Вы здесь

Библия хоккейного тренера. Глава 2. Тренировки и профессиональная этика. Том Анастос (Джо Бертанья, 2016)

Глава 2. Тренировки и профессиональная этика

Том Анастос

Очень часто в новостях или журнальных статьях можно встретить жалобы на недостаток воспитания и спортивной культуры среди спортсменов, выступающих на аренах во время соревнований. Похоже, плохое поведение встречается как в молодежном спорте, так и на более элитном любительском и профессиональном уровне.

Как тренеру и отцу мне доводилось наблюдать примеры недостаточной спортивной культуры и этики. Но в большинстве случаев спортсмены, нарушающие дух здорового соперничества, зачастую получают чрезмерное количество всеобщего внимания на фоне большого количества игроков, которые твердо понимают, что правильно, а что нет, и не позволяют жажде победы дискредитировать собственные взгляды на жизнь.

На самом базовом уровне тренеры являются учителями. Их сфера ответственности выходит за рамки донесения до своих подопечных стратегии, которая станет залогом успеха в определенном виде спорта. Тренеры, в особенности специалисты, работающие в учреждениях образования, отвечают за то, чтобы их игроки усвоили уроки жизни во время занятия выбранным спортом.

Давайте рассмотрим несколько распространенных ситуаций, которые могут произойти в течение хоккейного сезона.

Перед приездом спортсменов

Во время моей работы тренером студенческой команды мое взаимодействие со студентами-спортсменами начиналось задолго до их прибытия в тренировочный лагерь. Процесс подбора игроков превращает тренера в торгового агента, и для многих из нас данная часть работы является наименее приятной. Однако, процесс сглаживается тем фактом, что мы верим в конечный результат, и, если нашей целью является привлечение нужного спортсмена, мы можем быть максимально откровенны и предлагать будущему студенту поступить в наше учебное заведение.

Так будущий игрок получит представление о том, с каким тренером и по какой программе ему предстоит работать.




Мы все слышали истории о тренерах, которые в разговоре с желанным игроком попадали в ловушку определенных обещаний. Возможно, это случается не так часто, как можно подумать, в особенности, если вам не приходится общаться с той частью родителей, которые не хотят слушать и переиначивают слова тренера под себя.

Безусловно, тренеры обещают, что молодой игрок будет не только регулярно выходить на смену, но также будет задействован в спецбригадах при розыгрыше численного большинства и при защите в меньшинстве и, конечно же, станет капитаном команды через несколько лет. И возможно тренер действительно так считает, если игрок приедет в его тренировочный лагерь. Но проблема в том, что ничего из вышеуказанного не может быть известно заранее.

Я хочу быть откровенным с будущими игроками. Если я думаю, что игрок может достичь определенных результатов, я скажу ему об этой возможности. Полная стипендия – это финансовое благо для семьи, но она не гарантирует ни одной минуты игрового времени. Игроки, не получающие стипендии, имеют одинаковые шансы с теми, кому она полагается. Когда мы приглашаем спортсмена, мы говорим ему, что он окажет серьезное влияние на нашу команду. Я не скажу ему, что вижу в нем игрока спецбригады численного большинства, но также не скажу ничего, что исключало бы вероятность обратного.

Я скажу игроку о том, кем я вижу его в своем ростере как в первый год, так и через несколько лет. О таких вещах мы всегда говорим спортсменам предельно откровенно. Зачастую, я возвращаюсь к данному разговору с игроком по истечении нескольких лет его игры за нашу команду.

Я спрошу у игроков, выполнили ли мы все данные обещания, чтобы убедиться, что я на верном пути к цели. Лучше я потеряю перспективного игрока, сказав ему правду, чем буду стараться обойти вопросы, с которыми в любом случае придется столкнуться в будущем.

Еще одним искушением в процессе подбора игроков, которое иногда может запятнать репутацию тренера, являются негативные отзывы о конкурирующих школах. Мы не говорим о программах других школ. Это отражает личную философию, которую я исповедовал на протяжении многих лет в других моих бизнес-инициативах. Мы могли ссылаться на определенное учебное заведение или лигу, но даже в этом случае мы не придавали словам негативного оттенка. Нужно, чтобы будущий игрок услышал обо всех возможностях, которые ему будут предложены в нашем тренировочном лагере. И дело даже не в том, что такой подход более правильный, а в том, что для многих людей критические высказывания тренера о конкурентах – табу. Принцип концентрации на собственной работе придет позднее в ином контексте.

