Вы здесь

Библиотерапия. Этапы формирования библиотерапии в историческом контексте: теория, исследования, практика (И. Н. Казаринова, 2014)

Этапы формирования библиотерапии в историческом контексте: теория, исследования, практика

Основы формирования библиотерапии в древности

Путь к вершинам мастерства в любом виде деятельности, путь к вершинам в ноосферном пространстве, достижение информационной гармонии, гармонии во внутреннем мире личности в целом, успешное разрешение личностных проблем, помощь в горе и болезни тесным образом связаны с вершинами читательского развития, что является главной целью библиотерапии нового века.

С древности известно, что человек в стрессовых условиях показывает максимум своих возможностей и прогноз своего дальнейшего развития, что справедливо и по отношению к чтению, к читательскому развитию личности. Чтение в ситуации психоэмоционального напряжения, вызванного различными причинами от общественных до личных, с одной стороны является зеркалом внутренних конфликтов личности и общества, с другой стороны одновременно служит средством их преодоления и выхода на новые ступени развития. «Смутное состояние души» – характерная черта любой эпохи перемен – неизбежно сопровождается потребностью информационной гармонии, что было подмечено еще древними. Ученые древности также определили, что информация способна вызвать в организме человека различные физиологические реакции, а количество и качество этой информации во многом определяет развитие.

Читательское развитие в стрессовых ситуациях определяется известной сбалансированностью триады:

что читать, как читать, как прогнозировать что и как читать для успешного выбора стратегии выхода из данных ситуаций и пути к вершинам читательского развития. К сожалению, на протяжении длительного времени теоретики и практики библиотерапии акцентировали свое внимание только на первой составляющей, изобретая то списки полезных в разных болезнях или проблемах книг, то запрещая ту или иную литературу, не ориентируясь ни на настоящий уровень читательского развития, ни на его будущее.

Другой типичной ошибкой также затормозившей успешность библиотерапевтической деятельности являлось мнение о доминировании так называемого «легкого» чтения в таких ситуациях, что наносило огромный вред развитию личности в целом , не говоря уже о читательском развитии.

И уж совсем игнорировался собственный читательский опыт личности в стрессовых ситуациях, способы осуществления читательской деятельности. Недостаточное внимание уделялось и формам и методам работы с читателями, в особенности по воспитанию культуры чтения ,по обучению читателей методикам работы с текстами, технологии читательского развития личности.

Нечетко определялись и направления библиотерапевтической работы, а зачастую просто сужались до помощи в преодолении неврозов. Это во многом связано с узостью трактовки самого термина «библиотерапия» как лечебное воздействие книги. Однако с древности лекарство, лечебное воздействие, душевное лекарство понималось применительно к книгам, чтению и библиотекам не в чисто медицинском смысле, а в философско-психологическом, равно и как сам термин «душа». Поэтому неслучайно на входе в библиотеку Рамзеса второго существовала надпись – «душевные лекарства». А библиотекаря образно называли «лекарем души», что сохранилось и до нашего времени. Так, поэт Лев Ошанин с уважением отзывался о библиотекарях: «Душ человеческих добрые лекари, чувств и поступков – библиотекари». Н. К. Рерих справедливо считал библиотекаря «первым вестником Знания и Красоты».

С древности роль специалистов по библиотерапии и исследователей библиотерапии выполняли ученые, поэты и писатели.

Аристотель, изучая влияние искусств на здоровье, обнаружил взаимосвязь между чтением и здоровьем. Так, анализируя трагедии, он выявил, что поэзия может снять чувство страха и страдания, так как при чтении перестраивается психика читающего человека.

Широту и разнообразие библиотерапевтических функций библиотек, ориентацию на все компонеты выделенной выше триады можно проследить по высказываниям древних писателей и ученых, которые естественно являлись и читателями высокого уровня развития, ибо без последнего они просто не достигли бы своих профессиональных высот.

Так «лекарством от человеческой немощи» называл письменность Иоанн Соберийский. «Прибежищем для своей старости» считал библиотеку Марк Туллий Цицерон. Иоанн Солберийский считал также, что именно «письменное слово всегда безотказно подает нам утешение в горе, отдых в труде, веселье в бедности, скромность среди роскоши и наслаждений, Ибо душа избавляется от пороков и даже среди бед и несчастий укрепляется в какой-то смиренной дивной радости, когда направляет острие ума на полезное чтение».

«В мире скорби, где правит жестокость и ложь

Друга преданней книги едва ли найдешь.

Затворись в уголке с ней – забудешь о скуке,

Радость истинных знаний ты с ней обретешь» – справедливо считал выдающийся ученый, педагог, философ и поэт 15 века Абдурахман Джами, чье творчество яркой жемчужиной сверкает на горизонте мировой литературы, а сам он, научившийся читать в 4 года, являлся не менее выдающимся Читателем.

