Вы здесь

Библия хоккейного тренера. Глава 4. Действовать, как профессионал. Майк Шафер (Джо Бертанья, 2016)

Глава 4. Действовать, как профессионал

Майк Шафер

Одной из фраз, которой наиболее часто пользуются тренеры и которая является огромным комплиментом, является следующая: «Он настоящий профессионал, как на площадке, так и вне ее». Но что на самом деле значит данное выражение? Что такое быть профессионалом и действовать как профессионал?

«Быть профессионалом» может иметь различное значение для разных людей. Фактически, определение слова «профессионал» может иметь несколько вариантов, включая человека, который обладает выдающимися навыками, человека, который работает за вознаграждение, или человека, который полностью отдает себя выбранной профессии. Для того, чтобы понять, что должен делать тренер, чтобы считаться профессионалом, необходимо рассмотреть, какими навыками должен обладать хоккейный тренер и какую работу он должен выполнять.

Кодекс этики AHCA

Профессиональные организации, работающие в таких сферах, как образование, медицина, право, устанавливают стандарты поведения для своих сотрудников с целью определения уровня этики, который считается соответствующим для всех членов организации. Благодаря этому все члены подобных организаций работают безупречно и отвечают за собственные действия. Организацией, которая устанавливает подобные стандарты для тренеров студенческих команд по хоккею, является Американская ассоциация хоккейных тренеров (АНСА).

Членство в организации позволяет нам отмечать наиболее существенные вещи. Если человек является членом организации, он должен быть полностью вовлечен в ее работу. Однажды мой начальник сказал: «Ты должен хотя бы раз послужить своей организации так, чтобы она стала работать лучше». Профессионалу необходимо своевременно реагировать на требования организации. Профессионал будет первым, кто откликнется на призыв о помощи. Если каждый член организации руководствуется принципом «сделай так, чтобы после тебя было лучше, чем до тебя», то такая организация развивается и процветает.




AHCA разработала кодекс этики, в котором прописаны обязательства членов данной организации, которым они должны следовать как профессионалы. Данный кодекс включает в себя следующее:

• Ответственность тренера в отношении игры

• Ответственность тренера в отношении учреждения образования и студентов-спортсменов

• Ответственность тренера в отношении должностных лиц

• Ответственность тренера в отношении связей с общественностью.


Мы рассмотрим различные аспекты кодекса этики для тренеров студенческих команд по хоккею, а также влияние данных аспектов на карьерный рост тренера и развитие его навыков и знаний. Члены AHCA должны понимать кодекс этики и работать в соответствии с принципами и постулатами своей организации. Начнем с обязательств в отношении игры.


Ответственность тренера в отношении игры

Все профессионалы хотят быть успешными в своей сфере, будь то коммерческая деятельность или спорт. Однако, в спорте не должен превозноситься девиз «победа любой ценой». Тренеры играют важную роль и несут ответственность за уважение к игре. По моему мнению, здесь основополагающее значение имеет сам вид спорта. Игра в хоккей всегда была уникальным, быстрым и интенсивным видом спорта, в котором мастерство сочетается с физической подготовкой. Катание, умение выполнять броски и передачи, а также хоккейное игровое мышление и чувство игры в комбинации с физической силой отличали хоккей с самого зарождения игры. Быть профессионалом – означает уважать комплекс хоккейных навыков и историю игры.

Мы ведем себя непрофессионально, когда тренируем своих подопечных таким образом, что затрагивается указанный комплекс хоккейных навыков и физический аспект, или пытаемся оказывать влияние на изменение правил. Показательным примером является ситуация, когда тренеры поощряют или принимают как должное «нырки» своих игроков с целью заработать удаление соперника или симуляцию травмы для того, чтобы спровоцировать более серьезное наказание.

С другой стороны, мы используем задержку игрока, не владеющего шайбой, для того, чтобы нивелировать преимущество в мастерстве, или чрезмерно жесткую игру или недисциплинированность игроков для того, чтобы повлиять на ход матча. Самооценка является необходимым процессом, чтобы определить, не является ли наша команда лидером лиги по количеству удалений или не относимся ли мы к тем тренерам, которые жалуются на любой силовой прием против своих подопечных? На любом уровне хоккейных матчей некоторые люди будут делать все, что считают нужным, чтобы победить. Но лишь игра по правилам и уважение ко всем аспектам хоккея дает нам право называться профессионалами, поскольку мы должны действовать в соответствии с данными стандартами.

