Глава 4. Завоевание Заиорданья
4.1. Второй приказ на завоевание Страны (2:2-3)
(2) И Господь сказал мне так:
(3) Хватит вам обходить горы эти; поверните к северу.
(2) И Господь сказал мне так: Хронологически, это первое указание, которое Моисей получает от Всевышнего через 38 лет после истории с разведчиками. Талмуд полагает, что все эти годы Бог вообще не разговаривал с Моисеем, поскольку Шехина, Божественное присутствие, пребывает над пророками только ради народа Израиля. Если народ Израиля был наказан, то на это время и Моисей был лишен пророчества. Вся духовная сила пророков, включая Моисея, – это производная от духовной силы народа. Лишь в последний год странствования слово Бога возвращается, знаменуя начало нового этапа.
(3) Хватит вам обходить горы эти: Формулировка второго приказа идти на завоевание Страны: «Хватит вам обходить горы эти (Сеир)», – аналогична первому приказу: «Хватит вам оставаться у горы этой (Синая)» (1:6). Поколение Исхода «засиделось у горы Синай», а поколение пустыни «заблудилось у подножия горы Сеир». Обход вокруг Сеира в чем-то аналогичен пребыванию у Синая: на Синае народ получал Тору, а на Сеире он ее изучает и усваивает. Но главной целью остается завоевание Страны, и изучение Торы приходится на время прервать.
Таким образом, первоначальное усвоение Торы завершено, евреи «закончили школьный курс», и им пора выходить в реальную жизнь.
Поверните к северу: Сеир находится в районе юга современной Иордании. В начале пути (в Кадеш Барнеа) направление «на север» указывало бы в сторону Негева и далее прямо в Ханаан. А теперь, после обхода горы Сеир, «на север» означает – через Эдом в сторону степей Моава напротив Иерихона.
4.2. Запрет воевать с Эсавом (2:4-8)
(4) И народу прикажи так: «вы проходите по границе братьев ваших, сынов Эсава, живущих на Сеире. Они боятся вас, но вы очень остерегайтесь –
(5) Не задирайте их, ибо из их земли Я не дам вам ни пяди, так как горы Сеир Я отдал в наследие Эсаву.
(6) Пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и также воду приобретайте у них за серебро и пейте».
(7) Ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, и заботился о тебе при странствиях по этой великой пустыне; уже сорок лет как Господь, Бог твой, с тобою, и ты не испытываешь недостатка ни в чем.
(8) И отступили мы от братьев наших, сынов Эсава, живущих на Сеире. И с дороги Арава, от Эйлата и от Эцийон-Гевера, – мы повернули и пошли по пути к пустыне Моава.
(4) И народу прикажи так: Вы проходите по границе братьев ваших, сынов Эсава, живущих на Сеире: Подчеркивается, что несмотря на конфликт, сыны Эсава являются братьями, которые имеют общее наследие с еврейским народом. Поэтому с ними Израиль не воюет и в случае конфликта должен отступить. А с Аморреями такого братства нет, они не ощущают общего наследия, поэтому в аналогичной ситуации следует вступить в войну и завоевать их земли.
Они боятся вас, но вы очень остерегайтесь: Именно Эсав боится евреев, а не наоборот, как представлено в книге Чисел (20:14). Внешне (в книге Чисел) казалось, что евреи слабые и отступают перед Эсавом, но на самом деле (во Второзаконии) выясняется, что Эсав слабее, а обход его владений является Божественным указанием.
Но вы очень остерегайтесь: Остерегайтесь вести себя неправильно, ведь ваше поведение должно соответствовать возложенной на вас миссии, и Всевышний постоянно следит за этим. Вы должны понимать, что получили право на завоевание Страны, не потому что вы сильнее или лучше других, но только ради реализации Божественной миссии.
(5) Не задирайте их, ибо из их земли Я не дам вам ни пяди, так как горы Сеир Я отдал в наследие Эсаву: Первоначально Аврааму были обещаны «земли десяти народов» (Быт. 15:19). На момент Исхода из Египта евреи должны были завоевать земли семи из них (Ханаан), а земли оставшихся трех (кени, кенизи и кадмони) получили другие наследники Авраама: Эсав (сын Ицхака), Амон и Моав (сыны Лота).