Плутарх, обращаясь к юношам справедливо призывал их при чтении «искать целительное и полезное, а наслаждение при этом получать небольшими порциями, словно вкусную приправу». Сенека считал, что, от чтения с выбором мы получаем пользу, а от разнообразия только удовольствие; чтение питает ум и дает утомленному занятием отдохнуть за другим занятием, а, кроме того, лекарства для души уже найдены древними и дело читателя их отыскать и как применять и когда. О важности совместных чтений упоминал средневековый автор Фотий. Его собственная книга составлена из пересказов различных произведений, прочитанных совместно с учениками и друзьями.

Были и упоминания о безопасности читателя. Так, Леонардо Бруни главной заботой считал отбор для чтения книг, написанных лучшими авторами, призывал «беречь себя, словно от какой-то беды и недуга для нашего ума, от книг, написанных неумело и неизящно» По его мнению, чтение произведений без нужной разборчивости накладывает свои пороки на читающего и заражает его ум, подобно недугам.» Ведь чтение, – считал он, словно духовная пища, которая поит и кормит ум. Поэтому тот, кто, заботясь о желудке, поглощает не всякую пищу, так и тот, кто хочет сохранить здоровой душу, не позволит себе любое чтение». «Обрести вновь себя» в трудную минуту уже не раз помогало многим поколениям читателей обращение к мудрости поэзии Востока. И это не случайно. Согласно данным исследований Н. Ф. Калиной «28 букв арабского алфавита точно соответствует фазам луны. Существует и терапевтическое применение букв – каждая буква алфавита используется определенным образом для исцеления болезней, поражающих конкретный орган».

Ассоциации и чувства, возникающие при чтении восточной лирики, значительно усиливают способности к самовосстановлению у людей самых разных возрастов и профессий. Для многих поколений читателей в горе, болезни, душевных переживаниях чарующие звуки рубаи Омара Хайама являлись тем живительным источником, который заряжал их необыкновенной энергией, являлся своего рода методикой тренировки чувств, позволял в полной мере увидеть ту сверкающую многогранную палитру чувств, выводящую на более высокий уровень переоценки ценностей и обретения смысла жизни в решении сложных и вечных вопросов. Сплав мудрости и глубины переживаний отличает произведения Омара Хайама. А стратегия методики тренировки ума и чувств проста и подсказана самим Омаром Хайамом: видя горечь жизни – не отказываться от ее радостей, наслаждаться каждым мгновением; быть самим собой, поднимаясь над лицемерами и ханжами, ценя жизни каждый миг – не отказываться от постижения смысла ее. Не менее важным является взаимосвязь жизненного и читательского пути личности и успешность преодоления различного рода стрессовых ситуаций теми поэтами, кого поправу можно назвать читателями с высокой куль турой чтения. Творческое постижение читательского пути восточных поэтов помогает творческому постижению их поэзии и одновременно дает возможность любому читателю постичь стратегии саморегуляции собственной читательской деятельности в стрессовых ситуациях Раскрытие творческого потенциала человека, воспитание творческой индивидуальности, определение стратегий достижения «акме» в любом виде деятельности – эти задачи сегодня являются основными, как для учреждений образования и культуры, так и для семьи.

У любого выдающегося творческого человека есть своя уникальная стратегия достижения им вершин мастерства и творческой зрелости. Есть и общие ориентиры в определении такой стратегии. Изучая жизнь и творчество выдающегося поэта можно сделать акцент на выявлении такой стратегии. Что это даст школьнику, студенту или массовому читателю… Взяв на себя ценные элементы такой стратегии, любой человек может моделировать для себя свою программу достижения жизненного успеха. Известно, что успешное прогнозирование своего поведения в неблагоприятных ситуациях является стратегией предотвращения или преодоления разрушающего воздействия реальной стрессовой ситуации и показывает оптимальные пути выхода из нее. Знакомство с моделями путей выхода из стрессовых ситуаций других читателей позволяет расширить границы собственного читательского сознания. В практике библиотечного обслуживания есть богатый арсенал форм и методов, традиционно пользующийся интересом различных читательских групп; многие их этих форм и методов с успехом могут быть применены в библиотерапевтической работе, и, в частности, для показа моделей стратегий читательского развития в стрессовых ситуациях. Не менее важным для совершенствования своего читательского развития является достойный круг межчитательского общения. Об этом не раз писали практически все восточные поэты. Например: Хафиз советует помнить, что « круг прозорливых слушать повести сердца поистине рад» Руми предостерегает: «Ни в чьих устах бессмыслице не верь» Саади четко обозначает свою стратегию: «Спроси то, чего ты не знаешь, ибо это униженье будет твоим путеводителем к вершине знаний». Книга – всегда самый надежный друг, выручающий в любую трудную минуту» – справедливо полагает Джами.

