Вы здесь

Бизнес для панков: Наплюйте на все правила по примеру BrewDog. Раздел А. Как начать свое дело. Руководство для авантюристов (Джеймс Уотт, 2015)

Раздел А

Как начать свое дело. Руководство для авантюристов

Вероятность того, что ваш бизнес потерпит фиаско, очень высока. Помните, нынешний расклад сил против вас. 80 % новых компаний разоряются, не просуществовав и полутора лет. 800 из 1000, 8 из 10, 4 из 5 стартапов терпят крах вскоре после запуска. Это факт. Как его ни преподнеси, читать неприятно. Эта ужасающая статистика – суровое напоминание о жестокости мира бизнеса. Так что, если вы планируете начать свой бизнес, вполне возможно, что он обанкротится. А ведь течь даст не только ваш бизнес: ваше будущее, ваша вера в себя, ваши мечты и, конечно, ваш банковский счет пойдут на дно вместе с дырявой посудиной под названием «Крах».

Предположим, вы – крепкий орешек и сумеете пережить первые полтора года. Шансы твердо встать на ноги и просуществовать долгие годы по-прежнему меньше, чем 1 к 20. Это еще одна попытка остановить вас.

Ваши шансы на выживание равны всего 5 %. При таких вводных нужно разбиться в лепешку, но быть целеустремленным, собранным, беспощадным и непреклонным с первого дня. Тогда может быть – слышите, может быть! – у вас получится.

Решения, которые вы принимаете начиная собственное дело, определят ваше место в мире. Это самые грандиозные решения в вашей жизни. Они накладывают глубокий отпечаток на ваш еще не оперившийся бизнес. Поэтому пристегните ремни, затяните их потуже и приготовьтесь к серьезным испытаниям. Убедитесь, что ваши идеи и их реализация как минимум гениальны. Печальный парадокс состоит в том, что плоды решений, которые принимаются в самый тяжкий период при полном отсутствии опыта, вам придется пожинать долгие годы.

Вы должны заработать право на существование и понять, как стать хоть немного востребованным. Впереди вас ждут самые суровые и насыщенные годы жизни. Вам придется работать в поте лица, набираться опыта и быть мастером на все руки. Вам нужно научиться преодолевать поражение за поражением и с благодарностью принимать превратности судьбы, видя в них стимул для поиска возможностей.

Создать собственный бизнес чертовски трудно, и все же это увлекательное занятие, которое позволяет реализовать себя. Этот раздел рассказывает, как заложить фундамент и сделать так, чтобы решения, которые вы принимаете на первых порах, сослужили вам добрую службу. Здесь изложены основные принципы, на которые опирается остальная часть книги.

Ну а теперь за дело. Пора проверить вас на прочность.

ЕСЛИ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО, ВЕРОЯТНОСТЬ ПОТЕРПЕТЬ ФИАСКО ОЧЕНЬ ВЫСОКА.

Вы не просто начинаете бизнес, вы выступаете в поход

Компании разоряются. Компании умирают. Компании уходят в небытие.

Революции не умирают никогда.

Значит, нужно не создавать бизнес, а совершить революцию.

Сегодня мало просто начать свое дело. Вам нужны ясная цель, миссия и смысл существования. Мартин и я не просто создали пивоварню – мы взяли на себя особую миссию. Мы хотели сделать других людей такими же страстными поклонниками хорошего пива, как и мы сами. Эта цель определяла каждый наш шаг и служила ориентиром для принятия любого решения.

За какое бы дело вы ни взялись, позаботьтесь о том, чтобы у вас был надежный якорь – убедительная, значимая, понятная, четко сформулированная миссия. Например:

• Zappos был не просто онлайн-магазином одежды, обуви и аксессуаров. Его создатель развернул кампанию по улучшению сервиса, изо всех сил стараясь сделать клиентов счастливыми.

• Noma был не просто рестораном. Его основатели решили переосмыслить национальные традиции приготовления пищи и провозгласили собственный Манифест скандинавской кухни.

• Apple не просто начала производить компьютеры. Эта компания поставила перед собой цель – изменить мир с помощью передовых технологий.


Миссия поможет вам оценивать каждый свой шаг в контексте высшего смысла и направлять действия всех участников предприятия на достижение общей цели.

Пусть ваша миссия будет уникальной и неотразимой, ведь она должна покорить команду и будущих клиентов. Именно она отличает вас от других. Самое трудное – с первого дня пробудить у людей интерес к вашей компании, и толчком к этому должна стать ваша миссия. Сегодняшний мир пресыщен, на рынке практически нет места для еще одного бренда, еще одного бизнеса, еще одного продукта или еще одной услуги. Однако рынок для мечты, в которую можно верить, безграничен. Дайте людям эту мечту.

Убедитесь, что ваши мотивы для создания бизнеса правильны. Если вы просто хотите заработать денег или стать боссом, вам самое место в корпоративной трясине. Продайте душу дьяволу, станьте еще одним участником крысиных бегов, облаченным в дорогой костюм. Стартапы создаются в суровой борьбе, и в трудную минуту вам понадобится поддержка. Опорой для вас и вашей команды будет ваша миссия. Если ваша единственная цель – деньги, значит, вы жалкий корыстолюбивый ублюдок и бизнес – не ваша стезя. Разумеется, на свете есть компании, цель которых – делать деньги, но я предпочел бы держаться от них подальше. Потребители становятся все более подкованными и грамотными, и бизнесмены, которые думают только про деньги, вымрут как динозавры. Что ж, туда им и дорога. Если вы начинаете бизнес из меркантильных соображений, эта книга не для вас.

