Вы здесь

Бизнес-планирование для ССУЗов. Глава 2. Бизнес-план организации (Н. Н. Шаш, 2009)

Глава 2. Бизнес-план организации

2.1. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии

Современные темпы изменения и наращивания объемов знаний настолько велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Более того, планирование обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений. Когда известно, чего организация хочет достичь, легче найти наиболее подходящие действия. Использование практики бизнес-планирования в деятельности предприятий (организаций) способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, можно серьезно снизить риск ошибок, обусловленных неполной или недостоверной информацией о возможностях предприятия или о внешней бизнес-ситуации. Особенно важную роль играет бизнес-планирование в сфере инновационного предпринимательства.

Бизнес-план – это план построения бизнеса, и к нему надо отнестись с соответствующим вниманием. Точно так же, как чертеж или расчет, бизнес-план представляет собой размышление перед действием. Именно он позволяет проверить все за и против, прежде чем браться за дело и искать ресурсы. Обращение к бизнес-плану, как правило, происходит тогда, когда компании необходимы перемены и когда для их осуществления не хватает собственных ресурсов. В то же время по оценкам экспертов примерно 90 % предлагаемых проектов отвергается уже на этапе рассмотрения бизнес-планов. Нередко деньги, запланированные иностранными партнерами под совместные проекты, так и остаются невостребованными. Стандартная доля отсева проектов на самой первой стадии (при первом обращении к инвестору, в отдел кредитования банка) составляет 95 %.

Ценность бизнес-плана тем не менее не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.

Выделяют четыре основные причины составления бизнес-плана.

1. Возможность обнаружить проблемы «на бумаге» до того, как они возникли.

2. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.

3. Бизнес-план – это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.

4. Бизнес-план – это инструмент контроля и управления.

Процесс бизнес-планирования заключается в логическом изложении системы документов, убеждающих инвестора в выгодности проекта. При разработке бизнес-плана определяется жизнеспособность проекта и будущая устойчивость предприятия, прогнозируются различные виды рисков, а также определяются перспективы бизнеса через количественные и качественные показатели. Бизнес-планирование помогает осуществить стратегический взгляд на бизнес-проект, фирму и его рабочую среду через опыт планирования. Ключевыми моментами бизнес-планирования являются анализ и оценка таких аспектов бизнес-проекта, как:

1) возможность, необходимость и объем выпуска продукции;

2) анализ потенциальных потребителей;

3) изучение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

4) определение своего сегмента рынка;

5) расчет показателей коммерческой, региональной и бюджетной эффективности;

6) исследование достаточности капитала и возможных источников финансирования.

Бизнес-планирование необходимо правильно организовать. Прежде чем приступить к непосредственному планированию, следует определить содержание и процесс, а также последовательность планирования. Этому способствует составление схем планирования. Схемы планирования могут иметь различный вид (диаграммы, таблицы, графические цепочки, графики-пирамиды) и воспроизводит процесс планирования в календарной последовательности. Они помогают организации лучше уяснить процесс планирования в целом, распределить его стадии по различным периодам года и организовать контроль за выполнением каждого этапа.

Процесс бизнес-планирования последовательно проходит ряд стадий. Традиционно в мировой практике выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

1) подготовительная;

2) разработка бизнес-плана;

3) продвижение бизнес-плана;

4) реализация бизнес-плана.

Ключевым моментом подготовительной стадии являются формирование перспективной бизнес-идеи, т. е. идеи нового продукта или услуги, а также решения технического, организационного или экономического характера. Каждый бизнес-план следует рассматривать как инициативный экономический замысел. Как показывает теория и практика, отправной точкой в предпринимательской деятельности и планировании развития существующего или создания нового предприятия является идея нового продукта (услуги), который предприятие собирается производить (оказывать). Это связано с тем, что осуществление любой предпринимательской деятельности всегда основано на какой-либо идее. Поэтому поиск новых бизнес-идей является одной из важных функций предпринимателя. Правильный выбор бизнес-идеи имеет принципиально важное значение для любого вида предпринимательства, является залогом будущего успеха нового коммерческого проекта или, наоборот, его неудачи. Можно сказать, что постоянный поиск бизнес-идей является двигателем развития предпринимательства и в достаточно высокой степени, развития экономики в целом.

Бизнес-идея – это то, с чего начинается процесс предпринимательства. Толчком для возникновения бизнес-идеи могут послужить знания самого предпринимателя, его личный и профессиональный опыт и способность применить их в реальной ситуации. Обычная бизнес-идея может заключаться в повторении уже существующего бизнеса, однако успех на рынке в наибольшей степени связан с инновационными идеями. Инновационная идея представляет собой существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов (модификаций), а также новых марок.

Чтобы сформулировать инновационную идею, которая позволит предпринимателю достичь делового успеха, требуется:

1) открыть новый способ создания некоторой полезности, имеющей ценность для потребителей;

2) создать комбинацию особых способностей, обеспечивающих создание данной полезности;

3) найти уникальную формулу, с помощью которой можно достичь максимально возможной предпринимательской маржи в стоимости создаваемой полезности и иметь возможность присваивать эту маржу в виде прибыли.

Очевидно, что для этого необходимо, во-первых, хорошо представлять своих потенциальных клиентов и их потребности; во-вторых, четко понимать, с помощью каких способностей можно удовлетворить имеющиеся потребности; в-третьих, быть способным выразить то, каким образом и за счет чего сможет появиться предпринимательская маржа.

Следует отметить, что для каждого предпринимателя очень важно выделить для себя те информационные источники, которые помогут ему найти инновационную идею. Этими источниками могут быть конкретные знания:

1) о рынке и его потребностях;

2) о появлении новых технологий, материалов, способов производства;

3) о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром.

