Раздел 3. Человеческий фактор и ККТ
Невыдача чека – одно из самых массовых нарушений торговли. Причина понятна: или ошибка кассира, а чаще всего это – уход от налогов. Чек печатает ККМ и одновременно в памяти машины остаются фискальные данные о поступившей сумме. Предприниматели самостоятельно не имеют права менять фискальную память, только с разрешения налоговой. И вот если чек не выдан, то фискальной суммы в памяти нет, соответственно, нет и налогов.
Для потребителей же невыдача чека иногда оборачивается кошмаром. Например, потребитель едет в маршрутке, чек не взял, но произошло ДТП. И вот без наличия чека очень трудно будет доказать, что этот человек действительно был пассажиром злосчастного транспортного средства, и в итоге он может лишиться компенсации.
Вот следующий реальный случай: потребитель приобрел на рынке газовую колонку. Через несколько месяцев колонка взорвалась. Обошлось без жертв, но ущерб значительный. Экспертиза выявила, что колонка имела заводской брак – микроутечку газа. При продаже и установке дефект не смогли обнаружить. Нужна длительная (48 часов) работа под давлением. Эти испытания обязан проводить завод-изготовитель, но провел он их некачественно. Тем не менее, компенсацию он платить отказался, поскольку чек был утерян. И лишь через 2 года хождения по судам удалось восстановить справедливость, да и то только потому, что продавец встал на сторону покупателя.
Конечно, при покупке товаров длительного пользования покупатели, как правило, чек требуют, а продавцы нарушать закон не решаются. Чаще всего невыдача чека происходит при мелких покупках, например, продовольствия, но и маршрутки – классический случай.
Помимо этого, есть огромный и быстроразвивающийся рынок, где выдавать чек почему-то не всегда принять: продажа через Интернет. У Интернет-магазинов нет офиса, где можно посмотреть товар, ККТ поставить некуда, ее тоже нет. Покупателю привозят товар, который он выбрал по картинке. По закону с товаром должны привозить портативную ККТ и печать чек. Но мало кто это делает. Некоторые Интернет-магазины умудряются продавать без чека даже дорогие товары: компьютеры, оргтехнику, стройматериалы, велосипеды и скутера и др. И если у товара обнаружатся недостатки при эксплуатации, очень мало шансов его вернуть или обменять.
Необходимо также знать, что применяемая ККТ должна:
√ быть опломбированной маркой-пломбой в установленном порядке;
√ иметь фискальную память;
√ обеспечивать некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
√ обеспечиваться технической поддержкой Центра технического обслуживания (ЦТО) или Поставщика ККТ;
√ иметь паспорт ККТ установленного образца.
Как видите, и здесь опять – человеческий фактор. Действительно, возможна такая ситуация. Механик отремонтировал ККТ, а марку-пломбу забыл поставить. Или необходимые документы на кассовый аппарат вместе с карточкой регистрации ККТ на рабочем месте не оказалось. Что же Вам нужно делать? Ответ прост: консультируйте, учите, воспитывайте, наказывайте, увольняйте, но любой ценой добейтесь беспрекословного соблюдения законов при применении ККТ. Чтобы кассовый аппарат считал только прибыль, и Ваш бизнес успешно развивался.
Если у Вас все эти позиции четко отработаны, то у Вас может возникнуть шальная мысль, что Вы теперь «со щитом». Как бы не так! Следует задать себе целый ряд следующих вопросов:
√ Произошло отключение электроэнергии, люди идут, покупают товар. Как пробить чек?
√ Отклеилась голограмма. Что делать?
√ Кассир получил утром разменную монету и купюры и не знает, куда что записывать.
√ В начале смены не сняли X-отчет. Страшно?
√ В конце смены не сняли Z-отчет. Можно или нет?
√ Расхождение реального времени и времени на кассе составляет: 3, 6, 8 минут. Что делать?
√ Плохо пропечатался ИНН. От руки можно подписать?
√ Пробили чек на большую сумму. Что делать? А если на меньшую сумму? Как быть?
√ Покупатель якобы торопится, просит дать скорее сигареты, типа, чек не нужен. Сигареты получил и сразу показывает удостоверение налогового инспектора. Что делать?
