Вы здесь

Библейские притчи. Сюжеты и размышления. Притчи Иисуса Христа (Владимир Леонов)

Притчи Иисуса Христа

Притчи Христа – основа христианства

Основа христианского учения находится в жизни, чудесах, притчах и учении Иисуса Христа. Все молитвы, богослужения в течение целого года, праздники, история Церкви, нравоучение, учение о жизни, все, все в христианстве исходит оттуда.

Для того чтобы легче было понять и запомнить Его учение, то Иисус говорил притчами. Притча – это поучительный рассказ, в иносказательной форме.

Когда Иисус Христос ходил по земле, он проповедовал людям о Царствии Небесном. Его слушали и образованные вельможи, и простолюдины.

Чтобы более доступно объяснить им Свое учение, Христос говорил притчами. На основе простых примеров из обычной человеческой жизни, Он в живой форме говорил об истине.

Как литературное произведение притча Христа – один из самых ёмких литературных жанров. В одной притче, состоящей из нескольких строк, Иисус может сказать так много, что это применимо к тысячам случаев во все времена и у всех народов.

Притчи Христа можно разделить в соответствии с тремя периодами земной проповеди Спасителя. К первой группе относятся притчи, рассказанные Христом вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.

Вторая группа притч рассказана Христом к концу третьего года Его земной проповеди. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

Последние притчи Христа изложены незадолго до крестных страданий. Это притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечер, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и некоторые другие.

В Своих притчах Христос нередко брал примеры из природы или современной Ему общественной, хозяйственной и религиозной жизни.

Почему Иисус говорил притчами

Причина, по которой Иисус выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют.

(Мф.).

Христос излагал Своё учение в форме притч по нескольким причинам. Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые было не легко Его слушателям. А конкретный и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться надолго, и человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем, углубляться в его содержание и, таким образом, постепенно понять скрытую в нём мудрость.

Иисус Христос пользовался притчами отчасти и для того, чтобы скрыть истинный смысл Своих слов и создать впечатление двойного смысла, чтобы скрыть до времени то, что Ему надлежало явить. Церковь, которую намеревался создать Христос, настолько резко отличалась от всего того, чего ожидали от Мессии, что Ему приходилось быть чрезвычайно сдержанным и осторожным.

И поэтому Он использовал притчи, чтобы проиллюстрировать истинное происхождение, развитие, смешанный характер и завершение Церкви или Царства, которое для нашего понимания кажется очень простым, но которое представляло собой загадку для современников Иисуса.

Кроме того, люди, не вполне понимающие учение Христа, могли бы по-своему толковать его, распространяя его в искаженном виде. Притчи сохраняли чистоту учения Христа тем, что облекали его содержание в форму конкретного повествования.

Притчи имеют еще и то преимущество перед прямым поучением, что они не только содержат в себе общий Божественный закон, но демонстрируют его применяемость, как в частной, так и в общественной жизни.

Притчи Христа отличаются простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, он рассказывает притчу о сеятеле. Зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле. Таким образом, сюжеты притч заимствованы из окружающей действительности, понятной слушателям.

«Притчи невольно захватывают слушателя и читателя, заставляют их включаться в переживания действующих лиц. Лаконичная и яркая образность притч, их поэтическая структура и изобразительные средства (гиперболы, метафоры, контрасты, неожиданные концовки) помогали их быстрому запоминанию наизусть».

Число притч Иисуса Христа затруднительно для подсчёта, так как иногда к ним относят и краткие изречения в форме метафор (например, «Вы – соль земли» (Мф.). Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати.

Сам Христос ответил на вопрос учеников, почему Он говорит иносказательно: «Для тех, кто видя не видит, и слыша не слышит, в притчах открываются тайны, превосходящие бесконечно понимание обычного человека, а потому ранее скрытое от него. Блаженства Царствия Небесного не могут быть навязанными насильно, а единственно только – принятыми сердцем, выстраданными им».

Отличительная черта евангельских притч – понятность знакомых, повседневных вещей, без какого-либо намека на таинственность, что присуще притчам восточных мудрецов. Христос подбирает такой обычный образ, который бы лучше всего просветил ум и направил мысль к сокровенному, составляющему смысл сказанного.

Притча – это маленькая придуманная, даже порой сказочная история, которая иллюстрирует какую-то мысль Иисуса Христа, какой-то пункт Его Учения.

Притчи были известны в иудаизме времен Христа, до нас дошло большое количество притч разных раввинов, мудрецов. Христос тоже использует этот жанр, но Он поднимает жанр притч на недосягаемую высоту. До Христа притчи не пользовались такой популярностью, а Христос постоянно их использует: через них Ему очень удобно выразить Свои мысли.

