Странная история Нового завета
Вся история Нового Завета до удивления странная. Она вся состоит из совершенно поразительных парадоксов: рождается Христос, и сразу же царь иудейский объявляет, что младенец должен быть умерщвлен; не жалеет он четырнадцати тысяч своих малых дитят в возрасте до двух лет в неистовой жажде расправиться с Младенцем – Христом.
Иудеи гонят Марию с младенцем, и она вместе с мужем и Христом на руках бежит в Египет – в языческую страну, из которой Бог некогда вывел народ израильский, чтобы поселить в землю обетованную. Когда умер царь Ирод, который гнал Христа, они возвращаются из Египта.
Мать Иисуса боится идти в Иерусалим, они поселяются в Галилее. Боятся идти на свою родину, в Вифлеем, потому что там продолжает царствовать Архелай, сын царя Ирода.
Боятся иудеев, убегают в Галилею, поселяются в Назарете, на окраине Иудейского царства среди язычников.
Так же и Иоанн Предтеча много лет вынужден был скрываться в пустыне от иудеев, питается акридами и диким медом; а когда он выходит на проповедь, крестит народ в реке Иордан, он схвачен иудеями, посажен в темницу и коварно убит, обезглавлен. А ведь к нему весь народ выходил креститься в водах Иорданских, кроме народа «богоизбранного»: фарисеи, книжники, учителя израильские, священство – не пришли креститься к Иоанну. И говорил Иоанн просто и доходчиво, потом именно так начнет проповедовать Христос. Иоанн говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Христос, Мессия, приход которого был подготовлен всей ветхозаветной историей, историей народа Израильского, с самого начала гоним этим народом. А он, династически прямой продолжатель царственного рода Давида, по плоти принадлежащий к народу Израиля, иудей по воспитанию, пророк иудейского народа, вынужден жить среди язычников, в Галилее. Там Его никто не гонит, там его принимают как Великого Пророка.
Назарет был маленьким иудейским городком посреди языческой Галилеи. Компактно проживающие там евреи, со своей синагогой, были частью богоизбранного иудейского народа (хотя и проживали вне Иудеи). Они соблюдали иудейские законы и ходили на поклон в Храм в Иерусалиме. И вот когда Христос приходит в Назарет уже прославленным Пророком и входит в синагогу, иудеи хватают его и ведут на гору Фавор, чтобы свергнуть оттуда, сбросить вниз и убить. «Но Он, пройдя посреди них, удалился» (на этой горе произойдет преображение Христа).
Христос послан к своему народу, израильскому, а жить среди «богоизбранного» народа для него опасно. Он ходит на проповеди в Иудею, на эту Святую Землю, где живет народ Израиля, а потом возвращается обратно.
И каждый раз, когда Христос приходит в Землю Святую, в места обетованные, в Иерусалим и оказывается среди богоизбранного народа, среди иудеев – Он гоним. Ему ученики говорят: «Тебя только что едва не убили, и Ты опять идешь в Иерусалим?».
Каждый раз он приходит туда, Его гонят, бьют, пытаются побить камнями – стараются убить те, к которым он послан. Христос говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Он бежит обратно в Галилею, опять возвращается в Святую Землю, и кончается это тем, что Его хватают коварным образом и зверски казнят.
Так чем же досадил Иисус народу, из среды которого Он происходил? Почему Его пребывание вызывало такую злобу и граничащее с фанатизмом желание расправиться с ним?
Ответ – в словах Иисуса, которые он произнес после смерти Иоанна, произнес их в Галилее, а проповедовать пошел в Иудею: «Покайтесь, ибо приблизилось царство Небесное» (Мф.). То есть, очиститесь от скверны алчности и злобы, полюбите других, как самих себя.
Фарисейскй иудаизм, ко времени Христа ставший господствующим в религии народа Израиля, в сути отвернулся от Бога, иудеи думали только о земном царстве. И когда они ждали Мессию (Христа), они ждали его как земного царя: иудеи думали, что с его помощью они будут царствовать на земле, а значит, к приходу Мессии нужно накопить побольше богатства, чтобы этим богатством укрепить свою власть в мире.
Гордые и самодовольные иудейские книжники ожидали, что Мессия придет для основания могущественного и славного царства, в котором они займут руководящее положение. Они не понимали того, что Мессия есть, прежде всего, Небесный Пастырь, а не земной правитель. «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Матф.). Он для того пришел в мир, чтобы спасти и вернуть в Царство Божье тех, которые сознавали себя безнадежно погибшими людьми. «Не бойся, малое стадо! – говорит Христос. – Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук.).
