13. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Стратегический анализ – средство преобразования баз данных, полученных в результате анализа среды, в альтернативные стратегические планы развития организации.
К инструментам стратегического анализа относятся:
1) формальные модели и количественные методы, которые наиболее широко применялись в 1970–1980 гг. организациями развитых стран;
2) самостоятельный творческий анализ, который основан на специфике определенной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков. Стратегический анализ можно поделить
на 2 основные части:
1) сравнение намеченных организацией ориентиров и реальных возможностей, которые создавались деловой средой, анализ разрыва между ними;
2) анализ возможных вариантов будущего состояния организации, определение стратегических альтернатив.
При условии, что стратегические альтернативы уже определены предприятием, оно может перейти к последнему этапу разработки стратегии – выбору конкретного способа стратегии и подготовке стратегического плана.
Применение анализа разрыва может означать:
1) определение главного интереса организации, который необходимо выразить в терминах стратегического планирования;
2) получение реальных возможностей организации по текущему состоянию деловой среды и предполагаемому в будущем (через 3 или 5 лет);
3) определение конкретных показателей стратегического плана, которые соответствуют главному интересу организации;
4) выявление разницы между показателями стратегического плана и возможностями, получаемыми в связи с реальным положением организации;
5) разработку специальных программ и способов действий, которые могут потребоваться для заполнения разрыва. Следующим способом анализа разрыва
является получение разницы между наиболее высокими и самыми низкими прогнозами. Это возможно благодаря нескольким методам (например, за счет увеличения производительности труда или за счет отказа от более амбициозных планов в пользу более реальных).
Другие методы стратегического анализа – анализ динамики издержек и кривая опыта. Определяется стратегия организации при достижении преимущества в издержках, т. е. при удвоении объема производства расходы на получение 1 единицы продукции необходимо уменьшить на 20 %.
Данное снижение расходов может быть из-за:
1) преимуществ в технологии, которые возникают в связи с расширением производства;
2) обучения на опыте наиболее эффективным способам организации производства;
3) эффекта экономии на масштабе.