Почему притчи так удобны для выражения мыслей Христа? Потому, что Христос обращается к как можно большему количеству людей. В то время не было средств массовой информации, записать свою проповедь, учение было невозможно. Поэтому его необходимо было «упаковать»в какой-то такой вид, чтобы можно было передать это учение другим. Но когда люди что-то друг другу передают, вы сами знаете, возникает эффект испорченных телефонов, уже на 10-м человеке все полностью запутывается и искажается.

И вот представьте Христа.

Он говорит непростые, но глубокие вещи. Например, говорит о милосердии Бога к падшим или наступлении Царствия Божьего… Через десятые, а тем более сотые руки Его Учение, если его не оформить таким образом, чтобы оно от одного к другим передавалось неповрежденным, могло совсем исказиться. Но когда Христос рассказывает притчу, эту маленькую яркую историю, то передаваемое людьми учение, облеченное в такую форму, сохраняется неповрежденным. Поэтому притчи очень удобны, чтобы транслировать, передавать учение, чтобы оно не растворилось и не исказилось в сознании людей.

Кроме того, притча – это иносказательный рассказ о каком-то богословском положении. Если бы Христос открытым текстом о чем – то говорил, было бы легко придраться к словам и обвинить, что Он нарушает такие – то иудейские представления, ветхозаветные законы.

А когда Иисус рассказывает притчу, то придраться к Нему сложно. Помните, Он говорит Апостолам: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах» (Лк.). Наедине Христос все ученикам рассказывал, а остальным – в притчах: кто умный, тот поймет, а глупый не поймет, но главное, что обвинить Христа будет сложно.

И, конечно, не забудем, что Христос хотел заинтересовать слушателей, а притча, то есть образная миниатюра, которую слушать, а потом разгадывать – одно удовольствие, была удобным жанром для передачи Его мыслей.

Мы в Евангелии находим с вами более 30 притч. Есть большие, которые мы все знаем: О сеятеле, О блудном сыне. А есть притчи маленькие, буквально одна-две строчки, но это настоящие маленькие жемчужинки. И все притчи составляют собой своеобразное нравственное и духовное ожерелье. Убрать притчи – и мы бы лишились существенной части Евангелия.

К тому же, притчи – это прямая речь Христа.

Помните, в Евангелии мы читаем, что Христос никого не отталкивал, но всех к Себе приглашал, устраивал застолья, на которых даже и недостойные люди присутствовали, те люди, с которыми достойный еврей не сел бы за один стол, не стал бы есть. Это например, мытари, блудницы, нищие мира. Иисус показывает, что отныне пришло в мир спасение, Он хочет всех людей к Себе привлечь, любви хватит на всех, и все призываются начать новую жизнь. Поднимаются в притчах и другие, менее значимые, темы, о чем мы упомянем позже.

Я приведу список притч Христа и укажу, где, в каких Евангелиях их искать:

1. О сеятеле: Мф.; Мк.; Мк.; Лк.; Лк.;

2. О добром семени и о плевелах: Мф.; Мф;

3. О зерне горчичном: Мф.;

4. О закваске: Мф.;

5. О сокровище, скрытом на поле: Мф.;

6. О купце, ищущем хорошего жемчуга: Мф.;

7. О неводе, закинутом в море: Мф.;

8. О немилосердном должнике: Мф.;

9. О работниках в винограднике: Мф.;

10. О двух сыновьях: Мф.;

11. О злых виноградарях: Мф.; Мк.; Лк.;

12. Притча о благоразумном рабе: Мф.;

13. О десяти девах: Мф.;

14. О талантах: Мф.; Лк.;

15. О семени, возрастающем в земле неприметным образом: Мк.;

16. О двух должниках: Лк.;

17. О добром самарянине: Лк.;

18. О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга: Лк.;

19. О неразумном богаче: Лк.;

20. О неплодной смоковнице в винограднике: Лк.;

21. О брачном пире: Мф.; Лк.;

22. О заблудившейся овце: Мф.; Лк.;

23. О потерянной драхме: Лк.;

24. О блудном сыне: Лк.;

25. О неверном домоправителе: Лк.;

26. О богаче и Лазаре: Лк.;

27. О работнике пришедшем с поля: Лк.;

28. О неправедном судии: Лк.;

29. О фарисее и мытаре: Лк.;

30. О десяти минах: Лк.

31. Притча о смоковнице и деревьях: Лк.;

32. О добром пастыре и наёмнике: Ин.;

33. О благодарности (о десяти прокаженных): Лук.;

34. О вдовиной лепте: Лук.;

И другие…

И последнее: обращенные Христом к конкретной аудитории, эти притчи актуальны для всех времен и для всех людей.

Первая аудитория Христа – евреи. Что этим, непосредственным слушателям Христа сообщает притча, как она взрывает их обывательское миропонимание, к чему их, слушателей Христа, зовет?.. Что нового услышали они, и почему, задыхаясь от волнения, говорили: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин.).

