Вы здесь

Библия для всех. Курс 30 уроков. Том I. Ветхий Завет. Урок 1. Книга Бытия (Быт 1-11): праистория человечества (В. А. Андросова, 2016)

Урок 1. Книга Бытия (Быт 1-11): праистория человечества

«В начале сотворил Бог небо и землю…» – это первые слова Библии. Первая книга Пятикнижия Моисеева – Бытие – называется так, поскольку в ней дается описание возникновения и становления мироздания (ср. «вот происхождение неба и земли», Быт 2:4), и изображаются отдельные яркие картины истории первого человечества. Согласно традиционной версии, это откровение о первоначалах мира было передано Богом пророку Моисею. Общемировой праистории посвящены главы Быт 1-11. В главах Быт 12-50 содержится вторая часть книги, где описывается, как Бог открывает Себя одному человеку – Аврааму – и его потомкам, и заключает с ними союз-завет.

Библейский рассказ о сотворении мира (Быт 1-2)

Шесть дней творения

Начало творения мира

«В начале сотворил Бог небо и землю»[31] – каждое слово этой фразы имеет важные смысловые особенности. Под «небом» и «землей» толкователи обычно понимают обобщенные категории – «дух» и «материю», или же связывают «небо» с ангельским миром[32]. Упомянутое «начало» (евр. «береши́т») указывает не просто на последовательность во времени, но, скорее, дает понять, что само время также было сотворено Богом, пребывающим в вечности[33]. В значении «сотворил»[34] в еврейском тексте используется глагол «барá», который в Библии никогда не употребляется по отношению к человеческим действиям[35]. Комментаторы заключают, что это слово соотносится только с действием Бога и в Быт 1 означает создание всецело нового, подобного чему еще не существовало. Эта мысль еще более определенно выражена в одной из поздних ветхозаветных книг: «Все сотворил Бог из ничего» (2 Мак 7:28). Слова «из ничего» подчеркивают, что Бог совершенно отличен от творимого Им мира, Он несоизмеримо выше всего сотворенного. В еврейском оригинале слово «Бог» употреблено во множественном числе (Элохи мотед. ч. Элоáх)[36], но сказуемое при этом везде стоит в единственном числе. Очевидно, что никакого многобожия здесь не предполагается. Возможно, множественное число подчеркивает безграничность бытия Бога (ср. «небо» и «небеса») или употребляется как «множественное возвеличивания», подобное вежливой форме обращения в современном языке[37].

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною[38], и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2; евр. «руах Элохим»[39]). По мнению толкователей, «земля» и «вода» употреблены здесь как синонимы – так изображается первоматерия, не имеющая формы и структуры, абсолютно темная и совершенно однородная. Употребленный глагол «носился» можно также перевести «согревал движением» – он передает мысль о бережном творческом воздействии Духа Божия (ср. Втор 32:11: «как орел… носится над птенцами своими»)[40].

Первый и второй дни творения

И затем, по воле Бога, первоматерия освещается – «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Именно свет Бог сотворил первым – свет всегда ассоциируется с добром и благом, свет есть необходимое условие для жизни всех существ. Откровение Библии, что Бог создает все Своим словом, имеет глубочайший смысл[41]. Слово Бога обладает неисчерпаемой творческой силой, творение «единым словом» показывает всемогущество Творца[42]. Согласно новозаветному откровению, Иисус Христос есть Слово Бога (Ин 1:1).

«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Показательно, что в библейском рассказе нет речи о том, что Бог сотворил тьму[43] – далее в книге Бытия будет рассказано о проникновении в мир зла, но уже теперь читатели могут понять, что источником зла и тьмы является не Бог. Творение Божие будет становиться все прекраснее и прекраснее: каждый этап создания мира завершается словами «И увидел Бог, что это хорошо». Эта фраза выражает одобрение и радость Бога, с любовью смотрящего на новое созданное Им бытие.

Всему сотворенному Бог дает имя («и назвал Бог свет днем, а тьму ночью») – это действие запечатлевает возникновение новой реальности и одновременно показывает власть Бога-Творца. «И был вечер, и было утро: день первый»[44]. Слово «день» (евр. «йом») может означать как обычные сутки, так и некий продолжительный период времени. Важно, что солнце и луна, движение которых отмечает земные сутки, еще не были сотворены (Быт 1:14). Как говорит библейский автор, «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет 3:8; ср. Пс 89:5)[45]. Слово «день» обозначает этап творения.

Процесс творения развивается – бесформенное вещество начинает приобретать очертания и упорядоченность. Во второй день творения произошло разграничение первоматерии – Бог разделил единую водную бездну на верхние и нижние воды и поместил между ними «твердь» – видимое небо[46].

Третий и четвертый дни творения

В третий день Бог собрал водные массы в определенные для них места и появилась суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями». В этот день создаваемый мир начал наполняться разнообразием – «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое» (Быт 1:11). И действительно, земля уже самостоятельно произрастила растения; она восприняла творческую силу от Духа Божия и стала способна воспроизводить растительную жизнь.

В четвертый день Бог сотворил светила – показательно, что в тексте отсутствуют слова «солнце» и «луна», вместо этого сказано «светило большее» и «светило меньшее». В древности все небесные тела считались божествами. Библейское же откровение подчеркивает, что светила являются творениями истинного Бога, Который установил для них четкое назначение: они посылают свет на землю, разделяют время на день и ночь, а также служат для «знамений».

