Вы здесь

Библейская философия. Глава 1. Введение. познание истины (Михаил Дорогой)

Глава 1. Введение. познание истины

Поиск и познание истины – это то, что выделяет человека из остального животного мира.

Всё живое находится в гармоничных отношениях с окружающим миром. Оно является частью среды и не отделяет себя от самой среды. Оно существует в ней, благодаря заложенной программе целесообразных действий, инстинктов. Каждый род при рождении наделён всем комплексом умений, необходимых для проживания в его среде: он умеет строить жильё, находить пищу, размножаться, имеет инстинкт самосохранения (Жук-бомбардир, рыба-брызгун и др.), и т. д. Ему не надо этому учиться. Это врождённые действия. Морская черепаха приплывает в определённое место морского побережья, выходит на берег, откладывает яйца в песок и снова, преодолевая тысячи километров, уплывает в океан к месту своего «пастбища». Ею руководит инстинкт.

Только что вылупившаяся из яйца черепашка стремглав бежит в воду, плавает в ней, питается и т. д., не получив для этого никакого образования, не получив никаких инструкций, как это делать. Вся программа её поведения заложена в её инстинктах. Отметим также, что через несколько лет самки черепах, преодолевая те же тысячи километров, вновь возвращаются на то же побережье, чтобы отложить яйца. Навигационная карта её маршрута, также как и у перелётных птиц или бабочек, заложена в её микрокомпьютере, в мозгу.

Да, всё живое имеет в своём мозгу «микрокомпьютеры», т. е. особые участки, где записаны все нужные программы, которые проявляются у живого как инстинкты. Эти компьютеры (например, микрокомпьютер обыкновенной мухи) в десять тысяч раз совершеннее самых лучших современных компьютеров.

Совсем иное дело человек. Он, в отличие от животных, кроме инстинктов, ещё обладает разумом, обладает особыми творческими способностями и поэтому его поведение не запрограммировано, как у животного или робота, а человек свободен в своих действиях.

Он осознаёт себя и природу в отношениях «субъект-объект». Человек показывает на себя и говорит «– Я», а всё окружающее его воспринимает как «не – Я». Благодаря этому, человек строит свои отношения с миром особым образом. Он как субъект, исследует окружающее, познаёт, изучает его во всех его аспектах: каково оно, какие свойства материалов, веществ, которые он видит, размышляет, как применить познанное для своей пользы. Таким образом, человек может приспосабливать окружающий мир к удовлетворению своих нужд и может сам приспосабливаться к окружающей его среде, чтобы безопасно пребывать в ней самому и своему потомству.

Результаты достижений человека в познании современного мира поразительны. Человек летает в воздушной среде как птица, плавает под водой как рыба. Ему стал доступен космос и посылаемые им космические аппараты присылают ему фотографии планет Солнечной системы, присылают сведения об их составе, весе, орбитах. Он пытается проникнуть вглубь Вселенной. Он настоящий владыка этого мира.

И человек видит, что, несмотря на его подобность остальному животному миру, он совершенно другое существо. Между ним и животным миром – пропасть. Он видит, что содержание его жизни совершенно отличается от содержания жизни животного. У животных нет истории, они не имеют религии, не украшают жилища, не мыслят, не разговаривают, не пишут стихов, не создают музыку, не молятся, не ходят в театры…. У них нет духовной жизни. Содержание их жизни – физиология. Сознавая своё отличие от всего живого, человек хочет знать правду о себе: почему он такой особенный и что такое мир, в котором он живёт. И, вообще, откуда всё появилось?

Дорогой читатель, родившись, человек приходит в этот мир на короткое время и через некоторое время уходит из него. Мир имеет свою историю, а человек приходит в середине этой истории. Он не знает ее начала и может уйти из мира, так и не узнав конца этой истории, не узнав, для чего, собственно, он пришёл в этот мир. Это напоминает приход зрителя в кинозал в середине сеанса и уход его из кинозала до окончания сеанса. Он смотрит фильм и не может разобраться в событиях фильма, ибо не знает начала фильма, его сюжета.

Так для человека и человеческая история. Как в ней разобраться? Как узнать сюжет жизни всего человечества и его назначение? Как понять свою роль в этой жизни и своё назначение? Человек хочет знать правду о себе и о мире, где он живёт. Человек хочет знать истину. И этот поиск истины присущ человеку с момента появления его в этой жизни.


Человек хочет знать истину. И этот поиск истины присущ человеку с момента появления его в этой жизни.

Едва научившись говорить, человек сразу задаёт вопросы. Он «почемучка». В детстве вопросы касаются ближайшего окружения: семьи, двора, садика. Став школьником, он получает более обширные знания обо всём, и теперь вопросы касаются его будущего: профессии, семьи, увлечений. Став взрослым и, окидывая взором ночное небо с мириадами звёзд, участвуя в проводах близких, уходящих из мира, слыша тревожные новости о войнах, о насилии, стихийных бедствиях, человек начинает затрагивать уже основополагающие, фундаментальные темы. Он философствует, задаёт себе вопросы: «Какой конечный смысл во всём этом?», «Откуда всё и куда?», «Какова моя история?», «В чём смысл моего существования?», «Есть ли что-нибудь за порогом смерти?», и т. д. Судя по самым ранним письменным источникам, найденным археологами, эти вопросы волновали ум человека во все времена. Каждое поколение искало ответы, но не находило их. Получается, что эти вопросы «вечные». Почему? Почему они так притягательны, так манящи? В чём смысл этого неукротимого устремления получить ответ на вопросы происхождения бытия, жизни, человека?

Смысл этой жажды в том, что человек интуитивно, неосознанно понимает: получив ответы на вопросы происхождения бытия и себя в том числе, человеку откроется его истинная сущность, его назначение и его цель. Он получит правильное миропонимание, узнает смысл своего существования, увидит направление, в котором движется жизнь человечества и, соответственно, его жизнь, и сможет направить свою жизнь в правильном направлении. Действительно, только узнав своё прошлое, можно увидеть и понять своё будущее. Если нам удастся узнать истину о нашем прошлом, т. е. откуда мы, то мы узнаем, кто мы, получим ответ, куда мы идём, получим понимание направления нашей жизни, мы познаем истину о нашем будущем. И тогда, увидев своё истинное будущее, мы постараемся откорректировать своё настоящее, соотнести его с тем прекрасным будущим, которое нам откроется. Мы воскликнем: «Так вот для чего человеку дана жизнь? Так вот в чём предназначение человека!»