Что касается игры, то профессионал не всегда определяется следованием правилам, которые закреплены в письменном виде. Несоблюдение неписанных правил или духа игры зачастую приводит к тому, что тренер теряет уважение со стороны своих коллег по тренерскому цеху. Продолжает ли тренер выпускать на лед ведущих исполнителей для игры в большинстве, когда преимущество в счете над оппонентом уже велико? Продолжает ли команда играть дисциплинированно, когда игру уже не спасти? Дает ли тренер указание своим игрокам атаковать соперника сзади, наносить удары коленом или вывести соперника из равновесия? Поощряет ли тренер грязные разговоры, демонстрируя, таким образом, свое неуважение к сопернику?

Во многих лигах разработаны четкие внутренние правила, которые касаются отношения к соперникам и к судьям на домашних аренах. В частности, положения подобных правил могут включать необходимость поддержания чистоты в раздевалках, создания качественной копии видеоматериалов и удовлетворения соответствующих потребностей гостевой команды. Мы несем ответственность за обеспечение первоклассного сервиса для судей, представителей СМИ и болельщиков.

Это лишь несколько примеров ситуаций, когда тренеры имеют возможность соблюдать свои обязательства и демонстрировать уважение к игре. Уровень профессионализма определяется нашими действиями. Если в своем стремлении принести пользу команде тренер ведет себя несоответствующим образом в какой-либо из указанных областей, это означает, что он не действует так, как того требует от него наша организация.


Ответственность тренера в отношении образовательного учреждения и студентов-спортсменов

Большинство членов AHCA закреплены за учреждением образования, на благо которого они работают и цели которого разделяют. Мы являемся не только тренерами, но также и педагогами. Одна из наших обязанностей заключается в том, чтобы наши подопечные отвечали за свои действия в образовательном учреждении как на ледовой площадке, так и за ее пределами. Низкий средний балл аттестата, плохая посещаемость, плохое поведение и несоответствующий процент студентов, оканчивающих образовательное учреждение, отражает работу тренера.

Мы должны придерживаться наших обязательств перед образовательным учреждением, чтобы наши спортсмены получали максимальную пользу от возможностей, предусмотренных образовательным процессом. У тренеров в кармане имеется мотивационный козырь – игровое время. Этот козырь можно использовать, когда спортсмен недостаточно прилежен в учебе. Спортсмены хотят играть, но тех, кто выходит на лед, выбирает тренер. Тренер, использующий данный козырь во благо спортсмена, является ответственным педагогом.

Действуя как профессионал, тренер должен убедиться в том, что игроки следуют правилам структурных подразделений в отношении собраний, совещаний, дедлайнов и т. д. Интересы учреждения образования должны быть превыше всего. У тренера должен быть определенный комплекс стандартных требований, которые должны быть четко и единообразно донесены до игроков и тренерского штаба. Данные стандарты указывают, о каких ситуациях необходимо немедленно докладывать должностным лицам университета как того требует политика факультета. Когда тренеру становится известно о случаях несоответствующего поведения, которое противоречит стандартам команды, от игроков, тренеров, выпускников или доброжелателей, необходимо срочно известить об этом соответствующих должностных лиц образовательного учреждения.

К студентам необходимо относиться как к собственным детям. Мы хотим, чтобы наши дети развивали идеалы и черты характера, которыми можно гордиться. Безопасность и благополучие наших детей и их друзей не должны ставиться под угрозу, и то же самое относится к безопасности и благополучию наших подопечных и их соперников. Когда наши дети ведут себя неправильно, или наши спортсмены демонстрируют неспортивное поведение, мы несем ответственность за то, чтобы подобное не повторялось. Если мы будем относиться к спортсменам также как к своим детям, у нас будет надежная основа, которая позволит нам действовать как профессионалам в отношениях с нашими спортсменами.