Конкретными источниками новых бизнес-идей могут выступать:

1) потребители – с точки зрения изучения потребительского спроса;

2) научные кадры в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию новой продукции или услуг;

3) конкуренты (реальные или потенциальные) – в части своей стратегии и деятельности, связанной с изучением потребительского спроса;

4) торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

5) непосредственно персонал предприятия, при этом к процессу зарождения бизнес-идей целесообразно привлечь как можно большее число сотрудников.

По мнению известного американского специалиста в области теории и практики менеджмента П. Друкера, подтолкнуть предпринимателя к активному поиску новых бизнес-идей могут следующие факторы:

1) неожиданное событие: успех, неудача, событие во внешней бизнес-среде;

2) неконгруэнтность: несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней (такой, какой она должна быть);

3) нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса в данном случае понимаются существующие недостатки рабочего процесса на предприятии, которые должны быть устранены);

4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

5) демографические изменения;

6) изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей;

7) появление новых знаний, как научных, так и ненаучных.

Поиск бизнес-идей у разных людей происходит по-разному. Некоторые всю жизнь идут к серьезным открытиям, занимаясь научной работой, но с точки зрения практики бизнеса результаты этой работы могут никогда не найти своего практического применения. Другим может прийти в голову сразу несколько бизнес-идей, или они могут потратить много времени на поиски и обдумывание одной единственной идеи. Чтобы приблизиться к своей собственной идее, необходимо ответить на следующие вопросы:

1) что я умею делать;

2) в какой сфере деятельности находятся мои интересы;

3) будет ли у кого-то потребность в результатах моей деятельности.

Новые бизнес-идеи могут быть самыми разными по ценности и перспективности. Общим для них является то, что они постоянно занимают мысли действующих и будущих предпринимателей. Для того чтобы определить ценность бизнес-идеи, необходимо произвести предварительный отсев уже на стадии их появления. Для этого необходимо обдумать и проанализировать каждую бизнес-идею со всех сторон, чтобы в результате остановиться на одной или нескольких наиболее привлекательных идеях. Не стоит пытаться реализовать сразу несколько бизнес-идей, как правило, это приводит к непроизводительным затратам ресурсов и принести невосполнимый ущерб.

Основными вопросами, на которые следует ответить на предварительной стадии, являются следующие:

1) в чем конкретно заключается бизнес-идея (товар, услуга);

2) в чем состоит новизна бизнес-идеи;

3) кто будет пользователем (покупателем) продуктов (услуг);

4) какие ресурсы необходимы, чтобы приступить к реализации бизнес-идеи;

5) что может воспрепятствовать практической реализации бизнес-идеи;

Если после анализа ответов на эти вопросы, как правило, часть новых бизнес-идей не потеряет свою привлекательность, а наоборот, станет еще более убедительной, необходимо приступить к их более детальной оценке и выбрать те, к реализации которых целесообразно приступить в первую очередь. В то же время необходимо иметь в виду, что не всякая на первый взгляд хорошая или даже «гениальная» бизнес-идея может получить успешную практическую реализацию. Это зависит от множества факторов, среди которых важнейшими являются квалификация, навыки работы в выбранной области деятельности, организаторские способности, практическая направленность новой идеи, доступность ресурсов.

Как показывает практика, одним из самых серьезных препятствий для предпринимателей, особенно в сфере малого бизнеса, является отсутствие финансовых средств на реализацию новых бизнес-идей.

Для оценки жизнеспособности бизнес-идеи следует ответить на следующие вопросы:

1) имелись ли серьезные основания для поисков идеи нового продукта (услуги);

2) существует ли вообще необходимость в создании нового продукта;

3) есть ли необходимость замены одного продукта другим;

4) является ли новый продукт (услуга) органичным продолжением предыдущего ряда продуктов;

5) можно ли реализовать новый товар (услугу) на рынке;

6) заполняет ли новый продукт какую-либо рыночную нишу;

7) осуществлял ли кто-нибудь ранее подобные идеи, если да, то насколько успешно;

8) не приступил ли кто-нибудь в ближайшем окружении к реализации сходной бизнес-идеи;

9) будет ли прибыль от реализации новой бизнес-идеи выше чем затраты на ее реализацию.

Кроме того, приступая к детальной проработке, необходимо как можно более объективно оценить следующие позиции. При этом рекомендуется оценить степень полезности каждого из таких критериев как:

1) новизна и приоритетность бизнес-идеи;

2) технико-технологическая осуществимость проекта;

3) выбранная сфера деятельности (производство, сфера услуг, информационные технологии и т. д.);

4) рыночная привлекательность продукта (степень востребованности товара на рынке);

5) наличие необходимого капитала для инициации нового коммерческого проекта;

6) необходимый ежегодный капитал;

7) имеющиеся источники финансирования;

8) характер возможных денежных затруднений (постоянные, долговременные, вероятные, эпизодические);

9) масштаб коммерческого проекта;

10) наличие персонала с необходимым уровнем квалификации;

11) оценка темпов роста бизнеса (медленный, умеренный, быстрый);

12) размер потенциальной клиентской базы и ее характер;

13) предполагаемые конкуренты и преимущества перед ними;

14) стратегия в бизнесе и перспективы развития предприятия;

15) степень риска бизнеса;

16) необходимость получения сертификатов и лицензий на производимые продукты;

17) защищенность нового продукта патентами или авторскими свидетельствами;

18) наличие законодательной базы и соответствие новой идеи имеющемуся законодательству;

19) наличие поддержки со стороны государственных органов, местных администраций и донорских организаций.

