Вы здесь

Бизнес-планирование и анализ инвестиционных проектов на компьютере. Глава 3. Подготовка и анализ проектов в программе «Альт-Инвест» (А. А. Гладкий)

Глава 3. Подготовка и анализ проектов в программе «Альт-Инвест»

В этой главе мы научимся работать с программой «Альт-Инвест», которая также является довольно популярной у разработчиков бизнес-планов.

Автор программы – консалтинговая компания ООО «Альт-Инвест» (www.alt-invest.ru). Программа нетребовательна к ресурсам компьютера, минимально необходимая конфигурация выглядит так:

● персональный компьютер с процессором Pentium или более мощным;

● оперативная память не менее 16 Мб;

● операционная система Windows 95, 98, 2000, ME, XP, Vista;

● табличный редактор MS Excel версии не ниже 7.0;

● наличие на жестком диске не менее 2 Мб свободного дискового пространства.

Программа не требует инсталляции – для начала работы достаточно запустить ее Excel-файл.

Все действия, предпринимаемые в процессе эксплуатации программы, выполняются по обычным правилам Excel.

3.1. Возможности и пользовательский интерфейс программы

С помощью программы «Альт-Инвест» можно решать перечисленные ниже задачи.

● Составление финансовых разделов ТЭО и бизнес-планов.

● Моделирование и оптимизация схемы осуществления проекта.

● Экспертиза инвестиционных проектов.

● Ранжирование инвестиционных проектов.

● Моделирование и анализ любых инвестиционных проектов.

Оценка рассматриваемых проектов осуществляется в разрезе трех критериев: эффективность проекта, его финансовая состоятельность и рискованность.

Чтобы выполнить расчет средствами программы «Альт-Инвест», нужно подготовить такие исходные данные: объем выручки, сумма текущих затрат, инвестиционные затраты, а также источники финансирования.

После запуска файла программы на экране открывается ее пользовательский интерфейс, который изображен на рис. 2.1.


Рис. 2.1. Интерфейс программы «Альт-Инвест»


Как видно на рисунке, система «Альт-Инвест» является Excel-приложением (рабочей книгой Excel), которая состоит из нескольких рабочих листов, связанных между собой. Кратко рассмотрим каждый из них.

О программе – лист адресован в первую очередь пользователям, не имеющим опыта работы с данной программой. Он содержит справочную информацию (help) и методические материалы.

Проект – это основной рабочий лист программы. Именно на этом листе выполняется настройка программы, ввод в нее исходных данных, а также расчет итоговых показателей.

Анализ – этот лист предназначен для проведения анализа чувствительности проекта. Здесь находятся данные о зависимости проекта от целого ряда параметров: объем продаж, уровень цен, стоимость сырья и материалов, размер и структура затрат, ставка дисконтирования и объем инвестирования.

Отчет – на этом листе представлены отчетные данные.

Вдоль левого края окна программы находится инструментальная панель, кнопки которой удобно использовать для выполнения ряда действий. Названия кнопок отображаются в виде всплывающих подсказок при подведении к ним указателя мыши. Рассмотрим назначение этих кнопок.

Параметры проекта – кнопка предназначена для быстрого перехода в режим настройки параметров проекта. При ее нажатии отобразится окно, изображенное на рис. 2.3 (с ним познакомимся чуть позже).

Отображение – кнопка позволяет перейти в режим настройки отображения данных проекта. При ее нажатии отображается окно, которое показано на рис. 2.4 (с ним познакомимся чуть позже).

Навигатор – кнопка предназначена для быстрого перехода к таблицам, находящимся на листе Проект. При этом отображается окно Навигатор со списком кнопок. Чтобы быстро найти нужную таблицу, нажмите в нем кнопку, имя которой совпадает с названием таблицы. Для удобства работы кнопки с названиями таблиц разделены на две группы:

Открыть таблицу – эта кнопка по своему назначению похожа на кнопку Навигатор. Разница состоит лишь в том, что при выборе требуемой таблицы она будет не только быстро найдена в списке, но одновременно и открыта. Но учтите, что этот механизм функционирует лишь на листе Проект.

Открыть график – с помощью этой кнопки осуществляется быстрый переход к тому или иному графику проекта. Выбор производится в окне Быстрый переход по графикам, открываемом при нажатии данной кнопки.

