Вы здесь

Бизнес-планирование для ССУЗов. Глава 3. Структура и функции бизнес-плана (Н. Н. Шаш, 2009)

Глава 3. Структура и функции бизнес-плана

3.1. Общая структура бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой совокупность разделов, посвященных описанию деятельности предприятия в целом, особенностей развития отраслей и сферы бизнеса. Характеризуется также будущая продукция или услуги, проводится анализ рынка сбыта, определяется конкурентное преимущество, описываются поставщики, предприятия конкуренты, посредники, партнеры и потребители. Необходимо также составить производственный, организационный и финансовый план и оценить риски будущего проекта. В конце процесса бизнес-планирования делается общий вывод об эффективности проекта и принимается решение о реализации или отказе от данного проекта.

Внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, но состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование. Ключевыми составляющими каждого бизнес-плана являются три М – management, marketing, money. Разделы, связанные с управлением, маркетингом и финансированием проекта, обязательно присутствуют в любом бизнес-плане. Другие разделы могут меняться в зависимости от специфики деятельности фирмы и проекта.

Приведем оптимальную структуру бизнес-плана:

1) титульный лист;

2) аннотация;

3) меморандум о конфиденциальности;

4) оглавление;

5) основные разделы:

а) резюме;

6) история бизнеса организации (описание отрасли);

в) характеристика предприятия и его объекта бизнеса;

г) анализ рынка сбыта;

д) план маркетинга;

е) производственный план;

ж) организационный план;

з) финансовый план;

и) оценка и страхование риска;

к) приложения.

Необходимо обратить внимание на то, что данная структура бизнес-плана не претендует на роль образцовой, а носит лишь рекомендательный характер. Разделы и их содержание зависит от условий, в которых функционирует фирма, поэтому в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться.

3.2. Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме бизнес-плана

Титульный лист — с него начинается бизнес-план и на нем обычно указывают:

1) наименование проекта;

2) место подготовки плана;

3) авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны;

4) имена и адреса учредителей;

5) назначение бизнес-плана и его пользователей.

Также на титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности, который составляется дабы предупредить всех лиц, которые имеют отношение к его разработке и реализации, о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представившей проект.

За титульным листом размещается оглавление, в котором содержится формулировка разделов плана, указываются страницы и выделяются наиболее важные пункты в соответствии с особенностями конкретного проекта.

Бизнес-план может содержать аннотацию. В аннотации обычно дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5–2 страницы). Аннотация может иметь следующую последовательность:

1) название предприятия;

2) адрес;

3) телефон, факс;

4) Ф. И. О. руководителя предприятия;

5) суть предлагаемого проекта и место реализации;

6) результат реализации проекта;

7) необходимые финансовые ресурсы;

8) срок окупаемости проекта;

9) ожидаемую среднегодовую прибыль;

10) предполагаемую форму и условия участи инвестора;

11) возможные гарантии по возврату инвестиций.

Задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован, указываются во введении.

Резюме (концепция бизнеса) – основные положения предполагаемого плана, записанные кратко, т. е. это информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие (предприниматель), начиная собственное дело или внедряя инновации в имеющееся.

Концепция обычно содержит самое основное из всех разделов бизнес-плана, и поэтому составляется после их написания.

Резюме содержит возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение, условия инвестирования. Также в резюме должна содержаться главная цель создаваемого бизнеса и назначение разрабатываемого бизнес-плана.

Главной целью предполагаемого бизнеса – является получение прибыли за счет предложения рынку конкурентоспособных видов продукции, услуг, новых технических решений и др. Главная цель бизнес-плана – выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза.

Кроме определения главной цели или целей бизнес-плана, необходимо указывать, для кого он предназначен (для потенциального инвестора или кредитора; возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей; государственных или муниципальных органов власти (с целью получения поддержки) и т. д.).

В состав резюме входят следующие данные:

1) идеи, цели и суть проекта;

2) особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов;

3) стратегии и тактика достижения поставленных целей;

4) квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;

5) прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший определенный период. Это может быть месяц, квартал, год и т. д.;

6) планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования;

7) ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;

8) основные факторы успеха (описание способов действий и мероприятий).