Вот почему человек ищет истину о происхождении бытия, жизни и человека. И как трагично для человека уйти из мира, так и не узнав прекрасную истину о себе, о своём назначении, не заглянув в своё будущее, уйти в легкомысленном неведении. Поэтому, дорогой друг, давай посмотрим, каким путём человечество ищет истину, каким образом возможно человеку узнать эту абсолютную истину

1.1. Два пути познания

У человечества есть только два пути познания абсолютной истины. Первый путь – это путь человеческого опыта, поиск истины самим человеком. Это путь познания истины посредством науки и философии. Второй путь – это принятие абсолютной истины, данной человеку через Откровение самой истины. Сначала давайте рассмотрим первый путь, путь человеческого опыта и начнём с познания абсолютной истины наукой.

А. Наука и абсолютная истина

Человек спрашивает Науку:

– Уважаемая, я ищу полное знание о бытии. Меня интересует абсолютная истина о происхождении природы, жизни, человека. Какова цель и назначение всего? В чём смысл существования всего? Или всё бесцельно и лишено всякого смысла? Я думаю, что если я узнаю это, то для меня станет ясным смысл моего существования, назначение и цель моей краткой жизни. Что вам известно об этом? Что вы мне ответите?

– О, мой дорогой современник, – отвечает Наука. – Да, Я занимаюсь поиском знаний о мире, в котором живёт человек. Моё название происходит от латинского слова «scientia» (от scio, – знать). Это означает, что всё, что Я утверждаю, основывается не на фантазиях, идеях, теориях какого-то учёного, а на точных знаниях. Так вот, хочу тебя огорчить. Абсолютной истиной Я не владею и никогда владеть ею не буду. И вот почему.

Достичь её Мне не позволяет Мой научный метод. Поясняю. Мой метод, который позволяет находить знание, имеет два взаимосвязанных уровня – эмпирический и теоретический. К примеру, в какой-то области познания Мне показывают проблему, связанную с каким-то объектом и просят ее решить. Я вхожу в контакт с объектом и воздействую на него различными способами: температурой, давлением, растягиванием, сжатием, в общем, экспериментирую, ставлю опыты. И на основе этого составляю о нём какое-то знание. Или если этот физический объект недоступен прямому воздействию, то Я, используя аппаратуру, наблюдаю его в течение длительного времени и получаю о нём, таким образом, какое-то знание. Если же это повторяющееся явление, то Я его системно наблюдаю, записываю результаты наблюдений. Эти опыты или наблюдения повторяются Мной много раз, пока Я не достигну постоянного прогнозированного результата. Например, Мои астрономы, длительное время, наблюдая Солнце и планеты, уже заранее знают, когда будет солнечное затмение. Таким образом, Мои результаты становятся неопровержимым фактом для других ученых. Они, соблюдая условия опыта, получают тот же результат. Это Мой эмпирический уровень.

Далее, Я, анализируя полученные результаты, выдвигаю на основании имеющихся опытных данных различные гипотезы, делаю различные предположения, обобщения и вырабатываю новую определённую идею. Эту идею Я использую для дальнейшего исследования, наблюдения объекта или явления. Это Мой теоретический уровень.

Таким образом, Я многократно повторяю этот процесс: опыт – теория, проверка теории снова опытом. При таком взаимодействии теории и практики Я добиваюсь стабильного результата и объявляю добытое таким образом знание истиной-фактом. И эту истину-факт можно проверить, измерить, математически описать. И, кто бы ни повторял это, результат оказывается один. Как видишь, Я познаю настоящее, существующее в данное время. Оно Мне доступно для исследования, для эксперимента или для наблюдения, и я его изучаю. Но как ты понимаешь, это не абсолютное знание, а истина на данный момент. Моё знание ограничено сегодняшним днём и потому оно не полное, не абсолютное. Завтра Я буду знать больше. послезавтра ещё больше, так что познание истины – это процесс, это движение от частичного знания к более полному знанию. Решая одну проблему, Я тут же сталкиваюсь с другой, которую надо решить. Как идущий путник никогда не достигнет горизонта, так и Я, приобретая всё большее знание, никогда не приобрету полного знания, не приобрету, как ты говоришь, абсолютной истины. Вспомните луковицу. Снимая одну кожуру, мы видим другую и т. д. Поэтому у меня никогда не будет момента, когда бы Я сказала: всё, теперь Я знаю абсолютно всё.

Хорошо исследовав физиологию человека, я стою в тупике перед духовной стороной личности. Душа, совесть, справедливость, воля, мораль и т. д. – этими понятиями я, как точная наука, не оперирую, хотя мне и моим ученым понятен смысл этих слов. Они реально присутствуют в человеке. Это то, что отличает его от животного. Но поскольку эти понятия не поддаются рациональному осмыслению, т. е. Я не могу с ними экспериментировать, измерять, взвешивать и т. д., то мне приходится выбросить их из своего научного обихода.

Например, Я не понимаю, как проходит процесс или, как говорят мои учёные, «поток сознания» в мозгу человека. Один из моих учёных, президент Онкологического центра в Манхэттене, признался мне: «Мы знаем многое о структуре и функциях клеток и волокон человеческого мозга, но у нас нет и малейшего понятия о том, как этот удивительный орган работает, предоставляя человеку сознание» (Г.Моррис, 22). Моя аппаратура изучила материальную часть мозга, но не может зафиксировать процессы сознания, работу сознания. Мозг Я вижу, и Я его исследую, но мысль Я не вижу, и исследовать её не могу. Так же и тело человека: Я его изучаю, но душу в теле, его «Я», найти не могу. Где находится воля в человеке? Я не могу оперировать этими понятиями, они мне недоступны. Эти понятия не поддаются научному осмыслению. Они существуют в человеке, и, видимо, проходят в организме, минуя материальные каналы. Их природа не физическая, а духовная.