√ Вы уже за товар чек пробили, дали сдачу, а клиент говорит: «Возьмите эту пачку печенья обратно и верните мне деньги за нее». Что делать кассиру?
√ Покупатель явно не прав, но шумит: «Дайте жалобную книгу!»;
√ Клиент показывает чек и возвращает купленную вчера чашку обратно. Шумит на кассира: «Деньги верните!», а в магазине, кроме кассира, никого нет. Что делать?
Поверьте, подобного рода ситуаций и вопросов может быть больше сотни. Таким образом, Вы прекрасно видите, как много проблем и противоречий возникает в вопросах применения контрольно-кассовой техники и если Вы в вопросе применения ККТ не наведете железобетонный «пиночетовский» порядок, то у Вас, вполне вероятно, возникнет «клубок» проблем и потерь, которые в итоге могут привести к такой ситуации что, может быть, Вам вообще придется распрощаться со своим бизнесом.
Что же нужно делать? Прежде всего, с помощью обслуживающей организации, а также самостоятельно с привлечением своих помощников составить тот самый примерный список неудобных вопросов. Предлагаем вам следующий совет. Записывайте любые идеи, что придут вам в голову. Дайте им свободу. Не думайте о практической стороне записываемого вами. Не пытайтесь на данном этапе их оценить или анализировать. Повторяйте эту процедуру периодически, изредка просматривая записи. А вот затем выберите время, что посмотреть написанное вами: найдете много интересного.
Причем самые интересные и оригинальные идеи приходят рано утром, когда вы, встав с постели, собираетесь совершить утренний моцион. Кроме того, помните, что идеи предпочитают появляться внезапно, а не только тогда, когда их ждут. Это может произойти в любой момент. Но из опыта известно, что если вы сразу эти идеи не зафиксируете, то через минут двадцать, максимум через час вы забудете, что вам пришло в голову. Поэтому рекомендуем сразу записать в блокнот или забить в память своего мобильного телефона.
Рассматривая вопросы человеческого фактора, не думайте, что с наймом первого человека в свою компанию проблемы решаются и не удваиваются. Имейте ввиду, что они удесятеряются! Почему? Потому что получается своеобразная «вилка»: клиент хочет, чтобы все было сделано быстро, качественно и дешево, а работник – чтобы меньше напрягаться, но при этом больше получать. Соответственно, получается медленнее и дороже.
Вы должны знать, что в России всегда есть примерно 20–25 % людей, которые никогда не будут делать то, что им говорят. Поэтому жестко проверяйте, как они выполняют инструкции, чек-листы и т. д. Следующей важной проблемой в человеческом факторе является управление персоналом. Вы должны понимать, каким бы исполнительным ни был человек, если вы дадите ему свободу и оставите возможность заниматься своими делами, он будет ими заниматься.
Если вы не будете контролировать, более 80 % людей (за небольшим исключением) всегда найдут лазейки и обойдут требования ваших инструкций, чек-листов. Что же делать? Со времен Древнего Рима и Египта в управлении персоналом не изобрели ничего нового. Чтобы люди хорошо работали, нужны две вещи: кнут и пряник.
Одновременно нужно понимать, что большинство людей требуют постоянного контроля, причем не только результатов, но и самого процесса. Будет очень здорово, если вы придумаете определенную шкалу оценок, и сотрудник сам будет оценивать свою деятельность в баллах, а в итоге – и в рублях.
Рекомендуем вам обратиться к опытным специалистам, которые проведут для начала бесплатный аудит работы ваших сотрудников. Достаточно качественно и надежно указанный комплекс работ вам помогут выполнить наши партнеры: сайты www.biznes-uslugi.ru, www.alfakkm.ru, www.akkord-kkm.ru, телефоны 8(499)155-79-51, 8(495)593-17-07, 8(495)452-43-43.
К сожалению, безответственность сотрудников – нормальное явление. Это – следующий очередной бич бизнеса. Не ждите, что кто-то к вам придет и скажет: «меня мало нагружают и слишком много платят. Давайте платите мне меньше и больше требуйте».
Как видите, вопросы человеческого фактора вам придется решать постоянно. Исходя из этого, нужно самому овладевать современными знаниями и навыками по данному вопросу и, естественно, в обязательном порядке внедрять их в свой бизнес.