Недельный раздел (2)
Ваэтханан
Глава 5. Молитва Моисея о входе в Ханаан
5.1. Разделы Дварим и Ваэтханан – народ предшествует Торе
Книга Второзаконие начинается с ретроспективного обзора, поэтому порядок тем в начале книги отражает не хронологию событий, а расстановку приоритетов. Темой первого недельного раздела Дварим является еврейский народ и завоевание Страны Израиля. В нем почти не говорится о Торе, заповедях или служении Всевышнему. Только начиная со второго недельного раздела Ваэтханан Моисей переходит к теме Торы, Завета, религиозных принципов жизни.
Этот порядок не случаен. Он говорит о том, что в нашем нижнем мире народ предшествует Торе. Первооснова жизни – это народ, и только на его базе может жить Тора. Хотя, говорит мидраш, в высших мирах «Тора была еще до Сотворения мира», в нашем нижнем мире она не может существовать, пока нет еврейского народа – сосуда для ее принятия.
Таким образом, часто встречающееся мнение, что «еврейский народ существует лишь с помощью Торы и возник на ее основе», – является неверным. Тора не создает еврейский народ. Скорее наоборот: чтобы привести Тору в мир, сначала нужно создать еврейский народ. Конечно, Тора необходима для того, чтобы народ мог жить правильной жизнью, но до тех пор, пока не существует жизни вообще, рано говорить о ее правильности. «Сама жизнь» имеет приоритет над «правильной жизнью», т.е. национальные ценности важнее религиозных. Для того, чтобы в мире была Тора, следует прежде всего позаботиться о физическом и моральном здоровье народа, и лишь потом можно говорить о его религиозной жизни.
Идея о том, что «еврейство – это, в первую очередь, религия», является ложной. Она возникла в диаспоре, как защитная реакция против ассимиляции, но исходно, еврейство – это, прежде всего, народ, который в дальнейшем принимает Тору как руководство для жизни и реализации своей миссии – нести Божественный свет человечеству.
5.2. Молитва Моисея (3:23-25)
(23) И в то время я умолял Господа, говоря:
(24) Владыка Господь! Ты начал показывать рабу Твоему величие и крепкую руку Твою; и какое божество на небе или на земле могло бы совершить подобное деяниям и могуществу Твоему?
(25) Дай же мне перейти и посмотреть на эту землю добрую, которая за Иорданом, на эту гору добрую и на Ливан.
(23) И в то время: Это происходит сразу после назначения Иеhошуа, о чем сказано в предыдущем стихе. Смена лидера побудила Моисея дополнительно обратиться к Богу и попросить разрешения перейти Иордан как простому человеку, а не лидеру народа. Но Всевышний не согласился пустить его даже на таких условиях.
Умолял Господа: Ваэтханан, «умолял», означает «просьбу о милости», а не «желание получить заслуженное». На руководителя не распространяется милость, поскольку от него зависят другие люди. Снисходительность к ошибкам руководителя может нанести серьезный вред. Но на рядового человека такая строгость обычно не распространяется, ему уместно просить о милости.
(24) Владыка Господь: В этой грамматической конструкции Четырехбуквенное имя, которое обычно ассоциируется с Милостью, читается как Элоhим, «Судья». Комментаторы объясняют «Владыка Господь» как «милостивый в суде». Другими словами, Моисей как бы говорит Всевышнему: «Ты уже сообщил мне о проявлении категории Суда, поэтому ее отменить нельзя, но прояви Милость внутри нее».
Ты начал показывать рабу Твоему величие: Мидраш поясняет это так: «Ты Сам научил меня в истории Золотого тельца (Исход 32:10, см. комментарий там), что даже в безнадежных ситуациях нельзя останавливаться и примиряться с приговором, а нужно просить о милости. Таким же образом намереваюсь поступить и я».
Величие: Величие проявляется в том чтобы проявить милость, а не в том чтобы проявить строгость суда.
И крепкую руку Твою: Проявление «крепкой руки» – это завоевание Заиорданья. Моисей как бы говорит: «Раз уж Ты дал мне завоевать часть Страны Израиля, то, может быть, Ты разрешишь мне перейти и на другую сторону Иордана?»