Ответственность тренера в отношении должностных лиц

Тренеры должны относиться к арбитрам, а также к представителям СМИ и вспомогательному персоналу с уважением, честностью и учтивостью. Все вышеуказанные лица служат игре, а не тренерам. Арбитр на площадке является залогом ответственности тренеров и игроков за собственные действия для того, чтобы игра шла по правилам. Роль СМИ состоит в освещении всех перипетий игры. Должностные лица, отвечающие за ситуацию за пределами площадки, обеспечивают общую безопасность и должный уровень проведения матча. Тренеры отвечают за уважительное отношение к указанным лицам в любое время.


Ответственность тренера в отношении связей с общественностью

Тренеры должны извлекать выгоду из возможностей, предоставляемых связями с общественностью, чтобы привлечь внимание к собственному образовательному учреждению, образовательному учреждению соперника и к игре как таковой. Тренеры зачастую упускают отличные возможности показать себя как профессионала и сделать сопернику комплимент за отличную игру или похвалить собственных игроков. Когда тренер выигрывает, ему очень просто придерживаться принципов профессионализма, которых от него ожидают окружающие. Но истинный профессионал познается в поражениях.

Личные характеристики профессионалов

Теперь, когда мы определили убеждения AHCA, предлагаю изучить иные аспекты тренерского мира, которые играют важную роль при оценке его работы. Когда речь идет о профессионализме, какие личные характеристики можно выделить?

Профессионал не ожидает, что ему будут платить за почасовую работу. На раннем этапе карьеры мне сказали: никогда не добавлять часов и не рассчитывать почасовую ставку, потому что я буду всегда разочарован. Нам платят за выполненную работу. Очень важно знать суть вашей работы и все ваши обязанности, которые настоящий профессионал должен исполнять.

Профессионал должен уметь доводить дело до конца и работать самостоятельно после того, как ему будет показано, как следует действовать. Как только человек усваивает правильную методику работы, и ему предоставляются все ресурсы для достижения успеха, такой человек может называть себя профессионалом, когда он выдает хороший результат с минимальным контролем. Например, ассистент главного тренера высокого уровня может вести проекты и руководить командой в роли главного тренера без особого контроля со стороны.

Еще одной определяющей характеристикой является то, что профессионал считает себя не боссом, а скорее диспетчером, который является частью команды. В наших отношениях с ассистентами, управляющими ассистентами, тренерами, менеджерами по экипировке команды, группами воспитанников и игроков мы должны рассматривать себя в качестве кормчего, ведущего корабль, а не начальника. В таком случае, к нам будут относиться как к лидеру-профессионалу, а не как к правомочному диктатору.

Как только приняты во внимание все точки зрения и знания, которые может предоставить организация, лидер должен принимать решения о том, кто играет, кого брать в команду, какие изменения необходимо внести в систему, какую экипировку заказывать, кто за что отвечает при выполнении программы и т. д. После принятия указанных решений, лидер берет на себя ответственность за все последующие вопросы и не перекладывает вину за ошибки на других.

Двумя еще более важными аспектами профессионализма являются конфиденциальность и доверие. Ассистент тренера должен уважать разговоры, которые происходят между ним и игроками, но при этом сохранять лояльность главному тренеру. Главный тренер должен поддерживать своего ассистента в отношении подбора игроков и отношений с членами команды. Главный тренер должен уважать конфиденциальность игроков в отношении ряда вопросов, таких как результаты учебы, травмы или употребление алкоголя. Управляющий ассистент должен понимать, что командные вопросы не должны обсуждаться с третьими лицами.

Как правило, конфиденциальность в составе команды и внутри университета никогда не должна нарушаться. Тем не менее, необходимо, чтобы тренерский штаб и команда знали требования положений всех стандартов и правил. Подобный тип коммуникаций должен быть абсолютно понятен каждому игроку и члену тренерского штаба, чтобы они знали, когда у тренера нет иного выбора, кроме как сообщить руководству о проступке.


Моральное и этическое поведение

Если профессионал дает слово, он обязан его сдержать. Таким образом, следует быть очень осторожными с тем, что вы говорите. Моральные принципы в спорте – это сложный вопрос с точки зрения подбора игроков. Например, проблемы появляются, когда студенту обещают позицию в команде, на которой он никогда не будет играть. Когда существует джентльменское соглашение, его условия следует соблюдать. Не нужно давать обещаний, которые не могут быть выполнены как со спортивной, так и с образовательной точек зрения. Тренеры не должны нарушать правила в разговоре с юниорами или просматривая игрока больше, чем позволено. Также, тренерам не следует участвовать в подрыве процесса подбора игроков конкурентами, распространяя слухи или вселяя сомнения в студентов ложной информацией.

