Вы здесь

Библейские места Иерусалима. СТЕНА ПЛАЧА (С. В. Владович, 2001)

СТЕНА ПЛАЧА

Единственное, что сохранилось со времен Второго Храма невредимым, – Стена Плача (рис. 5).

Это место, куда приходят верующие помолиться и поплакать о разрушении их святыни. Несмотря на то что здесь всегда толпится народ, вы никогда не встретите семейных пар: мужчины и женщины молятся отдельно. Пришедшие сюда мужчины должны покрывать свою голову кипой, которую можно купить прямо у Стены. Кто-то приходит сюда почитать священную Тору, кто-то – помолиться, кто-то – просто посидеть и подумать о жизни. Но почти все оставляют записки в каменных прогалинах Стены. Каждый пишет свое обращение к Богу, и никто не смеет раскрывать эти послания, так как они адресованы только Всевышнему и больше никому. Так что относятся к ним достаточно серьезно. Раз в месяц по распоряжению Верховного Раввината послания собирают и закапывают на Масличной горе.




Рис. 5. Стена Плача

Археологические раскопки у Стены Плача

Первые археологические раскопки в Иерусалиме произвел исследователь Ф. де Соси в 1863 году. Это была расчистка гробницы, расположенной недалеко от Шхемских ворот. Она упоминалась в библейских сказаниях и являлась усыпальницей иудейских царей. Отсюда и произошло ее название – Гробница правителей. Хотя впоследствии ученые обнаружили, что она была могилой царей Адиабены, сменивших свою религию на иудаизм. Исследователи предоставили раскопанные саркофаги парижскому Лувру.

Спустя несколько лет англичане организовали Фонд археологических исследований Палестины, спонсирующий дальнейшие раскопки святых мест и изучение древнего города.

В 1871 году Ш. Клермон Гано, служащий французского консульства, продолжил исследования усыпальницы, начатые Ф. де Соси, и обнаружил арку на Виа Долороса. Он нашел табличку с надписью на греческом языке. Она крепилась над входом в Храм и запрещала чужеземцам и инаковерцам посещать святилище. В 1888 году миссионер К. Шик обнародовал исследованную археологами Силоамскую надпись, находящуюся на стене Гихонского водовода. При сооружении греческого монастыря Никофория в 1892 году в западной части столицы ученые раскопали каменную кладку. Вслед за ней обнаружили больших размеров гробницу царя Ирода I, прикрытую огромным камнем.

В 1968 году правительство Израиля совместно с министерством религии постановило производить исследования вдоль Стены Плача, оставшейся от Храма, возведенного царем Иродом. Большая часть Стены располагалась под землей, храня тайны древнего города от исследователей (рис. 6).




Рис. 6. Археологические раскопки у Стены Плача


Но что мешало начать раскопки? Во-первых, евреи и мусульмане никак не могли поделить между собой Стену. Во-вторых, невозможно полноценно проводить археологические работы в функционирующем городе. Поэтому до 60-х годов ХХ века исследовали памятники истории различных столетий, находящиеся в отдельных частях Иерусалима, и практически не производили послойные раскопки Старого города.

После произведенных исследований, законченных в 1985 году, представилась возможность получить общую картину строений Стены Плача и понять их назначение (рис. 7).




Рис. 7. Схематическое изображение Западной Стены Храмовой горы, где показаны участки, которые можно увидеть сегодня: 1 – Храмовая гора; 2 – Арка Робинсона; 3 – площадь Западной Стены; 4 – Арка Уилсона; 5 – Зал Хасмонеев; 6 – ведущий ряд; 7 – туннель Западной Стены; 8 – Иродианская улица; 9 – Хасмонейский акведук; 10 – Бассейн «Забава»


Интересна «долина сыроваров» – долина Тиропейон. При строительстве Второго Храма царь Ирод укрепил здесь платформу здания, перекроив землю по периметру и тем самым увеличив размеры сооружения.

С юго-западного угла Храмовой площади из Стены Плача выступает Арка Робинсона. Когда-то она поддерживала террасу, к которой вела лестница с Иродианской улицы. По ней можно было дойти до Царской галереи. На одном из камней арки выгравирована древнееврейская надпись византийской эпохи. Это строки из Книги пророка Исайи: «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень». Под аркой обнаружены встроенные четыре комнаты с выходами на Иродианскую улицу, а в них найдены монеты и гири.

