Вы здесь

Бизнес для панков: Наплюйте на все правила по примеру BrewDog. Раздел Б. Финансы для вероотступников-фантазеров (Джеймс Уотт, 2015)

Раздел Б

Финансы для вероотступников-фантазеров

Наука о финансах. Думаете, это удел нечистых на руку болванов с толстым кошельком, которые обожают жонглировать цифрами? Ошибаетесь. Пора проснуться, сделать зарядку и засучить рукава. Настало время поднатореть в бухгалтерии.

Уоррен Баффетт, панк от бизнеса и самый успешный бизнесмен на свете, сказал: «Бухгалтерия – это язык бизнеса». Как узнать, кто побеждает, если вы не умеете вести счет?

А теперь поехали. Сейчас я дам вам самый важный совет. Готовы? Дышите глубже, устройтесь поудобнее, соберите мозги в кучу. Вам придется освоить финансовое управление, да так, чтобы чувствовать себя как рыба в воде. Вы должны знать бухгалтерию как свои пять пальцев – вдоль и поперек и сверху донизу.

Здесь нет быстрых, простых или окольных путей. Не жалейте времени, чтобы стать экспертом в финансовом управлении малым бизнесом. Все очень просто. Вам не оценить прелесть разрушения системы и не удержать штурвал в бурном море, если вы не умеете управлять судном. И нравится вам это или нет, ваше судно – это на сто процентов финансы.

Бизнес-панк всегда нарушает правила. Но, когда речь идет о финансах, вы должны мастерски овладеть правилами, прежде чем думать об их нарушении. В дальнейшем, когда у вас появится опыт, а приток наличности будет стабильным, можно позволить себе немного похулиганить.

Будьте смелым, ходите по острию ножа. Если от финансовой вакханалии у вас не кружится голова и не заплетаются ноги, значит, вы используете свои ресурсы не в полную силу. Пережить эту бесконечную опаснейшую оргию можно лишь в том случае, если вы полностью контролируете ситуацию и представляете потенциальные коммерческие результаты каждого принятого решения.

Теперь вы будете спать в одной постели с денежными потоками, прибылями и убытками. Чтобы ваш союз был нерушим, скорее принимайтесь изучать язык финансов.

КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ФИНАНСАХ, ВЫ ДОЛЖНЫ МАСТЕРСКИ ОВЛАДЕТЬ ПРАВИЛАМИ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДУМАТЬ ОБ ИХ НАРУШЕНИИ.

Финансовый словарь бизнес-панка

Быть панком – не значит не разбираться в финансах. Панки старой закалки влет осваивали нужные навыки, чтобы добиться успеха, и сумели создать собственную культуру. Следуйте их примеру, приобретайте умения, необходимые чтобы выжить и построить собственный бизнес.

Овладевайте навыками, которые позволят побить истеблишмент его же оружием. Это лучший способ сломить противника. Но, прежде чем вы разобьете его вдребезги, досконально изучите правила.

Простите, если мои пояснения временами напоминают речи бухгалтера-недоучки. Но если вы намерены изменить мир, вы должны назубок знать основные термины.

АКТИВЫ

Ресурсы, которые принадлежат вашей компании. От налички до компьютеров, от транспортных средств до недвижимости. Попав в передрягу, вы теряете их быстрее, чем дешевая шлюха сбрасывает одежду.

БАЛАНСОВАЯ ВЕДОМОСТЬ

Моментальный снимок вашего бизнеса. В ней учтены все активы и пассивы компании, что позволяет определить нетто-активы. Чем больше размер нетто-активов, тем сильнее ваше предприятие. Чем меньше размер нетто-активов, тем серьезнее вы влипли.

БАНКОВСКАЯ ВЫВЕРКА

Как и все прочие проверки, это чертовски неприятная штука. К сожалению, это неизбежное зло. Очень важно знать, что ваши внутренние записи соответствуют реальному состоянию банковского счета компании. Если вы заявляете, что стоите пять миллионов фунтов, это должно быть действительно так.

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ

Если вы разобрались с предыдущим определением, это несложно. Валовая прибыль – это разница между выручкой и прямыми затратами на производство и реализацию продукции. Нет, это не чистая прибыль, поэтому не спешите с покупкой «хаммера».

ВЫРУЧКА

Она же оборот. Сумма, которую вы заработали до вычета расходов, налогов и прочих статей затрат. Старайтесь поддерживать стабильный приток выручки, чтобы не сесть на мель.

