Вы здесь

Бизнес как часы. Заведи правильно и следи за доходами. Глава I. Рост и развитие бизнеса. Первые шаги к продвижению (Е. В. Васильева, 2018)

Глава I

Рост и развитие бизнеса. Первые шаги к продвижению

Создание высокодоходной бизнес-идеи

Все большое начинается с малого. И бизнес тоже. Как же создать суперкрутой бизнес и идею «с нуля»?

Итак, создаем малый бизнес. Что это такое и как он появляется на свет?

Малый бизнес с точки зрения законодательства Российской Федерации описан Федеральным законом от 24.06.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России». К субъектам малого и среднего бизнеса относятся зарегистрированные в соответствии с законом Российской Федерации хозяйственные общества, партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели в том случае, если они соответствуют хотя бы одному из следующих требований:


1. Форма собственности:

1) суммарная доля участия РФ или субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в Уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью не превышает 25 %, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 %;

2) акции Акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, относятся к акциям высокотехнологичного инновационного сектора экономики;

3) деятельность хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной собственности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ (хозяйственных партнерств), бюджетным, автономным, научным учреждениям, либо являющимися бюджетными учреждениями (автономными учреждениями), образовательными организациями высшего образования;

4) хозяйственное общество, которое получило статус участника проекта, в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

5) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Предприятия, включаемые в Перечень, должны соответствовать одному из следующих критериев:

• юридическое лицо является ПАО (Публичным акционерным обществом), не менее 50 % акций которого находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50 % голосов;

• юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

• акционеры Российской Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации и объединения, благотворительные и иные фонды в Уставном капитале ПАО владеют не более чем 25 % акций общества, а суммарная доля владения акциями иностранных юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49 %.


2. Численность.

В перечисленных предприятиях малого бизнеса средняя списочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает предельных значений среднесписочной численности работников для субъектов малого предпринимательства, а именно от 101 до 250 человек для средних предприятий и до 100 человек для малых предприятий. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия, численность которых составляет до 15 человек.


3. Доход предприятия.

Доход вышеуказанных предприятий, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предыдущий календарный год, который определяется в порядке, установленном Законом РФ «О налогах и сборах», суммируется по всем осуществляемым видам деятельности, применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать:

• для микропредприятий 120 млн руб.;

• для малых предприятий 800 млн руб.;

• для средних предприятий 2 млрд руб.


4. Изменение категории.

Изменение категории субъекта малого или среднего предпринимательства может быть осуществлено в течение трех календарных лет, если предельные значения выше или ниже указанных. Это означает, что вы можете потерять статус субъекта малого и среднего предпринимательства, если параметры вашего бизнеса меняются год от года в течение трех лет, следующих один за другим.

Теперь, понимая, какие предприятия можно отнести к малому и среднему бизнесу, уместно перечислить выгоды, которые дает статус субъекта малого и среднего предпринимательства.

1) Получение субсидий от Центра занятости в сумме 58800 руб., которые предоставляются на безвозмездной основе и могут быть направлены на компенсацию расходов на оплату госпошлины за госрегистрацию, за совершение нотариальных действий при госрегистрации, изготовление печатей и штампов, приобретение различных бланков, услуги правового характера, консультации. При этом получателю субсидии должно быть более 18 лет, гражданин должен иметь статус безработного и получать пособие от Центра занятости.

2) Получение Гранта. Обычно Грант предоставляется начинающему предпринимателю региональными властями на безвозмездной и безвозвратной основе в сумме до 300 тыс. руб. единовременно. В 2017 году на такой Грант могли рассчитывать начинающие фермеры, причем сумма может достигать 3 млн руб. А начинающие семейные животноводческие фермы могли получить Грант на сумму до 30 млн руб. Министерство сельского хозяйства упростило процедуру получения Гранта в сумме до 3 млн руб.




3) Федеральная программа поддержки бизнеса, которую осуществляет Минэкономразвития, Корпорация «МСП» и АО «МСП-Банк». Минэкономразвития осуществляет программу поддержки бизнеса в регионах. Корпорация «МСП» занимается различными задачами, в том числе оказывает финансовую, имущественную, юридическую, методологическую поддержку инвестиционным проектам. Эти программы работают. Например, Корпорация «МСП» абсолютно бесплатно может подготовить вам документы для регистрации. Банк АО «МСП-Банк» осуществляет финансовую поддержку предпринимательства, в том числе кредиты, микрозаймы, лизинг на покупку основных средств, финансирование под уступку денежных средств с дебитором. Банк АО «МСП-Банк» может предоставить кредит начинающему бизнесу, в отличие от всех других банков.

4) Помощь различного характера целевым научно-техническим проектам от «Фонда содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы».

