8. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Внешняя среда – это среда, состоящая из большого числа различных факторов, которые влияют на деятельность организации.
Характеристика внешней среды – это
взаимосвязь и многообразие факторов, их высокая частота изменения и неясность как во времени, так и по силе их влияния.
Среда прямого воздействия – это естественное деловое окружение организации, которое образует субъекты среды, непосредственно воздействующие на деятельность организации.
Основные компоненты внешней среды:
1) поставщики, реализующие поставки сырья, материалов, оборудования, электроэнергии, финансов и кадров;
2) конкуренты. Необходимо помнить о том, что удовлетворять потребности покупателей нужно лучше конкурентов, иначе эти покупатели начнут приобретать их продукцию;
3) потребители. Эффективная работа организации зависит от ее способностей находить потребителей своей продукции;
4) законодательные акты и государственные органы. У любой организации есть правовой статус, позволяющий быть ей либо индивидуальным предпринимателем, либо организацией, корпорацией или некоммерческим объединением.
Среда косвенного воздействия:
1) технология. Показывает степень научно-технического развития, влияющую на организацию;
2) состояние экономики. Руководитель должен оценивать воздействие общих изменений состояния экономики на организацию;
3) социокультурные факторы. Необходимо помнить о влиянии, которое могут оказать такие факторы, как жизненные ценности, традиции, СМИ;
4) политические факторы. Необходимо помнить об отношении органов администрации, законодательства и судов к организации (изменение налогообложения, утверждение налоговых льгот);
5) отношения с местным населением. Важно иметь представление об отношении населения к вашей организации и продукции.
Процессом сбора нужных сведений занимается служба планирования и главный менеджер.
Оценка сведений – это важный этап анализа организационной среды.
Главной целью оценки информации яв-ля-ется определение отрицательного и положительного влияния внешней среды на будущее организации.
Итоги данной оценки применяются для основы стратегического анализа и выбора нужной стратегии.
Существует несколько распространенных методов оценки. Среди них – метод «5Ч5», используемый для определения наиболее значимых элементов внешней среды.
Самым популярным методом оценки является SWOT-анализ. С помощью него организация, с одной стороны, определяет и оценивает свои сильные и слабые стороны, а с другой – узнает