Глава 2. Работа в программе «Мастерская бизнес-планирования»
Одним из популярных продуктов, используемых для составления и анализа бизнес-проектов, является программа «Мастерская бизнес-планирования». Она достаточно проста и весьма удобна в работе, поэтому ее рекомендуется использовать тем, кто не имеет большого опыта в бизнес-планировании.
Автором программы является отечественная компания «Корпоративные финансы» (сайт разработчика – www.cfin.ru).
2.1. Возможности и назначение программы
Первый релиз «Мастерской бизнес-планирования» был предложен пользователям еще в 2000 году. Тогда программа включала в себя лишь простой модуль финансового анализа, шаблон стандартного бизнес-плана, справочно-методическую информацию и примеры сформированных бизнес-планов.
В настоящее же время «Мастерская бизнес-планирования» является полноценным многофункциональным продуктом, позволяющим решать самые разные задачи по составлению и анализу бизнес-проектов.
Программа функционирует в среде операционной системы Windows версий 1998/2000/МЕ/ХР/Vista, но только при наличии офисного пакета MS Office версий 97/2000/XP/2003/2007. Что касается самого компьютера, то к его конфигурации жестких требований не предъявляется: вполне достаточно, чтобы на нем нормально функционировали система Windows и программы пакета MS Office. Дело в том, что «Мастерская бизнес-планирования» оперирует стандартными для данного пакета операциями, поэтому и не требует дополнительных ресурсов.
Чтобы установить «Мастерскую бизнес-планирования» на компьютер, запустите инсталляционный файл и далее следуйте указаниям.
В результате инсталляции в меню Пуск будет сформирована программная группа Бизнес-план, команды которой предназначены для вызова разных режимов работы программы, а также для доступа к справочной информации.
Программа «Мастерская бизнес-планирования» предназначена для решения перечисленных ниже задач.
Выполнение финансовых расчетов и проведение финансового анализа бизнес-проекта средствами модуля Финансовый анализ.
Расчет эффективности бизнес-проекта и выполнение его инвестиционного анализа средствами модуля Инвестиционный анализ.
Разработка и составление текстовой части бизнес-плана средствами модуля Бизнес-план.
Модули программы, для доступа к которым предназначены соответствующие команды программной группы Пуск > Бизнес-план, можно использовать в любой последовательности.
2.2. Порядок составления текстовой части бизнес-плана
Выше мы уже упомянули о том, что текстовая часть документа создается в модуле Бизнес-план. Данный модуль является файлом Microsoft Word, и содержит несколько стандартных шаблонов Word, предназначенных для формирования соответствующих разделов документа.
Процесс заполнения шаблонов представляет собой последовательное составление содержащихся в нем разделов и подразделов.
В процессе составления текста из документа следует удалять советы и рекомендации, которые предложены в нем по умолчанию и адресованы в первую очередь новичкам.
Любой раздел документа имеет свой перечень вопросов, и процесс подготовки текста, по большому счету, представляет собой формирование ответов на эти вопросы. Для примера приводим вопросы, содержащиеся в разделе «Компания».
Что такое наша компания, кто ее владельцы, кто ее возглавляет, краткое резюме руководителя.
Сформулируйте миссию компании. Она должна отвечать следующим требованиям:
● отличать компанию от других;
● предполагать критерии достижения успеха;
● быть понятной для тех, кто не знаком с вашей компанией;
● иметь воодушевляющую формулировку.
Укажите, какими базовыми принципами, ценностями и идеями вы руководствуетесь в своем бизнесе, что отличает вашу компанию от конкурентов или других похожих компаний.
Как отмечалось ранее, модуль Бизнес-план состоит из отдельных файлов-шаблонов, работать с которыми можно в индивидуальном порядке. Ниже представлен перечень этих шаблонов.
● Титульный лист и меморандум конфиденциальности (файл Титульный лист.doc);
● Резюме (файл Резюме.doc).
● Компания (файл Компания.doc).
● Продукты/услуги (файл Продукты.doc).
● Рынок (файл Рынок.doc).
● Задачи и стратегия (файл Задачи и стратегия.doc).
● Маркетинговый план (файл Маркетинговый план.doc).
● Операционный план (файл Операционный план.doc).
● Факторы риска и стратегия снижения риска (файл Анализ риска.doc).