В современных условиях разработка бизнес-планов должна быть сосредоточена на конкретных рыночных потребностях. Иногда производители могут стремиться к достижению очень высокого уровня параметров нового изделия, что не всегда соответствует реальным требованиям потребителей и даже может привести к снижению прибыльности продукта. Таким образом, в процессе бизнес-планирования необходимо как можно более тщательно учитывать мнения потребителей начиная с предпроектной стадии и заканчивая послепродажным обслуживанием. При этом отслеживаются все высказываемые интересные идеи и организуются специальные каналы обратной связи с потребителями.

Также очень внимательно следует относиться к аналогичным товарам или товарам-заменителям, предлагаемым другими компаниями. В результате подобного анализа нередко выясняется, что тот или иной задуманный продукт можно изначально улучшить, и уже эта обновленная идея ложится в основу будущего бизнеса.

При формировании перспективных бизнес-идей следует учитывать приоритетные направления отраслевого развития, к которым относятся информационные технологии, электроника, производственные технологии, транспорт, топливо, энергетика, новые материалы, химические продукты. Поскольку разработка этих направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, важнейших народнохозяйственных, международных и региональных программ и проектов, то реализация бизнес-идей в этих отраслях может получить соответствующую финансовую поддержку.

В последнее время все большее внимание уделяется мнению потребителей, поскольку конечная цель производства всякого товара – это именно удовлетворение запросов потребителей. При этом необходимо отметить, что предпринимательство, особенно среднее и малое, связано с повышенной долей риска. Поэтому на первом этапе предприятия сферы малого и среднего бизнеса всегда должны иметь в своем арсенале «портфель» бизнес-планов, чтобы поддерживать конкурентоспособность своего предприятия на высоком уровне и быть в состоянии быстро и гибко переориентировать свой бизнес в соответствии с меняющимися внешними условиями, актуальными научно-техническими разработками и требованиями потребителей.

Убедившись в перспективности бизнес-идеи, приступают непосредственно к разработке всех разделов бизнес-плана. На втором этапе бизнес-планирования производится сбор и анализ информации о продукции, рынках, потребителях, конкурентах и посредниках. Анализируются возможности предприятия реализовать выбранную идею и потребности в различных видах ресурсов. Проводится поиск источников финансирования и оценивается эффективность проекта. Особое значение имеет анализ рисков и выбор путей их снижения.

На третьем этапе бизнес-планирования производится продвижение идеи, для чего осуществляется презентация бизнес-плана. Презентация бизнес-плана – краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Презентация охватывает семь основных положений, как то:

1) компания, ее продукция и услуги;

2) описание рынка, потребителей и конкурентов;

3) маркетинговая стратегия;

4) первоочередные финансовые задачи;

5) команда осуществления проекта;

6) объемы финансирования направления использования средств;

7) условия и сроки реализации инвестиций.

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами, при этом происходит согласование условий и оформление договоров. На данной стадии необходимо произвести аудит бизнес-планирования, т. е. экспертизу основных характеристик проекта. Должны быть оценены «компания-заявитель» и отрасль ее деятельности, условия инвестиционного соглашения; проанализированы все формы бухгалтерской отчетности; оценена руководящая команда и выявлены особенности проекта. В ходе аудита проводится, как правило, общий анализ бизнес-плана, в результате которого принимается решение об инвестировании проекта или отказе от него.

Четвертый этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании и до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Реализовать бизнес-план – выполнить все рабочие задачи внутри фирмы и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию. Выполнение отдельных работ, относящихся к различным стадиям бизнес-планирования, имеет параллельный характер.

Бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности предприятия и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Таким образом, бизнес-планирование можно рассматривать как поисковую, научно-исследовательскую и проектную работу. Благодаря бизнес-плану появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.

Процесс бизнес-планирования неразрывно связан с разработкой новых предпринимательских проектов. Для начинающего предпринимателя овладение искусством бизнес-планирования является одним из важнейших условий достижения успеха в бизнесе. Разработка и реализация новых перспективных бизнес-проектов может существенно улучшить экономический и инвестиционный климат; способствовать экономическому росту усилению конкурентных позиций страны на мировом рынке.

Бизнес-планирование неразрывно связано с разработкой инновационных бизнес-проектов. При разработке и реализации новых проектов основополагающее значение имеет определение целей и задач. В общем планирование и определение цели проекта по своему содержанию можно сравнить с постановкой задачи. При нахождении цели, как и при постановке задачи, нельзя ограничиться только абстрактной формулировкой желаемого результата, необходимо найти ответы на вопросы:

1) как должен выглядеть результат проекта (характеристики);

2) какие условия должны учитываться при реализации проекта (требования и ограничения).

Нахождение цели проекта составляет важнейший этап в разработке его концепции. После определения цели приступают к поиску и оценке способов ее достижения.

Для возможности определения степени достижения целей проекта необходимо выбрать соответствующие критерии, на основе которых можно оценивать альтернативные решения по достижении конечных результатов. Таким образом, можно отметить, что цели проекта должны быть четко определены и иметь явный смысл, результаты должны быть измеримы, заданные ограничения адекватны, а требования выполнимы, т. е. цели должны находиться в области допустимых решений проекта. Обычно эта область ограничивается временем, бюджетом и требуемым качеством результатов. Могут быть и другие ограничения.

Следует отметить, что однажды сформулированные цели проекта не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реализации под воздействием изменений в окружении или в зависимости от внутреннего процесса и получаемых промежуточных результатов конечные цели могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамический процесс, в котором анализируется сложившаяся ситуация и тенденции ее развития.

Определение цели рассматривается как творческий процесс и требует изучения различных источников, которые могут содержать искомую информацию об окружении и задачах самого предприятия, требованиях и ограничениях по потенциальному проекту. В описании целей проекта должны найти отражение конечные результаты, сроки исполнения, расходы и порядок изменения целей. Описание целей проекта определяет его сущность и является основой для дальнейшей работы.

