Вы здесь

Бизнес в интернете для творческих людей. Цели и фундамент вашего бизнеса (Александр Гришин, 2014)

Цели и фундамент вашего бизнеса

В первой главе мы обсудим два ключевых понятия для успешного ведения бизнеса в интернете: цели и фундамент.

Давайте сразу перейдем к делу. По своему опыту скажу, что очень часто сайт, если он уже есть, не соответствует целям, которые вы ставите перед собой. Если вы планируете зарабатывать деньги в интернете, то должны привести свой сайт в соответствие со своими целями.

Когда я говорю о целях сайта, то всегда задаю эти вопросы:

– Насколько хорошо сайт работает на вас?

– Насколько хорошо он отражает то, что вы предлагаете купить?

– Насколько хорошо он привлекает и удерживает потенциальных клиентов?


Например, если вы дизайнер, то ваш сайт должен привлекать не других дизайнеров (они не ваши клиенты), а заказчиков, которым нужен дизайн.

Ваша деятельность в интернете не ограничивается сайтом.

Я предлагаю рассматривать всю интернет-активность с трех сторон:

– Основной сайт – это база вашего интернет-бизнеса.

– Контент, который вы создаете и публикуете в блоге (статьи, подкасты, видео, а также ваши рассылки).

– Социальные сети, ваша активность, которую вы ведете в социальных сетях, таких как Facebook, «Вконтакте», Twitter, «Одноклассники», «Живой Журнал» и пр.


Здесь не будет рекомендаций типа «кликните здесь и напишите вот это здесь». Я полагаюсь на то, что у вас уже есть небольшой опыт ведения бизнеса в интернете. Вероятнее всего, у вас есть не один, а несколько сайтов, вы зарегистрировали аккаунты в паре-тройке социальных сетей. Вы публикуете статьи, может быть, записываете подкасты и видео. А может, ограничиваетесь только статьями. Мы будем постоянно возвращаться к перечисленным трем сторонам ведения бизнеса в интернете и доработаем их для того, чтобы они работали на вас максимально эффективно.

Цели

Я хочу объединить цель вашего бизнеса с целью вашего основного сайта. Возможно, это кажется неким упрощением, но все же давайте решим – какое одно простое (!) действие должен выполнить на сайте посетитель, чтобы стать вашим клиентом?

Одним словом, цель вашего сайта заключается в одном действии вашего клиента.

Что должен сделать клиент, посетив ваш сайт? И почему он не выполняет это действие сейчас? Его что-то отвлекает? Или, наоборот – информации для данного действия недостаточно?

Я знаю, что это не просто: у меня самого не все цели проектов укладываются в одно простое действие, но в большинстве случаев я стараюсь свести к минимуму возможные «барьеры», которые мешают моим клиентам.


Примечание: если ваш бизнес – розничные продажи или интернет-магазин, то у вас не получится сформировать одну цель с простым действием. Если вы творческий профессионал, то все написанное ниже относится к вам на 100%.


Итак, вернемся к моим целям, которыми я пообещал поделиться с вами:

– Цель журнала «Редактор» заключается в том, чтобы привлекать посетителей из поисковиков и социальных сетей и превращать их в подписчиков журнала.

– Цель рассылки журнала «Редактор» заключается в том, чтобы обучать подписчиков через бесплатный и платный контент.


Вы тоже сможете упростить цели до подобных простых действий. Поработайте над этим. В помощь приведу еще несколько примеров целей, которые помогут вам сформировать свои.


Если вы:

– Творческий профессионал, то можете превратить посетителей сайта в клиентов вашего бизнеса.

– Владелец розничной торговой точки или кафе, то можете превратить посетителей сайта в посетителей своего магазина или кафе (речь не идет об интернет-магазинах).

– Владелец небольшого семейного отеля, то можете превратить посетителей своего сайта в своих постояльцев при помощи формы бронирования и оплаты на сайте.

– Артист, то вы можете превратить посетителей вашего сайта в покупателей билетов на ваши выступления.

– Автор, то можете превратить посетителей вашего сайта в покупателей ваших книг.

– Консультант, то можете превратить посетителей вашего сайта в заказчиков ваших консалтинговых услуг.

– Занимаетесь благотворительностью, то можете превратить посетителей вашего сайта в спонсоров ваших проектов.

Домашнее задание №1

Прервите чтение на несколько минут или вернитесь к этому месту после прочтения письма. Возьмите бумагу и карандаш. Запишите, какую одну цель должен выполнять ваш сайт?