Найдите дело по душе и четко сформулируйте свою миссию. Чем прочнее связь продукта с raison d’être[2], тем выше вероятность, что он найдет отклик у людей, и тем проще будет превратить потребителей в фанатов.

Представьте море равнодушных лиц, толпу, которая не желает вас слушать. А теперь подумайте, как заинтересовать людей тем, что вы делаете. Если ничего не приходит вам в голову, ваш бизнес обречен.

• Не создавайте просто пекарню в Айдахо. Займитесь просвещением, рассказывайте людям, как полезен и вкусен свежий домашний хлеб на закваске.

• Не создавайте просто парикмахерскую в Берлине. Не жалейте сил, чтобы показать клиентам, как приятно можно провести время, пока мастер делает тебе прическу.

• Не создавайте просто автосервис в Манчестере. Постарайтесь коренным образом изменить представления людей об обслуживании автовладельцев.


Чтобы получить шанс выжить, вы должны предложить нечто сверх своей основной компетенции.

Люди больше не покупают просто продукт или услугу. Потребители XXI века все чаще выбирают те компании, чья миссия и убеждения соответствуют их собственным ценностям. Ваши клиенты с радостью помогут вам добиться успеха, ваше дело – найти для них убедительные мотивы. Миссия позволяет пробудить интерес и обратить людей в свою веру.

Ядром вашего бизнеса должен быть захватывающий план. Именно он поможет вам удержаться на плаву достаточно долго, чтобы встать на ноги и заработать репутацию.

Будьте эгоистом и не слушайте чужих советов

Я ненавижу чужие советы не меньше, чем каждый недоумок любит давать их другим. Мой совет тем, кто просит совета: не забивайте себе голову. Советы нужны пустоголовым болванам. Ваша задача – нащупать собственный путь.

Когда вы начинаете бизнес, все знакомые и незнакомые в вашем окружении тут же превращаются в непревзойденных экспертов. Не обращайте на них внимания. Сконцентрируйтесь на своем видении, устанавливайте собственные правила и порвите всех. Вы знаете, куда идти, а уж как вы туда доберетесь, дело ваше. Наплюйте на безмозглых всезнаек – они не смыслят ни бельмеса. Другие люди разбираются в вопросе куда хуже вас и конечно же их мало волнует исход дела.

Пусть успех или провал вашей компании станет результатом ваших собственных решений, а не подсказок дилетантов, которые возомнили себя гуру. Эти липовые авторитеты будут советовать вам «учиться на своих ошибках». Учиться на ошибках – удел лузеров. Простые смертные пытаются утешиться мыслью, что ошибки помогают приобрести опыт, но эта нелепая логика – лишь способ оправдать собственную несостоятельность. Ошибки учат только одному: пока вы недостаточно хороши, а значит, должны стать лучше. На самом деле человек учится на своих успехах.

Если вы допустили ошибку, не тратьте время попусту, пытаясь извлечь из нее уроки. Будьте благоразумны и исправьте ее как можно быстрее. Вырабатывайте чутье, которое поможет выявлять назревающие проблемы бизнеса и уничтожать их в зародыше, прежде чем у них вырастут руки и ноги. То есть прежде чем к вашему затылку приставят дуло пистолета.

Идти нетореным путем чертовски непросто. Но в конечном счете это окупится и вы сможете насладиться тем, что опровергли досужие домыслы.

Верьте. Чем тверже вы верите в свою идею, тем меньше вам требуется участие извне. Чем лучше ваша идея, тем меньше толка в мнении посторонних. Вы выносили эту идею, выпестовали ее, и теперь вам, и только вам, воплощать ее в жизнь. Лоскутное одеяло из сырых идей и советов других людей – верный путь к катастрофе. Не будьте ведомым, если можете повести за собой.

Будьте эгоистом. Я говорю совершенно серьезно. Если вы не готовы взять 110 % на себя, никто другой не пошевелит и пальцем. Поэтому не пляшите под чужую дудку, действуйте, как считаете нужным. Изготавливайте продукты, которые по вкусу вам, создавайте атмосферу, которая приятна вам, и оказывайте услуги, которые хотели бы получать сами.

Будьте одержимым и зацикленным на своей идее. Вряд ли это поможет быстро сделать себе имя, но от этого зависит ваш успех или провал в будущем. Ваш основной актив – это вы сами и ваша непоколебимая вера в свое дело.

Не слушайте советов и не обращайте внимания на реальный мир. Реальный мир – это лишь отговорка. Оправдание посредственности. Предлог ничего не делать. Реальный мир аплодирует бездарности и ставит единую планку для всех. Забудьте о нем. Расстреляйте его в упор. Для вас он умер. И причина смерти – его убожество.

МОЙ СОВЕТ ТЕМ, КТО ПРОСИТ СОВЕТА: НЕ ЗАБИВАЙТЕ СЕБЕ ГОЛОВУ. СОВЕТЫ НУЖНЫ ПУСТОГОЛОВЫМ БОЛВАНАМ.