5) Субсидии и прочая финансовая помощь от Минсельхоза России субъектам малых форм хозяйствования на селе (начинающие фермеры, животноводческие фермы, земельные участки в собственность для крестьянских и фермерских хозяйств).

6) Льготная аренда в бизнес-инкубаторах, промышленных парках, технопарках. Наиболее перспективные проекты, которые проходят конкурсный отбор, получают такие места и становятся резидентами технопарков.

7) Получение субсидий на возмещение процентов по кредиту. Минсельхоз России дает субсидии на проценты по кредиту на обновление основных средств в рамках вышеуказанных программ по сельскому хозяйству.

Итак, к примеру, компании из Москвы, чтобы рассчитывать на получение субсидий, нужно:

• относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства;

• осуществлять деятельность в качестве резидента технопарка;

• быть зарегистрированным на территории Москвы;

• не иметь задолженности по налогам и сборам более трех месяцев;

• не иметь незавершенных договоров на предоставление субсидий из бюджета Москвы;

• не иметь нарушений по договорам, обеспеченным за счет средств бюджета города Москвы;

• иметь кредитный договор с кредитной организацией, которая включена в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке АО «Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Также субъекты малого и среднего предпринимательства имеют массу льгот и по налогообложению, и по упрощенному бухгалтерскому учету, и по кассовым методам, плюс отсутствие проверок. Все это дает некоторый простор и свободу малому бизнесу.


Перспективы развития

Думающий предприниматель всегда размышляет, есть ли перспективы у его малого бизнеса стать большим, надо ли ему это в принципе. Например, небольшая автомастерская в гараже вряд ли вырастет до большой станции техобслуживания или тем более автозавода. Однако постепенный рост возможен. Есть вероятность, что микропредприятие станет малым, а из малого средним и т. д.

У малого предприятия в экономике своя немаловажная роль. Малые предприятия либо развивают новые направления бизнеса, инновационные для потребителей, либо выступают посредниками между большими предприятиями и потребителями.

В России немного предприятий малого бизнеса, развивающих инновации, их всего около 10–20 %. Основная масса – это посредники, маленькие магазинчики, аптеки, химчистки и т. д. Организуя предприятие малого бизнеса, необходимо в первую очередь думать не о росте до большого бизнеса, а о том, как удержаться на плаву, как не погибнуть.

Каждый начинающий предприниматель размышляет, как ему создать такую организацию, которая будет отличаться от всех остальных. Есть два способа, используя один из которых вы получите это преимущество:

• инвестиционный;

• неинвестиционный, собственными силами.

Получая инвестиции на открытие малого предприятия, предприниматель оказывается в ситуации творческой свободы и распоряжается денежными средствами инвесторов.

Практика показывает, что действительно хороших проектов намного меньше, чем инвесторов, желающих вложить свои деньги. Однако надо знать, что инвесторы предпочитают вкладываться в компании, которые уже показали какую-то выручку, уже работают и достигли результатов. Здесь очевидно, что существует некоторый идеологический разрыв между интересами предпринимателя и инвестора: деньги малому предприятию нужны на этапе открытия и становления, тогда как дальше потребность в них снижается. В такой ситуации инвесторам и малому бизнесу приходится искать компромисс и точки соприкосновения своих полярных интересов.

Чтобы выделиться на рынке собственными силами, да и посредством инвестиционного капитала, необходимо иметь определенный тип личности, характер, волю. Такому предпринимателю необходимы определенные личные качества:

• особая предпринимательская жилка, прикладной творческий потенциал. В современном обществе эти качества зачастую подавляются, а на первый план выходит исполнительность, некоторая шаблонность, следование социальным установкам. Специалист, закончивший вуз, чаще всего не имеет ни опыта, ни прикладных знаний для открытия собственного дела. Основная рекомендация такому человеку – попасть в крупную организацию и увидеть на практике, как она работает, как взаимодействуют отделы, как распределяются финансовые потоки;

• широкий кругозор. Замкнутость человека на определенных занятиях, знаниях лишает возможности генерировать новые идеи. Важно разносторонне развиваться, интересоваться культурой и историей, психологией, путешествовать и видеть людей и их потребности;






• умение быть «белой вороной», не таким, как все. Именно такие люди хотят и могут изменить мир;




• умение пользоваться по максимуму своими знаниями, наработками, навыками, ресурсами. Делать выводы даже из ошибок, трансформировать негативный опыт в позитивные изменения.




Предприятия-«посредники», составляющие в малом бизнесе 80–90 % от общего числа, зависят от роста связанного с ними большого бизнеса. Наблюдайте за развитием экономики и технологий в занимаемой нише для того, чтобы своевременно подхватить нововведения. Налаживайте прямую связь с клиентом, интересуйтесь, что необходимо конечному потребителю.

Стремясь вырастить свой бизнес из малого в средний, необходимо задуматься, нужно ли вам это, хотите ли вы изменить настолько свою жизнь. С ростом бизнеса сократится ваше свободное время, уменьшится количество проектов и вырастет их продолжительность.

