Ребенок и Бог
Одно из веяний нашего времени – многие родители начали задумываться о религиозном воспитании своих детей. Что само по себе, разумеется, неплохо. Но нужно ли говорить о Боге совсем маленьким детям? Стоит ли водить их в церковь? Что это такое вообще – «религиозное воспитание»?
Света родилась в православной семье. Причем, если ее папа редко говорит о религиозных вопросах, то мама постоянно упоминает о Боге, каждое воскресенье ходит в церковь. Света, сколько себя помнит, тоже половину воскресенья проводит в церкви, если только не больна. Она всегда носила только длинные юбки: никаких брюк или коротких юбочек (которые, как известно, есть дьявольский соблазн). Дома Света имеет целый иконостас в миниатюре. Несмотря на юный возраст, девочка прекрасно владеет христианской терминологией и фразеологией. Такие словечки, как: «добро», «зло», «вера», «Христос» и т. п. – от нее можно было услышать еще в пятилетнем возрасте.
Когда Света подросла (а сейчас ей уже 14 лет), она стала писать стихи – и очень необычные, напоминающие христианские гимны. В этих стихах нет конкретных, зримых образов, но масса абстракций – как то: «Но вера нас греет, хранит и спасает! И вечностью веет, тебя согревает!»
Света действительно очень любит ходить в церковь. Все эти слова – и чувства – у нее совершенно искренние.
Но когда ей говорят, что стихи – не проповедь, и советуют попробовать писать, например, о природе, Света отвечает: «Мне сначала надо почитать учебник ботаники, чтобы писать о природе». Действительно, к природе она глубоко равнодушна. Так же равнодушна она и к людям.
Обычно о людях она говорит с надменно-высокомерным презрением: в ее представлении люди, в массе своей, – это жалкие, грешные существа, вроде червяков. «Прах земной», одним словом. Саму же себя она считает кем-то вроде небожительницы.
Эта девочка абсолютно непроницаема для любой – отличающейся от ее собственной – точки зрения. Она настолько убеждена в том, что она «во свете» – а все, кто на нее не похож, – «во тьме», что просто не считает нужным даже попытаться понять, чем живут другие люди. Людей она презирает. Зато очень любит Бога.
Со Светой очень сложно общаться, так как она не слушает собеседника, перебивает, а если ей делают замечание, возражает: «А иначе я забуду, что хотела сказать!» Такой аргумент кажется ей убедительным, так как неважно, что говорят другие (они же грешники!), а важно, что говорит она сама (чистое светлое существо, близкое к Богу).
Когда Света попыталась записаться в литературное объединение, ее сначала приняли, но очень скоро предпочли избавиться от нее. Она на встречах с другими юными поэтами кушала и не реагировала на замечания, всех перебивала; не слушала стихи других авторов, а если ее просили высказаться, отвечала презрительно или односложно. Ни с кем не здоровалась и не общалась.
Света умная и способная девочка. Однако ее высокомерие отталкивает от нее многих.
Я люблю давать людям прозвища: Свету я прозвал «Света в темном царстве». Ей это даже понравилось: у нее нет чувства юмора. На самом деле это очень злая ирония, конечно.
Почему Света стала такой? Потому что ее с детства перекормили «религиозным воспитанием». Фактически в представлении мамы Светы все воспитание сводится именно к «религиозному воспитанию». Которое понимается очень просто: церковь, Библия, постоянные разговоры о Боге и пр. Внешнее соблюдение обрядов (креститься, носить платок и т.п.). При этом мама внушила дочке, что, если все соблюдать, то благодаря этому становишься чистым, возвышенным существом. А кто не соблюдает – те грешники.
Понятно, мама не говорила Свете, что надо презирать людей. Девочка догадалась сама. И это, согласитесь, вполне логично.
У Васи родители – тоже люди религиозные. Однако мальчик не знал об этом до шести лет. До этого возраста он ни разу не был в церкви, и не знал, что мама там бывает.
Зато к 5—6 годам он полюбил природу. Обычно взрослые детей «выгуливают» – как собачек. Надо же малышу подышать воздухом! А Васина мама не выполняла тяжкую повинность: она любовалась небом. Вася и его мама живут на Севере. Небо там низкое и часто величественное и красивое. Мальчик привык, что мама смотрит на облака, показывает ему, какие они красивые. Полюбил озеро, плеск воды, мягкую травку.
Может быть, Вам кажется, что я отвлекся от темы? Взялся писать о религиозном воспитании – вот и пиши? А я о нем и пишу.
Природа – и животные, и люди – это МИР БОЖИЙ. Это все создано Богом. Иисус, кстати, говорил, что Бог так же любит мир, как мы бы любили дом, который построили своими руками, или виноградник, который сами насадили. А людей Бог любит так же, как мы – своих детей.
Так что прививать любовь к природе – это самое настоящее религиозное воспитание.
Говорить же о Боге с маленькими детьми надо с осторожностью. Дело в том, что Бог – это величайшая предельная абстракция. Это Дух в чистом виде. Понять, что это такое, очень сложно и взрослым. А малыши мыслят конкретно. Как они будут представлять себе Бога?
Между тем, в Книге Псалмов сказано: «От Духа Его великолепие Неба». То есть небо – это как бы лицо Бога. Но мало кто учит ребенка смотреть на небо, замечать, какое оно.