Формирование отчета – с помощью данной кнопки осуществляется переход в режим формирования отчетов. При нажатии кнопки отображается окно Формирование отчета, в котором с помощью флажков следует указать нужные отчеты и нажать ОК. Полученные отчеты будут представлены на листе Отчеты. В окне Формирование отчета также есть параметр Добавить к текущим таблицам отчета. При установленном данном флажке указанные отчеты будут добавлены к отчетам, уже имеющимся на листе Отчеты. Если данный параметр отключен, то сформированные ранее отчеты не сохраняются.

О программе – с помощью данной кнопки вызывается информация о текущей версии программы и ее авторах.

Перед тем как приступить к работе, следует настроить параметры программы и ввести исходные данные. Об этом рассказывается в следующем разделе.

3.2. Ввод исходных данных и настройка программы

Как уже отмечалось выше, настройка параметров проекта и ввод исходных данных осуществляется на листе Проект, который показан на рис. 2.2.


Рис. 2.2. Содержимое листа Проект


В первую очередь присвойте проекту название: его следует ввести в ячейке А5 (она выделена синим цветом). Название проекта используется в качестве колонтитула при печати разных графиков и отчетов.

После этого нужно выполнить настройку параметров проекта. Чтобы перейти в соответствующий режим, нажмите кнопку Изменить параметры проекта. В результате откроется окно, изображенное на рис. 2.3.


Рис. 2.3. Настройка параметров проекта


Здесь в поле Длительность периода введите длительность одного периода планирования (иначе говоря – шаг расчета). Требуемое значение выбирается из раскрывающегося списка; возможные варианты – Месяц, Квартал, 6 месяцев и Год. По умолчанию предлагается использовать значение Год.

Дата начала проекта вводится с помощью параметра Начало проекта: в соответствующих полях нужно выбрать название месяца и номер года.

В поле Число периодов указывается число периодов (значение данного параметра определяет продолжительность проекта).

Возможности программы предусматривают ведение многовалютного учета. Выбор основной и иностранной валюты осуществляется соответственно в полях Основная валюта и Иностранная валюта. По умолчанию в поле Основная валюта установлено значение EUR, а в поле Иностранная валютазначение тыс. руб. В режиме настройки отображения данных (рис. 2.4) нужно указать, в какой валюте – основной или иностранной должны выводиться отчетные данные.

Вы можете сами произвести настройку отображения параметров проекта. Для этого нажмите кнопку Изменить настройки отображения – отобразится окно, которое показано на рис. 2.4.


Рис. 2.4. Настройка отображения проекта


Здесь в поле Язык проекта можно выбрать язык, используемый для отображения данных проекта (по умолчанию предлагается русский).

Положение переключателя Отображать итоговые отчеты определяет валюту, в которой должны выводиться итоговые данные. Возможные варианты – в основной валюте или в иностранной валюте. Напомним, что обе эти валюты указываются в режиме настройки параметров проекта (см. рис. 2.3).

Чтобы применить выполненные настройки, нажмите кнопку ОК.

После того как завершена настройка параметров, можно переходить к вводу начальной информации.

Таблица Макроэкономическое окружение содержит сведения об используемом методе расчета, предполагаемом темпе годового роста цен, темпе прироста курса иностранной валюты, ставке рефинансирования Центробанка РФ, и др. Расчеты могут осуществляться как с учетом инфляции, так и без нее. Нужный вариант указывается в ячейке F35: значение 1 означает, что расчет будет вестись без учета инфляции, значение 2 – с учетом инфляции.

Для ввода сведений о предполагаемых доходах предназначены таблицы План реализации и Объемы реализации. В первую из них нужно ввести сведения о плановых объемах реализации и графике выхода на запланированный уровень продаж. Здесь же можно ввести сведения о сезонной динамике объемов реализации (при наличии таковой).

Также в таблицу План реализации можно как добавлять новые позиции, так и удалять имеющиеся. Для этого нажмите кнопку Добавить/удалить, затем в появившемся окне введите нужное число позиций и нажмите ОК.

Что касается таблицы Объемы реализации, то она заполняется автоматически на основании данных таблицы План реализации. Однако в случае надобности показатели таблицы Объемы реализации вы можете откорректировать.

В таблице Цена реализации вводятся сведения о цене единицы продукции. Вы можете выразить ее как в основной, так и в дополнительной валюте. В первом случае в колонке Валюта для этой позиции нужно ввести значение 1; если же надо ввести цену позиции в дополнительной валюте, то в колонке Валюта укажите значение 2.

Отметим, что цена единицы продукции указывается с НДС. Если предусмотрен учет инфляционных процессов, то можно ввести цену лишь в периоде «0» – тогда цены других периодов будут сформированы автоматически с учетом инфляции. В случае надобности эти значения можно будет откорректировать.

