целях и планах на будущее. Вместо этого нужно сосредоточиться на фактах и сделать обобщения, касающиеся продуктов или услуг компании, желательного имиджа, формы собственности, крупных финансовых задач и/или целевых рынков (смотрите пример в разделе «Рабочие листы 2-го дня»).

Резюме делового предложения

Резюме делового предложения, в отличие от Заявления о миссии и особенно от Определения основного бизнеса, чаще всего используется для того, чтобы обобщить цели вашего бизнес-плана (например, получение кредита, создание совместного капитала или совместного предприятия). Здесь нужно ответить на вопрос, что именно вы приобретете, если адресату понравятся ваши предложения. В резюме также указываются интересы вашего читателя: участие в прибыли, доля акций, т. е. выгоды, которые сулит ему ваше предложение.

Если конфиденциальность имеет критическое значение для безопасной рассылки вашего бизнес-плана, обратитесь в юридическую консультацию, которая поможет вам составить приемлемое Соглашение о неразглашении и конфиденциальности информации.

Более всего вы должны позаботиться о том, чтобы ваш бизнес-план был ясным и информативным. Однако учтите, что коммерческие предприятия получают несколько тысяч предложений в год. Чтобы привлечь внимание к своему бизнес-плану, старайтесь быть кратким, респектабельным и понятным.

Указание адресата бизнес-плана

В некоторых случаях вы можете указать на титульном листе имя банкира, инвестора или другого лица, кому вы адресуете свой бизнес-план и чье внимание вы хотите привлечь. Например: «Джону Ли, главному исполнительному директору корпорации ABC».

Ничто так не стимулирует действия, как узкая целенаправленность мысли и энергия воли.

ГЕНРИ ФРЕДЕРИК ЭЙМИЕЛ

Бизнес-план за 30 дней

Рабочие листы 2-го дня

Дайте определение основного бизнеса. Создайте дизайн логотипа. Заполните титульный лист.

Определение основного бизнеса

Набросок. Заполните помещенный ниже бланк, используя ключевые слова и фразы.

Пример определения бизнеса. Предприятие ABC является начинающей коммерческой Интернет-компанией, которая производит недорогие тренажеры для спортсменов-профессионалов и любителей, проживающих в районе Лос-Анджелеса. Находясь в торговом центре CBD, мы надеемся создать имидж самой известной в Калифорнии розничной Интернет-компании, предоставляющей высококачественные продукты и сервис.


Резюме делового предложения

Мозговой штурм. Обобщите ваше деловое предложение, используя ключевые слова и фразы.




Указание адресата бизнес-плана

Перечислите адресата(ов) бизнес-плана:

♦ банкиры ♦ менеджеры ♦ бухгалтеры

♦ юристы ♦ инвесторы ♦ владельцы

Логотип компании

Сделайте наброски логотипов, чтобы показать их критикам. Выберите окончательный вариант и изобразите его на клетчатой бумаге.




Окончательный вариант:




Титульный лист

Используйте образец бланка, приводящегося ниже, для титульного листа вашего бизнес-плана.


День 3

Определите содержание и структуру заголовков вашего бизнес-плана

СОСТАВИТЬ СПИСОК

I. Обзор бизнеса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление

Существует много способов составить и оформить успешный бизнес-план… Автор проекта должен четко решить, что нужно включить, что исключить, а что добавить.

СТЕФЕН Р. ЛОУРЕНС, колледж бизнеса и администрирования Университета Колорадо

Оглавление

Хотя оглавление не должно занимать более одной страницы, по своей значимости оно стоит на втором месте после Резюме деловых предложений. Если вам не удастся составить четкое, структурированное оглавление, вы не сумеете донести свои идеи до адресата. Здесь нужно обратить особое внимание на те пункты, которые могут более всего заинтересовать читателя. Учтите, что инвесторы и предприниматели хотят получить информацию о вашей команде менеджеров, ключевых факторах успеха, маркетинговых стратегиях, интеллектуальной собственности, потенциальной рентабельности инвестиций. Банкирам нужно знать ваше финансовое положение и объемы денежных потоков, чтобы выяснить, сумеете ли вы выполнить кредитные обязательства. Облегчите читателям бизнес-плана поиск интересующей их информации. Стоит еще раз напомнить, что содержание бизнес-плана зависит от адресата и характеристик вашей компании. Так, бизнес-план высокотехнологичной начинающей компании, обладающей нематериальными активами требует концентрации внимания на согласованности и профессионализме команды сотрудников (см. рис. 3.1–3.6).


Рис. 3.1. Типовой бизнес-план


Рис. 3.2. Бизнес-план, составленный в соответствии с рекомендациями Ведомства по делам малых предпринимателей США




Рис. 3.3. Бизнес-план производственного или сервисного предприятия

Бизнес-план за 30 дней

Рабочие листы 3-го дня

Определите содержание и структуру заголовков вашего бизнес-плана.