Будьте частью команды

В бизнесе рулит групповая ментальность. С блестящей командой вы быстрее добьетесь успеха, а общие беды сплотят вас. Вы станете более зорким и энергичным, а ваше путешествие – более увлекательным. Помните: мир жесток и беспощаден, и постарайтесь правильно подобрать тех, кто пойдет с вами в одной упряжке, – чтобы двигаться вперед.

Сооснователь сделает вас более быстрым, умелым и сообразительным. Чтобы выстоять в передрягах, важно отвечать перед кем-то кроме себя. Пустившись в путь в одиночку, вы не сможете разделить радости путешествия с другим.

Мир бизнеса живет по волчьим законам, и, не имея собрата, вы окажетесь в невыгодном положении. Подыщите партнера или двух, чтобы разделить бремя ответственности и расширить круг навыков и умений. Распределите роли, выстройте структуру – и ваш бизнес будет развиваться гораздо быстрее. Убедитесь, что партнер разделяет ваши взгляды на миссию и готов трудиться не покладая рук. Если спустя какое-то время вы обнаружите, что связались с лентяем и пройдохой, будет слишком поздно. Последствия могут оказаться трагическими. Выбирайте партнера по бизнесу не менее осмотрительно, чем супруга.

Что общего у Adobe, Apple, Cisco, Garmin, Intel, Microsoft и Canon? Каждую из этих легендарных компаний создавали как минимум двое. Начиная свое дело, помните: обстоятельства против вас. А если вы действуете в одиночку, вероятность провала растет по экспоненте.

Будь у BrewDog всего один основатель, компания вряд ли бы вышла на нынешний уровень. Она растет так стремительно только потому, что, воплощая в жизнь свои планы, мы с Мартином умело применяли принцип «разделяй и властвуй».

BREWDOG РАСТЕТ ТАК СТРЕМИТЕЛЬНО ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО, ВОПЛОЩАЯ В ЖИЗНЬ СВОИ ПЛАНЫ, МЫ С МАРТИНОМ УМЕЛО ПРИМЕНЯЛИ ПРИНЦИП «РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ».

Мы научились распределять нагрузку и делить тяготы путешествия. Наши отношения строятся на доверии – каждый занимается своим участком бизнеса, зная, что партнер так же усердно решает другие задачи.

Охотьтесь стаей. Волку-одиночке не поймать несколько зайцев сразу. Сформируйте сплоченную команду – и вам будет намного проще завоевать мир.

Испеките собственный пирог

Если кто-то советует вам выяснить, что в дефиците на рынке, пошлите его подальше. Слыханное ли дело заниматься такой ерундой? Поиски пресловутого дефицита – это стрельба по движущейся мишени, путь в никуда.

Такой подход – устаревшее заблуждение, которому место на свалке. Его наверняка изобрели теоретики, не способные создать и клуб филателистов, не говоря уже о бизнесе.

Не пытайтесь понять, чего не хватает на рынке. Не уподобляйтесь жалким попрошайкам, которые подбирают крошки чужого пирога. Испеките собственный пирог. Создайте совершенно новый рынок. Придумайте не просто бизнес, а новую категорию. Станьте рыбой в крохотном пруду, вырытом своими руками, а потом расширьте этот пруд. Если вы будете плавать в чужом пруду, вас съедят со всеми потрохами. Сузьте свою специализацию до такой степени, чтобы на земле еще не было рынка для вашего будущего продукта. Так вы получите уникальную возможность создать совершенно новую категорию. После этого займитесь расширением этой категории, вместо того чтобы ломать голову, как выделиться среди других брендов. Высший смысл существования компании не должен ограничиваться брендом. Увлеченно совершенствуя абсолютно новый вид продуктов, вы сможете завоевать доверие потребителей. Мы занимаемся не расширением бизнеса. Наша задача – приучить как можно больше людей пить хорошее пиво. Точка.

Компания GoPro сделала не просто видеокамеру. Она не проверяла, чего не хватает на рынке, и не собиралась улучшать существующие продукты. Она хотела сделать камеру для совершенно новой аудитории. Она создала новую категорию – экшн-камеры для любителей экстремальных видов спорта, и эта идея позволила построить потрясающий бизнес.

Мощь бренда обратно пропорциональна его масштабам. Сфокусируйтесь на крохотной точке как луч лазера и постарайтесь продумать свой продукт до мелочей. После этого вас ждет увлекательная задача – вам предстоит создать бренд и определить границы своего рынка. Не стоит расталкивать других или питаться объедками с чужого стола: устанавливайте собственные правила, чтобы заполучить персональное жизненное пространство.

ПОИСКИ ДЕФИЦИТА НА РЫНКЕ – ЭТО УСТАРЕВШЕЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ, КОТОРОМУ МЕСТО НА СВАЛКЕ.

Узкая специализация позволяет создать новую категорию продуктов. Это обеспечит вам долгосрочное развитие, поможет привлечь клиентов и в итоге стать лидером рынка.

«BrewDog заложила фундамент для развития рынка крафтового пива в Великобритании. Не будет преувеличением сказать, что эта компания изменила букет британского пива».