Это наследие народы получили не по факту рождения: у Авраама были и другие потомки, не получившие такого наследства, а Амон и Моав, наоборот, не являются прямыми потомками Авраама. Однако, из-за причастности этих народов к миссии Авраама и всего еврейского народа, воевать с ними запрещено на данном этапе. Но если они сами нападут на евреев, нарушив принципы Авраама, тогда разрешается воевать с ним и захватить их земли. Много веков спустя Эсав, Амон и Моав завершат свою миссию и уйдут со сцены истории, а их «наследство Авраама» отойдет к Израилю. В конце концов, по мере реализации своей Божественной миссии еврейский народ получит все «земли десяти народов».
(6) Пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и также воду приобретайте у них за серебро и пейте»: Первые 39 лет странствия по пустыне евреи не нуждались в том, чтобы приобретать воду и еду (о проблемах с водой сообщается всего два раза за весь период скитаний: в начале и в конце пути, т.е. все остальное время она имелась, а еда всегда обеспечивалась в виде манны). Заинтересованность евреев в приобретении воды и пищи показывает, что по мере приближения к Стране народ все меньше удовлетворяется небесной водой и хлебом и хочет земной пищи. Здесь, на границе Страны они хотят ощущать вкус нормальной, обычной жизни.
(7) Ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, и заботился о тебе: «Заботился» на иврите йада, букв. «знал». По отношению к человеку это слово означает любовь или интимную связь, поэтому мидраш уподобляет этот стих словам мужа, который заботится и обеспечивает потребности своей жены.
Ты не испытываешь недостатка ни в чем: Поэтому у тебя достаточно денег, ты можешь покупать все это. Не будьте неблагодарны Богу, поступая как бедные – ведите себя как богатые! Сама установка: «Ты можешь позволить себе покупать всё, что тебе нужно», – является одним из элементов воспитания народа.
(8) И отступили мы от братьев наших, сынов Эсава, живущих на Сеире: «Отступили» означает: «не пытались отвоевать часть его территории, ведь так приказано», но это не значит, что евреи «не стали проходить через территорию Эсава», как это представлено в книге Чисел (20:14-21). См. подробнее ниже в комментарии к 2:29.
Здесь также есть похвала новому поколению, к которому обращается Моисей – они подчиняются Божественным указаниям, в отличие от поколения Исхода.
И с дороги Арава: В книге Чисел (20:17) она названа «царской дорогой». Это был один из главных международных торговых путей того времени, который пролегал от Эйлата на север, вначале по долине Арава по направлению к Мертвому морю, а затем к востоку от него по плоскогорью через земли Эдома, Моава и Амона и далее на Дамаск.
От Эйлата и от Эцийон-Гевера: Далее эти названия встречаются в книге Царей (I, 9:26 и 22:49), где сказано, что Эйлат и Эцийон-Гевер, «расположенные на берегу Тростникового моря в стране Эдом», были базой торгового флота еврейских царей в акватории Красного моря.
Мы повернули и пошли по пути к пустыне Моава: Пошли не прямо на север по главной дороге, а обошли Эдом с востока, т.е. прошли по пограничной области Эдома, но не через центр его страны.
4.3. Запрет воевать с Моавом (2:9-12)
(9) И Господь сказал мне: «не тесни Моава и не задирайся против него войной, ибо не дам тебе владения от его земли, так как Ар отдал Я во владение сынам Лота».
(10) До них там жили Эймим, народ великий и многочисленный, высокие как великаны;
(11) Также Рефаим считались великанами; Моавитяне же называли их Эймим.
(12) А на Сеире раньше жили Хореи, но сыны Эсава прогнали их и истребили, и поселились вместо них, – как поступил Израиль с землей наследия своего, которую дал им Господь.
(9) И Господь сказал мне: Требование не воевать с Моавом (как и ранее с Эсавом) исходит от Бога, а сам народ чувствует себя достаточно сильным для войны.
