Эпилог
Все мы, люди, мечтаем, надеемся, ждем и верим, что рано или поздно с нами произойдет что-то самое главное, самое важное, самое великое. Для чего же мы тогда пришли в этом мир, если не для того, чтобы с нами случилось нечто из ряда вон выходящее, чтобы с нами произошло самое великое чудо в мире?
Я искал ответ везде: в жизни, религиях, творчестве, работе, книгах, учениях.
Я искал ответ в просветлениях, самосовершенствовании, молитве, уединении.
Я искал ответ в Библии.
Я нашел ответ в любви – любви, которая, оказывается, как тень, всегда шествовала за мною по пыльным дорогам жизни. Только я не видел ее, ибо всегда смотрел вдаль, за моря и океаны, за горы и пустыни, за облака и небеса, за пределы видимого и невидимого. А любовь, выходит, всегда шла за мною по пятам, покорно и смиренно ожидая, когда же я дойду до нее, когда наконец остановлюсь, обернусь и увижу ее – мою неизменную спутницу.
Следовало прожить жизнь, чтобы перевести взгляд от заоблачных, небесных далей к земной жизни, понять, что любовь божественная – лишь предшественница любви земной.
Следовало прожить жизнь, чтобы понять, что нужно в подлинном смысле не опуститься, а взойти от любви божественной до любви земной поскольку любовь земная есть продолжение любви божественной.
Следовало прожить жизнь, чтобы остановиться, обернуться и встретиться с любовью здесь, на земле.
И у нее оказалось много лиц, столько же, сколько мы встречаем на своем пути людей. Каждый человек дается нам как проявление любви, как дар любви Всевышнего. Человек никогда не остается без любви, он только может переходить от одной встречи с любовью к другой, и нет никакого промежутка, паузы, будто нас нежно передают, как младенцев, из одних рук в другие.
Человек не может видеть Бога, но Он есть. Он проявляет Себя в людях, которые нас окружают, которые дарят нам свои любовь, заботу, нежность.
Все, что мы видим, – это любовь. Она здесь, всегда рядом с нами – стоит только остановиться и обернуться, чтобы увидеть ее лики, которым нет числа.
Она и в мерцании звезд.
Она и в смехе ребенка.
Она и в разноцветье весенних трав.
Она и в этом холодном, пронизывающем насквозь ветре.
Она и в улыбке, застывшей на лице умершего.
Она и в старухе, отчаянно пытающейся перейти оживленную дорогу.
Она и в глазах бездомной собаки, бегущей за тобой в надежде получить от тебя кусок пищи.
Она даже и в лице того, кого мы готовы уничтожить за нанесенные нам боль и обиду.
Суть Библии заключена всего лишь в двух изречениях Христа:
«И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:
Сия есть первая и наибольшая заповедь;
Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
(Мф. 22:36–40)
Суть Библии любви, которую мне следовало познать на своем Пути, также заключена в двух изречениях:
«Бог любит каждого человека;
И проявляет Свою любовь через людей, которых мы встречаем, через красоту и великолепие природы, которая нас окружает».
Бог есть любовь, и человек, созданный по образу и подобию Божьему, – тоже есть любовь. И если человек не становится любовью, то он уже как бы не человек, созданный Богом, а нечто другое.
И потому в душе каждого человека живет желание стать тем, кто он есть на самом деле.
И оттого в сердце каждого человека пульсирует жажда любви, потаенная мечта о тотальной, великолепной жизни, в которой рассыпаются стены, разрываются цепи, спадают путы, исчезают законы, ограничения, обязанности и остается только то, что есть человек в своей первозданности, – любовь.
Человек и приходит в этот мир, чтобы познать, что все вокруг него и, конечно, он сам есть только любовь – и ничего более.