От автора
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник —
Все, все учились у тебя!
И сколько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Наше духовное начало – в библейских истинах и заповедях. И человек, пусть даже подсознательно живущий по ним, духовно богаче, свободнее в выборе, потому что чувства такого человека принадлежат его душе. «Какая польза человеку, если он обретет весь мир, а душе своей повредит» (Матф).
Исследования показывают, что в нашем материальном мире существуют духи добра и зла. У человека есть собственные душа и дух, следовательно, он бессмертен. Все зависит от самого человека, поскольку ему дарована свобода воли, свобода выбора пути добра и зла.
«Богатый человек однажды пришёл к мудрецу и сказал: – Я дам тебе тысячу золотых, если ты покажешь мне, где Бог.
Мудрец ответил: – Я дам тебе в три раза больше, если ты покажешь мне, где его нет».
И этот выбор далеко не прост.
Чтобы соблюдать заповеди, надо соблюдать экологию души. И здесь уместно прокомментировать библейскую фразу «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Отвечая злом на зло, человек умножает зло мира. Да, своим злом ты накажешь злодея, но ты же участвуешь при этом в новом зле…
Ад и рай в небесах» утверждают ханжи,
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай – не круги во дворце Мироздания,
Ад и рай – это две половинки души!
Наверное, никакой другой книге в мире человек не обязан столь многим, как Библии, которая сохранила в сжатом виде древнейшую память о всех процессах «творения и развития» человечества. Стремясь осмыслить Священное Писание, которое лежит в основе мировой культуры, человек постоянно углублял свои представления о Боге, мире и самом себе, как драгоценном ребенке Природы.
Библия – гениальный памятник веры, мысли, истории, она сопровождает человечество на его пути к познанию себя и мира. Древние евреи наполнили ее образами, притчами и иносказаниями (аллегориями), понятными людям разных эпох и земель. Потому что в ней заложена простая мысль – мир развивается не в результате войны и ненависти, а как итог любви и добра.
Для культуры человечества – не разделяя ее на религиозную и светскую – Библия это прежде всего энциклопедическая летопись наших праотцов, а тем самым – один из самых глубоких корней современной культуры.
Идеи, сюжеты и образы Библии вплелись в ткань повседневного языка народов, в их фольклор, легли в основу крылатых выражений, пословиц, поговорок. Нескончаема галерея художественных образов, навеянных Библией: она по по содержанию, смыслу и объему – не иначе как «литературная Вселенная».
Библия в переводе с греческого обозначает «книги». Она разделяется на две части – Ветхий Завет и Новый Завет: «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается». К первой принадлежат книги, написанные в дохристианское время на древнееврейском языке, ко второй – книги, написанные на древнегреческом языке апостолами и евангелистами…
Библейские Предания, собранные в этой книге, своего рода письмена, которые написали люди прошлого грядущим поколениям. Они рождены много веков назад и впитали в себя мудрость, думы, мечты человека.
В преданиях Ветхого Завета закреплялись высокие нравственные смыслы:
«К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Творец устами пророка Исаии. «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».
И так в каждом библейском сюжете подлинный нравственный смысл. Высокий штиль духовной поэзии И. Крылова так извлек мораль из библейских преданий, что и спустя два столетия острота и первозданность не утеряны:
Он силой всё хранит Своею;
В Нем правым жизнь;
в Нем чистым свет —
И вне Его спасенья нет…
Но кто неправду сердцем любит,
Тот ненавидит сам себя,
И совесть чистую губя,
Он душу собственную губит.
В степных и холмистых районах между Египтом, Двуречьем (реки Тигр и Евфрат) и побережьем Средиземного моря пасли отары древнееврейские племена. Во главе еврейских племен стояли старейшины. Они бережно хранили в памяти предания о прошлом своего народа. Эти предания вошли в Ветхий Завет (древнеевр.«завет» – союз, договор между Богом и человеком) – самую древнюю часть Библии.