Пит Браун, панк-сомелье

В 2007 году в Великобритании еще не варили крафтового пива и выбор на рынке был невелик – либо лагер массового производства, либо уже надоевший касковый эль. Мы решили изменить ситуацию и предложить людям новую категорию – крафтовое пиво. И мы сделали это.

Создавая BrewDog, мы понимали: пытаться захватить долю существующего рынка – пустое дело. Прибыли были бы ничтожны, а господство транснациональных монстров означало, что простому человеку, будь он хоть трижды гением, за этим столом места нет.

Мы хотели отвоевать собственное жизненное пространство, чтобы не плясать под чужую дудку. Мы установили свои правила и приступили к созданию рынка крафтового пива. Мы жестко контролировали цены, воспитывали потребителя нового типа, практически с нуля взращивая свою целевую аудиторию, и получили качественно новый сектор.

НАС НЕ УСТРАИВАЛ ВАРИАНТ А, ПОЭТОМУ МЫ ВЫБРАЛИ ВАРИАНТ Б.


С 2007 года мы неустанно развиваем эту новую категорию, которая появилась в Великобритании нашими усилиями, – такая стратегия обеспечивает рост нашего бизнеса. Слово BrewDog стало синонимом крафтового пива и страстной любви к этому восхитительному напитку. Ниша – это новый мейнстрим. Чтобы иметь хоть малейшие шансы на успех, нужно начинать в стороне, на задворках, в холоде и неуюте. То, что казалось нереальным десять лет назад, сегодня – рай, изобилующий возможностями, поскольку границы, барьеры и расстояния исчезают на глазах. Найдите узкую сферу, которая на первых порах привлекает горстку энтузиастов. Сегодня информация молниеносно распространяется по всему миру и вы быстро наладите связь со своими потенциальными поклонниками… если – и это самое важное условие – вы предложите что-то действительно стоящее.

Если вам удастся испечь собственный пирог и вы станете апологетом новой категории, вам обеспечено достойное место на рынке. Компании-победители продвигают новинки. Лузеры продвигают самих себя.

НИША – ЭТО НОВЫЙ МЕЙНСТРИМ.

Не тратьте время на дурацкие бизнес-планы

Планирование – это всего лишь слепые догадки. Долгосрочное планирование – несбыточная фантазия, ласкающая ваше эго. Не тратьте время попусту.

В 2006 году один из моих приятелей начал работать над бизнес-планом. Мы встретились пару месяцев назад. Как вы думаете, чем он был занят? Этот чудак продолжал трудиться над своим планом, перемалывая числа. За это время мы создали компанию, вышли на международный рынок и наняли на работу более 500 человек. Не заморачиваясь составлением никчемных планов.

Чтобы начать бизнес, нужны яркая миссия, финансовая хватка и быстрота реакции. От бизнес-планов мало проку. Завтра на свете будет всего два вида компаний: быстрые и мертвые. Настало время действовать быстро или уйти на покой. Если скорость света вам не по зубам, садитесь на следующий звездолет и возвращайтесь к себе на ранчо.

Мы живем в динамичном мире, и темп жизни все время растет. Для малого бизнеса и стартапов долгосрочное планирование не работает. Уследить за бесчисленными переменными, которые влияют на ситуацию, невозможно. Мгновенно реагировать на происходящее куда важнее, чем сверяться с устаревшим планом. Не планируйте завтра, задайте жару сегодня. Сначала выстрелите, а потом задавайте вопросы. Пусть вас согревает мысль о том, что, если вы продумаете все до последней детали, неведомые факторы, с бешеной скоростью меняющие сегодняшний мир, лавиной обрушатся на ваш план, и от него не останется камня на камне, прежде чем вы начнете воплощать его в жизнь.

Поэтому гните свою линию и не тяните резину. Приветствуйте изменения и принимайте вещи такими, как есть. Будьте решительным, бесстрашным и быстрым. Не планируйте, а действуйте. Любые проволочки тормозят получение бесценных откликов от реального мира, которые помогают принимать обоснованные решения и вырабатывать стратегию. Дайте себе свободу, проявляйте инициативу, смело идите вперед, и пусть рынок и потребители оттачивают и улучшают ваши дальнейшие маневры. Реализуйте свои идеи. Это принесет огромную пользу. Учитесь на практике, и пусть ваши решения формируют стратегию.

НЕ ПЛАНИРУЙТЕ ЗАВТРА, ЗАДАЙТЕ ЖАРУ СЕГОДНЯ.

Ваши решения должны подчиняться основной миссии. Не идиотскому плану, который написан в прошлом. Сначала действуйте, а потом оценивайте результаты. Неведение может оказаться благом. Чем больше вы знаете, тем выше вероятность того, что вы будете наступать на те же грабли, что и все остальные. Когда мы запустили BrewDog, мы не знали, как принято действовать. Мы делали все по-своему и нашли непроторенную дорожку, которая привела нас к успеху. Будь мы более опытными, мы делали бы такие же глупости, как и все остальные. Наивность и энтузиазм дали нам мощный толчок, а кривая научения стремительно взмыла вверх. Операционная гибкость позволит вам достичь поставленных целей. Жестко контролируйте цифры и верьте в свою миссию. Миссия – это ваш компас, она поможет вам не сбиться с курса и пройти сквозь огонь и воду.