● Финансовый план (файл Финансовый план.doc).
Подобная методика обладает многими достоинствами. Ведь почти всегда бизнес-план является довольно объемным документом, и если в какой-то момент ведется работа над каким-то одним его разделом, то иметь перед глазами остальные разделы совсем не обязательно, более того – это может даже мешать. Поэтому в программе реализована возможность работы с каким-то одним разделом, не касаясь при этом других разделов бизнес-плана.
Это сделано еще и потому, что над бизнес-планом работает не один, а несколько составителей, причем они могут быть удалены друг от друга (что сплошь и рядом встречается в крупных компаниях, холдингах и т.п.). Каждый из них занимается лишь своим разделом бизнес-плана, значит – впоследствии придется собрать все эти файлы в один документ. Эта задача решается средствами модуля Бизнес-план: все разделы собираются в один документ, оформленный в едином стиле.
При всем при этом никому не возбраняется работать и с целым документом. Для перехода в этот режим выберите в главном меню MS Word команду Вид > Обычный либо Вид > Разметка страницы.
По ходу формирования документа все содержащиеся в нем комментарии необходимо убирать, и в итоге в шаблоне останется лишь тот текст, который нужен. Что касается заготовок диаграмм и таблиц, по умолчанию встроенных в документ, то их следует заполнить собственными данными.
2.3. Анализ финансового положения компании
Чтобы провести анализ финансового положения компании, откройте модуль Финансовый анализ. Для этого используйте команду Пуск > Все программы > Бизнес-план > Финансовый анализ, при выполнении которой отображается окно, представленное на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Финансовый анализ компании
Модуль Финансовый анализ работает в среде редактора MS Excel. Он включает в себя несколько листов, на каждом из которых выполняются соответствующие операции.
В частности, лист Параметры используется для настройки «Мастерской бизнес-планирования», на листе Данные производится ввод начальной информации, лист Рекомендуемые содержит значения финансово-экономических показателей компании, которые будут являться оптимальными, и т.д.
Прежде чем начать работу, следует посмотреть и, если надо – изменить параметры настройки. Для этого на листе Параметры и следует нажать кнопку Параметры исходных данных (она располагается в ячейке А4). При этом отобразится окно, которое представлено на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Настройка параметров исходных данных
Смысл параметров данного окна заключается в том, чтобы сообщить программе, в какой форме и измерении в нее будет вводиться начальная информация, используемая впоследствии для расчетов.
На момент написания книги в программе можно работать с отчетностью по формам, действующим в России и на Украине. Нужный вариант укажите в поле Страна.
Вы можете использовать разные единицы измерения для работы с отчетными данными – единицы, тысячи или миллионы. Подходящее значение укажите в поле Размерность данных.
Возможности программы предусматривают анализ как квартальной, так и годовой отчетности компании. Необходимый вариант выбирается из раскрывающегося списка в поле Длительность периода.
Параметр Первый анализируемый период используется для того, чтобы ввести период начала анализа отчетных данных. Необходимо ввести год и номер квартала, относящиеся к данному периоду. Помните, что выбрать квартал вы сможете лишь в том случае, когда параметру Длительность периода установлено значение квартал.
Число анализируемых периодов укажите в поле Число периодов.
После того как определены значения всех параметров в окне Исходные данные, необходимо нажать кнопку ОК – лишь после этого они вступят в силу. Если нужно закрыть окно без сохранения изменений, нажмите Отмена.
Чуть ниже кнопки Параметры исходных данных находятся поля Представлять результаты анализа иПриведение с учетом инфляции (см. рис. 1.1). В первом из них указывается наименование валюты, которая будет использоваться для представления результатов анализа. Возможные значения: в той же валюте, в долларах США или в евро.
Поле Приведение с учетом инфляции предназначено для того, чтобы выбрать вариант отражения процессов инфляции. Возможны три варианта:
● не приводить – инфляционные процессы будут игнорироваться;
● в ценах на первый отчетный период – будут использоваться цены первого отчетного периода;
● в ценах на последний отчетный период – будут применяться цены последнего отчетного периода.
По умолчанию в данном поле предлагается значение не приводить.
В соответствии с произведенной настройкой программа автоматически подготовит таблицы, в которые будут вводиться исходные данные.