В современной среде перспективные студенты-спортсмены принимают решения на ранних стадиях обучения, а устные договоренности являются животрепещущим вопросом. Например, 14–15 – летний спортсмен и его семья достигают договоренности с учебным учреждением, которая ни к чему не обязывает до того момента, пока студент не подпишет официальное письмо о намерениях. Существует множество историй о тренерах из иных учебных учреждений, которые связывались с такими студентами и даже заставляли их изменить решение. Семьи, а иногда и школы, начинают колебаться, и ситуация может зайти в тупик.

Когда люди придерживаются письменных норм и соблюдают как букву, так и дух правил, проблем практически нет. Когда взаимоотношения основываются на джентльменских договоренностях, которые достигаются вне рамок правил, вероятность нарушения установленного порядка повышается.

Мы все знакомы с правилами (или, во всяком случае, должны их знать), работающими в подобных ситуациях. Мы также знаем, какое отношения к самим себе нам бы хотелось ожидать. Все очень просто – необходимо лишь знать правила, следовать им, быть честными и открытыми с людьми.

Уважение к правилам и арбитрам

Еще одной сферой, в которой проверяется сплоченность тренеров, игроков и болельщиков, является отношение к правилам игры и к людям, которые их воплощают в жизнь. Как тренер, я должен убедиться, что игроки знают правила и последствия их нарушения. На уровне колледжа или университета применяются правила поведения на льду и вне игровой площадки, разработанные NCAA, правила конференций и внутренние правила команды. Соблюдение правил – это приоритет, который должен быть установлен на раннем этапе.

Еще одной областью, культура в которой слегка отклонилась от нормы, является уважение к арбитрам. То, как мы обращаемся к арбитрам, как реагируем на определенные обстоятельства – это вещи, которые необходимо предусматривать и которым нужно обучать в рамках командной культуры.

На льду возникают ситуации, когда арбитры совершают вопиющие ошибки. Моя реакция на подобные ситуации несомненно окажет влияние на моих подопечных. Поработав в качестве комиссионера конференции, я могу понять обе стороны в таких случаях. Безусловно, подобные ситуации приводят в смятение. Я знаю, что игроки последуют моей реакции. Поэтому хочу подать пример того, как всем нам следует вести себя, когда наша команда явным образом страдает от неправильного удаления или неверной трактовки правил.

Я стараюсь подчеркивать, что мы как команда должны обращать внимание на неверно трактуемые нарушения и удаления. Мы несем ответственность за то, как развивается ситуация и должны концентрироваться на своей команде и тех вещах, которые нам подконтрольны. Воспитанный человек поймет, когда он явился жертвой возможного нарушения. Чтобы хорошо выглядеть в подобной ситуации, нет необходимости устраивать шоу.

В то же время необходимо поддерживать баланс. Игроки хотят быть уверены, что тренер вступится за них. Можно выразить поддержку игрокам в приватной атмосфере, когда с командой обошлись несправедливо. Однако публичные конфронтации с арбитром во время игры перед лицом всей команды или, как иногда случается, на пресс-конференции после матча, не несут в себе ничего хорошего.

Бывший главный тренер команды университета Вермонта Майк Гиллиган заслужил уважение коллег по цеху, когда во время полуфинальных игр Frozen Four NCAA его быстрая команда стала жертвой плохого состояния льда, который был подтаявшим из-за поломки трубы системы охлаждения, и шайбы, пропущенной в овертайме, которая была заброшена вследствие паса рукой, оставшегося незамеченным арбитрами. Когда Гиллигана спросили о состоянии льда, он сказал, что обе команды играли в равных условиях, не искал оправданий, похвалил победившую команду и при этом ни слова не сказал о факторах, которые привели к победной шайбе.

Мне доводилось сталкиваться с плохим состоянием льда, когда я был комиссионером, и наша конференция принимала игры Frozen Four на арене Детройт Форд Филд, а также, когда наша команда играла в гостях на Комерика Парк. В обоих случаях состояние льда оставляло желать лучшего. В результате, все тренеры приняли состояние площадки таким, каким оно было, и не использовали данный фактор в качестве оправданий.

Когда на вопросы приходится отвечать игрокам, я говорю им, что я не жду от них лжи или выдуманных историй. Они могут сказать правду о состоянии площадки, но в то же время всегда должны признавать основной постулат, касающийся равенства условий для всех участников, и не искать дешевых оправданий.

Мне доводилось сталкиваться с еще одним аспектом отношений между участниками и арбитрами, когда арбитры подходили ко мне после игры и признавали свою ошибку, пересмотрев запись. Аналогичным образом я неоднократно ходил в раздевалку в перерывах между периодами, просматривал видеоповтор и понимал, что я неверно трактовал некоторые увиденные во время игры моменты. В таких случаях я считал обязательным для себя подойти к арбитрам до начала следующего периода и признать собственную неправоту.