ДЕБИТОР

Человек или компания, которые задолжали вам. Приглядывайте за своими дебиторами, следите, чтобы платежи поступали в срок и как можно быстрее. Если вам платят неаккуратно, это сказывается на денежном потоке и чревато серьезными неприятностями.

ЗАПАСЫ

С ними все просто. Это товары или сырье, которые есть в наличии. Если запасов слишком много – вы влипли, если их слишком мало – вы влипли. Здесь вы балансируете на тонкой грани.

КРЕДИТОР

Это любой, кому вы задолжали. Поставщики, домовладельцы, букмекеры, налоговый инспектор и артисты, которые изображают «АББА» на новогоднем корпоративе.

МАРЖА ПРИБЫЛИ

Маржа прибыли – это чистая выручка минус себестоимость проданных товаров. Маржа прибыли показывает, сколько вы заработали на продаже продуктов или услуг без учета торговых издержек и административных расходов. Capisce?[4]

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ

Это расходы на ведение бизнеса. Все постоянные издержки, в том числе аренда, маркетинг, коммунальные услуги и административные расходы. Снизить их можно разными способами: умолять, брать в долг, использовать бартер и торговать из-под полы. Следите, чтобы накладные расходы не выросли сверх меры.

НАЛИЧНОСТЬ

Это ваши ликвидные активы, все деньги, которые можно использовать в случае надобности. Не забывайте: наличка – король. Относитесь к ней с уважением.

ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ

Свободные денежные средства, которые бизнес может потратить на текущие расходы. Помните, что на каждый потраченный фунт/доллар нужно заработать другой фунт/доллар, поэтому используйте эти деньги на всю катушку, так, словно от этого зависит ваша жизнь, – ведь для вашего бизнеса это и впрямь вопрос жизни и смерти.

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Он же отчет о доходах и расходах. Финансовый отчет, где учитываются выручка от продаж и расходы. Позволяет определить валовую и чистую прибыль бизнеса. И еще кое-что. Если вы в убытке, пошевелите мозгами, как разнообразить игру. Да побыстрее.

ПАССИВЫ

Финансовые обязательства или долги перед компаниями или частными лицами. Такая же обуза, как бывший партнер с дорогим адвокатом или слетевший с катушек продажник.

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Затраты, которые меняются в зависимости от объема производства или спроса на продукт/услугу. Эта штуковина скачет вверх-вниз как йо-йо.

ПРИБЫЛЬ

Крэк-кокаин мира бизнеса. Суммарный доход от продаж минус совокупные затраты. Прошу любить и жаловать.

ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Точка, в которой расходы равны выручке. Чем быстрее вы достигнете этой точки, тем лучше, иначе огребете по полной.

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

Совокупная валовая прибыль минус все расходы компании. К сожалению, это не звонкая монета. Эти средства существуют только на бумаге. Их можно потратить или вложить в дело. Я рекомендую последнее.

ЧРЕЗМЕРНОЕ РАЗРАСТАНИЕ БИЗНЕСА

А это уже штука пострашнее. Такое происходит, когда компания расширяется слишком быстро и продает больше продукции, чем позволяют имеющиеся ресурсы. В результате вы можете остаться без денег. Ego vobis valedico[5].

Изучайте, усваивайте, применяйте и надейтесь только на себя.

ОВЛАДЕВАЙТЕ НАВЫКАМИ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ПОБИТЬ ИСТЕБЛИШМЕНТ ЕГО ЖЕ ОРУЖИЕМ. ЭТО ЛУЧШИЙ СПОСОБ СЛОМИТЬ ПРОТИВНИКА.

Учитесь работать с цифрами

До того как мы с Мартином создали BrewDog, финансы были для нас темным лесом. Я с трудом разбирался в выписке с моего банковского счета, какие уж тут балансовые ведомости. Кредо панков «сделай сам» требовало от нас изучить эту сферу вдоль и поперек и обрести полную независимость. Я стал посещать бухгалтерские курсы. Я вгрызался в книги по финансовому делу. Я жадно читал и слушал выступления лучших экспертов по финансовым вопросам. Ночи напролет я смотрел лекции по финансам[6].