Не тесни Моава и не задирайся против него войной, ибо не дам тебе владения от его земли, так как Ар отдал Я во владение сынам Лота: Талмуд поясняет, что эта земля отдана сынам Лота, потому что у них есть важная роль в миссии Израиля: от них произойдет моавитянка Рут, от которой берет начало царский дом Давида. Позднее, когда эта роль будет выполнена, Израилю разрешат завоевать эти земли, а Моав исчезнет с арены истории.
Ар отдал Я во владение сынам Лота: Это район Заиорданья. Видимо, название города Ароэр (стих 36) также связано с ним.
(10) До них там жили Эймим, народ великий и многочисленный, высокий как великаны: Это дополнительное пояснение показывает евреям, что (1) в ходе истории могут исчезнуть даже сильные народы, поэтому не следует бояться, что евреям будет не под силу одолеть жителей Ханаана; и что (2) в международных отношениях захват земли одним народом у другого является нормой: так поступают все народы, и Израиль не является исключением.
(11) Также Рефаим считались великанами: Рефаим были уничтожены коалицией месопотамских царей под руководством Кедарлаомера (Бытие 14:5) за четыреста лет до описываемых здесь событий. Таким образом, Бог облегчил задачу еврейского народа – после Исхода ему не пришлось столкнуться с великанами.
Моавитяне же называли их Эймим: От слова эйма, «ужас», т.к. они своим видом наводили ужас на окружающих.
(12) А на Сеире раньше жили Хореи, но сыны Эсава прогнали их, и истребили, и поселились вместо них: Некоторые народы, которые ранее жили в Стране Израиля, давно были уничтожены в ходе междоусобных войн, а в других местах те, кому Бог завещал эту землю (здесь Эсаву), уже завоевали ее сами.
Как поступил Израиль с землей наследия своего, которую дал им Господь: Имеется в виду завоевание земель Сихона и Ога, которые тоже являются частью наследственного удела Израиля.
4.4. Запрет воевать с Амоном (2:13-23)
(13) «Теперь встаньте и перейдите через поток Зеред!» И перешли мы через поток Зеред.
(14) А времени, которое мы шли от Кадеш-Барнеа до перехода через поток Зеред – тридцать восемь лет, пока не перевелись из стана все воины того поколения, как клялся о них Господь.
(15) Воистину, рука Господа была на них, чтобы истребить их из стана полностью.
(16) И было, когда в народе умерли последние из тех воинов,
(17) Господь говорил мне так:
(18) Ты проходишь ныне Ар, пределы Моава,
(19) И приближаешься к сынам Амона. Не враждуй с ними и не задевай их, ибо Я не дам тебе во владение от земли сынов Амона, так как сынам Лота отдал ее.
(20) Также и она считается землей Рефаим, потому что прежде Рефаим жили в ней, но Амонитяне называют их Замзумим –
(21) Народ великий, многочисленный и рослый как исполины – но истребил их Господь пред лицом их, и те наследовали им и поселились вместо них.
(22) Как Он сделал для сынов Эсава, живущих на Сеире, перед которыми Он истребил Хореев, и они наследовали им, и поселились вместо них до нынешнего дня.
(23) А Аввеев, живших в селениях до Газы, истребили Кафторим, вышедшие из Крита, и поселились вместо них.
(13) «Теперь встаньте и перейдите через поток Зеред!»: Переход через поток Зеред упоминается в Торе в двух местах: здесь и в книге Чисел (21:12), но книге Чисел этот переход представлен как самостоятельное действие евреев, а во Второзаконии – как указание Всевышнего. В этом также проявляется различие между фактологическим и сущностным прочтением и пониманием описываемых событий.
И перешли мы через поток Зеред: Этот переход упоминается отдельно, чтобы подчеркнуть, насколько он важен: он знаменует завершение обхода Эдома, и вообще конец скитаний. Пограничный поток Зеред (к югу от него Эдом, к северу Моав) начинается в пустыне и течет с востока на запад, в Мертвое море. Он представляет собой каньон с крутыми стенами, который мельчает по мере приближения к истоку, т.е. к востоку от моря, и только там есть возможность его перейти, обойдя Эдом и Моав.