Бизнес-план представляет собой многоплановый управленческий инструмент, который предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации. Он предполагает в том числе организационно-управленческую и финансово-экономическую оценку состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.

В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии.

Существует несколько подходов к составлению бизнес-плана. Между ними очень много общего, однако отдельные различия все-таки существуют.

На первое место при таком подходе ставитс ордлне личных целей бизнесмена. После оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяется главная цель. Затем можно перейти к разработке стратегии, которая представляет собой процесс конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. В задачи и подзадачи включаются трудовые и финансовые ресурсы, продукция. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в план определенные коррективы, которые диктует реальный ход событий. Таким образом, вырабатывается оперативный план. На основе долгосрочных тенденций и оперативного плана разрабатывают долгосрочный план.

При использовании второго подхода на первое место ставится принятие решений. Предпринимательство по сути представляет собой процесс принятия решений, их реализации и оценки результатов. План дает основу для принятия рациональных решений, позволяет оформлять и анализировать интуитивные предположения.

Возможен применение подхода, когда основная проблема стратегического планирования на предприятия заключается в том, чтобы нацелить развитие потенциала фирмы в направлении, позволяющем наиболее полно удовлетворять спрос на ее продукцию с желаемой нормой прибыли и с учетом ряда ограничений, определяемых внешней средой, которая представлена конкурентами, потребителями, поставщиками и посредниками. Пунктирная линия обозначает каналы обратной связи.

Замысел плана формируется в три этапа, включающих:

1) установление целей;

2) определение наиболее выгодной рыночной позиции для фирмы (ниши);

3) разработку комплекса действий по достижению поставленных целей.

Замысел плана всегда нуждается в тщательном обосновании и проверке на осуществимость. С этой целью его разворачивают в систему частных стратегий: продуктово-рыночную, НИОКР, развития потенциала и финансовую, что реализуется на втором этапе планирования. Стратегия НИОКР является ведущей. Она выявляет и формирует комплекс разработок, наиболее актуальных для потребителя и соответствующих научно-техническому потенциалу предприятия. По итогам разработки различных вариантов стратегий уточняются как ожидаемые размеры прибыли, так и потребности в капитальных вложениях. Эта информация поступает на «вход» финансовой стратегии, предназначенной для окончательного балансирования финансовых потребностей и определения размеров и форм привлечения заемных средств.

На третьем этапе формирования стратегического плана результатные данные по каналам обратной связи поступают на «вход» замысла плана с целью его корректировки. Окончательный вариант плана вместе с результатами анализа внешней среды, а также возможностей фирмы оформляется в виде глобальной стратегии развития.

В целом можно сделать вывод, что перечисленные методики планирования весьма сходны и в основном дополняют друг друга, рассматривают бизнес-планирование с разных сторон и выделяют разные этапы планирования в качестве основных. Следует отметить общие аспекты, которые есть во всех представленных методиках и без которых вообще не может обойтись внутрифирменное планирование.

1. Планирование представляет собой непрерывный процесс, симбиоз целей, их реализации и анализа результатов.

2. Обязательна обратная связь при планировании. Данные о реализации определенных задач поступают на начальный этап для корректировки плана.

3. Бесспорный характер носит декомпозиция (разбивка главной цели на задачи и подзадачи). Более мелкие задачи могут не совпадать и в чем-то противоречить друг другу, но в конечном итоге вместе они служат реализации главной цели.

Следует отметить, что процесс бизнес-планирования активно помогает скоординировать деятельность партнерских предприятий, организовать совместное планирование развития целых групп предприятий, связанных с кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов.

В процессе бизнес-планирования важное значение имеют выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариативность закладываемых в него решений, объем и наличие прилагаемых документов. Все это во многом зависит от ряда факторов, среди которых можно назвать величину предполагаемых инвестиций по конкретному предпринимательскому проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность). В данном случае не так важен выбор самой методики (американской, английской, немецкой), как то, чтобы разработанный документ содержал обязательные бы разделы, в которых подробно рассматривались конкретные аспекты бизнес-плана, исходная и итоговая информация (показатели) были достоверными, обоснованными и базировались на документальных источниках и расчетах.

В последнее время в процессе бизнес-планирования активно используются современные информационные технологии, различные программные продукты, среди которых наиболее популярной является система разработки финансовых и инвестиционных проектов «Project Expert». В основу этой программы положена методика UNIDO по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, определенная международными стандартами IAS. В настоящее время эта система рекомендована федеральных министерством и активно используется в целом ряде отраслей и регионов РФ. По мнению разработчиков этой системы, «Project Expert» может оказать помощь предпринимателям в ходе:

1) разработки планов развития действующего предприятия;

2) создания инвестиционного проекта нового бизнеса;

3) подготовки качественного бизнес-плана, соответствующего международным требованиям;

4) определения потребностей в денежных средствах на перспективу;

5) разработки схемы финансирования предприятия, в том числе при выборе оптимальных источников финансирования и условий привлечений капитала, анализе безубыточности выпуска новой продукции, оценке прибыльности как компании в целом, так и ее отдельных подразделений;

6) всестороннего анализа проекта: его общей эффективности, чувствительности к воздействию внешних и внутренних факторов, демонстрации эффективности проекта для каждого из его участников;

7) оценки неопределенности и рисков в ходе реализации бизнес-проекта.

Как уже отмечалось, бизнес-планирование является необходимым элементов процесса разработки предпринимательских проектов, в успешной реализации которых заинтересованы различные группы участников:

1) инвесторы получают возврат вложенных капиталов и предусмотренные дивиденды;

2) владелец получает реализованный проект и доходы от его использования;

3) команда проекта получает плату по контракту, дополнительное вознаграждение по результатам работы и повышение профессионального уровня;

4) органы власти пополняют бюджет региона за счет сбора налогов со всех участников хозяйственной деятельности, а также удовлетворяют социальные и другие потребности на конкретной территории;

5) потребители получают необходимые товары.

