Вы здесь

Бизнес – кассовый аппарат – налоговая. Советы и рекомендации практиков. Раздел 1. Чего нельзя не знать предпринимателю (Н. В. Химич, 2014)

Раздел 1. Чего нельзя не знать предпринимателю

Итак, Вы уже приняли решение заниматься бизнесом и у Вас возник вопрос: а кассовый аппарат нужно покупать? Естественно, Вы задумались, поскольку Вам многие говорили, что кассовый аппарат входит в «джентльменский набор» предпринимателя. Да и Вы в повседневной жизни при расчете в супермаркете или магазине всегда получали чек, на котором видели много разных напечатанных цифр и слов.

Также Вы сами наверняка слышали, что законодательство РФ предусматривает единственный способ приема наличных денег (кроме некоторых организаций и отдельных ИП) – через кассу. А раз есть закон, значит, наверняка он принят, чтобы устранить какую-то проблему. А если в бизнесе имеется проблема, значит, в итоге могут возникнуть различного рода непонятки, а в итоге – штрафы. Такова логика жизни и бизнеса тем более.

Ну и, зная специфику нашего государства, понимая наличие неискоренимых элементов коррупции в различных сферах бизнеса и общества, каждый может сделать примерно следующий вывод: а ведь здесь идет учет денег, тех денег, которые идут от покупателя к фирме. А где деньги, там обязательно возникает желание: ну, во-первых, немного припрятать от государства. Такая мысль всегда существует у некоторых бизнесменов, которые действуют по принципу: «чем просить и унижаться, лучше стырить и молчать».

Ну а, во-вторых, налоговики это понимают. И, как говорит один наш знакомый из ИФНС, «можно смело идти к любой кассе и всегда можно найти какой-нибудь прокол». Ну а если есть прокол, то дальше возможны различные варианты. Ну, вы понимаете, о чем мы говорим. И в итоге возникает обычное противостояние: налоговик – бизнесмен. При этом за налоговиком – закон и «полосатый жезл», которым он может ваш бизнес притормозить, остановить или заставить раскошелиться. Бессонные ночи, переживания, стрессы, повышенное давление и инфаркты гарантированы!

Поэтому мы Вам в простой и доступной форме объясним особенности непростой темы «Бизнес – продавец – касса – налоговая – штрафы». Только поняв суть взаимоотношений этих субъектов, Вы сможете определиться, как Вам быть дальше в Вашем бизнесе. А также что нужно знать, что изучить, как и чему учить сотрудников и что при этом обязательно нужно внедрить в свой бизнес.

Самое главное, Вы должны изначально понимать, что кассовый аппарат – некое устройство, практически это – калькулятор, через который проходят деньги и с помощью которого государство в виде налоговиков будет считать налоги.

Естественно, именно поэтому все вопросы, связанные с изготовлением, приобретением и эксплуатацией кассовых аппаратов, ставятся во главе государственных интересов. И если что-то Вы сделаете не так, как положено, то Вас ждут неприятности, от маленьких до чрезвычайно больших. Если нарушишь закон, то тебя постигнет суровая кара в соответствии со сложностью текущего «революционного момента».

Мы постарались в данной небольшой книге разъяснить Вам многие «подводные камни», связанные с применением кассовых аппаратов, чтобы Вы в дальнейшем не платили тысячи, а в некоторых случаях – сотни тысяч рублей штрафов, не вздрагивали при словах «налоговая», «контрольная закупка», «полиция» и в итоге не просыпались ночью от всяких видений и мыслей, связанных с этим вопросом.

Итак, если выбранная Вами сфера коммерческой деятельности связана с приёмом наличных средств от физических или юридических лиц, Вам придётся приобрести кассовый аппарат и выполнять все процедуры связанные с его применением.

Вы должны запомнить на всю свою сознательную жизнь, что все вопросы регулирования – приобретения и применения кассовых аппаратов – рассмотрены в законе № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Необходимо также знать все дополнения и изменения, связанные с этим законом и, конечно, его четкое исполнение позволит вам исключить большущее количество проблем и ненужных волнений.

Также вы должны понимать, что это – не техническая проблема: чек пробил – не пробил. Это за собой влечет комплекс сложных взаимоотношений: ККТ – кассир-операционист (продавец); кассир-операционист (продавец – покупатель; кассир-операционист – менеджер (администратор); кассир-операционист (продавец) – налоговая инспекция и т. д. А в каждом таком тандеме в жизни возникает свой сценарий, свои проблемы, свои решения. И они не всегда позитивные или правильные, как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения взаимоотношений. В итоге это влияет на продажи, прибыль и соответственно, успеху или неуспеху вашего бизнеса. Какие же проблемы существуют дальше?

Прежде всего, Вы должны усвоить, что любая ККТ может применяться только при условии внесения ее в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

А Государственный реестр — это перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники (ККТ), который ведет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. При этом если оканчивается срок применения модели ККТ, указанной в Государственном реестре, то налоговые органы самостоятельно снимают с учета ККТ данных моделей.

При этом возникает один из первых подводных камней. Рассмотрим это на примере. Допустим, срок внесения в Государственный реестр кассового аппарата истекает 28.02.2015 г. Естественно, это в налоговой четко зафиксировано, а вы должны просто знать об этом. И вот наступает 01.03.2015 г. Налоговики очень аккуратно в соответствии с Законом (!!!) снимают кассовый аппарат с учета. И с этого момента любой пробитый чек на вашем кассовом аппарате будет считаться неприменением ККТ. Но это еще не все. Налоговики могут подождать недельку-две, а потом придут к вам в гости.

И начинается «Песнь восточного гостя»: неприменение ККТ, уклонение от налогов, могут также предъявить и элементы незаконного предпринимательства. Короче, для вас представлен великолепный набор проблем и штрафов. А если Вы по своей глупости не контролировали этот процесс, то получение штрафов от 40 до 200 тысяч Вам гарантировано с последующей выездной налоговой проверкой. Весело???

А вот для чего это делается, как вы думаете? Конечно, предприниматель должен знать закон, Госреестр и следить за этими вещами. Но, к сожалению, по статистике 20–40 % бизнесменов забывают об этом!

Для начала разъясним, что входит в определение «контрольно-кассовая техника». В законе 54-ФЗ указано, что ККТ – это:

1. Контрольно-кассовые машины, оснащённые фискальной памятью.

2. Электронно-вычислительные машины, в т. ч. персональные.

3. Программно-технические комплексы.

И ККТ, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:

√ быть зарегистрирована в налоговом органе;

√ быть исправна, обеспечивать печать кассовых чеков, содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные законом;

√ эксплуатироваться в фискальном режиме;

√ иметь эксплуатационную документацию.

Представители налоговых органов, Роспотребнадзора и другие должностные лица многих государственных учреждений, увидев у Вас кассовый аппарат, с большим желанием придут к Вам с требованием на проверку. У них «слюнки бегут», понимая, что они могут неплохо поживиться на Ваших проблемах при применении ККТ. Ведь сладко и безопасно пнуть тех, кто не может дать сдачи.

Поэтому, в самом первом приближении мы можем отметить, что вам необходимо правильно и четко не только изучить закон № 54-ФЗ, но и выполнить следующие действия:

√ правильно выбрать ККТ;

√ заключить договор с обслуживающей организацией;

√ принять на работу лояльных сотрудников;

√ обучить их и выполнить ряд других действий в соответствии с вопросами, которые мы и рассмотрим в нашей мини-книге.