(14) А времени, которое мы шли от Кадеш-Барнеа: Указано место, где произошла история разведчиков, чтобы отсчитать от этого момента время, пока не вымерли все воины того поколения.
До перехода через поток Зеред – тридцать восемь лет, пока не перевелись из стана все воины того поколения: Далее начинаются войны с Аморреями и завоевание Заиорданья, поэтому переход через Зеред является точкой отсчета для начала новых войн.
(15) Воистину, рука Господа была на них, чтобы истребить их из стана полностью: При естественном течении событий, за 40 лет всё поколение не успело бы умереть, ведь некоторые из них были в момент Исхода всего лишь двадцатилетними. Но Всевышний ускорил их смерть, чтобы народу не задерживаться в пустыне еще дольше.
(20) Также и она считается землей Рефаим, потому что прежде Рефаим жили в ней, но Аммонитяне называют их Замзумим: Моисей добавляет еще один исторический экскурс, чтобы подчеркнуть, что в ходе истории очень часто один народ вытесняет другой.
(23) А Аввеев, живших в селениях до Газы, истребили Кафторим, вышедшие из Крита, и поселились вместо них: Кафторим (они же филистимляне, плиштим, «вторгнувшиеся» с моря) уничтожили Аввим, ханаанейцев, населявших район Газы, что в дальнейшем дало евреям моральное право завоевать эту местность (Иеhошуа 10:41). Все приведенные здесь примеры призваны укрепить дух евреев и их уверенность в том, что Бог поможет им завоевать Страну.
4.5. Война с Сихоном (2:24-37)
(24) «Встаньте, отправляйтесь в путь и перейдите поток Арнон. Смотри, Я предаю в руку твою Сихона, царя Хешбона, Аморрея, и землю его – начинай завладевать ею, затеяв с ним войну.
(25) С этого дня Я начну наводить страх и ужас пред тобой на все народы под небесами, которые услышат весть о тебе, встревожатся и затрепещут пред тобой».
(26) И из пустыни Кдемот послал я послов к Сихону, царю Хешбона, со словами мира, сказав:
(27) «Позволь мне пройти через землю твою; только по дороге пойду я, не сверну ни вправо, ни влево;
(28) Пищу за серебро продавать будешь мне для еды, и воду за серебро дашь мне для питья, только позволь мне пройти -
(29) Как поступили со мною сыны Эсава, жители Сеира, и Моавитяне, жители Ара, – пока не перейду через Иордан, в страну которую Господь, Бог наш, дает нам».
(30) Но не согласился Сихон, царь Хешбона, дать нам пройти, потому что Господь, Бог твой, ожесточил его дух и сделал непреклонным его сердце, чтобы предать его в руку твою, как это и стало.
(31) И Господь сказал мне: смотри, Я начинаю предавать тебе Сихона и землю его; начинай завоевание, чтобы овладевать его землей.
(32) И выступил Сихон против нас, он и весь народ его, для сражения в Яhац.
(33) И Господь, Бог наш, предал его нам, и мы поразили его и сынов его, и весь народ его.
(34) И взяли мы в то время все города его, и уничтожили всякий город населенный, и женщин, и детей, не оставили никого.
(35) Только скот забрали мы себе и добычу из городов, которые завоевали.
(36) От Ароэра на берегу потока Арнон, и города долины, и до Гилада – не было города, который был бы неприступен для нас; все предал нам Господь, Бог наш.
(37) Только к земле сынов Амона мы не приближались, ко всему берегу потока Яабок с городами в горах, и ко всему что запретил Господь, Бог наш.
(24) Встаньте, отправляйтесь в путь и перейдите поток Арнон: Арнон это граница между Моавом и Сихоном.
Смотри, Я предаю в руку твою Сихона, царя Хешбона, Аморрея, и землю его – начинай завладевать ею, затеяв с ним войну: Приказ Всевышнего сынам Израиля резко меняется, потому что земли Аморреев (в отличие от земель Эсава, Амона и Моава) разрешено завоевать.