10 ошибок малого бизнеса, тормозящих его развитие в большой

Любой бизнесмен, начинающий собственное дело, пусть для начала и маленькое, стремится вырастить его в больший бизнес на каждом этапе развития. К сожалению, в погоне за мечтой о большом бизнесе многие компании разваливаются вскоре после открытия. Это кажется невероятным, но 95 % компаний перестают существовать в течение первых 2–3 лет. При этом в нашей стране все еще имеется большой потенциал для развития малого бизнеса. Все еще существуют ниши, в которых можно успешно развиваться и неплохо зарабатывать! Добавим, что наше государство предоставляет низкие ставки по налогообложению и упрощенный режим регистрации предприятия.

Самые распространенные ошибки предпринимателей:

1. Копирование идей.

Малый бизнес, выступающий посредником между большим бизнесом и конечным потребителем, не предлагает ничего нового, а просто обеспечивает определенную цену товара. Стремление завоевать покупателей только с помощью низких цен может привести к гибели компании.

Приобретая франшизу, вы развиваете чужой бизнес. Это минус. Плюсом будет опыт работы и обучение управлению предприятием в процессе работы.

2. Отсутствие плана.

Открывая свою компанию, вы должны четко представлять, что будет с ней через год, через два года. Каковы цели вашего предприятия? Какие расходы и доходы будут на каждом этапе? Какими будут ваши действия при получении меньшей прибыли, чем вы рассчитывали? Проработанный план даст вам четкое понимание временных и финансовых рамок, а также последовательность ваших действий.

3. Безальтернативность подрядчиков.

В случае отказа от работы с вами со стороны поставщиков или сотрудников вам необходимо иметь запасной вариант. Расчет только на конкретные имеющиеся связи – это слабая позиция. Важно иметь альтернативные варианты.

4. Безграмотное распоряжение финансами.

Когда ваш бизнес начинает приносить доход, очень важно расставить приоритеты. Развивая бизнес, не наносите ему ущерб своими личными сиюминутными прихотями и потребностями, будь то новая машина или ноутбук. Необходимо помнить о развитии компании и следовании плану. Сделайте резерв денежных средств – для экстренных ситуаций и для ежемесячных постоянных расходов. Особенно если ваш бизнес еще в процессе становления.

5. Транжирство.

Для стартапов очень важно понимание приоритетов компании, важно выжить, а не потратить на имиджевые вещи все получаемые денежные средства.

6. Незнание своих клиентов.

Непонимание своей целевой аудитории, ее потребностей, интересов, заинтересованности в определенных товарах/услугах. Знайте своего клиента «в лицо», понимайте его потребности и предлагайте нужные ему товары. Это поможет удержаться на плаву.

7. Излишняя самоуверенность.

Отказ от обучения для себя лично и для своих сотрудников – самонадеянный расчет на собственные силы. Таким образом, не имея достаточной компетенции, вы будете привлекать посредников, переплачивая им за работу. Либо будете и дальше нанимать сотрудников, которые могут также безграмотно выполнять непонятную для вас работу.

8. Упрямство.

Если спустя 2–3 года роста бизнеса так и не произошло, необходимо иметь силу и волю прекратить им заниматься. Лучше идти в другом направлении, чем продолжать тратить время и деньги на неуспешное предприятие.

9. Отсутствие терпения.

Ничуть не лучше упрямства и нетерпеливое ожидание прибыли уже через 2–3 месяца работы новой компании. По прошествии года закрывать предприятие нет смысла – это очень незначительный срок. Возможно, при должных усилиях еще через год вы избавитесь от убытков, и ваша прибыль будет неуклонно расти.

10. Распыление на несколько проектов.

Порой возможности так и идут к вам в руки, и не хочется отказываться ни от одной. Однако, открывая несколько стартапов одновременно, есть вероятность не преуспеть ни в одном из них. Да еще и основной бизнес, приносящий вам доход, стоит на месте, что означает медленное откатывание назад в наших непростых условиях.




Вот как отвечает генеральный директор ООО «АУДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ ЮРКОНСУЛ» Дмитрий Сергеевич Белов на вопрос о профессиональном росте и углублении в профессию:


«Помимо первого высшего экономического, я получил второе юридическое образование. Помимо того, что у меня есть аттестат аудитора, я являюсь сертифицированным профбухгалтером и аттестованным специалистом МСФО».


Понимая возможные ошибки, ведя бизнес аккуратно и напористо, вы обязательно достигнете успеха!

