Библиотерапия как наука и учебная дисциплина
Библиотерапия как учебная дисциплина
Библиотерапия к концу 20 века является новым учебным спецкурсом или специализацией, включенной в учебные планы (полностью или частично) ряда вузов культуры в России. Однако все еще возникают сложности, связанные с утверждением программ, созданием учебников и учебных пособий. В этом процессе стереотипы сознания, связанные с узостью понимания термина, недооценкой значения библиотерапии в новом информационном обществе и в особенности на этапе информационного кризиса и информационных войн также тормозят подготовку соответствующих специалистов. В СПбГУКИ спецкурс «Библиотерапия» входит составной частью в специализацию кафедры социологии и психологии чтения «Информационно-психологический консалтинг» на дневном и вечернем отделениях. Опубликована программа этого курса в сборнике научных трудов СПбГУКИ «Учебные тетради». Дипломные рабоиты студентов данных вузов посвящены актуальным направлениям, формам и методам библиотерапии, специфике библиотерапевтических исследлований, библиотерапевтической работе с различными читательскими группами. Специализации и спецкурсы «Библиотерапия» существуют в ряде других вузов культуры. Например: в ВСГАКИ, Казанском, Кемеровском, Пермском вузах культуры. Авторские программы курса «Библиотерапия» были разработаны и внедрены в учебный процесс такими авторами, как: А. М. Миллер, И. З. Вельвовский, Ю. П. Дрешер, О. Л. Кабачек, И. Н. Казаринова, Н. С. Кукарев. Раздел «библиотерапия» есть в программе «Психология детского чтения» И. И. Тихомировой. Глава «Психологическа служба читательского развития личности» содержится в программе курса и соотвтетствующем учебном пособии «Психология чтения В. А. Бородиной. Глава «Психологические особенности особых групп читателей» включена в авторский курс учебника «Библиотечная психология» Э. Р. Сукиасяна. Ряд учебных пособий «Библиотечное обслуживание инвалидов» создан А. Е. Шапошниковым. Ю. П. Дрешер предпринимает попытку введения в ГОССТАНДАРТ обоснования курса «Библиотерапия» для библиотечных и небиблиотечных учебных заведений. В ряде регионов курс «Библиотерапия» преподается в системе повышения квалификации библиотечных работников. В Казани такой курс введен в систему переподготовки врачей. В 90-е годы многие ЦБС России приглашают специалистов по библиотерапии на краткосрочные семинары и тренинги для сотрудников библиотек. В Предлагаемых авторских курсах «Библиотерапия» как правило, освещена история и практика библиотерапии на основе авторского же теоретического подхода. Однако, до сих пор нет ни программы, ни учебного пособия по методологии и методике библиотерапевтических исследований. Применяемые в исследованиях научные методы не обобщены и не систематизированы. Есть необходимость в создании учебных программ такого спецкурса для педагогов-психологов.
Библиотерапия как наука
Библиотерапия – это наука о закономерностях читательского развития личности в стрессовых условиях, ситуациях, состояниях.
Объект библиотерапии – читатели, находящиеся в стрессовых ситуациях.
Предмет библиотерапии – закономерности читательского развития личности, находящейся в стрессовой ситуации.
История формирования библиотерапии свидетельствует, что она имеет междисциплинарный характер. Библиотерапия как междисциплинарная наука находится на стыке ряда наук. Длительное время господствовал подход считать эту науку составной частью библиотековедения и психотерапии; отголоски стереотипов профессионального сознания и сегодня наблюдаются среди теоретиков и практиков, несмотря на очевидный факт, что ряд направлений библиотерапевтической деятельности не укладывается в эти рамки.
Теория саморегуляции читательской деятельности личности
Теория саморегуляции читательской деятельности личности в стрессовых ситуациях, разработанная автором пособия может послужить стержнем разработки теории библиотерапии как междисциплинарной науки. Основные структурные элементы или аспекты теории саморегуляции читательской деятельности личности: понятие саморегуляция читательской деятельности личности, системообразующие факторы, условия для продуктивной читательской деятельности в стрессовых ситуациях, компоненты индивиуального читательского опыта личности, ключевые жизненные и читательские этапы, опроы выхода из стрессовых ситуаций, закономерности путей выхода из стрессовых ситуаций, тенденции формирования моделей круга чтения элитарных и массовых читателей, функции и направления библиотерапии. Для определения понятия «саморегуляция читательской деятельности личности» потребовалось проведение терминологического анализа и операционализации понятий, результаты которых позволяют представить сущность библиотерапии с позиций акмеологического подхода.