Держитесь и не теряйте веру.

Умоляйте, влезайте в долги, предлагайте бартер, торгуйте из-под полы

Многие стартапы разоряются по одной простой причине: они тратят слишком много денег, заработанных в поте лица, на ненужные вещи. При создании стартапа нужно научиться использовать наличные средства по максимуму – в десять раз эффективнее, чем в уже налаженном бизнесе. Отдача на каждый доллар должна быть как можно выше. Рассуждайте как самогонщик, торгующий из-под полы. Это поможет вам продержаться на плаву достаточно долго, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. Будьте скрягой, прижимистым мерзавцем, который дрожит над каждым пенни. Правдами и неправдами старайтесь подкопить денег.

Наличка – это король. Присягните ему на верность. Денежные ресурсы стартапа священны. Это кровь и плоть вашего предприятия – в буквальном смысле слова. Без наличности ваш бизнес сядет на мель. Берегите каждое пенни так, словно от него зависит ваша жизнь. Потому что на самом деле так оно и есть.

Подвергайте сомнению любые затраты, как самый циничный и самовлюбленный сукин сын на свете. Это сослужит вам добрую службу. На самом деле дефицит ресурсов часто идет на пользу. Нужда – это замаскированное преимущество, она стимулирует творческое начало и изобретательность. Радуйтесь нужде. Хольте и лелейте ее. Она закалит вас, научит обходиться малым и наполнит ценностью каждое пенни.

Не отдавайте работу на сторону и не платите людям деньгами, которых у вас нет. Отсутствие средств на зарплату – скрытое благо. Сторонним подрядчикам наплевать на ваш бизнес, они не болеют о нем душой, как вы сами, и уж конечно не разбираются в нем так, как вы. Делайте все своими руками, не полагаясь на других. Консультанты, маркетинговые агентства, рекрутинговые фирмы – все это дармоеды, которые отравляют атмосферу стартапа и подтачивают его финансовое здоровье.

Делегирование функций в годы становления – удел лузеров. Даже когда ваш бизнес подрастет и окрепнет, остерегайтесь внешних участников и партнеров. Все они отлично заговаривают зубы и сулят золотые горы, но у них нет никаких оснований переживать за дело так же, как вы. На первых порах нужно пестовать свое детище, не спуская с него глаз, – именно это помогает выстоять.

Оглядываясь назад, могу сказать, что мы действовали именно так. Мы с Мартином быстро научились разбираться в штрихкодах, регистрации товарных знаков, дизайне этикеток, разработке сайтов, бухгалтерии, выставлении счетов, подаче заявок на получение субсидий, возведении стен, прокладке дренажных труб, монтаже пивоваренного оборудования, ремонте разливочных машин, редактировании видео и во множестве других вещей. Все это мы делали сами, потому что у нас просто не было выбора.

Усвойте радикальную панк-этику и ее основной принцип – «сделай сам». Первые панки не желали быть просто зрителями или потребителями, и они с нуля выстроили собственную субкультуру. Когда в 1970-х годах панк-рок взорвал мир, лучшие группы записывали и продавали свои альбомы самостоятельно, вне налаженной музыкальной индустрии. Основной принцип панк-этики «сделай сам» означает: не нужно рассчитывать на существующие структуры, процессы или советчиков, поскольку это делает вас зависимыми от системы.

Если ваша цель – разрушить систему, научитесь не зависеть от нее. Стройте собственный бизнес, используя свои умения и опыт, приобретайте новые навыки – тогда вы будете знать свое дело вдоль и поперек и, что еще более важно, сможете полностью контролировать растущую компанию.

Будьте вольнодумцем, кочевником, аутсайдером. Вы должны быть абсолютно самодостаточным и не рассчитывать на чью-то помощь. Если ваш бизнес требует определенного набора навыков, постарайтесь освоить их, и желательно побыстрее.

Затяните пояс потуже и приготовьтесь воевать на два фронта – считать каждое пенни и изучать свое дело, чтобы знать его досконально. Вас ждут на станции Скупердяйская. Если вы не готовы к этому, ваше путешествие закончится в Лузерском тупике.

БУДЬТЕ СКРЯГОЙ, ПРИЖИМИСТЫМ МЕРЗАВЦЕМ, КОТОРЫЙ ДРОЖИТ НАД КАЖДЫМ ПЕННИ.

Забудьте о продажах

[3]

Если вы сразу наймете продажника или будете тратить слишком много времени, беспокоясь о продажах, вы заложите мину под собственное будущее. Нет лучшего способа пустить пулю в лоб неоперившейся компании. Уделяя чрезмерное внимание продажам на начальном этапе, вы подписываете своему стартапу смертный приговор.

Вот несколько простых способов избежать этого рокового шага.

Во-первых, нужно убедиться, что вы создали грандиозный продукт. На раннем этапе главное – довести продукт или услугу до ума, а не подыскать торгового агента или маркетолога. Ваш продукт должен быть продуман до мелочей, отлажен и готов к старту. Сделайте его таким, чтобы люди желали заполучить его, создавали ему рекламу и сами подогревали спрос. Если это не вышло с первого захода и ваше предложение не вызвало ажиотажа среди покупателей, продолжайте упорно трудиться.