После того как настройка выполнена, можно вводить исходные данные. Для ввода данных за последние годы (начиная с 2004 года) перейдите на лист Данные. Более ранние данные вводятся на листах с соответствующими периодами времени.
Примечание. Все данные, содержащиеся в старых формах отчетности за 1999-2003 годы, автоматически генерируются в действующие в настоящее время формы и выводятся на листе Данные.
Помимо отчетных, на листе Данные можно указать следующую дополнительную информацию:
● среднесписочная численность персонала компании;
● объем неденежной выручки;
● размер НДС, акцизов и иных отчислений в общем объеме выручки;
● курсы НДЕ по отношению к доллару США и евро;
● инфляционный процент.
Ввести эти сведения можно в таблице Дополнительные данные, которая расположена внизу листа Данные.
Посмотреть информацию, сформированную по результатам анализа, можно сразу же после ввода исходных данных на листе Результаты (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Лист с результатами финансового анализа
Показатели выводятся в трех цветах: красном, желтом и зеленом. Красный цвет используется для отображения заведомо плохих значений, желтый – для значений, которые находятся «на грани» и требуют особого внимания, а зеленый – для нормальных, «рабочих» значений. Такой метод оформления улучшает наглядность представления данных. Отметим, что вы можете отключить использование цветов для вывода данных: для этого нужно полностью очистить таблицу, которая находится на листе Рекомендуемые. Кстати, здесь же можно подкорректировать настройку цветового выделения значений. Это может потребоваться, например, тогда, когда значение какого-то показателя при действующих по умолчанию настройках считается плохим, в то время как в контексте данного бизнес-плана оно может считаться удовлетворительным.
Результаты анализа могут быть представлены и в графическом виде. Все графики и диаграммы находятся внизу листа, под всеми таблицами.
Профессиональная версия программы предусматривает наличие в модуле Финансовый анализ листа Регламент. На нем представлены комплексные отчеты, основанные на разных современных методиках экономического анализа.
Чтобы распечатать результаты анализа, используйте команду главного меню Файл > Печать, вызываемую также нажатием комбинации клавиш Ctrl+P.
2.4. Работа в модуле «Инвестиционный анализ»
Для выполнения инвестиционного анализа предназначен модуль Инвестиционный анализ. Чтобы запустить его, выполните команду Пуск > Все программы > Бизнес-план > Инвестиционный анализ. При ее активизации отображается окно модуля (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Выполнение инвестиционного анализа
Этот модуль также действует в среде Excel. В его состав входит несколько рабочих листов, каждый из которых имеет свое предназначение. В частности, лист Данные используется для настройки программы и ввода исходной информации, на листе Анализ выводятся результаты анализа, лист Графики включает в себя различные графические отчеты, и т.д.
Использование модуля «Инвестиционный анализ» начинается с ввода исходных данных. Кроме этого, рекомендуется просмотреть и, если нужно – откорректировать параметры его настройки (указанные действия выполняются на листе Данные, см. рис. 1.4).
В первую очередь необходимо определить дату начала проекта, его продолжительность (шаг расчета), а также число периодов. Чтобы изменить эти данные, нажмите кнопку Изменить – отобразится окно Параметры проекта, которое представлено на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Настройка параметров текущего проекта
С помощью параметра Начало проекта указывается месяц и год начала проекта (соответствующие значения выбираются из раскрывающихся списков). В поле Длительность периода вводится шаг расчета; данный параметр может принимать значения Месяц, Квартал, 6 месяцев или Год.
Число периодов, которое определяет длительность данного проекта, указывается в поле Число периодов. Максимально возможное значение данного параметра в стандартной версии – 12, в профессиональной – 60.
Чтобы применить выполненные настройки, нажмите в данном окне кнопку ОК.
Чуть ниже кнопки Изменить расположена область настроек Перечень продуктов проекта (см. рис. 1.4). Здесь необходимо определить перечень продуктов рассматриваемого бизнес-плана. Для добавления новой позиции нажмите кнопку «плюс», для удаления текущей – кнопку «минус».
Под списком продуктов находятся параметры Валюта проекта и Язык финансовых отчетов. В поле Валюта проекта указывается валюта данного проекта; возможные варианты – Рубли, Доллары, Евро и Гривны. В расположенном ниже поле можно указать язык отчета – Русский и Английский.