Эти понятия на современном этапе оказываются тесно связаны между собой и с теми социальноэкономическми условиями, в которых осуществляется путь к вершинами профессионализма и развития. В свою очередь, достижение вершин в любом виде деятельности человека напрямую связано с достижением вершин читательского развития. Любые стрессовые ситуации на пути читательского развития являются и той лакмусовой бумажкой, позволяющей увидеть всю суть читателя, и тем трамплином, который выводит на новый уровень развития, к новым вершинам.
Особенности проведения библиотерапевтической работы общедоступных библиотек в 21 веке тесно связаны с обеспечением информационно-психологической безопасности личности. Одна из составляющих этого понятия – информационно-психологическая защита личности, другая составляющая – информационная свобода. Гармонию духовной системы человека и общества обеспечивает гармония информационная. Гармония информационная невозможна без информационной защиты, на которую человек имеет такое же право, как и на информационную свободу, зафиксированную в кодексах этики библиотекарей России и ближнего зарубежья, что особенно значимо в эпоху информационных войн.
Как совместить целенаправленность воздействия – функции изначально присущей библиотерапии, с правом личности на информационную свободу и информационную защиту и полноценное читательское развитие личности – функциям не менее важным, а на современном этапе и ключевым в библиотерапевтической деятельности. Эта проблема не только не решена специалистами по библиотерапии, но по сути дела и не звучала в такой постановке в профессиональной печати. Информационно-психологическое воздействие или влияние с помощью определенной литературы (а именно так чаще всего в библиотерапии именовалась эта функция) в стрессовых для личности ситуациях и информационно-психологическая защита или информационно-психологическая безопасность читателя – это две противоположных по содержанию функции библиотерапии. В свою очередь проблема обеспечения информационно-психологической безопасности читателя с одной стороны может и должна рассматриваться в контексте проблемы информационно-психологической безопасности личности в целом, а с другой – это обеспечение информационного здоровья нации. Задачи библиотек по обеспечению информационного здоровья читателей можно обозначить как: 1. знание документального потока по проблеме ИПБ и соответственно рекомендация соответствующих уровню подготовленности читателя источников, 2. знание и информация читателей о способах манипуляции, 3. знание приемов и способов информационно-психологической защиты и обучение им читателей, 4. развитие навыков анализа различных текстов, 5. развитие умений прогнозировать возможное влияние информации из разных источников на уровне своего читательского «Я». В свою очередь, это является важной составляющей саморегуляции читательской деятельности личности. Термин «информационно-психологическая безопасность читателя» пока еще не устоялся в библиотековедении. Ряд авторов включают его как составную часть информационно-психологической безопасности личности, что совершенно справедливо с позиций проблемы ИПБ как общегосударственной и общемировой, но не затрагивает специфику библиотечную. С позиций теории саморегуляции читательской деятельности личности информационно-психологическую безопасность читателя можно обозначить как информационно-психологическую безопасность читателя и самого процесса чтения на традиционных и нетрадиционных носителях информации от воздействия негативных факторов, влияющих( а также тормозящих или деформирующих) на полноценное читательское развитие личности.
Несмотря на огромный поток литературы по проблеме информационно-психологической безопасности личности в целом, информационно-психологическая защита читателя не получила должного освещения на страницах профессиональной печати и в особенности в регламентирующих библиотечную деятельность официальных документах.
Саморегуляция читательской деятельности личности подразумевает, по нашему мнению, единство этих двух составляющих: информационную свободу и информационную защиту, составляющих гармонию информационную при опоре на собственный читательский опыт и использование возможностей библиотек для успешного читательского развития, исходя из основных этапов жизненного пути личности и преодоления кризисов личности. Это верхний уровень иерархии данного понятия. Системообразующими факторами являются акмеологические принципы отношения к личности как субъекту, развития, двойной детерминации. Ведущей характеристикой читателя становится его активность, в первую очередь в достижении информационной гармонии, затем в выборе оптимальных стратегий выхода из стрессовых ситуаций.
Поэтому иерархия второго порядка подразумевает решение задачи компенсации для личности утраты ценностей и эмоциональных переживаний, адаптацией к изменяющимся социальным условиям. Не случайно, одна из самых серьезных деформаций духовной жизни личности и общества связывается психологами именно с потерей чувств, утратой эмоций, особенно позитивных, нравственных потерях. Так, психолог – акмеолог К. А. Абульханова-Славская видит один из выходов в сохранении тех структур в обществе, «где люди общаются лично, где возможно сохранение нормальных полноценных человеческих отношений, где имеет место реальный человеческий контакт». Здесь особенно важны такие характеристики личности, как: активность, специфичность, избирательность.