Одно только скажу: Моя истина всегда конкретна, ибо связана с конкретным объектом, и всегда объективна, ибо Я нахожу истину, находящуюся вне Меня: в предмете или в явлении. Безусловно, она связана с абсолютной истиной, но только как её часть, а полное знание, знание абсолютной истины, для Меня недостижимо. Поэтому Моя научная истина всегда будет относительной. Как говорят учёные, она имеет момент относительной истины и, в то же время, момент абсолютной истины.

Но, как тебе известно, абсолютная истина содержит в себе прошлое, настоящее и будущее. Так вот, Я, Наука, исследую, как ты видишь, только настоящее. Я не исследую прошлое или будущее. Почему? Объясняю.

Вот, я исследовала атом, знаю его строение, научилась, извлекая огромную энергию, расщеплять атом, но как возник атом? Кто сотворил его? Кто уравновесил его силы притяжения и силы, стремящиеся его разрушить? Как он стал таким? Каково его назначение? На эти вопросы Я, Наука, ответить не могу. Его прошлое Мне недоступно. Поэтому, не зная, его прошлого Я знаю о нём не всё, т. е. Моё знание об атоме есть не полное. Также, наблюдая от античности до наших дней Солнечную систему, Я, применяя новейшие достижения оптики, используя новейшие космические аппараты, приобрела обширные сведения о ней. Я знаю количество планет, их спутников, состав, вес, траектории их орбит и сделала множество цветных фотоснимков. Всё это Я изучила и узнала какую-то истину, ибо использовала два уровня: эмпирический (постоянное наблюдение постоянных объектов) и теоретический, т. е. размышления. Но как планеты попали на орбиту, почему их столько и, вообще, как и когда возникла Солнечная система и для чего? На эти и множество других вопросов Я дать ответа не могу.

Так, биология, физиология и другие Мои отрасли наблюдают жизнь в любой из её форм. Но как возникла жизнь? Кто скомпоновал клетку, соединив различные её части? Не знаю.

Я открываю законы природы. Я их познала. Но ведь Кто – то установил эти разумные законы? А Кто этот законодатель – Я не знаю. Но, как Наука, Я знаю, что закону предшествует законопроект, и это наводит на мысль, что законы – это Чей-то воплощённый замысел. Закон связывает разные явления регламентирующими моментами. Этим создаются устойчивые отношения между разными явлениями. Но Я не знаю, как появились эти моменты, Кто их автор и законодатель.

Поэтому, вопросы происхождения природы, жизни, человека для Меня вообще закрыты. Они для Меня недоступны. Ибо эти события уникальны. Они были в прошлом. Я не наблюдала их, не была свидетелем и очевидцем этого прошлого, не видела, что было причиной их возникновения. Для меня прошлого уже нет и исследовать – нечего. Я не могу поставить эксперимент над тем, чего нет. Исследовать прошлое или будущее я не могу. Поэтому повторяю: Моя ограниченность познания бытия только настоящим ставит человечество перед невозможностью через Науку узнать его прошлое и через знание этого прошлого понять истинное назначение человечества. Но без знания прошлого предмета, причины происхождения предмета нельзя узнать и о его истинном назначении. Ведь причина появления предмета в мире – его назначение. Для чего он существует в этом мире? Ты это знаешь даже по повседневному опыту. Каждая вещь имеет своё назначение. Узнав прошлое предмета, т. е. цель его создания, мы понимаем его назначение и правильно его используем в настоящем. Так, герой произведения М.Твена «Принц и нищий» разбивал орехи Большой королевской печатью, которую все разыскивали. Герой, не зная прошлого этого предмета, цели, для которой он был сделан, не знал и его назначения, и поэтому пользовался ею, зная только неполную истину о предмете – он тяжёлый, его удобно держать в руках и бить им орехи. О незнании назначения предмета говорит и Крылов, описывая в смешной форме нелепые действия обезьяны с очками в басне «Мартышка и очки».

Но вернёмся к вопросам происхождения. Как я раннее утверждала Мне, Науке, ответы на них недоступны. Они вне зоны Моих исследований. Они неподвластны опыту, эксперименту и наблюдению. Пойми Меня и поверь Мне, читатель: происхождение всего через Науку человек никогда не узнает.

Тем не менее, несмотря на невозможность познать происхождение природы, жизни и человека, некоторые Мои учёные, используя только один теоретический уровень научного метода, выдвигают массу гипотез и идей о происхождении. Но их слабость и ошибочность в том, что они основаны на фантазиях голого разума. Эти теории субъективны. Это просто идеи данного философа. Их фундамент – логические, но заведомо неправильные, спекулятивные умозаключения этого учёного.

Я, Наука, против утверждений ненаучного характера. Запомни, читатель. Наука- это всегда точное знание. Нет знания, нет Науки. Всякая теория должна подтвердиться практикой. Я, как Наука, категорически утверждаю: нельзя познать истину, используя только теорию.

Таким образом, прости, любознательный читатель, но, как ты видишь, Я не могу познакомить тебя с абсолютным знанием. Его у Меня нет. Абсолютная истина Мне недоступна. Моя научная истина всегда относительна. Макс Борн писал: «Наше знание о нынешнем состоянии изучаемых явлений всегда ограничено» (В.Гитт,24).

Рекомендую тебе, уважаемый читатель, обратиться к госпоже Философии. Это она старается увязать все имеющиеся у человечества знания в одно целостное миропонимание и объяснить причину всего. Может, её путь познания откроет тебе абсолютную истину о происхождении бытия, его назначении и о смысле жизни человека.

Б. Философия и абсолютная истина

Итак, не получив ответа на вопросы происхождения у науки, человек обращается к Философии: «О, госпожа Философия, уже тысячи лет Ты размышляешь о вселенной, о месте человека в ней, об отношениях «человек-мир». Ищешь начало всех начал, причину появления бытия. Объясняешь целостность его. Могу ли я узнать, к чему привели Тебя размышления? Как Ты пояснишь мне происхождение вселенной, жизни, человека? Владеешь ли Ты полным знанием о бытии? Доступна ли Тебе абсолютная истина, о, великая Премудрость? Есть ли смысл в существовании вселенной и меня, человека, и в чём он заключается?»