Поиск бизнес-идеи

В России бытует мнение, что, потратив на обучение и бизнес-тренинги 20-200 тыс. руб., а то и миллион, за короткое время (буквально от 5 до 30 дней) можно стать сказочно богатым. Любой человек, столкнувшийся с этим однажды, прошедший такое обучение, понимает, что это не более чем красивые рекламные тексты. Имейте в виду, что обучение, безусловно, полезно, но не стоит фанатично ожидать результатов уже завтра. Любое обучение, новые знания и опыт – это маленький шаг к вашему успеху в будущем. Растите медленно, шаг за шагом, путем целенаправленных усилий.

Один из ключевых вопросов каждого начинающего бизнесмена – какой же выбрать бизнес, чтобы разбогатеть и при этом быть счастливым. Можно разбогатеть и при этом быть несчастным, а можно быть бедным и при этом счастливым. Поделюсь своим опытом, думаю, что он найдет отклик в душе у многих людей. Любому человеку важно развиваться не только в области карьеры, бизнеса, финансов, но и в личностном плане, чтобы быть счастливым. Оставаясь счастливым, развивайте такие сферы, как:

• эмоциональная (получение, переживание эмоций);

• духовная (благотворительность, связь с высшими силами, умение сострадать, альтруизм);

• физическая (спорт, движение, развитие тела);

• социальная полезность, самореализация (которая приносит и финансовый успех).

Счастлив тот человек, у которого нет перекоса в одну из сфер, заметно ухудшающего другие сферы. Например, человек богатый, но больной, физически несостоятельный вряд ли по-настоящему счастлив. Не будет счастливым и высокодуховный, но абсолютно бедный.

Итак, как же найти рецепт «своего» счастливого бизнеса? Есть много методик, одну из которых мы сейчас рассмотрим. Вам понадобится лишь лист бумаги. Расчертите его на три графы. В первой напишите все свои увлечения, хобби, те занятия, которым вы отдаетесь без остатка, не замечая времени и не чувствуя усталости. Во второй графе перечислите все свои навыки, то, что вы умеете делать хорошо, то, за что вас хвалят. В третьей графе укажите те сферы бизнеса, которые приносят доход – по вашему опыту, по информации от друзей из интернета и т. д. Желательно в каждой графе указать по 20 пунктов: 20 пунктов, чем вы любите заниматься (сон, путешествия, спорт, общение и т. д.), 20 пунктов с вашими навыками (езда на велосипеде, английский язык, устный счет, приятный голос и т. д.), 20 сфер успешного бизнеса (продажи, аудит, барбер-шопы и т. д). Далее, пересекая все три графы, находим занятие, в котором стыкуются все три пункта, это увлекательно и очень полезно. Найдя такое дело по душе, по способностям и с финансовыми возможностями, не забывайте о необходимости трудиться, быть настойчивым и целеустремленным!

Создание бизнес-плана

Должна отметить, что с момента создания своего бизнеса и по сей день я заглядываю в купленную когда-то книгу «Бизнес-план для чайников». И все еще нахожу новые, интересные для себя моменты! Например, маркетинговый план – это настолько сложный процесс, что даже опытному предпринимателю не так просто спланировать продажи в цифрах.

В любом случае успешный бизнес должен иметь бизнес-план. Обычно бизнес-план содержит 7 пунктов, то есть ответы на семь вопросов, которые нужно проработать и формализовать.

1. Телефонные звонки и почта – кто будет принимать звонки и отвечать на письма по почте. Важно, чтобы ответы были оперативными, информативными и доброжелательными.

2. Алгоритм процесса сделки – от звонка клиента и до момента получения товара, завершения работы. Опишите весь процесс с указанием документооборота и ответственного лица на каждом этапе. Идеально проводить описание процесса с конца. Таким образом, вы сможете исключить лишние, ненужные операции и сделать бизнес-процесс оптимальным.

3. Маркетинг. Выход на рынок без маркетингового исследования равнозначен самоубийству.

• Обязательно нужно знать объем рынка в рублях и видеть потенциальную долю рынка вашего предприятия (1 %, 10 %, 50 % и т. д.), а также понимать, достаточно ли вам будет такого объема для процветания.

• Охарактеризуйте вашу целевую аудиторию – пол, возраст, семейное положение, авторитеты, предпочтения, хобби, профессии и должности, уровень заработной платы.

• Исследование конкурентов. Надо знать, кто ваши конкуренты, какие у них особенности, какие отличия друг от друга, какой ценовой сегмент.

• Ценовая политика вашего товара/услуги. Желательно, чтобы ваша продуктовая линейка содержала пять типов товаров: 1) бесплатный (консультирование и т. п.); 2) дешевый; 3) стандарт «цена-качество»; 4) VIP (редко приобретаемый); 5) SUPER-VIP (почти не покупаемый, эксклюзивный).

• Продвижение товара. Выстраивание рекламных каналов посредством соцсетей, поисковиков, собственного сайта с указанием вашего преимущества. Рекомендую для начинающего предпринимателя позиционировать свое предприятие не с помощью низкой цены, а предлагая дополнительные услуги.