Пятый и шестой дни творения

В пятый день Бог сказал: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею» (Быт 1:20). «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их…» – здесь во второй раз употреблен глагол «бара»: Бог впервые сотворил животных, и это явилось качественно новым уровнем творения. Подчеркивается, что всем живым существам Бог дал способность к воспроизводству, по своему роду, и многочисленность всего живого угодна Богу: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях…» (Быт 1:22).

В шестой день Бог дал повеление земле, и она произвела земных животных – теперь и небо, и земля, и вода наполнились живыми существами. После этого произошло нечто исключительное – в процессе творения наступила некая значимая пауза, когда Бог сказал Самому Себе: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему[47], и да владычествуют они над рыбами морскими… и над всею землею» (Быт 1:26; это так называемый «Божественный Совет»). Творение человека как бы «противопоставлено творению всего прочего мира. Если ранее Бог обращался к стихиям, то теперь Он обращается к Самому Себе… И уже здесь мы можем почувствовать, что человеку предназначается совершенно уникальное место в ряду прочих творений»[48]. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). В третий раз употреблен глагол «бара», показывающий качественно новый уровень творения – человек был создан «по образу Божию»[49], и этим он отличается от всех остальных живых существ. Под «образом Божиим» толкователи понимали дарованный человеку разум, дар слова, свободу самоопределения, способность к творчеству[50], личностное бытие[51]. В тексте книги Бытия на первом плане находится идея владычества над миром[52], что предполагает великую ответственность человека пред Богом Творцом. В словах Бога также звучит слово «подобие»; по всей вероятности, «образ» и «подобие» не являются всецелыми синонимами. Как правило, дается такое толкование: «образ Божий» – это то, что уже заложено в человеке, некая «данность», а «подобие» – это та мера, в которой человек раскроет в себе образ Божий и приблизится к Богу[53]. Сотворив человека, Бог поставил перед ним задачу духовного роста – цель жизни человека есть уподобление Богу.

Итог созидательной деятельности Бога

Повествование о шести днях творения (Быт 1-2) традиционно называется «Шестоднев». Нетрудно заметить, что созидательная деятельность Бога как бы делится на два цикла, обладающих сходной последовательностью.


Два «цикла» творения по Шестодневу


Сотворение человека имеет кульминационный характер – это вершина процесса творения. Согласно Шестодневу, человек заключает в себе уникальное двуединство: созданный в шестой день, он принадлежит животному миру, но в то же время «он является как бы божественной печатью, которой запечатлено творение»[54]. После создания человека Бог определяет, что все не просто хорошо, но «очень хорошо» (Быт 1:31) – сотворенный Богом мир стал всецело совершенным.

Седьмой день – благословение Бога творению

Поэтому в седьмой день Бог уже не создавал ничего нового, но пребыл «в покое». О значении седьмого дня говорится с особой торжественностью – «И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт 2:3). В Библии сотворение мира соотнесено с семидневной неделей, и седьмой день – суббота – есть священный день, день покоя для всех (Исх 20:8–11)[55]. «Покой» Бога, конечно, не означает, что Он удалился из мира и не принимает никакого участия в его делах – Бог продолжает поддерживать и хранить мир Своей живительной силой (ср. Ин 5:17).

Актуальный смысл Шестоднева

Современная наука предлагает различные теории и гипотезы о происхождении вселенной и жизни на Земле, при этом библейское повествование рассматривается в качестве одной из гипотез и подвергается критическому естественно-научному анализу. Однако при анализе Шестоднева важно помнить, что он представляет собой поэтический текст, написанный образным языком, доступным для понимания его первых читателей. Конечно, возможно сопоставлять Шестоднев с научными гипотезами о становлении мира – уже ранние христианские авторы при толковании Шестоднева активно привлекали научные знания своих эпох[56]. При этом нельзя забывать, что основной смысл этого текста – религиозный[57]. Цель священного автора – не представить естественно-научную картину формирования вселенной, а сообщить читателям важнейшие истины о Боге-Творце. Чтобы ярче понять новизну библейского откровения, Шестоднев необходимо рассматривать на фоне космогоний тех времен.


Сравнение библейского откровения о сотворении мира с основными чертами языческих мифологий[58]


Показательно, что создание мира в Шестодневе предстает поэтапным: от простого к сложному, от неживого к живому, от животного к человеку. Священный автор указывает, что Бог может творить и опосредованно, действуя через природные стихии. Принципиально важные идеи, которые доносит до нас Шестоднев, следующие: мир создал единый всемогущий Бог, и причиной творения было не что иное, как Его желание подарить жизнь существам, отличающимся от Него. Благой и любящий Бог сотворил мир красивым и совершенным, при этом состояние мира во многом зависит от человека, которому Бог как бы «поручил» мир, доверил его.

Второе повествование о сотворении человека

Во второй главе книги Бытия содержится другой рассказ о творении человека, в котором приведено больше подробностей, дополняющих повествование Шестоднева (Быт 2: 7,18-25)[59]. По сравнению с Шестодневом этот рассказ более близок образному языку древневосточных народов.