Сама Стена Плача открыта профессором Мазарсом. В 1864 году Чарльз Уилсон и в 1867 году Чарльз Уоррен продолжили ее исследования и нашли некоторые постройки непонятного характера. Они получили названия Тайный ход и Большая мостовая. Чарльз Уоррен первым обнаружил переходящие один в другой подземные туннели, которые, по-видимому, были сооружены в период Второго Храма.

Чтобы попасть в первую постройку, необходимо пройти через маленькое помещение, также открытое Уорреном и названное Ослиным хлевом. Оно сооружено в Средние века и является продолжением стены города того периода. По узкому проходу можно дойти до Тайного хода, представляющего собой подвальный коридор, пролегающий с востока на запад. Свое название он получил благодаря документам, свидетельствующим о существовании такого коридора в городе XV века. Согласно записям, по тайному пути ходил царь Давид, направляясь к Храмовой горе на молитву из своего дворца. Ход не скрывали с особой тщательностью, любой местный житель мог обнаружить его, прогуливаясь по улице.

В восточной части Западной Стены находятся помещения, одни из которых пустые, другие завалены камнями, третьи – водохранилища, четвертые – бывшие жилые комнаты. Еще не определили точную дату их постройки. Во времена Второго Храма здесь находился большой мост, стоявший над Тиропейонской долиной. По нему жители еврейского квартала приходили на Храмовую гору на молитву. Здесь же был и акведук, по которому поступала вода в Иерусалимский Храм из прудов Соломона, находившихся недалеко от Вифлеема.

Так как жители города уничтожили мост во времена вторжений римлян, чтобы преградить им путь на Храмовую гору, то достаточно трудно установить точные размеры былого моста. Впоследствии мост был отстроен и вновь разрушен. Его остатки можно наблюдать и сейчас.

Раньше археологи, в частности Уоррен, полагали, что его восстановили в VII–VIII веках арабы, которые обустраивали Храмовую гору, превращая ее в святилище мусульман, и надстраивали оставшиеся обломки стен. Но в последующих археологических исследованиях ученые обнаружили, что это постройки периода восстания Бар-Кохбы, когда римляне, разбив отряд, переименовали город в Элиа Капитолину. На основании этого сделали вывод, что многие постройки могут быть датированы другим временем и, возможно, созданы уже после разрушения Второго Храма. Храмовая гора завалена руинами Храма, которые использовались в качестве строительных материалов при сооружении нового моста. Отсюда следует, что, вероятно, часть построек времен Второго Храма могут находиться и сейчас под тайными туннелями. Установили также назначение построек над Тайным ходом. Они были воздвигнуты во время завоевания города султаном Саладином в 1187 году, когда он, прогнав крестоносцев из Иудеи, начал массовое сооружение арок, проходящих вдоль Западной Стены и моста. Арки поддерживали святые для мусульман здания, двери и окна которых выходили на Храмовую гору и мост, причем при продвижении на восток постройки поднимались все выше и выше.

Позже, когда к власти пришли мамлюки, арки связывали город и Храмовую гору, которые соединяли до сих пор только двое ворот над мостом. Затем были построены семь ворот, окружающих гору. Ворота стоят на своем месте и по сей день. Все туннели Западной Стены пролегают под фундаментом восстановленного арабами моста.

Следуя дальше по южной части моста, свернув налево, туристы проходят под его арками и с удивлением замечают, что мост состоит из двух частей, из чего ясно, что римляне строили мост на фундаменте руин времен Второго Храма. Из-за его неустойчивости легче было возвести мост из двух узких секций, чем одной широкой. Туннели, по которым посетители проходят сегодня, появились в результате сооружения моста на фундаменте еще более древних построек. Об этом свидетельствует нижняя часть туннеля, выходящего в Зал Хасмонеев, и здание времен Ирода Великого. На нем держатся почти все части моста (Большая мостовая). Пройдя по узким проходам, можно попасть в помещение с более высоким сводом. В его восточной части находится Арка Уилсона. Она является самой большой аркой моста и примыкает к Западной Стене.

Если следовать по пути Уоррена, то непременно нужно пройти по недавно отстроенным ступеням к нижнему уровню. Отсюда открывается вид на вышеупомянутые постройки времен Второго Храма. Впереди будет нижний уровень арочной системы, и возможно, что под землей существует еще одна группа таких арок. Здесь глубина коренной породы достигает 7,5 м.