4. Кадры. Четкое понимание потребности в кадрах в определенный период времени (полгода, год и т. д.), личных качеств будущих сотрудников, режим работы и присутствие в офисе, уровень заработной платы.

5. Управленческий и бухгалтерский учет. Ответственные лица и необходимые для вас отчеты.

6. Потребности предприятия. Ответственные лица, ведущие «хозяйственную» жизнь предприятия (аренда офиса, уборка, канцелярские товары, вода и т. д.)

7. Общий финансовый план предприятия. Определение суммы выручки в конкретный период времени, покрывающей ваши расходы. План действий при недостаточной сумме выручки: повышение уровня выручки и/или сокращение расходов.

Варианты открытия бизнеса

Есть три варианта открытия и ведения бизнеса:

1) открытие бизнеса по франшизе;

2) покупка готового бизнеса;

3) открытие и ведение собственного бизнеса.

У каждого из этих вариантов есть как плюсы, так и минусы. Рассмотрим подробнее эти варианты.

Бизнес по франшизе может обладать следующими минусами:

• неинтересен покупателю;

• низкого качества;

• «ворованный» – когда продавец не имеет права на продажу;

• зависимый от франчайзера; без возможности изменить стратегию и тактику, не получив согласия франчайзера.

Плюсы бизнеса по франшизе:

• готовый финансовый план с учетом прибылей и убытков;

• разработанная система поставщиков;

• разработанный графический материал – логотип и т. д.;

• разработанный маркетинговый план;

• последовательность действий для выведения бизнеса в успешное предприятие.

При покупке готового бизнеса важно понимать, что вы рискуете купить бизнес, собственник которого ничего не знает о финансовых показателях предприятия. Часто не ведется бухгалтерский учет. Собственник элементарно не представляет свои расходы и доходы. Основные цифры записаны в «амбарной книге». Их связь очень сложно проследить не только постороннему человеку, но и самому собственнику. В таком случае покупка готового бизнеса – это весьма сомнительное мероприятие.

Возможные минусы готового предприятия:

• испорченная репутация;

• долги;

• нерешенные вопросы с государственными органами и поставщиками;

• клиенты, которые уйдут из компании при смене собственника;

• сотрудники, которые могут покинуть компанию при смене собственника;

• недостоверная информация о компании.

Плюсами покупки готового бизнеса являются:

• готовый коллектив;

• разработанная система поставщиков и подрядчиков;

• наработанные клиенты.

Открытие и ведение собственного бизнеса – сложный процесс, но вы, несомненно, будете понимать истоки всех событий. Плюсами будут:

• самостоятельность в принятии управленческих решений и их реализации;

• самостоятельное выстраивание отношений с сотрудниками, поставщиками и клиентами.

Минусами будут:

• риск не получить отклик и интерес от потенциальных клиентов;

• возможные ошибки в маркетинговом плане.

В России масса вариантов готового бизнеса на продажу. При этом по франшизе совсем немного предложений, которые адекватно сформулированы и абсолютно четки. В основной своей массе это предложения развивать чужой бизнес в регионах.


Готовый бизнес

Если вы все же решились выбрать и приобрести готовый бизнес, то настоятельно рекомендую не только изучить предоставленные финансовые показатели, но и постараться понять происхождение финансовой отчетности.

Идеально, если все финансовые потоки в интересующем вас предприятии прозрачны. Например, все операции происходят по безналичному расчету, через расчетный счет в банке. Очень сложно достоверно оценить компанию, в которой часть денежных средств заявлены «по-черному», невозможно адекватно оценить ни доходы, ни расходы.

Кроме того, существует вероятность незаконченных неофициальных сделок, по которым ваше новое предприятие окажется должником. В таком случае, даже обратившись в судебные органы, можно проиграть дело, ведь правила делового оборота могут оказаться не на вашей стороне в такой сделке. Не забывайте также, что в нашей стране, помимо разбирательств в официальных судебных органах, при решении споров по неофициальным сделкам могут встречаться случаи вымогательства. И даже неприятные «бандитские разборки» и прочее. Вы, как начинающий предприниматель, встречали такое только в детективных сериалах.

В случае приобретения франшизы вам важно также внимательно изучить финансовую отчетность. Проверьте цифры, о которых говорит франчайзер. Изучите и проверьте информацию о том, какую долю рынка занимает приобретаемое предприятие. Возможно, вас уже на этом этапе не устроит доля рынка компании и покупательский спрос в этом сегменте рынка.

Важным моментом является проверка юридической чистоты компании. Это делается по всем доступным параметрам: не дисквалифицирован ли директор, имеются ли судебные дела, налоговые долги, авторские права, юридические права (на франшизу) и т. д. Полезно также изучить репутацию компании: что о компании говорят и пишут. Такая проверка убережет ваши нервы, время и деньги от неправильного выбора при покупке готового бизнеса.