Притчи Христа замечательны тем, что несмотря на прошедшие века и несмотря на то, что они были сказаны в другой цивилизации, на другом языке, они нисколько не утрачивают своей наглядности, актуальности и красоты. Притчи являются живыми свидетелями того тесного единства, которое существует между духовным и физическим миром, между внутренней причиной и ее проявлением в жизни.

Ушли в прошлое или легли на пыльные полки, тем самым канув в небытие, множество книг, которые еще вчера пахли типографской краской. Они не оставили никакого следа в нас, ничего нам не сказали, ничем не тронули нас – они так и остались «мертвыми».

А притчи Христа, такие миниатюрные рассказы, такие несложные, азбучные с виду, незатейливые и непритязательные, и, вместе с тем, такие изумительные по слову и образу, наполнены неугасаемой жизнью. Мы тянемся к ним, мы читаем их, мы слушаем их – они, как маячки, освещающие саму глубину нашей жизни, и говорят как будто с нами, как будто только о нас и касающееся только нас. И мы чувствуем что – то происходит с нами, такое искреннее и такое откровенное.

1. Притча о сеятеле

«Иисус рассказал народу притчу о сеятеле: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Затем Иисус пояснил ученикам значение этой притчи: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу…

Комментарий

Многие люди хотят послушать Христа, и он садится в лодку, которая немного отплывает от берега, – вода очень хорошо звук отражает и переносит. Таким образом, если с воды проповедуешь, то очень хорошо доносится звук до людей. Кроме того, берег Галилейского озера пологий, поэтому все люди хорошо видят и слышат Христа, никто Его не отталкивает, не тянет к себе, плотной толпой не окружает. Христос может плыть вдоль берега, а может просто сидеть в лодке, отплыв несколько метров от берега. Спаситель учит…

И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Комментарий

Христос имеет в виду, что у сеятеля огромные пространства, которые нужно засеять, и у него много зерна. Что такое здесь зерно? Это Слово Бога, Слово проповеди Иисуса Христа. Но только ли слово, как нечто произнесенное устами, губами?

В Ветхом Завете, особенно у пророков, – часто встречается выражение слово Божие. Пророки подразумевали под словом не просто проповедь, а активные действия Бога в нашем мире. Вот что пишет пророк Исаия: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его…» (Ис.).

И Христос, когда говорит об этом, подразумевает под словом не только проповедь, но и Свои дела, все то удивительное, что Он сделает. То есть, Христос Своей деятельностью открывает Бога людям, открывает волю Бога. Вот что означает это удивительное сеяние, сев Иисуса Христа.

И задача людей – стать той доброй почвой, которая воспримет действия, проповедь Христа, увидит то, что Христос возвещает, поймет и пойдет за Христом. А люди очень часто оставались, как и сегодня остаются, равнодушными к этому, невнимательными. Вот Христос и предупреждает, что не каждое семя, к сожалению, прорастет или принесет плод:

…Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!..

…Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.


Притча эта уникальна тем, что Христос не только рассказывает ее, но и здесь же комментирует, дает ключ к ее пониманию. Во времена Иисуса Христа в иудейской литературе птицы означали бесов. То есть, как птицы налетают и, вспорхнув, исчезают, так же быстро появляются бесы и похищают доброе из души. Здесь Иисус имеет ввиду, что человек видит Его, слышит Его Слово, и, казалось бы, что-то в душу попадает, но потом либо какие-то языческие соблазны, либо бесовские действия вымывают из души человека всё то доброе, что он воспринял, увидев Христа.


Посеянное на каменистых местах.. О ком это? Христос имел в виду тех евреев, кто принял проповедь, но потом, встретившись с непониманием окружающих, семьи, общества, гонением власти бросает Христа, отрекается от своей веры.

Посеянное в тернии… Как колючки, эти тернии, сорняки, которые заглушают доброе семя, так же в душах многих людей этот соблазн удовольствиями, богатствами заглушает истину… Суета мира и соблазны века сего побуждают человека отойти от веры, даже если поначалу он увлекся новой верой, и вернуться к прежней жизни со старой верой (в данном случае – языческой).

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.


Из одного зерно вырастает колос, который имеет 30 зерен, 60 или 100! Христос не имел в виду что-то конкретное. Христос просто имел в виду, что в каждом человеке по-разному Его Слово прорастает! Речь идет о разных видах растений: рожь, пшеница, полба… – все приносят разный плод. И смысл последней части – в том, что все мы – разные, уникальные по-своему и по-своему устраиваем жизнь как плод нашего труда.

***

На берегу Галилейского моря к Иисусу Христу собралось множество народа. Он вошел в лодку, отплыл немного от берега и учил народ притчами.