Еще одна достопримечательность – Зал Хасмонеев. Когда Чарльз Уоррен пребывал в Иерусалиме, здесь проходила конференция масонов, и, будучи членом ложи, Чарльз Уоррен назвал эту комнату Залом масонов. Постройка представляет собой часть общественных зданий времен Второго Храма, примыкающих к Храмовой горе. Интересно в ней то, что вся она сооружена из отшлифованных камней. На высоте человеческого роста прикреплен декоративный карниз, ранее тянувшийся по всей комнате. Но сейчас от него остались лишь следы: годы уничтожили большую часть. Над карнизом находятся несколько колонн, а в северо-восточной части видны руины великолепно украшенной коринфской капители, от нее сохранилась нижняя часть. Со временем в потолке Зала образовалась трещина, вследствие этого в его середине пристроили поддерживающую колонну. Далее располагаются два зала (правый в настоящее время перегорожен), которые входят в огромный комплекс строений Второго Храма. Археологи до сих пор не установили точную дату их возведения, ясно только одно – в прошлом они являлись жилыми помещениями.

Вернемся в сводчатое помещение. Арки этой постройки направлены в сторону вышеописанной комнаты; отсюда можно сделать вывод, что зал был выстроен позднее. Свернув в северном направлении, оказываешься рядом с комнатой, где имеется лестница. На ее ступенях сделаны сиденья для просмотра видеозвуковых представлений, но ранее эта лестница представляла собой не что иное, как ступенчатую улицу, ведущую к ныне не существующему зданию. Слева от нее находится внешний угол Зала Хасмонеев, сооруженный в той же манере, что и стена, которая окружает Храмовую гору и стены Пещеры патриархов в Хевроне. Шлифовка ее камней напоминает иродианский стиль. Это уже третий пример такой шлифовки после двух, ранее рассмотренных.

Дальше можно пройти в самый значительный во всем комплексе зданий Крестообразный зал, выполненный в форме креста. Его восточная перекладина примыкает к Стене Плача, а западная, в которой сегодня расположен макет Стены, в прошлом использовалась в качестве водохранилища. Это можно утверждать на основании сохранившихся в верхней части помещения следов водоупорной штукатурки. О том, каково было предназначение этой большой комнаты, не имевшей перекрытия и проходов, точно не известно. По одной из версий, помещение служило для поддержки культовых строений арабов, которые воздвигали их в большом количестве в Средние века. Окна сооружений выходили на восток, на Храмовую гору, а площадь перед воротами – на южную сторону, Цепную улицу. Для достижения необходимой высоты, пришлось воздвигнуть вспомогательные постройки.

Опасаясь новых крестовых походов и желая превратить Иерусалим в цитадель ислама с Храмовой горой в центре, мусульмане окружили гору религиозными зданиями, сооруженными как на самой горе и ее подножии, так и на ведущих к ней улицах. Затем возвели школы, постоялые дворы, монастыри и места захоронения. Во многих случаях вспомогательные постройки (например, Крестообразный зал) повторяли силуэты новых зданий. Так, форма креста была типична для школ периода мамлюков (XIII–XV века).

Недавно археологи установили, что до Крестообразного зала здесь располагалось более раннее строение, от которого сохранилась лишь часть арки. Так же, как Крестообразный зал, оно было перестроено в большой бассейн. В Стене видны ряды прямоугольных отверстий, где облицовка бассейна прикреплялась каменными клиньями. Хотя ученые еще не установили точного времени строительства бассейна, известно, что зал был возведен после походов крестоносцев. Судя по шлифовке камней, он относится к аюббидскому периоду (1187–1250).

Большой интерес вызывает та часть Западной Стены, у ее подножия которой видна иродианская кладка. Высота каждого ряда камней равна 1,1–1,25 м. Та же кладка обнаруживается и у подножия лестницы, где высота Стены достигает 206 м. Ниже этого уровня проходит улица времен Ирода, знакомая по другим частям Стены. Коренная порода, служащая Стене фундаментом, находится на глубине 10 м, поэтому первый ряд выкладывали из особо крупных и тяжелых камней, стабилизирующих Стену и делающих ее устойчивой даже при землетрясении. Этот ряд называется ведущим. Его высота достигает 3,5 м, а длина одного из больших камней – 12,05 м. Глубина ряда равна 3,5–4,6 м. Он состоит из самых крупных строительных камней из найденных до сегодняшнего дня в Израиле. В той части Стены, к которой примыкает Крестообразный зал, видны два камня ведущего ряда, но самый крупный находится несколько севернее, влево по коридору.