Современный мир делается все теснее благодаря скоростным средствам связи, потоку информации и социальным сетям, и вы будете удивлены, как стремительно ваш продукт начнет продвигать себя, если – и это очень серьезная оговорка – если он достаточно хорош. Если вы создали нечто исключительное, все нужные люди узнают об этом быстрее, чем вы можете себе представить. И они непременно потянутся к вам.

Сделайте свой продукт исключительным, а остальное приложится. Шедевральный продукт – это ваше будущее. Потребители XXI века поумнели, они не ведутся на навязчивую рекламу и делают выбор осознанно. Если вы поспешите подключить к делу продажников, они начнут продвигать продукт, который не дотягивает до идеала, и ваша компания обречена впаривать посредственные товары и услуги, как делают все вокруг. Чтобы создать устойчивый бизнес, вы должны вовлечь людей в потребление. А этого не добиться с помощью продаж.

Такая доводка продукта на ранней стадии открывает фантастические перспективы в долгосрочном аспекте. Блестящий продукт порождает молву и вызывает ажиотаж, а это краеугольный камень будущего вашей компании. Если вам не под силу создать незаурядный продукт, который продает сам себя, вам не стоит начинать бизнес.

Во-вторых, вы и другие сооснователи компании должны быть в гуще событий. Забудьте про опросы, исследования, фокус-группы и отклики, отфильтрованные другими людьми. Поднимите задницу и принимайтесь за дело. Идите к потенциальным потребителям и анализируйте ситуацию. Опробуйте свой продукт на практике, делайте выводы, вносите изменения. Продемонстрируйте его людям и понаблюдайте за их реакцией своими глазами. Народ будет рад побеседовать с автором замысла, а ваш энтузиазм будет говорить сам за себя. Это отличный антидот против бессвязного лепета кретина-маркетолога.

Вы должны всегда быть там, где разворачивается действие, – как лидер, как основатель, как капитан.

В-третьих, вы должны понимать, что само понятие продаж радикально изменилось.

Традиционную модель сбыта пора сдать в музей маркетинга, который придется закрыть через полгода после открытия, поскольку у платежеспособной публики есть более интересные способы потратить свои кровные. То, как вы себя ведете, как работаете и как общаетесь с внешним миром, сильнейшим образом влияет на восприятие вашей компании и ее продажи. Продажи – это все, что делаете вы или ваши сотрудники. Помните об этом и ведите себя подобающим образом.

BrewDog было уже почти три года, когда мы впервые наняли человека, который должен был заботиться о клиентах. Сегодня у нас есть небольшая – и при этом блестящая! – группа продаж, которая поддерживает связь с существующей клиентской базой и следит, чтобы отношения с ключевыми партнерами были максимально выгодными для обеих сторон.

Вы должны сделать нечто необыкновенное, по-настоящему впечатляющее, продукт, о котором можно мечтать. Вместо того чтобы вкладываться в продажи, мы потратили первые годы на создание пива мирового класса, которое нравилось людям в разных уголках земного шара. При этом мы уделяли много внимания формированию культуры компании, закладывая фундамент для роста бизнеса в будущем.

Выбросьте на помойку справочник по сбыту. Традиционные методы продаж умирают медленной, мучительной смертью. Преданность делу, честность и качество продолжают жить.

ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В ПРОДАЖИ, МЫ ПОТРАТИЛИ ПЕРВЫЕ ГОДЫ НА СОЗДАНИЕ ПИВА МИРОВОГО КЛАССА.

Заставьте людей ненавидеть вас

У тебя есть враги? Хорошо. Значит, в своей жизни ты что-то когда-то отстаивал.

Уинстон Черчилль, панк-политик

Заставьте известные компании, конкурентов, случайных людей и, в нашем случае, органы власти ненавидеть вас. Если вам не добиться этого, вы не будете иметь успеха.

Не пытайтесь осчастливить всех и каждого. Наслаждайтесь противоречивыми мнениями – так ведут себя все разрушители стереотипов. Sex Pistols никогда не стремились понравиться всем, не делайте этого и вы. Панк по зубам не каждому. Смиритесь с тем, что, приобретая фанатов, вы будете наживать врагов, и это куда лучше, чем быть безликим и прозябать в безвестности. Фанаты хардкора лучше потребителей посредственных продуктов. Пока вы влюблены в свое дело, пока вами движет всепоглощающая страсть, наплюйте на мнение окружающих. Какая разница, что думают убогие равнодушные обыватели?

Когда BrewDog было около двух лет, на нас обратили внимание СМИ. Люди узнали о статистике наших продаж и отличных темпах роста. Как вы, наверное, догадываетесь, это понравилось не всем. Особенно недовольны были маститые пивовары. Наш стремительный взлет не укладывался в прокрустово ложе их предвзятых представлений.

Отчаянный человек совершает отчаянные поступки, глупец делает глупости. Группа отчаянно глупых шотландских пивоваров состряпала документ, в котором мы были названы мошенниками и лжецами. Они утверждали, что мы попросту выдумали свои показатели роста и продаж. Подливая масла в огонь, Дугал Шарп, глава шотландской пивной компании Innis & Gunn, сделал заявление. Привожу цитату:

«Хорошо известен тот факт, что BrewDog подделывает свои счета. Эта компания стала посмешищем для пивной индустрии. Она просто пускает пыль в глаза».