Сотворение Адама

Сказано, что Бог сотворил человека из «праха земного». «Человек» – по-еврейски «адам» – создан из «земли» – по-еврейски «адамá». «Прах»[60]/ пыль – символ самого ничтожного (ср. выражение «лежать в пыли», Ис 26:19). Но затем Бог вдохнул в него дыхание жизни, «и стал человек душою живою» (Быт 2:7)[61]. Эта образность показывает, что свою душу человек получил непосредственно от Бога. Получается, что сотворение человека происходило в два этапа: вначале «было живое тело – животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой – и из животного стал человек»[62]. Этот рассказ ярко показывает двойственность человека, его принадлежность к миру материальному и одновременно к миру духовному.

Сотворение женщины

Бог определяет, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2:18). Подчеркивается, что Бог заложил в человеке потребность в общении, в единении с другими. Но среди всех созданных Богом живых существ для Адама не нашлось «помощника, подобного ему» (Быт 2:20). Тогда вновь, как и перед сотворением первого человека, происходит таинственный Божественный Совет: «…сотворим ему помощника, соответственного ему». Наведя на человека крепкий сон, Бог создал женщину «из ребра» Адама (Быт 2:22). Образ «ребра» указывает на теснейшую близость мужчины и женщины – понятия «ребро», «сердце» и «жизнь» имеют большое смысловое сходство[63]. Показательно, что в повествовании о творении женщины не используется глагол «бара» (редкий глагол, указывающий на особое действие Бога). Это означает, что женщина не является принципиально новым творением: единая человеческая природа стала существовать в двух полах. Когда Адам видит свою жену, дарованную ему Богом, он восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей»[64] (Быт 2:23). Это было радостное узнавание «другого я»; по замыслу Божию, союз мужа и жены предполагает нерасторжимое единение – «…и будут [два] одна плоть» (Быт 2:24). Мы видим, что брак освящен Богом уже при сотворении первых людей; в Шестодневе также сказано, что Бог благословил людей со словами «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28).

Адам сказал также: «Она будет называться женою, ибо взята от мужа»; в еврейском языке слово «жена» – «ишшá» – образовано от слова «муж» – «иш», и такое именование ярко свидетельствует о природном единстве жены и мужа. «Жена не получает особого имени, но называется как часть мужа. Это указывает на равенство полов до грехопадения»[65]. Позднее Адам наречет своей жене имя «Ева» (евр. Хавва, Быт 3:20), что означает «дарующая жизнь»[66]. Священный автор отмечает: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2:25). Люди были полностью открыты друг другу, их взаимное доверие было всецелым.

Жизнь людей в раю – первые заповеди

Описание рая

Сотворив человека из праха, Бог поселил его в прекрасном саду – греч. παράδεισος, «парадисос», слав. «рай». «Образ сада, изобилующего плодовыми деревьями, был излюбленный на Востоке способ изображать Божие благословение»[67]. Рай находился «на востоке», в Эдеме (евр. Эден)[68], и располагался между четырьмя реками. В частности, упоминается река Евфрат, поэтому считается, что рай находился в районе Междуречья. География рая во многом условная – четыре реки соответствуют четырем сторонам света[69] и показывают красоту и изобилие этого места. В центре рая росло Древо жизни – символ присутствия Бога, являющегося вечным Источником жизни[70]. Таким образом, рай являл собой место, где человек пребывал в близком общении с Богом – именно это было самым главным[71].

Две первые заповеди-поручения Бога человеку

Очень важно, что человек в раю не жил в полной праздности и беспечности – Бог дал ему несколько заповедей, чтобы человек возрастал в своих способностях и совершенствовался в добре.

Первая заповедь – «возделывать и хранить» рай – предполагает определенный физический труд и изучение всего окружающего. Забота о творении Божием была источником радости и удовольствия. Человек не только жил в гармонии с природой, – он уже становился соработником Бога, развивал созданный Им мир.

Вторая заповедь предполагала умственный труд – Бог повелел Адаму дать имена всем животным, созданным Богом (Быт 2:16,17). Этот процесс не был произвольным – человек должен был увидеть важнейшие сущностные черты творений и исходя из них определить имя для каждого. Теперь человек соучаствовал в запечатлении творения Божия. В наречении имен также проявилась власть первозданного человека над животными, переданная ему Богом.

Третья заповедь о дереве познания добра и зла

Третьей заповедью был единственный запрет: Адаму было позволено есть плоды любого дерева, которое растет в раю, кроме одного – «древа познания добра и зла» (Быт 2:17). Бог особым образом подчеркнул важность этого запрета для человека: «…в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Таинственное название этого дерева и строгость запрета могут навести на мысль, что плоды были особенными, что их вкушение могло дать человеку способность познать добро и зло, сущность всех вещей. Но такие выводы слишком поспешны.

В начале книги Бытия не говорится о том, знал ли человек о существовании зла в мире. Во время своей жизни в раю человек не встречался со злом, но что такое добро, он хорошо знал. Абсолютное добро – это Бог и все Его дела. Через близость к Богу человек мог безгранично совершенствоваться в познании добра. А зло и грех представляют собой уклонение от добра, то есть удаление от Бога и противодействие воле Божией[72]. Поэтому не вкушение плодов с Древа, а общение с Богом необходимо для познания добра и зла как нравственных категорий. Источником всякого знания был для человека именно Бог.