Нельзя не обратиться к истории этой части Стены: в конце Иудейской войны Западная Стена была разрушена, ее камни сброшены вниз на улицу. Видимо, их и обнаружили профессор Мазарс при раскопках улицы, расположенной к югу от Стены, и Чарльз Уоррен под Аркой Уилсона. Добравшись до ведущего ряда, погромщики принялись разбивать его кирками, но очень скоро убедились в бесполезности этого дела. Поэтому до настоящего времени верхняя часть ряда достаточно сохранилась. Когда в конце VII – начале VIII века арабы решили реставрировать Западную Стену, им пришлось в некоторых местах дополнить ее мелкими камнями, чтобы подровнять ведущий ряд. Затем Стену достроили отшлифованными прямоугольными блоками. Но стихия изуродовала восстановленную ее верхнюю часть, и не исключено, что это произошло после большого землетрясения в 749 или 1033 году.

Если спуститься по ступенькам и повернуть налево, то ведущий ряд будет находиться над головой. Именно с этого места можно судить о массивности этой иродианской постройки. Немного севернее Стены расположен карьер, где вырубались строительные камни. Карьер выше ведущего ряда, что позволяло спускать вниз камни при помощи рычагов и ремней для блокирования и крепления, чем, вероятно, строители пользовались при доставке этих огромных камней.

Ведущий ряд не окружал Храмовую гору, а скорее всего был заложен только в тех местах, для которых, по мнению инженеров Ирода, землетрясения и другие стихийные бедствия были наиболее опасны. В той части Стены, где виден ведущий ряд, раскопки велись значительно глубже, чем в остальных местах, чтобы показать его во всем величии и мощи.

Далее располагаются водохранилища. Мусульмане использовали территории, не занятые вспомогательными постройками, под водохранилища для домов, находившихся наверху.

Еще одно водохранилище находится в цементной стене. Оно достаточно большое: высота 70 см и длина почти 30 м. Как известно из рукописей Иосифа Флавия, форма водохранилища во времена Второго Храма была совсем другой. Оно когда-то являлось воротами, которые вели на Храмовую гору. Что водохранилище служило входом в помещения, находившиеся в Западной Стене, определил исследователь Уоррен. Отсюда они получили свое название – Ворота Уоррена. Так как со временем землетрясения разрушали ворота, их вид изменился. Теперь они по форме напоминают арку, которую можно увидеть, только поднявшись до самой верхней части ворот. Здесь сейчас находится синагога. По-видимому, ворота восстанавливали после землетрясения в 1033 году одновременно с реконструкцией Одиночных и Тройных ворот. Об этом можно судить по одинаковой кладке камней.

Как правило, туристы продолжают свое путешествие, поднимаясь по широким ступеням огромной лестницы. Ее следы обнаруживаются и у Трехарочных ворот, которые возвышаются к востоку от нее. Эти ворота известны как ворота Хулды, хотя их точное происхождение учеными пока не определено. Считается, что верующим следовало совершить ритуал очищения, прежде чем проходить через них к Храмовой горе.

Во времена правления мусульман в этом проходе евреи соорудили для себя главную синагогу, в пещере которой хранились молитвенники, Талмуд, священные писания, книги Танаха. Тогда же существовала и особая традиция входа в синагогу с Храмовой горы. Она заключалась в молитве, которую паломники совершали, непременно останавливаясь перед каждыми воротами. Об этих молитвах свидетельствуют документы Каирской генизы. Один из них – «Молитва о воротах». В нем говорится о том, что иудеи молились здесь из-за близкого расположения к Святая Святых. Пещера, просуществовав около 400 лет, была разрушена крестоносцами. Они создавали здесь дополнительные постройки, перекрывшие проход в пещеру синагоги. Если продолжить экскурсию и пройти немного на север, можно оказаться у другой еврейской реликвии – места создания миров под названием Эвен Хаштия. Она находится под мечетью Омара. В центре помещения стоит стол с лампадами. К северу от него расположено еще одно водохранилище, построенное в XIV веке, во времена правления мамлюков. Отсюда следует узкий туннель, ведущий к дому наверху. Его поддерживают цементные и железные подпорки, валуны, сооруженные арабами.

Также к мусульманскому периоду относится еще одна наиболее поздняя постройка Западной Стены. Ее восстанавливали в VII–VIII веках. Если пройти дальше, то можно заметить, как она переходит в помещение периода Второго Храма. Эту постройку характеризуют прекрасно отшлифованные в иродианском стиле камни: двойное окаймление встречается только в этом стиле. Камни отшлифовывали полой. Центральную часть булыжника сглаживали молотком. Каждый новый ряд находится на несколько сантиметров ниже предыдущего, что придает Стене Храмовой горы наклонность. Ее наклонное положение очень заметно при рассмотрении горы с юго-востока.