Любовь к людям и к животным – также религиозное воспитание. Вася с двух лет по-настоящему заботится о… собственных родителях! Он никогда не шумит, когда папа или мама отдыхают или плохо себя чувствуют. Всегда старается услужить: что-то принести, помочь. Жалеет маму, если она устала, гладит ее.
Но СЛОВА «БОГ» он пока не знает. Он ЖИВЕТ ПО-БОЖЬИ. То есть – по-человечески. Потому что ведь человек создан по образу и подобию Божьему. Так что любить Бога – это значит любить людей. И иначе Бога никак нельзя любить. Как полюбить непосредственно самого Бога? Как это возможно?
Еще одна характерная черта подлинного религиозного воспитания – самостоятельность и ответственность за свои поступки. Именно внутренней свободой человек больше всего похож на Бога. Внутренняя свобода возникает тогда, когда я сам решаю, что мне делать, и отвечаю за последствия своих решений.
Вася уже с 2—3 лет знал: мама многое спрашивает у него, советуется с ним – но раз он сам решил, то нечего хныкать: сам виноват. Решил есть гречневую кашу, а не овсянку – ешь и не ной. И Вася не ноет: он же сам «заказал» именно такую кашу.
И это тоже религиозное воспитание.
Безусловно, требование неукоснительного соблюдения нравственных норм (нельзя совершать злые и жестокие поступки, обманывать ради своей выгоды и пр.) – это тоже религиозное воспитание.
Подменять суть, содержание религиозного воспитания его СЛОВЕСНОЙ ФОРМОЙ – очень опасно. Опасно – именно в воспитательном смысле. Если вы не хотите воспитать лицемера, гордеца, презирающего людей, – этого делать нельзя.
С ребенком до 7—8 лет лучше вообще не говорить о Боге, – хотя читать Библию, что-то рассказывать из нее – можно. В Библии немало интересных историй. Малыш их не воспримет как «Священное писание» – а просто как интересные истории. Вот и хорошо.
Не стоит читать проповеди малышу: он их не поймет. Учите его быть Человеком с большой буквы, а не кичиться своей принадлежностью к «правильной вере».
Водить в церковь малыша можно, но ненадолго. Эти посещения не должны восприниматься как добродетельное поведение. Если мама – подлинно религиозный человек, она испытывает в церкви какие-то особые переживания, и малыш это и так почувствует.
Религиозные обряды не вредят сами по себе. Но если обрядность подменяет подлинную религиозность (то есть любовь к людям и к миру, готовность вести себя самостоятельно и отвечать за себя), то тогда она вредит.
Постоянные разговоры о Боге тоже сами по себе не вредят: они только непонятны малышам. Но если словами подменяются подлинные чувства, дела, поступки – то слова приносят вред. Лучше, если отношения с Богом будут восприниматься как что-то интимное, о чем если и говорят, то очень-очень редко и только в особой обстановке. «Бог навынос» в воспитательном смысле малополезен. Полезен тот Бог, который глубоко в душе.
В то же время ребенок уже с 4—5 лет может понять, что существует Кто-то Высший, кто создал нашу Землю и всех нас, – какое-то таинственное существо. Совсем не нужно это от малышей скрывать. Но и проповедовать им, обращая в свою веру, тоже не стоит. Пусть они придут к ней сами.
Если же родители считают себя атеистами, то их задача не становится принципиально иной.
Я знавал одного коммуниста с 45-летним стажем, который всю жизнь вел себя исключительно нравственно, мужественно, был добрым, смелым, очень хорошим человеком. Он с юных лет хотел стать «Настоящим Коммунистом». И стал. И дети его – прекрасные высоконравственные люди.
Бога вряд ли интересует, что мы думаем о нем, верим ли в него. Вас ведь не интересовало бы, верит ли в вас посаженное вами растение, – если бы оно могло думать. Вас, наверное, интересовало бы, как оно растет, не болеет ли, все ли с ним в порядке.
Вот и Бога, наверное, заботит, какие мы, – а не те слова, которые мы говорим; не то, признаем ли мы его существование. Он-то ведь в своем существовании не сомневается.
Так что воспитать хорошего человека – это и значит воспитать религиозного человека.
Итак.
Если вы хотите дать своему ребенку религиозное воспитание,
учите его любить природу, животных и людей, потому что это и есть Божье Творение;
учите малыша соблюдать нравственные нормы, уважать других людей, считаться с их чувствами, потребностями, мнениями, быть внимательным к людям;
не пичкайте кроху абстрактными понятиями: рассказывайте ему о религии с помощью увлекательных историй (например, из Библии), не стремясь к тому, чтобы он сразу все понял: важно, чтобы ему было интересно, и он ощутил, что для вас это что-то важное;
если вы хотите, чтобы малыш соблюдал обряды, пусть он их соблюдает: для ребенка естественно жить одной жизнью с родителями, – но не внушайте малышу, что соблюдение обрядов делает человека нравственным и добродетельным;
не противопоставляйте верующих и неверующих; не говорите ребенку, что верить хорошо, а не верить – плохо: старайтесь оценивать людей только по их поступкам, а не по тому, «правильных» или «неправильных» убеждений они придерживаются;
не говорите малышу о Боге очень часто, чтобы он не подумал, что разговоры о Боге – это и есть «религиозность»: пусть Ваши отношения с Богом будут чем-то интимным, таинственным и притягательным – а не поверхностным, повседневным и надоевшим, – потому что именно скрытое и таинственное больше всего привлекает детей.