Когда пришел Христос, Его не приняли именно потому, что он был не их царь. И царство Небесное (власть святости и нравственности) было не их царство. Это царство им не нужно было: царствовать они собирались только на земле, в мире золотого тельца.
И вернемся в этом случае к Священному Писанию (Ветхому Завету). Вообще, оно является историей еврейского народа, и в то же время является свидетельством падения (растления) человека через поклонение золотому тельцу.
Когда Моисей стоял перед Богом на горе, получая от него Скрижали Завета, на которых Бог собственноручно написал огненным перстом десять заповедей, народ израильский и сорока дней не мог прожить «в истинной вере»: сотворил себе «своего бога», отлив его из золота.
И когда Моисей со скрижалями сходил с горы и увидел это, то он пришел в такой ужас и негодование, что бросил наземь скрижали и разбил их! А покаяния в народе тем не менее не было! И Моисей вынужден был умертвить десятки тысяч человек, чтобы под страхом смерти привести свой народ к «вере истинной». Хотя перед этим уговаривал его, призывал к покаянию, заставил уничтожить золотого тельца.
Потом он опять пошел на гору молиться за народ еврейский, но народ – то остался тем же самым. Поклонение золотому тельцу, поклонение деньгам, накоплению, которое было сущностью, душевной привязанностью евреев, много веков пробывших в рабстве. И путь к свободе и достойной жизни они, рабы, видели через призму богатства, через деньги. Эта черта иудейского народа не была стерта, а наоборот, со временем, укрепилась и развилась, превратившись в национальную особенность перед приходом Христа.
Почему Моисеи разбил скрижали? Потому что евреи – мало сказать евреи, его собственный брат Аарон! – стоило только пророку отвлечься для разговора с Богом, отвернулись от Бога. Мало сказать, отвернулись, пристали евреи к чужим богам, к идолам, к золотому тельцу.
А кто стал служить Астарте? Не Соломон ли! А кто построил капище Хамосу, мерзости Моавитской, а кто поклонился Молоху мерзости Аммонитской? Не Соломон ли!
А кто поставил Ваалу жертвенник в капище Ваала? Не Ахав ли царь Израильский?
А кто «даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых» (4 я Царств)? Не Ахаз ли царь Иудейский сын Давидов!
Вот вопль разъяренного Исайи или «Второисайи», как называют его ученые библеисты: «…Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровию и персты ваши – беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду» (59:2,3).
Во что бить вас еще, вопрошает в гневе Исаия, вся голова в язвах, и все сердце исчахло!
О чем стоны, о чем плач Иеремии: «Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его…»! (Плач Иеремии).
Ужас и яма, опустошение и разорение – вот доля евреев, ибо отступились. Кто же отступился: виноградари, пастухи, гончары, кузнецы, каменотесы – люди поля и люди города, в темноте своей не ведавшие что творили? О, если б только они! Цари отступились, князья, священники, проливавшие кровь праведников.
«Бродили – как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их» (4:14).
«Проклятый сон! Проклятые стогны бесстыжего города!.. Что делать? Кому жаловаться? Каким серафимам вручить… робкую душонку…»!
А теперь вернемся к Евангелию. Как удивительно события развиваются! Много раз Христа гнали. Забрасывали камнями. Проклинали. Пытались убить, но критический момент наступает лишь тогда, когда Иисус посягает на главную иудейскую святыню – деньги! Он вошел в храм Бога и, опрокинув столы меновщиков, рассыпал деньги. Рассыпав деньги, он явился главным оскорбителем народной святыни – ведь это был их бог, которому они нашли место в храме – такое жалкое место, затоптанное и грязное! И там же в храме они торговали и деньги держали.
То, что совершил Иисус, было для них страшным святотатством и кощунством. После этого иудеи приняли решение убить Его: они поняли, что это их враг, которого надо уничтожить, это святотатец и оскорбитель их бога – земного и покровительствующего накопительству.
Деньги стали их богом, причем не вчера, не сегодня, а тогда, когда народ еврейский предпочел деньги Богу. Они поклонились золотому тельцу и так и не покаялись в этом никогда. Ради денег народ иудейский поклонился сатане и принял от него дар. Дар, от которого отказался Христос (40 – дневное пребывание в пустыне с сатаной). И сказал им сатана: «Деньги? Ведь это так просто: я дам тебе все сокровища мира, «если, пад, поклонишься мне» (Мф.). Потом Христос стал так говорить о народе еврейском: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять прихоти отца вашего», и сделал предупреждение: «Берегитесь закваски книжников и фарисеев».