Если продвинуться вниз по туннелям (рис. 8), то можно встретить два водохранилища, построенные для обеспечения водой домов верхних уровней, и выйти на Иродианскую улицу. Ее проходы постепенно поднимаются к горизонтальным туннелям. Наш путь будет пролегать рядом с отлично отшлифованной скалой, которой вдруг сменяется Стена. Обтесанные камни – следы трудоемкой работы мастеров и строителей во время воздвижения сооружений царем Иродом на Храмовой горе. До него, в период правления царя Соломона, вавилонян и Хасмонеев, Храмовая гора была небольшим холмом под названием гора Мориа. Самая высокая точка горы являлась центром Храма, здесь и располагался камень мироздания. Эти места считались для евреев святыми и не простирались дальше природной границы горы, расположенной рядом с высохшими реками. На северо-западе горы ее выделял довольно глубокий ров, найденный впоследствии Уорреном.




Рис. 8. Отгороженная часть туннеля Западной Стены Храмовой горы


При строительстве Второго Храма царь Ирод увеличил площадь горы Мориа почти в два раза. Он достиг этого с помощью создания насыпей в Тиропейонской долине и присоединения ее к северной возвышенности. Таким образом «долина сыроваров» оказалась под Стеной Плача на Храмовой горе, на глубине до 30 м.

Холм Антония, на котором воздвигли крепость Ирода Великого, был известен еще до царя. В период Первого Храма на этом месте стояла крепость Барис. Хотя она упоминается еще во времена Нехемии, исследователи полагают, что здесь также располагалась башня крепости Хананель, реконструированная в этот период. Она служила форпостом северной части Храмовой горы, а также являлась дворцом правителей Хасмонеи (Палестины), о чем свидетельствуют рукописи III века до н. э. (эллининский период). По ним ученые определили точное описание водохранилищ, обеспечивающих дворец водой. Известно также, что крепость имела собственный источник: проточную воду в горе под крепостью. По-видимому, его наличие придавало крепости преимущество над остальными.

Этот величественный дворец находился там, где в наше время – северо-западный угол Храмовой горы. Чтобы расширить площадь горы, царю Ироду пришлось разрушить часть дворца и скалу под ним, дабы расположить крепость на одном уровне с горой. Оставшиеся от разрушения камни скалы он использовал для перекрытия рек, окружающих гору, а также для сооружения крепостных стен, опоясывающих Храмовую гору. Справа от возвышенности под названием холм Антония высится огромная скала. До нее вы сможете пройти по тайному проходу. По пути можно увидеть оставшиеся следы каменоломен, которые использовали при строительстве крепости Барис, расположенной на более высоком уровне.

Пройдя еще немного, можно оказаться в большом помещении, в центре которого стоит огромный шлифованный камень. Эта комната была выстроена еще до времен правления Ирода Великого. Неподалеку находятся водохранилища, которые когда-то вырубили в скале. Ирод реконструировал водосборные сооружения вдоль Иродианской улицы таким образом, что огромные обломки скал сохранились и до настоящего времени. Они прикрывают собой восточную часть водохранилищ. Спустившись на три ступеньки вниз, попадаешь в водохранилище, построенное в более поздний период.

Необходимо уделить внимание тому, как царь Ирод распланировал этот район. Вдоль Храмовой горы Иродианская улица поднимается с севера на юг и в конце концов доходит до части современного туннеля. Чтобы сохранять дождевую воду в резервуарах, Ирод решил использовать их внешнюю часть, отстроив вокруг мощеную улицу. Она соединяла огромный камень с другой частью Иродианской улицы. Этот камень использовался в качестве подпоры для плит мостовой и как преграда от сползания их в резервуары с водой, а также для того, чтобы уберечь воду от прохожих. Рядом располагается арка, являющаяся опорой лестницы арабского здания, построенного в XIV веке.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные постройки были сооружены в период между разрушением Второго Храма и VII веком, периодом правления мамлюков. К сожалению, ученые не имеют никаких сведений о том, что происходило здесь в другие века, в качестве чего использовались эти дополнительные помещения, как происходило строительство и т. д.

Следуя дальше, туристы попадают в соседнее помещение. Отсюда открывается прекрасный вид на улицу вдоль Храмовой горы и великолепную кладку мостовой. Высеченные из скалы камни мастерски отшлифованы и хорошо подогнаны друг к другу. Несмотря на то что они немного крупнее тех, что находятся в Западной Стене, эти камни так же красивы. В правом углу комнаты возвышаются две колонны периода Второго Храма. Они сооружены в том же стиле, что и колонны во многих погребальных пещерах города. На основании этого ученые сделали вывод: их строили в период правления мамлюков и они являлись частью основания зданий этого времени. Тогда рабочие использовали коренные породы, так как они были такими крепкими, что могли выдерживать здания любых размеров.