2.2. Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана

Как уже отмечалось, успех любой деятельности субъекта хозяйствования напрямую зависит не только от влияния рыночных механизмов, но и от того, насколько успешно он планирует свои действия. При этом следует иметь в виду, что этапу разработки и внедрения бизнес-проекта всегда должен предшествовать этап предварительного анализа и планирования намечаемой деятельности. В связи с этим немаловажными являются предварительная оценка, анализ получаемой прибыли, расчет рентабельности, ликвидности, т. е. на основании этих показателей предприятие решает вопрос о дальнейшей деятельности в данном направлении.

Первичный анализ деятельности предприятия должен выявить его наиболее слабые стороны с целью дальнейшего их исправления. Для того чтобы выжить в условиях конкуренции, предприятие первым должно проявить инициативу (прежде всего и в отношении своих работников). Любой субъект хозяйствования независимо от формы собственности имеет шансы на успех только в том случае, если он работает с полной отдачей. Только проявив первым инициативу, можно первым получить выигрыш от этого.

Бизнес-план дает представление о том, как предприятие в своей деятельности будет учитывать специфику своего региона, производственные возможности региональных промышленных предприятий и имеющиеся у них товарные запасы; объем и структуру предлагаемого поступления товаров из других регионов страны, дальнего и ближнего зарубежья; трудовой и интеллектуальный потенциал самого предприятия.

Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Бизнес-план – это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях формирующегося российского бизнеса уже работающие предприятия и люди, еще недавно далекие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике. Предпринимательство – это в большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере требуют тщательного расчета и умения правильно предвидеть свое будущее. Каждый бизнесмен, за исключением обанкротившихся в первые 3 месяца, хотя бы однажды составлял бизнес-план, только не каждый осознавал это – представлялось, что цифры «почем покупаем – почем продаем», схемы со стрелочками на тетрадном листе – это просто рабочие записи, хотя это, собственно, и был бизнес-план, только, неглубокий.

Таким образом, очевидно, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, иначе возможность неудачи будет слишком высока. План дает возможность продумать будущие действия. Чем лучше план, тем меньше неожиданностей, всплывающих в ходе реализации проекта. В ходе работы план важен не меньше, чем до ее начала. Как только всплывают ваши собственные недоработки, «узкие места», разного рода непредвиденности, вы всегда можете заглянуть в бизнес-план и, введя в него новые параметры, понять, как изменится финансовая эффективность бизнеса, срок окупаемости, предполагаемые дивиденды. Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты – это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они.

Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы или для создания новых сфер бизнеса.

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Основными целями бизнес-плана являются:

1) определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;

2) конкретизация перспектив бизнеса;

3) привлечение внимания и интереса потенциальных инвесторов фирмы, а также потребителей и поставщиков;

4) приобретение опыта планирования, показ предприятия в перспективе.

Бизнес-план необходим прежде всего для привлечения внимания будущих инвесторов (например, банков) как отправная точка при ведении переговоров с будущими партнерами.

Хотя бизнес-план в целом считается инструментом для получения кредита, он служит и другим дополнительным целям, таким как:

1) выявление целей бизнеса;

2) содействие выработке стратегии и оперативной тактики для достижения целей бизнеса;

3) создание системы измерения результатов деятельности;

4) предоставление инструментария управления бизнесом;

5) предоставление средств оценки сильных и слабых сторон бизнеса;

6) выявление альтернативных стратегий выживания.

Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:

1) уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

2) доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

3) убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и др.

Бизнес-план помогает предприятию (организации) решить следующие основные задачи:

1) определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2) сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

3) выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

4) выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

5) определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

6) оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

7) предусмотреть трудности, подводные камни, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Бизнес-планы обычно составляют для:

1) внешнего использования, чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам;

2) внутреннего использования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.

Можно достигнуть существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана. Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы «понять» серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении.

Например, может выясниться, что не был проработан вопрос о том, действительно ли нужен инвестор или лучше сконцентрироваться на увеличении производительности. Попытка привлечь инвестора может быть планом, основанным на восприятии его как «крутого парня», у которого много денег, а не хорошо обдуманным стратегическим решением. Когда в конечном счете руководитель поймет, что фирма могла бы выжить и преуспеть и без того, чтобы отдавать 30 % доходов инвестору, он будет чувствовать себя обманутым и эксплуатируемым, а инвестор не будет понимать, в чем проблема.

Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана в интересах обеих сторон.

Недопустимым в бизнесе является обман самого себя. А бизнес-план, составленный только для внешнего пользования, часто приукрашивает реальность. Вера в собственную пропаганду может оказаться разрушающим фактором.

Таким образом, бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план – это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Этот план дает характеристику процесса функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь выполнения поставленных задач, в первую очередь повышения прибыльности компании. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план, как правило, систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Таким образом, бизнес-план помогает предпринимателю оценивать прогресс своего дела на основе внутрифирменного и макроэкономического анализа и контролировать текущие операции.

Бизнес-план – это продукт внутренней управленческой деятельности, хотя потребителями его являются чаще всего внешние контрагенты: инвесторы, кредиторы, партнеры. Также это инструмент делегирования ответственности, позволяющий руководству компании более точно определять вклад менеджеров в достижение целей компании. Кроме того, это точный и конкретный план, и лучше составлять его не только на год, но и на каждый квартал и полугодие.

Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, в нем содержаться: краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование.

Содержание разделов бизнес-плана может изменяться в зависимости от вида бизнеса. Например, при составлении плана с целью получения капитальных вложений необходимо принимать во внимание некоторые особенности, учет которых будет способствовать успешному привлечению к проекту внимания потенциальных партнеров и инвесторов.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, т. е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать, в другом – бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

На практике используется множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре. Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако его разработка может оказаться полезной для предприятий, испытывающих значительные финансовые трудности.

Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит для:

1) выработки стратегии выживания предприятия;

2) составления плана проведения реорганизационных процедур;

3) организации управления предприятием в условиях кризиса или при неблагоприятном прогнозе;

4) обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Можно выделить следующие особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов:

1) специфика отрасли;

2) общая стратегия предприятия;

3) концепция продукта.

Важнейшими характеристиками бизнес-плана являются:

1) четкая структура материала и его наглядность;

2) простота его изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров;

3) обоснованность и достоверность использованной информации;

4) разумное дозирование при изложении технологии делового предложения;

5) объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес-плане;

6) точность финансовых расчетов.

На практике наиболее часто используются следующие виды бизнес-планов: бизнес-план организации; бизнес-план заявки на кредит; бизнес-план инвестиционного проекта; бизнес-план структурного подразделения; бизнес-план заявки на грант; бизнес-план развития региона; бизнес-план учреждения.

Бизнес-план организации – это программа развития на предстоящий плановый период с указанием необходимых и достаточных социально-экономических показателей для обоснованного привлечения необходимых объемов инвестиций и ресурсов. Бизнес-план заявки на кредит разрабатывается с целью получения заемных средств от организации-кредитора. Бизнес-план инвестиционного проекта излагает результаты маркетингового исследования, обосновывает стратегии освоения рынка, предлагает конечные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план структурного подразделения (например, центра финансового учета) – это изложение плана его деятельности. Бизнес-план заявки на грант составляется для получения инвестиций из государственных бюджетов различных уровней и / или различных отечественных, зарубежных фондов с целью решения социально-экономических проблем и сопровождается обоснованием прямых и косвенных экономических, социальных, научно-технических преимуществ для общества при условии выделения средств или ресурсов под предлагаемый проект. Бизнес-план развития региона определяет перспективы социально-экономического развития региона с обоснованием объемов финансирования соответствующих программ для органов, наделенных бюджетными полномочиями. Бизнес-планучреждения (государственного, негосударственного) – это обоснование перспектив и значимости его (например, вуза, поликлиники, школы, научно-технического центра и т. д.) социально-экономического развития для общества. При этом определяется потребность в ресурсах по плановым периодам.

Таким образом, рассмотрев цели и сущность бизнес-планирования, а также различные аспекты разработки бизнес-планов, можно сделать вывод, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии. У него имеется две основные задачи. С одной стороны, он служит средством привлечения инвесторов с целью получения денежных средств или партнеров для совместного участия в проекте, с другой – имеет самостоятельную ценность, является эффективным инструментом управления, помогает предпринимателю определить перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.

Известно, что предприятие в рыночной системе хозяйствования подвержено постоянным, во многом противоречивым изменениям и воздействиям. В дополнение к этому для российских условий характерна еще и неустойчивость законодательства. Такие условия внешней среды существования компании наводят на размышления, которые сводятся к простейшей фразе: «Может быть, не стоит затрачивать время и силы на составление плана, а лучше постоянно чутко улавливать изменения и держать руль управления в позиции сиюминутной готовности к ним?»

Специалисты-рыночники считают, что чем больше рынка, тем важнее план. При этом план надо понимать как сбалансированный с ресурсами комплекс мероприятий, учитывающий возникающие в новых условиях риски потери средств и очень ограниченное воздействие государства на правила рыночной экономики.

Разработка бизнес-плана требует профессиональных знаний в области управления, финансах, маркетинге. Поэтому даже небольшие фирмы на Западе обращаются к экспертам за консультацией или к специалистам, предлагающим услуги по составлению бизнес-плана.

Однако составление бизнес-плана требует личного участия руководителя или предпринимателя, открывающего свое дело. Руководящая роль первого лица в процессе бизнес-планирования обусловливает необходимость его участия в моделировании будущей деятельности, соизмеряя с ней свои силы, ресурсы предприятия, возможности привлечения дополнительных средств и их эффективное использование. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Включаясь в эту работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя – хватит ли сил довести его до успеха и двинуться дальше? Это не означает, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов – наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.

Ни один юридический документ пока еще не закрепляет обязательности подготовки бизнес-плана. Не всегда его требуют даже банки, предоставляя кредиты. Но, пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель оказывается не готов к ожидающим его неприятностям и начинает обычно лихорадочно импровизировать. А это чаще всего заканчивается плачевно. Поэтому лучше не пожалеть времени (несмотря на то что для крупного проекта разработка бизнес-плана может продолжаться сотни часов) и заняться бизнес-планированием, пользу которого подтверждает и зарубежный опыт.

Не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного множества вариаций среды, в которой он действует. Следовательно, требуются навыки и усидчивость, чтобы описать трех– или пятилетнюю перспективу развития бизнеса, особенно в быстро меняющихся экономических условиях России. Поэтому значительной частью любого бизнес-плана будут разделы планомерного контроля и регулирования бизнеса.

Овладение методами разработки бизнес-плана позволит предпринимателям выработать (в своем характере и манере вести дела) те основные черты, которые присущи преуспевающим бизнесменам:

1) стремление к новшествам;

2) готовность идти на разумный риск;

3) уверенность в собственных силах;

4) способность напряженно трудиться;

5) умение ставить перед собой высокие, но достижимые цеж;

6) умение вести тщательный учет своих затрат и результатов.

Начинающему предпринимателю необходимо помнить, что бизнес-план – документ перспективный. Если же будущий бизнесмен способен хотя бы грубо, приближенно определить перспективу своего проекта на такой срок, то ему следует подумать о том что, может быть, рано браться за этот бизнес. Неопределенное представление будущего рынка сбыта товаров и в целом перспективы развития собственной коммерческой деятельности обычно ведут к низкой эффективности задуманного проекта и к потере вложенных средств.