Оглавление

Рассмотрите структуру помещенных ниже бизнес-планов (рис. 3.4–3.6). Найдите в Интернете другие примеры, которые связаны с тем бизнесом, который вы бы хотели вести.




Рис. 3.4. Бизнес-план Интернет-компании


Рис. 3.5. Бизнес-план производственной компании


Рис. 3.6. Бизнес-план консалтинговой фирмы

Определите содержание и структуру заголовков (например, 1.0, 2.1, 2.1.1). Выберите приоритетные компоненты.






Примечание. У – уровень заголовка; С – содержание; Н – не имеет значения; П – приоритет.

День 4

Обобщите идеи, касающиеся вашего бизнеса. Перечислите ключевые факторы

СОСТАВИТЬ

СПИСОК

I Обзор бизнеса

РЕЗЮМЕ РУКОВОДСТВА

Резюме руководства

Заявление о намерениях

ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Фактический материал

Резюме руководства

Цель Резюме руководства состоит в том, чтобы вызвать интерес инвесторов и раскрыть основные положения вашего бизнес-плана. С этой части читатель начинает знакомиться с документом, и именно в ней должна содержаться суть ваших деловых предложений. Здесь вы кратко представляете свою компанию и, используя все доступные методы убеждения, кратко рассказываете (на одной, двух или, максимум, трех страницах) о характере вашего бизнеса. Если Резюме руководства не привлечет внимание читателя, он, скорее всего, не станет знакомиться с остальными частями бизнес-плана.

Составление Резюме руководства

При составлении Резюме руководства можно использовать три различных стиля:

Краткое изложение. Обобщите все основные положения и выводы каждого раздела бизнес-плана.

Ответ на наиболее важные вопросы. Ответьте на следующие вопросы: «Кто? Что? Где? Когда? Зачем? Как?»

Краткий рассказ. Используя стиль устного рассказа, постарайтесь вызвать интерес читателя и в то же время сообщить ему важную информацию.

Первый стиль не только наиболее простой, но и наиболее скучный. Вторая техника требует от вас проведения мозгового штурма, чтобы понять, какие вопросы могут интересовать читателя и как на них нужно ответить. Третий стиль предполагает наличие писательского таланта и умения изложить историю предприятия. Здесь более выделяются «концепции бизнеса» и «возможности», чем операционные детали.

Вероятно, лучшим решением будет сочетание всех трех стилей, когда вы сообщаете голые факты, отвечаете на возможные вопросы читателя и мастерски рассказываете ему историю вашего бизнеса. Все это позволяет привлечь внимание адресата, познакомить его с вашей компанией и оставить в памяти читателя глубокий след (см. примеры в конце этого раздела).

Это больше, чем просто вступление Это целостный план, но только в краткой форме.

ПОЛ ТИФФАНИ, профессор менеджмента бизнес-школы Хааса

Не существует единственно правильного способа написания бизнес-плана. Я обнаружил, что один из наиболее эффективных подходов заключается в том, чтобы начать с резюме руководства.

ДЭВИД Е ГАМПЕРТ, журнал «Inc. Magazine»

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. В Резюме руководства могут использоваться подзаголовки, которые помогают выделить ключевые аспекты бизнеса. Они также должны отражать структуру всего плана.

Пример выделения содержательных пунктов в Резюме руководства

[Компания] была основана как [частное, партнерское, корпоративное] предприятие в [году] в [городе, штате] [предпринимателями] в следующих рыночных условиях:

• В отрасли существуют возможности [роста или начальные возможности].

• Согласно [название исследований], благодаря [список причин], существовали возможности [прогнозирования/приобретения/инвестирования] [приведите количественные факты или демографические данные, указывающие на возможности роста].

• [Группы потребителей или имена клиентов] будут размещать крупные [заказы или контракты] в течение следующих [временной период].

• Другие потенциальны [потребители/клиенты], включая [список имен потребителей или клиентов], проявили серьезный интерес к ведению с нами совместного бизнеса в течение будущих [период времени].

[Компания] продает полный ассортимент [укажите название продуктов/услуг], которые были созданы [нашей фирмой/ в партнерстве с группой ABC]. Они производятся и упаковываются [название страны].

[Я/мы] до этого [владели компанией/работали в компании], которая активно вела бизнес в [производственной/сервисной] индустрии. В течение последних [период времени] [я/мы] приложили немало сил к тому, чтобы найти способы улучшения результатов деятельности и увеличить прибыль в [производственной/сервисной] отрасли. Эти способы выражаются в следующем:

• повысить эффективность рекламы;

• опередить конкурентов;

• расширить рынок;

• повысить качество;

• снизить себестоимость продукции.