Не несколько, а одну. Одну простую цель.

Это должна быть цель, которую посетитель должен достичь, попав к вам на сайт. Это цель должна отделять вас на один шаг от личного контакта с посетителем сайта (например, подписка на вашу рассылку, следующее действие – это контакт с вами через рассылку).

Хорошо, теперь у нас есть цель и давайте посмотрим, что может мешать ее достижению.


Помехи на пути к цели

Знать цель важно, не менее важно понимать, что может посетителям помешать достигнуть ее. Как правило, на пути вашего потенциального клиента вы устраиваете следующие преграды:

– Размещаете ссылки на свои аккаунты в социальных сетях.

– Размещаете баннеры со ссылками на различные рейтинги, в которых вас номинировали на какое-то-там-место.

– Размещаете рекламные баннеры других своих проектов или что еще хуже – чужих проектов.

– Размещаете на одном сайте несколько проектов одновременно.

– Используете перегруженное навигационное меню.

– Используете избитую и низкокачественную графику.

– Используете очень яркий непрофессиональный дизайн.


Уберите виджеты соцсетей

Уберите ссылки на социальные сети с главной страницы сайта, со страниц с описанием услуг. Уберите их даже из подвала сайта. Удалите все виджеты.

Зачем? Да затем, что мы все и так «подсели» на социальные сети и как только посетитель увидит знакомые цвета виджета соцсети и лица друзей, то сразу же кликнет на них и уйдет с вашего сайта.

Вы можете оставить ссылки на соцсети только на одной странице – с информацией о себе. Именно на нее посетители заходят узнать о вас и будут не против подружиться с вами, лайкнуть вашу страницу.


Удалите ссылки со всех ваших «пузомерок»

Заняли первое место в конкурсе молодых художников в своем городе? Ваш сайт входит в ТОП-10 сайтов для копирайтеров? Отлично, примите мои поздравления, но уберите все активные ссылки на другие сайты, чтобы не потерять посетителя.

Размещайте только действительно хорошо узнаваемые логотипы компаний-клиентов и СМИ. Не делайте их кликабельными. Не заставляйте посетителя лишний раз думать и отвлекаться. Помните – вам нужно, чтобы он обязательно достиг одной цели. Делайте все, чтобы помочь ему выполнить свою миссию.


Уберите рекламные баннеры

Я не против рекламы, особенно вашей собственной. Но если посетитель зашел на страницу с описанием ваших услуг, а слева или справа в колонке мелькает яркая реклама вашего благотворительного проекта, то шансов, что он кликнет по ней и прервет чтение – много.

Никогда не размещайте на сайте чужую рекламу даже за деньги (если только вы не зарабатываете этим). Вы не просто теряете посетителя, вы теряете деньги, которые вложили для того, чтобы привлечь этого посетителя на сайт.


Один сайт – одна задача

Мне встречались сайты, на который одновременно предлагались книги, услуги консультанта, услуги копирайтера и дизайнера, а также велся блог о вязке редкой породы собак. Это не смешно, а очень и очень грустно, так как посетитель никогда поймет – что именно от него требуется и он уходит.

Если у вас два бизнеса, которые дополняют друг друга, то не надо разделять их на два сайта, но если вы учите детей русскому языку и предлагаете услуги корректора для компаний, то создайте для каждого направления сайты.


Не путайте посетителя

Не важно сколько страниц у вас на сайте, в меню должно быть не больше семи элементов. Наше восприятие не может охватить более семи элементов за раз, поэтому не перегружайте посетителя, тем более он все равно не будет разглядывать все ваше меню, которым вы гордитесь.

Упростите навигацию настолько, насколько возможно. Помните о цели, которую посетитель должен достичь. Ведите его к этой цели при помощи меню.


Используйте качественную графику

Сайт с бесплатной графикой выглядит дешево. Если вы не можете потратить 250—400 рублей на фотографию, то о каких услугах вы рассказываете своим посетителям? Пусть они не обладают художественным вкусом, но они быстро почувствуют «дешевку» и уйдут.

Еще хуже, если фотография, которую вы выбрали для передачи визуальной концепции вашего бизнеса настолько заезжена, что встречается повсеместно: в интернете и в наружной рекламе. Понимаю, от этого никто не застрахован, но всегда покупайте графику, которая несет смысловую нагрузку на вашем сайте. Есть недорогие сайты http://www.dreamstime.com и http://www.123rf.com, которые предлагают сотни тысяч изображений по приемлемой цене.