«Пошел сеятель сеять. Когда он сеял, то одно семя упало возле дороги и было потоптано, и птицы поклевали его; другое упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело влаги для корня; другое семя упало в сорняк, и сорняк заглушил его; другое упало в хорошую землю и принесло обильный плод».

Потом Иисус Христис так объяснил притчу своим ученикам: семя есть слово Бога, сеятель – тот, кто проповедует это слово, а земля – сердце человеческое. Семя, упавшее возле дороги, означает людей рассеянных, у которых дьявол легко забирает посеянное.

Каменистая земля – это люди непостоянные, которые с радостью слушают слово Бога, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают от веры.

Сорняк означает житейские заботы и пороки человеческие, которые заглушают в душе слово Бога.

Под доброй землей в притче подразумеваются такие люди, которые с усердием принимают слово Божие и стараются исполнить его.

Пустой колос

Под солнцем дозревает нива,

Пьет из земли последний сок,

А среди нивы сиротливо

Торчит высокий колосок.

Уставшие колосья гнутся

Под гнетом зерен на плечах,

А он не устает тянуться,

Купаясь в солнечных лучах.

Он выше всех, он ближе к небу,

Он избранный, он непростой,

Пусть братья думают о хлебе,

А он особенный – пустой!

– — —

У выскочек мораль проста:

Они не любят черновой работы,

Но всюду претендуют на успех.

У них одна заветная мечта,

Всего одна, но главная забота —

Любой ценой казаться выше всех!

(Басня современного школьника)

Комментарий II (толкование)

Вышел сеятель сеять:

Образ заимствован от занятия известного всем, а потому всем понятного.

Сеяние – прекрасный образ проповеди слова Божия, которое, падая на сердце, смотря по состоянию оного, остается бесплодным или приносит плод.

Иное упало:

«Христос не сказал, что Он Сам (сеятель) бросил, но что семя упало» (Иоанн Златоуст).

При дороге:

которая идет через поле, следовательно – на месте твердом, которое не было возделано и на котором семя не попало в землю, но лежало на поверхности оной, где могли найти его птицы и поклевать.

Одно во сто крат и пр.:

смотря по тому, на сколько удобрена и приготовлена почва под посев, ибо и на одном поле не во всяком месте семя дает одинаковое количество плодов.

Ко всякому, слушающему слово и пр.:

семя означает слово Бога, сообщаемое человеку или устной проповедью, или через Священное Писание.

Не разумеющему:

У кого ум так омрачен или так отвердел от грубости, и сердце так огрубело во грехе, что он не понимает и не принимает слова Бога, которое ложится, так сказать, на поверхности ума и сердца такого человека, не пустив корней внутрь, лежит как семя на дороге, открытое для всех проходящих, птиц и ветра.

Приходит лукавый:

сатана или демон, который в притче представляется под образом птицы или птиц, поклевывающих семя, лежащее на поверхности дороги и не пустившее корней.

Кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его:

это те, кто, слыша проповедь евангельскую, увлекаются ею, как приятною новостью, иногда даже искренно, чистосердечно; им она нравится, им она приятна, они находят удовольствие в слушании ее. Но корня в их умах и сердцах слово не пускает, ибо такие люди непостоянны, легкомысленны и боязливы.

Когда настанет скорбь или гонение за слово:

когда нужно принести какую-либо жертву ради Евангелия, они соблазняются, изменяют вере своей и Евангелию, – они падают, как трава без корня глубокого, палимая лучами солнца; их вера не довольно тверда, чтобы перенести искушения эти, у нее нет корня в сердце.

В тернии:

терние означает заботы о временных благах и особенно обольщение богатством, которые поглощают время и внимание людей, не оставляя достаточно ни того, ни другого для удовлетворения и большего раскрытия потребностей духовных. В особенности богатство обольщает; хотя обыкновенно оно и не дает тех благ, какие обещает, но все более и более привязывает человека к себе и – так нередко до смерти, «почему сребролюбие и считается материю всех зол» (1 Тим.).

Не мудрено посему, что оно заглушает посеянное в сердце слово, и слово остается в таком человеке бесплодным. «Христос не сказал: век, но забота века; не сказал: богатство, но обольщение богатства. Итак будем обвинять не сами вещи, но испорченную волю; ибо можно и богатство иметь, и не обольщаться им, и в веке сем жить, и не подавляться заботами. И хорошо сказал Иисус Христос: лесть богатства, потому что все в богатстве лесть, имена только, а не действительность; удовольствие, слава, пышность и все подобное этому, суть только призрак, а не действительная истина» (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский).

Мудрец и льстец

(басня современного школьника)

Что лесть гнусна, давно известно миру,

Ее бичует русская сатира,

Однако со времен святых отцов

В миру не поубавилось льстецов.

– — —

В глухом бору один почтенный Филин

Слыл мудрецом из – за своих извилин.