Я хотел бы выразить признательность лично мистеру Шарпу. Целых два года эта цитата висела на стене у меня в офисе. Я смотрел на нее каждое утро, и она заставляла меня удваивать свои усилия.

Чтобы нажить врагов, вполне достаточно быть успешным, занимаясь любимым делом. Как только ваш небольшой бизнес обнаружит первые приметы процветания, одни начнут поддерживать вас, а другие – ненавидеть всеми фибрами своей души. Ваши победы усиливают у злопыхателей ощущение собственной несостоятельности. Нудная, бесперспективная работа и неспособность рискнуть заставляют этих жалких людишек находить отраду и утешение в ненависти к тому, кто успешен и трудится в свое удовольствие.

На свете немало неудачников, чья единственная цель – говорить про вас гадости. Эта корпоративная свора не желает, чтобы вы добились успеха. Они боятся нового и воспринимают его как угрозу. Неспособные смотреть вперед, они отчаянно цепляются за статус-кво. Это овцы, обреченные уныло пастись на одном месте, марионетки мрачного театра теней, которые стремятся низвести всех до уровня безликой посредственности.

Но это совсем не плохо. Это говорит о том, что вы на верном пути. Недоброжелатели играют важную роль, они служат высокой цели: помогают вам раскрыть свою миссию и правильно подать свой бренд. Когда фанаты бросаются на вашу защиту, это укрепляет узы между вами, помогает установить прочные отношения с людьми, которым вы небезразличны.

И когда вам удастся заполучить Святой Грааль – обнаружить, что одни компании копируют вас, а другие ненавидят, – знайте: вы попали в яблочко.

Любите своих врагов. Без этих болванов вы не создали бы армию любви. Пусть вас согревает мысль о том, что, если бы не ваш триумф, они нашли бы другой объект для своей бессильной злобы.

У вас нет врагов? Тогда вам придется поднажать и стать более изобретательным.

ЧТОБЫ НАЖИТЬ ВРАГОВ, ВПОЛНЕ ДОСТАТОЧНО БЫТЬ УСПЕШНЫМ, ЗАНИМАЯСЬ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ.

Сохраняйте щенячий задор

Помните знаменитую песню «Дженни из многоэтажки»? Позволю себе слегка перефразировать ее слова: «И все же, даже став богатой, она продолжает жить в многоэтажке». Хотя Джей Ло больше не живет в трущобах рядом с дешевой забегаловкой, фраза, которую она обронила, содержит мысль, чрезвычайно важную для предпринимателя. Даже если со временем вы станете Голиафом, рассуждайте как Давид. Уловили, к чему я клоню? Ничего, со временем дойдет.

Впрочем, хотя малое прекрасно, прокормить может лишь великое. Парень по имени Стив Джобс однажды сказал: «Оставайся голодным, оставайся глупым». Компания Apple оставалась голодной и глупой, пока не стала самой большой в мире. Фокус в том, что при этом ей удалось сохранить натуру чудака, аутсайдера, дилетанта. С годами вокруг нее сплотилось сообщество бесконечно преданных фанатов, которые не знают и не желают знать, что такое ПК. «Мысли как малый, будь великим».

Я не выношу крупные компании традиционного толка. Компании, по уши увязшие в тупых корпоративных принципах, компании, где абстракции довлеют над решениями, компании, где всем правят деньги, компании, где господствует процедура, а про людей вспоминают в последнюю очередь. Компании, где работники вынуждены подчиняться идиотским правилам словно безропотные зомби. Бизнес не должен терять главное в погоне за ростом. Но, увы, это почти неизбежно.

Как только вы начнете строить собственный бизнес, какой-нибудь безмозглый болван непременно спросит, какова ваша стратегия выхода из проекта. План выхода – удел слабаков, которые боятся ввязаться в бой. Меня тошнит от одной мысли о том, что, создав нечто шедевральное, мы похерим плоды своих трудов ради шальных денег.

Кроме того, я не воспринимаю то, что мы делаем, как бизнес. Для меня это крестовый поход: наша миссия – дать понять как можно большему числу людей, что такое настоящее пиво. Я с радостью говорю, что взялся за это всерьез и надолго. Пиво – мое любимое детище, и я не хочу, чтобы его усыновили другие люди. Если вы любите свое дитя, зачем от него отказываться? Люди, которые создают бизнес на продажу, не рассчитывают на долгие годы, они просто хотят заработать, и им наплевать, что будет дальше. При таком подходе трудно построить востребованный бизнес и невозможно создать дело, подобное нашему. Потребители уже не позволяют дурачить себя и обдирать как липку, они стали умными и хваткими, и вам не удастся заморочить им голову.

Строя бизнес с дальним прицелом, помните и еще одно. Никогда нельзя расслабляться. Продолжайте учиться и рисковать по мере того, как ваш бизнес растет. Перестраховка – кратчайший путь к провалу. Самая опасная тактика в сегодняшнем ушлом мире, пронизанном тысячами взаимосвязей, – вести осторожную игру.