В рекордные сроки я превратился из полного профана в гуру просто потому, что без этого было нельзя. За последние пару лет я опубликовал в газетах несколько статей о налоговой реформе, консультировал правительство Шотландии по вопросам финансовой поддержки малого бизнеса и прочел множество лекций по краудфандингу и нашему новаторскому подходу к финансовому управлению в университетах и на статусных бизнес-форумах. Я стал экспертом по финансам, потому что у меня не было выбора. Нет его и у вас.

80 % новых компаний терпят неудачу, и провал всегда имеет финансовые причины. Чем лучше вы разбираетесь в цифрах, тем меньше шансов, что вы будете разгромлены и уничтожите свою мечту.

Финансы – это кровь и плоть вашего бизнеса. Это фундамент вашего будущего. Ваше дело распоряжаться ими правильно. Если вы не научитесь этому, вам уготована судьба трудолюбивого болвана, обреченного на забвение, который будет жаловаться на невезение, чтобы оправдать собственное убожество. Ведите строительство как полагается, и успех не заставит себя ждать.

Если вы будете строить через пень колоду, к вам явится какой-нибудь засранец в костюме в полоску и заставит снести уже готовый дом. Венчурные капиталисты, бизнес-«ангелы», банкиры и прочие жадные мерзавцы кормятся тем, что охотятся на незадачливых предпринимателей, которые ни черта не смыслят в финансах. Они растерзают вас как стервятники, продолжая мило улыбаться и потягивать красное вино.

Первый урок по финансовому управлению касается денежного потока. Это ключевой момент. Вам необходим приток средств. Если он остановится, ваш бизнес разорвет, как акулу в фильме «Челюсти». Adios, amigo. Игра окончена.

Нехватка денежных средств убьет ваш бизнес моментально, как выстрел в упор из обреза. Низкая маржа прибыли уничтожит ваш бизнес медленно, как издевательства управляющего банком. Есть еще несколько важных факторов, которые требуют жесткого контроля, – от стратегии ценообразования и привлечения инвестиций до нехватки оборотного капитала и условий оплаты. Для полных идиотов я составил небольшой словарик (см. предыдущий раздел).

Вот пять базовых умений, которые нужно освоить, прежде чем думать о создании собственного предприятия:

1) строить модели движения денежных потоков;

2) читать отчеты о прибылях и убытках и балансовые ведомости;

3) рассчитывать стоимость товаров, маржу прибыли и чистую прибыль;

4) определять среднемесячные затраты компании;

5) вычислять точку безубыточности своего бизнеса.


Вы не сумеете построить успешный бизнес, не принимая блестящих решений. И вы не сможете принимать блестящие решения, не взвешивая разных вариантов. И – да-да, вы угадали! – вы не сможете взвесить разные варианты, не понимая финансовых последствий каждого из них.

80 % НОВЫХ КОМПАНИЙ ТЕРПЯТ НЕУДАЧУ, И ПРОВАЛ ВСЕГДА ИМЕЕТ ФИНАНСОВЫЕ ПРИЧИНЫ.


ЧЕМ ЛУЧШЕ ВЫ РАЗБИРАЕТЕСЬ В ЦИФРАХ, ТЕМ МЕНЬШЕ ШАНСОВ, ЧТО ВЫ БУДЕТЕ РАЗГРОМЛЕНЫ И УНИЧТОЖИТЕ СВОЮ МЕЧТУ.

Пришла пора заняться подсчетами. Обложиться книгами и попотеть. Настал час серьезно заняться финансовыми вопросами.

Разумеется, как и в любой сфере, здесь есть альтернативы. Вы можете нанять специалиста. Но тут вы снова упираетесь в денежный поток – большинство стартапов не может позволить себе нанять финансового эксперта. Даже если вы наймете человека со стороны, вы должны разбираться в финансах, чтобы понимать этого специалиста. Если вы не будете его понимать, вы утратите контроль над компанией – или над собственной судьбой. А если вы не в состоянии контролировать ситуацию, лучше сразу вернуться на прежнюю работу.

Мы в BrewDog потратили полдесятка лет, чтобы постичь азы финансового управления. После этого мы наняли потрясающего финансового директора. Это один из лучших людей, которых нам удалось найти. Мы говорили с ним на одном языке, что делало нашу удачу еще слаще.

Вы будете поражены, узнав, как много людей начинают бизнес, абсолютно не разбираясь в финансах. Этим болванам суждено пойти на дно, и они этого заслуживают. Они обречены на неудачу. Предприятие с прочным финансовым положением, которое опирается на продуманные решения, способно выдержать любой шторм. А если вы решили пуститься в плавание, штормов будет хоть отбавляй.