Согласно многим толкованиям, дерево познания не было «магическим» – само по себе оно было неспособно повредить человеку[73]; зло могло произойти при неправильном, вне участия Бога, приобщении к нему[74]. Бог предостерег человека от самовольного решения вкусить его плоды. «Запретное древо в раю означает тот предел, который напоминает человеку о его сотворенности, несмотря на всю высоту положения, определенную ему Богом»[75]. При этом Бог не сделал вокруг дерева ограду, не препятствовал человеку подходить к нему. Заповедь была направлена на то, чтобы человек сознательно хранил верность Своему Творцу, ради Него ограничивая себя в чем-то, и тем самым возрастал духовно в любви к Богу.

Важно отметить, что для ближневосточных культур дерево было важным и распространенным символом (ср. «мировое древо»). Возможно, дерево познания символически обозначает все мироздание, поскольку «добро и зло» – евр. «тов вэ ра», «хорошее и плохое» – в других библейских контекстах переводится как «все на свете». «Запрет есть плоды с Древа Познания предостерегает человека от покушения на своевольную, независимую от Бога власть над миром»[76].

Человеку было предназначено принять полноту власти над миром от Самого Бога, в определенное Богом время, когда человек будет для этого полностью готов, «созреет» внутренне и уподобится Богу. Пока же было еще слишком рано.

Повреждение мира грехом (Быт 3–11)

Грехопадение Адама и Евы (Быт 3)

Змей-искуситель

Далее в книге Бытия повествуется об искушении Адама и Евы; соблазн был связан с речами «змея» – «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт 3:1). Змей был одним из творений Бога, не получивших дара человеческой речи, и его способность говорить показывает, что змей выступал лишь орудием истинного носителя зла. В первых главах книги Бытия не упоминается ни об ангелах, ни о злых духах, но другие библейские книги раскрывают, что вначале согрешил один из верховных ангелов (1 Ин 3:8); его грехом была гордыня – он восстал против Бога, желал утвердить свою волю, стать выше Бога. Падший ангел – «сатана» (евр. «противник») хотел распространить зло и в сотворенном Богом материальном мире. Его цель – отвратить людей от Творца, подчинить их себе, и, используя свою власть над людьми, обладать всем миром. В отличие от Бога, целью Которого является благо человека, сатана действует исключительно в собственных интересах; Иисус Христос назвал его человекоубийцей (Ин 8:44). В Книге Премудрости Соломона сказано: «Завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем 2:24). Греческое слово «диавол» означает «клеветник»; диавол является «отцом лжи» (Ин 8:44). «То, что под образом змея скрывается диавол, видно из характера его речей, так как каждое его слово есть ложь и клевета на Бога, хотя оно звучит как полуправда»[77]. Змей был распространенным символом языческих богов плодородия[78], и библейские авторы часто использовали змея/ дракона в качестве символа богоборческих сил[79].

Клевета змея на Бога и падение Евы

Итак, змей обратился к женщине; хитрость искусителя проявилась уже в его первых словах: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Он не сразу раскрывает свою цель, но подходит к главному постепенно – вначале он завязывает разговор и задает вопрос с «искренним» недоумением. Змей намеренно преувеличивает строгость заповеди, чтобы изобразить Бога неким деспотичным тираном.

Слыша речь от животного, удивленная Ева ответила змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт 3:2–3). Женщина хочет дать полный и ясный ответ, но уже допускает важную смысловую неточность: на самом деле Бог не говорил «не прикасайтесь». Получается, что женщина сама ужесточила заповедь, как бы принимая предлагаемое змеем ложное изображение Бога, и в результате в ней уже начинает зарождаться некое недовольство. Ева сказала, что заповедь нужно соблюдать для того, чтобы «не умереть» – но вовсе не это было главной причиной. «Мысль о строгости заповеди и страх смерти уже начинала затмевать в ней чистое чувствование любви и благоговения к Богу-Законодателю»[80].

И тогда змей более полно раскрывает свой замысел – он хочет заставить Еву сомневаться в правдивости слов Бога: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3:4–5; возможен также перевод «будете как Бог», так как используется слово Элохим). Змей прямо представляет Бога лжецом, пользующимся наивностью и доверчивостью людей. Змей побуждает Еву поверить в свою клеветническую «карикатуру» на Бога – будто Бог скрывает от людей невероятные блага, которые должны по праву принадлежать им, а все потому, что ревниво оберегает Свою исключительность. И Ева забывает, что щедрый Бог подарил людям саму жизнь и безмятежное счастье в раю; чуждый всякой корысти, Он все делал для них, и заповедь о дереве была дана ради блага самих же людей. Привычное доверие и любовь к Богу затмеваются, и женщина уже не может удовлетвориться прежней жизнью – она начинает желать чего-то иного, особенного, высшего. В словах змея «указан основной мотив нарушения заповеди – стремление “быть как боги” и, минуя Творца, пользоваться властью над миром»[81]. Когда Ева приняла эти слова сатаны в свое сердце, внутри нее уже зародился первый греховный помысел.

Завороженная Ева совсем другими глазами посмотрела на Дерево познания. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи» – оно наверняка имеет особенный, ни с чем не сравненный вкус («запретный плод сладок»). Дерево также «приятно для глаз», необыкновенно красиво и желанно, потому что «дает знание» – Божественное знание, выше которого ничего нет.

Это желание помрачило разум и чувства Евы и завладело всем ее существом – женщина сорвала плоды с Дерева познания и съела их. Теперь она соединилась со злом не только на духовном уровне, но уже и на телесном.