Иродианский карьер ждет посетителей на следующем этапе экскурсии. Здесь добывались камни для сооружения построек. Карьер находится немного западнее Храмовой горы. Огромные глыбы, встречающиеся на пути, свидетельствуют о том, что улица была построена намного раньше мостовой. По ней строители тащили на своих плечах высеченные из скал камни. А чтобы облегчить их доставку, они волокли камни по мостовой, не боясь ее испортить. Там, где вырубали каменные глыбы, высота Стены доходила до 1,10–1,25 м, и это были не самые высокие стены.

Чтобы добыть необходимое количество строительных камней для уравнивания земли Храмовой горы с Иродианской улицей, рабочие царя Ирода вели карьерные разработки, не останавливаясь ни на минуту. Использовались также каменоломни пещеры Цидкиягу, располагающейся в северной части города, и колонны из Русского подворья, находящиеся к северу от городских стен.

Особый интерес проявляется туристами к самой Стене. Хотя она долгое время переделывалась вновь пришедшими захватчиками города, дополнялась второстепенными помещениями, реконструировалась и даже разрушалась, тем не менее в ней и сейчас можно рассмотреть естественную скалу. Мастера Ирода отшлифовали ее в том же стиле, что и каменную кладку Стены, поэтому трудно установить разницу между обработанной скалой и сложенными камнями. К сожалению, после смерти царя Ирода строители эту тонкую работу прекратили. Некоторые камни Стены так и остались необтесанными. Рядом находится еще одно водосборное сооружение, которое было завалено глыбами в XIV веке. Здесь же видна длинная трещина, использовавшаяся, видимо, в качестве желоба. Он был вырублен в скале, но об этой дополнительной части водопроводного комплекса исследователи никакой информацией пока не обладают.

Если пройти по туннелю в северном направлении, то можно оказаться в помещении, с левой стороны которого просматриваются следы вырубленных камней. По утверждению ученых, стены комнаты являются дополнительными постройками арабского здания в верхнем уровне.

Повернув направо, туристы обнаруживают еще одну часть Стены. Она достаточно четко выделяется на фоне каменной кладки иродианского стиля.

Следуя вдоль Западной Стены, путешественники доходят до ее поворота у железных ворот. Археологи затрудняются ответить на вопрос, для чего был необходим такой широкий выступ. Он был найден Уилсоном и Уорреном, и у них не нашлось объяснения. По одному из предположений, это северная часть юго-западной башни крепости Антония, но к этой версии склоняются лишь немногие ученые. Такой же выступ находится в северной части Храмовой горы, недалеко от Львиных ворот, и в этом месте толщина Стены увеличивается. Возможно, это было необходимо только для дополнительного укрепления горы.

Следуя дальше на север и поворачивая направо, экскурсанты оказываются у особо интересного участка стены. Здесь можно сравнить обработанные камни с такими же, но доставленными из другого места. Во многих случаях верхний ряд – каменная кладка, а нижний ряд – скала.

Западная часть возвышенности, на которой располагалась крепость Антония, была срезана царем Иродом и укреплена канавой глубиной 1 м. Это делалось для того, чтобы завершить работу по строительству Западной Стены.

Проходя по канаве и поднимаясь по лестнице, туристы выбираются наружу. Здесь также велись работы по вырубке глыб из скал. Следы высечения можно рассмотреть и сейчас. Перед строительством лестницы рабочие сначала вырыли небольшую траншею в холме. Нет необходимости подниматься на вершину холма. При строительных работах люди открыли очень древний акведук. Именно сюда и ведет лестница. Акведук не находил применения во времена правления царя Ирода, в нем нет прохода. Но довольно интересна каменная кладка Стены. Только при ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что подогнанные друг к другу обломки скалы – два камня. Так как царь Ирод построил здесь дорогу, то можно предположить, что Хасмонеи были последними, кто пользовался акведуком. Отсюда он получил название Хасмонейский.

Как же был вырыт акведук Хасмонеев? Его сооружали по следующей схеме: выкапывали траншею на поверхности земли, а после этого доводили канаву до необходимой глубины и обкладывали ее плитами из камней. По такой же схеме строили акведуки времен Первого Храма, например Гихонский.