Наличка – это король

Люди часто думают, что главное – прибыль. Запомните раз и навсегда: это не так. Прибыль – это даже не принц-регент. А наличка и прибыль – это разные вещи. Поэтому давайте вернемся к титулам. Со всей определенностью заявляю: наличка – это король. Прибыль – всего лишь топливо, но никак не конечная цель. Наличность – это кислород, это плоть и кровь вашего бизнеса.

В жизни не так много неоспоримых истин. Но я гарантирую, что без:

1) налички,

2) бережного и продуманного распоряжения деньгами


ваш бизнес прогорит, как прогорает подавляющее большинство начинающих компаний. Все они терпят неудачу по финансовым причинам. И эти причины всегда связаны с денежными потоками.

Бесчисленные прибыльные компании разоряются изо дня в день, поскольку остаются без оборотных средств. Трудно понять, как успешный стабильный бизнес может рухнуть на ровном месте. Но это случается сплошь и рядом. Причина проста – прибыли существуют на бумаге, наличность – в реальном мире. Чтобы платить работникам, дебиторам, поставщикам и арендодателям, нужна не прибыль, а живые деньги. Компания, которая не платит по счетам, продержится не дольше пса, который пытается догнать автомобиль. Рано или поздно ее силы будут подорваны.

Наличка – это король, и наше дело – позаботиться о том, чтобы он оставался у власти и пользовался непререкаемым авторитетом. Мы должны с религиозным исступлением следить за денежными потоками и искать новые способы увеличить их. И здесь исход дела часто решают, казалось бы, несущественные детали. Чему следует уделять особое внимание?

1) Условия оплаты для клиентов – отпуская продукцию в кредит, ставьте жесткие условия и не давайте никаких поблажек. Еще лучше вообще не предоставлять кредитов.

2) Условия платежей поставщикам – согласуйте условия и постарайтесь растянуть сроки платежа до тридцати дней, а лучше до двух или трех месяцев. Договорившись, всегда платите в срок.

3) Лучший метод расчета с торговыми партнерами – прямое дебетование. Он позволяет вам контролировать ситуацию, а партнерам – перечислять деньги в указанные сроки.

4) Выберите банк с гибкими условиями – овердрафт обеспечивает гораздо больше маневренности, чем ссуда. Способность договориться об овердрафте зависит от вашего умения очаровать управляющего.

5) Банковские выверки должны проводиться ежедневно – это поможет вам всегда держать руку на пульсе. Не проверять состояние своего банковского счета каждый день – все равно что не интересоваться, жив ваш бизнес или нет.

6) Зарезервируйте неснижаемый остаток на счету, чтобы иметь средства на крупные расходы – выплату зарплаты и масштабные проекты, требующие капитальных затрат. Помните, вам нужны деньги для финансирования роста компании.


Денежный поток – основной ограничитель роста. Чтобы оставить след в истории, вам нужно расти по экспоненте и разогнать денежный поток до предела. Если вы не изучили свой денежный поток досконально, вам лучше не соваться в опасную зону.

Первые пять лет после создания BrewDog мы ходили по лезвию ножа во всем, что касалось денег. Наши скудные ресурсы работали на пределе возможностей, и мы то и дело были на волосок от краха. Нередко мы возносились до небес, тогда как на самом деле стояли на краю пропасти. И именно здесь возникает загвоздка. Быстрое расширение небольшой компании – занятие не для слабонервных. Если при таких вводных вы не балансируете на грани разорения, значит, вы используете свои скромные денежные ресурсы не в полной мере. Зона комфорта – это место, где обычные люди делают заурядные вещи. Если вам хоть чуточку комфортно, нужно поддать газу.

На первых порах почти половину своего времени я как безумный жонглировал платежами, дебетами, кредитами, поставщиками, заказчиками, банками и расчетными ведомостями. Я всегда искал возможности подкопить лишних деньжат, чтобы купить дополнительное оборудование, нанять людей или расширить помещение, стремясь при любом удобном случае стимулировать рост бизнеса. Я старался привлечь дополнительные средства из всех мыслимых и немыслимых источников. Мы с Мартином всегда вовремя перечисляли зарплату своим работникам, но первые три года почти не платили самим себе.