В таблице Цена реализации вы можете по каждой позиции ввести дополнительные сведения по НДС, акцизам и налогу с продаж. Для этого слева от названия позиции нажмите кнопку со знаком «плюс» – в результате откроются строки для ввода дополнительной информации. Чтобы их свернуть, нажмите ту же кнопку (теперь на ней будет изображен знак «минус»).

Таблица Доходы от продаж включает в себя сведения о доходах, полученных от реализации. Они рассчитываются с учетом информации, имеющейся в таблицах Объемы реализации и Цена реализации. Отметим, что здесь вы можете по любой позиции ввести детализированную информацию: НДС, параметры расчетов с покупателями, дебиторская задолженность, и др.

Для ввода данных о потреблении сырья и материалов предусмотрена таблица Расход сырья и материалов. В ней по каждой позиции указывается плановый расход, который должен соответствовать полной (100%) загрузке производства в таблице План реализации. Программа выполнит автоматический расчет расхода сырья и материалов в каждом периоде, базируясь на данных о загрузке производства. В случае надобности все расчетные данные вы можете изменить вручную.

Возможности программы предусматривают добавление в таблицу Расход сырья и материалов новых позиций, а также удаление имеющихся. Для перехода в соответствующий режим предназначена кнопка Добавить/удалить.

Таблица Цена сырья и материалов предназначена для ввода сведений о цене за единицу материально-сырьевых ресурсов. Этот параметр можно вводить как в основной, так и в иностранной валюте (в первом случае в колонке Валюта введите значение 1; во втором – значение 2). Для каждой позиции можно ввести дополнительные сведения по НДС и импортным пошлинам. Для этого слева от названия позиции нажмите кнопку со знаком «плюс» – в результате откроются строки для ввода дополнительной информации. Чтобы их свернуть, нажмите ту же кнопку (теперь на ней будет изображен знак «минус»).

Для ввода сведений о персонале и зарплате работников предназначена таблица Персонал и заработная плата. В программе реализована возможность группировки персонала по четырем категориям: основной производственный персонал, вспомогательный производственный персонал, административный персонал и коммерческий персонал. Вы можете изменить число позиций в каждой категории – для этого нажмите кнопку Добавить/удалить, находящуюся правее названия таблицы. При этом отобразится окно, которое показано на рис. 2.5.


Рис. 2.5. Корректировка количества персонала


В данном окне нужно указать количество персонала каждой категории и нажать кнопку ОК.

Сведения по основному производственному персоналу вводятся исходя из расчета полной (100%) загрузки производства. Что касается реальных затрат, то программа их пересчитает автоматически в соответствии со средним коэффициентом загрузки производства.

По каждой позиции таблицы Персонал и заработная плата можно просмотреть и, при необходимости – изменить расширенную информацию. Для этого слева от названия позиции нажмите кнопку со знаком «плюс» – в результате откроются строки для ввода дополнительной информации. Чтобы их свернуть, нажмите ту же кнопку (теперь на ней будет изображен знак «минус»).

Отдельные строки предназначены для сведений о начисленном едином социальном налоге, затратах на оплату труда с учетом ЕСН, а также об общей численности сотрудников.

Ввод данных о текущих затратах проекта осуществляется в таблице Текущие затраты. Их учет осуществляется в разрезе четырех категорий: прямые производственные расходы, общие производственные расходы, административные расходы и коммерческие расходы. НЕ стоит забывать, что прямые производственные расходы указываются за вычетом затрат на сырье и материалы, учет которых ведется в другом разделе. Но в таблице Текущие затраты вы в любом случае можете отразить те расходы на материально-сырьевые ресурсы, по которым имеются данные не в форме затрат на единицу продукта, а в форме затрат за определенный период времени.

Вы можете выразить сумму каждой позиции как в основной, так и в иностранной валюте. В первом случае в колонке Валюта введите значение 1; во втором – значение 2.

Чтобы отредактировать количество позиций любой категории текущих затрат, нажмите кнопку Добавить/удалить, находящуюся правее названия таблицы. При ее нажатии отображается окно Добавить/удалить статьи затрат, работа в котором ведется так же, как и в окне Добавить/удалить должности (см. рис. 2.5).

Сведения о кредитах представлены в таблице Кредиты. Они в программе делятся на четыре группы:

● кредит на пополнение собственных оборотных средств (обозначается цифрой 1);

● кредит на инвестиционные цели (цифра 2);

● инвестиционный кредит федерального бюджета (цифра 3);

● инвестиционный кредит территориального бюджета (цифра 4).