«Дорогой современник, – отвечает Философия, – ты правильно сказал, что тысячи лет Я собираю, анализирую, систематизирую и бережно храню все достижения мудрецов-философов от давней античности до наших времён. Но признаюсь тебе, что размышления Моих философов весьма различаются. Поверишь ли? У Моих философов сотни идей, мнений, теорий. Поэтому у Меня нет единого понимания мира, единого мнения о происхождении всего, включая жизнь и человека.

И когда ты спрашиваешь Меня об абсолютной истине, ничего вразумительного ответить Я не могу. И поверь, Я очень огорчена, что Мои философы, величайшие умы человечества, не смогли выработать один общий взгляд на причину всего. Я только смогла рассортировать, обобщить их видение бытия и получить два полярных мнения о происхождении всего, два взаимоисключающих утверждения. Это мнение материалистов и мнение идеалистов. И Я в растерянности. Я не знаю, какое из этих двух мнений есть истинное, а какое ложное.


1-е мнение ясно провозгласили в своём манифесте философов-гуманистов 1973 г гуманисты:

«1. Религиозные гуманисты считают, что Вселенная существует сама по себе и никогда не была сотворена» (Сарфатти, 16).

Если же спросить их: «А откуда это вам известно? Откуда вы взяли такие знания»? – их ответ будет бездоказательно простым. Окажется, что их утверждения основываются не на знаниях, а на размышлениях, на их предположениях и просто они в это верят. «Мы так считаем», т. е. их убеждения построены не на знаниях, а на вере. Критерий истинности у них – это их собственные рассуждения.

В вопросе познания абсолютной истины эта группа философов утверждает, что человеку доступна только относительная истина. Полного же знания человечество никогда не достигнет. Поэтому абсолютная истина для человечества недостижима.


2-е мнение высказывают представители другого лагеря – идеалисты. Они утверждают, что бытие сотворено сверхъестественной силой: духом, идеей, разумом, богом. И весь материальный мир и сам человек – это продукт действия этой сверхъестественной силы. И в таком случае, бытие состоит из двух миров: мира духовного (мира идей) и мира материального – мира вещей, т. е. овеществлённых идей. Исходя из этого, духовный мир первичен, а материальный мир – вторичен. Этот сверхъестественный дух, разум, идея, бог – и есть абсолютной истиной, но познать эту истину человек не может. Это недостижимо для человека. Если спросить этих философов: «Откуда вы это знаете»? – то и они ответят, что их вывод основан на размышлениях, и они в это верят. Т. е. и их убеждения основаны на ничем не доказанной вере.

Как ты видишь, утверждения как той, так и другой стороны являются гипотезами, догадками, прозрениями философов, их субъективными размышлениями. И скажу тебе, Мой друг, сколько философов, столько и теорий. Это отсутствие единого общего взгляда на всё многообразие мира мешает Мне, Философии, правильно выполнить Мою основную социальную функцию: открыть человечеству абсолютную истину, дать обществу единую целостную картину мира, дать знание об его прошлом и будущем, дать истинное объяснение проблем общества и правильную рекомендацию, как их решить. В результате, Я просто выполняю функцию архивариуса: к массе философов прошлого прилагаю массу философов новых. Поэтому Я только могу сказать обществу: «Вот множество представлений о мире. Вот много разных идей, а вы выбирайте, что вам нравится». Как видишь, Я предлагаю обществу только многочисленные идеи. И это ужасно, потому что я понимаю свою ответственность за то, какую философию будет исповедовать человек. По правде говоря, цена выбранной философии для человека – это его жизнь. Огромная цена, ибо жизнь дается один раз. Не имея правильного истинного мировоззрения, личность не может правильно решить конечные вопросы бытия: жизни и смерти, и что самое главное вопросы своей личной жизни и своей смерти. Поэтому в основу мировоззрения личности должна лечь философия, построенная на истине. Но философией построенной на истине Я не обладаю.

Мои философы указывают на научное мировоззрение, как на истинное, но я с этим несогласна. Наука, как она сама тебе призналась, владеет только относительной истиной Абсурдно строить своё мировоззрение на принципе относительности. Как могут правда, добро, честность, порядочность, красота быть относительными, на 50 % или 60 %?

Да дорогой мой, если нет Абсолюта – есть относительность, если есть относительность – то тогда утверждается анархия, вседозволенность. Относительность истины привела к тому, что понятия прилично – неприлично, красиво – некрасиво размываются, либо уже размыты. Но правильно ли это? Является ли это истинным, нужным для человека, для общества решением? Является ли непродуманный приоритет относительности той дорогой, которая даст счастье для человечества и личности. Нет. И всё это потому, что общество не знает Абсолютную истину. Мои философы не нашли ее и, как ты знаешь, и наука и мои философы в один голос говорят о ее недосягаемости. Тем не менее убеждения людей должны быть построены на единой Абсолютной истине, а не на многочисленных идеях. Только истина объединяет, ибо она одна, а идея всегда разъединяет, ибо ей всегда противостоит другая идея. Поэтому человечество и находится в конфликтах по всей вертикали: сама личность – семья – общество – государство и планета. В этом трагизм человечества, оно расколото на различные идеи, ибо не знает истину. Представляешь? – сказала старушка и мы расстались.

Дорогой читатель, Наука и Философия в один голос говорят о недосягаемости путём человеческого опыта и человеческого размышления познать абсолютную истину. Но тогда эта недосягаемость делает невозможным формирование истинного мировоззрения? Неужели человек приговорён уйти из жизни, не познав абсолютной истины, не узнав своей истории, своего происхождения и назначения?

Может у человека есть другой путь, другая возможность узнать абсолютную истину, и на этой истине построить правильное мировоззрение.

Да, к счастью, для человека, ищущего истину, эта возможность имеется. Ему открыт второй путь познания абсолютной истины. Это принятие истины через данное человеку Откровение самой истины. Только тогда человек получит полное знание о бытие, узнает правду о себе, о своём происхождении узнает свою историю и своё назначение.

1.2. Откровение абсолютной истины

Итак, второй путь познания абсолютной истины – это Откровение самой истины, когда сама истина открывает Cебя человеку.