Большим умом он наставлял полсвета,

Работал от заката до рассвета,

При этом не имел секретаря.

Однажды Филин заприметил Снегиря —

Тот у дверей топтался с подношеньем,

Стараясь лестью подсластить прошенье:

«Вы для меня с заглавной буквы Птица,

Орел для вас в подметки не годится,

Весьма надеюсь, мы поймем друг друга.

Не скрою: в вас желал бы видеть друга,

Но вы с высоким разумом дружны,

Поэтому друзья вам не нужны,

Особенно простые снегири.

Возьмите лишь меня в секретари,

Позвольте вам служить на склоне лет».

Мудрец без предисловий дал ответ:

«Я сам люблю работать, без поддержки,

От помощи чужой одни издержки.

Не может мудрец со льстецом дружить,

И нам с тобою вместе не служить».

На доброй земле:

добрая земля – это человек, сердце чистое открыто для действия слова, как земля открытая для дождя и лучей солнца.

2. Притча о добром семени и о плевелах

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.


Комментарий

Семена репейника, а также других сорняков продавались и на рынках – эти семена использовали в лечебных целях, например, для заваривания, для приготовления мазей и проч. Известно, что в иудействе были некоторые люди, которые, когда хотели напакостить своему врагу, приобретали или сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы заглушаются сорняками, по славянски – плевелами.

Тут такая же история. Пришли рабы к хозяину и говорят: «Что такое? Сорняки взошли, давай пойдем, вырвем, прополем грядки!» А хозяин сказал: «Нет, не надо, чтобы, выдирая плевелы, мы не выдернули случайно и пшеницы. Оставьте и то, и другое до жатвы. (Ведь еще не совсем было понятно, поясню, где добрые всходы, а где сорняки. Только зелень, только травка появилась, и перепутать было легко.) Ну, а во время жатвы, когда очевидно будет, где добрые посевы, а где сорняки, мы все соберем и сорняки сожжем».

Вот эти слова о том, что сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд. Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить Вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена переплавка Вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.


Что в этой притче Христос имеет в виду? Что Слово Бога сеется! Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа. Еврейское «дабар» – слово Божие – означает всякое слово и действие Бога, то есть всякое обнаружение силы и замысла Бога. Христос все время являет это, так сказать, Слово: и через проповедь, и через чудеса, и через воскрешения…

Христос этой притчей говорит: Я вам, иудейству (не забывайте, что Христос обращается к иудеям, и притчи в первую очередь адресованы иудеям!), проповедую! И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна. Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и их много. Ну, ничего, будет Суд, который все расставит по своим местам.

Христос этой притчей утешает нас, чтобы мы не волновались, чтобы понимали, что такая ситуация, когда есть озлобленные плевелы, – входит в план Бога; Бог знает, что так будет…

Но, что очень важно: людям, которые недостойно себя ведут, дана возможность покаяться. Суд над плевелами отложен до конца, до сбора урожая, в нашем случае – до нашей смерти. Пусть сегодня ты – плевелы, колючки и тернии, сегодня ты не добрый и злой, но ты не лишен шанса спастись, если изменишь свою точку зрения. Бог долго терпит. Он не зовет Своих слуг – Ангелов пропалывать Свои посевы. Пусть все растет до времени Суда.

Комментарий притчи о пшенице и плевелах

Царство Небесное:

царство Христа земле, в отношении к различному духовно-нравственному состоянию людей, уподобляется собственно полю, усеянному добрым семенем, а так как главный деятель здесь – сеятель, то говорится, что оно подобно человеку посеявшему.

Когда же люди спали:

т. е. ночью, когда дела могут быть не видимы никем.

Пришел враг:

недоброжелатель хозяина.

И посеял между пшеницею плевелы:

плевелы – травы, «все, что растет среди пшеницы ко вреду для нее, как-то: куколь, журавлиный горох, дикий овес и другое, не свойственное пшенице (Феофилакт Болгарский).

Тогда явились и плевелы:

сорные травы в начале прозябения по виду совершенно похожи на пшеницу и ростки других семян, и только со временем, при дальнейшем росте, их можно различать.

Рабы домовладыки:

«они введены только для сообразности изображения» (Иоанн Златоуст).

Выбирая плевелы:

корни травы и семян так переплетаются между собою, что есть опасность, исторгая плевелы, вырвать вместе и самую пшеницу с ними.

Жатвы:

когда созреют и пшеница и трава, тогда удобнее отделить одну от другой, без вреда для первой. Смысл этой притчи далее изъяснен самим Богом.

Сеющий есть Сын Человеческий:

Христос сеет доброе семя слова Бога, т.е. проповедует Евангелие, как сам лично во время своей земной жизни, так после – до кончины мира сеет через своих преемников – апостолов, пастырей и учителей церкви. Это сеяние или проповедь слова Бога не ограничивалась и не ограничится каким-либо одним местом на земле; нет, целый мир, вся земля, все народы суть поле для такого сеяния. Все должны слышать проповедь слова Бога.