«В мире скорби, где правят жестокость и ложь,

Друга преданней книги едва ли найдешь…

Затворись в уголке с ней – забудешь о скуке,

Радость истинных знаний ты с ней обретешь».

Поэзия Саади Ширази – талантливого поэта и педагога 13 века во все века являлась для читателей и своеобразным учебником жизни, и книгой для увлекательного чтения в минуты радости и горестей. Его рано начавшаяся творческая деятельность, постоянное стремление к познанию, бережное отношение к людям, к чтению, к библиотекам подняли его на высокие ступени поэтического мастерства, несмотря на все выпавшие на его долю лишения, скитания и опасности. Саади являлся высокообразованным человеком, о чем дружно говорят практически все исследователи его творчества, и стоял на высокой ступени читательского развития, о чем свидетельствуют и факты его биографии, и его творения. В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что в училище «Мустансирийе» в Багдаде, где он учился после завершения начального образования в Ширази была обширнейшая библиотека, а важнейшей формой,( как бы мы сейчас сказали), формирования культуры чтения являлись поэтические диспуты, в которых будущий поэт, ученый и педагог принимал самое деятельное участие.

Факты из античных времен свидетельствуют, что врачи того времени и напрямую в лечебных целях использовали стихи Гомера и Гесиода. Пифагор, которого все знают как крупного ученого, был еще и знаменитым целителем, обучившимся этому искусству у древнерусских специалистов того времени, успешно практиковал применение стихов наряду с музыкой и травами для лечения некоторых заболеваний. Да и подготовка самих врачей и последующая творческая продуктивность их деятельности и личности напрямую была связана с высокой культурой чтения. Величайший ученый-энциклопедист, знаменитый поэт и врач Ибн Сина ( Авиценна) уже в 16 лет успешно исцелял больных благодаря тому, начав свое обучение с 5лет к 10 годам имел разносторонние знания по математике, грамматике, логике, законоведении, риторике, культуре народов Востока, затем философии, физике и метафизике и медицине, изучал фикх и участвовал в диспутах по нему, о чем с гордостью повествует в своей автобиографии. И даже его второй по значению медицинский труд – учебное пособие «Поэма о медицине» не только целиком построено на стихотворной основе (в форме урджузы), но и содержит специальный раздел мыслей великих людей относительно четырех времен года. А в «Поэме о душе» – важнейшем психологическом произведении Ибн Сина предлагает довольно любопытную классификацию душевных сил, акцентируя внимание на взаимосвязи между душой и душевными силами, душой и телом человека, анализирует природу разума, особое внимание уделяя познавательному разуму и его этапам и ступеням развития, предлагает классификацию познания.

Видный представитель узбекской литературы 19 века, ученый, поэт, историк и переводчик Мухаммад Риза Агахи, кумир влюбленных, тонкий лирик, последователь школы Навои, воспевающий высокие человеческие чувства являлся талантливейшим читателем. С детства он до конца дней своих со всем пылом отдается чтению книг и приобретению знаний, активно участвуя в научно-литературных кружках того времени. В его рубаи звучит и благодарность тем ученым, поэтам, музыкантам, чтецам и певцам, которые напоили его высшей мудростью и совет своим читателям:

«О ты, мудрец, кому наука покорилась,

Ты знаньем поделись со мною, сделав милость.

Я из последних сил за мудростью пришел,

Чтобы в меня она вошла и укрепилась».

Остро современны и другие его рубаи.

« С тех пор как мы в немилости у неба,

Ученый у невежды просит хлеба.

А если б мир устроен был разумно,

То не мудрец – невежда жил в нужде бы».