К сожалению, археологи больше ничего не могут сказать о сооружениях или других строительных работах в этой части города. Только то, что башня Хананель, воздвигнутая в период Первого Храма, являлась самым большим построенным зданием, отлично укрепленным и защищавшим город от завоевателей с северной стороны. Нет никаких документов, подтверждающих строительство водопроводов, которые собирали дождевую воду в «долине сыроваров» (Тиропейонской долине). Хотя в одних рукописях, датированных III веком до н. э., рассказывается о работах по прокладке траншеи внутри Храмовой горы. Чарльз Уоррен считал, что она являлась тайным ходом, о котором упоминал Иосиф Флавий в своих рукописях. Тайный ход связывал гору с крепостью Барис. В ней по приказу своего родного брата был умерщвлен Антигон. Раскопав Храмовую гору, царь Ирод разрушил эти резервуары для воды. Во время исследований Уоррен переплыл водохранилище на плоту, сооруженном из плотно сколоченных дверей. Тогда еще через акведук протекали сточные воды. Но спустя некоторое время направление потока воды сменилось, вследствие чего загрязнение уменьшилось. Хотя следы былой грязи еще заметны.

Холм Антония (Барис) тянется с юга на север. Так что, если следовать в северном направлении, холм становится все выше и выше. В самом начале водный резервуар пересекается слева направо водопроводами, построенными в более ранний период. Они тянутся с востока на запад. Также здесь можно увидеть две хорошо сохранившиеся арки эпохи строительства Средневековья. Водопровод обнаружили в то время, когда начинали воздвигать монастырь Сестер Сиона (XIX век). Никаких сведений о водопроводе еще не было, так как его исследовали до того места, где он соединялся с Западной Стеной. Многие ученые работали над его изучением: Чарльз Уилсон, Клод Ренье Конде, Шарль Клермон Жано, Чарльз Уоррен и другие. Клод Конде продвинулся в своих исследованиях дальше всех. Он обнаружил помещение над каналом. В этом месте находится самая древняя каменная кладка Стены. Она представлена в виде двух пилястр, сделанных из камня. Возможно, остальные стены Храмовой горы украшали такими же пилястрами. В Хевроне, в Пещере патриархов, были найдены аналогичные каменные изделия. В настоящее время туристы уже не могут полюбоваться ими, так как их сняли со стен водопровода, а раньше они перемежались с нишами в верхних углах помещения.

Геологические изменения в этой части города привели к тому, что акведук отклонился в сторону и в скале образовались маленькие трещины. В результате акведук стал выше.

Если проследовать дальше, пройти через северо-западную часть Храмовой горы на восток, а затем продвинуться на север, то справа будет располагаться каменное плато, на котором находилась крепость Антония. Так как на этом месте сейчас находится квартал мусульман, ученые не могут ответить, где был вырыт акведук.

В древней истории всегда существуют парадоксы, объяснения которым ученые ищут сотни лет. Один из таких – крепость Антония. Ирод Великий воздвиг ее на основе разрушенной им же крепости Барис, дав название в честь своего благодетеля Антония. Как следует из рукописей Иосифа Флавия, царь Ирод приступил к сооружениям на Храмовой горе через четырнадцать лет после начала своего правления. Как раз в то время к власти пришел соперник Антония – Август. Если принять во внимание тот факт, что Антоний был самым серьезным противником императора, то удивительно, почему Ирод дал крепости именно такое название.

Крепость воздвигли на возвышенности Антония в северной части. До наших дней сохранилось лишь каменное плато, которое служило основанием башни. Когда Ирод сравнял гору в ее северо-западной части, в каменном фундаменте произошел крутой обрыв. Далее внизу акведука расположена маленькая траншея, ведущая к скале. В ней была трещина, по которой проносился водный поток, благодаря чему вода естественным образом фильтровалась.

За траншеей следует плотина. По утверждению исследователей, ее соорудили во время правления царя Ирода для того, чтобы сдерживать поток воды.

Дальше водопровод поворачивает и ведет к огромному бассейну, который является последним этапом экскурсии. Бассейн представляет собой большой ров, поражающий своими размерами: ширина – более 50 м, а длина – 150 м, в некоторых местах достигает 200 м. Этот ров когда-то служил защитой крепости Антония от завоевателей и отделял каменное плато, на котором стояла башня, от северного угла горного хребта. Глыбы, вырытые изо рва, применялись для сооружения Храмовой горы, поэтому ясно, почему большая площадь водопровода не использовалась по своему прямому назначению. Его перерезали раскопки при строительстве глубокого рва.