Грех Адама

Ева действительно не умерла в тот же миг – слова змея как будто бы подтвердились. Возможно, этот факт сыграл роль в следующем этапе падения людей – «… и дала также мужу своему, и он ел». Быстрота совершившихся событий поразительна. Из текста никак не следует, что мужчина «взял паузу» и обдумал все стороны такого важного решения, хотя это было бы естественно; более того, Адам мог обратиться за советом к Богу, с Которым у него была теснейшая связь. В этом случае последствия случившегося были бы не так тяжелы. Но вместо всего этого мужчина просто последовал за женщиной, обольщенной змеем[82]. Возможно, что Адам был свидетелем разговора жены со змеем, на это может указывать использование множественного числа в диалоге змея с Евой. Как бы то ни было, мужчина тоже ощутил всю заманчивость предложения змея «стать как боги» и не устоял.

Все комментаторы признают, что вина мужа несравненно тяжелее вины его жены. С одной стороны, змей говорил только с Евой, и Адам не испытал такого сильного воздействия искусителя. Поэтому у Адама была возможность спокойно обдумать слова змея, а также задаться вопросом, какие цели собственно преследует сам змей, почему он так заинтересован во вкушении людьми этого плода и зачем он заставляет их сомневаться в доброте и благости Бога? С другой стороны, Адам был близок к Богу, и естественные чувства любви, благодарности и верности Своему Создателю должны были оказаться сильнее сиюминутного желания; именно Адам принял заповедь Бога о невкушении плодов и лучше Евы знал о ее истинном значении. Именно по этим причинам позднейшие библейские авторы говорят о том, что главную ответственность за совершенный грех несет мужчина-Адам. Грех женщины характеризуется как «прельщение» (2 Кор 11:3; 1 Тим 2:14), а грех Адама – как «преступление» (Рим 5:15–18)[83], отступничество от Бога. Адам совершил постыдное предательство.

Поступок Адама и Евы усугубляется тем, что кроме злой воли змея ничто не толкало их нарушить заповедь – живущие в раю, они не испытывали ни голода, ни каких-либо иных нужд, которые могут побудить обычного человека совершить грех. Не существовало никаких внешних причин или поводов – только спровоцированное сатаной желание поступить по своей воле, не признавать для себя никаких ограничений и без согласия Бога присвоить Его дары.

Истинный замысел Бога о человеке

Но Бог не собирался ни в чем обделять человека – Творец Сам предназначил человека к уподоблению Богу, к «обожению», и владычество над всем миром действительно должно было перейти к человеку. Но для достижения этих целей людям необходимо было пройти путь духовного роста. Диавол сказал полуправду – Сам Творец поставил человеку цель «быть как Бог», но диавол предложил людям другой способ достижения этой цели. Не через воспитание себя и постепенное достижение внутренней готовности, но через внешнее действие, дающее быстрый эффект – вкушение плода от дерева. Это можно определить как путь магии – манипуляций с божественным миром, вне личного общения с Богом, вне связи с Ним, вне исполнения Его воли.

При сотворении человека Бог наделил его свободой воли. Без этого дара люди не смогли бы стать подобными Богу – они были бы скорее похожи на роботов, послушно и безучастно подчиняющихся своему хозяину. Высочайшее призвание человека – уподобление Богу – предполагает сознательное повиновение Ему в любви, добровольную самоотдачу и служение Его замыслам. Дар свободы необходимо заключал в себе возможность выбора – человек мог или последовать в заданном Богом направлении, или уклониться от него. В случае если человек выберет неверный путь, то и он сам, и все творение Божие будет искажено. Предназначив человека к такой духовной высоте, Бог, можно сказать, пошел на риск. Этот риск был в любом случае оправдан – чтобы ни случилось, Всемогущий Бог властен осуществить Свой замысел о мире и человечестве.

Последствия грехопадения

Первый результат грехопадения

К сожалению, первые люди попались в расставленную сатаной ловушку – они выбрали более легкий путь, магизм и своеволие. Этот путь ведет не к благу, а к духовной смерти. Вкусив плодов от дерева, Адам и Ева вместо обещанного змеем знания ощутили свою наготу (Быт 3:7)[84]. Ими овладел мучительный стыд; они сделали себе широкие повязки из листьев. Стыд был прямым следствием их греха – они внезапно стали воспринимать друг друга не как родных, а как чужих людей. Совместный грех не сплотил их, а только расколол их прежнее единство. Когда люди отдаляются от Бога, они также отдаляются и друг от друга.

Разговор с Богом – отвержение пути покаяния

Когда Адам и Ева почувствовали приближение Бога, они сразу попытались скрыться от Него за деревьями рая. Адам сказал Богу, что он спрятался потому, что ощущает свою наготу. Люди стали иными – присутствие Бога теперь было для них болезненным, оно рождало в них стыд, потому что открывало их духовное падение, позор их греха. Всеведущий Бог не сразу обличает людей в совершенном грехе. Вначале Он задает вопрос о произошедшем («кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?»), давая Адаму возможность самому объяснить случившееся.

Если бы Адам признал неправоту своего поступка, искренне раскаялся в содеянном и попросил у Бога прощения, связь с Богом еще могла быть восстановлена. Но человек не пытается все вернуть – он идет дальше по пути отчуждения от Бога. Адам заявляет: «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3:12). Виновницей своего тягостного состояния Адам называет свою жену и косвенно даже возводит вину на Самого Бога, давшего ему такую жену, а сам оказывается своего рода жертвой обстоятельств. Бог обращается к Еве, но и та вслед за мужем выбирает самооправдание: «Змей обольстил меня, и я ела»[85].