3.3. История бизнеса организации (описание отрасли)

Описание отрасли – это анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, которое включает характеристику:

1) сырьевой базы;

2) сегмента (ниши) рынка и доли предприятия в нем;

3) потенциальных клиентов и их возможностей;

4) региональной структуры производства;

5) основных фондов и их структуры;

6) инвестиционных условий.

Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса состоит из трех этапов:

1) многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкуренции;

2) определения стадии развития избранной отрасли;

3) непосредственного анализа инвестиционной привлекательности отрасли.

При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а также производственно-технических связях с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли.

В любой стране существуют запрещенные сферы бизнеса (контрабанда, порнография и др.), а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (производство оружия, ядохимикатов, наркотиков и др.).

Для многих предпринимателей возникают и экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль, такие как:

1) высокий уровень начального капитала;

2) длительный срок окупаемости вложенных средств;

3) неопределенность в достижении прибыли.

Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, так как предпринимательская деятельность подвержена цикличности, в ней выделяются процветание, застой, спад.

Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве – по районам и регионам, отдельным рынкам, в монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную.

Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще не занято или недостаточно использованной конкурентами ниши рынка, т. е. ограниченной сферы предпринимательской деятельности, ориентированной на определенного потребителя и позволяющей бизнесмену наиболее эффективным образом реализовать свои возможности. Поиск ниши на рынке напоминает поиск свободного пространства, вакуума, который надо поскорее заполнить. В сущности, ниша рынка – это совмещение назревших и вполне осознанных потребностей и проблем общества с чем-то не вполне осознанными, нетрадиционными формами, способами, методами их решения и удовлетворения.

В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи и тысячи ниш даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным образом.

Местоположение предприятия оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Решения о местоположении бизнеса являются стратегическими. Поэтому их обоснованию в бизнес-плане должно быть уделено достаточно внимания.

При создании нового предприятия принятие решения о местоположении достаточно сложно, так как существует неопределенность используемой исходной информации. Часто предприниматель недостаточно знает поле деятельности, а некоторую информацию он получает только тогда, когда уже действует в данном месте.

Решение о перебазировании фирмы определяется чаще всего выявленными недостатками прежнего местоположения и (или) очевидными преимуществами нового места. Одновременно появляется риск, так как нарушается старые территориальные связи, новые еще не созданы и не всегда оказываются оправданными предполагаемые преимущества нового размещения.

В любом случае сначала делается общий выбор региона, зоны, округа, района, т. е. макрорасположения безотносительно к детальным характеристикам на местности, а затем определяется микрорасположение, т. е. реальная точка, заданная в конкретных пространственной и плоскостной структурах и связях с окружающей средой. Выбор наиболее эффективного местоположения осуществляется последовательной разработкой альтернативных вариантов размещения фирмы и ее подразделений.

Качество местоположения бизнеса определяется многими условиями и, в частности, соответствием избранного участка принятому в данном районе типу землепользования и близостью к экономической среде. Вместе эти две характеристики составляют ситус или экономическое местоположение объекта.

Основная цель выбора местоположения фирмы состоит в том, чтобы установить, где можно получить максимум прибыли при прочих равных условиях. Этот главный экономический критерий в зависимости от обстоятельств может быть дополнен рядом других, один из которых – увеличение объемов оборота капитала и доли на рынке. Кроме того, могут быть и неэкономические критерии: политическое влияние, стабильный рост и надежность предприятия, научно-техническая политика, социальная и экономическая стабильность, престиж, сохранение самостоятельности фирмы.

Основная и дополнительная цели в конечном счете должны иметь количественное выражение. Для этого их можно подразделять на подцели до тех пор, пока не будут найдены численно измеряемые и сводимые показатели, позволяющие определить качество местоположения, т. е. совокупность его преимуществ и недостатков. Детализация критериев выбора места размещения во многом зависит от вида бизнеса.

Конец ознакомительного фрагмента.