Резюме руководства представляет собой краткий обзор основных положений вашего бизнес-плана.

Резюме руководства НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

конспектом бизнес-плана;

введением в бизнес-план;

предисловием к бизнес-плану;

беспорядочным набором основных идей;

миниатюрным бизнес-планом.

По материалам ДЭВИДА Е. ГАМПЕРТА, журнал «Inc. Magazine»

Традиционные ошибки при написании Резюме руководства:

Недостаточно продемонстрированы особые или уникальные возможности.

Недостаточно обрисованы условия вложения капитала.

Недостаточно выражен энтузиазм.

Недостаток в специфическом фокусе.

Слишком длинно и многословно.

Попытка описать все детали.

По материалам BIZPLANIT.COM

Финансовые цели


Чтобы сделать расходы ниже, чем у основных конкурентов [перечислите конкурентов], [я/мы] планируем [укажите действия]. [Моя/наша] конечная цель заключается в том, чтобы создать уникальную линию, которую бы потребители стремились приобретать в первую очередь.

Если Резюме руководства занимает менее одной страницы, имеет смысл назвать эту часть плана «Характеристикой бизнеса» или «Обзором».

Начальный капитал компании составил $[ХХ]. В настоящее время нам необходимы дополнительные [кредиты/инвестиции/ частных лиц/компаний] в размере $[ХХ], которые будут вложены в [оборотные фонды, оборудование, недвижимость] и [опишите, каким образом будут тратиться дополнительные денежные средства].

Предположительные темы, раскрывающиеся в Резюме руководства

Ниже приводится список тем, которые может охватывать Резюме руководства.

♦ Преимущества вашего продукта или услуги. Опишите основные потребности, которые вы хотите удовлетворять, и объясните, почему эти потребности существуют.

♦ Итоговые финансовые результаты. Укажите объемы продаж, прогнозируемые продажи, доходы и чистую прибыль.

♦ Оцените риски. Обсудите основные риски, которые могут угрожать успеху вашего предприятия, и то, как вы собираетесь устранить их.

♦ Цели и философия компании. Сформулируйте миссию компании.

♦ Давление со стороны конкурентов. Опишите ваших конкурентов и то, как вы собираетесь опередить их. В чем заключается ваше конкурентное преимущество?

♦ Необходимое финансирование. Укажите стоимость предлагаемого пакета акций, представьте план погашения кредита и план использования денежных средств.

♦ Раскройте основные положения вашего маркетингового плана. Объясните, почему вы выбрали именно этот рынок, какие тенденции и риски на нем существуют, какова ваша рыночная ниша, что обеспечивает жизнеспособность бизнеса в будущем, какова нынешняя и прогнозируемая рыночная доля, кто входит или будет входить в круг ваших потребителей.

♦ Исторические перспективы вашего бизнеса. Расскажите о том, как вы основали предприятие, о том, как долго и почему существует ваш бизнес.

♦ Важнейшие факты и цифры. Перечислите ключевые факты, которые способны заинтересовать читателя.

♦ Основные продукты и услуги. Резюмируйте, что вы планируете продавать.

♦ Основные поставщики. Укажите компании, у которых вы собираетесь делать закупки, и что вы будете покупать. Перечислите подписанные соглашения и контракты о сотрудничестве, если они имеются.

♦ Месторасположение предприятия/Региональные планы развития территорий.

♦ Другие предприятия, которыми вы владеете. Опишите все принадлежащие вам предприятия, указав даты основания и планируемые операции.

♦ Важнейшие тенденции. Обсудите технологии производства, изменения в отрасли, восприятие потребителей и тенденции покупок. Укажите, в какой мере вы будете соответствовать этим тенденциям.

♦ Интересы адресата бизнес-плана. Инвесторы хотят знать, в чем заключаются их выгоды. Скажите об этом прямо в первом параграфе.

Обзор бизнеса вместо Резюме руководства

Если Резюме руководства занимает не более одной страницы и написано в сжатой форме, имеет смысл назвать его Обзором бизнеса. Он обобщает основные положения вашего бизнес-плана (совпадающие с его подзаголовками) и предложения, с которыми вы обращаетесь к адресату. Обычно Обзор бизнеса более сжат, формален и информативен, чем Резюме руководства. Заголовок Обзор бизнеса выглядит менее официально и подходит для ситуаций, когда бизнес-план адресуется сотрудникам, менеджерам, поставщикам и практичным инвесторам.

Заявление о намерениях

Заявление о намерениях является менее распространенной версией Резюме руководства. Эта версия, ориентированная на финансирование, обычно более сжата и прагматична по сравнению с резюме. Используйте Заявление о намерениях (а также Резюме деловых предложений) в том случае, если ваш бизнес-план призван решить специфические задачи: например, если вы хотите заставить потенциального читателя осуществить инвестиции, купить акции, дать вам кредит, стать вашим партнером, расширить вашу кредитную линию. При написании Заявления о намерениях:

• Укажите, КТО вы и что продаете, где расположена ваша компания и когда она была основана.