Именно это и является характерной особенностью мероприятий библиотеки и важной составляющей библиотерапевтической работы в целом. Подобные задачи практически всегда решали библиотекари разных типов библиотек, проводя библиотерапевтическую работу, не имея, по сути дела, ни теоретических, ни методических разработок, опираясь на интуицию и потребности своих читателей. В конце 20 века ведущим теоретическим принципом библиотечного обслуживания становится индивидуализация подхода к читателям с позиций субъект-субъектного подхода. Практики акцентируют внимание на создание оптимальных возможностей для выявления творческого потенциала читателей. Таким образом, читатель – это в первую очередь активная самостоятельная личность, обладающая своим уникальным индивидуальным читательским опытом, что особенно значимо для развития теории библиотерапии.
Не менее важным является соотношение понятий читатель – саморегуляция читательской деятельности. В акмеологии личность определяется как системообразующий фактор или как движущая сила развития, а саморегуляция рассматривается как механизм, что справедливо и по отношению читателю в библиотерапевтической деятельности и в узком и в широком понимании термина саморегуляция на первом уровне иерархии. Читатель входит одновременно в различное число малых групп, но наиболее важной для него является референтный круг общения, что зависит от включенности и активности в межличностном общении, в особенности в стрессовых условия.
Группу формирует совокупность людей. В библиотековедении понятие «группа» недостаточно четко определилось, что отражается и на совершенствовании практики групповой работы.
Особенность библиотечной групповой работы в том, что в отличие от других социальных институтов, отнесение читателя к какой-то группе не носит жестко регламентированный характер. В библиотеке читателю по сути безразлично, к какой группе его относят библиотекари.
В групповой работе библиотек есть своя специфика. Обращение к данным смежных с библиотековедением наук для более точного определения групповой работы важно потому, что с одной стороны читатель включен в аналогичные малые группы и подвержен таким же внутригрупповым и межгрупповым воздействиям. С другой стороны, читатель может и не знать даже, к каким группам его относит библиотекарь, если не имеет место непосредственное или опосредованное взаимодействие.
Напротив, это очень существенно для библиотекаря при прогнозировании, планировании, проведения работы с читателями. Имеет немаловажное значение классификация групп, особенность и взаимовлияние различных групп, выявление принципов формирования читательских групп, их характер и степень организованности, количественные характеристики.
Чтение является особым видом деятельности. Ряд библиотековедов определяют чтение как вид социального поведения. Это важно для планирования библиотечных мероприятий, но не отражает динамику развития читателя и развития способов его чтения, отраженных в индивидуальном читательском опыте, что наиболее значимо для обеспечения информационного здоровья читателей.
На групповых мероприятиях читатели объединены в малочисленную по составу читательскую группу с единым видом деятельности и поведения (чтения) и находятся в непосредственном общении.
Выделение групп в библиотеках может быть еще до непосредственной включенности в деятельность. Поэтому для определения понятия групповая работа с читателями имеет большое значение виды групп и группообразующий признак.
Специфика групповой работы в библиотеках в том, что можно выделить группы читателей, выделенные библиотекарем в процессе работы и объединение по инициативе читателей (имеющие определенную структуру и формирующиеся); группы, выявленные в процессе индивидуальной или массовой работы библиотекарем, группы, сформированные библиотекарем в работе, группы, формируемые библиотекарем для углубленной работы или соответственно определенным мероприятиям библиотеки. Группы читателей, уже имеющиеся в библиотеке, можно разделить на реальные и условные, формальные и неформальные, формирующиеся и сформированные, формирующиеся по инициативе библиотекарей и по инициативе читателей.
В библиотековедении существует несколько подходов к понятию «читательская деятельность». Специалисты нередко включали в понятие читательской деятельности культуру чтения, качество библиотечнобиблио – графических знаний, уровень подготовленности читателей, различные влияния на выбор книги и межличностное общение, а применительно к групповой работе факторы выбора книг, межличностное и межчитательское общение, комплекс библиотечных средств, от которых зависит, как управлять процессом общения, являющегося одним из главных составляющих групповой работы, планировать функции общения, форму общения, ролевые позиции, избирательность стимуляторов. Само понятие читательская деятельность и ее структура даны в учебном пособии «Психология чтения». Этот подход и это понятие являются ключевыми для рассмотрения проблем саморегуляции как понятия, так и самого процесса. Продуктивная читательская деятельность влияет на внутреннее состояние личности и позволяет скорректировать на разных этапах последствия различных кризисов личности, столь актуальных на современном этапе.
Терминологический анализ и операционализация понятия саморегуляция читательской деятельности личности
Анализ работ теоретиков и данных исследований позволил выделить два основных подхода к понятию «саморегуляция».
С точки зрения современных психологов внутренняя преобразующая активность человека протекает в виде умственных действий, поиска наиболее подходящих и эффективных способов достижения намеченных результатов, а сама активность является одним из принципов саморегуляции человеком собственной деятельности наряду с системностью и осознанностью.