Более того, решение вопроса о выделении бюджетных инвестиций, предоставлении банковских кредитов должно осуществляться только при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития предприятия на определенный период. Содержанием бизнес-плана является проведение комплекса маркетингового и технико-экономического исследований, направленных на совершенствование и развитие производства. Оценка целесообразности выбора проекта осуществляется на основе критериев (маркетинговых, финансово-экономических, обеспеченности ресурсами, нормативных, соответствия факторам успеха), отражающих главные аспекты и условия его реализации. Бизнес-план предприятия может быть составлен на 1 год, в котором детально рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности предприятия в предстоящие 12 месяцев и укрупненно характеризуются периоды на 1–4 года. При подготовке инвестиционных проектов бизнес-планы разрабатываются на период их осуществления. Бизнес-план включает описание предприятия, его потенциала, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развития бизнеса. Кроме того, в бизнес-плане отмечаются возможности рисков, т. е. показывается, что существование рисков учтено в бизнес-плане и намечены меры по их снижению.

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план (для внутризаводского планирования) не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов. Бизнес-план может использоваться для проведения санации, реструктуризации, приватизации предприятий, а также для получения внешних инвестиций. Бизнес-план, представляемый с целью получения больших или средних объемов инвестиций (кредитных ресурсов), а также призванный заинтересовать крупного инвестора, должен быть изложен не более чем на 50–80 страницах. Как правило, в указанный объем не включаются приложения, дополняющие бизнес-план и подтверждающие его реальность. Составлению бизнес-плана предшествуют анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов.

Бизнес-план – это программа действий по реализации проектов или осуществления отдельных сделок, направленная на обеспечение прибыльного функционирования предприятия.

Необходимость бизнес-плана обусловлена следующими причинами:

1) решением вопросов планирования, строительства проектов, их реализацией, расширением, реструктуризацией, модернизацией и другими причинами;

2) привлечением денежных средств в виде кредитов для реализации проектов, коммерческих сделок;

3) привлечением к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или имеющиеся у них новейшие технологии.

Бизнес-план – это официальный документ. Как было показано выше, для того чтобы написать его, нужно собрать обширную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и (или) его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана.

Первый вид бизнес-плана – официальный, является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы для того, чтобы они могли представить общую цель бизнеса. В нем обычно содержится три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).

Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Он носит название рабочего бизнес-плана и позволяет:

1) глубже понять важность официального бизнес-плана;

2) составить программу ваших действий задолго до того, как реально начнется новое дело;

3) детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем и таким образом быть готовым преодолеть их в будущем, так как поможет принять правильное решение, чтобы избежать ошибок в официальном бизнес-плане;

4) заранее распознать и оценить два основных вида риска в бизнесе: внутренний, над которым вы в целом имеете контроль (персонал, материальные запасы), и внешний (экономика, новое законодательство, т. е. то, что вы не в состоянии изменить);

5) осуществлять тщательный контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде на основе мониторинга делового окружения;

6) по мере необходимости служить в качестве справочника при корректировке официального бизнес-плана.

Таким образом, рабочий бизнес-план – это широкое пространство или деловое поле вашей игры, в ходе которой разрабатываются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана.

Информация в рабочем бизнес-плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном плане, для того чтобы было легче осуществлять ссылки. Хранение его должно быть организовано таким образом, чтобы было легко вынимать документы, иметь закладки по основным разделам. Он должен быть особо конфиденциальным.

Рабочие материалы должны отражать информацию, которую вы не хотите включать в официальный бизнес-план. В них конкретизируются краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, маркетинговая стратегия, информация о конкурентах и сумма капитала, которую вы планируете направить в бизнес.

2.3. Отличие бизнес-плана от других плановых документов

Результатом планирования является создание системы планов. План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По существу, план представляет собой набор инструкций для менеджеров, описывающих роль, которую каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Виды планов можно квалифицировать по ряду признаков, таких как:

1) временной горизонт;

2) функциональная направленность;

3) иерархия планирования и ряд других.

Длительность времени, на которое составляется план, называется временным горизонтом. Начало плана совпадает с началом реализации плана, а в конец может наступить и до окончания плана. С учетом временного горизонта различают: краткосрочные планы (менее 1 года); среднесрочные планы (от 1 до 5 лет); долгосрочные планы (более 5 лет). Приведенные сроки планирования неоднозначны и зависят от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли. Кроме того, на указанные сроки также оказывают влияние такие факторы: жизненный цикл продукта; состояние НИОКР; возможность замены продукции.

Таким образом, процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:

1) стратегический план, иначе называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед и более);

2) общефирменные планы, составляющие продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основой этих планов является план развития фирмы;

3) краткосрочные планы фирмы и текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняющие общефирменные планы текущей деятельности;

4) программы (или планы-программы) и бизнес-проекты.

Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью этого плана является политика организации. В него входят глобальные программы организации.

Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях. Общие цели организации, определенные в этом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения оперативного планирования.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии эффективных управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, в рамках процесса стратегического планирования выделяются четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.

Оперативное планирование представляет собой текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение корректив в намеченные ранее планы и графики работ.

В то же время следует обратить внимание на то, что в настоящее время среди специалистов не существует единого подхода в отношении системы планов, и экономисты в эту систему планов предприятия включают различные ступени планирования. Так, например, предлагается следующая схема системы планов:

1) стратегические рамочные планы (нацелены на достижение только глобальных целей);

2) долгосрочные планы (конкретизируют программы инвестиций);

3) среднесрочные планы (создают предпосылки для реализации инвестиционных программ);

4) бюджетные планы (содержат подетальную разработку определенных проектов);

5) скользящие краткосрочные планы (охватывают временное пространство в 21 месяц с разбивкой на месячные или квартальные планы).