Не заноситесь, будьте смелым и дерзким и продолжайте азартную игру. Риск придает сил. Воодушевляйте команду своими замыслами. Пугайте их своими идеями, и в первую очередь пугайте самого себя. Пусть риск направляет и оттачивает вашу игру. Как только вы почувствовали себя комфортно, снова рискуйте. Постарайтесь, чтобы очередная авантюра была самой крупной в вашей жизни. А потом повторите все сначала. Мы пугаем людей до полусмерти примерно каждые полгода. Это потрясающее ощущение – вновь и вновь ставить на карту все, что имеешь, во имя своей мечты.

Развиваясь, не забывайте о том, что помогало вам расти изначально. Принимая в команду новых людей, старайтесь не просто сохранить, но и улучшить культуру компании. Держитесь за свое видение и миссию мертвой хваткой. Оставайтесь верным своим принципам, когда компания и команда будут расти. Уделяйте все более пристальное внимание людям и побуждайте всех и каждого к риску. Это поможет вам быть неподражаемым.

БУДЬТЕ ГОТОВЫ К НЕПРИЯТИЮ, К КОЛКИМ ЗАМЕЧАНИЯМ, К БЕЗДЕНЕЖЬЮ И РАБОТЕ ДО СЕДЬМОГО ПОТА.

Не теряй веру, панк

В некоторые вещи нужно поверить, чтобы увидеть их.

Ральф Ходжсон, панк-поэт

Когда наше пиво появилось в продаже, жители Шотландии возненавидели его. Возненавидели всей душой. Им не нравились ни вкус, ни упаковка, ни фирменный стиль. За первые полгода мы не продали почти ничего. Но мы и в ус не дули. Мы говорили людям, что варим пиво для собственного удовольствия, а не для того, чтобы нравиться другим. Мы были законченными эгоистами и делали пиво, которое хотели пить сами.

Мы знали, что, если будем делать то, что считаем правильным, и не пойдем на компромиссы, рано или поздно мы найдем свою аудиторию, а она найдет нас. Если нам суждено потерпеть неудачу, мы потерпим ее, делая то, во что искренне верим. Но мы знали, что добьемся успеха. Мы верили в это. Всегда.

Порой оказывается, что сохранить веру нелегко. Первые полгода мы спали урывками, часто на мешках с солодом на полу пивоварни. Мы оба снова поселились у родителей, чтобы сэкономить деньги. В среднем мы продавали меньше десяти ящиков пива в неделю, тогда как, чтобы выйти в ноль, нужно было продавать семьдесят. Каждый день нам звонили из банка и угрожали штрафами за просрочку платежей по кредитам. Домовладелец пачками слал нам уведомления о выселении, поскольку вырученных денег не хватало даже на аренду. Но даже в эти черные дни мы не допускали и мысли о том, что BrewDog не добьется успеха. Мы верили в это твердо и непреклонно. Трудности лишь закаляли нас и заставляли работать еще усерднее. Только поэтому мы сумели пережить этот жуткий первый год.

Суровая правда состоит в том, что на первых порах вас ждет столько разочарований, утрат и ударов судьбы, что большинство простых смертных просто сдаются и выбрасывают на ринг полотенце. Будьте готовы к неприятию, к колким замечаниям, к безденежью и работе до седьмого пота, когда вы ставите на кон все, что у вас есть, но чувствуете, что потихоньку отползаете назад. Проблемы и неприятности обрушиваются на вас со всех сторон. Будьте готовы к этому: предупрежден – значит вооружен.

Побочные эффекты вашей бизнес-мечты могут быть разрушительными. Именно в этот период нужно не жалеть сил и держаться за свою идею крепче, чем когда-либо. Чтобы пережить это время, вы должны безоглядно верить в себя и свою команду. Смело беритесь за решение любых проблем, продолжая идти к своей цели и не теряя веры в победу.

Соберитесь с силами и приготовьтесь к бою. Грудью встречайте трудности и передряги. Относитесь к ним как к скрытым возможностям. Ищите собственный путь и учитесь на опыте. Нередко достаточно хорошенько обдумать проблему, чтобы найти решение получше.

Верьте и работайте не покладая рук. Легких путей не существует. Это не «Монополия». Вам не обломится 200 фунтов за квадрат «Вперед». В жизни нет магических формул. Нельзя заснуть и проснуться знаменитым – только чтобы встать на ноги, нужно не менее десятка лет. Если вы хотите чего-то добиться, отбросьте иллюзии, для этого вы должны трудиться как вол. Главное – вера, внутренняя дисциплина и упорство на протяжении долгих лет. Ничто не дается без труда.

Да, это будет трудно. Если бы это было легко, любой дурак добился бы успеха в два счета. Это трудно, порой чертовски трудно, но путь, который вам предстоит, того стоит. Вас ждут взлеты и падения, от которых замирает сердце, но таких ярких ощущений вы не испытаете больше нигде.

СУДЯ ПО ЭТОЙ ГЛАВЕ, ИЗ МЕНЯ ВРЯД ЛИ ВЫЙДЕТ ОРАТОР-ВДОХНОВИТЕЛЬ.


ЧТО Ж, НЕ ВЕЛИКА ПОТЕРЯ. ВСЕ РАВНО ВСЕ ОНИ ПРОСТО ПРОДАЖНЫЕ ШАМАНЫ.


ИХ НАДО СЖИГАТЬ НА КОСТРЕ, КАК ВЕДЬМ.