Процесс саморегуляции представляет собой систему, включающую цели деятельности, условия, программу действий, категории успешности, оценки и коррекцию результатов, что соотносится с основными этапами читательской деятельности.
Само понятие «саморегуляция» претерпело определенные изменения и неоднозначно интерпретировалось в разных науках. Нередко ранее это понятие отождествляли с аутогенной тренировкой и сводили на уровень практических навыков.
С позиций нейролингвистического программирования под саморегуляцией уже понимаются простые и доступные пониманию способы изменить свое мышление и поведение.
Современная психология трактует это понятие как систему, в свою очередь включающую в себя понятия адаптации, компенсации, психоло – гической защиты, рекреации, индивидуализации и идентификации, ранее в той или иной степени также отождествляемые с понятием «саморегуляция». Поэтому в терминологический «круг» понятия «саморегуляция читательской деятельности личности» входят эти термины, связанные в свою очередь с понятием кризисной ситуации, в рамках которой возникло понятие саморегуляции.
Рассмотрим ряд наиболее принципиальных для нас подходов к понятию «саморегуляция», где отражены составляющие ее признаки.
Г. С. Никифоров и Ю. И. Филимоненко понимают под психической саморегуляцией «сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования)».
Важная основа саморегуляции как метода сознательного волевого управления внутренним процессом собственной психики и организма в целом – это развитие индивидуальных свойств личности, обусловленной природными возможностями. В дальнейшем, психологи рассматривают саморегуляцию как систему и интеллектуальный процесс, включающий соответственно специфике деятельности компенсаторные возможности, успешность адаптации и психологическую помощь, интегративность и индивидуальные стилевые особенности или индивидуальность как функции.
С позиций деятельного подхода саморегуляция рассматривается как целостная и открытая информационная система, обеспечивающая взаимосвязи субъекта на основе поставленной им цели, путей достижения, согласованности действий и регуляторных процессов. Саморегуляция становится важной составляющей успешного развития личности, предотвращения ее распада в критической ситуации.
К. А. Абульханова-Славская, рассматривая проблемы стратегии жизни личности, отмечает важность самооценки в интеллектуальной деятельности личности и рассматривает саморегуляцию как единство объективных и субъективных требований деятельности и особую значимость опоры на собственные силы, самоконтроль, само-регуляцию через уровень притязаний личности.
С позиций психологии развитие личности также представляет собой последовательное чередование адаптации, индивидуализации и интеграции. Адаптация связана с взаимодействием организма и внешней среды (В. И. Захаров, З. К. Тругивская, Е. М. Бурцев ), приспособлением ( Р. Конечный и М. Боухал ), внутренними резервами ( Налчаджян ), внутренним приспособлением и идентификацией, приспособлением к внешним условиям, модификации поведения (А. В. Соловьев), удовлетворенностью (В. И. Гарбузов), мобилизации внутренних ресурсов и воли (Береговой Г. Т., Жданович О. И.), приспособлением к меняющейся социальной среде.
Различается врожденная и приобретенная адаптивность как способность к адаптации. Адаптивность, формирующиеся или сформированные личностные ориентации, выбор иерархии систем ценностей, целей и потребностей; уровень интеллекта и культуры, эмоциональность и межличностные отношения облегчают или затрудняют адаптацию.
Адаптацию рассматривали как механизм компенсации, и как иденти – фикация (внутренняя адаптация), связывая со стрессогенными условиями, с конфликтом. Механизмы адаптации, по мнению В. С. Мерлина, позволяют наиболее полно использовать «благоприятные индиви – дуальные особенности человека», а механизмы компенсации позволяют недостаточно выраженные « качества и особенности деятельности замещать благоприятными качествами и особенностями деятельности». В этом случае самрегуляция рассматривается как взаимодействие системы внутренних условий деятельности через механизмы приспособления индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности (к последним как раз и относятся механизмы адаптации и компенсации, играя подчиненную роль по отношению к понятию «саморегуляция»).
По мнению большинства специалистов, психологическая защита – это психологические способы переработки переживаний, дискомфорта, опасных для здоровья напряжений.
Последнее тесно связано с понятиями психотравмирующей ситуации, стресса, конфликта, эмоциональной напряженности и подразумевает пассивность, спонтанность деятельности личности. Таким образом, для повышения стрессоустойчивости личности важна успешность как пассивных способов деятельности, так и переход и осуществление активных (от успешной психологической защиты, компенсации, адаптации к саморегуляции как активности деятельности личности).