Подбор игроков является сферой деятельности, в которой многие ассистенты и главные тренеры сбиваются с пути. Они не понимают, что не только ведут себя непрофессионально, но также ухудшают собственные шансы на повышение. При выполнении программы моральные качества и ценности являются характеристиками, которые или помогут, или будут доставлять тренеру неприятности.


Профессиональный рост

Настоящий профессионал всегда стремиться к совершенствованию. Тренеры постоянно должны давать оценку собственным действиям. Они должны свободно воспринимать критику и уметь принимать предложения в качестве возможности улучшить собственную работу. Главный тренер должен быть откровенен со своими ассистентами и уметь общаться с ними с целью выявления назревающих изменений. Им нужна точка зрения игроков. В таком случае, на основании обратной связи тренеры смогут внести соответствующие коррективы, при условии их соответствия тренерской философии достижения успеха. Тренеры должны посещать мастер-классы, просматривать тренировки других команд, общаться и обмениваться мнениями с другими тренерами для оттачивания и улучшения своих навыков и корректировки программы. Тренеры должны иметь желание читать книги о мотивации, лидерстве и управлении, не забывая, кем они на самом деле являются. Они должны проводить постоянный самоанализ и непрерывно совершенствоваться для того, чтобы быть настоящими профессионалами.

В качестве примера можно рассмотреть медицину. Люди, работающие в данной области должны учиться всю свою карьеру, поскольку разрабатываются новые технологии и лекарства. Мы ожидаем от профессионалов-медиков повышенного уровня моральных обязательств для того, чтобы лечить людей наиболее эффективными методами. Аналогично, хоккейные тренеры должны усердно работать на повышение своих спортивных знаний, лидерства, навыков и способности мотивировать игроков с целью улучшения работы команды, защиты игроков и развития программ.

На протяжении всей карьеры тренеру необходимо активно развиваться в профессиональном плане, углублять знания и совершенствовать навыки. Если вы думаете, что для вас нет необходимости посещать мастер-классы, читать книги или обсуждать с различными людьми их успехи, то вы перестали развиваться как профессионал. Мы должны всегда быть честны по отношению к самим себе, ведь коммуникативные навыки можно улучшить, знания игры можно углубить, а также усовершенствовать навыки управления временем и иные аспекты. Во многих сферах нашей жизни мы можем изменить окружающую нас обстановку к лучшему. Мы должны всегда стремиться к развитию и росту.

При этом, профессионал не должен продвигаться по карьерной лестнице за счет кого-то. Хоккейный мир относительно невелик, и существует множество агрессивных, одержимых тренеров, которые стремятся стать главными тренерами команд, выступающих на студенческом, юниорском или профессиональном уровне. В нестабильном мире тренерской деятельности, где что-то может в любой момент пойти не так, истинные профессионалы придерживаются принципов лояльности к свои коллегам, руководителям и игрокам. Безусловно, иногда тренеры могут иметь собственное мнение касательно разрабатываемой политики и тренировочного процесса. Но следует знать о том, что проявление отсутствия субординации может запятнать вашу карьеру на всю оставшуюся жизнь, поэтому в данном аспекте следует вести себя соответствующим образом.

Иногда мне было забавно слушать некоторых тренеров, которые говорили о своем штабе, игроках или иных вопросах, касающихся их программ. После подобных разговоров я всегда делал зарубку в уме никогда не доверять и не нанимать подобных тренеров. Тренеры, желающие забраться повыше, иногда общаются с членами кафедры физвоспитания и роняют едва уловимые намеки на то, что дела идут не совсем хорошо. Профессионалы должны всегда сохранять лояльность команде при любых разговорах со спортсменами, членами факультета, выпускниками и иными лицами. Если вы не можете постоянно поддерживать 10 0 – процентную лояльность, вам следует избегать подобных разговоров, чтобы не подвергать сомнению ваш статус профессионала.