Чтобы указать тип кредита, следует в строке Тип кредита ввести соответствующую цифру. Затем вводится валюта кредита и годовая процентная ставка по кредиту. Информацию об отсрочке (если таковая предусмотрена) можно указать в строке Отсрочка выплаты процентов (если отсрочки нет, то укажите значение 0).

После этого формируется график получения и погашения заемных средств. В соответствующих строках указываются сведения о получении кредита, выплате основного долга и причитающихся процентов. Сумма задолженности по кредиту на конец отчетного периода показывается отдельно.

Для ввода данных о налогах и неналоговых платежах предназначена таблица Налоги и платежи в фонды. Все такие платежи, которая платит компания, разделены на четыре вида: НДС; налоги, относимые на текущие затраты; налоги, относимые на финансовые результаты; налог на прибыль. Отдельно ведется учет акцизов, экспортных и импортных пошлин. Помните, что в денежных потоках импортные пошлины показываются в той же строке, что и облагаемые налогом затраты.

Что касается переплаченного НДС, то вы можете учитывать его двумя способами: возвращение из бюджета или зачет при последующих расчетах. Подходящий вариант вводится в строке способ переплаченного НДС: цифра 1 соответствует возвращению переплаченного НДС из бюджета, цифра 2 – проведению зачета при последующих расчетах.

В этой таблице можно ввести дополнительные сведения по следующим позициям: НДС полученный; НДС уплаченный; Платежи НДС в бюджет (или возврат из бюджета); начисления на заработную плату; земельный налог; Другие налоги, относимые на текущие затраты; Налог на имущество; Другие налоги, относимые на финансовые результаты; Начисленный налог на прибыль. Для этого слева от названия позиции нажмите кнопку со знаком «плюс» – в результате откроются строки для ввода дополнительной информации. Чтобы их свернуть, нажмите ту же кнопку (теперь на ней будет изображен знак «минус»).

Отдельная строка содержит итоговые суммы налоговых выплат компании в каждом отчетном периоде.

3.3. Выполнение расчетов и анализ их результатов

В этом разделе мы расскажем о том, как в программе «Альт-Инвест» осуществляется формирование и вывод результатов расчетов и анализа.

Прогнозные данные проекта выводятся в виде ряда таблиц на листе Проект. Эти таблицы перечислены ниже.

● Отчет о прибылях и убытках;

● Приложение к отчету о прибылях и убытках;

● Отчет о движении денежных средств;

● Баланс;

● Показатели финансовой состоятельности;

● Эффективность полных инвестиционных затрат;

● Эффективность для собственного капитала;

● Эффективность для банка;

● Оценка бизнеса;

● Бюджетная эффективность;

● Основные показатели проекта.

В отчете о прибылях и убытках представлены сведения о выручке компании, себестоимости продукции, валовой прибыли, прибыли от реализации, курсовых разницах, внереализационных доходах и расходах, и др. Отметим, что информация о себестоимости продукции представлена в разрезе статей затрат.

Отдельно показывается сумма чистой прибыли (или убытка), нераспределенной прибыли (в том числе с нарастающим итогом), и суммы дивидендов. Также составляется два графика: первый – это график доходов и расходов рассматриваемого проекта, и второй – график чистой прибыли (убытка). Эти графики находятся под таблицей; увидеть их можно, нажав кнопку с символом «плюс», расположенную слева от названия графика.

Таблица Приложение к отчету о прибылях и убытках содержит детализированные сведения по доходам и расходам от прочей реализации, внереализационным доходам и расходам, прибыли (убыткам) от курсовых разниц и дивидендам. В случае надобности вы можете просмотреть детализированные данные по следующим статьям: Доходы/расходы от прочей реализации с НДС, Прочие внереализационные доходы/расходы с НДС, Прибыль (убыток) от курсовой разницы и Дивиденды по привилегированным акциям. Чтобы увидеть эти данные, нажмите кнопку с символом «плюс», находящуюся слева от названия статьи.

Один из наиболее интересных отчетов – это Отчет о движении денежных средств, который выводится в таблице с одноименным названием. В ее верхней части отображается движение денежных средств в разрезе следующих статей:

● Поступления от продаж;

● Затраты на материалы и комплектующие;

● Заработная плата;

● Общие затраты;

● Налоги;

● Выплата процентов по кредитам;

● Прочие поступления;

● Прочие затраты.