Представляется важным подчеркнуть, что одной из основных задач библиотерапевтической работы общедоступных библиотек является создание условий и помощь в саморегуляции читательской деятельности личности, что на практике возможно через созданные в 90-е годы довольно многочисленные психологические и библиотерапевтические службы (центры).
Проведение терминологического анализа и операционализации понятий позволило выделить два важных аспекта: сознательность воздействия человека на интеллектуальный процесс (включающий соответственно специфике деятельности компенсаторные возможности, адаптацию, психологическую защиту) и индивидуальные стилевые особенности. Еще раз подчеркнем, что с позиций системно-деятельного подхода саморегуляция рассматривается как целостная и открытая информационная система, обеспечивающая взаимосвязи личности с поставленной целью, путями достижения, предпринятыми действиями. Она является важной составляющей успешного развития личности, предотвращения ее распадов в критической ситуации, преодоления дискомфортных состояний и условий.
Анализ данных смежных наук позволил сформулировать рабочее определение «саморегуляция читательской деятельности», включающая два базовых термина этого понятия: саморегуляция и читательская деятельность. Составляющие термина «саморегуляция» – это система как более широкое определение и способ самовоздействия или самокоррекции в более узком смысле.
Определение «саморегуляция читательской деятельности личности», в более широком смысле – это система взаимодействия индивидуального читательского опыта, моделей интеллектуальных преобразований, межчитательских взаимовлияний и средств библиотечной работы для достижения библиотерапевтических целей.
Саморегуляция читательской деятельности личности в узком значении понимается как активный, осознанный, целенаправленный способ самовоздействия на свое читательское развитие в различных условиях и состояниях на основе понимания читателем своих возможностей, обращения к своим внутренним ресурсам, выбору средств продуктивной читательской деятельности, прогнозирования возможного влияния различной информации. Пробуждение читательской активности возможно путем активизации работы библиотеки по читательскому развитию личности как через традиционные формы и методы работы с читателями, так и новые ( например, психологические службы, тренинги, испоьзование электронных технологий).
Групповая работа с читателями, предполагающая активное межличностное общение, влияет на продуктивность читательской деятельности отдельной личности. В свою очередь, продуктивная читательская деятельность отдельной личности в процессе групповой работы влияет на творческое развитие группы читателей, особенно, на этапе развития самой группы от диффузной до уровня коллектива, на выявление, формирование, изменение, сближение ценностных ориентаций, референтности и на дальнейший читательский путь личности. Применение групповой работы позволяет успешнее раскрывать возможности библиотек для совершенствования читательской деятельности. Продуктивная читательская деятельность отдельной личности существенно влияет на духовную атмосферу общества, переживающего на современном этапе кризис во всех сферах, и, особенно кризис духовный и кризис слова.
Совершенствование читательской деятельности дает возможность успешнее преодолевать различные кризисные ситуации как личности, так и общества. Для этого важна эффективная читательская саморегуляция, позволяющая на всех этапах читательской деятельности, в различных условиях и состояниях осуществлять профилактику, прогнозирование, коррекцию и самокоррекцию с помощью чтения и возможностей библиотеки.
Саморегуляция читательской деятельности личности, опираясь на возможности групповой работы на 1-м этапе позволяет скорректировать мотивацию, цели и задачи чтения с учетом психотравмирующей или неблагоприятной ситуации для успешной адаптации, компенсации, рекреации, психологической защиты и определить для себя виды чтения соответственно этим задачам.
На 2-м этапе, опираясь на составленный читательский опыт и представляемые библиотекой возможности успешнее решать для себя библиотерапев – тические задачи, а на 3-м еще и управлять с учетом психотровмирующей ситуации кризиса или деформаций личности. 4-й этап дает ориентиры выхода из ситуации и прогнозирования дальнейшего читательского пути личности.
Саморегуляция читательской деятельности в узком значении понимается нами как активный, осознанный целенаправленный способ самовоздействия на свое читательское развитие в различных условиях и состояниях с учетом понимания читателем своих возможностей, внутренних ресурсов, выбору продуктивных способов чтения.
Рассматривая саморегуляцию читательской деятельности личности в условиях общедоступных библиотек в процессе групповой работы, мы расшифровываем ее более детально как способность читателя на всех этапах жизненного пути управлять своим читательским поведением, совершенствовать читательскую квалификацию, прогнозировать читательское развитие не только на неосознанном интуитивном уровне, но и осознанном целенаправленном, используя различные виды чтения подобно аутогенной тренировке в различных состояниях и ситуациях (благоприятных, нейтральных, неблагоприятных, кризисных, деформирующих личность) как на общесоциальном уровне, референтном круге общения, индивидуальном (личностном) умело используя все средства и возможности библиотек как основной базы для творческого читательского саморазвития.