Многие тренеры становятся жертвами сплетен и слухов. Как-то раз по возвращении из поездки я сказал своему главному тренеру, что, по моему мнению, наша школа привлекает игрока незаконно. Я говорил об этом с несколькими тренерами, и мне казалось, что с этим необходимо было что-то делать. Мой тренер быстро сказал мне, что, если я не хочу пообщаться об этом непосредственно с обсуждаемым человеком, данную тему больше не стоит поднимать. Иными словами, недостаточно одних лишь только слухов. Мне нужно было как-то обосновать собственные подозрения. Повторюсь, человек, который каким-либо образом участвует в распространении сплетен и слухов, не может считаться профессионалом.


Продвижение по карьерной лестнице

Продвижение по карьерной лестнице на тренерской стезе может быть очень сложным процессом, который, однако, себя в полной мере оправдывает. К сожалению, радость одного человека – это обычно печаль другого. Тренерское братство подчас может быть сплоченным, и когда кто-то теряет работу – это очень сложно. Мы, как тренеры, знаем, что наступит момент, когда на наше место придет кто-то другой. Если с вами такого не случалось, вы можете считать себя очень везучим человеком. Профессиональное поведение при продвижении по карьерной лестнице является важнейшим фактором приобретения репутации, которая будет иметь значение в любой ситуации. Характер тренера можно узнать по его поведению в различных игровых ситуациях, при подборе игроков и во время общественных мероприятий.

Репутация строится всю жизнь, но разрушается в один миг, а хоккейная среда является очень ограниченной. Многие ассистенты становятся главными тренерами, главные тренеры переходят на должности спортивных директоров или иные руководящие позиции, но их репутация всегда тянется следом. Следует понимать, что на протяжении карьеры вам придется контактировать со множеством людей. Когда я связываюсь с учреждением образования по вопросам расписания или для получения иной информации, меня всегда удивляет то, что там всегда есть кто-то, кто связан с хоккеем. Если тренер ведет себя, как профессионал, то у него больше шансов продвинуться по карьерной лестнице.

Необходимо разработать собственный план карьерного роста, с учетом комфортной организации своей личной и семейной жизни. Будьте реалистами в отношении того, чем вам хотелось бы заниматься, где бы вам хотелось жить, на кого бы вам хотелось работать, и какие идеи вам хотелось бы поддерживать. Как только вы определите указанные параметры, можно приступать непосредственно к карьере. На карьерном пути никогда не бойтесь направлять письма с просьбой о поддержке в адрес тех людей, которые могут подтвердить ваш профессиональный уровень. Это может очень сильно помочь в дальнейшем поиске работы и будет означать, что вы имеете поддержку уважаемых в профессии людей. Не бойтесь в один момент сесть, пересмотреть и изменить свой план, если меняется ваша личная жизнь.

Будьте готовы к работе с различными людьми. Таким образом, у вас возникнут собственные идеи в отношении организации своей программы при возникновении соответствующей возможности. Наблюдать во время карьеры то, как люди ведут себя в различных ситуациях, связанных с тренировкой команды, управлением скамейкой запасных и подбором игроков – бесценный опыт.

Во время тренерской карьеры у вас должно быть желание проявлять упорство. Для многих это очень сложный путь. Необходимо найти способ наслаждаться прохождением этого пути, зная, что вы должны быть упорными, чтобы достичь своих карьерных целей. Это самая большая причина текучки кадров в тренерской сфере. Как было указано выше, ведя себя как профессионалы, мы должны понимать, что наша система оплаты труда не почасовая. Если мы приходим в профессию с пониманием того, что материальное вознаграждение в течение длительного времени будет малопривлекательным, это помогает нам лучше сохранять упорство в достижении наших карьерных целей.

Как и в других сферах, при продвижении по карьерной лестнице важно обрастать новыми связями. Данный процесс включает в себя общение с коллегами, а также знакомство с главными тренерами. Инвестиция времени в общение с людьми, которые имеют опыт работы в данной области, выведут вас на множество людей, которые могут помочь вам с карьерным продвижением, а также предоставят возможности узнать о новых идеях, упражнениях и навыках, которые могут содействовать в вашем развитии как тренера и как личности. Если вы ведете себя профессионально и искренне, полученные связи дадут вам возможность в полной мере раскрыть ваши таланты.

Конец ознакомительного фрагмента.