Мидраш поясняет, что до этого Сихон завоевал часть земель Моава и Амона, поэтому у Израиля появилось право завоевать эту территорию. Когда народы ведут войны между собой, невозможно знать заранее, как они отразятся на еврейской истории.
(25) С этого дня: С момента пересечения ущелья Арнон.
Я начну наводить страх и ужас пред тобой на все народы под небесами, которые услышат весть о тебе, встревожатся и затрепещут пред тобой»: Цель побед над Сихоном и Огом заключалась не только в завоевании Заиорданья, но и в психологической подготовке для дальнейшего завоевания Ханаана.
(26) Послал я послов к Сихону, царю Хешбона, со словами мира, сказав: Несмотря на прямое указание атаковать Сихона, Моисей предлагает ему мир.
И из пустыни Кдемот: Это название ранее нигде не упоминается, поэтому мидраш толкует его аллегорически как «из Изначального», т.е. «от Всевышнего» и описывает такое обращение Моисея к Богу: «Я учился у Тебя, у Того, кто Кдемот, кто предшествовал миру. Ведь для осуществления Исхода Ты мог бы одной молнией уничтожить Египтян, но вместо этого Ты отправил меня с посольством к фараону, чтобы предложить ему отпустить евреев с миром. Из этого я заключаю, что не следует начинать войну, не призвав сначала противника к миру».
(27) «Позволь мне пройти через землю твою; только по дороге пойду я, не сверну ни вправо, ни влево: Мы не причиним тебе никакого ущерба, пройдя через твою территорию.
(28) Пищу за серебро продавать будешь мне для еды, и воду за серебро дашь мне для питья: Это даже будет тебе экономически выгодно.
(29) Пока не перейду через Иордан, в страну которую Господь, Бог наш, дает нам: Мы не угрожаем тебе, наша цель только пройти здесь и выйти к Ханаану.
Как поступили со мною сыны Эсава, жители Сеира, и Моавитяне, жители Ара: В книге Чисел (21:21) сказано наоборот, что Эсав не дал евреям пройти. Есть два варианта объяснения этого противоречия:
(а) Возможно, есть разница между разными частями народа Эсава: есть «сыны Эсава в Сеире» (восточная часть Эдома, заселенная кочевыми племенами), и есть «царство Эдома» (западная часть Эдома, оседлые жители). Первые евреев пропустили, а вторые – нет.
(б) Была разница между официальной позицией Эсава и его реальным поведением. Официально Эсав заявил: «Никого не пропустим», – и вышел с армией. Но на самом деле Эсав сказал: «Делаем вид, что вас не видим. Можете тихо пройти по краю нашей земли».
(Дополнительное предположение, что это был блеф, что Израиль сказал Сихону неправду, что Эсав якобы пропустил их, хотя на самом деле этого не было – представляется маловероятным, поскольку такие важные международные новости получали широкую огласку среди окружающих царей).
Однако наша задача как читателей совсем не в том, чтобы согласовать описания книги Чисел и Второзакония или тем более пытаться выяснить, «что же там на самом деле произошло». Оба эти описания верны и отражают действительность с разных сторон. На формально-фактологическом уровне (по буквальному смыслу рассказа в книге Чисел) Эсав и Моав не пропустили евреев. Но по сути (книга Второзаконие) они все-таки дали евреям пройти через свои земли. Такая двойственность вообще довольно часто проявляется во взаимоотношениях сегодняшнего Израиля и окружающих его стран.
(30) Но не согласился Сихон, царь Хешбона, дать нам пройти, – потому что Господь, Бог твой, ожесточил его дух и сделал непреклонным его сердце: Аналогичное выражение употребляется при описании поведения фараона в период десяти казней (Исход 7:3).
Чтобы предать его в руку твою, как это и стало: Всевышний укрепляет сердце злодеев, делая их смелее. Но Он не отнимает у них свободу выбора, а значит, они несут ответственность за свои действия.
(31) И Господь сказал мне: смотри, Я начинаю предавать тебе Сихона и землю его; начинай завоевание, чтобы овладевать его землей: Не нужно слишком активно предлагать Сихону мир, после того как он проявил себя враждебно, следует начать завоевание его страны, ибо она тоже является частью вашего надела.