Основное в работе библиотек – это забота о читательском развитии личности на различных этапах жизненного пути. Оказание помощи для саморегуляции читательской деятельности в условиях психологического дискомфорта сейчас является одной из основных задач библиотечного обслуживания, где групповая работа занимает ведущее место.
Индивидуальный читательский опыт как основа саморегуляции читательской деятельности личности
На успешность проведения библиотерапии существенно повлияли некоторые стереотипы сознания, к одному из которых относится недооценка индивидуального читательского опыта личности в различных условиях и состояниях, не рассматриваемая ранее специалистами.
Библиотека является базой читательского развития личности, совершенствования этой деятельности, местом достижения определенной информационной гармонии духовного мира личности. Использование библиотерапии в групповой работе означает соответствующие различным группам мероприятия, дающие возможность личности увидеть способы раскрытия ее читательского потенциала, совершенствования себя как читателя в различных условиях, особенно для преодоления психологического дискомфорта и кризисных ситуаций и общения в референтной читательской группе. Реализуется личностью при опоре на собственный индивидуальный читательский опыт и возможности библиотек, информационная среда которых наиболее способствует решению личностных проблем, создает предпосылки саморегуляции читательской деятельности.
Анализируя индивидуальные читательские опыты читателей различных групп, выявились некоторые общие тенденции. Проведенный анализ теоретических и эмпирических данных позволил определить, что в индивидуальном читательском опыте и особенно в опыте элитарных читателей содержатся предпосылки саморегуляции читательской деятельности.
Индивидуальный читательский опыт личности включает в себя следующие компоненты, являющиеся предпосылками саморегуляции читательской деятельности личности:
– компонент соотнесения ценностей (включает приоритет чтения как основной ценности, связанной с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений и отражением этого в чтении реальном);
– компонент адаптационный (чтение как основной инструмент для адаптации в изменяющихся общественных условиях, как вспомогательное средство и как лечебное средство);
– компонент ориентации в своих возможностях (чтение как инструмент ориентации в своих возможностях и использование для решения своих проблем профессиональных и личностных и опора на ориентацию своих возможностей для читательского развития личности);
– компонент рефлексивный (соотнесение знаний о возможных преобразованиях себя с помощью чтения);
– компонент взаимодействия (предполагает использование влияния межличностного и межчитательского общения на чтение и на самокоррекцию);
– компонент деформации (предполагает корректировку с помощью чтения собственно профессиональных, социальных и личностных деформаций, не связанных непосредственно с кризисами и неблагоприятными ситуациями);
– компонент библиотерапевтический (в системе саморегуляции объединяет предыдущие с позиций современных общественных условий на уровне субъекта, включенного в библиотерапевтическую работу какого-либо учреждения и как собственно индивидуальный опыт использования лечебного эффекта чтения);
Наиболее четко эти компоненты отражаются в ключевых для личности событиях на основных этапах жизненного пути. Срезы чтения, отражающие ключевые для личности жизненные изменения эмоционально наиболее сильно влияют на чтение. Это отражается в структуре читательского пути личности, которая затрагивает в основном шесть наиболее значимых, узловых жизненных этапов (совпадающих с выявленными К. И. Абульхановой-Славской жизенными этапами), а именно:
– общественные изменения;
– изменения, связанные с работой, учебой, общественной деятельностью;
– изменения во внутреннем мире, поисках, переживаниях, ценностях;
– изменения в состоянии здоровья;
– изменения в досуге, общении, хобби.
Анализ читательской деятельности на таких узловых этапах позволяет читателю находить те опоры, которые служат основой для осуществления продуктивной саморегуляции всех происходящих, предстоящих или возможных негативных изменений или ситуаций.
Наиболее характерными опорами являются следующие:
– опора на собственные потребности и интересы;
– опора на те произведения, которые связаны с прошедшими, но эмоционально позитивно окрашенными событиями жизни;
– опора на любимые с детства произведения (в том числе и сказки);
– опора на референтное читательское окружение (референтные группы).
Изучение и анализ индивидуальных читательских опытов личностей показал, что его специфика уникальна и не повторима и по структуре, и по содержанию. Особенно ярко это проявляется в дискомфортных и кризисных условиях и ситуациях. И именно это обстоятельство важно принимать во внимание при проведении групповой работы, ибо как пути приобретения такого опыта, так и пути выхода с помощью чтения из кризисных ситуаций и совершенствование читательской деятельности в эти моменты основываются на общих закономерностях. Эти общие закономерности служат основой объединения в группы по наиболее общим показателям. Кроме того, групповая работа на современном этапе ориентирована на индивидуализацию подхода, что дает возможность глубже учитывать специфику индивидуальности по сравнению с массовой работой.