Определения Бога согрешившим людям и змею

Только тогда звучит определение Бога, адресованное змею /диаволу, женщине и мужчине. Змей проклят – он будет ползать на брюхе и питаться прахом; его потомки будут враждовать с потомками женщины, они будут жалить людей в пяту и получать удары в голову. Если понимать это место как указание на диавола, который скрывался за обликом змея, то здесь предсказывается постоянная борьба, которую человечество принуждено будет вести с демоническими силами (ср. Рим 7:15–20). Наказание мужчины и женщины относится к их важному предназначению – отныне оно будет неразрывно связано со скорбью. Женщина будет рожать детей в муках и должна будет подчиняться своему мужу – гармония в их отношениях нарушена. Мужчина будет трудиться «в поте лица», добывая пропитание – из-за его поступка «проклята земля», и она не будет так обильно сама собой приносить плоды, как прежде (Быт 3:17). Конечным уделом человека становится смерть – «прах ты и в прах возвратишься». Все это стало естественным следствием утраты единства с Богом, Подателем жизни. Адам и Ева не умерли мгновенно, но сделались смертными.

Люди изгоняются из рая, и один из ангелов («херувим») с огненным мечом охраняет его врата (Быт 3:22-24)[86]. Нельзя считать, что это изгнание было неким специальным карательным действием Бога. Вспомним, что рай – место присутствия Бога, а после грехопадения непосредственная близость Бога стала для людей невыносимой, как сияющий свет – для больных глаз. Совершив грех и не раскаявшись, люди сами удалили от себя рай. Можно сказать, что в наказаниях Божиих проявляется Его милосердие. Смерть полагает естественный предел человеческой греховности – чем дольше бы жил человек, тем больше зла он мог бы совершать.

Одев людей в одежды из кожи, Бог позаботился об их жизни в предстоящих им более суровых условиях.

Связь с Новым Заветом

В словах Бога, обращенных к змею, можно увидеть обещание, что человечество некогда будет навсегда избавлено от власти диавола. Змею-диаволу говорится, что потомок женщины «будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3:15). Это первое обетование Бога о спасении людей через особенного избранного Им человека; здесь толкователи видят первое предсказание о Мессии, Который нанесет смертельный удар богоборцу-диаволу и восстановит связь людей с Богом. В христианской традиции этот отрывок характеризуется как Благая весть и поэтому часто называется «Первоевангелием»[87]. Это обетование Бога будет исполнено Иисусом Христом, Который победит диавола и спасет человечество от власти греха и духовной смерти.

Дети Адама: распространение греха (Быт 4–11)

Каин и Авель – первое убийство

Родив первого сына уже вне райской земли, Ева восклицает: «Приобрела я человека от Господа» (Быт 4:1). Она дает сыну имя Каин – «приобретение» (от евр. глагола «кана» – приобретать). А второго сына она назвала Авель – евр. Хевел, «дуновение/ничтожность».

Каин был земледельцем, а Авель – пастухом. Они принесли Богу жертвы, каждый по роду своих занятий – от плодов и от овец[88]. Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина не принял[89]. Вероятно, причиной было их внутреннее отношение к Богу – сказано, что Авель принес лучших животных, первенцев из своего стада, а Каин – просто какие-то плоды.

Увидев, что предпочтение отдано его младшему брату, Каин был вне себя от гнева и зависти. Всевидящий Бог обращается к Каину, желая уберечь его от преступных намерений: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4: 6–7). Но Каин не внимает предупреждению свыше – он выводит Авеля в поле и там убивает брата. Каин хочет силой устранить соперника, чтобы остаться единственным, кому Бог может дать Свое благословение[90]. Бог вновь предоставляет человеку возможность раскаяться; Он спрашивает: «Где Авель, брат твой?» В ответе Каина звучит дерзость и бесстыдство: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). И уже после этого звучит Божий приговор Каину: «Кровь твоего брата, пролившаяся на землю, взывает ко Мне. Ты проклят землей, которую ты напоил кровью брата» (Быт 4:11–12 РБО). Каин будет изгнан из родных пределов и обречен на скитания. Услышав это, Каин испугался, что его можно будет беспрепятственно убить, и попросил Бога о защите. Тогда Бог делает ему некий знак, одновременно служащий печатью неприкосновенности и позорным клеймом убийцы[91].

Потомки Каина

Каин поселился в земле Нод (от слова «над» – изгнание) и основал город. Потомки Каина построили первый город и изобрели ремесла (ковку металла), овладели игрой на музыкальных инструментах (Быт 4:17–24). При этом в нравственной сфере продолжалась деградация. У каинитов появилось многоженство[92]. Потомок Каина в пятом поколении, Ламех, хвалится своей жестокостью, слагая особую песнь: «Если ранит меня мужчина – убью! И если мальчишка ударит – убью!» (Быт 4:23 РБО)[93]. Он применяет к себе охранительное определение Бога о Каине, и даже усиливает его: «Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт 4:24).