Евреи поклонялись единому Богу – Яхве. Они верили, что Яхве сотворил мир и дал людям заповеди (букв. – наказ, законы). Ветхий Завет начинается с рассказов о сотворении мира, о первых людях, о Великом потопе. История целого народа в Ветхом Завете излагается, как предание об одной большой семье.
Вслушайтесь в завораживающую музыку слов Николая Гумилёва:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо Своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Особенностью народа израильского было то, что выжить он мог, только чувствуя свою общечеловеческую миссию и оставаясь ей верен. Поэтому любое положительное или отрицательное событие требовало всенародного, всечеловеческого осмысления. Такое отношение евреев к своей истории и истории человечества в целом делает библейское повествование, библейские рассказы и предания достаточно достоверными и общемировыми.
Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам…
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
Евреи, потомки Авраама, – нация, которая никак не ассоциируется с величием. Они не завоевывали великих империй, как например римляне. Они не строили огромных монументов, как например египтяне, знаменитые на весь мир своими пирамидами. Евреи знамениты благодаря Заповеди и Библии, которую они написали, и благодаря некоторым выдающимся людям выжили спустя тысячи лет. Они великий народ не потому что они что – то сделали, а благодаря тому что было сделано для них и через них. Обещание повторяется: «Я сделаю…». Они получили свое величие потому, что Бог исполнил свое обещание, а не благодаря своим способностям, покорениям или власти:
«Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя,
Я возвеличу твое имя, и ты будешь благословением.
Я благословлю тех, кто благословляет тебя, и прокляну того, кто проклинает тебя,
И через тебя получат благословение все народы на земле»
Удивительно, как последовательно, словно распутываемая невидимая пружина, Ветхий Завет из собрания народных преданий превратился к началу нового, третьего тысячелетия в великую Книгу Книг, основным стержнем которой стала история!
Великие археологические открытия на всем Ближнем Востоке, где разворачиваются эпизоды библейской истории, расшифровка месопотамской клинописи и египетских иероглифов все более и более убеждают мир, что основой библейского повествования является реальная история Древнего мира.
Находки древних захоронений, библиотек, царских архивов, памятных обелисков с ошеломляющими надписями, изображениями, текстами на глине, камне, штукатурке, металле, папирусе, коже, пергаменте постепенно приводят исследователей к удивительной мысли. В середине двадцатого столетия эта мысль дала название самой популярной книге по библейской археологиии «А все-таки Библия – права!»
Автор изложил библейские сюжеты с доступной смысловой ясностью, понятной даже детям. Об этом – стихотворение современного школьника:
Устами младенца
Мы от рождения движемся домой,
Душой стремимся в звездную обитель,
И для того дарован путь земной,
Чтоб дорасти до званья «небожитель».
Скрипач по струнам:
«Монах земного не пускает»
Любовью матери —
И невозможно их вернуть на землю.
Все лучшее ниспослано с небес,
И все таланты розданы на старте.
И если в сердце ангел, а не бес,
Иди за ним, как по дорожной карте.
В чем истина? – гадают в суете,
И мудрецы в сомнениях витают,
И только дети в чистой простоте
Божественную матрицу читают.
Детям эти библейские истории могут казаться сказками, а вместе с комментариями взрослым подарят мудрость веков:
Какая вечная свежесть в изумительных строчках А. Фета:
Когда мечты мои за гранью прошлых дней
Найдут тебя опять за дымкою туманной,
Я плачу сладостно, как первый иудей
На рубеже земли обетованной.
А теперь – о нашей родине, о России:
«Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой (в пределах православного христианства), новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».
Эти слова принадлежат выдающемуся русскому мыслителю, философу, историку религии и культуры И. А. Ильину.
Диалог поэта и митрополита.
С точки зрения Церкви гениальность Пушкина не признается как путь духовного возрождения; творчество поэта не считается делом религиозным, однако Церковь оправдывало его творчество. Свидетельство тому – ответ Митрополита Филарета поэту.
В 1828 г. были напечатаны знаменитые стансы А. С. Пушкина:
«Дар напрасный, дар случайный.
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебною властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум».