Поиск бизнес-вложений

В России существуют и активно используются следующие основные источники финансирования:

1) государственное финансирование (субвенции, гранты, льготные кредиты);

2) кредиты (банк при этом не влияет непосредственно на деятельность компании);

3) прямые (стратегические) инвестиции;

4) венчурный капитал: внебиржевые (прямые) инвестиции в акционерный капитал с уровнем риска, уменьшенным за счет вхождения представителей инвестора в совет директоров вашего предприятия. Это позволит инвестору активно участвовать в управлении предприятием, «держать руку на пульсе» и даже помогать компании своим опытом и связями.

Кредитование и инвестирование

Когда вы только открываете свое предприятие, начинаете свой путь бизнесмена, рассчитывать на что-то особенно не приходится.

Возможно, вам предоставит кредит Банк-СМП или вы сможете получить грант от государства. Другие кредитные организации, большинство банков, кредитуя малый бизнес, ставят в качестве главного условия существование организации на протяжении полугода и более. При этом кредитная организация анализирует рост компании, прогнозирует возможную прибыль. Только после этого принимается решение о возможности кредитования.


Плюсы и минусы кредитования:

+ вы полностью независимы от кредитора;

+ формирование положительной кредитной истории, в случае своевременного внесения платежей;

– высокая процентная ставка по кредиту;

– риски несостоятельности выплат компании, при этом частное лицо, взявшее кредит, продолжит его выплачивать.

Инвестирование – это привлечение в бизнес инвестора (частного или компании), который поверит в ваше предприятие, в вашу мечту и предоставит деньги на развитие этой идеи.


Плюсы и минусы инвестирования:

+ возможность договориться с инвестором о рисках, распределить риски, переложить риски, договориться об условиях входа и выхода из бизнеса (по статистике 2–3 проекта из 10 дают значительный результат, 2–3 – средний результат, а остальные прогорают – инвесторы четко понимают это и учитывают свои риски);

+ наличие у инвестора большого опыта в бизнесе и, возможно, необходимых связей;

– зависимость от инвестора, детальное информирование инвестора о внутренней «кухне» компании и, конечно же, о финансах;

– возможность отказа инвестора от дальнейшего инвестирования.

Оформить кредит можно самостоятельно, изучив предложения кредитных организаций. Искать инвестора следует на различных тематических форумах, встречах, в проектах «Деловая среда»… Также есть предприниматели, которые занимаются посреднической деятельностью и находят инвесторов для интересных проектов.


Венчурное инвестирование

Российские собственники и менеджеры очень скептически относятся к венчурным инвестициям в вопросах роста компании. Для нашей страны все еще непривычно и страшно пользоваться этим финансовым инструментом. Что же пугает российских бизнесменов? Перечислим основные заблуждения и страхи.

1. Собственных средств на развитие компании вполне хватает, в крайнем случае можно будет взять кредит, несмотря на его высокую цену. Как мы видим, бизнесмены при этом опираются лишь на свои силы, упуская возможность для более активного роста и/или пользуясь невыгодным финансовым инструментом.

2. В России кризисная экономическая ситуация, поэтому организации не нужен рост, по крайней мере, не в это время. Когда придут другие времена, то можно будет обеспечить необходимый компании рост. Здесь бизнесмены действуют недальновидно, показывая «страусиную политику», не имеющую ничего общего с ростом бизнеса.

3. Стратегия у компании существует, но бизнесмен не может четко сформулировать ее и формализовать в виде документа с цифрами, сроками, достижимыми планами. Такой документ необходим при обращении к внешнему инвестору или банку.

4. Вопросы внутренней «кухни» компании являются абсолютно закрытыми, собственники не желают «раскрывать карты» и пускать в организацию кого бы то ни было ни при каких условиях. Такие бизнесмены и организации, закрытые от посторонних, совершенно лишены возможности инвестиций.

5. Бизнесмены убеждены в том, что инвесторы сами должны искать проекты для вложений, что привлечение инвесторов – не дело компании. Организации при этом сознательно лишают себя возможности получить инвестиции, необходимые для роста компании.

Большая часть российских компаний с управленцами, высказывающими описанные выше заблуждения, либо лукавят, либо обречены на провал.

Как же работает экономическая схема внедрения новых технологий в странах, перешедших на инновационную модель роста?

Как правило, в инновациях заинтересованы большие производственные и торговые компании, но иногда разрабатывают их и малые инновационные компании. Такие компании, рискуя за свой счет, берутся за превращение результатов НИОКР в коммерческие продукты и услуги.