Слово «откровение» словарь Ожегова поясняет так: «то, что неожиданно открывает истину, вносит ясность, понимание» (Ожегов, 463). Например, перед вами какой-то предмет, назначение которого вы даже не представляете. Неожиданно появляется кто-то, кто открывает назначение предмета и даёт инструкцию, как им пользоваться, т. е. передаёт вам полное знание об этом предмете, достаточное для того, чтобы иметь правильное отношение к нему. Таким образом, знание пришло извне.

В нашем случае это вопросы происхождения вселенной, жизни и человека. Реально, как мы видим через возможности человеческого познания (практики-науки и теории-философии), эти знания человечеству недоступны. Поэтому они даются человечеству через Откровение. Откровение – это то, что другим путём получить невозможно. Таким образом, Откровение – это приобретение знания абсолютной истины не опытным путём, не через действия или размышления, а человек получает абсолютную истину как дар. Абсолютная истина пришла к человеку сама. Истина открылась человечеству понятным языком, в доступной для человека форме и в той полноте, которую может воспринять его ограниченный ум. Поэтому открытая истина понимается человеком любого интеллектуального уровня, ибо предназначена для каждого живущего на планете человека. Так, через это Откровение человечество получило ответы на все «вечные» вопросы. Теперь каждый человек на основании Откровения может сформировать правильное, построенное на абсолютной истине своё мировоззрение.

Особенность Откровения

Так как абсолютная истина даётся человеку Откровением, то знания, которые она являет человеку, есть её милостивый дар. Истина просто дарится ему. Человеку даётся знание свыше. В связи с этим, подаренная истина имеет одну важную особенность. Она свободна от критических замечаний человека. Поскольку истина не продукт человеческого интеллекта, то она просто неподвластна человеческой критике и не нуждается в спорах о ней. Она не приглашает на диспут, на дискуссию. С ней не спорят и не могут спорить, ибо нет аргументов. Она неоспорима. Её никто не может опровергнуть, ибо заменить её нечем. К ней неприменимо избитое человеческое утверждение, что в спорах рождается истина. Подумай, читатель. Другой истины просто не существует, ибо тогда это была бы не истина. Истина Откровения никому не доказывается, а предлагается как единственность. Это истина, как говорится, в последней инстанции. Она вносится в разум человека как нечто неизвестное ему ранее. Человеку даётся новая и правильная информация, реальное знание свыше.

Дорогой друг, истина Откровения – единственный конечный источник знания и единственная возможность для человека получить полное знание обо всём бытии, включая и человека. Она неизменная, неизменяемая, единственная и окончательная. Это абсолютная истина. Она пришла из недосягаемого для человеческого ума источника, пришла от абсолютного знания. Только в её пространстве человек успокаивается и приобретает полноту существования, свою целостность. Он приобретает понимание своего назначения, для него открывается цель его жизни, её смысл. Он понимает себя, человеческое общество и предвкушает своё прекрасное будущее. Но принятие истины дело индивидуальное. Это волевое решение каждого конкретного человека. Даже взять тебя. Можешь ли ты воспринять истину и принять её? И это вопрос.

Отношение человека к Откровению истины

Отношение к Откровению истины гениально простое. Это подобно приходу в приют для бездомных. Голодный человек подходит к окну, где раздают еду и берёт ту еду, которую ему дают. Он может не взять её и тогда останется голодным. Так и дар истины. Истина просто предлагается человеку. Её можно или принять, или отвергнуть. Кто отвергает её, тот лишается истины. Поэтому принять её надо не рассуждая и не размышляя о степени своего понимания. Ведь она превыше всякого, в том числе и твоего читатель, ума. Процесс мудрствования, споров, попыток понять что-то через дебаты и рассуждения принадлежит, как мы разобрали, науке и философии, но абсолютно неприменим к Откровению. «Если кто из вас (это обращение к тебе, читатель) думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор3:18). Какой-то философ сказал, что истину Откровения надо принимать, как пилюлю, не разжёвывая. А процесс привыкания, практического использования будет позже. Разумение придёт потом, после того, как человек начнёт извлекать из этой истины частичные знания. Как дети в школе доверчиво внемлют учителю, так и человек должен смириться и покориться истине. Как сказал один учёный: «истина должна быть не понята, а принята». Это напоминает смену мебели в квартире. Всё старое выносится, а на освободившееся место ставят новое. В нашем случае надо поменять неведение на ведение, говоря просто, надо поменять ложь на истину.

Если её принять, то единственным её условием является полное принятие всех значений, смыслов, положений истины. Её надо принять всю, как она даётся. Если человек не захочет принять какую-то часть истины, то им не будет понято и целое; и истина будет не познана. Ведь она абсолютна, целостна. Она не разделяется. Поэтому выборочность её принятия недопустима.

Человек, который принимает истину, приобретает всю её полноту, какая только мыслима для человека на этот момент, получает ответы на все «вечные» вопросы. Истина заполнит ум, чувства и волю человека и поставит его на путь правды. У человека восстанавливается целостность человеческой личности, и он приобретает полноту существования: его духовная и материальная природа соединяется с абсолютной истиной. Это значит, что у человека меняется миропонимание, мировосприятие и мироощущения, и это совершенно изменяет его поступки. Это поворот на 180 градусов, Происходит новое рождение человека, рождение в истине, духовное рождение от духа истины свыше. И уже обо всём материальном мире, в котором живёт человек, он может судить с точки зрения истины Откровения.

Приняв истину Откровения, человек получает способность понимать эту истину Откровения, узнавать её основные требования. Познав истину, человек делается свободным, ибо освобождается ото лжи, от всех сомнений, заблуждений, от необходимости что-то искать. Благодаря её познанию, открывается безопасное пространство для личности. Пространство, свободное от суеверия, невежества, предрассудков, фантазий. Человек узнает причину конфликтов, освободится от страха смерти. Человек как бы наденет очки истины (они как прибор ночного видения) и он всё увидит в истинном свете и сможет сказать: «был слеп – теперь вижу новую реальность, новую жизнь». Истина откроет ему свои абсолюты, стандарты, нормы. До её принятия он был невежда, не ведал истины. И неважно, какой социальный статус имеет человек – служащий, рабочий, артист, политик или экономист. Неважно его имущественное положение. Если он не принял Откровение истины, то остаётся невеждой.