Это означает, что Бог заранее предназначал восточный берег Иордана сынам Израиля, т.е. инициатива сынов Гада и Реувена поселиться там соответствовала Божественным планам. Подход книги Второзаконие, представленный в этой фразе, резко отличается от описания книги Чисел. То, что в книге Чисел (внешне) представлено как случайное стечение обстоятельств, во Второзаконии (по сути) показано как изначальный план Всевышнего.
(32) И выступил Сихон против нас, он и весь народ его, для сражения в Яhац: В рассказе книги Чисел действия Сихона опираются на прецеденты, в которых Эдом и Моав отказали евреям в праве пройти по их территории. Здесь же решение Сихона представлено как самостоятельное и не зависящее от действий Эдома и Моава, что усугубляет его ответственность и вину.
Нападение Сихона дает нам моральное основание для завоевания его страны, что отражает общий принцип: несогласие окружающих народов жить в мире с Израилем приводит к тому, что Израиль отвоевывает у них предназначенные ему земли, которые ранее были под их властью.
(34) И взяли мы в то время все города его, и уничтожили всякий город населенный, и женщин и детей, не оставили никого: Все описанные здесь ужасы войны происходили в соответствии с нормами того времени, и было бы анахронизмом применять к тем войнам моральные критерии современности. В комментарии к книге Чисел (к 31:13) мы подробно обсуждали вопрос о том, что в условиях того времени действия Израиля были обоснованы. В более поздний исторический период, когда человечество пересмотрело нормы ведения войны, такие действия, разумеется, недопустимы.
(35) Только скот забрали мы себе и добычу из городов, которые завоевали: Это тоже соответствовало нормам того времени.
(36) От Ароэра на берегу потока Арнон, и города долины, и до Гилада – не было города, который был бы неприступен для нас; все предал нам Господь, Бог наш: От границы Моава до границы Ога, царя Башана.
(37) Только к земле сынов Амона мы не приближались, ко всему берегу потока Яабок с городами в горах, и ко всему что запретил Господь, Бог наш: Снова подчеркивается, что евреи действовали не самовольно, а по указанию Всевышнего.
4.6. Война с Огом (3:1-11)
(1) И повернулись мы, и взошли по дороге к Башану; и вышел Ог, царь Башана, против нас, он и весь народ его, на сражение при Эдреи.
(2) И Господь сказал мне: не бойся его, ибо Я предал в руку твою его и весь его народ, и его землю; и ты поступишь с ним, как поступил с Сихоном, царем Аморреев, который жил в Хешбоне.
(3) И предал Господь, Бог наш, в руку нашу и Ога, царя Башана, и весь народ его; и мы поразили его, не оставив никого.
(4) И забрали мы все города его в то время; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога в Башане.
(5) Все эти города, укрепленные стеною высокою, воротами и запорами; и еще города открытые весьма многие.
(6) И разгромили мы их, как поступили мы с Сихоном, царем Хешбона, уничтожая всякий город населенный, и женщин и детей.
(7) А весь скот и добычу из тех городов забрали мы себе.
(8) И взяли мы в то время, из рук двух царей Аморрейских, землю, которая в Заиорданье, от реки Арнон до горы Хермон –
(9) У Цидонян Хермон называется Сирьон, а Аморреи называют его Снир -
(10) Все города равнины и весь Гилад, и весь Башан до Салхи и Эдреи, городов царства Ога в Башане.
(11) Ибо только Ог, царь Башана, остался из Рефаим. Вот его железная кровать, – она ведь в Рабат-бней-Амон, девять локтей в длину и четыре локтя в ширину, по локтю возмужалого.