Потомки Сифа – почитание Бога

Вместо Авеля – невинно пострадавшего праведника – Адаму и Еве дается сын Сиф (Шет РБО), отличающийся благочестием (Быт 4:25). Память о Боге и верность Ему сохранили именно потомки Сифа. Священный автор отмечает, что при сыне Сифа Еносе (Эноше) «начали призывать имя Господа» (Быт 4:26), то есть стали поклоняться Богу, употребляя имя Бога «Яхве»[94]. Возможен также перевод «стали называться по имени Господа»[95]. Далее называются имена одной ветви потомков Сифа, из них особенно выделяется его прапраправнук Енох. Сказано, что Енох «ходил пред Богом» – это означает, что он всегда помнил о Боге и жил как бы в Его непосредственном присутствии. Затем звучат таинственные слова «…и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5:24). Последующие библейские авторы и комментаторы считали, что Енох, имевший столь близкое общение с Богом, был вознесен Богом живым на небо (см. Сир 44:15; Евр 11:5)[96].

Приведенные далее генеалогии первых людей (евр. «тольдот», родословия) дают в сокращенном виде очерк истории первого человечества (Быт 4–5)[97]. В библейских родословиях упоминаются далеко не все жившие люди, но ключевые персонажи. Кроме Каина, Авеля и Сифа, у Адамы и Евы было множество детей (ср. Быт 5:4), и, по всей видимости, Каин женился на одной из их дочерей. Приведенные родословия ярко выражают важное для Библии учение о единстве человеческого рода, о происхождении всего человечества от одной пары людей, Адама и Евы (ср. Деян 17:26)[98].

Внимание привлекает особенное долголетие первых людей; сын Еноха Мафусаил прожил дольше всех – 969 лет. Примеры продолжительности жизни имеют определенную числовую символику (Адам прожил 930 лет, т. е. 1000 лет минус 70, Енох – 365 лет – число дней солнечного года и т. д.). Можно понять, что Адам и его близкие потомки еще сохраняли в себе вложенные Богом полноту жизненных сил и крепость тела, ведь изначально человек был предназначен Богом для бессмертия. Но впоследствии, с распространением зла на земле, предельный возраст людей укорачивается до 120 лет (ср. Быт 6:3).

Потоп и спасение Ноя с семьей в ковчеге

Постепенно людей на земле становилось все больше. Говорится, что «сыны Божии» стали вступать в брак с «дочерями человеческими» (Быт 6:4)[99] – вероятно, имеются в виду браки между потомками Сифа – благочестивыми людьми, и духовно ущербными потомками Каина. Это привело к тому, что скоро уже все люди стали жить, как будто у них нет вложенного Богом духа, как будто они только «плоть», – «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6:5). Бог со скорбью взирал, как люди отвергают свое предназначение и своими грехами губят сотворенный Им мир[100]. И наконец, Бог изрек Свое определение: это развращенное человечество будет уничтожено. Единственному праведнику того времени Ною Бог повелевает строить ковчег, большое судно, потому что вскоре воды потопа сметут с лица земли нечестивое поколение. Ной поверил Богу и начал работу; постройка продолжилась около ста лет (между 500 и 600 годами жизни Ноя)[101], но за это продолжительное время никто из людей не вразумился и не раскаялся. Все только смеялись, не понимая, для чего на суше может понадобиться такое огромное сооружение[102]. Ковчег был 135 м («300 локтей») в длину, 22,5 м («50 локтей») в ширину и 13,5 м («30 локтей») высотой[103]. В какой-то момент Бог сказал Ною ввести в ковчег его семью и всех животных по паре (и по семь животных, пригодных для жертвоприношений), сделав на всех запасы пищи. И тогда воды вышли за свои пределы, установленные Богом при творении, – землю накрыл потоп[104]. От стихии спаслись восемь человек: Ной, его жена и трое его сыновей Сим, Хам и Иафет со своими женами.

Завет Бога с Ноем

Земля была покрыта водами потопа целый год (Быт 7: 11; 8:13)[105]. Ковчег остановился на Араратских горах[106], и Ной ждал, пока земля высохнет. После того как посланный голубь принес в клюве масличный лист, Ной открыл ковчег и все вышли.

Первое, что сделал Ной, – принес нескольких животных в жертву Богу в благодарность за начало новой жизни (Быт 8:20). Бог благословил Ноя и его сыновей и сказал им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт 9:1). И Бог заключил с Ноем «завет»[107] – союз или договор: Бог больше не будет истреблять живых существ потопом. «Не прекратятся, доколе стоит земля: сев и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь» (Быт 8:22 РБО). Радуга стала знамением этого завета.

Бог дал важнейшую заповедь не убивать людей: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9: 1–7). Если до потопа люди питались растительной пищей (Быт 1:29), то сейчас Бог разрешил употреблять в пищу животных, но повелевал предварительно излить их кровь. Кровь символизировала саму жизнь, которая принадлежит одному только Богу.

История потомков Ноя

Ной насадил виноградник и сделал вино; еще не зная о его свойствах, он испил его, опьянел и заснул в своем шатре обнаженным. Сын Ноя Хам увидел отца в таком виде и рассказал об этом братьям. Сим и Иафет пошли и, повернувшись к отцу спиной, покрыли его одеждой. Хам, подсмотревший наготу отца и посмеявшийся, нарушил важнейшую нравственную заповедь, которая затем будет четко сформулирована Богом: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх 20:12). Уважение к отцу восходит к почитанию Бога. Итак, в семью Ноя также проник грех (Быт 9:20–28)[108].

Узнав о случившемся, Ной произнес проклятие, которое, однако, не касалось самого Хама, а переходило на его потомство, в первую очередь на сына Хама Ханаана[109]. Вероятно, Ной не осмелился проклинать человека, благословленного Богом при их выходе из ковчега. Ной произносит пророчество о будущем: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт 9:25–27).