Откровение называет истину светом. Она – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» – пишет апостол (Ин.1:9). Если какой-то человек не принимает свет абсолютной истины, то он не «просвещённый». Он в темноте незнания истины. Он во тьме, независимо от его образования. Почему? Потому что образование зиждется на науке, а наука, как она сама говорит, абсолютной истины не знает. Поэтому все люди, отвергающие Откровение истины, находятся на одном уровне. Они – невежды, не ведают истины. Их истина относительна.

Человек, отвергающий истину, поступает опрометчиво, незрело, легкомысленно, недальновидно. Ему будет недоступно знание смысла его жизни. Он не узнает своего прошлого и это не даст ему возможности узнать своё будущее. Без принятия истины его состояние будет подобно состоянию зрителя, пришедшего в кинотеатр в середине сеанса и ушедшего, не досмотрев фильм до конца. Ему неведомо, с чего начался фильм и чем всё окончится. Он смотрит середину фильма, что-то понимая и чего-то не понимая. Так и человек, не зная истины, проживает свою жизнь в интриге неведения, не зная завязки этой интриги и не ведая о цене развязки.

Конечно, истина нравится не всем и может показаться непривлекательной, но она одна. Эта истина пронизывает короткую жизнь человека, длительную историю человечества и ведёт к пониманию финала материального мира, к пониманию конца земной истории человечества. Она открывает новую фазу жизни человечества, неведомую тем, кто не принял Откровения.

Если принять истину хочется, но трудно, что-то останавливает, т. е. тревожат сомнения, то надо увидеть в себе то, что мешает её принять. Всмотрись внимательно в себя. Что мешает тебе принять абсолютную истину, что блокирует твоё сознание, какие препятствия для её восприятия есть у тебя. И это не сложно.

Посмотри, на каком основании ты построил свои убеждения, на чём ты стоишь. Может, ты как дитя постмодерна (так называет философия наш век) говоришь: «Мне всё равно, на чём стоять, мне надо деньги и желательно больше и желательно сейчас, мне некогда ждать, мне надо жить в удовольствии». Да, это господствующая точка зрения современного общества. Но это очень опасно для тебя. Лучше постигни, кто ты. Узнай о своём высоком происхождении и о том наследстве, которое уготовано всем, кто примет Откровение.

Даже если у тебя есть свои какие-то мысли, убеждения, всё же тебе необходимо задать себе один вопрос: дают ли они ответы на вопросы происхождения меня? Открывают ли они смысл и назначение моей жизни, ведь эта земная жизнь мне дана один раз? Открывают ли они кто Я? И что мешает мне принять Откровение?

Да, неприятие истины печально. Но что самое невероятное то, что ни один человек не сможет избежать встречи с истиной. У каждого будет момент, когда он встретится с ней, сможет её узнать, но принять её уже не сможет, будет поздно..

Преграды на пути Откровения

Преграды для принятия истины – различные. По сути, они результат воспитания и образования, которые дают человеку искажённые представления о действительности. Это также поклонение какому-то идолу, авторитету, какому- либо мифу и т. д. Поэтому у тебя, читатель, возможно, будет одно из следующих преткновений:


предубеждение, т. е. у тебя уже есть какие-то свои устоявшиеся убеждения, и они входят в противоречие с истиной Откровения. До сего момента ты имел информацию, которую создал какой-то человек, а теперь Сама истина постучалась в дверь, вошла и ждёт твоего приглашения войти или твоего отказа от неё. Разумно взвесь, сравни, просмотри перспективу;

суеверие (вера всуе) – может, ты веришь во что – то, не задумываясь, на чём основывается твоя вера;

превратное мнение – это сложившиеся мнения об истине Откровения, но не прошедшие через серьёзные размышления или беседы со знающими эту истину людьми. Раньше, при воротах городов, сидели старые, пользующиеся уважением люди. К ним приходили люди, которые конфликтовали и каждый имел своё мнение о конфликте, т. е. предвратное (превратное) мнение. Старцы обсуждали проблему и давали своё видение этой проблемы, предлагали решение. Так менялось мнение спорящих людей. Так и ты можешь обсудить непонятные тебе вопросы Откровения со знающими его людьми;

– заблуждения (от слова заблудиться, блуждать). Это какие-то знания, полученные из сомнительных популярных модных школ, теорий, течений. Сравни их с Откровением. Обладают ли они той полнотой, что и Откровение, и отбрось их без сожаления, так как только истина выведет тебя на верный путь. Или, может быть, элементарное невежество отвращает тебя от истины, т. е. простое незнание, которое можно сразу заменить имеющимся бесспорным знанием;

умственная лень. Это отсутствие желания размышлять. Обилие пустых забот, интересов, увлечений, забирающих всё твоё время. Интернет: фэйсбук, контакт. Мобильник игры, т. е. всё, что заполняет повседневность. Повседневная суета. Усталость. Останови свой бег по жизни. Встретив Откровение на своём пути, ты очутился на перекрёстке своей жизни. Помнишь сказку: «Направо пойдёшь… налево пойдёшь … прямо пойдёшь». Но знай, что жизнь ты сохранишь, только выбрав путь Откровения, и тогда жизнь у тебя будет с избытком;

умственное сопротивление. Ты говоришь, что это слишком просто. Мне неинтересно. Не навязывайте мне своё мнение. Я хочу сам дойти до истины. Мне нравится самому находить решения. Процесс и дорога к цели важнее для меня самой цели. Сначала я всё попробую сам. Но, приятель, осознай, что метод проб и ошибок не лучший путь в жизни человека. Прими правило минёра. Минёр ошибается один раз. И эта ошибка будет стоить жизни. Так и дегустатор жизни. Попробовал наркотик и сел на иглу. Попробовал изменить семье, и развалил семью, и дети потеряли отца. Попробовал украсть, и нары не замедлят прийти в твою жизнь. Если в твою жизнь стучится истина, то поблагодари её и прими её охотно и радостно. Откровение говорит: «…И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32);

– страх перемен. Человек не хочет утратить власть над своей жизнью. «Что принесёт мне знание истины, может мне её и знать не надо. У меня всё хорошо, проблем нет, а если есть, то они решаемы. Так зачем мне истина. Вдруг её знание ухудшит мою жизнь?» – думаешь ты. Но подними голову и посмотри на порядок во вселенной, посмотри на Луну и Солнце и подумай, может, есть Кто-то, Кто всё это сотворил, Кто сотворил и тебя, и Кто даст тебе нечто более значимое, чем ты имеешь? Может, всё не так просто, как ты думаешь?