Предприниматель живет на грани риска и возможностей, как хороший автогонщик. Ваши ограниченные ресурсы должны работать на износ. Опасность и адреналиновый угар подхлестывают волю к победе. Будьте бдительным и зорким, совершенствуйте свои умения, чтобы выжить, не вылететь из игры и продолжать работать в поте лица.

Устремив взгляд в бездну бизнеса, думайте про своего короля. Славьте денежный поток, воздавайте ему почести и следите, чтобы он не иссякал. Понимайте его с полуслова, укрощайте, подчиняйте себе – и вы добьетесь цели.

Без него вы как пить дать окажетесь в полной заднице.

ПРИБЫЛЬ – НЕ КОРОЛЬ.

ПРИБЫЛЬ – ЭТО ДАЖЕ НЕ ПРИНЦ-РЕГЕНТ.

Парадокс роста: черная дыра для финансов

Это реальный парадокс роста. Чем быстрее вы растете, тем больше денег требуется, чтобы удержаться на плаву и не захлебнуться. Чем больше продуктов вы продаете, тем больше нужно денег для поддержания запасов и тем длиннее список дебиторов. Кроме того, приходится все больше вкладывать в людей и инфраструктуру.




Взгляните на результаты работы компании, представленные в таблице. На первый взгляд статистика неплохая – продажи и прибыли выросли вдвое. Но на самом деле положение скверное. Компания разорена, а нехватка средств составляет 1,5 миллиона. Что же, черт возьми, произошло?

Эту компанию затягивает в финансовую черную дыру. Рост продаж и прибыли блестящи. Но увеличение продаж заставляет наращивать запасы, и продукция на складе связывает 1 миллион фунтов оборотного капитала. С ростом продаж растет число дебиторов. Часто это означает появление более крупных клиентов, которые всегда рассчитываются медленнее. Увеличение объема запасов и числа дебиторов пробивают брешь в денежном потоке – размером в 1,5 миллиона. Эта модель очень проста и не учитывает инфраструктуру и накладные расходы, которые нанесут еще один удар по денежному потоку.

Компания А растет, и ее рентабельность не подлежит сомнению, но она уже подписала себе смертный приговор. Нельзя платить зарплату и рассчитываться за услуги запасами или долгами. Для этого нужны живые деньги. А если вы не можете платить по счетам, игра окончена.

Многие предприниматели лишаются своих компаний, когда денежный поток дает сбои. Малейший намек на неприятности, и стервятники в костюмах в полоску камнем падают на жертву, впиваются в вашу мечту своими жадными когтями и разрывают ее в клочья.

Чтобы избежать подобной участи, вам нужна надежная финансовая стратегия. Она позволит обеспечивать растущий спрос с учетом денежного потока. Едва ли вам хочется отправиться вслед за остолопами, которых засосала эта черная дыра. Даже если существует вероятность 573 000 000 000 к 1 встретить там Стивена Хокинга.

Наличность – это плоть и кровь вашего бизнеса. Если вы не умеете управлять денежным потоком, вы не сможете управлять бизнесом.

Покупки – это новые продажи

Ваш продукт должен продавать сам себя, а ваше дело – продавать себя и свою компанию. И пожалуй, самый важный момент для этого – покупки. Покупки – это новые продажи, и, чтобы стать непревзойденным продажником, стремитесь всегда заключать самые выгодные сделки.

Старайтесь, чтобы ваши денежные ресурсы – пусть даже совсем скромные – работали на всю катушку. А когда добьетесь этого, старайтесь выжать из них еще больше. Располагая малым, вы должны мыслить масштабно. Поставьте цель получать на каждый вложенный доллар в десять раз больше, чем среднестатистическая компания. Если ваши деньги не будут работать вдесятеро эффективнее, чем у более крупных и богатых конкурентов, вам не угнаться за ними. И не забывайте, что они изначально имеют многомиллионное преимущество. Пора заставить ваши денежки поработать с максимальной отдачей.

Допустим, какой-нибудь толстосум решил потратить на маркетинг нового продукта своей компании £20 000. Наша цель – получить гораздо больший эффект, истратив менее £2000. Они потратили £50 000 на новый сайт, наша цель – потратить менее £5000 и сделать сайт намного лучше. «Какой бред!» – скажете вы. Но не спешите отправлять меня в психушку. Главное здесь – финансовый рычаг. Он обеспечивает выигрыш в силе, позволяя выжать максимум из каждого потраченного пенни.

Конец ознакомительного фрагмента.