Поток воды протекал по акведуку, дальше на юг, попадая в другие водохранилища, но уже более позднего периода. Ров, отделяющий крепость, достигал 12 м в глубину. Позднее царь Ирод увеличил его таким образом, что его размеры составили 15 м в ширину и 50 м в длину. Бассейном могли пользоваться все жители города, и благодаря маленьким габаритам ему дали название «Забава», по-гречески Strouthin. В дальнейшем при захвате башни римские завоеватели сооружали через него трапы.

Археологи заметили некоторые различия между северной и южной частями водопровода. Так как в часть акведука, некогда обследованную Чарльзом Уорреном и Чарльзом Уилсоном, сейчас невозможно попасть, то ученые не могут установить точную дату ее строительства.

После завоевания римлянами город был серьезно разрушен (70-е годы н. э.). А уже после подавления восстания Бар-Кохбы здесь основали новый языческий город под названием Элиа Капитолина. Власти города преобразовали бассейн в торговую площадь, от которой до нашего времени сохранилась лишь известная арка «Ecce Homo».

Перекрыть бассейн строителям было нелегко, и они решили построить продольную стену, которая делила бассейн на узкие части по 7 м в длину.

С северной стороны бассейн упирается в стену. Проходя далее, туристы оказываются на уровне, превышающем ров в два раза. Постройки, находящиеся ниже, производились уже в более ранний период.

Сама крепость стояла на скале на высоте 12 м. Ее невозможно не заметить при подходе к водохранилищу. Возле нее находится еще одна лестница, по которой можно дойти до одной из улиц в мусульманском квартале и до Скорбного пути Христа. Лестницу возвели римляне.

При раскопках 1988 года археологи сделали попытку прорыть здесь прямую дорогу, но это вызвало недовольство местных жителей, и от затеи отказались.

Поднявшись на вершину скалы, туристы могут рассмотреть последнюю часть водопровода Хасмонеев. К сожалению, вся эта территория перекрыта стеной, которая разделяет бассейн. Стену соорудили по решению монахинь монастыря Сестер Сиона в 1970 году. Они хотели преградить путь непрошеным гостям, которые могли попасть в подвалы этого монастыря, пройдя по туннелям водопровода. С помощью стены этот канал становился незаметным. Его нашли только в 1985 году.

И вот туристы выходят на улицу Крестного пути, проходят мимо стоящих здесь повсюду торговцев, таким образом заканчивая экскурсию по древним туннелям и постройкам Западной Стены времен правления Аюббидов и мамлюков.


Фонд наследия Западной Стены при Управлении святых мест – общественная некоммерческая организация, взявшая на себя ответственность за подготовку туннелей Западной Стены к посещениям туристов, которые смогут прикоснуться к истории, насчитывающей более 2000 лет. Благодаря исследованиям в Старом городе мы теперь можем получить наглядное представление о великолепии Иерусалима периода Второго Храма. Были открыты дома знати в Верхнем городе с расписанными стенами, мозаичными полами, купальнями.

Завершение работ в туннелях Западной Стены зависит от совместных усилий представителей разных профессий.

Многие годы на территории древнего Иерусалима проходят раскопки археологов. И все равно, на протяжении долгого времени интерес к ним не пропадает. С помощью совершенных исследователями открытий новые поколения могут представить жизнь своих предков, проследить хронологию жизни города. Организовываются целые группы ученых, объединяющих представителей разных профессий: историков, технологов, ответственных за инженерию раскопок, архитекторов, занимающихся разработкой планов реконструкции и реставрации, и простых любителей археологии и древней истории. Эксперты по израильскому законодательству организовывают весь процесс исследований, так как Западная Стена является святыней еврейской религии и местом молитв.

Кроме того, Фонд наследия Западной Стены заботится и о туристах, собирая для них подходящие экспонаты. Создаются путеводители по святым местам Иерусалима, макеты древнего города и Иерусалимского Храма, построенного Иродом Великим, копии рукописей и документов, представляющих особый интерес, информационные стенды.

При организации представлений для туристов подбираются видеозвуковые материалы, специальное освещение, дизайн. К работе подключаются профессионалы.

Согласно одной из еврейских легенд, во времена царя Соломона в работе по строительству Первого Храма участвовали все жители города, у каждого была своя обязанность. Люди сооружали Храм голыми руками, вкладывая в него всю душу. Поэтому Западная Стена сохранилась на протяжении нескольких тысячелетий.

Конец ознакомительного фрагмента.