– ложное мнение о себе. Одним из препятствий является отрицание человеком своей греховности. Большинство не хочет признать себя грешником. Я не хуже других Они сравнивают себя с другими, говоря: «Я не убил, не украл, не алкоголик, так какой же я грешник. Вот тот грешник. Он алкоголик, наркоман, вор». Человек повторяет ошибку Адама и Евы. Он указывает на грех других. Лишить его алиби невиновности поможет, как пишет Кальвин (Кальвин, 34, 35, 37), знание о самом себе и знание о качествах Бога, Его святости. Достаточно тебе, читатель, взглянуть на 10 заповедей и тогда ты ясно поймёшь ту ужасную ситуацию, в которой ты находишься. Тебе должно открыться, что дальнейшее течение твоей жизни ведет тебя или к гибели если не примешь истину или к спасению, если её примешь. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6: 8) – говорит Откровение.

нежелание принять истину. Конечно, это самое печальное. Ты имеешь другие ценности, другие приоритеты в жизни, которые заполнили твой ум, сердце, волю. Например, твои интересы – это твоя физиология, удовлетворение её интересов. В Америке писатель Олдос Хаксли признался: «Философия бессмысленности по сути дела явилась (для Хаксли) институтом освобождения … от политической и экономической системы и освобождением от определённой морали. Мы выступили против морали, так как она мешала нашей сексуальной свободе». (Г. Моррис,178). Он открыто признался, как он понимает своё назначение в жизни и, очевидно, так и прожил свою жизнь, если не раскаялся в дальнейшем. У известного поэта есть такая эпитафия: «Ты ел и пил, был, презираем скрыто и умер – всё. Не так ли дохнет скот, лишь только хлев был шире и пышней корыто». Подумай, стоит ли жизнь превращать в стойло, в физиологию. Духовный мир так прекрасен.

Может, тебя одолевает желание славы, денег, популярности и т. п. Тогда у тебя не интеллектуальная проблема непринятия Откровения, а моральная. Посмотри на тех, кто это всё имел, и что? Они как бабочки на огонь стремились к «сладкой жизни», но… решили ли они главные вопросы жизни? Наркотики, алкоголь, блуд. Прелюбодеяние, суицид и т. д., не это ли их трофеи, награда, венец позорной славы. Были ли они счастливы? Почитай ЖЗЛ. Служит ли жизнь замечательных, но не принявших Откровение истины людей, примерным путеводителем твоей жизни. Были ли они счастливы? Не есть ли это дорога заблуждений, ведущая … куда?

И последнее. Конечно, пред тобой находится мощная внешняя преграда. О присутствии Откровения в обществе говорят мало и неохотно. Идёт процесс замалчивания истины. Всё делается, чтобы сузить возможности её проявления в этом мире. В обществе провозглашается философия релятивизма, когда говорится, что всё относительно; плюрализма, т. е. пропаганда равенства множеств идей, когда все правы и, в связи с этим, звучит призыв к толерантности. Раз все правы, то надо уважать мнения всех. Всё это ставит знак равенства между истиной и идеей, правдой и ложью, прекрасным и безобразным, моральным и аморальным и т. д.

Обилие ложных оккультных источников и обилие неправды в просветительских программах СМИ закрывают возможность услышать весть о наличии у человека Откровения истины. Это естественно, ибо в СМИ выступают учёные и философы, не знающие, как мы убедились, истины, и поэтому враги истины.

Истине активно противодействует ложь. Ложь шепчет тебе: «Зачем тебе это надо. Тебе хорошо и ладно. Не суши мозги. Это всё выдумка. Живи сегодняшним днём. Ты просто животное и живи как животное. Не думай». Один знаменитый психолог даже говорил, что если человек задумывается о смысле жизни, то он болен и т. д.

Эти препятствия отнимают у тебя возможность сформировать истинное мировоззрение, которое даёт Откровение. Поэтому надо найти в себе эти препятствия, определить их характер и убрать. Обозначить и преодолеть эти препятствия просто. Надо сделать инвентаризацию своих взглядов, знаний. Надо снять старые одежды и облечься в новые, обновиться умом. Здравый смысл должен сказать тебе, что надо смело отбросить всё, что мешает тебе принять истину.

Но, приятель, видно, что, читая об истине, тебе уже не терпится ознакомиться с ней. Изволь. Сейчас она пред тобой явится, и ты услышишь её. Итак, пред тобой Откровение самой истины. Что говорит Откровение?

1.2.1. Абсолютная истина – Бог

Откровение снимает покрывало тайны происхождения всего, отбрасывает всякие заблуждения и провозглашает Абсолютную истину о том, что мир, в котором проживает человек, и всё бытие имеют Автора. Его Автор – Бог. Нет, нет, не улыбайся снисходительно. Бог Откровения – это не бог какой-то религии, мёртвый истукан, деревянный идол, хрестоматийное мифическое существо. Он Cам осуждает тех людей, которые поклоняются придуманным идолам, и ненавидит само идолопоклонство с его мерзостными ритуалами. Бог говорит:

«Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает»? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис.45:20).

Бог Откровения не является также придуманной философской категорией типа Мирового Разума, Духа, Мировой Душой и т. д. Нет. Автор и Создатель бытия – неизвестная тебе, вечная, живая, невидимая всемогущая духовная личность.

Бог – Автор и Творец бытия

В Откровении личность Бога упоминается как данность. Он существует до начала бытия, пространства, времени и материи, которые Он сотворил.

Сам Автор и Творец этого мира, Бог, в принятой для древнего мира форме обращения Царя и Владыки к своим подданным, провозглашает Своё авторство, Свою единственность категорично, авторитетно:

«Я Господь, Который сотворил всё, один распростёр небеса и Своею силою разостлал землю» (Ис. 44:24).