• Объясните, КАКОВЫ ваши главные цели и как вы намерены их достичь.

• Объясните, каким образом и ПОЧЕМУ вашему предприятию удалось добиться успеха (уникальность бизнеса, рыночная ниша).

• Если вам нужен кредит, укажите, СКОЛЬКО вам нужно денег, почему вы нуждаетесь в этой сумме, как вы планируете ее потратить и почему эти затраты позволят добиться успеха.

• Расскажите в деталях, КАК вы намерены возвращать кредит, укажите, кто ваш поручитель и какие проценты по кредиту вас устраивают.

Существуют сотни вещей, которые я советовал людям не делать. Но я никогда и никого не уговаривал отказываться от собственной мечты.

СИТВЕН ЛОУБЕЛ, бизнесмен

Пример Заявления о намерениях

Компания [Holistic Pet Supplies], основанная в январе 2004 г. как частное предприятие, поставляет корм для домашних животных в Юго-Восточную Азию и на западное побережье США. Компании требуется дополнительный капитал в размере [$25000] на [закупку оборудования, которое позволит начать выпуск собственного бренда в упаковке и его распределение]. Бренд представляет собой корм для собак.

Новый продукт прошел рыночные испытания и получил высокую оценку от владельцев собак. Финансирование необходимо начать к марту 2005 г. Возврат кредита и выплата процентов по нему начнутся через [30 дней] после получения денег. Возврат кредита обеспечивается активами компании, которые составляют [$80 000].

Окончательный вариант

Резюме руководства должно стать навигатором для читателя вашего бизнес-плана. Сделайте набросок резюме, а затем вносите в него изменения в процессе планирования. Придайте ему окончательный вид после того, как соберете всю необходимую финансовую и маркетинговую информацию.

Сделайте так, чтобы резюме руководства стало НАВИГАТОРОМ, с помощью которого читатель может ознакомиться с вашим бизнес-планом.

IDEASFOR-MARKETING.COM

Фактический материал

Чтобы обобщить важную информацию, касающуюся вашего предприятия, включите в бизнес-план раздел Фактический материал. Его можно разместить сразу после Резюме руководства или в приложении Дополнительные документы.


Сделайте так, чтобы резюме руководства стало НАВИГАТОРОМ, с помощью которого читатель может ознакомиться с вашим бизнес-планом.

IDEASFOR-MARKETING.COM

Бизнес-план за 30 дней

Рабочие листы 4-го дня

Обобщите ваши идеи о бизнесе. Перечислите основные факты.

Резюме руководства

Выберите методы составления резюме, которые вы будете использовать для того, чтобы представить основные положения вашего бизнес-плана:

Резюме руководства ♦ Обзор бизнеса ♦ Заявление о намерениях ♦

Мозговой штурм. Какую цель преследует ваша компания? Чего вы стремитесь достичь?




Черновик Резюме руководства (Запишите ключевые слова, фразы, идеи, предложения. Расположите все части в логической последовательности.)

Описание компании. Как называется ваше предприятие, каким бизнесом занимается, к какой форме собственности оно относится? Где вы расположены?




Стадия развития. Когда была основана ваша компания? Она только начинает свой бизнес или ведет его уже несколько лет?




Миссия и цели. Каковы ваши главные цели? Определите свою миссию или факторы успеха.




Окружающая среда. Как и почему была основана компания? Каковы рыночные возможности?




Продукты и услуги. Что вы будете продавать? Почему это будет продаваться? В чем уникальность продукта/сервиса? Каковы его преимущества?




Целевой рынок. Кто будет покупать ваши продукты/услуги? Как вы собираетесь завоевать целевой рынок?




Конкуренция. Кто ваши конкуренты? Как вы собираетесь опередить их? Почему вы можете с ними конкурировать (лицензии, патенты)?




Результаты деятельности. Чего вы сумели достичь к настоящему времени (контракты, прибыль)?Каковы объемы продаж?




Команда менеджеров. Кто владеет и руководит бизнесом? Почему вы сумеете добиться успеха (навыки, таланты)?




Необходимое финансирование. Каких объемов кредиты или инвестиции вам нужны? Зачем они вам нужны? Когда вы вернете кредиты? Как вы будете их возвращать? Какую прибыль получат инвесторы?




Мозговой штурм. Отметьте аспекты, которые вы бы хотели обсудить, и определите их приоритетность. Запишите основные факты и фразы.




Перечислите финансовые цели.




Фактический материал

Набросок. Заполните бланк, вписав в него как можно больше деталей. Обновите документ перед завершением бизнес-плана.