Поле есть мир. – Доброе семя – сыны царствия:

т.е. люди царства Христа или церкви Христа земле,

Плевелы – сыны лукавого:

худые члены церкви Христа на земле, которых нравственное или лучше безнравственное настроение души происходит от дьявола. Иоанн Златоуст разумеет под сынами лукавого собственно все соблазны и беззаконие.

Враг, посеявший их, есть диавол:

дьявола именует врагом человеков потому, что он вредит людям, и его желание вредить устремлено собственно против нас, хотя оно не от вражды на нас, а от вражды на Бога» (Иоанн Златоуст).

Жатвы – кончина века:

когда Бог придет на Страшный суд.

Жатели – Ангелы:

«когда сеет, то сеет сам; когда же наказывает, то наказывает чрез других, именно чрез Ангелов. В других местах сказано, что жатва уже наступила (Ин.; Лк.);

«… почему же сказал там, что жатва уже наступила, а здесь говорит, что жатва еще будет? Потому что слово жатва берет в разных знаменованиях. И почему, сказав в другом месте: один сеет, а другой жнет (Ин.), здесь Христос говорит, что сеющий есть Он сам? Потому что там, говоря пред иудеями и самарянами, противополагает апостолов не себе, а пророкам. Ибо Он и сам сеял и чрез пророков. Итак, где одно и то же называет и жатвою и сеянием, там слова принимает в разных значениях. Когда разумеет благопокорность и послушливость слушателей, тогда, как окончивший свое дело, называет сие жатвою. Когда же ожидает еще только плода от слушания, тогда именует это сеянием, а кончину – жатвою» (Иоанн Златоуст).

Пошлет Ангелов своих и пр,:

наглядный образ отделения плевел пшеницы, праведников от грешников, соблазны и делающих беззаконие – от истины и исполняющих закон. «Соблазнами и делающих беззаконие называет одних и тех же».

В печь огненную:

образ ада, где будут мучиться дьяволы и грешники, заимствован, кажется, от ужасного обычая вавилонян – виновных в государственных преступлениях бросать в разожженную печь (Дан.).

Тогда:

после того как отделены будут праведники от грешников, и эти последние будут отосланы в место мучения, т.е. после последнего Всемирного суда.

Праведники воссияют, как солнце:

«это не значит, что они будут светиться, точно как солнце. Но поелику не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные» (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский).

3. Притча о зерне горчичном

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Комментарий

Все эти притчи объединены одной темой, темой зерна, семени. Возможно, Матфей взял притчи Христа, объединенные темой зерна, семени, и поместил в это место Евангелия. Вполне возможно, что это не единая речь Христа.

И в этой третьей притче мы видим еще одну грань Учения – опять зернышко, или семя, становится осью, вокруг которой строится проповедь.

Горчичное дерево – это не наша горчица, это другое дерево, которое растет в Палестине. Горчичное семечко очень маленькое, оно величиной с горошинку черного перца, который хозяйки кладут в суп для аромата.

В чем смысл притчи? Маленькое семечко сеется, и из него вырастает замечательное дерево. Не куст, не растение, а именно большое раскидистое дерево, оно очень интересное, в виде шатра, и евреи очень любили под этим деревом укрываться в жару.

В Ветхом Завете птицы нередко обозначают язычников, а в литературе времен Христа – скорее, бесов. Но здесь птицы, в русле ветхозаветной символики, обозначают язычников. Смысл таков: если Истина в слушателях Христа – евреях прорастает, то даже язычники, люди, совершенно посторонние Богу, будут привлечены к вере.

«Сею притчею «Господь хотел показать образ распространения проповеди (евангельской). Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, впрочем как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась во всю вселенную» (Феофилакт Болгарский, Иоанн Златоуст).

4. Притча о закваске

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Комментарий

Еврейская мера того времени имела объем примерно 14 литров. Три меры муки – это больше 40 килограммов. Как сеятель сеет и у него много земли, так и женщина берет много муки! Берет муку, закваску, вкладывает ее в тесто, и эта закваска все тесто изменяет, преображает.

Огромная работа! Видимо, хозяйка какое – то угощение готовит. Опять любимая тема Евангелия – пир, застолье! Почему любимая? Потому, что во времена Христа верили, что в Царствии Небесном будет пир, на котором мы будем гостями: будем пировать, радоваться. Пиры Христа, которые Он устраивает, приглашая туда всех: и праведных и грешных, – предвосхищают Царствие Бога.

К этой теме имеет отношение и данная притча. Хозяйка готовит именно пир, потому что того теста, которое она замешивает, хватило бы на 100 человек.