«Я создал землю и сотворил на ней человека; Я – Мои руки распростёрли небеса» (Ис.45:12).

«Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли» (Иер. 27:5).

«Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня» (Ис. 45:5.22).

Автор бытия называет Себя Богом и это слова самого Бога. В словаре Ожегова «Бог» определяется как «…Верховное всемогущее существо, управляющее миром … дух – творец и всеобщее мировое начало» (Ожегов, 49).

Он всё сотворил. Он есть программист и программа. Он есть проектировщик и исполнитель работ. Ибо «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» – говорит Откровение (Кол.1:16). Откровение говорит и о последовательности сотворения, о том, что: «…Из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3). Откровение описывает и сам процесс творения, вместив его в шесть обычных земных дней.

Бог Откровения не какой-то сказочный персонаж или маг. Нет, это разумная реальная личность, которая последовательно в реальное земное время возводит всё мироздание. Он – Первопричина всего. На это указывает первая фраза Откровения: «В начале Бог сотворил небо и землю» (Быт.1:1).

Бог – Владыка бытия

Поскольку Бог сотворил материальный мир, то Он провозглашает Себя и единственным Владыкой сотворённого бытия. «Моя вся Вселенная и всё, что наполняет её» (Пс. 49:12).

Как Творец Он отделён от творения, Он вне творения, но как Владыка всего Он всегда присутствует в творении, поддерживает все физические и духовные процессы вселенной. Он не пустил мир на самотёк. «Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною?» (Иов.34:13–15). Все процессы и состояние всего бытия в каждый момент Им контролируется, Им направляется. Он всем управляет, «…Держа всё словом силы Своей …» (Евр.1:3). Бог так описывает Своё владычество:

«Я Бог; от [начала] дней Я Тот же, и никто не спасёт от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?» (Ис.43:13).

Человеку с ограниченным пониманием и восприятием мира, как только материального, невозможно понять могущество Бога, установившего законы этого материального мира и контролирующего их действие. Как их владыка, Бог может в любой, какой – то нужный Ему момент, приостановить временно действие этих законов, заменить их другими действиями. Для Бога сделать это просто. Человек называет это явление чудом. Не знающий Бога не принимает Его чудес, ибо убежден, что «этого не может быть». Библия же указывает на чудеса, как на события, реально происходившие в жизни избранного Богом народа. 2 миллиона людей стояли у горы Хорив и своими глазами видели чудеса Бога: «Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня» (Пс.77:12).

Сегодня ясно, видно, что владычество земных правителей ограничено и, практически, изменить что – либо они не могут, они не управляют процессом истории. Они находятся у руля, но ведёт корабль, контролирует, проверяет компас, другой правитель – Бог. А планы Бога – не наши планы.

Бог – Владыка истории

Он управляет этим миром, его историей. Если историю человечества сравнить с потоком, то Бог направляет этот многообразный поток по своему руслу. Как пример Его руководства историей и историческими событиями, Библия показывает действия Бога с Ассирией. Бог говорит через пророка Исайю (Около 760–695 до н. э.). «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Моё негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце – разорить и истребить немало народов. Ибо он скажет: «не все ли цари князья мои?» (Ис.10:5–8).

Мы видим, что действия Бога царь Ассирии приписывает себе. В наказание за это Бог посылает войска Вавилона разрушить Ниневию, столицу Ассирии. И Бог определил, каким образом будет разрушена Ниневия Пророк Наум (около 660 г. до н. э.) написал: «Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания [Ниневию]» (Наум 1: 8).

И так это и произошло. Войска мидийцев и халдеев в 612 г. до н. э., воспользовавшись разливом вод, разрушили город.

Также Бог через пророка возвестил и дальнейшую судьбу этого народа. «А о тебе, [Ассур], Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканы и кумиры; приготовлю тебе в нём могилу, потому что ты будешь в презрении» (Наум.1:14). И это пророчество исполнилось. На Земле существует небольшая диаспора тех людей, которые продолжают называть себя ассирийцами.

В свою очередь Бог наказал и Вавилон: «Я дал повеление избранным Моим и призвал для [совершения] гнева Моего сильных Моих. Вот, Я подниму против них Мидян. … И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нём» (Ис 13:3.7.19.20).

Это и есть, дорогой читатель причиной того, что до сего дня Вавилон не восстановлен.

«…Ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями» (Ис.43:14).

Эти истории с Ассирией и Вавилоном объясняют многие страницы давнего и недавнего прошлого человечества. Для нас они не объяснимы. Но зная, что Бог руководит историей, мы можем видеть в этих событиях исполнение Его планов. Это объясняет судьбу всех народов и их правителей, течение всей человеческой истории.

Поэтому история, её события содержит два плана: видимый – это действие земных правителей и государств в их видимых отношениях друг с другом, и невидимый – это действия Бога, которые происходят невидимыми для человека путями. Они известны только Богу и утверждают Его цели. Видимые события показывают исполнение невидимых Божьих планов.

Бог – Владыка народов

«Бог,…От одной крови произвёл весь род человеческий для обитания по всему лику земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога» (Деян.17:26–27) – говорит Откровение. Когда человек смотрит на географическую карту, то он должен понимать, что размещение народов не случайное явление, а Божий план.

Бог создаёт народы. Примером тому служит появление арабских народов от сына Авраама и служанки Агари. «От сына рабыни (Измаила) Я произведу народ, потому что он семя твоё» – так сказал Бог Аврааму (Быт.21:13). «Я благословлю его … и весьма размножу» (Быт.17:20). «Я произведу от него великий народ» – сказал Бог матери Измаила. И когда еще она была беременна, то Ангел Господень сказал: «родишь сына, и наречёшь ему имя: Измаил … Он будет между людьми, как дикий осёл; руки его на всех и руки всех на него…» (Быт.16:11–12). И мы сегодня видим противостояние на Востоке и противопоставление Востока и Запада. Бог «умножает народы, и истребляет их; рассеивает народы, и собирает их» (Иов.12:23). Он распоряжается ими для Своих целей, чтобы осуществить Свои планы. «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 6:10) – говорит Бог. Это объясняет судьбу народов и их правителей, течение всей человеческой истории.

Конец ознакомительного фрагмента.