Уровни, закономерности, компоненты и пути саморегуляции читательской деятельности личности в различных стрессовых ситуациях
Общие закономерности, действующие при выборе путей выхода из стрессовых ситуаций.
Во-первых есть некоторые общие тенденции формирования моделей кругов чтения различных читательских групп по приоритету предпочитаемых авторов, что дает основание для типизации. Во-вторых, при этом нет эталонных текстов и эталонных героев, пригодных для библиотерапевтической деятельности, даже в ее узком чисто лечебном аспекте, что опять-таки подчеркивает уникальность индивидуального читательского опыта личности.
Наиболее характерными тенденциями являются также следующие:
– интересы и потребности, присущие конкретному читателю и предшествующий кризисной или дискомфортной ситуации период и его читательский опыт;
– отражение общественных изменений жизни и мода на определенные произведения;
– влияние референтного круга чтения, выраженности эмпатии по отношению к чтению;
– степень значимости чтения в системе ценностей семейных;
– генетическая предрасположенность к интеллектуальной деятельности (к которой относится и чтение).
Данные тенденции соотносятся с выделенными нами выше компонентами индивидуального читательского опыта личности и теми опорами, которые выбирает читатель в узловые моменты жизненного пути. Все это может дать ориентир библиотекарю для выявления и выделения читательских групп и соответствующих им методов работы при выборе наиболее удачных путей читательского развития личности. Соответственно этому можно выделить и направления библиотечного обслуживания.
Чтение элитарного и массового читателя в дискомфортных и кризисных условиях носит различный характер. Зафиксированное как теоретиками, так и практиками библиотечного дела в качестве одного из наиболее актуальных направлений – библиотерапевтическое приобретает на современном этапе определенную специфику, связанную с общественными изменениями. Чем более комфортно и свободно чувствуют себя читатели в библиотеке, тем в большей степени последняя способна смягчить разрушительные последствия социально-экономических реформ, создавших в стране хроническую стрессогенную ситуацию для личности и помочь скорректировать через читательское развитие различного рода деформации и кризисы личности.
Поэтому представляется, что в самом направлении групповой библиотерапевтической работы наиболее значимой является работа, ориентированная:
– на информационно-психологическую защиту личности;
– решение различных проблем и выход из ситуации психологического дискомфорта;
– коррекция ассоциальной направленности личности, девиантного и деликвентного поведения;
– помощь тем читательским группам, чья социально-профессиональная деятельность традиционно связана с сильными стрессогенными факторами, усилившими свое влияние на личность в нынешних условиях;
– работа с различными читательскими группами по смягчению влияния негативных жизненных условий на читательскую деятельность личности;
– коррекция и самокоррекция возрастных, личных кризисов, кризисов социализации, профессиональных деформаций личности;
– компенсация утраты ценностей и позитивных эмоциональных переживаний, адаптация к изменяющимся жизненным условиям;
– повышение стрессоустойчивости личности;
– преодоление информационной дисгармонии;
– творческая гармонизация личности;
– социальная защита личности.
В индивидуальном читательском опыте группы элитарных читателей содержатся предпосылки саморегуляции читательской деятельности. Обобщение этих данных позволило выделить наиболее характерные пути выхода из кризисных и дискомфортных состояний, а именно:
– одновременное преодоление физиологических и психологических барьеров, вызванных болезнью через чтение с выписками.
Пример – читательница Л. Психологически наиболее близкими в момент кризиса и болезни явились стихи А. Ахматовой и проза И. С. Тургенева, произведения Ч. Диккенса и искусствоведческая литература. Преодолевала головокружение, делая выписки при чтении.
– параллельное чтение двух книг одновременно (серьезной, требующей интеллектуальной работы, и легкой – для отдыха).
Пример – читатель П. Для него легче читать произведения тех авторов, которые четко структурируют текст, применяют образные выражения, наглядные примеры. По его мнению особенно ярко это видно в произведениях Р. Роллана, В. Гроссмана, Д. Андреева.
– отождествление себя с героем литературного произведения, особенно в тех случаях, когда он ассоциируется с идеалом читателя.
Пример – читательница Г. Герой Г. Гессе близок ей мотивом одиночества. В переломные периоды жизни, особенно при переоценке ценностей усиливал адаптационные возможности. Шри Ауробиндо и Кришнамурти послужили образцом идеального читателя и побудили к поиску методик рационального чтения и стремлению совершенствовать себя как читателя.
– нахождение в определенных произведениях или авторах методики тренировки чувств или выходов из кризисной ситуации.