Кроме этого, в таблице выделено три вида денежных потоков: от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. В отдельных строках рассчитан суммарный денежный поток за отчетный период, а также остаток денег на конец отчетного периода.

Также программа автоматически составляет два графика: Движение денежных средств и Остаток средств, которые находятся под таблицей. На рис. 2.6 представлен график движения денежных средств.


Рис. 2.6. График движения денежных средств


Таблица Баланс содержит прогнозный баланс компании. Его отличительными чертами являются наглядность представления данных: правда, он при этом несколько отличается от официально действующей формы. Внизу баланса содержится график текущих активов, пример которого изображен на рис. 2.7.


Рис. 2.7. График текущих активов компании


Этот график содержит сведения о денежных средствах компании, готовой продукции, дебиторской задолженности, НЗП, уплаченных авансах, запасах материалов и комплектующих. Кроме этого, в графике есть информация о суммарных оборотных активах.

Таблица Показатели финансовой состоятельности содержит список показателей, которые характеризуют финансовое положение компании. К ним, в частности, относятся: рентабельность активов компании, рентабельность собственной прибыли, коэффициенты ликвидности, оборачиваемость активов, чистый оборотный капитал, общий коэффициент покрытия долга, покрытие процентов по кредитам, и др. Также программа формирует следующие графики: ликвидности, рентабельности активов и чистого оборотного капитала.

Много полезных данных представлено в таблице Основные показатели проекта. В частности, здесь присутствуют сведения о выручке, чистой прибыли, размере дивидендов, эффективности инвестиционных затрат, и др. Отметим, что этот отчет содержит много показателей, которые по отдельности включены в другие таблицы.

Теперь рассмотрим содержимое листа Анализ. Как мы уже отмечали ранее, здесь приведены результаты анализа чувствительности проекта (рис. 2.8).


Рис. 2.8. Анализ чувствительности проекта


На этом рисунке показаны итоговые данные анализа чувствительности проекта к изменению цен на продукцию. Проиллюстрирована динамика показателей при следующих уровнях цен (100% – это запланированный уровень цен): 70%, 75%, 80%, 85%, 90% и 95%. При этом начальный уровень цен отображается в ячейке В9, а шаг изменения – в ячейке С9 (см. рис. 2.8).

Но в качестве изменяемого параметра исходных данных проекта можно брать не только цену продукции, но и другие показатели. Для их выбора нажмите на листе Анализ кнопку Настроить – откроется окно, изображенное на рис. 2.9.


Рис. 2.9. Настройка анализа чувствительности


Здесь из раскрывающегося списка нужно выбрать показатель и нажать кнопку ОК.

Исходное значение показателя и его динамический шаг вы можете ввести самостоятельно. Чтобы выполнить анализ чувствительности в соответствии с новыми настройками, нажмите кнопку Пересчитать.

Результаты анализа чувствительности проекта характеризуются следующими показателями:

● Эффективность полных затрат – NPV;

● Эффективность полных затрат – PBP;

● Эффективность для собственного капитала – NPV;

● Эффективность для собственного капитала – PBP;

● Эффективность для банка – NPV;

● Эффективность для банка – PBP;

● Суммарная чистая прибыль.

По любому из них можно сформировать график чувствительности проекта – для этого нужно выбрать нужный показатель в соответствующем раскрывающемся списке. На рис. 2.10 изображен график чувствительности проекта для показателя Эффективность полных затрат – NPV.


Рис. 2.10. Пример графика чувствительности проекта


Содержимое листа Анализ можно распечатать с помощью команды главного меню Файл > Печать или комбинации клавиш Ctrl+P.

Под графиком содержится перечень параметров анализа чувствительности. Вы можете вносить в него изменения в соответствии со своими потребностями.

Лист Отчет (рис. 2.11) содержит таблицы с отчетными данными, которые выводятся программой автоматически.


Рис. 2.11. Содержимое листа Отчет


Вы можете сами указать отчеты, которые будут автоматически выводиться на листе Отчет. Выбор отчетов выполняется в окне Формирование отчета (рис. 2.12); его можно вызвать нажатием кнопки Формирование отчета, расположенной в находящейся слева инструментальной панели (чтобы увидеть название кнопки, подведите к ней указатель мыши).


Рис. 2.12. Окно выбора отчетов


В этом окне содержится список всех отчетов, которые формируются в программе «Альт-Инвест». Чтобы выбрать отчеты, пометьте их соответствующими флажками. Например, на рис. 2.12 для формирования выбрано три отчета: Доходы от продаж, Постоянные активы и Кредиты.

Конец ознакомительного фрагмента.