Мы все хотим, чтобы окружающие нас люди вели себя подобным образом и несли ответственность за свои поступки, не правда ли? Именно поэтому тренеры должны правильно использовать подобные педагогические моменты в своем ремесле.

Правильные поступки

Как-то раз мы играли дома против нашего заклятого соперника. Мы демонстрировали достаточно посредственный хоккей, но по-прежнему оставались в игре незадолго до окончания третьего периода. На падающем флажке соперник сумел забросить нам шайбу, играя в меньшинстве. Вскоре после этого один из старших игроков моей команды встал на вбрасывание на синей линии нашей зоны атаки и внезапно атаковал игрока соперника. С его стороны это выглядело смешным проявлением отсутствия характера, которое возникло из ниоткуда. Очевидно, игрок потерял самообладание.

Арбитры наказали игрока малым штрафом и оставили его в игре. Когда арбитр подъехал к нашей скамейке, я сказал ему: «Я убираю этого игрока с площадки. Трактуйте момент как вам будет угодно, но для него игра завершена». Все выглядит просто, когда арбитр принимает на себя вашу ответственность за соблюдение вашими подопечными правил. Но что, если возникает ситуация, когда арбитр не замечает нарушения правил, а тренер видит всё?

Мы все сталкивались с ситуациями, когда игрок оставался безнаказанным за поведение, идущее вразрез с командными ценностями. Существует множество проявлений подобного поведения. Это может быть атака игрока, не владеющего шайбой во время вбрасывания, что дает вашей команде преимущество. Подобные действия могут трактоваться как искусство выигрывать. Но как быть с игроком, который симулирует и зарабатывает этим удаление у команды соперника? Когда искусство выигрывать переходит грань и превращается в обман? Как насчет удара клюшкой исподтишка? В данном случае речь идет о грязной и опасной игре. А что если из третьих уст вам доносят информацию, что ваш игрок позволял себе расистские выходки?

Спортивная этика не может быть частичной. Она либо присутствует постоянно, либо ее нет. В соответствии с нашими культурными ценностями мы должны честно смотреть на вещи и принимать на себя ответственность. В то же время, необходимо уметь выбрать правильное наказание за нарушение правил.

У нас был один первокурсник, который совершил проступок, оставшийся вне поля зрения арбитров. Когда он сменился, я подошел к нему и сказал: «Если ты собираешься и дальше так играть, то будешь сидеть на трибунах. Ты должен играть жестко, но наша команда не действует грязно и не мстит сопернику. Подобные действия недопустимы». В оставшееся время игры он практически не выходил на лед, и он знал почему. Я не снял его с игры немедленно, но, если бы он продолжил вести себя несоответствующим образом, я был готов принять более жесткие меры. Я бы не стал использовать такого игрока в конце игры, когда он не может контролировать собственные эмоции. Суровость наказания повышалась бы по мере снижения дисциплины игрока.

Схожие меры применялись к симулянтам. Им говорилось, что в нашей команде так не играют, и что подобными поступками хоккеист позорит себя и команду.

Что касается опасной игры или расистских выходок, здесь не может быть никаких поблажек. В любой ситуации применяется индивидуальный подход, но только не в этом случае, вне зависимости от того, когда игрок позволяет себе подобное: во время очередного матча, турнира или обычной тренировки. Некоторые вещи являются неправильными по своей сути и просто не должны происходить. Сложнее всего принять решение непосредственно во время игры, когда совершается поступок, если на кону стоит результат.

Заключение

В современной культуре наивысшей целью является победа. В некоторых обстоятельствах для некоторых участников лишь победа в чемпионате считается успехом. В мире студенческого спорта наши действия на льду соответствуют целям, которые преследуются при обучении студента в целом. Мы учим наших студентов ценностям, которые являются неотъемлемой частью подготовки, работы в команде и соревнований. Но если мы поставим победы и трофеи выше спортивного поведения и этики, то, несмотря на победу, мы окажемся на стороне проигравших.

Конечно, родители и, возможно, предыдущие тренера уже научили студентов, приезжающих в тренировочный лагерь, отличать хорошее от плохого, но наша работа состоит в том, чтобы донести до них наши ожидания и элементы командной культуры. Уважение к правилам должно формироваться на самой ранней стадии обучения, и необходимо четко определять суть правил и последствия за их нарушение. В случае несоответствующего поведения тренер должен действовать решительно и последовательно.

Даже в таких моментах тренер и номинальный руководитель должны быть примером для своих подопечных не в демонстрационных целях, а потому что это правильно и соответствует принципам предлагаемой студентам программы. Если следовать данному подходу с самого начала и регулярно, то он станет нормой учебной программы, и все студенты усвоят принципы правильного поведения.