Далее приведено родословие потомков Сима, Хама и Иафета (Быт 10), в котором, по мнению многих толкователей[110], представлены не просто отдельные люди, но целые народы, происходящие от их сыновей и потомков. На Древнем Востоке родоначальник часто изображался как собирательный образ, в котором соединены черты и судьбы рода, племени, нации. Неслучайно и число родоначальников – 70[111]. От Сима произошли семитские народы (от его потомка Евера – евреи, Быт 10:21–25), среди которых сохранилось почитание единого истинного Бога. Произошедшие от Иафета народы распространились по большим территориям, включая Малую Азию и всю Европу[112]. От Ханаана произошли населявшие Ханаан (Палестину) хананеи, считавшиеся воплощением нечестия.

Вавилонская башня

Повествование книги Бытия о праистории человечества замыкает яркий символический эпизод. Когда число людей стало увеличиваться, они не пожелали расходиться по разным пределам земли, как заповедал им Бог, а задумали вместе осуществить грандиозный проект: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт 11:4)[113]. Они горделиво полагали, что сами смогут достичь небес, и этим бросили вызов Богу. Людьми двигала надежда, что благодаря этой постройке они прославятся, увековечат свою память – они не хотели «рассеяться по свету бесследно» (11:4 РБО). Строительство башни в Вавилоне пошло полным ходом, этому способствовало, что тогда был «один народ и один у всех язык».

Но как ни старались строители, в глазах Бога их постройка была ничтожно малой – сказано, что Бог должен был как бы «спуститься», чтобы разглядеть претенциозную башню (Быт 11:5). Чтобы вразумить людей, Бог разделил их, сделав так, что они заговорили на разных языках. Люди перестали понимать друг друга, и строительство прекратилось[114]. Священный автор связывает слово «Вавилон» (евр. Бавел) с глаголом «балал» (смешивать)[115]. Именование «Вавилон» употреблено неслучайно – именно в этой области Древнего мира впоследствии зарождались первые империи, насильно объединявшие разные народы, принуждая их «говорить на одном языке». Вавилон в Библии стал символом соединения людей для зла и восстания против Бога[116].

Актуальный смысл Быт 3–11 и связь с Новым Заветом

Книга Бытия показывает, что приобщение первых людей ко греху имело роковые последствия для человечества. Зло проникло в человеческую природу, укоренилось в ней и агрессивно возрастало в человеческих душах. Мы видим примеры грехов Каина, Ламеха, развращенность допотопного поколения; даже такая суровая мера, как потоп, не исправила людей: сказание о Вавилонской башне дает ясную характеристику нравственного состояния нового человечества. Оказалось, что человека невозможно было изменить извне, путем наказаний; поселившуюся в нем склонность ко злу можно было преодолеть только изнутри – благодаря укоренению человеческой природы в добре и в Боге. Это казалось практически неосуществимым – уже дети праведников, получившие благословение от Бога, впадали в грехи (Хам).

Но Бог не оставит на вечную погибель Свое неблагодарное творение – Он возрастит Свой народ, из которого родится Новый Адам – Иисус Христос, обладающий и человеческой, и Божественной природой. От Иисуса Христа возьмет свое начало обновленный народ Божий, который станет причастным Самому Богу[117]. Через духовное соединение с Иисусом Христом зло в человеческих душах перестанет быть всесильным. Надежда на будущее спасение, как яркая искра, теплилась в избранниках Божиих.

Вопросы к уроку

1) Каким величественным текстом начинается повествование книги Бытия? Перечислите, что было сотворено в каждый из дней творения. Что явилось запечатлением всего творения? Чему был посвящен «седьмой день»?

2) Почему повествование о творении мира называется «Шестоднев»? Каковы принципиальные отличия Шестоднева от древних языческих мифов о происхождении мира и человека? Что можно сказать о Боге на основании Шестоднева?

3) Расскажите о творении человека согласно Шестодневу и согласно 2-й главе книги Бытия. Какая образность являет, что человек принадлежит одновременно двум мирам – духовному и материальному? Раскройте духовный смысл слов Адама, обращенных к жене: «Вот кость от кости моей и плоть от плоти моей».

4) Какие заповеди были даны человеку Богом в раю? Покажите, что все заповеди имели целью возрастание человека в добре, в любви к Богу и в познании мира. Какие варианты толкования возможны по отношению к образу «Древа познания добра и зла»?

5) Какое событие называется «грехопадением»? Почему слова змея были ложью и клеветой? Почему грех Адама и Евы был крайне тяжелым?

6) Что увидели и ощутили Адам и Ева после грехопадения, когда «открылись их глаза»? Каким образом Бог дал людям шанс раскаяться в содеянном? Сформулируйте последствия грехопадения для змея, для женщины и для мужчины.

7) Расскажите о двух первых сыновьях Адама и Евы. Какой сын был дан Адаму и Еве после гибели благочестивого Авеля?

8) В чем была причина уничтожения первого человечества водами потопа? Какие люди и каким образом были спасены Богом от потопа? Кого Ной должен был взять с собой в ковчег?

9) О чем был заключен завет между Богом и Ноем после потопа? Какое символическое значение стала иметь радуга? Какой грех совершил Хам?

10) О чем свидетельствовало решение людей построить Вавилонскую башню?