Митрополит Московский Филарет дал стихотворный ответ на этот, по его определению, «стон потерявшейся души»:
«Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум.
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Великий поэт ответил с благодарностью:
«В часы забав или праздной скуки
Бывало лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звук я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Твоим огнем душа палима.
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт».
В рукописи концовка последней строфы выглядела иначе:
«И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт».
Само призвание поэта, по митрополиту, религиозно, а исполнение этого призвания есть религиозный долг, потому что Бог призывает не зарывать в землю свой талант
Русская идея – идея сердца
И. А. Ильин писал: «Возродить Россию может только новая идея; ее могут воссоздать только обновленные души… Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца… Эта идея утверждает, что главное в жизни есть любовь, и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства, она отозвалась сердцем на Божие благовестие, на главную заповедь Божию, и уверовала, что „Бог есть любовь“. Любовь есть основная духовно творческая сила русской души».
Путешествуйте по реке великих библейских преданий! Это река поэтична и мудра.
Чтоб Бога знать, быть должно Богом;
Но чтоб любить и чтить его,
Довольно сердца одного.
Комментарий автора
Библия – «странная книга»: ее нельзя прочесть; сколько ни читай, всё кажется, не дочитал или что-то забыл, что-то не понял, а перечитаешь – опять то же, и так без конца.
«Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд», – писал Д.С.Мережковский.
1. Библией христиане называют собрание книг, составляющих Святое Писание, то есть совокупность культовых, религиозно – философских книг.
Эти книги христианской церковью признаны богодухновенными, так как написаны Святыми Отцами под воздействием и при помощи Самого Бога:
«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.»;
«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».
2. Принято считать, что Библия писалась с 1500 гг. до Р.Х. и была завершена в первом столетии нашей эры. Авторами Библии являлись пророки, цари, апостолы, на которых снизошла Благодать Бога
3. Библия состоит из двух частей. Из Ветхого Завета, вобравшего в себя 50 книг, и Нового Завета, в который входит 27 книг. Ветхозаветные книги первоначально писались на древнееврейском языке. Согласно одной из версий, они были написаны в период с 13 – 12 в.в. до Рождества Христова. и по 2 век Рождества Христова.
4. Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается и впервые было использовано применительно к собранию священных книг в IV веке Иоанном Златоустом.
5. Название Священных Писаний «Библией» – одноименно от сирийского города Библ или Библос (это слово греки перевели как «книга»), где в то время производился самый лучший папирус, именно на этот папирус греки переписывали Ветхий Завет.
6. Евреи свои священные книги обозначали названиями: «Писания», «Священные Писания», «Завет», «книги Завета», «Закон и Пророки».
Христиане новозаветные писания обозначали названиями «Евангелие» и «Апостол».
7. Считается, что канонические книги Ветхого Завета были собраны воедино боговдохновенным писателем, книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до н. э., и что ко времени появления Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета, выполненного 72 переводчиками) канон Ветхого Завета был уже готов.
8. Библию во всем мире называют книгой книг, самой главной книгой, стоящей над всеми остальными книгами потому, что в Библии описаны все жизненные ситуации, которые могут произойти с человеком и даны правильные советы, как нужно лучше и полезней всего себя вести в тех или иных жизненных обстоятельствах.
9. Библия – это луч нравоучительно – философских знаний, освещающих тьму из препятствий и страданий на трудном жизненном пути человека.
10. Библия оказала огромное влияние на развитие общечеловеческой культуры. На библейские сюжеты создано множество шедевров в области литературы музыки, живописи скульптуры, архитектуры а также написано колоссальное количество трудов по этике, эстетике, философии и религиоведению.
Nota Bene (обратите внимание)
С позиций строгого мыслительного понимания Библия – есть Слово Бога; Слово Творца, который присутствовал во время всех исторических событий. Это Слово Того, Кто знает всё и является свидетелем прошлого, настоящего и будущего, на Которого можно положиться.
И если относиться к Библии как к непогрешимому источнику информации об истории сотворения мира и человека, тогда мы сможем понять события, которые без помощи Священного Писания кажутся нам непонятными и таинственными.