Если у маленькой компании все в решении этой задачи получается успешно, инновационный продукт выходит на рынок и воспринимается им, то большая компания такую маленькую фирму просто покупает. Причем покупает именно как компанию, вместе с технологиями, ноу-хау, производством и маркетингом, покупает дорого, что, в свою очередь, поощряет предпринимателей заниматься инновационным бизнесом, а венчурных инвесторов – вкладывать в инновации. Некоторым из малых компаний удается самим превратиться в большие корпорации и сформировать новый сектор рынка.

К сожалению, российские стартапы неинтересны внешним инвесторам, а внутренних крайне мало. Всего лишь сотни стартапов, которые существуют на рынке, смогли показать себя, заинтересовать и привлечь инвесторов. Конечно, компания может рассчитывать на миллионы долларов, если внедряемая идея окажется настолько интересной инвесторам. Правда, есть и оборотная сторона медали – внешние инвесторы (венчурные фонды и акселераторы), готовые серьезно вкладывать средства в компании, в ультимативной форме заявляют о необходимости переезда в США, в Кремниевую долину, к примеру.

В России также есть стратегические инвесторы, крупные компании, но, к сожалению, их ничтожно мало. Например, «Яндекс», «Мэйл», «Рамблер», «Лаборатория Касперского». Их можно пересчитать по пальцам. На примере компании «Яндекс» видно, что было приобретено всего 10 стартапов за все время существования компании. Однако в последнее время ситуация стала улучшаться. В 2015 году стартапов, которые смогли привлечь внешних и внутренних инвесторов, стало 13, а в 2016-м – 17 (по данным российской венчурной компании).

В России 1 июля 2017 года была представлена программа «Цифровая экономика», в рамках которой утверждены планы развития до 2020 года. Теперь студенты российских вузов получили официальное разрешение на сдачу стартапа вместо дипломной работы. Это, с одной стороны, поможет развить венчурное инвестирование, а с другой – научит студентов мыслить как предприниматели и выводить свои интересные проекты на рынок.


Получение венчурного капитала

Для начала разберемся, какие виды деятельности интересуют венчурных инвесторов. Итак, привлекательные для инвесторов отрасли:

✓ высокие технологии (англ, hi-technology products), обычно в сфере В2В, то есть ориентированные на продукцию для предприятий (например, роботы);

✓ компании, производящие революционные, инновационные и эволюционные продукты. То есть не перепродающий бизнес, а ведущий научные разработки прикладного характера, предлагающий товары-заменители.


Непривлекательные отрасли:

✓ розничная торговля;

✓ оптовая торговля;

✓ дистрибуция.

Существует ряд основных правил, которых следует придерживаться при привлечении инвестиций:

1) запрашиваемых денег должно гарантированно хватить для перехода к следующему раунду финансирования – обязательно правильное, взвешенное расходование денежных средств;

2) чем больше сумма привлекаемых инвестиционных денежных средств, тем больше доля предприятия, с которой вы должны будете расстаться, передав ее венчурному инвестору;

3) наиболее сложный период для привлечения инвестиций – начальный этап жизни предприятия, так называемая «посевная кампания» и стартап. «Посев» – это время, когда бизнес существует еще на уровне идеи и не приносит никакого значительного результата. Стартап – время бурного развития бизнеса, время первой выручки, первого дохода;

4) не стоит поддаваться на уговоры венчурного управляющего о сокращении бюджета.

Венчурные инвесторы при поиске и выборе проектов

для инвестирования обращают внимание на:

1) масштаб и перспективы роста с точки зрения потоков наличности, то есть на то, насколько быстро окупятся инвестиции, вложенные в бизнес;

2) четко сформулированную стратегию, на открытость и понятность бизнеса;

3) наличие команды профессионалов, в частности, на опыт и качества управляющего предприятием, на профессионализм и личные характеристики ключевых сотрудников;

4) позицию и репутацию этой команды в бизнесе и правительстве;

5) отсутствие криминала и/или нарушений налогового или гражданского законодательства;

6) уровень корпоративной культуры внутри коллектива.

Бизнес-ангелы

Бизнес-ангел (англ, angel, business angel, angel investor и пр.) – частный венчурный инвестор, обеспечивающий финансовую и экспертную поддержку компаний на ранних этапах развития [Christine К. Volkmann, Kim Oliver Tokarski, Marc Grunhagen, 2010, p. 297]. Как мы уже говорили выше, ранние этапы развития – это «посевная кампания» и стартап. Важная для вас сторона деятельности бизнес-ангела – это экспертная поддержка, то есть помощь связями, опытом и т. д. Понятие это сформировалось достаточно давно, в начале 20-х годов прошлого века в театральной среде Нью-Йорка. Изначально бизнес-ангелами называли обеспеченных людей, инвестирующих денежные средства в новые театральные постановки и спектакли.