(1) И повернулись мы, и взошли по дороге к Башану; и вышел Ог, царь Башана, против нас, он и весь народ его, на сражение при Эдреи: Башан – это область восточнее Голанских высот, сегодня это юг Сирии на границе с Иорданией. Как мы отмечали в комментарии к книге Чисел (32:39), Моисей направляет армию на север уже без указаний от Всевышнего и без провокаций со стороны Ога, поскольку Башан издавна принадлежал сынам Менаше, которые завладели им в период египетского рабства (будучи сыновьями Иосифа они не были порабощены в Египте и служили в египетской армии). Пока они отсутствовали, пришел Ог и захватил их владения – и сейчас колено Менаше забирает обратно свою собственность.
(2) И Господь сказал мне: не бойся его, ибо Я предал в руку твою его и весь его народ, и его землю; и ты поступишь с ним, как поступил с Сихоном, царем Аморреев, который жил в Хешбоне: Бог подтверждает решение Моисея о захвате царства Ога.
(5) Все эти города, укрепленные стеною высокою, воротами и запорами: Аналогичных укрепленных городов в Ханаане испугались в свое время разведчики (Числа 13:28), поэтому захват укрепленных городов также имел важное воспитательное значение.
(8) И взяли мы в то время, из рук двух царей Аморрейских, землю, которая в Заиорданье, от реки Арнон до горы Хермон: В итоге общая территория завоёванных царств на восточном берегу Иордана простирается от Арнона до Хермона.
(9) У Цидонян: Это финикийцы.
Хермон называется Сирьон, а Аморреи называют его Снир: Отмечается, что Хермон (2800 м. над уровнем моря), видный на многие сотни километров вокруг, является ориентиром для всех окрестных народов. Важно, что теперь народ Израиля тоже имеет доступ к нему. Название Хермон происходит, от херем, «запретный, недоступный».
(10) Все города равнины и весь Гилад, и весь Башан до Салхи и Эдреи, городов царства Ога в Башане: Подчеркиваются огромные размеры завоеванной территории: в нее входит не только восточный берег Иордана, но и часть Сирии – «весь Башан».
(11) Ибо только Ог, царь Башана, остался из Рефаим: Война с потомком великанов была сложной, поэтому победа в ней так важна.
Вот его железная кровать: В те времена железо было очень ценным материалом. Железная кровать Ога свидетельствует о его огромном богатстве.
В Рабат-бней-Амон: Буквально «главный город Аммонитян» – сегодня это Амман, столица Иордании (на иврите он до сих пор называется Рабат Амон).
Она ведь: Слово «ведь» указывает на то, что данный факт был повсеместно известен. Аммонитяне гордились этим трофеем, который они, по-видимому, захватили, отвоевывая эту землю у Рефаим (2:20). Нахманид полагает, что Ог был царем тех Рефаим, землю которых завоевали Амонитяне. После поражения он ушел в Башан и стал править Аморреями.
Девять локтей в длину и четыре локтя в ширину: Размеры кровати примерно 4,5 на 2 метра. Аммонитяне хранили этот артефакт как знак победы над великанами.
Поскольку сыны Израиля должны начать завоевание Страны, упоминание о победе Аммонитян над таким сильным противником дополнительно воодушевляет их.
4.7. Раздел земли в Заиорданье (3:12-20)
(12) И эту землю, которой мы овладели в то время, от Ароэра, что у потока Арнон, и половину нагорья Гилад с городами его – я отдал Реувену и Гаду;
(13) А остальную часть Гилада и весь Башан, царство Ога, – я отдал половине колена Менаше. Ведь вся область Аргов и весь Башан называлась землей Рефаим, -
(14) Яир, сын Менаше, взял всю область Аргов до предела Гешура и Маахи, и назвал их, селения этого Башана, по имени своему «селениями Яира», и так это стало.
(15) А Махиру я отдал Гилад.
(16) А Реувену и Гаду я дал от Гилада до реки Арнон, по потоку проходит граница, – и до реки Яабок, границы сынов Амона,
(17) И степь вдоль Иордана, от Кинерета до моря степного, Соленого моря, до склонов Писга на востоке.
(18) Повелев им при этом: Господь, Бог ваш, дал вам землю эту, чтобы владеть ею; пусть же все воины ваши пойдут впереди войска братьев своих, сынов Израиля.