И какое божество на небе или на земле: Вопрос о том, являются ли «божества других народов» фикцией или реальными обожествляемыми высшими силами, рассматривается ниже, в комментарии к Втор. 10:17.
Могло бы совершить подобное деяниям и могуществу Твоему: Твои деяния превосходят законы природы, поэтому, может быть, Ты согласишься нарушить уже установленный Тобой закон обо мне и впустишь меня в Ханаан?
(25) Дай же мне перейти и посмотреть: Моисей не просит перейти Иордан в качестве руководителя народа. Он хочет только посмотреть на Страну, перейдя Иордан как простой человек.
На эту землю добрую, которая за Иорданом: Ханаан называется эрец това, «добрая земля», в отличие от Заиорданья, которое называется эрец hа-зот, «эта земля» (см. выше стих 12). В Ханаане есть дополнительная святость, и только там (но не в Заиорданье) могут располагаться святилища (Шхем, Шило, Иерусалим). Там святость присутствует в самой природе Страны, сама жизнь человека там вдохновляет его к добру.
Землю добрую, гору добрую и Ливан: Моисей перечисляет здесь три «добрые вещи»: землю, гору и Ливан, – и неясно, почему гора и Ливан выделены отдельно как дополнение к земле. Мидраш понимает эти три аспекта как три стадии освоения Страны: «земля» – это сама территория Ханаана, «гора» – это Иерусалим, город царства, т.е. существование еврейского государства, а «Ливан» – это Храм (В мидрашах о Храме сказано, что он мелабен, «убеляет» грехи Израиля, что родственно со словом Ливан). Итак, согласно мидрашу, Моисей хочет увидеть не только землю как таковую, но также государство и Храм.
5.3. Не перейдешь Иордан, но увидишь Страну (3:26-29)
(26) Но Господь гневался на меня ввиду вас, и не послушал меня, и Господь сказал мне: хватит тебе, не добавляй еще говорить Мне об этом.
(27) Взойди на вершину Писга, и подними глаза свои на запад и на север, и на юг, и на восток, – и посмотри глазами своими, ибо ты не перейдешь через Иордан.
(28) И дай наставления Иеhошуа, и укрепи и утверди его; ибо он пройдет перед этим народом, и он передаст им в надел землю, которую ты увидишь.
(29) И остались мы в долине напротив Бейт-Пеора.
(26) Но Господь гневался на меня: Гнев Господа на Моисея, начавшийся в истории разведчиков, продолжается и теперь, спустя 39 лет.
Ввиду вас: В отличие от похожей фразы выше (1:37): «И также на меня прогневался Господь из-за вас», – где использовалось слово биглальхем («из-за вас»), здесь используется лемаанхем, что означает скорее «ради вас, на благо вам». Ранее Бог не пустил Моисея в Ханаан как лидера народа, но здесь ситуация иная. Всевышний отказывает Моисею даже как обычному человеку, причем, делает это «ради вас, ради народа».
Моисей не может быть просто рядовым членом социума. Даже без официального статуса его авторитет столь велик, что блокирует развитие самостоятельности народа. Моисей должен уйти ради того, чтобы народ смог стать самостоятельным и двигаться дальше.
И не послушал меня, и Господь сказал мне: хватит тебе: Здесь употребляется то же выражение, что и выше (в 1:6 и 2:3): «хватит вам оставаться у горы этой» и «хватит вам обходить гору эту», – с которых начинается выход от Синая и Сеира и движение к Стране Израиля. Бог говорит Моисею: «Как там надо было отдалиться от учебы в чистом виде и перейти к действиям, выступить на завоевание Страны», – так и здесь народ должен отдалиться от тебя как «движущейся вместе с народом миниатюрной горы Синай», чтобы перейти к самостоятельной жизни в своей Стране.
Не добавляй еще говорить Мне об этом: Всевышний довольно жестко говорит Моисею, что дополнительные просьбы не изменят первоначального решения. Запрет войти в Страну диктуется всей ситуацией (а не только виной или заслугами Моисея), поэтому попытки отменить его – это движение в неверном направлении. В итоге, именно такой запрет Всевышнего вдохновил Моисея на дополнительный рывок к тому, чтобы стать «человеком слов».