После того как настройка выполнена, можно вводить исходную информацию. Для этого на листе Данные используются следующие разделы:
● Налоги и другие общие настройки;
● Начальный баланс;
● Капитальные вложения;
● Продажи и прямые издержки;
● Общие издержки;
● Персонал;
● Финансирование.
Чтобы открыть или свернуть содержимое любого из указанных разделов пользуйтесь кнопкой, которая находится напротив названия раздела слева от номера столбца. В зависимости от того, свернут или развернут раздел, на этой кнопке отображается соответственно «плюс» или «минус».
Ввод сведений о налогообложении компании, нормах амортизации, параметров организации производства вводится в разделе Налоги и другие общие настройки Эти сведения будут приниматься во внимание при выполнении финансовых расчетов. Параметры раздела в зависимости от назначения и вида разделены в три группы: Налоги, Годовые нормы амортизации и Параметры производства и продаж. Также здесь имеется параметр Ставка дисконтирования, позволяющий задать размер ставки дисконтирования (в процентах).
Всем параметрам раздела Налоги и другие общие настройки по умолчанию определены значения, используемые в большинстве случаев, но вы можете их менять по своему усмотрению.
При вводе налоговых ставок помните, что:
● значения должны быть выражены в процентах;
● налог на имущество указывается по годовой ставке, а если потребуется – программа сама определит реальную длительность периода, применяемую в данном проекте.
Дополнительные настройки при вводе налоговых ставок не требуются. Исключением является только НДС: правее ячейки, где указывается ставка налога, имеется кнопка Настроить. С ее помощью осуществляется переход в режим настройки НДС (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Настройка расчета НДС
Дополнительная настройка НДС необходима потому, что иногда у компании может возникать отрицательный баланс НДС (например, когда фирма заплатила поставщикам больше НДС, чем получила от покупателей). Для выбора способа отражения в расчетах таких сумм НДС и используется данная настройка. Если в данном окне выбрать значение Зачитывать НДС при будущих поступлениях (предлагается по умолчанию), то переплаченная сумма НДС будет учитываться в составе активов предприятия, а ее зачет будет осуществляться позже, при поступлении выручки от покупателей и заказчиков. Если же выбран вариант Немедленно возвращать переплаченный НДС, то переплаченная сумма будет сразу возвращаться предприятию, что найдет свое отражение в отчете о движении денежных средств в виде отрицательных сумм налоговых платежей.
Любая компания обладает активами и пассивами. Ввод сведений об активах и пассивах осуществляется в разделе Начальный баланс, который расположен сразу под разделом Налоги и другие общие настройки.
Структура данного раздела во многом похожа на структуру баланса предприятия (правда, сокращенного): в нем представлен список активов и пассивов компании. При его заполнении учитывайте, что:
● сумму запасов сырья, материалов и комплектующих следует вводить без НДС;
● в статье Кредиты и займы вводится лишь текущая задолженность по привлеченным средствам, без суммы финансирования, которую предполагается привлечь для реализации проекта;
● в статье Уставный капитал указывается текущий размер уставного капитала, без включения сюда суммы дополнительных вложений, необходимых для реализации проекта.
Данные о дебиторской и кредиторской задолженности должны сопровождаться графиками ее погашения (отдельно – по дебиторской, и отдельно – по кредиторской задолженности). Для этой информации предназначена таблица Прогноз выплаты задолженностей, расположенная внизу раздела.
После заполнения раздела Начальный баланс следует ввести данные о начальных капитальных вложениях. Это делается в разделе Капитальные вложения, содержимое которого показано на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Ввод сведений о капитальных вложениях
Содержимое данного раздела разнесено в тематические – например, Здания и сооружения, Оборудование, Оргтехника, Прочие основные средства, и др. Чтобы ввести в любую группу позицию нажмите кнопку «плюс», находящуюся правее от названия группы. Для удаления позиции нажмите кнопку «минус».
В программе по умолчанию предлагается применять следующую схему вычисления стоимости каждого актива.
● Из общей стоимости актива вычитается сумма НДС, рассчитанная в соответствии с указанной ранее ставкой.
● Сумма НДС, выделенная из стоимости актива, учитывается в общем балансе НДС.
● Актив включается в баланс, расчет износа по нему производится линейным методом в соответствии с действующими нормами.