Пример – читательница Х. Методику тренировки чувств в неблагоприятных ситуациях и выход из состояния душевного кризиса она нашла в философско-фантастическом романе «Дюна» Ф. Херберта. Одновременно она использовала для коррекции своих состояний чтение по контрасту: сказки и классика, классика и фантастика, литература по археологии и киноискусству и сказки, а также перечитывание любимых ранее – Теккерея, Голсуорси, Джером К. Джерома, романтическую литературу, готический роман, английскую классическую литературу.
– пассивный путь представляет такую ситуацию, когда мотивы, потребности, интересы богаче реального чтения, но реализуются успешно при помощи дополнительных стимулов. Например, под влиянием ближайшего окружения, межличностного общения, библиотечных мероприятий.
Пример – читатель С. Обращение к поэзии С. Есенина и литературе о нем и об этом историческом периоде под влиянием вечера поэзии. Переосмысление собственной жизни, ошибок и неудач, пробуждение творческих импульсов, обращение к музыке.
В той или иной степени данные разновидности работы с читателями реализуются в ряде библиотек, чутко откликающихся на потребности своих читателей. Целесообразность и актуальность некоторых, как например, социальная защита населения как вид библиотечной работы зафиксирована исследователями. Важно сделать эту работу четкой и эффективной применительно к различным читательским группам.
Одно из важнейших направлений библиотерапии на современном этапе – изучение влияния происходящих в обществе изменений.
Чтение в процессе библиотерапии или библиотерапевтичекское чтение должно быть ориентировано на существующие в человеке возможности и способности саморазвития. Такой вид чтения может рассматриваться сам как вид психологической защиты личности в экстремальных условиях, как вид социальной адаптации и как вид, своего рода, читательского аутотренинга. Задача библиотеки – сделать, чтобы читатель четко мог выявить, осознать свои возможности и возможности библиотеки для преодоления реальных или возможных кризисов личности через читательское развитие личности соответственно этапам развития личности, представляющим с позиций психологии последовательное чередование адаптации, индивидуализации и интеграции.
Актуальность этого диктуется потребностями общества, т.к. на современном этапе человек оказывается подвержен неблагоприятным воздействиям внешней среды (внешних конфликтов) и внутренних (внутренних конфликтов), усиливающих друг друга.
Подходы к формированию теории и методологии
В целом, как свидетельствует история библиотерапии, теория и методология библиотерапии еще окончательно не сложились. Существует в настоящее время несколько кардинально отличающихся теоретических подходов. Библиотерапия как междисциплинарная наука находится все еще на описательном уровне. Предпринимаются попытки подхода к измерительному и обобщающему периодам, развитие которых, равно как и дальнейшее развитие библиотерапии тормозится вследствие методологического диссонанса. До настоящего времени не разработаны методологические принципы проведения библиотерапевтических исследований ни в одной из вышеперечисленных наук, где так или иначе формировалась теория библиотерапии, что показал проведенный анализ данных исследований. Реально на протяжении двух столетий библиотерапевтические исследования проводились в рамках методологий тех наук, которые занимались разработкой теории и методики библиотерапии ( как библиотековедение, культурология, отчасти педагогика и психология) или же предлагались результаты наблюдений, отдельных эмпирических фактов из практики библиотерапии ( в психотерапии и теории медицины, криминологии, дефектологии, педагогике, психологии, книговедении, эстетотерапии, валеологии, конфликтологии, библиотечном обслуживании).
Диссонансный, а не резонансный принцип проведения библиотерапевтических исследований, наряду с доминированием применения в качестве методов исследования опроса в определенной степени блокировал или тормозил развитие библиотерапии как науки и, соответственно, библиотерапевтической практики. Применяемые в библиотерапевтических исследованиях методы, ориентированные на выявление мнений, высвечивали в результате лишь поверхностные слои проблем, не позволяли установить реальное состояние изнутри и дать оценку и прогноз. Тормозом являлось неравномерное развитие методологии двух наук – библиотековедения и медицины, в рамки которых «загоняли» библиотерапию специалисты как в плане формирования методологических принципов библиотерапевтических исследований, так и применяемых методов исследования, грешивших односторонностью и субъективизмом. Серьезным тормозом оказался методологический кризис, охвативший большинство перечисленных выше наук, за исключением библиотековедения, где , напротив, имело место опережающее развитие методологии библиотековедческих исследований. Нечетко определялись и направления библиотерапевтической работы, а зачастую просто сужались до помощи в преодолении неврозов. Это также связано с узостью трактовки самого термина «библиотерапия» как лечебное воздействие книги. Для развития библиотерапии необходим не просто междисциплинарный подход, а синтез на уровне методологии. Именно это становится возможным при ориентации исследователей на акмеологический подход. Появление парадигм, стыкующих разные науки позволяет надеяться на новый подъем исследовательской деятельности в области библиотерапии и дальнейшее развитие библиотерапии как науки.