(19) Только жены ваши и дети ваши, и скот ваш – знаю я, что скота у вас много – пусть останутся в городах ваших, которые я дал вам,
(20) Пока Господь не доставит пристанища братьям вашим, как вам, и пока не овладеют также и они землей, которую Господь, Бог ваш, дает им по ту сторону Иордана; тогда возвратитесь вы в свое владение, которое я дал вам.
(12) И эту землю: Моисей называет Заиорданье hа-Арец hа-Зот, «эта земля». Это название употребляется в книге Бытия («чтобы дать тебе землю эту в наследие», 15:7), когда Бог обещает в «завете между рассеченных частей» отдать Аврааму «земли десяти народов». Так, завоевание Заиорданья рассматривается здесь не само по себе, а как реализация Божественного обета Аврааму (в отличие от книги Чисел, где оно обусловлено скорее случайностью, т.е. конфликтом с Сихоном).
Которой мы овладели в то время, от Ароэра, что у потока Арнон, и половину нагорья Гилад с городами его – я отдал Реувену и Гаду: В книге Чисел рассказывается что эти территории были выделены Реувену и Гаду по их требованию, которое сначала даже привело к конфликту – но здесь во Второзаконии нет упоминания о конфликте, и все происходило согласно исходному Божественному плану.
(13) А остальную часть Гилада и весь Башан, царство Ога, я отдал половине колена Менаше: Поскольку это уже была их собственность ранее.
Ведь вся область Аргов и весь Башан называлась землей Рефаим: Здесь еще раз возникает ассоциация с «заветом между рассеченными частями», в котором Аврааму обещана «земля Рефаим» (Бытие 15:20).
(14) Яир, сын Менаше, взял всю область Аргов до предела Гешура и Маахи и назвал их, селения этого Башана, по имени своему «селениями Яира», и так это стало: Подчеркивается активность и инициативность колена Менаше.
(16) А Реувену и Гаду я дал от Гилада до реки Арнон, по потоку проходит граница, – и до реки Яабок, границы сынов Амона: Таким образом, территория Заиорданье была разделена следующим образом: от Сеира (южнее Мертвого моря) и до потока Зеред (середина Мертвого моря) – владения Эдома; от Зереда до Арнона (север Мертвого моря) располагался Моав; севернее Арнона до Яабока (середина Иордана) располагались Реувен и Гад. При этом, верхнее течение реки Яабок, текущей с юга на север, было границей между Амоном (с востока от Яабока) и Израилем (между Яабоком и Иорданом), а нижнее течение реки (поворачивающей к западу и впадающей в Иордан) было границей между коленами Гада (южнее Яабока) и Менаше (к северу от него). Все эти потоки и реки протекали в глубоких ущельях, поэтому считались естественной границей между народами и коленами.
(19) Только жены ваши и дети ваши, и скот ваш – знаю я, что скота у вас много: Здесь Моисей говорит, что он и сам знает про скот Реувена и Гада, а в параллельном рассказе в Числах (32:4) ему сообщают об этом. В этом также отличие сущностного рассказа от внешнего фактологического повествования.
4.8. Руководство переходит к Иеhошуа (3:21-22)
(21) И я заповедал Иеhошуа в то время, сказав: глаза твои видели все, что сделал Господь, Бог ваш, с двумя этими царями; так же сделает Господь со всеми царствами, через которые ты пройдешь.
(22) Не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, воюет за вас.
(21) И я заповедал Иеhошуа в то время, сказав: глаза твои видели все, что сделал Господь, Бог ваш, с двумя этими царями; так же сделает Господь со всеми царствами, через которые ты пройдешь: В книге Чисел (гл. 32) не говорится об этом наставлении, поскольку там завоевание Заиорданья рассматривается как произошедшее почти случайно. Во Второзаконии же, при сущностном описании, оно предписано Всевышним и, как видно из этого стиха, является частью психологической подготовки к завоеванию Ханаана.
(22) Не бойтесь их, ибо Господь, Бог ваш, воюет за вас: Эта война пройдет не чудесным, а естественным образом, поэтому для решения проблемы следует преодолеть страх и призвать народ и его руководство не бояться.