Всякая собственность – кража?
Но вернемся к истории ограбления государства Российского, произошедшего на наших глазах. Завладев общенациональной собственностью, богатые тут же отменили прогрессивную шкалу налогообложения и налог на наследство. После чего срочно начали перепродавать основные промышленные активы страны, отдавая предпочтение иностранцам. Только реализовались они уже не от имени государства и не по приватизационным ценам.
Наконец, имеется и чисто психологическая мотивация бедности. Зачинатели реформ недаром говорили о «шоковой терапии». Находясь в состоянии шока, выжившая часть народонаселения не противилась перемещению госсобственности в карманы бывших комсомольских функционеров. Она бралась за любую работу, догадываясь, что её труд оплачивается едва ли на четверть реального заработка, о чём говорят все официальные данные. Например, сегодня средний российский наемный работник за доллар зарплаты производит 4,5 доллара ВНП, тогда как американский – только 1,4.
Так в предельно сжатые исторические сроки в России был создан рынок чрезвычайно дешёвой рабочей силы.
Подводя итоги вышесказанному, делаем вывод, что сегодня богатство растёт за счёт масштабной недоплаты наёмным работникам, а также за счёт недоплаты налогов государству и других чисто криминальных способов ведения бизнеса.
А ежегодное удвоение капитала наших миллиардеров – это показатель масштаба недоплаты наёмным работникам и налогов государству, незаконного вывода капитала и присвоения сырьевой ренты. Однако никто уже не удивляется, почему по итогам года дивиденды от продажи российской нефти и газа выплачивают не всем гражданам страны, а исключительно работникам газовой корпорации и нефтяных компаний.
Присоединяясь к мнению С.Ю. Глазьева и многих других экономистов, думаем, что борьбу с бедностью надо начинать с повышения минимального уровня оплаты труда, социальной пенсии и величины прожиточного минимума в несколько раз. По нашему мнению, он должен быть равен хотя бы 10 000 руб., поскольку на меньшее прожить просто нереально. И это необходимо установить законодательно. Также необходимо освободить от налогообложения доходы ниже двукратной величины прожиточного минимума на каждого члена семьи и, конечно же, восстановить прогрессивную шкалу налогообложения. Или вообще перенести основную налоговую нагрузку на рентные доходы, как это предлагал покойный академик Д.С. Львов. Перейдя на «белые зарплаты», мы лишим бюрократов значительной части их коррупционной ренты. Отечественная экономика сможет выйти из тени, развязав руки российскому товаропроизводителю.
В противном случае следующим логичным шагом богатых будет заставить людей платить за право жить и дышать. И вопиющие примеры из сферы ЖКХ имеются уже сейчас. Впрочем, проблемы с беспределом в ЖКХ еще только начинаются. Ведь при власти денег даже естественные права человека превращаются в источник незаконного извлечения прибыли. Монетизация заслуг и совести уничтожает социальное государство, порождая коррупцию.
Поэтому решить проблему бедности в России можно, лишь начав изменения в моральной сфере общества. Нужны изменения в сознании, которые привели бы к тому, чтобы реальным принципом формирования социальной и экономической политики стали человеческая жизнь и человеческие права. Разумеется, это долгий процесс, предполагающий воспитание новой элиты.
Прежде всего, необходимо открыто признать, что сложившийся status quo базируется на ряде нравственно недопустимых обстоятельств. Подчеркнём: сегодня нужно говорить именно о нравственной порочности и неправовом характере таких явлений, как присвоение природной ренты, недоплата работникам или государству. Вопрос экономической целесообразности и эффективности, несомненно, важен, но решать его нужно только после установления и социального принятия определённых нравственных аксиом.
Нравственную же атмосферу в обществе изменить невозможно, если оставить без адекватной реакции масштабные нарушения моральных и правовых норм. Гигантские состояния были сформированы так, что их трудно отличить от кражи. Но дело даже не столько в том, чтобы «вернуть деньги». Может быть, куда более важной является задача вернуть доверие людей к самой идее предпринимательства, развеять стойкое убеждение, что «всякая собственность – это кража».