Три самых ярких звезды из созвездия поэтов Востока, по мнению литературоведов: Рудаки (Х в.), Фирдоуси (ХI в.), Низами (ХII в.). В разные века творили эти выдающиеся поэты, но объединяет их одна характерная для всех восточных потов идея гуманизма, свободы, независимости и гармонии человеческого духа. В центре внимания поэтов внутренний мир личности, красота чувств и разума человека, воплощение идеалов гармонии духовного и физического, мотивы поступков и логика становления характера. Низами отличает интерес к необычной, героической личности; его герои практически всегда выступают парами, что позволяет ярче увидеть внутреннее достоинство, благородство, жертвенность, готовность к подвигам одного и мелочность, подозрительность, низость, подлость другого. Золотой страницей истории художественного развития человечества справедливо называют творчество Низами литературоведы разных стран. Скудные сведения о его жизни позволяют все же увидеть истоки его творчества, этапы формирования характера, ярко высвечивают незаурядного, гордого, социально независимого человека, никогда не продававшего свою лиру в обмен на придворную карьеру или материальные блага, не поступавшегося своими принципами ни в жизни, ни в творчестве, не сломленного ни горем, ни более чем скромным достатком, ни противоречиями сложной политической обстановки той эпохи. Низами явил нам собой пример по-настоящему социально независимого по духу человека, умеющего жить проблемами общества и подниматься над ним. Тесно сплетены в жизни пути к тем вершинам, к которым стремится человек: вершины профессионального совершенства и вершины читательского мастерства, вершины любви и семейного счастья и вершины творчества. Жизнь и творчество Низами – яркий пример достижения гармонического единства. Очень быстро завоевав популярность среди читателей, поэт имел все шансы на блестящую придворную карьеру, от которой он, однако, отказался, предпочтя ей свободу и независимость, которая была для него важнее всего. Он не растрачивал свой «Божественный талант ради золота». Низами воспел любовь и обрел любовь благодаря своему таланту, своему поэтическому дарованию. Кому и как сегодня может помочь лирика Низами?. – Всем тем, кому дороги непреходящие человеческие ценности – любовь, верность, дружба, благородство и честь, гармония души, свобода и независимость духа. Всем тем, кто стремится к вершинам читательского мастерства. Вопросы «что читать» и «как читать» тесно сплетены с вопросами саморазвития и самосовершенствования, поиск ответов на которые – это ключ к успеху человека ХХI века. Высокую стратегию успешного читательского и профессионального мастерства, стратегию раскрытия чувств и отточенности ума раскрывает читателю творческая и жизненная биография Низами. Низами по праву считался одним из образованнейших людей своего времени. Блестящее образование и воспитание дала ему, рано лишившемуся отца, мать – курдянка знатного рода, а также его дядя. Он знал этику, античную философию, логику, мусульманскую теологию, юридические науки, астрономию, географию, математику, медицину, минералогию, этнографию. Широк и разнообразен круг его чтения. Доступность рукописных списков произведений, посвященных разным областям науки, переводов и интерпретаций античных авторов, общение с интересными людьми из самых разных слоев позволили Низами пренебречь поездками в другие города и страны, что являлось в то время одним из важных условий завершения образования. Один из лучших исследователей творчества Низами Р. Алиев отмечает, что поэт изучал историю древних и средневековых народов, хорошо знал историю античного мира, арабского халифата, доисламскую историю арабских народов, историю и этнографию многочисленных тюркских племен, труды Платона, Фалеса Милетского, Аполлония Тианс кого, Порфиприя Тирского и других философов. Ему были знакомы труды Аристотеля, Евклида, Архимеда, Гиппократа, достижения мусульманской медицины и фармакологии Рази, Исхака ибн Уната, Авиценны и других. Глубоко усвоенные Низами знания их разных областей науки перерабатывались и систематизировались поэтом, воплощаясь в стихах и поэмах. В его творениях читатели могут найти сведения из Библии, христианской литературы, которые, по мнению специалистов, он мог получить, общаясь с русскими купцами. В его поэмах встречаются русские имена собственные, такие, как: Чудра, Ерема, Купала, слово «князь». Обручившись с поэзией с юных лет, Низами пишет стихи на протяжении всей жизни. Непременным условием становления поэта того времени и признания его как поэта было изучение поэзии своих предшественников и современников. Можно ска-зать, это был первый этап профессиональной подготовки – будущий поэт должен был выучить огромное количество стихов. Известно, что Низами изучал и запоминал стихи до – и послеисламских поэтов и писателей. Аккумулируя опыт предшественников, Низами, тем не менее, не только не следует существующей традиции, но, напротив, выходит на новый уровень и в глубине раскрытия чувств своих лирических героев, пропуская через собственный внутренний мир, отражая подлинные, а не надуманные переживания и настроения. Закономерный результат столь высокого уровня читательского развития, которого достиг Низами, – его «диван», который содержал около двадцати тысяч строк. Такой высокий уровень читательского развития и своего профессионального поэтического мастерства позволял его современникам отзыватиься о поэте как о человеке, который точно и всесторонне умел оценивать и происходящие события, и окружающих людей, безошибочно определяя истинные причины и скрытые мотивы поступков, не приукрашивая и не очерняя, являясь при этом человеком с высоким чувством собственного достоинства, моральной чистотой и независимым умом. Он был не только в курсе всех достижений науки и литературы, но нередко значительно опережал свое время. Любовь окрыляла Низами, вдохновляла его на создание ярких и прекрасных женских образов – Ширин, Нушабе, Нистандарджахан, воплощавших черты его несравненной первой любимой жены Афак. Ее смерть явилась для Низами глубокой и долго незаживающей раной. Свои чувства и переживания, боль утраты, душевные терзания и чистоту своей любви и глубину горя переносит Низами в свои поэмы: «Хосров и Ширин», «Искандер-намэ», вспоминая свою покойную супругу.

Конец ознакомительного фрагмента.