И вот, смотрите: пир, многолюдное застолье – и все благодаря крошечному кусочку закваски. Знаете ли вы, что каждые 4 часа масса дрожжей, вложенная в тесто, удваивается?

О чем эта притча? О том, что настоящая вера может преобразить весь мир. Тогда людям это казалось диким, потому что, казалось им, ничто не может изменить ту систему. Римская Империя: великая цивилизация, жесткая карательная тоталитарная машина, налаженные дороги, законы, армия… Но христианство все это изменило.

А, посмотрите, при всех неудачах Русской Православной Церкви, после того, как дали Церкви свободу (сегодняшнее время), – как много людей потянулось к Богу!

«Как закваска над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (апостолы) преобразите мир» (Иоанн Златоуст).

Которую женщина, взяв и пр.:

образы для более наглядного представления.

В три меры:

тремя мерами означаются три главные силы: сердце, душа и дух.

5. Притча о сокровище, скрытом на поле

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

Комментарий

Христос рассказывает ироничную притчу: некий человек нанялся в работники, вскапывал поле и отрыл, например, горшок с золотом. Клад, найденный на поле, принадлежал хозяину поля.

Но как мог поступить находчивый человек? Он этот горшок обратно припрятал, пошел, все то, что имел, продал, влез в долги – и выкупил это поле, может быть, втридорога. После этого он клад «находит», то есть откапывает, и становится его законным владельцем.

Мудро поступил с точки зрения логики мирских людей! Вот Христос и говорит: посмотрите, как мудро поступил этот человек, он все продал, чтобы приобрести это сокровище.

6. Притча о купце, ищущем хорошего жемчуга

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.

Комментарий

Так было всегда… купец ходит и ищет в лавках мира самые ценные жемчужины, которые можно продать в столице. Найдя вдруг на рынке одну драгоценную жемчужину, он понимает, что она стоит всего того, что он накопил до этого. Может быть, другие не понимают, но он-то видит… И он продает все, что имел, чтобы купить именно эту драгоценную бисерину.

Потом купец, может быть, продаст эту жемчужину царю, чтоб тот в корону или скипетр ее вставил. И купец озолотится, больше – кроме денег, приобретет положение, станет приближенным царя… Во всяком случае, перспективы серьезные. Это то, ради чего можно и нужно всем рискнуть!

И в этой притче Христос говорит о том же: мы, люди, должны быть такими же мудрыми и сообразительными. Мы должны быть подобны этому купцу, который, найдя самую драгоценную жемчужину своей жизни, все продает, чтобы обладать ею.

Эта притча очень тесно связана с предыдущей (о нашедшем сокровище в поле). Единственное, но весьма существенное отличие состоит в том, что один (купец) специально искал «выгодной покупки», а другой наткнулся на клад случайно. Возможно, это означает, что призыв Иисуса искать Царствие Небесное обращён как к людям, прилежно ищущим духовных сокровищ, так и к тем, кто апатично ждет, пока придет Бог и решит их проблемы.

7. Притча о неводе, закинутом в море

Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Комментарий

Что тут под всяким родом имеется в виду? Чистых и нечистых. Нечистые – это рыба, которая не имела чешую, например рыба-змея, разные «гады». Их выбрасывали. А чистую рыбу (имеющую чешую) оставляли, чтобы употребить в пищу. Невод захватил много. Хорошее собрали в сосуды, а остальное выбросили вон.

Это такая же притча, как о плевелах

Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

То есть, огромный невод заброшен в наш мир, привлекает всех. Этот невод: Учение и Дела Иисуса. Эта деятельность Христа обращена ко всем: распространяется на всех и объемлет всех. Но уже от человека зависит, как он примет, как откликнется.

8. Притча о немилосердном должнике

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Комментарий

Один талант – это колоссальная сумма в несколько тысяч серебряных монет. Десять тысяч талантов – это астрономическая сумма (около шести миллиардов рублей), сравнимая с царской сокровищницей какого-нибудь ближневосточного государства времен Христа. Здесь, конечно, эта сумма употребляется не как конкретная сумма, а как образ несметного богатства, протраченного глупым человеком. Как человек мог потратить такие деньги? Как это возможно?…


Раб умоляет: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Конечно, это смешно, потому что такую сумму не покрыть: даже если продать человека, всю семью, всех рабов, все равно не покроешь и десятитысячной части этого долга (в древности можно было за долги продать человека и всю его семью, чтобы они выплачивали деньги). Поэтому смысл поступка царя – именно в его милосердии.


Итак, царь прощает! Первая основная тема притчи (а в притчах бывает от одной до трех основных тем) – в том, что царь прощает беспредельный долг. Акцент первой части притчи делается на невероятной милости царя, простившего невероятный долг. Прощенный человек вышел, нашел одного из товарищей, который ему должен был 100 динариев. (Десять тысяч талантов – это астрономическая сумма, а 100 динариев – это нормальная сумма. Динарий получал работник за один день работы. Сумма не копеечная, но которую за полгода-год можно было отдать.) Но злой должник, которому простили невероятный долг, стал мучить товарища (в оригинале – наступил ему ногой на шею) и требовал отдать долг.