Но эту схему вы можете изменить. Для этого дважды щелкните мышью на квадратном значке, который расположен напротив позиции актива в колонке Опции. В результате отобразится окно, которое представлено на рис. 1.8.
Рис. 1.8. Нестандартная настройка учета активов
Это окно включает в себя следующие параметры.
● Нестандартная ставка НДС – если этот флажок установлен, то справа открывается поле, где можно ввести индивидуальную ставку НДС именно для этого актива.
● Нестандартная амортизация – при установленном данном флажке в находящемся справа поле можно ввести индивидуальную норму амортизации именно для этого актива.
● Поставить на баланс с … периода – данный параметр предназначен для активов, принимаемых на учет не с первого периода, а с одного из последующих (например, со второго, или с четвертого, и т.д.). Характерный пример для применения данного параметра – объекты незавершенного строительства.
● Амортизировать НДС вместе с активом – если включен этот параметр, то программа не будет вычитать из стоимости актива сумму НДС, как это принято по умолчанию.
В разделе Продажи и прямые издержки осуществляется ввод исходных данных об объемах реализации, а также о прямых затратах на единицу готовой продукции.
Для каждой позиции можно ввести параметры, которые будут отличаться от стандартных. Это делается так же, как и в разделе Капитальные вложения: в столбце Опции нужно дважды щелкнуть мышью на квадратном значке, и в появившемся окне указать нужные значения. К этим параметрам относятся: Нестандартная ставка НДС, Дополнительный налог с продаж и Нестандартный период оплаты.
Исходные данные о постоянных затратах проекта вводятся в разделе Общие издержки. Они объединены в три группы: производственные издержки, административные издержки и маркетинговые издержки. Для ввода новых и удаления имеющихся позиций используйте кнопки со знаками соответственно «плюс» и «минус».
Вы можете выполнить нестандартную настройку любой затратной статьи. Для этого дважды щелкните мышью на квадратном значке, который находится напротив требуемой статьи затрат в колонке Опции – отобразится окно, которое показано на рис. 1.9.
Рис. 1.9. Нестандартная настройка затратной статьи
Если включить параметр Нестандартная ставка НДС, то правее станет доступным для редактирования поле, в котором для данной статьи расходов можно нестандартную ставку НДС. Если текущая статья не относится к затратным, а погашается за счет прибыли, то установите флажок Платится из прибыли.
После того как введена информация об общих издержках, можно вводить сведения о персонале компании и связанных с ним затратах. Это выполняется в разделе Персонал. Здесь все затраты также разделены на три группы: производственный персонал, административный персонал и маркетинговый персонал. Для добавления и удаления позиций используйте кнопки соответственно «плюс» и «минус».
Чтобы ввести сведения о финансировании проекта, перейдите в раздел Финансирование. В программе реализована возможность работы с тремя способами финансирования: за счет кредитных средств, за счет средств акционеров и за счет лизинга. Поэтому раздел Финансирование содержит три таблицы: Кредиты и займы, Акционерный капитал и Лизинговое финансирование.
Не стоит забывать, что при вводе данных о заемных средствах вводятся лишь те суммы, которые к настоящему времени уже получены для финансирования проекта. По всем остальным заемным средствам формируется только график их погашения (с указанием процентной ставки). Сумма текущей задолженности отражается в разделе Начальный баланс, который мы рассмотрели ранее.
Данные об акционерном капитале указываются в разрезе акционеров (т.е. по каждому из них отражается внесенная им сумма).
Сведения о лизинге вводятся почти так же, как и информация о кредитах и займах. Отличие лишь в том, что лизинговые платежи отражаются одной суммой, которая не делится на проценты и основной долг.
После того как введена вся начальная информация, программа автоматически производит расчеты, результаты которых выводятся на листах Прибыль, Баланс, Кэш-фло, Анализ и Графики.
Если вы работаете с профессиональной версией программы, то вдобавок к перечисленным листам будет присутствовать еще один – SENS. Он будет содержать результаты анализа чувствительности и устойчивости проекта. Данный механизм позволяет проследить, как будут изменяться показатели проекта при отклонениях исходных данных от первоначальных значений.
Чтобы распечатать содержимое любого листа, используйте команду главного меню Файл > Печать, которая активизируется также нажатием комбинации клавиш Ctrl+P.