Однако нужно отметить, что недопустимо сводить иерархию планов исключительно до временных горизонтов. Кроме того, необходимо понимать, что планы убывающих уровней в системе планирования последовательно вытекают один из другого. Формально тактический план выводится из стратегического, являясь его детализацией, а оперативный – из тактического. Подобная зависимость называется соотносимостью планов.

Говоря о роли и месте бизнес-плана в системе планов предприятии (организации), следует подчеркнуть, что бизнес-план прежде всего представляет собой документ, который имеет специфичные, только ему присущие черты. В то же время нельзя говорить и бизнес-плане, и это очень важно, как о строго регламентированном документе. Бизнес-план – это план развития. Когда мы говорим о развитии, то при этом масштабы планирования могут быть различны и касаться развития предприятия; направления деятельности; нового вида продукции; новой системы оплаты труда и т. д. В этом качестве бизнес-план должен определять пути выхода на новые позиции и уметь давать ответы на следующие основные вопросы:

1) каковы будут условия спроса в будущем, каких товаров и услуг будут ждать потребители от данной организации;

2) каков должен быть характер внутренних элементов организации, необходимый для ее развития;

3) какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура предприятия, или какая часть основной продукции должна быть заменена новыми товарами и услугами;

4) каковы должны быть методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработке новой продукции;

5) каков должен быть диапазон экономических ресурсов, необходимый для производства новых товаров и услуг;

6) каковы должны быть организационные способы создания новых производств: будет ли это поглощение в форме скупки других предприятий, слияние с организациями, производящими нужные продукты, или создание производств собственными силами путем проведения научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов.

При этом необходимо отметить, что бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал государственный бюджет, а своеобразным маркетингом занимались соответствующие государственные структуры. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Место бизнес-плана в системе планов предприятия определяется тем, что он:

1) оценивает степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

2) конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;

3) обеспечивает внешние инвестиции.

Последнее подчеркивает то обстоятельство, что бизнес-план, в отличие от ранее описанной системы планов на предприятии, учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя. Помимо инвесторов, заинтересованными лицами могут являться потенциальные потребители и поставщики предприятия.

Таким образом, бизнес-план, являясь неотъемлемой частью системы планирования на предприятии, является ее отдельным звеном и не ограничивается каким-либо одним видом планирования вне зависимости от выбранного признака классификации: временного горизонта; функциональной направленности или иерархии планирования.

Тем не менее в соответствии со стоящими перед ним задачами, бизнес-плану присущи в достаточной степени устойчивые признаки.

1. Бизнес-план не может включать весь комплекс целей предприятия, а лишь одну из них, ту, которая связана с инвестиционным процессом (внутренним или внешним). Бизнес-план – это всегда инвестиции (развитие), без инвестиций не может быть и бизнес-планирования (в отличие от других видов планов, например, стратегического).

2. В отличие от стратегического и тактического планов бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, в которых определенные бизнес-планом цели задачи должны быть выполнены.

3. В бизнес-плане функциональные составляющие (план маркетинга, план производства и т. п.) в отличие от других планов, являются полноправными, равноценными частями структуры.

Кроме того, следует отметить, что планы действий любой организации можно охарактеризовать как наступательные или оборонительные. В большинстве случаев предприятия довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства их. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Этот план включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации элементов, т. е. от таких элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные структурные единицы.

Наступательные планы предполагают развитие организации: производства новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Такие планы обычно создают обладающие высоким экономическим потенциалом предприятия (организации).

Бизнес-план предприятия является по существу наступательным планом (планом развития), включающим в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы.

Характерной для экономической организации является разработка программ и бизнес-проектов. Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации. Это могут быть программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и др. Бизнес-проекты отличаются от программ тем, что они ориентируются на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации. В них реализуется совокупность идей и замыслов предпринимательского характера. Они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, т. е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. До последнего времени они преимущественно были связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.

В рамках одной организации разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы. При этом необходимо отметить, что в отличие от стратегического плана бизнес-планы ориентированы прежде всего на нововведения и имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного этапа и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться. Кроме того, бизнес-план – это не что иное, как план развития с присущими только ему целями. Поэтому ни один из видов планов в системе планирования на предприятии не заменяет бизнес-планирования. В то же время необходимо отметить, что бизнес-план подчинен общему стержню системы планов предприятия и разрабатывается в соответствии общими принципами планирования.


Контрольные вопросы

1. Назовите основные причины разработки бизнес-плана.

2. Дайте характеристику основным стадиям процесса бизнес-планирования.

3. Что представляет собой перспективная бизнес-идея? Назовите основные источники бизнес-идей.

4. Как произвести отбор бизнес-идей?

5. Как оценить жизнеспособность бизнес-идеи?

6. Какие подходы к составлению бизнес-плана используются наиболее часто?

7. От чего зависит выбор конкретной методики бизнес-планирования?

8. В чем заключаются цели разработки бизнес-плана?

9. Какие задачи помогает решить предприятию бизнес-план?

10. В чем состоит сходство и различие бизнес-планов для внутреннего и внешнего использования?

11. Какие основные модификации бизнес плана используются на практике?

12. Какие особенности следует учитывать при разработке различных типов бизнес-планов?

13. Дайте характеристику основным видам бизнес-планов.

14. Опишите основные элементы системы планов предприятия (организации).

15. По каким признакам проводится классификация планов предприятия (организации)?

16. В чем заключается отличие бизнес-плана от других плановых документов?

17. Чем определяется место бизнес-плана в системе планов предприятия (организации)?