Товарищи этого бедняги поспешили рассказать царю про проделки злого должника.


Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

О чем притча? Безусловно, эта притча обращена к иудеям. Бог пришел к иудеям, которые были избранным народом, но все время изменяли Богу, придумывали какие-то человеческие постановления, заменяя ими Заповеди Бога, исказили истинную веру.

Он пришел к ним с любовью, сказав: все вам будет прощено, только станьте Моими учениками. То есть, иудейскому народу дарована возможность прощения без всякого взыскания долгов. Все они были прощены. Евреи считали, что примирение с Богом возможно только через принесение жертвы. Христос умер, как Агнец, взявший на себя грехи всего мира. В первую очередь, евреям было продемонстрировано, что Он умирает за них, чтобы показать им, что они освобождены от грехов. Евреям все прощено, к ним пришел долгожданный Мессия.

Вы прощены, так радуйтесь же, что заря спасения заливает золотым светом и языческие земли. Все приглашаются: и самаряне (еретики), и язычники. Вам, евреям, прощено огромное! Но и им прощено!

А как поступают евреи? Они не радуются, что Христос прощает другим людям, что Христос привлекает к Себе самарян, что открывает объятия для язычников. «Только для нас спасение», – говорили евреи.

Вторая тема притчи: непростительная абсурдность поведения людей, которым самим прощено, но которые проявляют жестокость к другим.

Третья тема: печальная участь людей, не научившихся относиться с милосердием к другим.

Комментарий II (толкование)

Царство Небесное подобно:

в Царстве Небесном бывает нечто подобное тому, что случилось с царями т. д.; или: Бог действует в отношении к членам своей церкви так же, как некоторый царь действовал в отношении к своим рабам.

Мысль притчи: христианину для того, чтобы получить прощение от Бога, нужно и самому прощать грехи ближним своим, иначе если он не будет прощать, то и Бог не простит его, и он получит строгое возмездие за грехи свои.

Сосчитаться с рабами своими:

царь представляется заимодавцем, которому рабы должны известные суммы денег. Так и человек всем должен Богу и должен бы платить Ему добрыми делами, но не творит их, а постоянно согрешает и – потому должник пред Богом; одни добродетельные менее должны, другие более, но должны все без изъятия.

Сосчитаться:

требовать уплаты долга. Это требование будет главным образом на страшном суде Христа, равно как и на частном суде по смерти каждого человека; совершается оно и при жизни человека здесь, на земле в виде посылаемых Богом наказаний.

Десять тысяч талантов:

(По некоторым расчетам, это около 6 млрд. рублей на наши деньги). Число точно определенное, вместо неопределенного множества, – при таком долге ты вечно неоплатный должник. И человек грешный, если станет пред лицом правды Бога, действительно неоплатный должник.

Приказал продать его и пр:

сообразно с законами Моисеевыми.

И заплатит:

тою суммою, какая выручится от продажи всего. «Почему же Царь велел и жену продать? Не по жестокости и бесчеловечию, но по особенному намерению таким строгим повелением хотел устрашить раба своего и тем побудить его к покорности. Без всякого намерения продать» (Иоанн Златоуст.).

Потерпи на мне:

дай мне отсрочку на некоторое время, чтобы иметь возможность справиться удобнее с делами.

Все тебе заплачу:

это не значит, что грешник сам по себе может уплатить Богу за грехи свои; это лишь человекообразное представление усиленной просьбы раба, чтобы склонить господина к милости, или усиленной молитвы грешника к Богу при виде сказанного определения о наказании.

Умилосердившись, отпустил его и долг простил:

раб просил только отсрочки долга, а царь, по своему милосердию, простил весь долг и отменил прежнее определение о продаже его и всего, что у него, и отпустил его. Прекрасный образ милосердия Бога к людям, как Он, внемля молитве их, отпускает или прощает им все грехи, по своему человеколюбию.

Сто динариев:

(этот около 100 тыс руб. на наши деньги). Сто динариев сумма совершенно ничтожная сравнительно с тою, какую должен был этот раб царю своему. Может быть, Христос хотел показать, как ничтожны грехи людей друг против друга, сравнительно с грехами, которыми люди оскорбляют Бога.

Душил, говоря и пр.:

по римским законам заимодавец мог истязать должника своего, доколе тот заплатит долг свой. Это свидетельствовало о жестокосердии и сребролюбии раба, который не смилостивился даже такою просьбою, какая преклонила господина его на милосердие к нему самому.

Конец ознакомительного фрагмента.