(27) Взойди на вершину Писга: Эта гора находится в Заиорданье напротив Иерихона. С нее видна вся страна: от Хермона на севере и до Беэр-Шевы на юге.
И подними глаза свои на запад и на север, и на юг, и на восток: Моисей хотел смотреть только в сторону Ханаана, на запад от Иордана, но Всевышний говорит ему «подними глаза свои», посмотри вокруг и оцени ситуацию в более широкой перспективе.
И посмотри глазами своими, ибо ты не перейдешь через Иордан: Ты сможешь увидеть Страну, но не сможешь войти в нее. Выше мы видели стремление Моисея «перейти Иордан, чтобы посмотреть», и Бог отвечает ему, что «посмотреть можно и снаружи, не переходя Иордан, а Страна Израиля дана еврейскому народу не для того, чтобы на нее смотреть, но для того, чтобы действовать в ней». Таким образом, Всевышний по сути выполняет просьбу Моисея, Он дает ему возможность посмотреть на Страну, но эта возможность реализуется совсем иначе, чем представлял себе Моисей.
Установка Моисея, что главное – это «посмотреть на Страну», зиждилась на его общем подходе «полагаться на чудесное управление миром». Если правильно посмотреть, правильно проявить веру, правильно надеяться на Божественную поддержку, то все исполнится само по себе, и не будет надобности действовать естественным путем. Такая установка подходила для пустыни, но не для Израиля. Бог подчеркивает, насколько велик разрыв между «увидеть Страну» и «находиться в ней», и этим дополнительно побудил Моисея измениться.
(28) И дай наставления Иеhошуа: Посмотри на Страну, и на основании этого дай наставления о том, как в ней жить.
И укрепи и утверди его: Своими наставлениями дай ему дополнительную силу.
Ибо он пройдет перед этим народом, и он передаст им в надел землю: Моисей являлся, прежде всего, учителем (это качество закреплено в его титуле Моше рабейну: «Моисей, учитель наш»), а Иеhошуа ориентирован на действия. Эта разница ярко проявляется в войне с Амалеком (Исход 17:8-13), когда Моисей поднимает руки к Небу, а Иеhошуа воюет. Поэтому именно он сможет направить народ на самостоятельную деятельность, что необходимо в Стране Израиля.
Передаст им в надел землю, которую ты увидишь: Иеhошуа передаст, но сделает это на основе видения Моисея.
Всевышний дает Моисею посмотреть на Страну Израиля не в качестве награды или утешения, а ради развития Моисея и народа. Цель Бога в том, чтобы продвинуть человека. Он принимает решения, исходя не из справедливости или милости, но ради совершенствования людей. Мы поступаем похожим образом по отношению к детям: мы наказываем их не ради наказания и награждаем не ради награды, но даем ребенку то, что способствует его продвижению и развитию. Иногда ребенок получает от родителя награду не потому, что действительно заслужил ее, но потому что награда поможет закрепить в сознании ребенка, что поступать так, как он поступил – хорошо. И наоборот, ребенка наказывают для того, чтобы закрепить в его сознании, что так поступать больше не надо. Родители выбирают, как им поступить по отношению к ребенку, исходя из того, что эффективно для его воспитания, а не только из соображений справедливости. Точно так же Всевышний поступает по отношению к нам.
После того, как Моисей увидел Страну Израиля и понял ее, он может объяснить народу, как в ней нужно жить и дает им книгу Второзаконие. Именно для этого Бог позволяет Моисею заглянуть в Страну Израиля и понять ее суть. Благодаря этому Моисей теперь сможет стать «человеком слов», автором книги Дварим.
(29) И остались мы в долине напротив Бейт-Пеора: Бейт-Пеор упоминается здесь в контексте того, что Моисей может увидеть Страну, но не может перейти через Иордан. Говоря о месте погребения Моисея, Тора упоминает именно «вершину Писга, землю Моава, напротив Бейт-Пеор» (34:6), в итоге оказывается, что могила Моисея имеет особую связь с культом Пеора. Эта связь пока остается непонятной; мы рассмотрим этот вопрос далее в комментариях к рассказу о месте смерти Моисея.