В современном понимании термин «бизнес-ангелы» впервые был применен профессором Университета Нью-

Гэмпшира Уильямом Ветцелем и относился к обеспеченным мужчинам, имеющим опыт предпринимательской и управленческой деятельности. Тем, кто непублично (закрыто) вкладывает средства в местные компании на ранних стадиях развития. Правительству пришлась по вкусу такая идея, и оно активно включилось в программу поддержки малого бизнеса с помощью частных инвесторов.

В русском языке существует всем известный синоним термина «бизнес-ангел» – слово «меценат». В экономико-математическом словаре Лопатникова есть и еще один термин – «меценат-инвестор».

Итак, современный среднестатистический бизнес-ангел – это человек, имеющий университетскую степень, в возрасте от 45 до 65 лет, у которого за плечами управленческий и предпринимательский опыт. Обычно бизнес-ангелы интересуются предпринимательством, среди них довольно редко встречаются ученые и специалисты, не связанные с управлением.

Деньги, получаемые от бизнес-ангелов, часто называют «умными деньгами», так как бизнес-ангелы не просто выделяют денежные средства, они помогают опытом и знаниями. В такой дополнительной экспертной помощи и есть главное отличие от других типов инвесторов.

В России понятие «бизнес-ангел» еще в новинку, и сам рынок бизнес-ангелов невелик. Схожую с бизнес-ангелами функцию в нашей стране выполняют программы грантов. Подготовкой новых инвесторов в России занимается Российская венчурная Компания. Также среди отраслевых организаций представлены Фонд развития интернет-инициатив, Национальная ассоциация бизнес-ангелов, Национальное содружество бизнес-ангелов и небольшие объединения в крупных российских городах.




В России из-за небольшого числа инвестиционно-привлекательных проектов и неопределенных перспектив выхода из проинвестированных проектов зачастую инвесторами выступают бизнес-ангелы из США, Европы и Израиля.

Однако есть и российские бизнес-ангелы:

1. Юрий Мильнер. В его инвестиционном портфеле есть акции таких компаний, как Twitter, Facebook, Groupon, WhatsApp, Skype, Alibaba, Ozon, Mail.ru. Особенностью Юрия Мильнера является готовность ожидать роста компании, терпение. Однако он однозначно рассчитывает на внимание публики к новому проекту.

2. Павел Глушенков. Инвестиционный портфель представлен такими компаниями, как «Второй Пилот», «Две Ладошки», Level.Travel, CrowdSystems и «Постирай». Чтобы заинтересовать Павла Глушенкова, необходимо очень внимательно отнестись к формальной стороне проекта, тщательно проработать все необходимые документы и бизнес-план. Кстати говоря, обычно у начинающего предпринимателя есть всего три минуты на изложение своего проекта будущему инвестору, всего три минуты, чтобы заинтересовать бизнес-ангела. Сфера интересов Павла Глушенкова – это путешествия, обучение и мобильные приложения. Обращаясь к бизнес-ангелу, соотнесите свой будущий бизнес, свою идею с интересами конкретного инвестора.

3. Алексей Кирин. В портфеле этого инвестора есть акции компаний CentroBit, TicketCloud и HelpBe. Этот инвестор старается начать работать с компаниями как можно раньше, еще с «посевной» стадии. Алексея Кирина интересуют проекты, индивидуально заточенные для выхода на новый уровень инвестирования.

Шибки стартаперов и советы бизнес-ангелов

Венчурному рынку России всего лишь около десяти лет. На сегодняшний день принципы инвестирования еще не до конца сформированы, как и само понятие бизнес-ангелов и их работы.

Стартаперы зачастую при поиске инвестора допускают типовые ошибки:

1. Венчурные инвесторы хотят видеть новые технологии, новые принципы работы, абсолютно инновационные идеи. Однако в 95 % случаев начинающие предприниматели склонны идти проторенным путем.

2. Стартапер не имеет организационных навыков, а лишь является профильным специалистом, не видя при этом принципов работы организации в целом. Надо понимать, что венчурный инвестор ищет прежде всего человека с идеями, способного на творческий подход к бизнесу, а не «копировальный автомат».

3. Стартапер ставит своей целью найти инвестора для обеспечения себе, прежде всего, стабильной заработной платы. И часто бывает, что он не вникает в ход дел и развитие самого проекта.

4. Начинающий бизнесмен оторван от реальности, живет своими прошлыми заслугами и успехами.

Венчурные инвесторы, зная ошибки стартаперов изнутри, дают начинающим предпринимателям следующие советы:

• уметь отдыхать и заниматься тем делом, которое ему по-настоящему интересно, которое «заводит», развивает творческую инициативу в бизнесе;

• уметь искать новые знания, новый опыт, новые идеи, пробовать их и отпускать не слишком удачные;

• уметь искать экспертов в интересной для самого бизнесмена области, общаться с ними, обсуждать идеи и получать нужную информацию и профессиональные советы. Такая информация бесценна. Она не продается за деньги. Именно эти знания помогают сформировать успешный стартап.