На этом закончим с целями и перейдем к фундаменту вашего бизнеса.

Что я подразумеваю под словом «фундамент»? Это ваша установка, отношение, ваша позиция, которые определяют вектор развития вашего бизнеса.

Немного сложно? Сейчас все разберем подробнее.

Фундамент вашего бизнеса

Если вы когда-либо интересовались практической психологией (а кто из нас не интересовался?), то знаете, что успех во многом зависит от установок. Я поделюсь с вами своими установками, которые вы можете адаптировать под себя.

1. Моя цель – создание собственного бизнеса (если бы я занимался благотворительностью, то под словом «бизнес» я бы понимал не только деньги, но и привлечение любой спонсорской помощи).

2. Я понимаю, что цель бизнеса состоит в том, чтобы удовлетворять потребности моих клиентов. И я занимаюсь своим бизнесом потому, что мне нравится это делать.

3. Я хочу построить не бизнес по продаже непонятно-чего не-важно-кому, а бизнес, который предполагает создание и выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных отношений с клиентами.

4. Я понимаю, что все это требует от меня времени и усилий. Я буду усердно работать для создания своего бизнеса и перестану искать способы стать миллионером за одну ночь.

5. Я буду создавать только высококачественный контент, оказывать услуги максимального качества и никогда не буду «втюхивать» своим клиентам то, что устарело и то, что им на самом деле не нужно.

6. Я буду изучать свой бизнес со всех сторон, я уделю время построению системы для автоматизации моего бизнеса, изучу все технические моменты, которые требуется для этого знать.

7. Я оставляю за собой право на ошибки.

8. Я даю себе разрешение экспериментировать.

9. Я позволяю себе не быть всезнайкой.

10. Я буду настоящим, таким, какой я есть и я отдаю себе отчет в том, что я – это ценность и все, что я делаю – ценно.


Как вам эти заявления? Вы с ними согласны?

Если нужно, скорректируйте их, перепечатайте или напишите от руки. Прочтите их про себя несколько раз. Как они «укладываются» у вас внутри?

Теперь найдите время, например, во время прогулки после обеда или во время утренней пробежки и произнесите их вслух или даже прокричите их. Не бойтесь выглядеть глупо. Сделайте это, даже если вы не верите во всю эту психологическую чепуху :-)

Домашнее задание №2

Теперь давайте перейдем ко второму домашнему заданию.

1. Проведите ревизию своего основного сайта и отметьте, что нужно изменить, чтобы сайт выполнял свою цель.

2. Пообещайте себе всегда отвечать на комментарии на своем сайте, а также на все запросы по электронной почте, которые вы получаете от своих подписчиков.

3. Пройдите по сайту, поставив себя на место вашего идеального клиента. Вы действительно хотите, чтобы он читал все эти статьи? Что вы хотите, чтобы он сделал и помогите ему это сделать.

4. Составьте план изменений, которые нужно сделать на сайте и привяжите их к конкретной дате. Будьте реалистичны, но и не затягивайте сроки.

5. Выпишите пять тем, которые интересуют ваших потенциальных клиентов. Эти темы станут отправной точкой при написании статей для сайта и для писем рассылки.

6. Выпишите, какие сервисы и технологии вы знаете, а какие вы хотите узнать получше.

7. Выпишите область, которую вы знаете плохо или которую совсем не знаете и в которой ничего не предпринимаете, так как боитесь наделать ошибок. Теперь продумайте какой первый шаг нужно сделать, чтобы начать ее изучать.

8. Если ли что-то такое, что вы хотите сделать в течение чтения книги? Запишите это. Да, когда я пишу «запишите это», то это означает, что вам нужно перестать читать, взять блокнот, карандаш и записать.

9. Запишите, о чем вы еще хотите узнать больше. Это может быть что-то из области технологий, а может из маркетинга, копирайтинга, психологии, управления финансами и пр. Будьте с собой честными и открытыми.

10. И, напоследок, задайте себе вопрос: а насколько реальны вы в интернете? Какие у вас есть страхи в отношении того, чтобы быть – выглядеть – в интернете такими же, какими вы являетесь в жизни? Что случится, если вы начнете быть самим собой в интернете?


Не буду больше вас мучить неудобными вопросами. Но пообещайте мне, что уделите первой главе как минимум два часа в полном одиночестве – это критически важно для того, чтобы лучше понять себя, свои цели и осознавать в какой месте ваш фундамент не такой крепкий, как вам бы хотелось.

Это не просто информация, которую нужно прочесть, с ней нужно поработать.